Научная статья на тему 'Формирование самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира'

Формирование самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / ДИАГНОСТИКА / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬ / DIAGNOSTICS / FIRST GRADERS / FORMATION OF SELF-CONTROL / CONTROL / SELF-MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Евгения Юрьевна, Мамедова Лариса Викторовна

Данная статья посвящена формированию самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира. Проблема формирования самоконтроля актуальна, поскольку ученик должен уметь сознательно контролировать свои действия, мысли и поступки, находить ошибки, неточности. Самоконтроль является необходимым элементов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Евгения Юрьевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SELF-CONTROL OF FIRST-GRADERS ON THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

This article is devoted to the formation of self-control of first-graders on the lessons of the surrounding world. The problem of formation of self-control relevant, because the student should be able to consciously control our actions, thoughts and actions, find errors, inaccuracies. Self-control is a necessary element of the educational activity.

Текст научной работы на тему «Формирование самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира»

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Чернышева Евгения Юрьевна

студент, Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный

университет, РФ, г. Нерюнгри Мамедова Лариса Викторовна канд. пед. наук, доцент Технический институт (филиал) Северо-Восточный

федеральный университет, РФ, г. Нерюнгри E-mail: larisaamedova @yandex.ru

THE FORMATION OF SELF-CONTROL OF FIRST-GRADERS ON THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

Chernysheva Evgeniya Yrevna

student, Technical Institute, branch of the North-Eastern Federal University, Russia,

Neryngri

Mamedova LarisaVivtorovna

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Technical Institute, branch of

the North-Eastern Federal University, Russia, Neryngri

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена формированию самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира. Проблема формирования самоконтроля актуальна, поскольку ученик должен уметь сознательно контролировать свои действия, мысли и поступки, находить ошибки, неточности. Самоконтроль является необходимым элементов учебной деятельности.

ABSTRACT

This article is devoted to the formation of self-control of first-graders on the lessons of the surrounding world. The problem of formation of self-control relevant, because the student should be able to consciously control our actions, thoughts and actions, find errors, inaccuracies. Self-control is a necessary element of the educational activity.

Ключевые слова: самоконтроль, диагностика, первоклассники, формирование самоконтроля, контроль.

Keywords: self-monitoring, diagnostics, first graders, formation of self-control, control.

Под самоконтролем понимается «сознательный контроль своих действий, поступков, мыслей, чувств, планирование и регулирование свой деятельности» [6]. Именно «самоконтроль позволяет сознательно менять направленность своих мыслей и удерживаться от нецелесообразных действий» [1, с. 67]. Данное определение акцентирует внимание на сознательном характере самоконтроля, его функции корректировать и планировать.

«Самоконтроль является один из тех факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении и исправлении уже совершенных ошибок» [5, с. 82].

Проблема формирования самоконтроля в учебной деятельности неоднократно становилась предметом изучения многих психологов и педагогов (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Е.В. Заика, Л.Б. Ительсон, Н.И. Кувшинов, К.Д. Ушинский, В.В. Чебышева, П.М. Эрдниев, Д.Б. Эльконин и др.). Большое внимание при этом уделялось и младшей школе.

Для выявления уровня сформированности самоконтроля первоклассников нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики, которая включает следующие методики:

1. «Корректурная проба» (Б. Бурдон) [4];

2. Опросник «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [3].

База исследования: экспериментальный класс — 1 «А» (20 человек), контрольный класс — 1 «В» (20 человек), СОШ № 13, г. Нерюнгри РС (Я).

На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика в экспериментальном и контрольном классах с целью определения первоначального уровня сформированности самоконтроля первоклассников.

Итак, по методике «Корректурная проба» (Б. Бурдон) было выявлено наличие у испытуемых утомляемости, характер устойчивости —

неустойчивости внимания на основании изменения показателей скорости и точности. Результаты изображены на гистограммах (рис. 1 и 2.).

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики объема внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах по методике

«Корректурная проба» (Б. Бурдон)

50% г 45%

40% 30% —

25% 25% 30% 35%

20% -

10% --

0% ш _

/

высокий ' ----— уровень средний уровень мизкии контрольный ■ эксисримсчКЙльиьш

Рисунок 2. Результаты первичной диагностики концентрации внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах по методике

«Корректурная проба» (Б. Бурдон)

Опросник «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Результаты изображены на гистограмме (рис. 3.).

Рисунок 3. Результаты первичной диагностики в контрольном и экспериментальном классах по опроснику «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина,

Е.В. Заика)

После проведения и апробации, выбранных нами методик психолого-педагогической диагностики в контрольном и экспериментальном классах мы пришли к выводу, что сформированность самоконтроля первоклассников находится на уровне ниже среднего.

В связи с этим для экспериментального класса нами была составлена система занятий по окружающему миру, направленная на формирование самоконтроля первоклассников. Данные уроки, ориентированы на один учебный год (30 занятий по 2 часа в неделю для детей 1 класса (6—7 лет). При составлении конспектов уроков по окружающему миру в различные этапы урока включались специальные методы и приемы (частично-поисковый, наблюдение, обобщение, проблемная ситуация, объяснительно-иллюстративный, сравнение и проверка по словесной инструкции, взаимопроверка, сверка с готовым ответом, самостоятельное придумывание заданий и т. д.) направленные на формирование самоконтроля.

На третьем этапе была проведена итоговая диагностика с целью определения динамики уровня сформированности самоконтроля учащихся первых классов и определения эффективности проводимой нами работы.

Результаты итоговой диагностики объема внимания первоклассников в контрольном и экспериментальном классах показали, что высоким уровнем

объема внимания в экспериментальном классе обладает на 15 % (3 чел.) учащихся больше, чем в контрольном классе. Учащихся со средним уровнем объема внимания в контрольном классе на 10 % (2 чел.) меньше, чем в экспериментальном классе. Низким уровнем в контрольном классе обладает 20 % (4 чел.) учащихся, что на 5 % (1 чел.) больше, чем в экспериментальном.

Результаты итоговой диагностики концентрации внимания показали, что в экспериментальном классе высоким уровнем обладает на 10 % (2 чел.) учащихся больше, чем в контрольном. Средним уровнем обладает 45 % (9 чел.) контрольного класса, что на 5 % (1 чел.) больше, чем в экспериментальном. На низком уровне в экспериментальном классе находится на 5 % (1 чел.) меньше учащихся, чем в контрольном классе.

Результаты итоговой диагностики по опроснику «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) показали, что на первом уровне находится только 5 % (1 чел.) учащихся контрольного класса. На втором уровне в контрольном классе на 5 % (1 чел.) больше учащихся, чем в экспериментальном классе, что составляет 15 % (3 чел.). Третий уровень в экспериментальном классе выявлен у 10 % (2 чел) учащихся, что на 25 % меньше, чем в контрольном. На 4 уровне в контрольном классе учащихся меньше на 10 % (2 чел.), чем в экспериментальном, что составляет 25 % (5 чел.). На пятом уровне в экспериментальном классе учащихся в 2 раза больше, чем в контрольном, что составляет 20 % (4 чел.). Также, на шестом уровне в экспериментальном классе 20 % (4 чел.) учеников, что больше на 10 % (2 чел.), чем в контрольном.

Итак, исходя из полученных данных мы пришли к выводу, что осуществленная нами работа по формированию самоконтроля первоклассников на уроках окружающего мира положительно повлияла на учеников экспериментального класса. Ученики первого класса могут самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, контролировать свои действия, мысли и поступки, дети научились концентрировать свое внимание на каком-либо объекте и продолжительное время удерживать его, также научились

осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной формах.

Таким образом, система уроков способствовала формированию самоконтроля первоклассников: осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении, концентрировать свое внимание на каком-либо объекте и удерживали его продолжительное время; контролировать все свои действия, мысли и поступки; вовремя самостоятельно находить и исправлять ошибки или не допускать их.

Список литературы:

1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под. ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2008. — 256 с.

2. Развитие самоконтроля у младших школьников // Психодик 2010 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1614

3. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Куатор. Все лучшее студентам. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://quator.ru/all-materials/item/7172-repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti

4. Сайт Брунера Е.Ю. // Психология. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://brunner.kgu.edu.ua.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. :Гардарики, 2005. — 349 с.

6. Шуаре Марта. Возрастная и педагогическая психология. М.: издательство Московского университета, 2008. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.