Научная статья на тему 'Реализация системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию в кадетской школе-интернате на основе современных образовательных технологий'

Реализация системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию в кадетской школе-интернате на основе современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INNOVATION / PROJECT-BASED LEARNING / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Антонова Юлия Тихоновна

В статье рассмотрены образовательные технологии как средства реализации системно-деятельностного подхода и специфика их использования в кадетской школе-интернате. Представлен комплекс педагогических условий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода: организация стимулирующей среды; сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Антонова Юлия Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO TRAINING AND EDUCATING CHILDREN IN A CADET BOARDING SCHOOL BASED ON MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article deals with an educational technology as a means of implementing a system-activity approach and specificity of their use in a cadet boarding school. The article presents a complex of teaching conditions aimed at the implementation of the system-activity approach, namely, the organization of an enabling environment, the cooperation of the teacher and the student in the course of research activities, the organization of network interaction of students, teachers and parents.

Текст научной работы на тему «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию в кадетской школе-интернате на основе современных образовательных технологий»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO TRAINING AND EDUCATING CHILDREN IN A CADET BOARDING SCHOOL BASED ON MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Д.А. Данилов, Ю.Т. Антонова

D.A. Danilov, Yu.T. Antonova

Образовательные технологии, инновации, метод проектов, системно-деятельностный подход, сетевое взаимодействие.

В статье рассмотрены образовательные технологии как средства реализации системно-деятельностного подхода и специфика их использования в кадетской школе-интернате. Представлен комплекс педагогических условий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода: организация стимулирующей среды; сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Educational technology, innovation, project-based learning, system-activity approach, networking. The article deals with an educational technology as a means of implementing a system-activity approach and specificity of their use in a cadet boarding school. The article presents a complex of teaching conditions aimed at the implementation of the system-activity approach, namely, the organization of an enabling environment, the cooperation ofthe teacher and the student in the course of research activities, the organization of network interaction of students, teachers and parents.

Вместе с прогрессирующим обществом, экономикой, политикой и техникой развивается и образование в целом. В частности, совершенствуется образовательный процесс, накапливаются педагогические инновации, новые условия, методы и подходы в обучении и воспитании. Результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, технология в сфере образования. В педагогическом словаре Г.М. Кождаспировой, А.Ю. Кождаспирова говорится, что педагогическая технология - новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Педагогическая технология служит кон-

кретизацией методики, в основе технологии обучения и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов [Кождаспирова, Кож-даспиров, 2001]. На сегодняшнее время педагогических технологий очень много. Мы остановимся на таких образовательных технологиях, как метод проектов и системно-деятельностный подход, которыми пользовались в процессе опытной работы с учащимися кадетской школы-интерната.

Метод проектов-система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. В.В. Гузе-ев пишет, что существует немало определений понятия «проект», и в работе в определении понятия

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

«проект» опирается на идеи россииских учителеи: «Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого проекта» [Гузеев, 2004, с. 67].

В данном контексте значимы идеи А.П. Савельева: «Главная функция преподавателя заключается в управлении процессами обучения, воспитания, развития, организации, т.е. преподаватель должен не учить, а направлять обучение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания» [Савельев, 2015]. Существует множество вариантов проведения проектной работы в школе. Так, Л.Н. Горобец предлагает провести проектную работу учащегося в четыре этапа: 1) организационно-подготовительный (формирование групп, выбор темы и др.); 2) планирование (составление плана, тезисов и др.); 3) технологический (работа в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу и др.); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация с оппонированием со стороны всех присутствующих, обсуждение, саморефлексия и др.), выдвижение новых проблем [Горобец, 2012].

Специалисты подчеркивают, что метод проектов хорошо укладывается в парадигму личностно ориентированного подхода, что в выборе темы про-

/ Другие

участники \ проекта 1

ектной работы необходимо исходить из личного интереса ученика, из интересовавших его тем уроков, телепередач и пр. В современных условиях проектирование предоставляет широкие возможности обучающимся формировать такие компетенции, которые могут быть перенесены на другие области знания, виды деятельности. Такое предположение подтверждается тем, что многие ребята, используя метод проектов в исследовательской деятельности, стали ориентироваться на будущую профессию

Из вышеизложенного мы можем констатировать, что проектная работа может быть и индивидуальной, и групповой. Выставляя общую цель и задачи, учащиеся имеют возможность работать целыми группами и (или) в творческом тандеме. Возникает необходимость создания сетевого взаимодействия всех заинтересованных лиц в успешной реализации проекта.

На рис. представлена модель сетевого взаимодействия: 1 - учащийся; 2 - учитель; 3 - классный руководитель; 4 - офицер-воспитатель; 5 - родитель. Необходимо отметить, что любое сетевое взаимодействие предусматривает привлечение других участников к проектной работе для повышения результативности. Например, могут быть научные руководители, другие организации, которые заинтересованы в осуществлении школьного проекта. В данном случае если привлекаются другие участники, то считается, что проект успешно выполнен.

Рис. Модель сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие рассматривается сотрудничества учащегося, учителей, родителей,

нами как педагогическое условие, созданное в це- офицеров-воспитателей, классных руководителей

лях успешного воплощения в реальность школь- и других субъектов образовательного учрежде-

ных проектов. Сетевое взаимодействие в услови- ния, а также социальных партнеров. В основе по-

ях кадетской школы-интерната возникает в ходе строения моделей сетевого взаимодействия ле-

жит системно-деятелы-юстный подход. Он предполагает:

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [Сетевое..., 2014, с. 26].

Кроме того, деятельностный подход послужил методологической основой многих технологий обучения, разработанных в 1980-1990-х гг. Также в нем отражен личностно ориентированный подход, который отражается в проектном методе работы с учащимися. Сущностная связь деятельностного подхода с личностным проявляется в том, что в этом контексте сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир - человек».

Данный подход дополняется О.С. Тоистее-вой: «Обсуждая проблему оценки качества образования на основе образовательных стандартов, все ученые в области педагогики и управления образованием солидаризуются в том, что сегодня сводить образованность к системе знаний, умений и навыков неправомерно. Функции образования, обусловленные современными потребностями общественного развития, выдвигают во главу угла личность обучающегося, чем определяется методологическая значимость личностного подхода, который разрабатывается отечественными учеными-педагогами с начала 1980-х гг., но особенно бурное развитие он получил в период радикальных преобразований в стране, обусловивших

новый этап в развитии российской системы образования [Тоистеева, 2013, с. 199-200].

В работе О.В. Тумашевой, О.В. Берсеневой и др. мы наблюдаем анализ новых ФГОС, излагается, что системно-деятельностный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках [Тумашева, Берсенева, 2015].

Так, целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, предусматривается развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. В свое время В.В. Давыдов [Давыдов, 1996], разрабатывая положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

- конечной целью обучения является формирование способа действий;

- способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

-механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся-кадеты в условиях системно-деятельностного изучения учебных предметов и занятий по дополнительному образованию выбирали темы исследовательского проекта. Выполнение исследовательской работы дало им возможность самореализоваться в выбранном поле деятельности с уверенностью в своих силах, проявляя радость и успех. Представленный опыт реализации системно-деятельностного подхода в кадетской школе-интернате адекватно формирует личностные качества учащегося.

Организуя творческую, исследовательскую работу учащихся, мы руководствовались указаниями вышеназванных специалистов и убедились в том, что успех такой работы обучающихся в большей степени зависит от умелой ее организации. Так, при анализе метода проектов и системно-деятельностного подхода разработали план мероприятий «дорожную карту» по повышению эффективности исследовательской работы учащихся кадетской школы-интерната, которая осуществляется в течение учебного года в три этапа. «Дорожная карта» появилась с модернизацией образования в целом, здесь расписано все по этапам, в этапы вхо-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

дят сроки выполнения конкретного пункта выполнения плана, ответственные люди, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Следовательно, «дорожная карта» - это путь продвижения к конечной цели, только разбитый на этапы.

Первый этап-подготовительный, где акцентируется большое внимание на организации и взаимодействии сетевой работы со всеми подразделениями школы. Работа под педагогическим сопровождением классного руководителя и офицера-воспитателя начинается внутри класса. Здесь проводятся кадетские чтения, обучающие семинары для родителей, организуется круглый стол с учеными ЯНЦ СО РАН, Малой академии наук с преподавательским составом ЯКШИ, где дается возможность каждому кадету раскрывать свои возможности в области исследовательской деятельности, формировать умение грамотно изъяснять свои мысли, работать с различной литературой и прочее. Второй этап нацелен на работу с научными руководителями в виде консультаций. Третий этап работы - практический.

Составленная «дорожная карта» на основе цели и задач исследовательской работы кадет содержит обеспечение их активного самостоятельного участия в проводимых в школе разных мероприятиях. Так, проводились форумы, конференции, где учащиеся принимали активное участие, предлагая свои планы этих мероприятий. В частности, учащиеся сами организовывали внеклассные кадетские чтения во всех взводах (классах), предложили провести внутри школьную конференцию «Поиск и творчество», активно участвовали в городском, республиканском турах «Шаг в будущее...», чтобы добиться участия во всероссийском таком же туре. Результатом использования «дорожной карты» стало приобретение новых компетенций учащимися кадетской школы-интерната.

Из вышеизложенного следует сделать вывод, что реализация системно-деятельностного подхода опирается на следующие методы: личност-но ориентированный; проектный; проблемный; исследовательский; решения практических задач коллективной творческой деятельности; поисковый; дискуссионный; коммуникативный; при создании соответствующих условий: организация стимулирующей среды; сотрудничество педагога и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учащегося в процессе исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей. Как видно, технологический подход занимается обобщением и систематизацией психолого-педагогических методов.

Список сокращений

1. ГБОУ РС(Я) «ЯКШИ» - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутская кадетская школа-интернат».

2. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

3. ЯНЦ СО РАН - Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук.

Библиографический список

1. Горобец Л.Н. Метод проекта как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 2.

2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.128 с.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 544 с.

4. Кождаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.176 с.

5. Савельев П.А. Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 11-16.

6. Сетевое взаимодействие в системе образования: технология организации инновационной деятельности / под ред. А.М. Соломатина, Р.Г. Чу-раковой. М.: Академкнига / Учебник, 2014. 88 с.

7. Тоистеева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202.

8. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34). С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.