УДК 378
НЕЛУНОВА Елена Денисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. Автор 65 научных публикаций
МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГА В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается модель самоорганизации изменений педагога в новых условиях педагогической деятельности, которая раскрывает содержание деятельности педагога по самоорганизации, формы управленческого взаимодействия со студентами и организационно-педагогические условия.
Мультимедийная образовательная среда, педагогическая деятельность, самоизменение, самодостраивание
В современной философии открытого образования принципиальным является «глобальный эволюционизм», характеризуемый «незамкнуто-стью» и «вочеловеченностью» образовательной среды1.
В условиях открытости общества и образования возникает проблема между современными требованиями к преподавателю и умением адекватно организовать свою педагогическую деятельность.
Отмечается, что образовательная среда, будучи открытой и информационной на основе мультимедиа, должна способствовать формированию потребности в самоизменении всех ее субъектов, в т.ч. студента и педагога2.
Ниже попытаемся представить сознательное управление изменениями развития педагога как процессом самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности в мультимедийной образовательной среде (МОС) как открытой и информационной.
© Нелунова Е.Д., 2010
Как отмечает Л.Н. Куликова, для успешного превращения способностей человека в реальные поступки необходимы конкретные умения для осуществления деятельности самоиз-менения (самоубеждение, самоодобрение, самоосуждение и т.д.). Это значит, что человек должен саморегулировать свои внутренние потребности, активизировать волю при выборе методов и приемов саморазвития. В условиях МОС процесс саморазвития студента протекает в комфортных условиях, удобных для ускорения «прорыва к себе - иному»3.
Отметим, что студент находится в том периоде, когда деятельность самосовершенствования приобретает личностно мотивированный, целенаправленный и систематический характер, слившись с его учебно-познавательной, поисково-продуктивной совместной деятельностью по разработке проектов, руководимых преподавателем. Актуальной задачей преподавателя при совместной проектно-творческой деятельности
является «учить учиться» в новых условиях взаимодействия4.
Преподаватель и студент находятся в процессе целенаправленного, осознанного саморазвития «по системе внешних координат времени и пространства, координат внутренних “горизонтальных” - движение к последующим решениям возникающих задач» и “вертикальных” -«возрастание потребностей в восхождении “к себе лучшему”»5.
Надо заметить, что «полем» педагогического взаимодействия7 преподавателя и студента частично выступает мультимедийная среда поисковых систем в сети, в которой развертывается интерактивный диалог. Очевидно, что партнерское отношение влечет за собой такое взаимодействие, которое предусматривает позитивные изменения, характеризуемые осознанностью потребностей в изменениях, самооценкой профессиональных и личностных возможностей преподавателя и студентов и их самоопределением. Надо полагать, что эти изменения происходят в результате внутреннего движения организации самого себя, т.е. самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции или самоуправления.
Движение к самоизменению педагога поддерживается осознанием причастности к высоким достижениям человечества. При этом рассматриваем самоорганизацию изменений педагога как инициирующий фактор интеграции движений и стимулирующий саморазвитие студента. Роль преподавателя в этом процессе заключается в поддержке в приобретении личностного опыта студента, связанного с самоидентификацией, самостимулированием, самоопределением, самоактуализацией. В этом процессе у преподавателя усиливается потребность в самоорганизации изменений. Под самоорганизацией изменений педагога понимается внутреннее осознанное движение с целью достижения профессионального уровня «акме», способствующее удовлетворению внутренних потребностей в духовном самосозидании.
Величайший психолог двадцатого столетия и основатель гуманистической психологии К. Роджерс в свое время был прав, принципиально
выступая против всякой технологичности формирования развития и саморазвития как противоречащей сути его концепции о подходе и взгляде на Человека. Однако осмелимся высказать иное мнение о том, что в условиях мультимедийной образовательной среды существует возможность ускорить саморазвитие личности при целенаправленном управлении познавательной и поисково-продуктивной деятельностью студента. При этом личность самопрезентируется (самореализуется) в процессе совместной продуктивной учебной деятельности под руководством координатора (преподавателя), результат которой выражается в красиво оформленном и содержательном авторском проекте. Если мы признаем, что саморазвитие есть «феномен», характеризующийся средово-временным статусом и яркостью проявления, то и самопрезентация может быть рассмотрена как феномен. Самопрезента-ция показывает высокий уровень саморазвития в юном возрасте как вершинный этап «восхождения к себе лучшему»6, переходящий в более умеренное движение по пути самодостраивания.
Принимая во внимание вышесказанные положения, мы рассматриваем саморазвитие как многовекторное движение, подвергаемое влиянию извне и изнутри, изменяемое и управляемое самим человеком, механизмом которого выступают такие его личностные качества, как само-выдержка и самоконтроль. Сказанное дает нам право предполагать, что саморазвитие как процесс (движение) может быть технологичным и одновременно функциональным в силу своей целостности и индивидуального своеобразия «как самодостраивание под цели своей жизни»7.
Термин «технология» прочно укрепился в современной педагогической науке и практике, подразумевая некоторую систему работы, организацию обучения и воспитания. Однако оговоримся, что любая технология как средство организации учебно-воспитательной работы не гарантирует полного достижения заранее заданных результатов. Она имеет рекомендательный характер и может использоваться в определенных условиях, например в мультимедийном обучении, которое является и по сути своей технологичным.
Тем не менее мы можем опираться на теорию самого К. Роджерса, суть которой состоит в следующем:
1) целью педагогической деятельности является обеспечение условий для «полноценно функционирующей» личности - развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте, в нашем случае - создания комфортных условий на базе высоких технологий;
2) автор признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом, поэтому ученый выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний». По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности.
Принимая во внимание его (К. Роджерса) второе мнение, мы склоняемся к позиции «учить учиться», управлять и руководить учением, направлять развитие на путь саморазвития посредством активизации процесса через мультимедиа технологии;
3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития8.
В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль педагога. В современной расширенной трактовке функции преподавателя мы находим и фасилитейтера, ингиви-латора и разработчика курса, и одновременно руководителя учебного процесса. В мультимедийном обучении роль преподавателя значительно изменяется - он становится руководителем учебно-воспитательного процесса.
Координатор несет ведущую функцию сознательного управления саморазвитием в комфортных условиях мультимедийного обучения. В контексте сказанного нам представляется правомерным показать в ракурсе нашего исследования педагогическое обеспечение технологии
сознательного управления изменениями педагога в условиях мультимедийной образовательной среды. Приведенная модель ориентирована на деятельность координатора (преподавателя) и опирается на исследования К. Роджерса, А.Г. Алейникова, В.Г. Маралова, Л.Н. Куликовой, Е.С. Полат, Е. Федотовой, суть которой раскрывается по следующим уровням:
- содержание деятельности педагога по самоорганизации изменений;
- содержание управленческого взаимодействия с педагогом (координатором);
- формы взаимодействия;
- организационно-педагогические условия.
Модель самоорганизации изменений педагога в МОС разработана нами для того, чтобы показать сопряженность процесса саморазвития студента (учащегося) и руководителя (координатора) учебного процесса. Руководитель-педагог осознает внутреннюю потребность в изменениях, обусловленных высокими технологиями мультимедийного обучения и не только. Педагог инициирует проектирование изменений обучающегося для ломки стереотипа и использует метод проектов и рефлексивного анализа, создавая регулируемую проблемно-конфликтную ситуацию на всех этапах учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельности.
Отмечено, что опыт рефлексии обогащается разнообразием и содержанием совместной учебно-познавательной и поисково-продуктивной деятельности в условиях мультимедийного обучения. Например, при применении метода проектов очень важно добиваться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации, что позволит успешное его выполнение. Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, т.е. преобладает регулятивно-организаторская функция. На этапе реализации проекта педагог выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. На зак-
лючительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, т.к. преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен уметь постоянно «переключаться» от выполнения одной функции на другую или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все педагоги умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом или координатором, т.е. предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности9.
Главным содержанием самоорганизации изменений педагога являются поиск смысла, цели и ценностей своей деятельности, полное осознание ее значимости. Уникальные условия открытой информационной среды мультимедийного обучения одновременно подвигают к саморазвитию обучающихся и требуют высоких профессиональных навыков от преподавателя. Высокие требования к руководителю учебного процесса и стимулируют его профессиональный рост, тем самым приводят к внутренним изменениям. На основании вышеприведенного нами разработана модель самоорганизации изменений педагога в мультимедийной образовательной среде (см. таблицу).
Главным критерием деятельности педагога на уровне самоорганизации изменений признана осознанность, т.е. осознание преподавателем потребностей в изменениях в учебной деятельности, поиске новшеств и нововведений в процесс обучения на базе мультимедийных, сетевых и других инновационных технологий. При этом во главу угла ставится самооценка профессиональных и личностных возможностей преподавателя и оценка возможностей студентов.
На уровне управленческого взаимодействия студента с педагогом определяется его инфо-коммуникационная компетенция и технологическая подготовленность к разработке мультипроектов в сети: его умение на практике применить метод проекта и сотрудничества; организация свободного выбора желаемой направленности изменения своего опыта.
Уровень управленческого взаимодействия студентов с педагогом рассматривает:
- инициацию самоопределения педагога;
- создание регулируемой проблемно-конфликтной ситуации;
- преобразование характера рефлексивной деятельности через обучение умению работать в сети;
- осуществление проектирования изменений;
- поиск смысла, цели, ценностей своей деятельности;
- углубление ценностного самоопределения через умение работать с ИКТ;
- проектирование изменений и осуществление ломки стереотипа.
Формами взаимодействия являются рефлексивный анализ, исследовательский подход, проектный метод и дипломные проекты.
В этом процессе организационно-педагогическими условиями выступают включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и индивидуальных возможностей; создание «поля взаимодействий» в МОС, на котором развертывается целенаправленное управление учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью студента под руководством преподавателя.
Важными критериями в содержании деятельности педагога по самоорганизации изменений в условиях МОС, на наш взгляд, являются самоопределение и самореализация. Суть самоопределения выражена в выборе способов изменения личностных возможностей и решении профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы с мультимедиа технологией.
Формами взаимодействия могут быть рефлексивно-аналитическая беседа, а также методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций ломки стереотипа. Используется метод проектов для организации работы в группах. На этом уровне управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «фона надкритического взаимодействия»10 педагога и студента, который строится на основе «субъект-
146
САМООРГАНИЗАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГА В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Содержание деятельности педагога по самоорганизации изменений Содержание управленческого взаимодействия студента с педагогом Формы взаимодействий Организационно-педагогические условия
1. Осознанность. 1.1. Осознание потребностей в изменениях. 1.2. Поиск путей, новшеств для удовлетворения возникших потребностей через ИКТ. 1.3. Самооценка профессиональных и личностных возможностей и возможностей студентов Изучение возможностей педагогов через создания мультипроектов в сети. Организация самопереосмысления через создание проблемноконфликтных ситуаций и включение в них педагога; организация свободного выбора желаемой направленности изменения опыта Рефлексивный анализ. Мультимедийные творческие проекты на основе исследовательского подхода. Метод сотрудничества. Дипломные проекты Включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и индивидуальных возможностей. Создание открытой образовательной среды посредством мультимедийного обучения
2. Самоопределение. Выбор способов изменения личностных возможностей и профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы с ИКТ -Инициация самоопределения педагога; - создание регулируемой проблемно-конфликтной ситуации; - преобразование характера рефлексивной деятельности через обучение умению работать в сети; - осуществление проектирования изменении; - поиск смысла, цели, ценностей своей деятельности; - углубление ценностного самоопределения через умения работать с ИКТ; - проектирование изменений и осуществление ломки стереотипа Рефлексивно-аналитическая беседа, Методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций ломки стереотипа. Метод «взрыва» в изменении стереотипа Управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «фона надкритического взаимодействия» педагога и студента и строится на основе диалога, обеспечивающего саморазвитие всех субъектов МОС. Обучение педагога самоорганизации изменений
3. Самореализация. Осуществление изменений на базе ИКТ. 3.1. Постановка новых целей; определение сущности и содержания изменений, прогнозирование негативных последствий 3.2. Осуществление изменений. Организация ОЭР. Анализ результатов изменений.
Обучение ИКТ: - автономные мультимедийные программы; - обучающие системы для разработки Интернет-проектов в сети; - обучение поиску и сохранению и обработке Интернет-ресурсов Передача педагогу управленческих полномочий и расширение его функций как субъекта, организующего собственное развитие. Управленческое взаимодействие со студентом основывается на диалоге в условиях «субъект-субъектных» отношений в МОС
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
субъектного» диалога. При этом педагог-координатор предопределяет самоорганизацию изменений управленческого взаимодействия.
Третий уровень деятельности педагога по самоорганизации изменений характеризуется самореализацией. Самореализация выражается в постановке новых целей, определении сущности и содержания изменений, прогнозировании негативных последствий, осуществлении изменений. Происходит ломка стереотипа, на основе которой определяются новые проблемы и пути их решения.
Управленческое взаимодействие студентов с педагогом такое же, как на предыдущем и основывается на диалоге в условиях «субъект-субъектных» отношений.
Формой взаимодействия является обучение информационным и коммуникационным технологиям, средствами которых выступают автономные мультимедийные программы, обучающие системы для разработки Интернет-проектов в сети, а также обучение поиску, сохранению и обработке Интернет-ресурсов и их рефлексии. На этом уровне происходит передача педагогу управленческих полномочий и расширение его функций как субъекта, организующего собственное развитие.
В заключении приходим к следующим выводам:
- мультимедийная образовательная среда создает условие для формирования потребностей в самоизменении педагога как руководителя учебного процесса;
- сущностными критериями деятельности педагога на уровне самоорганизации изменений признаны осознанность, самоопределение и самореализация;
- осознание преподавателем потребностей в изменениях в учебной деятельности выражается в поиске новшеств и нововведений в процессе обучения и самореализация на базе мультимедийных, сетевых и других инновационных технологий;
- самореализация педагога осуществляется совместно со студентами в практико-ориенти-рованных проектах;
- во главу угла ставится самооценка профессиональных и личностных возможностей преподавателя и оценка возможностей студентов.
Таким образом, самоорганизация изменений педагога возможна при создании условий на основе мультимедийной среды образования.
Примечания
1Аршинов В. И., Буданов В.Г. Синергетика наблюдения как познавательный процесс // Философия, наука, цивилизация: к 65-летию В.С. Степина. М., 1999. С. 231-255.
2 Там же. С. 241-250.
3 КуликоваЛ.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск, 2001. С 39-41.
4 Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. N° 2. С. 3-10; № 3. С. 3-9.
5 Куликова Л.Н. Указ. соч. C. 8-37.
6Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для сред. проф. образования, для обучающихся в пед. училищах и колледжах. М., 2002.
7 Куликова Л.Н. Указ. соч. C. 266-288.
8 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
9 Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 12-16.
10АлейниковА.Г. О креативной педагогике // Вестн. высш. шк. 1989. № 12. С. 29-34.
Nelunova Elena
MODEL OF TEACHER CHANGES SELF-ORGANIZATION IN MULTIMEDIA EDUCATIONAL MILIEU
The model of the teacher changes self-organization under new conditions of pedagogical activity is regarded in the article. This approach reveals the content of the teacher’s self-organizing activity, forms of administrative interaction with students and organizational-pedagogical conditions.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова