Научная статья на тему 'Нарушения дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией'

Нарушения дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3173
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логопедия / речевое дыхание / псевдобульбарная дизартрия / speech therapy / speech breathing / pseudobulbar disartria

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.А. Посохова, Н.М. Фатеева

В работе представлены результаты исследования внешнего и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. Выявлено положительное влияние формирования речевого дыхания как на развитие речи, так и личности ребенка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.А. Посохова, Н.М. Фатеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPIRATORY DISORDERS IN PRESCHOOL-AGE CHILDREN WITH SPEECH IRREGULARITIES

In this work the results of studying of external and speech breathing in preschool-age children with pseudobulbar disartria were showed, with using of special breathing methods. The positive influence of speech breathing formation was exposed, both as on the development of speech, and as on the child person in all.

Текст научной работы на тему «Нарушения дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией»

2015, том 17 [3]

НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

М.А. Посохова, Н.М. Фатеева

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, г. Тюмень

В работе представлены результаты исследования внешнего и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. Выявлено положительное влияние формирования речевого дыхания как на развитие речи, так и личности ребенка в целом.

Ключевые слова: логопедия, речевое дыхание, псевдобульбарная дизартрия.

Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является дизартрия, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию [8].

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [6].

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания [1; 3; 4]. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого

аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

При псевдобульбарной форме дизартрии практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна [2, 8].

Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобульбарной дизартрии — это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции псевдобульбарной дизартрии [3; 7; 9].

В связи с этим, целью данного исследования явилось изучение особенностей формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием дыхательных методик.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Тюмени. Обследовано 96 детей в возрасте 5—6 лет. Выделены три группы детей. Контрольная группа — дети с нормальным речевым развитием. Две экспериментальные группы детей с речевым заключением — псевдобульбарная дизартрия: группа 1 — дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания;

—-----------------------------—

~ 26 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

группа 2 — дети, получавших только логопедическую коррекцию. Исследование проводилось дважды: до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции с целью анализа эффективности проведенной работы (в конце года).

Использовались методы исследования внешнего дыхания и методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова с определением типа физиологического дыхания, умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания. Для обследования речи применялась методика с балльноуровневой системой оценки и речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой, Р.Е. Левиной, О.Б. Иншаковой, А.К. Марковой.

Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с псевдобульбарной формой дизартрии включала пять этапов. Первый этап — подготовка к развитию грудо-брюшного типа дыхания; второй — обучение приемам дыхательной гимнастики, осуществляется дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличение объема вдыхаемого воздуха; на третьем этапе осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха; четвертый этап методики — развитие речевого дыхания, детей обучают в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2, а далее из 3— 4 слов, а также рифмованные строки, т.е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются; пятый этап — развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач. Дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3—4 коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. Все дыхательные движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [10].

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных результатов показал, что после проведенной работы по формированию речевого дыхания у детей первой экспериментальной группы значения показателей, как внешнего дыхания, так и речевого заметно возросли. Так жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей первой экспериментальной группы увеличилась на 12% (в начале года составляла 80% по сравнению с ДЖЕЛ, в конце года — 92%), тогда как у детей второй экспериментальной группы значения показателя ЖЕЛ возросли лишь на 2%. Показатель минутного объема дыхания (МОД) у детей первой экспериментальной группы к концу года также увеличился по сравнению со второй экспериментальной группой.

Повышение значений показателей внешнего дыхания в первой экспериментальной группе значительно повлияло на функцию речевого дыхания. Показатель речевого дыхания у детей первой экспериментальной группы увеличился на 44% (40% в начале года и 84% в конце года), во второй экспериментальной группе повышение — на 9% (от 43 до 52%).

Полученные данные свидетельствуют, что жизненная емкость легких у детей с псевдобульбарной дизартрией обследованных групп намного ниже, чем у детей контрольной группы с нормальным речевым развитием, поэтому объем воздуха легких у детей с псевдобульбарной дизартрией недостаточный для речевого выдоха. Детям приходится постоянно добирать воздух во время речи, появляются судорожные вдохи, наблюдается длительный латентный период между дыханием, голосообразованием и артикулированием.

После дополнительной коррекции к концу года у детей первой экспериментальной группы увеличение показателей внешнего дыхания, повысило объем воздуха в легких, и в результате этого сформировался длительный речевой выдох, достаточный для произнесения синтагмы. Дыхание стало более глубоким и ритмичным по сравнению с показателями в начале года, когда отмечалось поверхностное дыхание.

—-----------------------------—

~ 27 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

Кроме того, можно отметить, что до начала коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдалось расстройство координации между дыханием и фонацией, дыхание не регулировалось смысловым содержанием речи, дети постоянно добирали воздух, часто говорили на вдохе.

После дополнительной коррекции в первой экспериментальной группе в результате формирования речевого дыхания дети стали дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох, увеличилась сила воздушной струи, ее целенаправленность, что важно для формирования звукопроизношения у детей, особенно с псевдобульбарной дизартрией.

Одной из задач коррекционной работы по формированию речевого дыхания является развитие диафрагмального типа дыхания.

Известно, что при речевом развитии вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, а, следовательно, и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным [5]. При каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, т.е. чередование вдоха и выдоха, постоянный: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. У здоровых детей в 4—6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Простые речевые

задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха.

Результаты проведенного исследования показали, что до начала работы у детей с псевдобульбарной дизартрией отмечался ключичный тип дыхания, в ходе дополнительной коррекционной работы по развитию речевого дыхания у 70% детей первой экспериментальной группы постепенно сформировался диафрагмальный тип дыхания, как наиболее физиологичный и оптимальный для нормального голосообразования.

При обследовании состояния речевой функции в начале года было установлено, что наиболее слабой ее стороной у детей с псевдобульбарной дизартрией, является сенсомоторная: страдает фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение и звуконаполняемость слова. Данные обследования речи подтверждают наличие фонетико-фонематического нарушения речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Анализ результатов исследования речевой функции детей обследуемых групп показал, что в конце года успешность выполнения речевых проб значительно повысилась в первой экспериментальной группе по сравнению во второй. У детей первой экспериментальной группы показатель звукопроизношения повысился на 21%, в начале года он составлял 50%, в конце года увеличился до 71%. Во второй экспериментальной группе, в которой проводились только логопедические занятия, показатели звукопроизношения изменились незначительно (с 49 до 54%). Фонематическое восприятие у детей первой экспериментальной группы также улучшилось с 53 до 66%. При обследовании фонематического восприятия, фонематического анализа дети значительно меньше допускали ошибок, могли определить позицию звука в слове, наличие или отсутствие заданного звука. Обследование артикуляционной моторики показало нормализацию тонуса мышц языка, повышение точности, последовательности, переключа-емости движений органов артикуляционного аппарата. Улучшились показатели звукобуквенной

—-----------------------------—

~ 28 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

структуры слова: отмечалось меньше ошибок в искажении звуков, опускании согласных звуков, замене и перестановке звуков, смешении звуков.

Сравнительный анализ полученных результатов проведенного исследования показал, что у детей с псевдобульбарной дизартрией в первой экспериментальной группе, где проводились и логопедические занятия, и дополнительное формирование речевого дыхания отмечалось более успешное выполнение речевых проб по сравнению со второй экспериментальной группой, где дополнительная работа по формированию речевого дыхания не проводилась.

Таким образом, проведенное исследование показало, что при нарушениях дыхания у детей необходимо формировать речевое дыхание, что положительно влияет на общее речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекционного обучения, направленного на преодоление псевдобульбарной дизартрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. 160 с.

2. Белякова Л.И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: Метод. пособие. М.: Книголюб, 2005. 55 с.

3. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1996. 157 с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Владос, 2001. 112 с.

4. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 156.

5. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. 287 с.

6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. 40 с.

7. Фатеева Н.М., Посохова М.А. Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Вестник Российского университета дружбы народов». Серия «Медицина». 2010. № 4. С. 478—481.

8. Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. Т. 2. 656 с.

9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2006. 128 с.

RESPIRATORY DISORDERS IN PRESCHOOL-AGE CHILDREN WITH SPEECH IRREGULARITIES

M.A. Posokhova, N.M. Fateeva

Tyumen state university

Department of Medicobiological Disciplines Health and Safety Tyumen, Russia

In this work the results of studying of external and speech breathing in preschool-age children with pseudobulbar disartria were showed, with using of special breathing methods. The positive influence of speech breathing formation was exposed, both as on the development of speech, and as on the child person in all.

Key words: speech therapy, speech breathing, pseudobulbar disartria.

REFERENCES

1. Alekseeva M.M. Rechevoe razvitie doshkol'nikov: Ucheb. posobie. Moscow: Akademiya, 1998. 160 p.

2. Belyakova L.I. Razvitie rechevogo dykhaniya u doshkol'nikov s narusheniem rechi: Metod. posobie. Moscow: Knigolyub, 2005. 55 p.

3. Ermakova 1.1. Korrektsiya rechi i golosa u detei i podrostkov: Kn. dlya logopeda. Moscow: Prosveshchenie, 1996. 157 p.

3. Efimenkova L.N. Formirovanie rechi u doshkol'-nikov. Moscow: Vlados, 2001. 112 s.

4. Zhinkin N.I. K voprosu o razvitii rechi u detei.

Sovetskaya pedagogika, 1954, no. 6, pp. 156.

—-----------------------------—

~ 29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

5. Lunya A.R. Reck' i razvitie psikhicheskikh pro-tsessov u rebenka. Moscow: APN RSFSR, 1956. 287 p.

6. Metody obsledovaniya rechi detei: posobie

po diagnostike rechevykh narushenii. Ed. G.V. Chirkinoi. Moscow: ARKTI, 2003. 40 p.

7. Fateeva N.M., Posokhova M.A. Izuchenie formirova-niya rechevogo dykhaniya u detei doshkol'nogo vozrasta

s narusheniem rechi. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov». Seriya «Meditsina», 2010, no. 4, pp. 478—481.

8. Khrestomatiyapo logopedii: v 21. Ed. L.S. Volkovoi, V.I. Seliverstova. Moscow: VLADOS, 1997. V. 2. 656 p.

9. Shchetinin M.N. Dykhatel’naya gimnastika A.N. Strel'nikovoi. Moscow: Metafora, 2006. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.