ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Фатеева Н.М., Посохова М.А., Чубенко Е.А.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень, fateevan@bk.ru
В данной работе представлены результаты изучения речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. Выявлено положительное влияние формирования речевого дыхания, как на развитие речи, так и личности ребенка в целом.
Ключевые слова: логопедия, речевое дыхание, псевдобульбарная дизартрия.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является псевдобульбарная дизартрия. В результате нарушения артикуляционной моторики возникают нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, что ведет к системным нарушениям речи. Вопросы влияния речевого дыхания на преодоление недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией дошкольного возраста является актуальными в настоящее время. Особенно важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобульбарной дизартрии - это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией.
В связи с этим цель настоящего исследования изучение особенностей формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Тюмени, обследовано 96 детей 5-6 лет. Контрольная группа - дети с нормальным речевым развитием. Две группы детей с речевым заключением -псевдобульбарная дизартрия: группа 1 - дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительно занятия по формированию речевого дыхания; группа 2 - дети, получавших только логопедическую коррекцию. Использовались методы исследования внешнего дыхания и методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова.
Анализ полученных результатов показал, что после проведенной работы по формированию речевого дыхания у детей 1 группы показатели, как речевого, так и внешнего дыхания заметно возросли: ЖЕЛ в начале года составляла 80%,в конце года - 92%, тогда как у детей группы 2 показатель возрос лишь на 2%. Повышение ЖЕЛ в группе 1 повлияло на функцию речевого дыхания. Показатель речевого дыхания у детей 1 группы увеличился с 40% в начале года до 84% в конце. Во 2 группе этот показатель возрос на 9%. У детей 1 группы увеличился дыхательный объем воздуха и в результате сформировался достаточно длительный речевой выдох для произнесения синтагмы. Дыхание стало более глубоким и ритмичным, дифференцировались носовой и ротовой вдох и выдох, увеличилась сила воздушной струи, её целенаправленность, что важно для формирования звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Формирование речевого дыхания показало, что успешность выполнения речевых проб детей группы 1 значительно повысилась. Показатель звукопроизношения 1 группы составил 71%, в начале года - 50%.
Целенаправленная работа по формированию речевого дыхания положительно повлияла как на развитие речи, так и личности ребенка в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
FORMATION OF SPEECH BREATHING IN PRESCHOOL-AGE CHILDREN WITH SPEECH IRREGULARITIES
N.M. Fateeva, М.А.Posokhova, Е.А.Chubenko
Tyumen State University, Department of Age Physiology, 625016, Str. 9th May, № 5, Tyumen, Russia.
In this work the results of studying of speech breathing in preschool-age children with pseudobulbar disartria were showed, with using of special breathing methods. The positive influence of speech breathing formation was exposed, both as on the development of speech, and as on the child person in all. Key words: speech therapy, speech breathing, pseudobulbar disartria.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва