Научная статья на тему 'Модель самоорганизации изменений педагога в мультимедийной образовательной среде'

Модель самоорганизации изменений педагога в мультимедийной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОИЗМЕНЕНИЕ / САМОДОСТРАИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

В статье рассматривается модель самоорганизации изменений педагога в новых условиях педагогической деятельности, которая раскрывает содержание деятельности педагога по самоорганизации, формы управленческого взаимодействия со студентами и организационно-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TEACHER CHANGES SELF-ORGANIZATION IN MULTIMEDIA EDUCATIONAL MILIEU

The model of the teacher changes self-organization under new conditions of pedagogical activity is regarded in the article. This approach reveals the content of the teachers self-organizing activity, forms of administrative interaction with students and organizational-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Модель самоорганизации изменений педагога в мультимедийной образовательной среде»

УДК 378

НЕЛУНОВА Елена Денисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. Автор 65 научных публикаций

МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГА В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматривается модель самоорганизации изменений педагога в новых условиях педагогической деятельности, которая раскрывает содержание деятельности педагога по самоорганизации, формы управленческого взаимодействия со студентами и организационно-педагогические условия.

Мультимедийная образовательная среда, педагогическая деятельность, самоизменение, самодостраивание

В современной философии открытого образования принципиальным является «глобальный эволюционизм», характеризуемый «незамкнуто-стью» и «вочеловеченностью» образовательной среды1.

В условиях открытости общества и образования возникает проблема между современными требованиями к преподавателю и умением адекватно организовать свою педагогическую деятельность.

Отмечается, что образовательная среда, будучи открытой и информационной на основе мультимедиа, должна способствовать формированию потребности в самоизменении всех ее субъектов, в т.ч. студента и педагога2.

Ниже попытаемся представить сознательное управление изменениями развития педагога как процессом самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности в мультимедийной образовательной среде (МОС) как открытой и информационной.

© Нелунова Е.Д., 2010

Как отмечает Л.Н. Куликова, для успешного превращения способностей человека в реальные поступки необходимы конкретные умения для осуществления деятельности самоиз-менения (самоубеждение, самоодобрение, самоосуждение и т.д.). Это значит, что человек должен саморегулировать свои внутренние потребности, активизировать волю при выборе методов и приемов саморазвития. В условиях МОС процесс саморазвития студента протекает в комфортных условиях, удобных для ускорения «прорыва к себе - иному»3.

Отметим, что студент находится в том периоде, когда деятельность самосовершенствования приобретает личностно мотивированный, целенаправленный и систематический характер, слившись с его учебно-познавательной, поисково-продуктивной совместной деятельностью по разработке проектов, руководимых преподавателем. Актуальной задачей преподавателя при совместной проектно-творческой деятельности

является «учить учиться» в новых условиях взаимодействия4.

Преподаватель и студент находятся в процессе целенаправленного, осознанного саморазвития «по системе внешних координат времени и пространства, координат внутренних “горизонтальных” - движение к последующим решениям возникающих задач» и “вертикальных” -«возрастание потребностей в восхождении “к себе лучшему”»5.

Надо заметить, что «полем» педагогического взаимодействия7 преподавателя и студента частично выступает мультимедийная среда поисковых систем в сети, в которой развертывается интерактивный диалог. Очевидно, что партнерское отношение влечет за собой такое взаимодействие, которое предусматривает позитивные изменения, характеризуемые осознанностью потребностей в изменениях, самооценкой профессиональных и личностных возможностей преподавателя и студентов и их самоопределением. Надо полагать, что эти изменения происходят в результате внутреннего движения организации самого себя, т.е. самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции или самоуправления.

Движение к самоизменению педагога поддерживается осознанием причастности к высоким достижениям человечества. При этом рассматриваем самоорганизацию изменений педагога как инициирующий фактор интеграции движений и стимулирующий саморазвитие студента. Роль преподавателя в этом процессе заключается в поддержке в приобретении личностного опыта студента, связанного с самоидентификацией, самостимулированием, самоопределением, самоактуализацией. В этом процессе у преподавателя усиливается потребность в самоорганизации изменений. Под самоорганизацией изменений педагога понимается внутреннее осознанное движение с целью достижения профессионального уровня «акме», способствующее удовлетворению внутренних потребностей в духовном самосозидании.

Величайший психолог двадцатого столетия и основатель гуманистической психологии К. Роджерс в свое время был прав, принципиально

выступая против всякой технологичности формирования развития и саморазвития как противоречащей сути его концепции о подходе и взгляде на Человека. Однако осмелимся высказать иное мнение о том, что в условиях мультимедийной образовательной среды существует возможность ускорить саморазвитие личности при целенаправленном управлении познавательной и поисково-продуктивной деятельностью студента. При этом личность самопрезентируется (самореализуется) в процессе совместной продуктивной учебной деятельности под руководством координатора (преподавателя), результат которой выражается в красиво оформленном и содержательном авторском проекте. Если мы признаем, что саморазвитие есть «феномен», характеризующийся средово-временным статусом и яркостью проявления, то и самопрезентация может быть рассмотрена как феномен. Самопрезента-ция показывает высокий уровень саморазвития в юном возрасте как вершинный этап «восхождения к себе лучшему»6, переходящий в более умеренное движение по пути самодостраивания.

Принимая во внимание вышесказанные положения, мы рассматриваем саморазвитие как многовекторное движение, подвергаемое влиянию извне и изнутри, изменяемое и управляемое самим человеком, механизмом которого выступают такие его личностные качества, как само-выдержка и самоконтроль. Сказанное дает нам право предполагать, что саморазвитие как процесс (движение) может быть технологичным и одновременно функциональным в силу своей целостности и индивидуального своеобразия «как самодостраивание под цели своей жизни»7.

Термин «технология» прочно укрепился в современной педагогической науке и практике, подразумевая некоторую систему работы, организацию обучения и воспитания. Однако оговоримся, что любая технология как средство организации учебно-воспитательной работы не гарантирует полного достижения заранее заданных результатов. Она имеет рекомендательный характер и может использоваться в определенных условиях, например в мультимедийном обучении, которое является и по сути своей технологичным.

Тем не менее мы можем опираться на теорию самого К. Роджерса, суть которой состоит в следующем:

1) целью педагогической деятельности является обеспечение условий для «полноценно функционирующей» личности - развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте, в нашем случае - создания комфортных условий на базе высоких технологий;

2) автор признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом, поэтому ученый выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний». По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности.

Принимая во внимание его (К. Роджерса) второе мнение, мы склоняемся к позиции «учить учиться», управлять и руководить учением, направлять развитие на путь саморазвития посредством активизации процесса через мультимедиа технологии;

3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития8.

В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль педагога. В современной расширенной трактовке функции преподавателя мы находим и фасилитейтера, ингиви-латора и разработчика курса, и одновременно руководителя учебного процесса. В мультимедийном обучении роль преподавателя значительно изменяется - он становится руководителем учебно-воспитательного процесса.

Координатор несет ведущую функцию сознательного управления саморазвитием в комфортных условиях мультимедийного обучения. В контексте сказанного нам представляется правомерным показать в ракурсе нашего исследования педагогическое обеспечение технологии

сознательного управления изменениями педагога в условиях мультимедийной образовательной среды. Приведенная модель ориентирована на деятельность координатора (преподавателя) и опирается на исследования К. Роджерса, А.Г. Алейникова, В.Г. Маралова, Л.Н. Куликовой, Е.С. Полат, Е. Федотовой, суть которой раскрывается по следующим уровням:

- содержание деятельности педагога по самоорганизации изменений;

- содержание управленческого взаимодействия с педагогом (координатором);

- формы взаимодействия;

- организационно-педагогические условия.

Модель самоорганизации изменений педагога в МОС разработана нами для того, чтобы показать сопряженность процесса саморазвития студента (учащегося) и руководителя (координатора) учебного процесса. Руководитель-педагог осознает внутреннюю потребность в изменениях, обусловленных высокими технологиями мультимедийного обучения и не только. Педагог инициирует проектирование изменений обучающегося для ломки стереотипа и использует метод проектов и рефлексивного анализа, создавая регулируемую проблемно-конфликтную ситуацию на всех этапах учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельности.

Отмечено, что опыт рефлексии обогащается разнообразием и содержанием совместной учебно-познавательной и поисково-продуктивной деятельности в условиях мультимедийного обучения. Например, при применении метода проектов очень важно добиваться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации, что позволит успешное его выполнение. Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, т.е. преобладает регулятивно-организаторская функция. На этапе реализации проекта педагог выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. На зак-

лючительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, т.к. преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен уметь постоянно «переключаться» от выполнения одной функции на другую или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все педагоги умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом или координатором, т.е. предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности9.

Главным содержанием самоорганизации изменений педагога являются поиск смысла, цели и ценностей своей деятельности, полное осознание ее значимости. Уникальные условия открытой информационной среды мультимедийного обучения одновременно подвигают к саморазвитию обучающихся и требуют высоких профессиональных навыков от преподавателя. Высокие требования к руководителю учебного процесса и стимулируют его профессиональный рост, тем самым приводят к внутренним изменениям. На основании вышеприведенного нами разработана модель самоорганизации изменений педагога в мультимедийной образовательной среде (см. таблицу).

Главным критерием деятельности педагога на уровне самоорганизации изменений признана осознанность, т.е. осознание преподавателем потребностей в изменениях в учебной деятельности, поиске новшеств и нововведений в процесс обучения на базе мультимедийных, сетевых и других инновационных технологий. При этом во главу угла ставится самооценка профессиональных и личностных возможностей преподавателя и оценка возможностей студентов.

На уровне управленческого взаимодействия студента с педагогом определяется его инфо-коммуникационная компетенция и технологическая подготовленность к разработке мультипроектов в сети: его умение на практике применить метод проекта и сотрудничества; организация свободного выбора желаемой направленности изменения своего опыта.

Уровень управленческого взаимодействия студентов с педагогом рассматривает:

- инициацию самоопределения педагога;

- создание регулируемой проблемно-конфликтной ситуации;

- преобразование характера рефлексивной деятельности через обучение умению работать в сети;

- осуществление проектирования изменений;

- поиск смысла, цели, ценностей своей деятельности;

- углубление ценностного самоопределения через умение работать с ИКТ;

- проектирование изменений и осуществление ломки стереотипа.

Формами взаимодействия являются рефлексивный анализ, исследовательский подход, проектный метод и дипломные проекты.

В этом процессе организационно-педагогическими условиями выступают включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и индивидуальных возможностей; создание «поля взаимодействий» в МОС, на котором развертывается целенаправленное управление учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью студента под руководством преподавателя.

Важными критериями в содержании деятельности педагога по самоорганизации изменений в условиях МОС, на наш взгляд, являются самоопределение и самореализация. Суть самоопределения выражена в выборе способов изменения личностных возможностей и решении профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы с мультимедиа технологией.

Формами взаимодействия могут быть рефлексивно-аналитическая беседа, а также методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций ломки стереотипа. Используется метод проектов для организации работы в группах. На этом уровне управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «фона надкритического взаимодействия»10 педагога и студента, который строится на основе «субъект-

146

САМООРГАНИЗАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГА В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Содержание деятельности педагога по самоорганизации изменений Содержание управленческого взаимодействия студента с педагогом Формы взаимодействий Организационно-педагогические условия

1. Осознанность. 1.1. Осознание потребностей в изменениях. 1.2. Поиск путей, новшеств для удовлетворения возникших потребностей через ИКТ. 1.3. Самооценка профессиональных и личностных возможностей и возможностей студентов Изучение возможностей педагогов через создания мультипроектов в сети. Организация самопереосмысления через создание проблемноконфликтных ситуаций и включение в них педагога; организация свободного выбора желаемой направленности изменения опыта Рефлексивный анализ. Мультимедийные творческие проекты на основе исследовательского подхода. Метод сотрудничества. Дипломные проекты Включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и индивидуальных возможностей. Создание открытой образовательной среды посредством мультимедийного обучения

2. Самоопределение. Выбор способов изменения личностных возможностей и профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы с ИКТ -Инициация самоопределения педагога; - создание регулируемой проблемно-конфликтной ситуации; - преобразование характера рефлексивной деятельности через обучение умению работать в сети; - осуществление проектирования изменении; - поиск смысла, цели, ценностей своей деятельности; - углубление ценностного самоопределения через умения работать с ИКТ; - проектирование изменений и осуществление ломки стереотипа Рефлексивно-аналитическая беседа, Методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций ломки стереотипа. Метод «взрыва» в изменении стереотипа Управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «фона надкритического взаимодействия» педагога и студента и строится на основе диалога, обеспечивающего саморазвитие всех субъектов МОС. Обучение педагога самоорганизации изменений

3. Самореализация. Осуществление изменений на базе ИКТ. 3.1. Постановка новых целей; определение сущности и содержания изменений, прогнозирование негативных последствий 3.2. Осуществление изменений. Организация ОЭР. Анализ результатов изменений.

Обучение ИКТ: - автономные мультимедийные программы; - обучающие системы для разработки Интернет-проектов в сети; - обучение поиску и сохранению и обработке Интернет-ресурсов Передача педагогу управленческих полномочий и расширение его функций как субъекта, организующего собственное развитие. Управленческое взаимодействие со студентом основывается на диалоге в условиях «субъект-субъектных» отношений в МОС

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

субъектного» диалога. При этом педагог-координатор предопределяет самоорганизацию изменений управленческого взаимодействия.

Третий уровень деятельности педагога по самоорганизации изменений характеризуется самореализацией. Самореализация выражается в постановке новых целей, определении сущности и содержания изменений, прогнозировании негативных последствий, осуществлении изменений. Происходит ломка стереотипа, на основе которой определяются новые проблемы и пути их решения.

Управленческое взаимодействие студентов с педагогом такое же, как на предыдущем и основывается на диалоге в условиях «субъект-субъектных» отношений.

Формой взаимодействия является обучение информационным и коммуникационным технологиям, средствами которых выступают автономные мультимедийные программы, обучающие системы для разработки Интернет-проектов в сети, а также обучение поиску, сохранению и обработке Интернет-ресурсов и их рефлексии. На этом уровне происходит передача педагогу управленческих полномочий и расширение его функций как субъекта, организующего собственное развитие.

В заключении приходим к следующим выводам:

- мультимедийная образовательная среда создает условие для формирования потребностей в самоизменении педагога как руководителя учебного процесса;

- сущностными критериями деятельности педагога на уровне самоорганизации изменений признаны осознанность, самоопределение и самореализация;

- осознание преподавателем потребностей в изменениях в учебной деятельности выражается в поиске новшеств и нововведений в процессе обучения и самореализация на базе мультимедийных, сетевых и других инновационных технологий;

- самореализация педагога осуществляется совместно со студентами в практико-ориенти-рованных проектах;

- во главу угла ставится самооценка профессиональных и личностных возможностей преподавателя и оценка возможностей студентов.

Таким образом, самоорганизация изменений педагога возможна при создании условий на основе мультимедийной среды образования.

Примечания

1Аршинов В. И., Буданов В.Г. Синергетика наблюдения как познавательный процесс // Философия, наука, цивилизация: к 65-летию В.С. Степина. М., 1999. С. 231-255.

2 Там же. С. 241-250.

3 КуликоваЛ.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск, 2001. С 39-41.

4 Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. N° 2. С. 3-10; № 3. С. 3-9.

5 Куликова Л.Н. Указ. соч. C. 8-37.

6Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для сред. проф. образования, для обучающихся в пед. училищах и колледжах. М., 2002.

7 Куликова Л.Н. Указ. соч. C. 266-288.

8 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

9 Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 12-16.

10АлейниковА.Г. О креативной педагогике // Вестн. высш. шк. 1989. № 12. С. 29-34.

Nelunova Elena

MODEL OF TEACHER CHANGES SELF-ORGANIZATION IN MULTIMEDIA EDUCATIONAL MILIEU

The model of the teacher changes self-organization under new conditions of pedagogical activity is regarded in the article. This approach reveals the content of the teacher’s self-organizing activity, forms of administrative interaction with students and organizational-pedagogical conditions.

Контактная информация: e-mail: nelunovaed@mail.ru

Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.