лит., 1989. - 672 с.
3. Ломунов, К.Н. Лев Толстой : очерк жизни и творчества / К.Н. Ломунов. - М. : Детская литература, 1978. - 256 с.
2. Серия литературных мемуаров. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников : в 2 т. - М. : Худ. лит., 1985.
4. Толстая, А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого / А.Л. Толстая. - М. : Книга, 1989. - 503 с.
5. Шифман, А. И. Страницы жизни Льва Толстого / А.И. Шифман. - М. : Сов. Россия, 1983. - 335 с.
УДК 373.3
Н.М. Жданова, Е.С. Мальцева г. Шадринск
Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших
школьников
В статье дан анализ отечественной литературы по проблеме исследования, выделены характеристики самоконтроля младших школьников в структуре учебной деятельности.
Самоконтроль, функции самоконтроля, учебная деятельность.
N. M. Zhdanovа, E. S. Maltsevo. Shadrinsk
Self-control in the structure of educational activity of younger schoolboys
In the article the analysis of Russian literature on the research problem, selected characteristics of self-control younger students in the structure training activities.
Keywords: Self-control, the functions of self-educational activity.
Учебная деятельность, в современной методике развития образования, представляет единую структуру, компоненты которой, рассматриваются в рамках деятельностного подхода. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: учебные и познавательные мотивы, учебную задачу, цель и действия (УУД). Основными компонентами учебной деятельности учащихся начальных классов являются действия самооценки и самоконтроля, обеспечивающие, продуктивность действий субъекта, а также произвольность и сознательность.
Остановимся на понятии «самоконтроль» в психолого-педагогических исследованиях.
С точки зрения психологии, в рамках деятельностного подхода, самоконтроль - это умение человека регулировать производимые им действия и сверять их с заданной программой [3, 452]. В исследованиях Н.Д. Левитова самоконтроль понимается как акт умственной деятельности человека и формой развития и проявления самосознания [6].
Д.Н. Богоявленский считает, «что крайне важно ...приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами» [2, 201].
В трудах П.Я. Гальперина характеристика самоконтроля со стороны психологии, дана в связи с отсутствием внимания [5]. Он внимание определяет, как автоматизированное и безупречное выполнение этого действия.
П.Я. Гальперин определяет в составе контрольно-оценочной деятельности следующие элементы:
- построение вида ситуации, в которой происходят действия,
- составление концепции действия,
- контроль за выполнением действия, оценка [5, 47].
Согласно положения системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова самоконтроль содержит систему действий учащихся за полнотой и правильностью исполнения учебных операций [4].
Таким образом, в психологии существуют различные трактовки понятия «самоконтроль», предполагающие сознательную регуляцию и оценку субъектом собственных действий.
В педагогике, так же не существует единого подхода к определению понятия «самоконтроль». Так Ю.К. Бабанский считает, что самоконтроль является главным элементом учебной деятельности, способствует увеличению результативности обучения всем предметам. Учитель должен применять подходящие приемы, методы по формированию у учащихся учебного действия самоконтроля. В.В. Чебышева Анализирует самоконтроль в рамках личностной и предметной регуляции, считает самоконтроль задачей установления различия между реальным и запрограммированным ходом деятельности, ее этапами и результатами, внесение корректив в план действий [1].
Следовательно, под самоконтролем следует понимать действия учащихся, выражающиеся в осуществлении контроля за итогами своей деятельности и изменения ее в процессе исполнения школьных заданий.
Рассмотрение функций самоконтроля позволит выявить разнообразные их определения авторами.
Функции самоконтроля, отмеченные А.С. Лындой:
1) проверочная, заключается в сопоставлении учащимся постигнутой учебной цели с требуемой,
2) диагностирующая, обучающиеся устанавливают условия и причины, в результате которых, возникают ошибки,
3) обучающая, происходит совершенствование знаний школьника, поднимается мыслительная деятельность, которая, в свою очередь, направлена на усиление и уточнение знаний,
4) воспитывающая, определяет развитие таких личностных качеств обучающегося как - критичность, упорство в работе и самостоятельность,
5) развивающая, представляет собой развитие познавательных способностей и мышления учащихся начальных классов [8].
Д.Б. Эльконин различает два вида контроля: по результату и по процессу [4].
В.В. Чебышева классифицирует действия самоконтроля по различным признакам:
1) входящие в самоконтроль элементы (констатирующий, корректирующий);
2) способы получения информации о протекании выполняемой операции (непосредственный, опосредованный);
3) этапы технологического процесса: подготовительный, текущий, заключительный (самоконтроль за совершаемыми действиями и их результатами, самоконтроль учета и коррекции результата выполняемой работы [9, 42].
Существует систематизация самоконтроля по формам организации работы обучающихся. Такими формами являются: индивидуальная, фронтальная и взаимная проверка.
П.Я. Гальперин выделяет три вида самоконтроля:
1) контроль в форме произвольного внимания, используемый при сопоставлении действия с заданным образцом,
2) упреждающий контроль, используемый при отсутствии образца и заключающийся в соотнесении действия с условиями его выполнения и ожидаемыми результатами,
3) рефлексивный самоконтроль, используемый в случае перестройки способа действия или его создания и представляющий собой систему проб, состоящих в примеривании изменяющегося способа действия к новым условиям его выполнения [5].
Причиной для данной классификации является наличие или отсутствие образца, представленная классификация в большей мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к степени овладения школьниками учебной деятельностью. Так как в учебной деятельности эталон не всегда бывает определен обучающимися, самоконтроль не дает конечного результата деятельности о характере ошибки и где она была допущена. Поэтому существенное значение приобретает самоконтроль как осознание выполняемой обучающимся деятельности в процессе ее осуществления. По завершению контроля ученик начинает оценивать процесс и результат деятельности. Воздействие контроля связано с воздействием оценки и исправления выполняемой деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что контроль и оценка являются частью единой учебной деятельности, значит, педагогу необходимо развивать их в комплексе [7].
Таким образом, в педагогических и психологических исследованиях, к определению сути самоконтроля показаны разнообразные подходы, каждый из которых отражает разные его стороны. При этом у многих авторов в равной мере выражена суть
самоконтроля, которая определяется в сравнении выполняемых действий школьниками с эталоном и поставленной целью. В одних случаях под эталоном понимают определенный результат действия, в других же, сам порядок исполнения данного действия, содержание и последовательность его деятельности. Итоги исследований авторов демонстрируют, что успешность и результативность деятельности младших школьников в процессе обучения зависят от умений критически оценивать свои знания и умения, определять ошибки, проводить анализ факторов их происхождения и вносить изменения в свою деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - Москва : Знание, 1981. - 210 с.
2. Богоявлинский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявлинский, Н.А. Менчинская. -Москва : Просвещение, 1959. - 345 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
4. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 450 с.
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва : Просвещение, 1978. - 150 с.
6. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - Москва : Просвещение, 1964. -476 с.
7. Леонтьев, В.Г. Психологические мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 2011. - 89 с.
8. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. - Москва : Высшая школа, 1979. - 67 с.
9. Чебышева, В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения // Вопросы психологии обучения труду : сб. науч. тр. / В.В. Чебышева ; под ред. А.А. Смирнова. - Москва : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 2002. - 259 с.
УДК 373.3
Л.А. Милованова, Н.В. Шарыпова, г. Шадринск
Методы и приемы, используемые в профориентационной работе в
начальных классах
В современном мире профориентационая работа является неотъемлемой частью школьного образования на каждом ее этапе. Помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему лучше организовать учебную деятельность, но и дает ему уверенность и спокойствие в отношение своего