РАЗВИВАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НОВОГО УРОВНЯ: СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
Э.Н. Ильясова
Кафедра психологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия, 453103
Рассмотрена структура и компонентный состав развивающей информационной образовательной среды. Представлена характеристика развивающей информационной образовательной среды как педагогической системы нового уровня. Научно обоснована теоретическая модель проектирования развивающей Минформационной образовательной среды в современной школе.
Ключевые слова: развивающая информационная образовательная среда, дидактические возможности развивающей информационной образовательной среды, теоретическая модель проектирования развивающей информационной образовательной среды.
Глобальная информатизация общества, формирование информационной образовательной среды и экономики, основанной на знаниях, требуют масштабного обновления системы образования. Главный смысл модернизации образования заключается в достижении качественных образовательных результатов, что тесно связано с современными видами учебной деятельности, определяемыми использованием инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения [1; 4]. Одним из важнейших условий применения таких видов учебной деятельности является переход к развивающей информационной образовательной среде.
Под развивающей информационной образовательной средой (РИОС) мы понимаем целостную педагогическую систему, интегрирующую в себе следующие основные модусы:
1) современные (инновационные) образовательные технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой, социально-значимой, креативной личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков;
2) информационные образовательные ресурсы (традиционные и электронные носители информации, компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы);
3) средства управления образовательным процессом;
4) психолого-педагогические условия, способствующие творческому саморазвитию обучающихся и формирующие у них установки на развитие их креативного потенциала.
Таким образом, это среда, в которой будут учтены личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и где в качестве главных ориентиров развития личности выступят ее творческие возможности и образовательные потребности.
Мы считаем, что главное достоинство РИОС, обеспечивающее достижение планируемых результатов, заключается в ее дидактических возможностях, которые
позволяют реализовывать задачи модернизации образования. Важно подчеркнуть, что к дидактическим возможностям РИОС на базе средств ИКТ мы относим гибкость, целостность, открытость, вариативность, полифункциональность, интерактивность, визуализацию, оперативный контроль учебных достижений, доступ к разнообразным источникам учебной информации, организацию индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ, возможность использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач (тем самым, расширяя круг решаемых задач), возможность перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с возможностями их анализа, исследования и экспериментов с ними и т.д. Помимо того, РИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Остановимся более подробно на нескольких весьма значимых для организации учебного процесса характеристиках РИОС, к которым относятся:
— целостность, т.е. внутреннее единство компонентов среды. Благодаря этому качеству обеспечивается целесообразная логика развертывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей обучения;
— открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства;
— полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
— вариативность. Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает еще и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач [2; 3].
В контексте представленной концепции нами выявлены условия и механизмы целенаправленного управления учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью субъектов образовательного процесса при проектировании РИОС. Для решения данной задачи нам необходимо было изучить и проанализировать роль педагога в условиях мультимедийной образовательной среды, где формируется его потребность в самоизменении и проявляется тенденция к непрерывному совершенствованию самого себя (самоактуализация). В разработанной нами модели (рис.) показана технология управления изменениями субъектов образовательного процесса и описано мотивационно-смысловое ядро этого процесса.
Рис. Теоретическая модель проектирования развивающей информационной образовательной среды в современной школе
Приведенная нами модель ориентирована на деятельность координатора (учителя) и опирается на исследования К. Роджерса, С.В. Панюковой, С.А. Писаревой, Е.С. Полат [5—7]. Модель раскрывает:
— содержание деятельности учителя по самоорганизации изменений; сущностным критерием выступает осознанность в потребностях самоизменений на основе профессиональной и личностной самооценки, самоопределения;
— содержание управленческого взаимодействия, которое состоит в изучении возможностей обучающихся и создании проблемно-конфликтных ситуаций, включение в них педагога, а также предоставление свободного выбора желаемой направленности самоизменения. Используются рефлексивный анализ, рефлексивная аналитическая беседа, методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций и обучение информационным и коммуникационным технологиям как формам взаимодействия учителя с обучающимися;
— включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики возможностей.
Условия самоорганизации изменений учителя и учащихся в РИОС выявлены для того, чтобы показать сопряженность процесса саморазвития обучающихся и учителя — координатора учебного процесса. Педагог, подвигая ученика к саморазвитию, сам осознает внутреннюю потребность в изменениях, обусловленных необходимостью поиска определенной значимой информации, правильного структурирования имеющегося опыта жизни и жизненного опыта (витагенного опыта), овладения современными образовательными технологиями (в том числе и информационно-коммуникационными) как эффективным средством репрезентации ви-тагенного опыта.
Учебный процесс в новых условиях, а именно в развивающей информационной образовательной среде, существенно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для обучающихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с обучающимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентационная, практическая, коммуникативная).
Необходимо помнить, что процесс обучения в РИОС должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. В связи с этим нами конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности и последовательности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации в контексте приоритетов развивающей информационной образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. — СПб., 2007. [Berkaliev T.N., Zaire-Beck E.S., Tryapitsyna A.P. Innovacii i kachestvo schkolnogo obraso-vaniya: nauchno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov innovacionnyh school. — SPb., 2007.]
[2] Иванова О.Е., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. — М., 2011. [Ivanova O.E., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informatsionnom obschestve. — M., 2011.]
[3] Ильясова Э.Н. Теоретико-методологические основы проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 11. — С. 66—78. [Ilyasova E.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi proektirovaniya razvivayuschey informa-tsionnoy obrazovatelnoy sredyi v usloviyah sovremennoy shkolyi // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2011. — № 11. — S. 66—78.]
[4] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». — URL: http://mon.gov.ru/dok/akt [Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa «Nasha novaya shkola». — URL: http://mon.gov.ru/dok/akt]
[5] Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М., 1998. [Panyu-kova S.V. Kontseptsiya realizatsii lichnostno-orientirovannogo obucheniya pri ispolzovanii informatsionnyih i kommunikatsionnyih tehnologiy. — M., 1998.]
[6] Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб., 2006. [Pisareva S.A. Obrazovatelnaya sreda profilnogo obucheniya: Ucheb.-metod. posobie dlya uchiteley / Pod red. A.P. Tryapitsyinoy. — SPb., 2006.]
[7] Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2003. [Polat E.S. Novyie pedagogicheskie i informatsionnyie tehnologii v sisteme obrazovaniya. — M., 2003.]
DEVELOPING INFORMATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS PEDAGOGICAL SYSTEM OF NEW LEVEL: STRUCTURE AND CONSTITUENT COMPONENTS
E.N. Ilyasova
Chair of Psychology Sterlitamak Branch of the Bashkir State University Lenina ave., 49, Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia, 453103
The structure and constituent components of the developing informative educational environment are considered in the article. The characteristic of the developing informative educational environment as a pedagogical system of a new level is presented. The theoretical model of designing the developing informative educational environment at a modern school is scientifically proved.
Key words: developing informative educational environment, didactic possibilities of the developing informative educational environment, theoretical model of designing the developing informative educational environment.