—--------- —
DEVELOPING INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SUBSET OF HEALTH AND HEALTH-SAVING CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Ilyasova E.N.
Sterlitamak Branch of Bashkir State University Lenin Avenue, 47а, Sterlitamak, Russia, 453103
Today especially important to find a qualitatively new approach to education and training in educational institutions in modem conditions. In our opinion, the most appropriate approach, fulfilling the requirements for the organization of the educational process in the modern school is heath saving approach. Within these approaches there is a becoming a new type of education, in which the main priority may be called health. Develop information educational environment, as a new type of educational system must address the issues of health preservation, health information, health development, health progress. As it provides for the formation of the subjects of the pedagogical process of sustainable value- motivational attitudes to health, healthy lifestyles and behaviors appropriate to them, aimed at actualization of intrapersonal resources and managing their health as a resource.
Key words: School health education; develop information, educational environment, the real learning environment, the virtual media educational environment health progress education.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПОДМНОЖЕСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Ильясова Э.Н.
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, кафедра психологии пр. Ленина, 47а, Стерлитамак, Россия, 453103
Сегодня особую актуальность приобретает поиск качественно нового подхода к воспитанию и обучению в образовательных учреждениях в современных условиях. На наш взгляд, наиболее адекватным подходом, отвечающим требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в современной школе является здоровьесберегающий подход. В рамках названного подхода происходит становление нового типа образования, в котором главным приоритетом может быть названо здоровье. Развивающая информационная образовательная среда как педагогическая система нового типа должна решать вопросы здоровьесбережения, здоровьеформирования, здо-ровьеразвития, здоровьетворения и здоровьесозидания, так как она обеспечивает формирование у субъектов педагогического процесса устойчивых ценностно-мотивационных установок на здоровье, здоровый образ жизни и адекватных им моделей поведения, направленных на актуализацию внутриличностных ресурсов и управление своим здоровьем как ресурсом.
Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, развивающая информационная, образовательная среда, реальная образовательная среда, виртуальная медиаобразовательная среда, здоровьесозидающее образование.
Сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах — духовном, психическом, физическом [3, 5].
Так, например, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указаны следующие важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для
здоровья в процессе обучения, создание комфортных условий для здорового образа жизни [6].
ФГОС нового поколения впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения [7].
В связи с этим особую актуальность приобретает поиск качественно нового подхода к воспитанию и обучению в образовательных учреждениях в современных условиях. На наш взгляд, наиболее
—----------- —
~ 76 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Public health and health services
—--------- —
адекватным подходом, отвечающим требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в современной школе является здоровьесберегающий подход. В рамках названного подхода происходит становление нового типа образования, в котором главным приоритетом может быть названо здоровье.
Здоровьесберегающее образование, по мнению
Н.П. Абаскаловой «...это та организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти безопасность образовательного пространства, соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебной познавательной деятельности; сохраняет умственную и физическую работоспособность; определяет структуру здоровья» [1].
Наш опыт показал, что реализовать в условиях современной школы все эти особенности возможно в процессе моделирования нового типа образовательной среды — развивающей информационной образовательной среды.
Под развивающей информационной образовательной средой (РИОС) мы понимаем целостную педагогическую систему, интегрирующую в себе следующие основные модусы:
— современные (инновационные) образовательные технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой, социально-значимой, креативной личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков;
— информационные образовательные ресур-
сы (традиционные и электронные носители информации, компьютерно-телекоммуникационные
учебно-методические комплексы);
— средства управления образовательным процессом;
— психолого-педагогические условия, способствующие творческому саморазвитию обучающихся и формирующие у них установки на развитие их креативного потенциала.
Следует отметить, что развивающая информационная образовательная среда является подмножеством здоровьесберегающей образовательной среды по ряду оснований: 1) данная среда обеспечивает создание условий для актуализации ресурсного потенциала обучающихся и педагогов; 2) она инициирует возникновение нового стиля индивидуальной педагогической деятельности — партисипативного (сотворческого, сотрудничающего), который формирует личность учителя, готового к конструктивному взаимодействию с обу-
чающимися; 3) в этой среде здоровье становится ресурсом, которым можно управлять; 4) это среда учитывает закономерности и способы усвоения информации обучающимися, которые основаны на их индивидуально-психологических особенностях; 5) названная среда формирует личность, которая обладает навыками конструктивного взаимодействия.
Таким образом, развивающая информационная образовательная среда позволяет учитывать личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и способствует развитию личности в аспекте ее творческих возможностей и образовательных потребностей.
Отметим, что проектируемая нами РИОС включает в себя две составляющие — реальную образовательную среду и виртуальную медиаоб-разовательную среду.
Под реальной образовательной средой мы понимаем «естественную» образовательную среду, которая является информационным аспектом современной культурной среды (представленной электронной масс медиа, периодической печатью, компьютерными информационными сетями и т.п.), созданной предшествующими поколениями людей и развиваемая нашими современниками. Общение с «естественной» медиасредой носит стихийный, неуправляемый характер и является одним из важнейших современных факторов социализации и информационного ориентирования индивидов.
Виртуальная медиаобразовательная среда, на наш взгляд, представляет единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции традиционных информационных носителей и компьютерных технологий, включающее в себя распределенные базы данных, виртуальные библиотеки, оптимизированный УМК, адаптированный и расширенный аппарат дидактики, в котором (пространстве) действуют принципы педагогической системы новой образовательной среды.
Важно подчеркнуть, что РИОС, в силу своей специфики может быть также рассмотрена, как подмножество здоровьесозидающей образовательной среды. Именно поэтому при проектировании РИОС целесообразно использовать еще один подход — здоровьесозидающий. В контексте обозначенного подхода здоровье приобретает новый ракурс — здоровьесозидающее образование. Здоровьесозидающее оразование обеспечивает, прежде всего, формирование у субъектов образователь-
—----------- —
~ 77 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--------- —
ного процесса установки на актуализацию внут-риличностных ресурсов.
По мнению А.Г. Маджуга, здоровьесозидающее образование — это перманентный процесс, направленный на формирование продуктивного опыта здоровьесбережения в эколого-личностном и образовательном пространстве, на основе которого возможна реконструкция и переосмысление личностью валеологических установок и выработка новых стратегий жизни и деятельности в отношении своего здоровья. Он считает, что в процессе реализации здоровьесозидающей функции образования смысл человеческому существованию придает самоидентификация, в основе которой лежит рефлексия, охватывающая цели, средства и объект, ибо в этом случае у человека вырабатывается мотивированное отношение к ценностям, он приучает себя к осознанному выбору, базирующемуся на определенных нравственных идеалах [4, с. 105—106].
Анализ структурных компонентов РИОС позволил нам сделать вывод, что входящий в нее модус «информационные технологии обучения (ИТО)» обеспечивает повышение мотивации к учению и стимулирует познавательный интерес обучающихся, способствует актуализации самостоятельной деятельности. Однако названные технологии могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья у обучающихся. В подтверждении наших слов, обратимся к работе академика Международной академии информации и Евразийской академии наук, доктора биологических наук, профессора Г.Г. Деморчогляна «Человек у компьютера: Как сохранить здоровье» (2001 г.), где подробно рассмотрены факторы воздействия компьютера на здоровье человека. Автор выделяет в качестве заболеваний, связанные с работой на персональных компьютерах, следующие типы: синдром компьютерного стресса, психологические нагрузки, синдром видеоигровой эпилепсии, синдром «виртуальной реальности» [2, с. 12—22]. Рассмотрим краткую характеристику каждого заболевания, предложенную автором.
Синдром компьютерного стресса проявляется головной болью, воспалением слизистой оболочки глаз, повышенной раздражительностью, вялостью и депрессией. Симптомы заболевания разнообразны и многочисленны. Они сгруппированы по принципу воздействия на ту или иную часть организма: 1) общее недомогание; 2) заболевания глаз; 3) нарушение визуального восприятия;
4) ухудшение сосредоточенности и работоспособности [Там же, с. 12—13].
Психологические нагрузки, связаны с тем, что пользователю приходится в соответствии с выводимой на экран информацией принимать адекватные решения. Пользователь имеет лишь ограниченные возможности обработки информации, и он разрабатывает определенные стратегии при решении различных задач. Если ему предоставляется полная свобода поведения, он выбирает оптимальную, с точки зрения умственной нагрузки, стратегию. При медленной динамике он осуществляет параллельное управление несколькими процессами, при быстрой динамике — сосредоточивает свое внимание на наиболее важном процессе, пока не будет достигнут требуемый режим. В последнем случае он работает последовательно. С увеличением скорости, как отмечает Г.Г. Деморчоглян, процесс управления переходит из параллельной формы в последовательную. Ресурсы пользователя персонального компьютера в большинстве случаев не обеспечивают высокий уровень параллельной стратегии управления, так как при большем количестве и высокой скорости контролируемых процессов ему отводится слишком маленький промежуток времени для принятия адекватного решения. Растет психологическая напряженность, увеличивается вероятность принятия неверного решения. В этих условиях управляющему при помощи компьютера различными процессами приходится практически постоянно находиться в состоянии дискомфорта или стресса, что сказывается на функции нервной системы и может привести к различным психическим заболеваниям, нервным срывам, депрессии. Этот аспект влияния вычислительной техники на состояние человека в условиях постоянно ускоряющегося прогресса технологий, использующих автоматические процессы, по мнению ученого, приобретает все более существенное значение [Там же, с. 15—16].
Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр для детей. Дети с удовольствием отдают им свое свободное время. Они в значительно меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать свое поведение и, увлекшись, не могут в нужный момент оторваться от экрана, на котором разворачиваются захватывающие события. Но психика их очень устойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной ряда
—----------- —
~ 78 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Public health and health services
—--------- —
тяжелых последствий — развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, неуправляемым, перестает чем-либо интересоваться кроме компьютера, постоянно беспокоят головные боли, проявляются длительные спазмы мускулатуры лица, нарушение зрения — это проявления синдрома видеоигровой эпилепсии. Автор отмечает, что синдром хотя и не приводит к угасанию умственных способностей человека, но способствует формированию у него типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность и вспыльчивость [Там же, с. 17—18].
Обсуждая проблему «компьютер и здоровье», Г. Г. Деморчоглян акцентирует внимание на проблеме использования технологии виртуальной реальности (УК). Он отмечает, что «... после длительного погружения в УЯ человек оказывается полностью дезориентированным и демонстрирует неадекватные реакции на собственные попытки изменить положение в пространстве» [Там же, с. 22]. Необходимо также отметить, что «технология УЯ — актуальная тема для психиатрии, так как привычка к иллюзорной действительности может отбить у человека желания возвращаться к настоящей действительности» [Там же, с. 22].
Проанализировав позицию Г. Г. Деморчогляна на проблему «компьютер и здоровье» следует сделать вывод: проектируя РИОС, педагог должен не только проанализировать все возможные прямые и косвенные воздействия ИТО на личность обучаемого, которые и будут определять его развитие, но и руководствоваться основными принципами здоровьетворящего образования. Существенную роль в рассмотрении этих принципов имеют работы Н.Е. Щурковой [8] и А.Г. Маджуга [5].
Н.Е. Щуркова выделяет следующие принципы, которые носят здравосозидательный характер:
— принцип субъектности означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений;
— принцип ценности предполагает выявление и раскрытие для учащегося ценностного содержа-
ния окружающего мира, «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла; «опредмечивание» отношений;
— принцип системности (целостности) ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений, как системы социальных отношений; эти отношения существуют в синкретическом единстве и проявляют себя в рациональной, эмоциональной и практически действенной форме часто автономно, поэтому аппеляция к разуму, чувствам и воле должна быть единой и присутствовать в каждом акте воздействия педагога;
— принцип амплификации — технологический принцип, сообщающий о постоянной объектной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств, в том числе психофизиологического аппарата;
— принцип «здесь и сейчас» включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говорил», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел сказать человеку», «здесь и сейчас сделай то, что ты считаешь должным сделать как достойный человек», «здесь и сейчас исправь то, что тебе не нравится», «здесь и сейчас поторопись сделать то, что нужно было бы сделать на этой земле, а то не успеешь» и т.д.;
— принцип поля личностного влияния указы -вает на роль влияния личности педагога на личность ребенка;
— принцип свободы выбора («ненасилия») — технологический принцип, напоминающий педагогу о праве ребенка производить ежемоментный выбор и о необходимости создавать для ребенка непрерывающуюся ситуацию, когда такой выбор он станет производить самостоятельно [8, с. 42—53].
При характеристике специфики здоровьетворящей деятельности, А. Г. Маджуга акцентирует внимание на следующих принципах ее организации:
— принцип взаимообозрения;
— принцип одобрения;
— принцип согласия;
— принцип позитивной речевой установки;
— принцип личностного обращения;
— принцип взаиморазвития;
— принцип безусловной любви [4, с. 133].
—----------- —
~ 79 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--------- —
Ученый отмечает, что «каждый принцип направлен на воспитание у учителей и у учащихся привычки к «здоровьетворящим» взаимоотношениям, признаком которых является их готовность «идти на встречу друг другу», то есть заботиться друг о друге, щадить друг друга, слышать боль и внутреннее состояние друг друга, прощать друг другу слабости и личностные недостатки, быть терпимыми по отношению друг другу, одним словом, быть взаимно «здоровьетворящими» субъектами» [Там же, с. 133].
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что развивающая информационная образовательная среда как педагогическая система нового типа должна решать вопросы здоровьесбережения, здоровьеформирования, здоровьеразвития, здо-ровьетворения и здоровьесозидания, так как она обеспечивает формирование у субъектов педагогического процесса устойчивых ценностно-мотивационных установок на здоровье, здоровый образ жизни и адекватных им моделей поведения, направленных на актуализацию внутриличностных ресурсов и управление своим здоровьем как ресурсом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова Н.П., Мельникова М.М. Системный подход к организации здоровьесберегающего образования в вузе / Отв. ред Н.П. Абаскалова. Новосибирск: НГПУ, 2004. 194 с.
2. Деморчоглян Г.Г. Человек у компьютера: Как сохранить здоровье. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. 240 с.
3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. ШЬ: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=587
4. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование: Монография. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. 368 с.
5. Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. иКЬ: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ШЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588]
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 1.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013. Т. 15. № 11. URL: http://e-pubmed.org/isu15-11.html
REFERENCES
1. Abaskalova N.P., Mel'nikova M.M. Sistemnyy pod-khod k organizatsii zdorov’esberegayuschego obrazovaniya v vuze, N.P. Abaskalova (ed.), Novosibirsk, NGPU, 2004, 194 p.
2. Demorchoglyan G.G. Chelovek u komp'yutera: Kak sokhranit' zdorov'e, Moscow, TERRA — Knizhnyy klub, 2001. 240 p.
3. Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomiche-skogo razvitiya RF na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. no. 1662-r, available at:: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=587
4. Madzhuga A.G. Zdorov’etvoryaschee obrazovanie, Ufa, RIO RUNMTs MO RB, 2008, 368 p.
5. Natsional'noy doktrine razvitiya obrazovaniya RF do 2025 goda. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751, available at: http://www.rg.ru/ 2000/10/11/doktrina-dok.html
6. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola», available at: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Mi-nisterstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588]
8. Schurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya, Moscow, Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002, 224 p.
9. Zhurnal nauchnykh statey. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke, 2012, volume 14, no. 1.
10. Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke», 2013, volume 15, no. 11, available at: http://e-pubmed.org/isu15-11.html
—----------- —
~ 80 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)