УДК 37.035.461
ТЕАТР МОДЫ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
О.В. Комова
Аннотация. В статье представлено исследование по взаимодействию общего и дополнительного образования на примере организации театра моды. Одним из средств данного взаимодействия является педагогическая поддержка самоорганизации учебной деятельности учащихся, которая рассматривается как педагогический процесс, реализующийся через деятельностное взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого у учащегося формируется целостная самоорганизация, а педагог опирается на индивидуальные (природные) особенности субъекта и создает условия для формирования самоорганизации.
Ключевые слова: театр моды, взаимодействие общего и дополнительного образования, педагогическая поддержка самоорганизации учебной деятельности учащихся.
THEATER OF FASHION AS A FORM OF INTERACTION
OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION
IN THE SUBJECT FIELD "TECHNOLOGY"
О. Komova
Abstract. The article presents a study on the interaction of general and additional education on the example of the organization of the theater of fashion. One of the means of this interaction is pedagogical support for the self-organization of students' learning activities, which is viewed as a pedagogical process that is realized through the activity interaction of the teacher and student, during which the student develops a complete self-organization, and the teacher relies on the individual (natural) characteristics of the subject and creates conditions for the formation of states of self-organization.
Keywords: theater of fashion, interaction of general and additional education, pedagogical support of self-organization of educational activity of students.
Сегодня в образовательных системах многих стран мира актуальна проблема технологического образования учащихся. Формирование технологической культуры личности одна из задач современного образования и в России. В условиях модернизации особую роль приобретает взаимодействие общего и дополнительного образования детей, их непрерывность. Предметная область «Технология» как обязательная для изучения учащимися направлена на развитие их инновационной творческой деятельности при решении учебных задач; использование знаний и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умения выполнения исследовательских и проектных работ; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса и т.д. [5]. Самоорганизация учащегося является важной частью системы организации учебного процесса, компонентом системы обеспечения качества образования. Научить учащихся мыслить, пробудить у них тягу к знаниям и вооружить умением добывать знания самостоятельно - такие задачи поставлены
сегодня не только перед учителем, но и перед педагогом дополнительного образования. В связи с этим тема нашего исследования «Театр моды как форма взаимодействия общего и дополнительного образования в предметной области «Технология»» является актуальной и своевременной.
Непрерывность технологического
образования в нашем исследовании обеспечивается за счет уровней (ступеней): начальная технологическая подготовка учащихся 1-4 классов (рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программы «Технология» авторского коллектива: Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, С.В. Анащенковой); общетрудовая и технологическая подготовка учащихся 5-9 классы (рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерной программы по технологии, авторского коллектива: В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина. Г.Ю. Семенова); детское объединение театр моды «Вдохновение»
для учащихся 1 - 11 классов (дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение»).
Авторская дополнительная общеразвивающая программа студии театр моды «Вдохновение» рассчитана на восемь лет обучения, она составлена с учетом требований современной педагогики на основе знаний возрастных, психологических и физиологических
особенностей учащихся, дает углубленные знания в области создания одежды и осуществляется на взаимодействие предметов общего образования «Технология» и «Изобразительное искусство». По программе «Вдохновение» учащиеся осваивают предметы: «Конструирование, моделирование и технология изготовления одежды», «Рукоделие», «Стилистика» и «Хореография». I уровень обучения -«Подготовительный»: рассчитан на два года обучения и предполагает изучение азов преподаваемых предметов. II уровень обучения — «Основной»: рассчитан на три года обучения и предполагает углубленное изучение предметов и целенаправленную работу по освоению основных знаний, умений и навыков (именно этот этап позволяет определить перспективы
профессионального самоопределения личности). III уровень обучения — «Свободное творчество»: рассчитан на три года обучения; учащиеся занимаются по индивидуальному творческому плану; идет совершенствование мастерства; учащиеся самостоятельно создают проекты-коллекции моделей и участвуют в их хореографическом воплощении.
В нашем исследовании средством взаимодействия общего и дополнительного образования выступает педагогическая поддержка самоорганизации учебной деятельности учащихся. Основу организации уроков и занятий составляет личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, ОС. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.), позволяющий раскрыть и использовать опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной учебной деятельности. Данный подход определяет систему принципов проектирования образовательной деятельности: систематичность занятий; создание атмосферы добра, взаимопонимания, взаимопомощи и
сотрудничества, создание ситуации успеха для каждого учащегося.
В ходе экспериментальной деятельности мы определили конкретные педагогические задачи по формированию отдельных состояний
самоорганизации учащихся: «сосредоточение внимания на учебной ситуации - ориентировка
учащегося в деятельности - постановка цели -стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) - контроль и корректировка учебных действий - оценка (самооценка) полученного результата, адекватные элементам структуры учебной деятельности учащегося» [3, с.19; 4]. Педагогическая поддержка самоорганизации учебной деятельности учащихся в нашем исследовании осуществляется за счет решения педагогических задач на трех уровнях.
Также нами были определены показатели успешного формирования самоорганизации учащихся на уроках и занятиях: психолого-педагогические особенности каждого и коллективов групп в целом; высоконравственная гражданская позиция педагога, экспрессия и одухотворенность; обеспечение и поддержка благоприятной атмосферы; открытое и адекватное ситуации высказывание педагогом оценочных суждений в адрес учащегося и самого себя; обогащение образовательной среды новыми для него стимулами и предметами; поощрение оригинальных идей; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы; предложение по выбору материалов и техник при создании проектных исследовательских творческих работ.
Выявлены признаки, по которым можно определить уровень сформированности состояний самоорганизации учебной деятельности учащихся (методика шкалирования А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» [2] и схемы: «Схема анализа деятельности педагога театра моды по технологическому обеспечению
самоорганизационной стороны процесса обучения», «Схема анализа результатов решения преподавателем педагогических задач по формированию самоорганизационных состояний учащихся на занятии» и «Схема анализа формирования самоорганизационных состояний учащегося на занятиях театра моды» [1, с.44-46]).
По методике А.Д. Ишкова для определения уровней самоорганизации используем семь шкал: «Целеполагание»,«Анализ ситуации»,
«Планирование», «Самоконтроль», «Коррекция», «Волевые усилия»,«Уровень самоорганизации» [2, с.114].
В ходе экспериментальной работы доказана результативность модели «Театр моды как форма взаимодействия общего и дополнительного образования в предметной области «Технология»». Это подтверждается
полученными результатами эксперимента: на этапе констатирующего эксперимента было установлено, что большинство учащихся (90%)
имеет низкий I уровень самоорганизациии; итоги формирующего этапа показали, что в экспериментальных группах зафиксирован I уровень самоорганизации - у 0% учащихся, II уровень самоорганизации - у 72% учащихся и III уровень - у 28% учащихся, в отличие от контрольных групп где I уровень самоорганизации зафиксирован у 67% учащихся, II уровень - у 33%учащихся и III уровень - у 0% учащихся. Выработана методика, владея которой, учитель основное внимание уделяет не только процессу передачи знаний, а, прежде всего, формированию готовности учащихся
самостоятельно воспринимать новое,
организовать свою деятельность. На занятии это осуществляется путем постепенного включения учащихся в деятельность, соответственно
элементам ее структуры и этапам самоорганизации.
За время формирующего эксперимента учащимися экспериментальных групп на занятиях театра моды было выполнено шесть проектов-коллекций: «Золушка», «Квадрат», «Ягодки мои», «Шуйская гармошечка», «Игры в Альтамире», «Стрекоза», «Пестряночка». Учащиеся театра моды - активные участники не только конкурсных показов коллекций, но и конкурсов эскизов, проектных,
исследовательских работ, конкурсов рисунков и декоративно-прикладного творчества. Они становились победителями не только на региональном, но и на российском и международном уровнях.
Литература:
1. Гребенюк О.С. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся средних ПТУ / О.С. Гребенюк. - Вильнюс, 1983. - 98 с.
2. Ишков А.Д. Опросник «Структура процесса самоорганизации»: сборник материалов Междунар. научно-практической конф. Часть II. // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее, высшее) -Пенза: Приволжский Дом знаний, 2002. - С. 112-114.
3. Комова О.В. Проблемы формирования самоорганизации / О.В. Комова // Научный поиск. -2015. - № 2(16). - С. 11-18.
4. Копеина Н.С. Самоорганизация в становлении индивидуальности: межвуз. сб. науч. трудов // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. - Пермь: ПГПИ, 1988. - С. 50-59.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2016. - 48 с.
Сведения об авторе:
Комова Ольга Викторовна (г. Шуя, Россия), учитель изобразительного искусства и технологии, руководитель детского театра моды «Вдохновение» МОУ Китовская СШ, e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Komova (Shuya, Russia), master of fine arts and technology, head of children's fashion theatre "Inspiration" MOU Kitovskaya SSH, e-mail: [email protected]