МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.291
Акимова Евгения Павловна
воспитатель, ДОУ № 91 г. Липецк, РФ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема психофизиологической готовности детей старшего дошкольного возраста к письму. На сегодняшний день серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины уделяется 5 - 6-летним детям. Данный возраст рассматривается как переходный от старшего дошкольного к младшему школьному (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Следует отметить, что одним из немаловажных аспектов развития ребенка в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики, координации движений ладони и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5 - 6 лет не теряет актуальности. Это связано как с психофизиологическими особенностями детей, так и с самим процессом письма.
Ключевые слова
Дошкольный возраст. Готовность к школе. Мелкая моторика. Графические навыки. Навыки письма.
Рефлекс.
В психическом развитии ребенка движения руки обладают своеобразным значением, они начинают формироваться довольно рано. В 50-х годах XX в. американским ученым В. Пенфилдом были установлены достойные внимания закономерности: во-первых, двигательная кора урегулирована по соматическому принципу, т.е. отдельный ее участок сопряжен с конкретной частью тела, во-вторых, области двигательной коры тех частей тела, которые осуществляют наиболее многообразные функции, больше по площади. Особенно обширными, беря во внимание пропорции тела, являются зоны, управляющие мышцами кисти руки и мимическими мышцами. Двигательные и чувствительные зоны коры прилегают друг к другу и практически повторяют карту двигательных зон. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребенка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его выполнения». Освоение двигательными навыками, в особенности графическими, - это создание временных нервных связей в коре головного мозга ребенка. Формирование движений и двигательных навыков находятся в зависимости как от дозревания нервно - мышечного аппарата ребенка, так и от содержания и строения деятельности на конкретном возрастном этапе. По данным физиологии, ЦНС и нервно - мышечный аппарат ребенка в 6-тилетнем уже сформирован, как у взрослого человека. После 5 - 6 лет у детей в коре головного мозга в соответствии с законами образования условных рефлексов формируются условно - рефлекторные функции чтения и письма. В основе овладения письмом также лежат двигательные навыки. Процесс развития навыка письма можно поделить на четыре формации. Дошкольный возраст считается «специфической» примерной стадией, в течении которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, получает графический опыт. От правильной организации данного опыта зависит преуспевание в первых письменных упражнений в школе. Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма - не одно и то же. Графические приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Возможно отметить три группы навыков письма: технические - умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, соблюдать гигиенические правила и т.д.; графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова (верный наклон, размер); орфографические - умение правильно устанавливать фонетический и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
буквенный состав слов. Ребенок правильно располагает лист (под наклоном), склоняется над тетрадью, во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, опора на локоть ведущей руки, работают только пальцы, мышцы запястья, ведущая рука прикрывает нижнюю часть тетради, осанка ровная, позвоночник не деформируется.
Таким образом, технические навыки письма обладают своей спецификой, своими трудностями. Непростые и графические навыки. Для того, чтобы у ребёнка формировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком). Для написания только одного слова, ребёнку необходимо выполнить целый ряд действий: проанализировать фонетический состав слова, определить очередность звуков в слове, уточнить звукофонемы, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать стечение согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок разбирается в задании, насколько он умеет подвергать анализу рисунок, буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление [5, с. 125]. Специфика и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Осуществление движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения. На исходных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог изображает необходимую букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит взглядом, в мыслях анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него формируется модель буквенного знака, который следует воспроизвести в тетради. Написание буквы в тетради также сопутствуется зрительным контролем, совершается визуальное сопоставление написанного с образцом и корректированием величины, формы, расположения буквы на линейке и её отдельных частей. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на расположение, координация движений руки, зрения даётся ребёнку достаточно тяжело. Условные рефлексы на пространственные сигналы образовываются в несколько раз медленней по сравнению с типичными условными рефлексами, так как они требуют различения сложных пространственных отношений. Таким образом, ребёнок вынужден ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать собственные движения. Главные характеристики письма детей старшего дошкольного возраста: нестабильность, нервность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение, несовершенны механизмы регуляции позы, практически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и складности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не имеет возможность произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными, или быстрыми, но неверными). Все это указывает на то, что моторная программа еще только складывается и необходима систематическая коррекция и оценка по ходу движения [4].
В 6 - 7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которыми ребенок овладел до этого возраста, служат началом для их развития. Дети хорошо копируют простые геометрические фигуры, соблюдая их размер, соотношения. «Опыты» письма 6-летних детей, с которыми намеренно не занимаются, демонстрируют, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов, а старанием писать письменными буквами, нередко закрепляют ошибочную конфигурацию, неверную траекторию движений. Трудность формирования данного навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции [2, с. 45]. На данном этапе уже сформирована и улучшается моторная программа, резко сокращается пауза между отдельными двигательными актами, движения становятся четкими, стабильными, менее напряженными, ребенок способен произвольно регулировать основные параметры движений, т.е. показатели временной структуры письма близки к показателям взрослых. Так же огромное значение имеют условия, при которых происходит формирование навыка письма. Чтобы оно происходило наиболее результативно, важны следующие условия: осмысленный анализ траекторий каждого движения, выделение существенных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х
ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией [2, с. 67]
Таким образом, можно сказать, что в воспитании и обучении дошкольников и письму, и чтению, важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок переживает огромные трудности, и для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, понижает готовность ребенка. Следовательно, работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Список использованной литературы:
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990. - 81с.
2. Безруких М.М. и др. - Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007»
3. Багатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. - 1987. № 8 - с. 49-52.
4. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: сборник научных трудов / Акад. пед. наук СССР, Ордена "Знак почета" науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. - М.: Издательство АПН СССР, 1989
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). - СПб. 2003.
© Акимова Е. П., 2017
УДК 037
Бассараб Светлана Николаевна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab -sn@rambler.ru Забусова Елена Ивановна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:elena111s@rambler.ru Летошникова Светлана Анатольевна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: svetaleto@inbox.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования.
Ключевые слова
Личность, культура, этнические особенности, социализация, национальные традиции, родной край,
отношение человека к культуре.