ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Чернышева Евгения Юрьевна
студент, Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный
университет, РФ, г. Нерюнгри Мамедова Лариса Викторовна канд. пед. наук, доцент Технический институт (филиал) Северо-Восточный
федеральный университет, РФ, г. Нерюнгри E-mail: larisaamedova @yandex.ru
THE FORMATION OF SELF-CONTROL OF FIRST-GRADERS ON THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD
Chernysheva Evgeniya Yrevna
student, Technical Institute, branch of the North-Eastern Federal University, Russia,
Neryngri
Mamedova LarisaVivtorovna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Technical Institute, branch of
the North-Eastern Federal University, Russia, Neryngri
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена формированию самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира. Проблема формирования самоконтроля актуальна, поскольку ученик должен уметь сознательно контролировать свои действия, мысли и поступки, находить ошибки, неточности. Самоконтроль является необходимым элементов учебной деятельности.
ABSTRACT
This article is devoted to the formation of self-control of first-graders on the lessons of the surrounding world. The problem of formation of self-control relevant, because the student should be able to consciously control our actions, thoughts and actions, find errors, inaccuracies. Self-control is a necessary element of the educational activity.
Ключевые слова: самоконтроль, диагностика, первоклассники, формирование самоконтроля, контроль.
Keywords: self-monitoring, diagnostics, first graders, formation of self-control, control.
Под самоконтролем понимается «сознательный контроль своих действий, поступков, мыслей, чувств, планирование и регулирование свой деятельности» [6]. Именно «самоконтроль позволяет сознательно менять направленность своих мыслей и удерживаться от нецелесообразных действий» [1, с. 67]. Данное определение акцентирует внимание на сознательном характере самоконтроля, его функции корректировать и планировать.
«Самоконтроль является один из тех факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении и исправлении уже совершенных ошибок» [5, с. 82].
Проблема формирования самоконтроля в учебной деятельности неоднократно становилась предметом изучения многих психологов и педагогов (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Е.В. Заика, Л.Б. Ительсон, Н.И. Кувшинов, К.Д. Ушинский, В.В. Чебышева, П.М. Эрдниев, Д.Б. Эльконин и др.). Большое внимание при этом уделялось и младшей школе.
Для выявления уровня сформированности самоконтроля первоклассников нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики, которая включает следующие методики:
1. «Корректурная проба» (Б. Бурдон) [4];
2. Опросник «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [3].
База исследования: экспериментальный класс — 1 «А» (20 человек), контрольный класс — 1 «В» (20 человек), СОШ № 13, г. Нерюнгри РС (Я).
На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика в экспериментальном и контрольном классах с целью определения первоначального уровня сформированности самоконтроля первоклассников.
Итак, по методике «Корректурная проба» (Б. Бурдон) было выявлено наличие у испытуемых утомляемости, характер устойчивости —
неустойчивости внимания на основании изменения показателей скорости и точности. Результаты изображены на гистограммах (рис. 1 и 2.).
Рисунок 1. Результаты первичной диагностики объема внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах по методике
«Корректурная проба» (Б. Бурдон)
50% г 45%
40% 30% —
25% 25% 30% 35%
20% -
10% --
0% ш _
/
высокий ' ----— уровень средний уровень мизкии контрольный ■ эксисримсчКЙльиьш
Рисунок 2. Результаты первичной диагностики концентрации внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах по методике
«Корректурная проба» (Б. Бурдон)
Опросник «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Результаты изображены на гистограмме (рис. 3.).
Рисунок 3. Результаты первичной диагностики в контрольном и экспериментальном классах по опроснику «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина,
Е.В. Заика)
После проведения и апробации, выбранных нами методик психолого-педагогической диагностики в контрольном и экспериментальном классах мы пришли к выводу, что сформированность самоконтроля первоклассников находится на уровне ниже среднего.
В связи с этим для экспериментального класса нами была составлена система занятий по окружающему миру, направленная на формирование самоконтроля первоклассников. Данные уроки, ориентированы на один учебный год (30 занятий по 2 часа в неделю для детей 1 класса (6—7 лет). При составлении конспектов уроков по окружающему миру в различные этапы урока включались специальные методы и приемы (частично-поисковый, наблюдение, обобщение, проблемная ситуация, объяснительно-иллюстративный, сравнение и проверка по словесной инструкции, взаимопроверка, сверка с готовым ответом, самостоятельное придумывание заданий и т. д.) направленные на формирование самоконтроля.
На третьем этапе была проведена итоговая диагностика с целью определения динамики уровня сформированности самоконтроля учащихся первых классов и определения эффективности проводимой нами работы.
Результаты итоговой диагностики объема внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах показали, что высоким уровнем
объема внимания в экспериментальном классе обладает на 15 % (3 чел.) учащихся больше, чем в контрольном классе. Учащихся со средним уровнем объема внимания в контрольном классе на 10 % (2 чел.) меньше, чем в экспериментальном классе. Низким уровнем в контрольном классе обладает 20 % (4 чел.) учащихся, что на 5 % (1 чел.) больше, чем в экспериментальном.
Результаты итоговой диагностики концентрации внимания показали, что в экспериментальном классе высоким уровнем обладает на 10 % (2 чел.) учащихся больше, чем в контрольном. Средним уровнем обладает 45 % (9 чел.) контрольного класса, что на 5 % (1 чел.) больше, чем в экспериментальном. На низком уровне в экспериментальном классе находится на 5 % (1 чел.) меньше учащихся, чем в контрольном классе.
Результаты итоговой диагностики по опроснику «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) показали, что на первом уровне находится только 5 % (1 чел.) учащихся контрольного класса. На втором уровне в контрольном классе на 5 % (1 чел.) больше учащихся, чем в экспериментальном классе, что составляет 15 % (3 чел.). Третий уровень в экспериментальном классе выявлен у 10 % (2 чел) учащихся, что на 25 % меньше, чем в контрольном. На 4 уровне в контрольном классе учащихся меньше на 10 % (2 чел.), чем в экспериментальном, что составляет 25 % (5 чел.). На пятом уровне в экспериментальном классе учащихся в 2 раза больше, чем в контрольном, что составляет 20 % (4 чел.). Также, на шестом уровне в экспериментальном классе 20 % (4 чел.) учеников, что больше на 10 % (2 чел.), чем в контрольном.
Итак, исходя из полученных данных мы пришли к выводу, что осуществленная нами работа по формированию самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира положительно повлияла на учеников экспериментального класса. Ученики первого класса могут самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, контролировать свои действия, мысли и поступки, дети научились концентрировать свое внимание на каком-либо объекте и продолжительное время удерживать его, также научились
осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной формах.
Таким образом, система уроков способствовала формированию самоконтроля первоклассников: осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении, концентрировать свое внимание на каком-либо объекте и удерживали его продолжительное время; контролировать все свои действия, мысли и поступки; вовремя самостоятельно находить и исправлять ошибки или не допускать их.
Список литературы:
1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под. ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2008. — 256 с.
2. Развитие самоконтроля у младших школьников // Психодик 2010 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1614
3. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Куатор. Все лучшее студентам. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://quator.ru/all-materials/item/7172-repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti
4. Сайт Брунера Е.Ю. // Психология. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://brunner.kgu.edu.ua.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. :Гардарики, 2005. — 349 с.
6. Шуаре Марта. Возрастная и педагогическая психология. М.: издательство Московского университета, 2008. — 272 с.