Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования'

Формирование социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1511
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / CHILDREN WITH DISABILITIES / A MODEL OF THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN WITH DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казымова Ольга Анатольевна, Сулейманова Сания

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство организации дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казымова Ольга Анатольевна, Сулейманова Сания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OFSUPPLEMENTARYEDUCATION

The article presents the results of experimental work on the inclusion of children with disabilities in the educational space of the institution of additional education.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования»

УДК 376-053

Казымова Ольга Анатольевна

методист

МАОУДО «Детско-юношеский центр "Импульс "», Пермский край, Россия 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 5 «б», тел. + 7 (342) 232-01-24 e-mail: mou_duts@mail. ru

Сулейманова Сания

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. + 7 (342) 238-63-72 e-mail: pedagog@pspu. ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Olga А. Kazymova

Methodist

Municipal Autonomous Educational Institution of Additional Education «Children and Youth Center «Impulse», 5 «b», Kamskaya, 614506, Kondratovo, Perm district, Perm region, Russia

e-mail: mou_duts@mail.ru

Sania Suleymanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Social Pedagogy

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OFSUPPLEMENTARYEDUCATION

Аннотация. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство организации дополнительного образования.

© Казымова О.А., Сулейманова С., 2018

Ключевые слова: компетенция, социальная компетенция, дети с ограниченными возможностями здоровья, модель формирования социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование.

Abstract. The article presents the results of experimental work on the inclusion of children with disabilities in the educational space of the institution of additional education.

Key words: competence, social competence, children with disabilities, a model of the formation of social competence in children with disabilities, additional education.

Формирование социальных компетенций у детей и подростков на всех стадиях образования на сегодняшний день остается одной из актуальных педагогических проблем, в связи с тем, что современная действительность предъявляет повышенные требования к обществу, в том числе к подрастающему поколению. Сегодня молодежь должна обладать такими качествами как активность, самостоятельность, ответственность, стремление и готовность к созиданию, поиску нестандартных решений, умением быстро социализироваться в стремительно изменяющемся социуме и другими качествами, позволяющими быть востребованными, успешными, в конечном итоге самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности.

Вместе с тем, социальная ситуация, сложившаяся сегодня в российском обществе такова, что в образовательных организациях ежегодно увеличивается численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов. По данным Федеральной службы статистики, только в общеобразовательных учреждениях доля детей с ОВЗ в общей численности обучающихся возросла с 2,6 % в 2011/2012 учебном году до 4 % в 2017/2018 учебном году [2].

Актуальность проблемы включения в образовательное пространство детей с ОВЗ подтверждается нормативно-правовыми документами. Основополагающим является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании), в котором закреплены регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе «инклюзивного образования» и механизмы его реализации [5] и ряд других.

В силу своих психофизических особенностей дети с ОВЗ нуждаются в создании оптимальных условий для получения безбарьерного доступа к ресурсам, обеспечивающим им право наиболее полно принимать участие во всех сферах жизни общества. Для решения этой важной социальной проблемы специалистам необходимо обратить пристальное внимание на формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ.

Наиболее благоприятной средой, в которой формирование социальных компетенций детей с ОВЗ будет эффективным, отличающимся устойчивым результатом, является дополнительное образование.

Актуальность нашего исследования обусловлена востребованностью в обществе и значимостью формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ и тем, что на современном этапе вопросы, касающиеся их включения не только в образовательную, но и в социальную среду в целом, решаются без каких-либо затруднений. Это подтверждает ее недостаточная разработанность в теоретическом и практическом плане.

Сложность решения этих проблем выражена противоречиями:

- между потребностью общества в социально компетентных гражданах и отсутствием научно-обоснованных педагогических моделей, ориентированных на формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ;

- между приоритетом социального становления личности ребенка и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих пути и способы формирования социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования;

- между объективной необходимостью формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ и неумением педагогов использовать в полной мере преимущества дополнительного образования для достижения этой цели.

Исходя из противоречий, нами определена проблема исследования: каковы условия формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования?

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона об образовании «обучающийся с ОВЗ» - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [5].

На основе изучения научно-методической литературы, мы сделали вывод о существовании нескольких групп детей с ОВЗ. Наиболее современной является классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, в которую включены 8 нозологических групп детей, объединенных по видам дефектов [4]. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были сформированы группы детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Изучив научно-методическую литературу, сущность, содержание и компонентный состав понятий «компетенция», «социальная компетенция», мы сравнили их с понятием «социальная компетентность». Нами установлено, что «социальная компетенция» - это сложное понятие и неразрывно рассматривается другим понятием - «социальная компетентность».

Социальная компетенция - это интегративная характеристика личности, включающая компоненты:

- когнитивный, связанный с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения);

- мотивационно-ценностный, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличия мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности;

- деятельностный, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Рассматривая уровни развития социальных компетенций, можно выделить низкий, средний и высокий. Для низкого уровня характерна низкая степень сформированности обязательных для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований. Средний уровень, при котором отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут быть основой для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие остаются на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие. Высокий уровень, отличающийся достижением устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, которые обеспечивают успех в социальной деятельности [1].

Таким образом, изучение вопросов формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ, в целом и в частности, у детей с ЗПР - является актуальным направлением и требует поиска новых форм, методов в педагогической практике. Сформированность социальных компетенций - это залог приобретения обучающимися опыта успешного социального взаимодействия, как в учебной деятельности, так и в общественной.

Личность ребенка с ОВЗ, с его потребностями и интересами должна быть в центре целенаправленного педагогического процесса. При этом необходимо обеспечивать не коррекцию отдельно взятых функций, а реализацию целостного подхода к ребенку через обеспечение его запросов и потребностей с развитием его потенциальных возможностей (физических, психических), которые необходимы для самостоятельной и полноценной жизни.

В этом направлении деятельности организации дополнительного образования имеют большой потенциал.

Дополнительное образование является сферой научных интересов многих исследователей, которые раскрывают феномен дополнительного образования в современных условиях (Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова) [3].

В качестве одной из главных задач их деятельности рассматривается социализация подрастающего поколения. Как уже отмечалось, имеющаяся сегодня социальная действительность требует выдвижения на передний план личности, способной действовать универсально, владеющей культурой жизненного самоопределения, умеющей адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е. личность социально компетентную. Дополнительное образование в процессе становления ребенка вооружает его не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Вместе с тем, как сфера услуг, дополнительное образование должно очень четко ориентироваться на конкретные ожидания, интересы, потребности, нужды и образовательные запросы детей, их родителей, разных социальных групп населения.

Возможности дополнительного образования для детей с ОВЗ жизненно значимы, и ряд исследователей это подтверждает (В.П. Голованов, О.Е. Лебедев, И.И. Фришман).

Основываясь на своей уникальности и преимуществах, дополнительное образование способствует воспитанию и социализации личности ребенка с ОВЗ, коррекции его психических и физических функций через выявление, развитие, поддержку проявлений его способностей в дружественной для него среде, обеспечивая успешность прохождения процесса интеграции и социализации в обществе.

Ресурсность дополнительного образования в процессе работы с детьми с ОВЗ подтверждается статистикой. По информации, представленной в аналитическом докладе за 2017 г. о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, следует сделать вывод о важности задач в области обеспечения доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ. Так, зафиксирован рост численности детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным дополнительным образовательным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования -с 74 748 человек в 2011 г. до 83 413 человек в 2016 г., рост составил 11,6 %.

Анализ информационно-методической литературы показал, что учреждениями дополнительного образования накоплен большой опыт по работе с детьми с ОВЗ. Изучив региональный опыт организаций дополнительного образования по работе с детьми с ОВЗ, мы пришли к выводу, что данное направление считается одним из приоритетных. Большое внимание уделяется развитию системы работы с детьми с ОВЗ с учетом региональных особенностей. Созданный на базе ГАУ ДО КЦХО «Росток» координационный центр целенаправленно проводит мероприятия, ориентированные на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

В муниципальных и городских организациях дополнительного образования создаются условия для безбарьерного доступа детей с ОВЗ к развивающей среде. Разнообразием форм и содержанием стали отличаться образовательные и культурно-досуговые услуги, педагоги применяют наиболее эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ, направленные на формирование социальных компетенций, что ставит организации перед необходимость выстраивать модели (системы), способствующие наиболее полному включению детей с ОВЗ, их родителей в образовательное пространство. Разрабатываемые модели (системы), предусматривают развитие материально-технической базы, методического обеспечения, разработку комплексов педагогического мониторинга и административного контроля. Все это позволяет добиваться определенных успехов детям с ОВЗ в различных мероприятиях, а самое главное, способствует формированию социальных компетенций.

Вместе с тем, у специалистов всегда будут возникать проблемы и вопросы о том, каким образом сделать условия развивающей среды

организации дополнительного образования еще более доступными с учетом особенностей, потребностей и ожиданий детей с ОВЗ, имеющихся ресурсов, использованием передовых идей теории и практики дополнительного образования.

В качестве объекта нашего исследования выступил образовательный процесс, обеспечивающий включение для детей с ОВЗ в пространство учреждения дополнительного образования». Предмет исследования - процесс формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ.

Цель исследования состояла в том, чтобы разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что процесс формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ, обучающихся в организации дополнительного образования будет эффективным, если будут реализованы следующие условия:

- выявлен исходный уровень сформированности социальных компетенций у детей с ОВЗ;

- разработана, теоретически обоснована и реализована модель, направленная на формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ, имеющая модульную структуру и включающая в себя «Образовательный» и «Культурно-досуговый» модули;

- систематически проводится исходная, текущая, итоговая диагностика, позволяющая определить динамику сформированности социальных компетенций у детей с ОВЗ;

- обеспечено включение детей с ОВЗ в образовательное пространство учреждения дополнительного образования посредством реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, проведения обучающих, воспитательных и культурно-досуговых мероприятий;

- предусмотрено привлечение родителей через их участие в мероприятиях, оказание им консультативной помощи;

- разработан и реализуется план мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

В качестве базы исследования было выбрано муниципальное автономное муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Пермского района (МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс», Центр).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с декабря 2016 по июнь 2018 г. В исследовании приняли участие 26 детей с ОВЗ в возрасте от 11 до 14 лет (нозологическая группа «обучающиеся с задержкой психического развития»), участники исследования занимались в творческих коллективах Центра «Фантазеры» - первая экспериментальная группа (13 человек) и «Рукодельница» - вторая экспериментальная группа (13 человек). На начало эксперимента дети обучались в коллективах первый год.

В ходе констатирующего этапа с помощью диагностических методик: «Шкала социальной компетентности» (автор - А.М. Прихожан), «Исследование самооценки» (Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), методика для изучения социализированности учащегося (автор - М.И. Рожков) и педагогического наблюдения нами был выявлен исходный уровень сформированности социальных компетенций у обучающихся экспериментальных групп.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили, что у обучающихся с ОВЗ в обеих группах уровень сформированности социальных компетенций отстает от их реального хронологического возраста.

На низком уровне оказались сформированы компоненты: «уверенность в себе» - у 42 % детей, «интерес к социальной жизни, наличие увлечений» (39 %), «самостоятельность» (46 %), «отношение к своим обязанностям» (31 %) (по методике А.М. Прихожан); «тенденция к завышенной самооценке» (21 %) (методика Дембо - Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан); «социальная активность» (57 %) и «нравственная воспитанность» (69 %) (методика М.И. Рожкова). Средний уровень по данным показателям в совокупности выявлен у 10 человек (38 %), высокий уровень не диагностирован. Отметим, что такой уровень сформированности социальных компетенций, в целом, характерен для детей с ЗПР.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов констатирующего этапа эксперимента, опыта коллег из организаций дополнительного образования нами была разработана модель, нацеленная на создание в МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс» организационно-педагогических условий для формирования социальных компетенций детей с ОВЗ, способствующих удовлетворению их общих и особых образовательных потребностей.

Модель учитывала особенности детей с ОВЗ, вызывающих ограничения в жизнедеятельности в целом, что способствует социальной дезадаптации, которая проявляется затруднениями в общении и обучении, неумении проявлять свои личностные качества, выстраивать для себя жизненные цели.

Модель включала два модуля: «Образовательный» и «Культурно-досуговый», их содержание определено в соответствии с запросами, потребностями и ожиданиями целевой группы - детей с ОВЗ и их родителей, определенных в ходе изучения спроса на услуги дополнительного образования.

Отличительный признак модели состоит в том, что модули могут быть реализованы автономно и независимо друг от друга, в нашем понимании взаимосвязь модулей обязательна, так как направлена на достижение стойкого результата генеральной цели модели..

Для успешной реализации каждого из модулей было предусмотрено создание определенных условий (организационных, кадровых, научно -методических, материально-технических, информационных), а также методическое, информационное сопровождение, привлечение ресурсов социума.

В ходе реализации модели обучающимся с ОВЗ предоставлялись образовательные услуги по 7 адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности:

- «Фантазеры» (декоративно-прикладное творчество) - 13 человек;

- «Мир песен» (вокальное творчество) - 15 человек;

- «Родное и близкое» (фольклор) - 9 человек;

- «Магия театра» (театральное творчество) - 12 человек;

- «Рукодельница» (декоративно-прикладное творчество) - 13 человек;

- «Художественная обработка древесины» (декоративно-прикладное творчество) - 7 человек;

- «Рукоделие» (декоративно-прикладное творчество) - 13 человек.

На формирующем этапе эксперимента нами был реализован комплекс культурно-досуговых мероприятий (выставки, конкурсы, фестивали, концерты и др.), в которых приняли участие 651 обучающийся с ОВЗ, что составляет 71 % от общей численности детей с ОВЗ в 26 общеобразовательных организациях Пермского муниципального района проживающих (917 человек). В сравнении с 2016/2017 учебным годом количество детей с ОВЗ, участвующих в мероприятиях Центра увеличилось на 289 человек (на 79,8 %).

Для обеспечения целенаправленной работы с детьми с ОВЗ были заключены договоры о совместной деятельности и безвозмездном пользовании помещениями и материально-техническими ресурсами, необходимыми для реализации образовательного процесса с общеобразовательными организациями Пермского муниципального района.

В сентябре-октябре 2017 г. целенаправленно было организовано участие пяти педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в серии обучающих семинаров -практикумов и творческих лабораторий художественной направленности, проведенных на базе Краевого центра художественного образования «Росток», являющегося координационным центром организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования Пермского края. В рамках краевых творческих лабораторий педагоги Центра представили опыт своей работы с детьми с ОВЗ в фольклорном и театральном коллективах (Г.В. Алтынцева, С.Г. Чубис).

В ходе формирующего эксперимента, на заседаниях районного методического объединения педагогов дополнительного образования, рассмотрены вопросы работы с детьми с ОВЗ: «Формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ» (сентябрь 2017 г.); «Обеспечение информационной открытости системы дополнительного образования детей» (декабрь 2017 г.); «Обеспечение доступности дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, дети-инвалиды, дети с ОВЗ)» (февраль 2018 г.); «Развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов» (апрель 2018 г.) тогда как в 2016/2017 учебном году и в предыдущие годы подобные вопросы не рассматривались.

Сравнительный анализ, проведенный на контрольном этапе эксперимента, показал устойчивый рост и количественных, и качественных показателей.

Количественные показатели подтверждаются увеличением охвата детей с ОВЗ дополнительным образованием от общей численности обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях Пермского муниципального района: в 2017/2018 учебном году - 81 чел. (8,8 % от 917 человек), по сравнению с 2016/2017 учебным годом (7,6 % от 907 человек) и 2015/2016 учебном году (4,6 % от 817 человек). Рост данного показателя демонстрирует востребованность и доступность услуг дополнительного образования для категории детей с ОВЗ.

В 2017/2018 учебном году все детские объединения стабильно функционировали, сохранность контингента учащихся с ОВЗ составила 100 %, что подтверждается педагогами дополнительного образования в информационных справках по итогам работы за год.

На 79,8 % возросло количество детей с ОВЗ, принимавших участие в культурно-массовых мероприятиях Центра - с 362 человек в 2016/2017 учебном году до 651 человек в 2017/2018 учебном году. Количество мероприятий в 2017/2018 учебном году составило 9, в 2016/2017 - 6. Дети с ОВЗ наравне со сверстниками участвуют в конкурсных мероприятиях, добиваясь стабильно высоких и хороших результатов. Необходимо отметить, что в мероприятиях МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс» принимали участие и дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных организациях Пермского муниципального района.

Качественные показатели реализации модели представлены положительными изменениями личностных характеристик детей с ОВЗ, подтвержденными в ходе проведения тех же диагностических методик, которые использовались на констатирующем этапе. Наряду с показателями низкого и среднего уровней зафиксирован высокий уровень сформированности социальных компетенций у детей с ОВЗ. Повысился уровень таких показателей как: «нравственное поведение» «интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями», «развитие общения», «отношение к своим обязанностям» и других. Вместе с тем, анализ реализации модели показал, что в «Образовательный» и «Культурно -досуговый» модули необходимо включить учебные занятия и мероприятия, направленных на повышение уверенности в себе и самостоятельности.

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что экспериментальная группа 1 в течение опытно -экспериментальной работы была более активна, чем группа 2. Дети, входившие в группу 1 приняли участие в 5 школьных, 4 поселковых, 4 районных и в 8 краевых мероприятиях. По содержанию это были мероприятия художественной направленности (выставки, фестивали), конкурсы исследовательских работ, конкурсы проектов.

В отношении группы 2 необходимо отметить, что входящие в нее дети с ОВЗ также принимали участие в различных мероприятиях, но значительно меньше по количеству и уровню результатов. В основном это были мероприятия, проводимые на базе общеобразовательной организации

(выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и 3 праздника, приуроченные к календарным датам) и на районном уровне - 3 мероприятия (2 выставки и конкурс талантов) на уровне МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс».

В показателях группы 1 прослеживается устойчивая положительная динамика в формировании социальных компетенций: в среднем у 9 человек (69,2 %) по всем показателям зафиксирован высокий уровень и средний уровень, 4 человека (30,8 %) наряду с показателями низкого уровня по некоторым позициям вышли на средний уровень.

Несколько ниже показатели в группе 2. По сравнению с исходной диагностикой наметилась тенденция стабильности по среднему уровню и переход на высокий уровень: высокий уровень показателей зафиксирован у 3 чел. (23 %), средний - у 7 чел. (54 %), низкий - у 3 чел. (23 %).

Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что целенаправленная работа в рамках реализации модели формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ в благоприятных условиях организации дополнительного образования позволяет достичь устойчивых положительных личностных изменений.

Обобщая результаты проведенного эксперимента, отметим, что основной упор в экспериментальной работе был сделан на реализацию адаптированных дополнительных образовательных общеразвивающих программ и проведение культурно-массовых мероприятий. Работа с родителями детей с ОВЗ, как показал анализ, находится на стадии становления.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что организация работы с детьми с ОВЗ является важной не только психолого-педагогической, но и социальной проблемой. На современном этапе необходимо формировать у детей с ОВЗ социальные компетенции через включение их в систему общественных отношений.

Список литературы

1. Гумерова А.М. Исследование социальных компетенций младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 24. -С. 428-429. - URL: https://moluch.ru/archive/128/35555/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/mot herhood/#

3. Евладова Е.Б. Логинова Л.Г., Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.