Научная статья на тему 'Психофизиология моторно-двигательного акта'

Психофизиология моторно-двигательного акта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1458
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АКТ / МОТОРНЫЙ АКТ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ПСИХОМОТОРИКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Ирина Александровна

В статье рассматривается психофизиологическое направление как двигательный акт. На первых ступенях жизни ребенка в становлении психомоторики важную роль играет ее двигательный компонент. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, потому как оказывают большое значение на становление высшей нервной деятельности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиология моторно-двигательного акта»

3. Постоянное сравнение процесса своей деятельности с образцом выполнения работы (письменной или устной), приводит к формированию самоконтроля.

4. Недостаточный уровень самоконтроля приводит к большому количеству ошибок, как в устной речи учащихся, так и в письменных работах.

Список литературы

1. Баранов М.Т. Самоконтроль в пользовании языком // Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 60-61.

2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999. № 7. С. 61-71.

3. Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе. М.: Владос, 1996. 317 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 476 с.

5. Тухман И.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников // Педагогическое обозрение, 1999. № 4. С. 136-144.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА

Киселева И.А.

Киселева Ирина Александровна — магистрант, кафедра психолого—педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

города Москвы Московский городской педагогический университет, Институт специального образования и комплексной реабилитации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается психофизиологическое направление как двигательный акт. На первых ступенях жизни ребенка в становлении психомоторики важную роль играет ее двигательный компонент. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, потому как оказывают большое значение на становление высшей нервной деятельности ребенка. Ключевые слова: психофизиология, двигательный акт, моторный акт, мелкая моторика, психомоторика, двигательные функции.

Психофизиологическое направление в психологии наблюдает движения человека в понятиях рефлекторных актов, по порядку описываемых движений в виде объединения рефлексов. С точки зрения данного направления движение существует в виде двигательного комплекса (навыка). Понятие «навык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с условиями его проведения. Рефлекс представляется единицей анализа двигательных, моторных актов человека.

Исследования Н.А. Бернштейна представляют, что двигательный акт формируется двигательной задачей, определяется на разных уровнях регуляции моторики. Потому как человек осуществляет движения, различающиеся по участию в двигательном акте речи, по мере произвольности, то и мера управления этими движениями будет различна. Н.А. Бернштейн создал теорию уровневой организации движений. Эта теория позволяет распределить сложный двигательный акт на раскрытие состояния церебральных уровней и составные компоненты, их роль в регуляции действий и движений [1].

М.С. Певзнер и Т.А. Власова исследовали моторику как комплекс умений, навыков, сложных двигательных действий и двигательных реакций, присущих

человеку. В коррекционном плане представляют: тонкую, общую моторику, ручную моторику и артикуляционную моторику [2].

Мелкая моторика — совокупность нервной, костной системы, скоординированных действий мышечной, часто в соединении со зрительной системой, в исполнении точных и мелких движений кистями и пальцами ног и рук. В применении к моторным навыкам пальцев и руки то и дело употребляется название ловкость [7].

Мелкая моторика складывается естественным образом, начиная с младенческого возраста на основе общей моторики. Прежде всего, ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже может рисовать, правильно взять кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки делаются более сложными и разнообразными. Расширяется доля действий, которым необходима согласованность действий обеих рук [6].

Ступень становления мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Соответственно дошкольник, имеющий высокую ступень развития мелкой моторики, может логически рассуждать, у него достаточно развиты связная речь, внимание и память.

На первых ступенях жизни ребенка в становлении психомоторики важную роль играет ее двигательный компонент. Каждое движение, как бы случайно оно не появилось, представляет для ребенка живым опытом. Оно сопровождается ощущениями, которые опираются не только от внешних предметов, связок и сухожилий, но и от собственных мышц, снабженных чувствительными нервами и, с другой стороны, нет ощущений, нет восприятий, и представлений без движений и, вследствие этого, без связанных с ними двигательных ощущений. Это свидетельствует о тесной связи между становлением познавательной и двигательной сферы.

Среди двигательных функций движения пальцев рук имеет особое значение, потому что оказывают влияние на становление высшей нервной деятельности ребенка. А.Н. Леонтьев определил, что своевременное формирование ручных умений ребенка хорошо сказывается на развитии его психических процессов [5].

Все движения пальцев довольно точны, начинает изменяться словесная речь. Изменение движений пальцев рук как бы обеспечивают почву для дальнейшего формирования психической деятельности ребенка.

Формирование мелкой моторики руки, устройство в котором отображается тесная связь психических процессов и моторики - работа долговременная и протяженная по времени.

Дошкольнику следует приложить достаточно усилий, а педагогу проявить должное понимание и терпение, так как он учится красиво и правильно делать задания.

В старшем дошкольном возрасте работа по координации движений руки и развитию мелкой моторики должна стать ведущей частью подготовки к школьному обучению, именно, к письму. Рука ребенка-дошкольника физиологически слаба: не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенно развиты мелкие мышцы рук. У многих детей можно видеть слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к написанию ломанных, прерывистых, тонких линий, у других детей, совершенно иначе, повышенный тонус, и в этом случае рука дошкольника устает, напрягается, ребенок не может закончить работу без дополнительного отдыха [3].

Подготовленность руки большей частью решается индивидуальными особенностями моторного развития дошкольников и такими физиологическими данными, как изменение нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Дошкольнику предстоит научиться распределять мышечную нагрузку на руки, что предполагает под собой сразу же чередование силового расслабления и напряжения [4].

10

В соответствии с данными физиологов и психологов, у детей дошкольного возраста в меньшей мере развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев, слабая координация движений. Двигательные и зрительные анализаторы, которые непосредственно принимают участие в воспроизведении и восприятия букв и их элементов, находятся на разном этапе развития.

Образование же двигательных функций, включая и тонкие движения рук, возникает в процессе взаимодействия дошкольника с предметным и окружающим его миром. Иногда мы воспроизводим точные действия, запястья, выполняя разные движения в некоторых плоскостях, координируя положение наших рук. Для того чтобы небольшие движения были более экономными и точными, чтобы они не вызывали у дошкольника больше затрат энергии, ему необходимо шаг за шагом заниматься разными движениями запястья.

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. 175 с.

3. Гаврилина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. Ярославль: Академия развития, 1998. 192 с.

4. Денисова Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.rassvet.edu/ (дата обращения: 26.10.2017).

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Моск. Ун-т, 1981.

6. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР [Текст] / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология, 1989. № 4. С. 62-65.

7. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: АСТ, 2006. 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.