Научная статья на тему 'Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников'

Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
861
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / НАВЫК ПИСЬМА / PSYCHO-MOTILITY / PSYCHO-MOTOR ABILITIES / WRITING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безбородова Мария Александровна

Предпринята попытка определения психолого-педагогических условий эффективного развития психомоторных способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic characteristics of primary school children' psychomotor abilities

Article topicality is caused by that there are no necessary data for the full psychological analysis of childrens psycho-motility and psychomotor abilities in educational activity in the modern psycho-pedagogical literature. Problems in the psychological analyzing the motor sphere of the child take the central place in diagnostics the difficulties of elementary education. The aim of our research is to define the psychopedagogical conditions for the effective development of psychomotor abilities of primary school children.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников»

М.А. Безбородова

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предпринята попытка определения психолого-педагогических условий эффективного развития психомоторных способностей младших школьников.

Ключевые слова: психомоторика, психомоторные способности, младшие школьники, начальная школа, навык письма.

Актуальность проблемы формирования психомоторных способностей определяется тем фактором, что именно психомоторные функции выступают в качестве важных коррелятов развития познавательной активности ребенка. С другой стороны, именно проблемы психологического анализа двигательной сферы занимают центральное место в общей картине диагностики трудностей начального обучения детей. Ведущую роль у младших школьников играет сенсорно-перцептивный компонент психомоторики, особенно способность целенаправленно дозировать и управлять пространственными характеристиками двигательных действий. Несколько меньше выражены психофизиологические механизмы, осуществляющие выносливость в волевых, силовых и скоростных проявлениях.

На основе анализа психологической литературы1 нами были выделены следующие показатели уровня развития психомоторных способностей младших школьников: 1) зрелость мелкой моторики рук по количеству синкинезий (тест на развитие мелкой моторики рук А. Рея); 2) моторная координация рук (тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук); 3) взаимодействие различных анализаторов (методика В.И. Насоновой); 4) точность движений (проба на динамический праксис А.Р. Лурия); 5) двигательный темп (методика В.П. Озерова).

© Безбородова М.А., 2010

В теории системогенеза деятельности академика В.Д. Шадри-кова2 способности соотносятся с психическими функциями и психическими процессами. Важное положение теории системогенеза: любая конкретная деятельность может быть дифференцирована на отдельные психические функции, которые реализуют наиболее общие формы деятельности и вместе с тем являются «единицами» деятельности, выступают в качестве исходных при ее анализе. Каждая психическая функция реализуется специализированной функциональной системой, которая является частью единой функциональной системы мозга.

Опираясь на фундаментальные труды В.Д. Шадрикова по психологии деятельности и способностям человека, мы попытались уточнить понятие психомоторных способностей как свойства функциональных систем, обеспечивающих движения, имеющих индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности выполнения двигательной деятельности, решения двигательных задач.

В начальной школе на разных предметах детям приходится сталкиваться с учебными двигательными задачами. Типовые виды учебных задач, в которых задействована психомоторика младшего школьника, следующие: музыка (ритмика, музыкально-ритмические движения), дирижирование, игра на простых инструментах, нотное письмо, пение (артикуляция), рисование под музыку. Физкультура: задачи на координацию движений, ритмическую координацию, пространственную ориентировку, сотрудничество («на дружбу»), смелость (полеты с разбега), баланс, самоконтроль, задачи с метанием, с ловлей предмета. Русский язык, математика, окружающий мир, чтение: письмо, рисование, штриховка, действие с предметами, перекладывание, перемещение.

Важность анализа учебных задач в организации учебной деятельности и создания их универсальной классификации, на основе которой возможен анализ учебников, отмечает профессор Г.А. Суворова. Наиболее перспективным, по мнению Суворовой, является разработка многофакторных психологических классификаций учебных задач и анализ учебников на основе метода «матричного поля» сложности, вариабельности и плотности учебных задач в учебниках по основным предметам начальной школы3. Этот подход актуален в анализе двигательных задач.

Выполнение разного рода учебных заданий по письму предъявляет высокие требования к точности микродвижений рук учащихся. Структура графического навыка письма наряду с акустическим, артикуляционным, зрительным компонентами включает двигательный компонент (Е.В. Гурьянов и др.). Степень овладения

Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников

двигательными действиями и операциями при освоении письма создает основу для формирования моторных эталонов букв и их соединений (Г.А. Суворова и др.). Связь графического навыка письма с интегральным показателем успешности усвоения грамоты установлена в работах В.Д. Шадрикова и Н.В. Нижегородцевой. Тесная связь психомоторики с психическим темпом отмечают Э. Герон, Н.Ф. Добрынин, А.Ф. Лазурский, Н.С. Лейтес, В.Д. Небы-лицын, Е.П. Ильин и другие.

Письмо - это процесс воспроизведения рукописных букв и их сочетаний на бумаге, который представляет собой техническую сторону речевой деятельности. Акт письма представляет собой навык и вид графо-моторной деятельности. Навык письма имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, которая позволяет практически реализовывать все формы письма.

Анализ процесса письма позволяет выделить в нем две стороны: техническую и смысловую, или логическую. Нас интересует техническая сторона как двигательная задача - это исполнительная часть действия письма, сам процесс перевода фонем в графемы и начертания буквенных знаков и их комплексов на бумаге. Техника письма достигается отработкой тех действий, которые по мере автоматизированности совершаются быстро, легко, без особого напряжения умственных и физических сил. Но прежде чем стать навыком, письмо и каждая его элементарная операция должны тщательно отработаться, т. е. быть специальным предметом познания и усвоения.

Трудности обусловлены в первую очередь самой природой психофизиологического механизма письма как вида речевой деятельности, а также сложностью системы графических знаков, подлежащих усвоению, и, наконец, возрастными особенностями первоклассников.

Суть овладения процессом письма заключается в том, что составляющие его операции, сенсорные и двигательные, органически сливаются со сложной внутренней рече-мыслительной деятельностью. Все компоненты этой деятельности качественно изменяются. Весь процесс написания автоматизируется, и центром внимания пишущего становится само содержание записываемого. Графо-мо-торные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. Наибольшего развития данный вид межанализаторной интеграции достигает в возрасте 6-8 лет. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков.

Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой школьной зрелости.

Природа графических ошибок кроется в зрительно-двигательном звене процесса письма. Одни из этих ошибок происходят в результате нарушения количества элементов в буквенном знаке, другие объясняются неумением первоклассников различать в буквах пространственного направления сходных элементов по вертикали и горизонтали. К следующей разновидности ошибок зрительно-двигательного характера относятся разнообразные замены букв в результате смешения величины и формы элементов.

Кроме рассмотренных ошибок, в отдельную группу можно выделить каллиграфические ошибки, которые характеризуют качество исполнения буквенного знака, его высоту, ширину и наклон. Каллиграфические ошибки в основном являются следствием не-сформированности механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухозри-тельным воспроизведением звука-буквы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что графические ошибки, допускаемые детьми при овладении навыком письма, в определенной мере раскрывают сложную психологическую и психофизиологическую структуру письма. Выделенные характеристики психомоторных способностей необходимо учитывать в консультировании по проблемам психологии письма.

Примечания

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 446; Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966. С. 172; Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. С. 384; Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аст-Пресс, 2007. С. 320.

Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга; Логос, 2006. С. 392; Он же. Ментальное развитие человека. С. 320. Андреева АД, Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Суворова Г.А. Оценка школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач. Научно-методические материалы. М.: Лика, 2003. С. 64; Суворова Г.А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. М.: Прометей, 2006. С. 356.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.