Научная статья на тему 'Методика формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа'

Методика формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ВИД КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / METHODS / CONTROL METHODS / TYPE OF CONTROL / PRINCIPLES OF FORMING OF CONTROL AND EVALUATING ACTIVITY / FORMS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычик Светлана Алексеевна

В статье представлена методика формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагогов в образовательном учреждении; раскрыты особенности методики; соотнесены принципы формирования контрольно-оценочной деятельности с педагогическими условиями и методическими механизмами (способами) их реализации; приведено соотношение видов и методов контроля при освоении основной образовательной программы, представлен Учебный план спецкурса «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычик Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY FORMING METHODS OF CONTROL AND EVALUATING ACTIVITY OF COLLEGE TEACHER

The article presents ability forming methods of control and evaluating activity of teachers in the educational institution, features of these methods. It also correlates the principles of forming of control and evaluating activity with the pedagogical conditions and methodical mechanisms (ways) of their realization. The ratio of control types and methods in process of learning of basic educational program is described in the article. It also considers special course curriculum «Development of implementation ability of control and evaluating activity of college teacher».

Текст научной работы на тему «Методика формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа»

УДК 377.112

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА

© 2013 С.А.Бычик

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова

Статья поступила в редакцию 06.12.2012

В статье представлена методика формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагогов в образовательном учреждении; раскрыты особенности методики; соотнесены принципы формирования контрольно-оценочной деятельности с педагогическими условиями и методическими механизмами (способами) их реализации; приведено соотношение видов и методов контроля при освоении основной образовательной программы, представлен Учебный план спецкурса «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа»

Ключевые слова: методика, методы контроля, вид контроля, принципы формирования контрольно-оценочной деятельности, формы контроля.

Проблема развития контрольно-оценочной

деятельности преподавателя существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от преподавателя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Однако, как показывают исследования, преподаватель в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности учащихся, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей перед профессиональным образованием.

Анализ организации контроля и оценки знаний и умений студентов Многопрофильного колледжа Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова показывает необходимость его значительного совершенствования. В массовой повседневной практике преобладает репродуктивный контроль, при котором основной показатель успешности обучения - лишь правильное воспроизведение предметных знаний. Наблюдается также неадекватное использование содержания, форм контроля, критериев оценок целям обучения. Необходимо указать и на несовершенство методик контроля, а именно: 1) однообразие форм и методов контроля; 2) контроль не носит

Бычик Светлана Алексеевна, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, зам. начальника УМУ. E-mail: [email protected]

обучающий характер; 3) слабая практическая направленность; 4) оценки не объективны, не комментируются; 5) неадекватность метода контроля целям и задачам обучения.

Задача методики формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности помочь преподавателям колледжа в формировании умений оптимального выбора и применения методов контроля и контрольных процедур в образовательном процессе.

Приступая к описанию методики формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагогов колледжа, проанализируем множество существующих дефиниций понятия «методика». Термин «методика» имеет древнегреческое происхождение и переводится как путь выполнения работы, учение о нем1.

В современной научно-педагогической литературе понятие «методика» рассматривается в широком и узком смыслах. В узком смысле слова методика преподавания - это учение о методах обучения и воспитания. В широком смысле - это есть отрасль педагогической науки, предметом которой является педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. В большой современной энциклопедии по педагогике отмечается, что методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем2.

Автор современного словаря-справочника молодого исследователя, А.Я.Найн, отмечает, что методика представляет собой совокупность

1 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов.- М.: 1990.

2 Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: 2005.

способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы3. Она олицетворяет не стратегию, а тактику научного познания; является отраслью педагогической науки, которая выражает подходы к обучению (изучению) учебных дисциплин.

Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов, согласно которой методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплине. Задачей её является изучение закономерностей этого процесса обучения и установление на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей4. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных способов, средств и методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию. Сами же эти требования являются необходимыми для оптимизации процесса обучения, повышения его эффективности.

При разработке методики формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагогов в образовательном учреждении были соотнесены принципы формирования контрольно-оценочной деятельности с педагогическими условиями и методическими механизмами (способами) их реализации.

В состав методики, реализующейся на основе принципов формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа, входят: содержание, методы, приемы, средства, которые используются для решения задач формирования содержательных характеристик контрольно-оценочной деятельности, а, следовательно, и достижения цели, то есть повышения уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа.

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками5. К методам контроля можно отнести: 1) устный опрос; 2) письменная работа; 3) практическая работа; 4) контроль с помощью технических и информационных систем.

3 Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. - Челябинск; Магнитогорск: 2007.

4 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова. - М.: 1998.

5 Семушкина, Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. - М.: 2001.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов.

Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения. Ни один из них не может быть признан единственным способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. В таб.3 предлагается соотношение видов и методов контроля и оценки студентов при освоении основной образовательной программы.

Особое значение в содержании нашей авторской методики имеет специально разработанный для экспериментального обучения педагогов спецкурс «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа». Его целью является: формирование у педагогов колледжа высокого уровня умений осуществления контрольно-оценочной деятельности. В качестве задач, описываемого спецкурса, выделим следующие: 1) формирование у педагогов колледжа потребности в необходимости развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности как основы его профессионализма; 2) формирование у педагогов колледжа знаний и умений о формах, методах и особенностях организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном учреждении СПО.

В таб. 3 приводится учебный план спецкурса «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа», апробированный в системе внутриколледжного обучения профессионально-педагогических работников колледжа. Спецкурс рассчитан на 58 часов, в том числе 20 часов лекции и 38 часов «другие формы активных занятий».

Таб.1. Особенности методики формирования умений контрольно-оценочной деятельности педагогов

в образовательном учреждении

Педагогические условия Принципы Методические механизмы

1 Профессиональная компетентность рассматривается как интегра-тивная совокупность профессионально-личностных способностей и операционно-технологических характеристик управленческих умений, реализующих контрольно-оценочную деятельность - принцип интегративности (предполагает представление профессиональной компетентности педагога как единство профессионально-личностных способностей и организационно-управленческих умений); - принцип диверсификации (предполагает обогащение, расширение, динамичное изменение структурных компонентов профессиональной компетентности педагогов); - принцип индивидуализации и дифференциации (направлен на учет потребностей, интересов и способностей слушателя, опыта его педагогической деятельности и базового профессионального образования); - принцип непротиворечивости (обеспечивает согласование компонентов контрольно-оценочной деятельности и структуры профессиональной компетентности педагога); - принцип повышения квалификации педагогов - обеспечивает высокий уровень профессиональной компетентности педагогов реализующих контрольно-оценочную деятельность; - принцип профессионально-педагогической направленности (определяет диалектику взаимодействия целостного развития личности педагога и особенного, профессионального) - обеспечение развития и саморазвития личности педагога, исходя из диагностики его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; - переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в процессе повышения квалификации; - интеграция науки и практики; - осуществление непрерывного образования педагогов, изучение спецкурса «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа»

2 Создана образовательно-рефлексивная среда, в которой осуществляется технологический процесс формирования умений эффективного использования контрольно-оценочной деятельности; - принцип научности (предполагает построении процесса формирования контрольно-оценочной деятельности на основе современных научных данных); - принцип рефлексии (предполагает осознанность содержания и способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений, построен на критическом отношении к опыту коллег и к собственному опыту; на профессиональном подходе к анализу новых знаний и избирательном отношении к их использованию в практике); - принцип дифференциации (способствует рациональному применению современных методов и средств для осуществления контрольно-оценочной деятельности); - принцип практической направленности (предполагает приблизить содержание контрольно-оценочной деятельности к реалиям современного производства, учитывая его особенности). - изучение передового педагогического опыты организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности, осмысление инноваций; - перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем; - освоение современных форм, методов, средств и технологий осуществления контрольно-оценочной деятельности, повышение уровня профессиональной и общей культуры; - формирование у педагогов рефлексивной позиции (в рамках реализации спецкурса);

3 Актуализируется коммуникативный потенциал образовательного процесса на основе авторской модели развития умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога инновационного образовательного учреждения - принцип гуманизма (предполагает способ взаимодействия между субъектами образовательного процесса на основе человеколюбия, доверия и уважения); - принцип соционормативной культуры общения (предполагает согласование содержания контрольно-оценочной деятельности с требованиями и нормами социума); - принцип субъектности (предполагает непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации педагога, за сет опоры на собственный субъективный опыт с помощью форм, методов и средств осуществления контрольно-оценочной деятельности); - принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества (предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат); - принцип функциональности (предполагает соотнесение осваиваемых норм общения и социального взаимодействия с функциональным статусом личности педагога в конкретных ситуациях профессионально-педагогической деятельности). - интеграция новообразований и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы; - создание социокультурных и материальных условий для формирования контрольно-оценочной деятельности педагога в процессе освоения педагогических инноваций; - применение устных методов контроля; - применение письменных методов контроля; - контроль с помощью технических средств и информационных систем; - совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;

Таб. 2. Рекомендуемое соотношение видов и методов контроля при освоении основной

образовательной программы

Вид контроля Методы и формы контроля Теоретическое Практическое

обучение обучение

Предвари- Устный опрос: фронтальный опрос; +

тельный Письменная работа: тест (4 - 6 заданий); + +

(входной) Технические методы контроля: тест (5 - 10 заданий) + +

Текущий (на Устный опрос: индивидуальный опрос, комбинированный опрос,

каждом заня- собеседование; +

тии) Письменная работа: тесты, диктант (технический диктант), кон- +

трольная работа, сочинение, рефераты, решение задач, практические +

работа;

Практическая работа: лабораторные работы, практические работы; + +

Технические методы контроля: тесты, электронный практикум. + +

Рубежный Устный опрос: зачет, экзамен; +

(промежуточ- Письменная работа: курсовая работа (проект), отчет по практике, +

ный) письменный экзамен, тест; +

Практическая работа: курсовая работа; +

Технические методы контроля: тест, электронный практикум. + +

Итоговый Устный опрос: комплексные и ситуационные вопросы государствен-

ного экзамена и на защите ВКР. + +

Таб. 3. Учебный план спецкурса «Развитие умения осуществления контрольно-оценочной

деятельности педагога колледжа»

Наименование тем спецкурса Лекции Другие формы активных занятий

Образовательно-рефлексивная среда как фактор развития умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа Вводная лекция, 2 ч.

Развитие умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа в образовательно-рефлексивной среде колледжа как психолого-педагогическая проблема Проблемная лекция, 2 ч. Рассказ-беседа, 2 ч.

Контрольно-оценочная деятельность педагога как основа развития его профессионализма Лекция, 2 ч. Практическое занятие -анкетирование, 2 ч.

Содержание компетентностной модели педагога колледжа Мультимедийная лекция, 2 ч. -

Контрольно-оценочная деятельность как средство образовательного процесса Лекция, 2 ч. Семинар-дискуссия, 2 ч.

Психолого-педагогические характеристики контрольно-оценочной деятельности - Беседа, 2 ч.

Функции контрольно-оценочной деятельности и предъявляемые к ней требования - Эссе 4 ч.

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности педагогов колледжа Мультимедийная лекция, 2 ч. Проблемный семинар 2 ч.

Типы, виды и формы контрольно-оценочной деятельности и технологии их использования Лекция, 2 ч. Самообразовательный практикум, 2 ч.

Организация контрольно-оценочной деятельности в образовательных учреждениях СПО: опыт и оценка результатов - Семинар-дискуссия 2 ч.

Информационно-коммуникационные технологии как компонент организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности Мультимедийная лекция, 2 ч. Коллоквиум 2 ч.

Инновационные контрольно-оценочные средства: методы использования - Рассказ-беседа 2 ч.

Проектирование и экспертиза критериально-оценочной матрицы - Практическое занятие разработка матриц 2 ч.

Методические рекомендации по организации и проведению отдельных видов контрольно-оценочных мероприятий Мультимедийная лекция, 2 ч Самообразование, 4 ч.

Комплексная оценка качества подготовки выпускников колледжа - Семинар, 2 ч.

Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику колледжа - Проблемный семинар 2 ч.

Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников колледжа Лекция-рассказ, 2 ч. Самообразование, 2 ч.

Моделирование процесса развития контрольно-оценочной деятельности педагогов колледжа - Пленэр творческих групп, 4 ч.

ИТОГО: 58 часов 20 часов 38 часов

По завершению освоения спецкурса педагоги колледжа должны: овладеть совокупностью знаний о типах, видах и формах контрольно-оценочной деятельности и технологии их использования, о проектировании критериально-оценочной матрицы; овладеть комплексом умений по организации контрольно-оценочной деятельности в образовательных учреждениях СПО; определять проблемы и перспективы оценивания результатов обучения.

Таким образом, приоритетной задачей разработанной методики формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности является оказание помощи преподавателям колледжа в формировании умений оптимального выбора и применения методов контроля и контрольных процедур в образовательном процессе.

ABILITY FORMING METHODS OF CONTROL AND EVALUATING ACTIVITY

OF COLLEGE TEACHER

© 2013 S.A.Bychik"

Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I.Nosov

The article presents ability forming methods of control and evaluating activity of teachers in the educational institution, features of these methods. It also correlates the principles of forming of control and evaluating activity with the pedagogical conditions and methodical mechanisms (ways) of their realization. The ratio of control types and methods in process of learning of basic educational program is described in the article. It also considers special course curriculum «Development of implementation ability of control and evaluating activity of college teacher».

Keywords: methods, control methods, type of control, principles of forming of control and evaluating activity, forms of control.

Bychik Svetlana Alekseevna, postgraduate student of the Chair of Pedagogics in the Ural State University of Physical Culture, deputy chief of UMU. E-mail: s_bychik@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.