УДК 37.034
Чубис Светлана Георгиевна
педагог дополнительного образования
МАОУДО «Детско-юношеский центр "Импульс "», Пермский край, Россия 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 5 «б», тел. + 7 (342) 232-01-24 e-mail: mou_duts@mail. ru
Сулейманова Сания
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. + 7 (342) 238-63-72 e-mail: pedagog@pspu. ru
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО
КОЛЛЕКТИВА
Chubis Svetlana Georgievna
Teacher of Аdditional Еducation
Municipal Autonomous Educational Institution of Additional Education «Children and Youth Center «Impulse», 5 «b», Kamskaya, 614506, Kondratovo, Perm district, Perm region, Russia
e-mail: mou_duts@mail. ru
Sania Suleymanova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department
of Social Pedagogy
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru
FORMING SELF-CONTROL SKILLS IN YOUNGER TEENS IN TERMS OF CHILDREN'S THEATER GROUP
Аннотация. Рассматривается понятие «самоконтроль», выделены его компоненты, представлены результаты опытно-экспериментальной работы,
© Чубис С.Г., Сулейманова С., 2018
доказано влияние разработанной и откорректированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, направленной на формирование навыков самоконтроля у младших подростков в условиях детского театрального коллектива в дополнительном образовании.
Ключевые слова: самоконтроль, саморегуляция, рефлексия, самопознание, мотивация, самооценка, самодисциплина, воля, индивидуальность, младшие подростки, детский театральный коллектив.
Abstract. The article describes the concept of "self-control", highlights its components, presents the results of experimental work, proves the influence of the developed and corrected additional general educational general developmental program aimed at developing skills of self-control in younger adolescents in a children's theater group in additional education.
Key words: self-control, self-regulation, reflection, self-knowledge, motivation, self-esteem, self-discipline, will, individuality, younger teens, children's theater group.
В настоящее время подрастающему поколению недостаточно иметь определенный объем знаний и навыков, обладать развитыми способностями, необходимо формировать такие личностные качества как воля, самостоятельность, самоорганизованность, самодисциплинированность, помогающие ребенку стать конкурентоспособной, целеустремленной, самостоятельно мыслящей личностью.
Умение владеть собой, способность контролировать негативные эмоции и превращать их в нечто позитивное и продуктивное - это один из универсальных навыков, который необходимо освоить любому, кто хочет стать в этой жизни успешным человеком. Для подростков важно формировать навыки самоконтроля, так как именно этот возраст отличает повышенная эмоциональность, импульсивность, агрессивность, склонностью к бунтарству и противопоставлению себя миру взрослых, сопутствует слабость самоконтроля.
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между необходимостью формирования навыков самоконтроля у младших подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий осуществления процесса его формирования;
- между объективной необходимостью формирования навыков самоконтроля и неумением педагогов использовать в полной мере преимущества театральной педагогики для достижения этой цели;
- между признаваемой педагогами необходимостью формирования навыков самоконтроля и их недостаточной методической компетентностью для разрешения данной задачи.
Обозначенные противоречия, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Формирование навыков самоконтроля у младших подростков в условиях детского театрального коллектива в дополнительном образовании».
Объектом исследования выступил образовательный процесс, осуществляемый в учреждении дополнительного образования.
Предметом исследования являлся процесс формирования навыков самоконтроля у младших подростков в детском театральном коллективе учреждения дополнительного образования.
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, способствующей формированию навыков самоконтроля у младших подростков в процессе театральной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков самоконтроля у младших подростков будет более эффективным, если:
- выявлена сущность и содержание понятия «самоконтроль» в процессе театральной деятельности;
- выявлен исходный уровень сформированности самоконтроля;
- разработана, скорректирована и реализована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, построенная на основе личностно ориентированного подхода, представляющая собой модель образовательного процесса и способствующая формированию навыков самоконтроля у младших подростков;
- будет обеспечивать включение учащихся в активную творческую театральную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, будет систематически проводиться исходная, текущая, итоговая диагностики уровня сформированности навыков самоконтроля у младших подростков.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс» Пермского муниципального района.
На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы.
Изучению аспектов формирования навыков самоконтроля посвящены труды многих исследователей: философов, психологов, педагогов.
В философии самоконтроль рассматривается как «...личный контроль каждого над собой.»; Г.С. Никифоров отмечал самоконтроль, как механизм надежности в деятельности; И.И. Чеснокова - как готовность к внесению изменения в деятельность; А.Г. Спиркин выявил, внутренняя ответственность личности за поведение и помыслы, есть самоконтроль, самооценка, самоуправление, средством же самоконтроля является самоанализ, который связан самосознанием и самопознанием [6].
В психологии исследователи С.Л. Рубинштейн, А.И. Липкина, Ю.А. Миславский, В.И. Моросанова определяют самоконтроль как «самость», одно из свойств личности; М.И. Боришевский, Н.М. Гнедова, С.А. Дудникова, Л.В. Долинская, А.К. Осницкий - как составляющую часть саморегуляции поведения и общения.
В педагогике Т.И. Гавакова рассматривала как особую контролирующую деятельность индивида, проявление его самостоятельности; Г.П. Кукла, П.М. Эрдниев - признак критического мышления, элемент самостоятельной работы; Л.И. Рувинский - один из приемов самовоспитания.
Самоконтроль рассматривался учеными на каждом жизненном этапе и в различных направлениях: в учебной деятельности (Т.И. Гавакова, Г.П. Кукла, С.Г. Манвелов). В.А. Ядов [5] считал, что несформированность самоконтроля, неумение им воспользоваться, нежелание к нему обратиться или пренебрежение его результатами неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному поведению [6]), в поведении (Л.В. Долинская), в общении (Л.В. Копец).
О.В. Галустян, изучая компонентный состав самоконтроля, выявила, что существует три взаимосвязанных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный и волевой. Автор считает, что:
- мотивационный компонент - это внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми, более объемными и качественно совершенными;
- основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению затруднения и его осуществление в деятельности;
- процессуальный компонент самоконтроля включает в себя овладение системой базовых знаний и способов учебно-познавательной деятельности [3].
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам определить самоконтроль как компонент самосознания, который предполагает активную саморегуляцию и коррекцию индивидом собственной деятельности и поведения. Мы пришли к выводу, что необходимо учитывать влияние школьного театра на формирование личности подростка [1; 2; 4].
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс» Пермского муниципального района. В эксперименте приняли участие 15 подростков в возрасте 12-14 лет [7].
Опытно-экспериментальная работа включала два этапа.
Констатирующий этап эксперимента предусматривал: подбор диагностического инструментария, выявление уровня сформированности навыков самоконтроля, обработку и анализ результатов, коррекцию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, направленную на формирование навыка самоконтроля у младших подростков в условиях детского театрального коллектива.
Для выявления уровня сформированности навыков самоконтроля мы провели исходную диагностику, использовав методики М.В. Матюхина «Изучение мотивационной сферы учащихся», А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдман «Оценка уровня волевого самоконтроля (ВСК)», Т.А. Ратановой «Самооценка
личности старшеклассника», опросник А.В. Карпова «Тест на рефлексию», направленные на изучение уровня развития мотивации, самооценки, саморегуляции, рефлексивности.
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по методике М.В. Матюхина «Изучение мотивационной сферы учащихся» были выявлены мотивы движущие учащимися в творческом процессе:
- мотивы долга и ответственности - 4 человек (26 %), самоопределения и самосовершенствования - 9 человек (60 %), благополучия - 6 человек (40 %), мотивация престижа - 2 человек (13 %), мотивация избегания неприятностей -5 человек (33 %), мотивация содержания учения - 8 человек (53 %), социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности - 15 человек (100 %), при этом высокий социальный мотив у 6 человек (40 %), средний у 6 (40 %), низкий 3 (20 %).
Для определения уровня способности к самоанализу у младших подростков был применен опросник А.В Карпова «Тест на рефлексию». Анализ данных показал, что у 8 чел. (54 %) - низкий уровень развития рефлексивности, у 5 чел. (33 %) - средний, у 2 чел. (13 %) - выше среднего. Исходя из полученных данных, можно предположить, что у большего числа учащихся не сформировано умение адекватно анализировать собственную деятельность.
Применив методику А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдман «Оценка уровня волевого самоконтроля (ВСК)», мы установили исходный уровень самообладания и умения выдерживать длительную эмоциональную нагрузку, умения преодолевать преграды. Согласно результатам исследования по данной методике, мы выявили, что низкий уровень настойчивости имеет - 6 человек (40 %), средний - 9 человек (60 %), высокий - не выявлен. Низкий уровень самообладания у 15 человек (100 %), средний и высокий уровни не были зафиксированы. Воля: низкий уровень - 8 человек (54 %), средний 7 человек (46 %), высокий уровень - не встретился. Данные показывают, что испытуемые слабо владеют собственным поведением в различных ситуациях и осознанным управлением своими действиями, состояниями и побуждениями, это говорит о незрелости личности, что связано как с подростковым возрастом испытуемых, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Педагогическое наблюдение позволило сделать вывод, что сниженный фон активности и работоспособности, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
По результатам проведенной методики Т.А. Ратановой «Самооценка личности старшеклассника» установлено, что у 12 человек (80 %) уровень самооценки ниже среднего, средний уровень - у 3 человек (20 %), высокий уровень самооценки у 0 человек (0 %). Результаты указывают на то, что у
большего количества испытуемых заниженная самооценка. Исходя из результатов педагогического наблюдения, можно сделать вывод, что именно эти учащиеся болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнениями других и часто страдают от «комплекса неполноценности».
Анализ проведенной исходной диагностики показал, что у большинства учащихся экспериментальной группы недостаточный уровень развития рефлексивности, волевых качеств, заниженная самооценка.
На основе изученной литературы, а также опираясь на результаты констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности самоконтроля у младших подростков, мы определили этапы проведения формирующего эксперимента:
1 этап: скорректировать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Магия театра»;
2 этап: реализовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, нацеленную на формирование навыка самоконтроля у младших подростков средствами театральной деятельности в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
3 этап: проанализировать результаты, полученные в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Магия театра».
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, результатов констатирующего этапа эксперимента, особенностей детей младшего подросткового возраста, мы разработали и экспериментальным путем проверили эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, способствующей формированию навыка самоконтроля.
В процессе эксперимента использовались педагогические технологии: личностно ориентированного обучения; развивающего обучения; коллективного взаимообучения; коллективной творческой деятельности; проектного обучения; исследовательского обучения; игровые.
Тема самоконтроля рассматривалась на всех учебных занятиях, вместе с тем, особое внимание уделялось формированию адекватной самооценки, волевых качеств и рефлексивности. Для достижения своей цели мы использовали различные формы организации обучения.
Так, например, на занятии «Наш театр «Зазеркалье», в беседе, младшие подростки отвечали на вопрос как повлияли занятия в театральной студии на учебную деятельность в школе, какую постановку хотелось бы осуществить, какие личностные качества помогут в этом.
На следующем занятии, проанализировав серию «Отелло» из детского киножурнала «Ералаш», учащиеся были вовлечены в мини - дискуссию «Нужен ли актеру самоконтроль?».
На занятии «Мой портрет» был проведен фестиваль презентаций о себе.
Вопрос о самодисциплине затрагивался в теме «Через тернии - к звездам»
На каждом занятии создавалась ситуация успеха, дети анализировали свои творческие работы, свое состояние во время актерского тренинга, учились включать «внутреннего контролера». В произвольной форме заполняли «Книгу достижений», в которой отмечали свои успехи.
Также формирование навыков самоконтроля осуществлялось через внеучебную деятельность. Учащиеся организовывали вечера поэзии и литературно-музыкальные гостиные, на которых представляли осознанно выбранный и самостоятельно проработанный чтецкий материал.
На заключительном занятии по дополнительной образовательной общеразвивающей программе нами была проведена контрольная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнив полученные результаты двух этапов, мы отметили, что высокого уровня формирования навыков самоконтроля нет ни у кого из учащихся. Вместе с тем анализ исследования показал, что после освоения программы у младших подростков наблюдаются качественные изменения уровня сформированности навыков самоконтроля.
Так уровень мотивации самоопределения самосовершенствования повысился на 20 % (3 чел.), уровень мотивации содержания учения возрос на 13 % (2 чел.), снизилась мотивация избегания неприятностей на 20 % (3 чел.).
Повысилась динамика развития уровня рефлексивности: с низкого на средний у 13 % (2 чел.), выше среднего у 13 % (2 чел.), уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития рефлексивности на 13 % (2 чел); у 13 человек рефлексивность осталась на первоначальном уровне, но мы можем утверждать, что прогресс есть, так как диапазон уровня состоит из трех стенов (т.е. уровень остался прежний, но стен повысился).
Оценка уровня волевого самоконтроля показала, что у испытуемых повысились до среднего уровня: настойчивость на 20 % (3 чел.), самообладание на 47 % (7 чел.), воля на 14 % (2 чел.).
У всех учащихся повысился уровень самооценка. Адекватная самооценка была у 20 % учащихся (3 чел.) стала у 27 % (4 чел.). Несмотря на то что у 73 % (11 чел.) самооценка осталась заниженной, мы можем констатировать положительную динамику, так как она приблизилась к среднему уровню.
Педагогическое наблюдение показало позитивные изменения в экспериментальной группе:
- наблюдаются устойчивые мотивы, связанные с содержанием и процессом обучения;
- появляются стремление к самопознанию и самосовершенствованию;
- учащиеся анализируют свою деятельность, более свободно излагают собственные суждения;
- в процессе работы над творческими заданиями проявляются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;
- повышается интерес к самому себе;
- развивается внимание, воображение, способность к критическому мышлению.
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной проверки программы, показали, что в условиях детского театрального коллектива программа способствует формированию навыков самоконтроля у младших подростков. Работа по программе «Магия театра» будет продолжена на следующем уровне обучения. Полученные результаты планируются представить на авторских семинарах, серии открытых занятий и мастер-классов для педагогов дополнительного образования.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с.
2. Гаврилова Е.Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. - 2011. - № 2, т. 2. - С. 77-80.
3. Галустян О.В. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://userdocs.ru/kultura/21905/
4. Касаткина Н.Э., Брыксина Е.С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №3 (59). - Т. 1. - С. 75-78.
5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. - СПб. : Питер, 2006. - 264 с.
6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
7. Чубис С.Г. Формирование навыков самоконтроля у младших подростков в условиях детского театрального коллектива [Электронный ресурс]. - URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/9729/mCHubis_vkr.pdfo