УДК 612.66.:612.2.:591.12
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
М.А. Посохова, Н.М. Фатеева
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Тюмень, Россия, 625003
Аннотация. В работе представлены результаты изучения особенностей формирования речевого дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дыхательных методик. Выявлено положительное влияние развития внешнего дыхания на формирование речи и личности ребенка в целом.
Ключевые слова: внешнее дыхание, речевое дыхание, нарушение речи, дошкольники.
Введение. Исследований, посвященных особенностям дыхательной функции у детей с нарушениями речи немного. При этом категория детей с нарушениями речи в настоящее время увеличивается. Одной из наиболее распространенных патологий речевой функции является дизартрия, ее псевдобульбарная форма. Все это диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизно-шения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего, артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [1, с. 168]. Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рациональ-
но расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания [2, с. 76; 3, с. 58; 4, с. 88].
При псевдобульбарной дизартрии нарушена дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна [5, с. 37].
Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобульбарной дизартрии — неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции псевдобульбарной дизартрии [6, с. 187].
Цель исследования: изучение особенностей формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием дыхательных методик.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Тюмени. На основе добровольного письменного согласия и с соблюдением основных норм биоэтики (в соответствии с принци-
Посохова М.А., Фатеева Н.М. Использование дыхательных методик для развития речевого дыхания у детей...
----
нами Хельсинской декларации) было обследовано 97 детей в возрасте 5—6 лет (старший дошкольный возраст). Выделены три группы. Контрольная группа — дети с речевым развитием, соответствующим возрасту. Две экспериментальные группы детей с речевым заключением — псевдобульбар-ная дизартрия: группа 1 — дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания; группа 2 — дети, получавшие только логопедическую коррекцию. Исследование проводилось дважды: исходные данные до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции с целью анализа эффективности проведенной работы (в конце года).
Использованы методы исследования внешнего дыхания: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД) с использованием «Спирографа микропроцессорного портативного СМП-21/01-«Р-Д». Для обследования речи применялась методика с балльно-уровневой системой оценки. Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с псевдобульбар-ной формой дизартрии включала пять этапов. Первый этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания; второй — обучение приемам дыхательной гимнастики, осуществляется дальнейшее развитие грудобрюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, уве-
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что в конце года после проведенной работы по формированию речевого дыхания у детей 1-й экспериментальной группы значения показателей внешнего и речевого дыхания заметно возросли. Так ЖЕЛ у детей 1-й экспериментальной группы увеличилась на 12% (в начале года ЖЕЛ/ ДЖЕЛ составляла 80%, в конце года — 92%), тогда как у детей 2-й экспериментальной группы эти значения возросли лишь на 2% (см. табл. 1). Показатель МОД к концу года у детей 1-й экспериментальной группы после проведенной работы также увеличился по сравнению со 2-й экспериментальной группой см. табл. 1).
личение объема вдыхаемого воздуха; на третьем этапе осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха; четвертый этап методики — развитие речевого дыхания, детей обучают в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из 3—4-х слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются; пятый этап — развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач. Дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3—4-х коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. Все дыхательные движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [7, с. 67—110].
Статистический анализ полученных данных выполнен с помощью традиционных методов вариационной статистики. Для оценки межгрупповых различий применяли парный ^критерий Стьюдента Достоверными считались результаты при р < 0,05.
Результаты исследования. Проведенные исследования показали, что состояние внешнего и речевого дыхания у детей 5—6 лет с псевдобульбар-ной дизартрией ниже, чем у детей с речевым развитием, соответствующим возрастной норме (табл. 1).
Повышение значений показателей внешнего дыхания в 1-й экспериментальной группе значительно повлияло на функцию речевого дыхания. Показатель речевого дыхания в 1-й экспериментальной группе увеличился на 44% (40% в начале года и 84% в конце года), во 2-й экспериментальной группе этот показатель возрос всего на 9% (от 43 до 52%).
Анализ результатов исследования речевой функции детей обследуемых групп показал, что в конце года успешность выполнения речевых проб значительно повысилась в 1-й экспериментальной группе по сравнению во второй. У детей 1-й экспериментальной группы показатель звукопроиз-
Таблица 1
Результаты исследования МОД и ЖЕЛ у детей обследуемых групп
Группы обследуемых детей МОД ^ ± m), л ЖЕЛ ± m), л
Начало года Конец года Начало года Конец года
Экспериментальная группа 1 (п = 34) 2,8 ± 0,02 3,3 ± 0,04 1,05 ± 0,03 1,27 ± 0,02
Экспериментальная группа 2 (п = 33) 2,8 ± 0,03 2,9 ± 0,04 1,04 ± 0,03 1,09 ± 0,02
Контрольная группа (п = 30) 3,2 ± 0,05 3,5 ± 0,06 1,3 ± 0,01 1,37 ± 0,02
Примечание: р < 0,05.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
ношения увеличился на 21%, в начале года — 50%, в конце года — 71%. Во 2-й экспериментальной группе — на 5% (с 49 до 54%). Кроме того, фонематическое восприятие у детей 1-й экспериментальной группы также значительно улучшилось с 53 до 66%, дети меньше допускали ошибок, могли определить позицию звука в слове, наличие или отсутствие заданного звука. Обследование артикуляционной моторики показало нормализацию тонуса мышц языка, повышение точности, последовательности, переключаемости движений органов артикуляционного аппарата. Улучшились показатели звукобуквенной структуры слова: отмечалось меньше ошибок в искажении звуков, опускании согласных звуков, замене и перестановке звуков, смешении звуков.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у детей с псевдобульбарной дизартрией в первой экспериментальной группе, где проводились и логопедические занятия, и дополнительно формирование речевого дыхания, отмечается более успешное выполнение речевых проб по сравнению со второй экспериментальной группой, где дополнительная работа по развитию речевого дыхания не проводилась.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование речевого
дыхания с использованием дыхательных методик у детей с псевдобульбарной дизартрией положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекци-онного обучения, направленного на преодоление псевдобульбарной дизартрии. Целенаправленная работа по развитию речевого дыхания оказывает положительное влияние на формирование речи и личности ребенка в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 1998.
3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1996.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Владос, 2001.
5. Белякова Л.И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. М.: Книголюб, 2005.
6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003.
7. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2006.
THE USE OF BREATHING TECHNIQUES IN FORMING SPEECH BREATHING IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS
M.A. Posokhova, N.M. Fateeva
Tyumen State University, Tyumen, Russia, 625003
Annotation. This study presents special features of speech breathing development in preschool children with pseudobulbar dysarthria by means of breathing techniques. It was found that the development of external breathing positively effects on speech development and on the overall development of individuals. Key words: external respiration, speech breathing, speech disorders, pre-school children.
REFERENCES
1. Luriya A.R. Rech' i razvitie psihicheskih processov u rebenka. Moscow, APN RSFSR, 1956.
2. Alekseeva M.M. Rechevoe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie. Moscow, Akademiya, 1998.
3. Ermakova I.I. Korrekciya rechi i golosa u detej i podrostkov: kn. dlya logopeda. Moscow, Prosveshchenie, 1996.
4. Efimenkova L.N. Formirovanie rechi u doshkol'nikov. Moscow, Vlados, 2001.
5. Belyakova L.I. Razvitie rechevogo dyhaniya u doshkol'nikov s narusheniem rechi: metod. posobie. Moscow, Knigolyub, 2005.
6. Metody obsledovaniya rechi detej: posobie po di-agnostike rechevyh narushenij. Ed. G.V. Chirkinoj. 3-e izd., dop. Moscow, ARKTI, 2003.
7. Shchetinin M.N. Dyhatel'naya gimnastika A.N. Strel'nikovoj. Moscow, Metafora, 2006.