3. Астафьева А.Е. Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности современного преподавателя английского языка // Кирсановские чтения (сборник научных статей, выпуск V). Казань: Изд-во КВВКУ, 2017. С. 12-16.
4. Гартон С. Инновации в системе высшего педагогического образования от теории к практике реализации // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования, 2016. № 4. С. 69-71.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Самарина Е.А.
Самарина Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации, г. Москва
Аннотация: рассмотрены теоретические аспекты формирования навыков контроля и самоконтроля при становлении письменной речи обучающихся младшего школьного возраста. Рассмотрены причины несформированности навыков самоконтроля, методические рекомендации учителю по развитию данных навыков у младших школьников.
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, школьный возраст, развитие письменной и устной речи, работа с текстом, коррекционно-развивающее обучение.
В современной литературе психолого-педагогического направления самоконтроль разные авторы определяют как осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль - условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Основной функцией самоконтроля является установление степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей, что носит формирующий характер.
Исследования самоконтроля разные ученые (философии, психологии и педагогики) (А.Я. Арет, М.И. Боришевский, Т.И. Гавакова, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин и другие ученые) связывают с вопросами предметного обучения и воспитания в школе. Организацией самостоятельной учебной деятельности школьников занимались такие исследователи как: Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие. Независимо друг от друга они пришли к выводу, что есть прямая зависимость между степенью самостоятельности школьников и уровнем развития самоконтроля.
Изучением лингводидактических аспектов самоконтроля занимались такие ученые как: М.Е. Брейгина, Д.Н. Александров, И. А Зимняя. Д.Р. Джуманова, и другие. Изучением контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка при обучении орфографии - М.М. Разумовская, Н.Н. Алгазина, Е.Г. Шатова; исследованием лексики - М.Т. Баранов; морфологии - Т.К. Донская, Л.А. Тростенцова, А.П. Еремеева; обучением пунктуации - Г.П. Фирсов, Г.И. Блинов; в направлении письменной речи учащихся - А.К. Сердюк, В.Е. Мамушин, С.П. Тищенко и другие. Для исследования методического характера характерно
7
широкое понимание феномена контроля: в него включается и исправление недочетов деятельности, что составляет уже не контроль, а коррекцию.
Самоконтроль в методических работах рассматривается, как важное средство создания «иммунитета» против ошибок и определяется как:
- умение сравнивать, обнаруживать, исправлять или предупреждать ошибки своей деятельности;
- коррективы в процессе речи заключаются в следующем: во-первых, как нужно говорить и во-вторых, внесение необходимых исправлений.
Два вида самоконтроля (М.Т. Баранов) [1, с. 60]:
- непосредственный самоконтроль (в момент речевой деятельности внесение в речь коррективов);
- отсроченный (спустя некоторое время вносят коррективы в речевое произведение).
Формирование текущего самоконтроля школьников составляет методику развития связной речи [3].
Овладение учащимися приемами и способами самоконтроля, учитывая специфику каждого предмета - это и есть основной путь формирования самоконтроля.
Причинами появления в работах учащихся ошибок является нарушение функции самоконтроля [1, с. 60]:
- нарушена ориентация на восприятие текста (при переходе к письменной речи, речевой самоконтроль становится самостоятельным и осуществляется без опоры на реакцию другого лица);
- недостаточный речевой опыт;
- затруднения перехода от внутренней речи к развернутой внешней речи;
- сбой в работе оперативной памяти, задача которой состоит в «удержании» текста;
- внутренняя речь не опирается на грамматические правила и в результате происходит нарушение согласования и управления слов;
- совмещение многоаспектного речевого самоконтроля с орфографическим и пунктуационным;
- недостаточная сформированность навыков и умений построения связного высказывания;
- недостаточная мотивация учебной деятельности.
Большое количество ошибок в письменных работах учащихся объясняется недостаточным уровнем развития самоконтроля, в неумении и нежелании совершенствовать текст, недостаточная работа с черновиком [5].
Учителю необходимо проводить специальную работу, направленную на коррекцию подобных ошибок, повышение мотивации и обучение приемам речевого самоконтроля.
Самоконтроль в речевой деятельности это:
- языковая интуиция;
- чувство языка.
Оценочный механизм контроля правильности речи, формируется в результате практического усвоения языковой системы и в процессе речевой деятельности ребенка. Важное значение имеет развитие и обогащение культуры речевого опыта учащихся. Это важное условие для успешного становления навыков самоконтроля. Эти навыки автоматизируются на основе как отрицательного речевого материала (как не надо писать), так и на основе положительного речевого материала (как надо писать). Подобный материал используется при чтении, анализе и письме текстов.
Вывод:
1. Есть прямая зависимость между степенью самостоятельности школьников и уровнем развития самоконтроля.
2. Методисты считают, что самоконтроль - это «иммунитет» против ошибок.
3. Постоянное сравнение процесса своей деятельности с образцом выполнения работы (письменной или устной), приводит к формированию самоконтроля.
4. Недостаточный уровень самоконтроля приводит к большому количеству ошибок, как в устной речи учащихся, так и в письменных работах.
Список литературы
1. Баранов М.Т. Самоконтроль в пользовании языком // Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 60-61.
2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999. № 7. С. 61-71.
3. Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе. М.: Владос, 1996. 317 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 476 с.
5. Тухман И.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников // Педагогическое обозрение, 1999. № 4. С. 136-144.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА
Киселева И.А.
Киселева Ирина Александровна — магистрант, кафедра психолого—педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
города Москвы Московский городской педагогический университет, Институт специального образования и комплексной реабилитации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается психофизиологическое направление как двигательный акт. На первых ступенях жизни ребенка в становлении психомоторики важную роль играет ее двигательный компонент. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, потому как оказывают большое значение на становление высшей нервной деятельности ребенка. Ключевые слова: психофизиология, двигательный акт, моторный акт, мелкая моторика, психомоторика, двигательные функции.
Психофизиологическое направление в психологии наблюдает движения человека в понятиях рефлекторных актов, по порядку описываемых движений в виде объединения рефлексов. С точки зрения данного направления движение существует в виде двигательного комплекса (навыка). Понятие «навык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с условиями его проведения. Рефлекс представляется единицей анализа двигательных, моторных актов человека.
Исследования Н.А. Бернштейна представляют, что двигательный акт формируется двигательной задачей, определяется на разных уровнях регуляции моторики. Потому как человек осуществляет движения, различающиеся по участию в двигательном акте речи, по мере произвольности, то и мера управления этими движениями будет различна. Н.А. Бернштейн создал теорию уровневой организации движений. Эта теория позволяет распределить сложный двигательный акт на раскрытие состояния церебральных уровней и составные компоненты, их роль в регуляции действий и движений [1].
М.С. Певзнер и Т.А. Власова исследовали моторику как комплекс умений, навыков, сложных двигательных действий и двигательных реакций, присущих