8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры... / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. - М: Просвещение, 2010.
9. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003. - С. 211-224.
Педагогика
УДК:376.3
кандидат педагогических наук, доцент Андрусёва Ирина Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
САМОКОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и роль формирования самоконтроля в процессе обучения письму учащихся с задержкой психического развития в младших классах специальной (коррекционной) школы на уроках русского языка. Дается определение самоконтроля как фактора, влияющего на качество обучения детей с задержкой психического развития в условиях школы. Описывается особенность самоконтроля в речевой деятельности, описываются условия развития самоконтроля и периоды его формирования у учащихся с задержкой психического развития в младших классах специальной (коррекционной) школы.
Ключевые слова: самоконтроль, специальная (коррекционная) школа, задержка психического развития, саморегуляция, контроль, обучение письму, русский язык.
Annotation. This article discusses the concept and role of the formation of self-control in the learning process of writing students with mental retardation in the lower classes of special (correctional) school in the lessons of the Russian language. The definition of self-control as a factor affecting the quality of education of children with mental retardation in school is given. The feature of self-control in speech activity is described, the conditions of self-control development and the periods of its formation in students with mental retardation in the lower grades of a special (correctional) school are described.
Keywords: self-control, special (correctional) school, mental retardation, self-regulation, control, learning writing, Russian language.
Введение. Реформирование и обновление системы специального образования, которое происходит в России - внедрение инклюзивного образования, направлено, прежде всего, на совершенствование содержательных образовательных компонентов; коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями. В этом аспекте актуальной является проблема, связанная с развитием самоконтроля в учебной деятельности учащихся со сниженным уровнем интеллектуального развития, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Факторы, влияющие на качество обучения детей в условиях школы проанализированы и раскрыты в работах отечественных и зарубежных исследователей: роль познавательной деятельности раскрыта в работах В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, С. Д. Максименко, Д. Б. Эльконина; мотивации учения и деятельности (Л. И. Божович, Н. Н. Власова, Б. И. Додонов, И. В. Доронина, Н. В. Елфимова и др.), самооценки (Н. А. Жулидова, Л. И. Прохоренко, Л. Ю.Фомина, Г. А. Цукерман), а также самоконтроля (Ю. Ю. Батий, Н. Й. Боришевский, Г. С. Никифоров). Основными критериями, которые обеспечивают достаточный уровень учебной деятельности, определен достаточный уровень развития психических процессов, мотивационно-волевой сферы и компонентов самоконтроля.
Проблема самоконтроля разносторонне представлена в исследованиях Н. Й. Боришевского, В. В. Давыдова, Г. С. Горобец, Е. И. Исаева, А. К. Марковой, В. Г. Романко, и др.; самоконтроля как средства формирования учебных умений и навыков (А.С. Линда, Н.А. Никулина, К.Н. Поливанова, А. В. Руденко, В. И. Рыжик,); как компонента учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Ю. Б. Максименко, А. К. Маркова, В. В. Чебышева). Данные исследования определяют особенности становления самоконтроля у младших школьников, причины затруднений, возникающих во время самостоятельного выполнения учебных заданий.
Проблема учебно-познавательной деятельности и самоконтроля у детей с задержкой психического развития изучалась Г. И. Жаренковой, Н. А. Жулидовой, Н. И. Королько, В. И. Лубовский, Ю. Б. Максименко, У. В. Ульенкова и др. Исследователи указывают на значимость проблемы самоконтроля в развитии познавательной сферы в аспекте учебной деятельности ребенка с особенностями психофизического развития и отмечают ряд общих черт психологической сущности самоконтроля, условий и путей его формирования.
Исследование самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития, в основном, были проведены в аспекте саморегуляции познавательной деятельности (Н. В. Бабкина, Я. Бедер, Г. А. Вайзер, Б. В. Зейгарник, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова); психических процессов (Т. А. Власова, Т. В. Егорова, Т. Д. Ильяшенко, Н. М. Компанец, И. Ф. Марковская, Н. С. Певзнер и др.); в рамках учебной деятельности (Г. Й. Жаренкова, И. И. Калмыкова, Н. И. Королько, Ю. Б. Максименко).
Однако, особенности самоконтроля учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения письму изучены недостаточно, что и обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса в данной статье.
Формулировка цели статьи. Цель статьи обосновать необходимости исследования проблемы самоконтроля младших школьников с задержкой психического развития как составляющей обучения письму.
Изложение основного материала статьи. В последние годы заметно растет интерес психологов, лингвистов, лингводидактов к изучению особенностей речи с учетом положений теории речевой деятельности, которая основывается на идеях И. Бодуэна-де-Куртенэ, Л. С. Выготского, Л. В. Щербы. Важность этой теории очевидна, поскольку речевая деятельность, по определению А. А. Леонтьева, - это «процесс использования человеком языка для общения», а «теория речевой деятельности стремится дать полную модель этого процесса [7, с. 100]».
Положения теории речевой деятельности положены в основу обучения языку детей с задержкой психического развития, основной целью которого является речевое развитие.
Определяющим компонентом в механизме овладения речью является процесс порождения речевого высказывания на основе самоконтроля. Критика собственного текста с учетом разных уровней умений в конкретном классе является важным педагогическим средством развития письменной речи учащихся [7].
Признавая, как и Л. С. Выготский, трёхсоставляющую структуру процесса порождения высказывания,
A. Р. Лурия рассматривает его как особый вид психической деятельности со всеми характеристиками, присущими деятельности. Это, по мнению психолога, означает, что обязательным компонентом процесса порождения развернутого высказывания является постоянный контроль за речью, который сопровождается в сложных случаях сознательным отбором нужных речевых компонентов из многих альтернативных [8].
Ученый доказывает, что постоянный контроль является неотъемлемым элементом процесса порождения высказывания [8].
В предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речевого высказывания такой механизм должен функционировать на четвертом этапе - этапе сопоставления реализации замысла с самим замыслом. Психолог считает, что этот этап может осуществляться одновременно с этапом реализации замысла [7].
Учебный предмет «русский язык» в специальной (коррекционной) школе занимает ведущее место в коррекционном обучении и направлен на формирование речевой деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями [3].
Важность контроля как обязательного компонента речевой деятельности отмечают исследователи письменной речи учащихся П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая, отмечая, что «управление действием на основе образа предполагает сопоставления задачи с её исполнением. Следовательно, контроль является необходимой и существенной частью такого управления. Формы контроля могут быть различными, степень их развития - тоже, но без контроля за течением действия управление этим действием осуществить невозможно. В той или иной форме, с разной степенью развития контроль является неотъемлемым элементом психики как ориентационной деятельности [4, с. 89]».
Таким образом, психологические и психолого-педагогические исследования выделяют контроль как особый и обязательный компонент речевой деятельности.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески развивать познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, одновременно руководить ими, осторожно помогать им в собственной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю в речевой деятельности и вовлекать в работу над речевыми ошибками [6].
Вопрос контроля как обязательного компонента какой-либо деятельности освещены во многих трудах психологов и методистов. Самоконтроль в учебной деятельности анализируют Ю. Ю. Батий, В. А. Галкина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницькая, В. Е. Мамушин, С. П. Тищенко и др. [1; 3; 4; 9; 12].
Исследования, которые проводились с целью изучения условий успешного формирования самоконтроля в различных видах деятельности детей, в том числе и в учебной, обозначили важные факторы и условия, которые эффективно влияют на развитие самоконтроля, а именно: активное овладение правилами выполнения деятельности, ее образцами, что является непременной предпосылкой осуществления самоконтроля; установка на самоконтроль и осознание самоконтроля как специального действия; переход от самоконтроля на материальном уровне к самоконтролю во внутреннем плане; оценка собственной деятельности как важное средство активизации самоконтроля; привлечение детей к процессу само - и взаимоконтроля; обеспечение учащихся соответствующими внешними материальными средствами контролирующих актов деятельности.
Контроль состоит из самоконтроля и контроля за деятельностью других лиц. По определению Г. Эйгера, самоконтроль является одним из звеньев замкнутой цепи управления или регуляции, функциональное назначение которого - установление степени расхождения между эталоном (образцом) и объектом контроля. В структуру самоконтроля входят механизмы прямой и обратной связи и средство сопоставления, которые помогают определить степень расхождения между образцом и объектом контроля [13, с. 7].
Самоконтроль рассматривается, как умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? Все, ли я сказал? Очень близко к этому определению самоконтроля определение
B. И. Страхова, который считает, что «самоконтроль является формой деятельности, проявляющейся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».
Д. Б. Эльконин определяет самоконтроль немного по-другому, но смысл остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизведенного действия ребенка и его результата с образцом через предварительный образ» [14].
В. А. Галкина считает, что самоконтроль - это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа изменений, происходящих в предметной деятельности, позволяющий достичь цели [3].
Ю. Ю. Батий считает, что самоконтроль - это способность критически относиться к своим действиям, поступкам, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом [1].
В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению сущности самоконтроля. Самоконтроль - это сложное и многогранное явление. Каждое из приведенных определений отражает отдельные стороны. Если сравнить все определения самоконтроля, то можно увидеть, что, несмотря на некоторые различия в формулировках понятия, все названные авторы одинаково выражали его психологическую сущность. Она состоит в «соотнесении», «сопоставлении», выполненных действий с «образцом», «с поставленными целями», т. е. можно сказать, что действие контроля состоит в сопоставлении воспроизведенного действия ребенка и его результата с образцом через предварительный образ [6; 12].
Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, авторы указывают, что без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Только на основе самоконтроля можно регулировать деятельность при выполнении тех или иных операций.
Самоконтроль имеет большое значение при выполнении самостоятельной работы на уроке, т. к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может
быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах самостоятельной работы в классе и дома.
Самоконтроль является неотъемлемой частью образовательной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Это позволяет учащимся специальной (коррекционной) школы отслеживать и сознательно регулировать свои действия, результаты этих действий на основе поставленной цели, намеченного плана, и усвоенного образца [6].
Выяснение природы самоконтроля имеет важное значение для понимания механизмов осуществления учащимися самоконтроля в процессе составления предложений и написания письменных работ, поскольку определяющим компонентом механизма овладения речью является критика собственного текста [6].
В психолого-педагогических трудах, посвященных проблеме формирования самоконтроля во время учебной деятельности, исследователи выясняют суть этого психологического явления, определяющие взаимозависимость между степенью сформированности самоконтроля, его интенсивностью и направленностью и уровнем развития внимания [2; 13; 11].
Контроль за качеством собственной речи заключается в предупреждении, устранении ошибок, которые появляются в процессе создания текста при переходе внутренней речи в развернутую внешнюю [1; 6; 9]. Такие ошибки могут появиться на уровне предложения или текста.
Поскольку овладение самоконтролем - процесс, связанный с качественными изменениями в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности, во время работы над усовершенствованием собственного письменного текста у учащихся необходимо выработать специфические мотивы и применить целесообразные формы работы. Мотив побуждает учеников к творчеству и является важным условием совершенствование письменных высказываний, которые они составили самостоятельно.
С психологической точки зрения письменная речь существенно отличается от устной и внутренней, поэтому во время формирования умений совершенствовать письменные высказывания необходимо создавать у учащихся специфические для этой формы речи мотивы и ставить перед ними такие же специфические задачи. Важно вызвать у детей желание, потребность писать, причем писать правильно, письменная речь должна быть осмысленной для них и стать жизненно необходимой потребностью [2].
Исследователи подчеркивают необходимость мотивации во время формирования самоконтроля за качеством письменных предложений и текстов, написанных собственноручно [3].
В норме психического развития саморазвитие, самоконтроль возможны на определенной стадии возрастного развития ребенка, когда сформировались механизмы саморегуляции, и происходит при наличии основных психических образований: рефлексии, целеполагания, планирования действий и предвидение результатов их. У учащихся же с задержкой психического развития недостаточно сформированы интеллектуально-познавательная, мотивационная сфера и операционно-технические возможности, что затрудняет самоконтроль в процессе их учебной деятельности
Выводы. Таким образом, проблема формирования самоконтроля детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста разносторонне представлена в психолого-педагогической литературе. Однако, остается актуальным вопрос формирования самоконтроля в процессе обучения письму младших школьников с задержкой психического развития и влияние психолого-педагогических условий на развитие компонентов самоконтроля. В этом контексте отсутствует целостный подход к формированию самоконтроля в процессе обучения письму младших школьников с задержкой психического развития, не разработаны научно обоснованные технологии формирования самоконтроля, что существенно затрудняет процесс обучения письму учащихся данной категории.
Литература:
1. Батий Ю. Ю. О некоторых средствах контроля и самоконтроля в общеобразовательной школе [Текст]: метод. рекомендации в помощь учителю / Ю.Ю. Батий. - Л.: [б. и.], 1970. - 38 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
3. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В. А. Галкина // Образование и наука. 2015. №2 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-v-protsesse-obucheniya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 07.05.2018).
4. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: Изд-во Московского университета, 1974. - 102 с.
5. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество / Н. И. Жинкин. - Избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
6. Зимняя И.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления / И. А. Зимняя. И. И. Китросская, К. А. Мичурина // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Рус. яз., 1991. - С. 144-152.
7. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности / A. A. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
8. Лурия А. Г. Язык и сознание / А. Г. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
9. Мамушин В. Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. - 1991. - № 1. - С. 15-18.
10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В. С. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 456 с.
11. Прохоренко Л. И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л. И. Прохоренко // JSRP. 2014. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-samootsenki-u-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 7.05.2018).
12. Тищенко С. П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / С. П. Тищенко. - М., 1967. - 18 с.
13. Эйгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания / Г. В. Эйгер. - Х.: Основа, 1990. - 184 с.
14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Возрастная и педагогическая психология / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 79-96.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Анисимова Людмила Сергеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Муртазаева Анифе Энверовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ДЕКОРАТИВНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития самостоятельности младших школьников при решении декоративно-художественных задач на уроках технологии. В работе анализируется понятие самостоятельности младших школьников и её развитие в процессе обучения, условия организации и успешного решения декоративно-художественных задач на уроках технологии в начальной школе.
Ключевые слова: самостоятельность, развитие, декоративно-художественная задача, система образования, образовательная среда, комплекс познавательных действий, урок технологии, креативное (творческое) мышление.
Annotation. The article is devoted to the problem of the development of independence of younger students in solving decorative and artistic problems in the classroom technology. The paper analyzes the concept of independence of younger students and its development in the learning process, the conditions of the organization and successful solution of decorative and artistic problems in the classroom technology in primary school.
Keywords: independence, development, decorative and artistic task, education system, educational environment, complex of cognitive actions, technology lesson, creative thinking.
Введение. Одной из основных задач образования является формирование самостоятельной, творческой личности, которая требуется современному обществу, самореализуется и совершенствуется в нем, способна адаптироваться к любым социально-экономическим и политическим условиям нашей страны. Актуальность проблемы развития самостоятельности младших школьников в решении декоративно-художественных задач на уроках технологии вызвана потребностью современного общества в постоянно меняющихся и совершенствующихся методах психологического и педагогического влияния на формирующуюся личность обучающихся младших классов с целью развития самостоятельности, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Формулировка цели статьи. Выявить особенности использования декоративно-художественной деятельности как средства развития самостоятельности младших школьников на уроках учебной дисциплины «Технология».
Изложение основного материала статьи. В процессе школьного образования обучающиеся начальных классов обязаны освоить комплекс познавательных действий: реализация планирования собственной независимой деятельности; выбор оптимального ответа на непонятные вопросы и положения; рациональная организация своего рабочего места, гарантируя необходимые требования для успешного интеллектуального труда; нахождение материалов с целью подтверждения определенных положений; реализация подробного планирования и упорядоченности учебного материала в начальном звене школы.
Внутренняя необходимость личности в познаниях, способность их приобретать из разнообразных источников и креативно пользоваться ими на практике характеризуются как самостоятельность. Развитие самостоятельности обучающихся начальных классов в образовании с течением времени приобретает статус одной из приоритетных задач педагогики. Это спровоцировано соответствующими фактами: потребность воспитания личности, которая в дальнейшей будет готова к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, представляет собой некое условие и частично выделяется во многих документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования) [6, c. 98].
Немаловажную значимость в развитии самостоятельности обучающихся начальных классов представляет технологическое образование. Существовавшая продолжительные годы в отечественных образовательных учреждениях технологическая подготовка обучающихся имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо выделить то, что заинтересованность к трудовому обучению очень мала, так как не связана с потребностями и склонностями обучающихся. Младшие школьники не замечают социальной и личной значимости собственной деятельности. Классические формы и методы организации трудового обучения не привлекают обучающихся в исследовательскую деятельность, которая является для них более оптимальной, способствующей гармоничному развитию самостоятельной личности младшего школьника.
Изучая разнообразные темы на уроках, школьники получают своеобразный образец к решению декоративно-художественных задач. Данным образцом обучающиеся пользуются при решении подобных задач в дальнейшем. С одной стороны они отчетливо отрабатывают умения и навыки их решения, с другой, учащиеся не всегда четко представляют поставленную цель. В следствии этого при не обычной формулировке задачи у обучающихся появляются трудности с её решением [4, c. 59].