Научная статья на тему 'Психосенсомоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии'

Психосенсомоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5679
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ПСИХОМОТОРИКА / СЕНСОМОТОРИКА / ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ / МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH / PSYCHOMOTOR RESPONSE / SENSORIMOTOR RESPONSE / PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA / MUSCLE TONE / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарова О. В.

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи психического, сенсорного и моторного развития, сенсомоторных, идеомоторных и эмоциомоторных реакций, а также их особенностей у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Цель исследования заключается в теоретическом изучении особенностей психосенсомоторного развития дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Новизна исследования заключается в обосновании теоретической значимости изучения психосенсомоторного развития, а также в определении вариантов нарушений психосенсомоторного развития дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ психолого-педагогической, медицинской и логопедической литературы, который показал, что у данной категории детей отмечается более позднее формирование всех двигательных функций, нарушена точность движений, страдает произвольная моторика пальцев и кистей рук, тонус мышц артикуляционного аппарата, как правило, повышен, речевое дыхание замедлено в своем развитии, отмечается темпоритмическая дезорганизация устной речи. В психическом развитии отмечается неточность оптико-пространственного гнозиса, недостаточную устойчивость внимания, отставание в развитии памяти. К особенностям эмоциомоторных реакций можно отнести повышенную эмоциональную возбудимость нервной системы, двигательное беспокойство, раздражительность, заторможенность, пугливость, трудности в организации своей деятельности. Представленные данные подтверждают сложную структуру дефекта при псевдобульбарной дизартрии и значимость изучения психосенсомоторного развития данной категории детей. Полученные данные могут быть использованы логопедами для планирования коррекционноразвивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSENSORIMOTOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH MILD CASE OF PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA

The article covers the research of connection between mental, sensor and motor development, sensorimotor, ideomotor and emotional-motor reactions and also their variations by preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. The aim of the research is in theoretical study of specification of psychosensorimotor development of preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. Novelty of the research is in substantiation of the theoretical importance of studying psychosensorimotor development and also in definition of abnormalities' variations in psychosensorimotor development of preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. To achieve the set goals we've analized psychoeducational, medical and logopedic publications which proved that this category of children has later formation of all the motor functions, precision of the motions is disrupted, arbitrary motility of fingers and hands suffers, articulatory muscles' tone is high as a rule, vocal breath is in retarted development, temporythmical disruption of oral speech is evident. There is imprecision in spatial-optical gnosis in psychological development. One of the peculiarities of the emotional-motor reactions is heightened emotional excitability of the nervous system, motor anxiety, dormancy, timidity, irritation, troubles with activity arrangement. Shown data confirm the complex structure of the fault in case of pseudobulbar dysarthria and the importance of studying psychosensorimotor development in this cathegory of children. Derived results could be used by speech therapists by planning the system of correction and development.

Текст научной работы на тему «Психосенсомоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии»

УДК 376.37 ПСИХОСЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ

Шарова О.В.

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи психического, сенсорного и моторного развития, сенсомоторных, идеомоторных и эмоциомоторных реакций, а также их особенностей у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Цель исследования заключается в теоретическом изучении особенностей психосенсомоторного развития дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Новизна исследования заключается в обосновании теоретической значимости изучения психосенсомоторного развития, а также в определении вариантов нарушений психосенсомоторного развития дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ психолого-педагогической, медицинской и логопедической литературы, который показал, что у данной категории детей отмечается более позднее формирование всех двигательных функций, нарушена точность движений, страдает произвольная моторика пальцев и кистей рук, тонус мышц артикуляционного аппарата, как правило, повышен, речевое дыхание замедлено в своем развитии, отмечается темпоритмическая дезорганизация устной речи. В психическом развитии отмечается неточность оптико-пространственного гнозиса, недостаточную устойчивость внимания, отставание в развитии памяти. К особенностям эмоциомоторных реакций можно отнести повышенную эмоциональную возбудимость нервной системы, двигательное беспокойство, раздражительность, заторможенность, пугливость, трудности в организации своей деятельности. Представленные данные подтверждают

сложную структуру дефекта при псевдобульбарной дизартрии и значимость изучения психосенсомоторного развития данной категории детей. Полученные данные могут быть использованы логопедами для планирования коррекционноразвивающей работы.

Ключевые слова: речь, психомоторика, сенсомоторика, псевдобульбарная дизартрия, мышечный тонус, психическое развитие.

PSYCHOSENSORIMOTOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH MILD CASE OF PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA

Sharova O.V.

The article covers the research of connection between mental, sensor and motor development, sensorimotor, ideomotor and emotional-motor reactions and also their variations by preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. The aim of the research is in theoretical study of specification of psychosensorimotor development of preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. Novelty of the research is in substantiation of the theoretical importance of studying psychosensorimotor development and also in definition of abnormalities' variations in psychosensorimotor development of preschoolers with mild case of pseudobulbar dysarthria. To achieve the set goals we’ve analized psychoeducational, medical and logopedic publications which proved that this category of children has later formation of all the motor functions, precision of the motions is disrupted, arbitrary motility of fingers and hands suffers, articulatory muscles’ tone is high as a rule, vocal breath is in retarted development, temporythmical disruption of oral speech is evident. There is imprecision in spatial-optical gnosis in psychological development. One of the peculiarities of the emotional-motor reactions is heightened emotional excitability of the nervous system, motor anxiety, dormancy, timidity, irritation, troubles with activity arrangement. Shown data confirm the complex structure of the fault in case

of pseudobulbar dysarthria and the importance of studying psychosensorimotor development in this cathegory of children. Derived results could be used by speech therapists by planning the system of correction and development.

Keywords: speech, psychomotor response, sensorimotor response,

pseudobulbar dysarthria, muscle tone, mental development.

К истокам зарождения научных представлений о психомоторике как психофизиологическом феномене относят разработанную И.М. Сеченовым естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

Теоретическую базу, в большей степени, составили труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, раскрывающие связь протекания психических процессов с работой центральной нервной системы.

Психомоторика - 1) совокупность сознательно управляемых двигательных действий; 2) процесс, обобщающий психику с ее двигательным выражением -мышечным движением (по К.К. Платонову) [4].

Практически любая психическая деятельность имеет для субъекта смысл, если завершается действием, которое позволяет достичь цели и удовлетворить возникшую потребность. Однако психомоторика выполняет не только исполнительную функцию. При выполнении движений индивид постоянно получает разномодальную информацию, позволяющую корректировать движения по ходу их исполнения [8].

Сложные двигательные действия возникают только при участии высокоорганизованных отделов коры головного мозга, особенно лобных долей больших полушарий. При этом действия приобретают целенаправленность, осознанность, смысловое содержание [7].

Психомоторное развитие ребенка - это сложный процесс. В его основе лежит генетическая программа, которая реализуется в условиях постоянной смены средовых факторов [5, с. 3].

В изучение психомоторного развития ребенка, помимо анализа двигательной сферы, входит оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка, такие как узнавание голоса, матери, игры с ролевыми сюжетами.

Недостатки в психосенсомоторном развитии нередко наблюдаются у детей общеобразовательных учреждений, что в определенной мере затрудняет формирование навыков (учебных, трудовых и пр.), требующих тонких моторных координаций.

Н.А. Бернштейн говорил о том, что одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих базовую интегративную психическую деятельность, является сенсомоторная сфера психики.

Сенсомоторика - (от лат. Sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Давно доказана тесная связь развития сенсорной и моторной систем. Сенсорная информация, поступающая от анализаторов, способствует регуляции и контролю над движением. Чтобы взять предмет рукой, необходим ряд моторных операций. Не схватив предмет, ребенок не сможет и ощутить его.

Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированная работа двух глаз) также основана на моторике. Ребенок должен научиться координированному положению глаз, прежде чем сформируется пространственное зрение.

Скоординированные развитые движения мышц рук, глаз и шеи являются необходимыми условиями для развития у ребенка способности определять форму, объем и размер предмета. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия [9].

Развитие двигательных навыков и сенсорной сферы способствуют увеличению межсинаптических связей. Кроме того, активизируется развитие центров памяти и речи. Из визуальной области коры импульсы поступают в

нижнетемпоральные области, где расположен центр узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают в речевой центр. Ребенок не только узнает предмет, но и говорит, что это за предмет [9].

Существует также понятие сенсомоторной реакции.

Сенсомоторная реакция - это двигательный ответ на сенсорную стимуляцию. Сенсомоторная реакция представляет собой взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих психической деятельности. Благодаря этому взаимодействию двигательный акт начинает носить целесообразно-приспособительный характер и одновременно является важным условием функционирования анализаторов, а в итоге формирования адекватных образов [8].

Менее существенную область психомоторики составляет группа идеомоторных реакций. Эти реакции выполняют функцию выполнения движений, которые еле заметны даже самому субъекту. Представление об определенном движении приводит к реакции мышц и практическому выполнению этого движения. Однако амплитуда этих движений практически незаметна (например, при движении артикуляционных мышц при внутренней речи).

Важно также затронуть такое понятие, как эмоциомоторные реакции. К эмоциомоторным реакциям, в отличие от сенсомоторных, относится область преимущественно непроизвольных движений (например, улыбка, как непроизвольное выражение удовольствия). Эти реакции обусловлены взаимодействием аффективных и двигательных составляющих психической деятельности [8].

Многочисленные исследования подтверждают необходимость целенаправленной работы по развитию двигательной сферы дошкольников разного возраста, как с нормальным развитием, так и с различными патологиями. (А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Б.М. Величковский, А.К. Панасюк и др.).

Важно учитывать тот факт, что отклонения в двигательной сфере разной степени выраженности являются одной из специфических закономерностей развития всех категорий аномальных детей. В одних случаях нарушения моторики выступают в качестве первичного дефекта (детский церебральный паралич). В других случаях недостаточность моторных функций является вторичным дефектом, как это имеет место при речевых нарушениях [4].

Особенности психомоторики у детей с нарушениями речи изучали такие ученые как Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская и др.

Наиболее часто встречающейся в детской практике учителя-логопеда является псевдобульбарная дизартрия (легкая степень). Псевдобульбарная дизартрия редко выступает изолированно. Зачастую дизартрия является компонентом разнообразных неврологических заболеваний [2].

Изучением клинических и психолого-педагогических аспектов дизартрии занимались: Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, И.Б. Карелина, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, М.Е. Хватцев и др.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается нарушение контроля над движением, так как центральный двигательный путь представляет собой проводящий путь от нейрона коры к нейрону продолговатого или спинного мозга, т.е. нейрону, через который реализуется движение [1].

Однако важно помнить, что при легкой степени псевдобульбарной дизартрии данные проявления патологических процессов минимальны, что значительно осложняет процесс диагностирования.

Говоря об особенностях развития психосенсомоторных навыков необходимо подробнее остановиться на моторной сфере детей данной категории. Так, у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии отмечается более позднее формирование всех двигательных функций (дети позднее садятся, ползают, ходят и т.д.). Движения отличаются сниженной пластичностью, грациозностью. Нарушена точность движений. Также

движения характеризуются недостаточной скоординированностью, моторной неловкостью.

Отдельным пунктом необходимо рассмотреть сформированность мелкой моторики рук. У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии страдает произвольная моторика пальцев и кистей рук. Возникают сложности при подготовке руки к письму. Как правило, дети пишут медленно, отмечается повышенная утомляемость, нарушение плавности письма.

Развитие мелкой моторики рук связывают с уровнем развития артикуляционных движений. В свою очередь нарушения работы артикуляционного аппарата проявляются в изменении мышечного тонуса (как правило, тонус артикуляционных мышц повышен), происходит нарушение и ограничение наиболее дифференцированных движений, осуществляемых языком, в особенности, затрудняются движения кончика языка вверх. При открывании рта язык слегка оттягивается внутрь, выявляется некоторое его беспокойство. Иногда при побуждении к действию язык становится узким. У некоторых детей отмечается такая особенность, как дистонус мышц, при этом может наблюдаться сочетание повышение тонуса мышц корня языка с односторонним снижением боковой его части или кончика [1].

Характерными проявлениями патологии артикуляционной моторики являются гиперкинезы и синкинезии, рефлексы орального автоматизма.

При дизартрии, за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Речевое дыхание замедлено в своем развитии. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. В процессе речевого высказывания ребенку необходимо делать дополнительные вдохи. Часто в момент высказывания дыхание учащенное, активный выдох укорочен и происходит, как правило, через нос. Нарушение процессов согласования в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что приводит к усугублению ситуации (еще больше нарушается произвольный контроль над дыхательными

движениями, а также координация между дыханием, фонацией и артикуляцией).

К основным нарушениям также относятся некоторая темпоритмическая дезорганизация устной речи. Отмечается нарушение темпа (темп речи чаще ускорен, отмечается некоторая его аритмия) и плавности высказывания. Эти данные подтверждаются исследованиями Е.Н. Винарской, О.В. Правдиной, Е.М. Мастюковой и др.

Основным симптомом легкой степени псевдобульбарной дизартрии является стойкое нарушение звукопроизношения. Наибольшие проблемы вызывают звуки, связанные с тонкими движениями кончика языка, что еще раз подчеркивает несформированность моторных операций и их связь с речевым развитием ребенка.

Что касается особенностей психического развития детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, то можно отметить неточность оптикопространственного гнозиса, затрудненное формирование ориентировки в схеме тела, недостаточную устойчивость внимания [1].

Е.Ф. Архипова в своих исследованиях у детей данной категории отмечается позднее формирование зрительного и слухового сосредоточения, процессов восприятия (процессы восприятия замедленны), нарушение зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций.

Отмечается отставание в развитии слухоречевой, зрительной и двигательной памяти. Сложно формируется логическое мышление (трудности обобщения, установления причинно-следственных связей).

К особенностям эмоциомоторных реакций можно отнести повышенную эмоциональную возбудимость нервной системы (частые беспокойные движения рук, ног или неусидчивость), двигательное беспокойство (которое усиливается при утомлении), раздражительность, заторможенность, пугливость, трудности в организации своей деятельности [3,6].

Вышеуказанные особенности развития подтверждают сложную структуру дефекта при псевдобульбарной дизартрии. Органические поражения ЦНС приводят расстройствам моторных функций, а также дыхания, голоса, звукопроизношения. На фоне данных нарушений происходит отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. И, несмотря на существующие способы диагностики и коррекции данной патологии, псевдобульбарная дизартрия остается одним из самых распространенных нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста. Именно поэтому тщательное изучение психосенсомоторной сферы детей легкой степенью псевдобульбарной дизартрии продолжает оставаться актуальным.

Список литературы

1.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.

2.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. 384, [16] с. (высшая школа).

3.Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 263 с.

4.Дудьев В.П. Психомоторика: слов. - справ. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 366 с. (коррекционная педагогика).

5.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. 272 с.

6.Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб, 2003. 320 с.

7. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. Учебник для вузов. Изд. второе, перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 320 с.

8. Никандров В.В. Психомоторика. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 104

с.

9. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.

References

1. Belyakova L.I., Voloskova N.N. Logopediya. Dizartriya [Speech therapy. Dysarthria]. M.: human. ed. VLADOS Center, 2009. 287 p.

2. Vizel T.G. Osnovy nejropsihologii: ucheb. dlja studentov vuzov

[Fundamentals of neuropsychology: studies for university students]. Moscow: AST: Tranzitkniga, 2006. 384, [16]. (High School).

3. Girilyuk T.N. Pedagogicheskaja tehnologija po preodoleniju zaderzhki rechevogo razvitija u detej rannego vozrasta s legkoj stepenju psevdobul'barnoj dizartrii: dis [Educational technology to overcome the delay of speech development in young children with mild pseudobulbar dysarthria: Thesis. ... Candidate. ped. Sciences]. Ekaterinburg, 2007. 263 p.

4. Dudev V.P. Psihomotorika: slov. - sprav. [Psychomotor: dict.]. M.: human. ed. VLADOS Center, 2008. 366 p. (Correctional education).

5. Zhurba L.T., Mastyukova E.M. Narushenie psihomotornogo razvitija detej pervogo goda zhizni [Impaired psychomotor development of infants]. Moscow: Meditsina, 1981. 272 p.

6. Lohov M.I., Fesenko, J.A., Rubin M.J. Plohoj horoshij rebenok. (Problemy razvitija, narushenija povedenija, vnimanija, pis'ma i rechi) [Poor good child. (Problems of development, behavioral disorders, attention, writing and speaking)]. St. Petersburg, 2003. 320 p.

7. Myagkov I.F., Bokov S.N., Chaev S.I. Medicinskaja psihologija: propedevticheskij kurs. Uchebnik dlja vuzov [Medical psychology: introductory course. The textbook for high schools]. Publ. second, revised. and add. Moscow: Logos, 2002. 320 p.

8. Nikandrov V. Psihomotorika. Ucheb. Posobie [Psychomotor. Textbook. allowance]. St. Petersburg.: Speech, 2004. 104 p.

9. Sensomotornoe razvitie doshkol'nikov na zanjatijah po izobrazitel'nomu iskusstvu: Posobie dlja pedagogov doshk. Uchrezhdenij [Sensomotor development of preschool children in the classroom for fine art: A guide for teachers in presch. Institutions]. M.: humanity. ed. VLADOS Center, 2001. 224 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Шарова Ольга Владимировна, аспирант кафедры педагогического и специального образования

Сургутский государственный педагогический университет

ул. Артема 9, г. Сургут, Тюменская область, 628400, Россия

e-mail: olga. sharova. 88@list. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sharova Olga Vladimirovna, postgraduate

Surgut State Pedagogical University

9, Artyoma Street, Surgut, Tyumen region, 628400, Russia

e-mail: olga. sharova. 88@list. ru

Рецензент: Леонид Алексеевич Семенов, д.п.н., профессор кафедры теории и методики физического воспитания, Сургутский государственный

педагогический университет, г. Сургут, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.