Научная статья на тему 'Модель формирования творческой личности учащегося'

Модель формирования творческой личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2639
170
Поделиться
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СРЕДА / СОЦИУМ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарамаева А. А.

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед российским обществом, является формирование активной личности, способной на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентации каждого индивида. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к процессу формирования творческой личности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарамаева А. А.

A model of creative personality

One of the main tasks the Russian society faces nowadays is a formation of an active personality who takes a responsibility for self-education under impact of various outer factors taking into account natural abilities and valuable orientaions for each individual. The author studies main requirements of creative personality formation process

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель формирования творческой личности учащегося»

УДК 37.03

А. А. Дарамаева

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед российским обществом, является формирование активной личности, способной на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентаций каждого индивида. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к процессу формирования творческой личности.

Ключевые слова: личность, творчество, среда, социум, природа, кутьтура, деятельность, образование, воспитание, духовность.

Формирование творческой личности - сложный, многоаспектный процесс, в котором очень тесно переплетаются интересы философии, педагогики и психологии. По мнению ученых-философов, творчество является высшей формой познавательной деятельности, в процессе которой создаются объективные материальные и духовные ценности. Философская энциклопедия определяет творчество следующим образом: «Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» [1, с. 185]. Близкое к этому толкование творчества дают и ученые-психологи. Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей... Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 393].

Педагогика определяет, что творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3, с. 215].

Следовательно, согласно философии, творчеством можно считать любую деятельность, порождающую нечто новое. Согласно психологии, примерно то же самое, только это новое может быть создано при наличии у личности соответствующих способностей, мотивов, знаний и умений. Вольное толкование творчества философами говорит о том, что творцом нового может быть любой человек, а из определения творчества психологами следует, что творить могут только те, кто наделен способностями, имеет на то определенные мотивы, соответствующие знания и умения. Следовательно, любой человек творцом быть не может, для этого ему нужны природные данные, четкие целевые установки, соответствующийуровень теоретических знаний, практических умений и навыков. Педагогика под творчеством понимает высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. Здесь важно отметить, что выше и важнее творческой деятельности для

ДАРАМАЕВА Анисия Анатольевна - старший преподаватель ИТФ ЯГУ.

E-mail: daa-itf@mail.ru

человека ничего нет, причем эта деятельность должна быть самостоятельной. В педагогическом определении творчества дано и ценностное восприятие данного термина, под которым понимаются социальная значимость и его оригинальность, или новизна. Из этого следует, что необходимо больше внимания уделять проблеме раннего выявления, формирования и развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, анализ философской, психологической и педагогической научной литературы позволяет сделать вывод о том, что творчество является высшей формой активности личности и выступает важнейшим фактором самостоятельной человеческой деятельности. Творчество как философская категория представляет собой особую форму развития, характерную для человека. Только творческая личность может иметь развитие, без творчества развитие немыслимо.

Исследование основ формирования творческой лич-ности показывает, что данная проблема в теории и практике образования в настоящее время изучена недостаточно. Выявленные при определении понятия «творчество» противоречия, существующие в толковании данного термина ме^ду философами, психологами и педагогами, потребовали определения исходных предпосылок создания модели, осмысления путей интеграции разных точек зрения, выявления условий, обеспечивающих эффективность решения проблем формирования творческой личности учащегося. Важной методологической предпосылкой к определению содержания моделирования явилось положение о том, что модель должна воссоздать основные направления деятельности, структуру, нормы, функции проектируемого процесса [4, 5, 6].

При построении модели формирования творческой личности использовался системный целостный подход, который позволяет, по мнению Ю.К. Бабанского, «... обеспечить возможно более целостный подход к характеристике состава и структуры изучаемых понятий путем всестороннего охвата компонентов системы; выделить характеристики, наиболее полно отражающие суть изучаемого понятия; конкретнее описать признаки основных компонентов состава изучаемого явление или понятия, а также их основные, главные целостные свойства; выявить критерии эффективности и уровни функционирования явления; описать условия функционирования системы» [7, с. 50].

Говоря о системном подходе при исследовании сложных объектов, В.Д. Шадриков также отмечает: «Целевая целостность с необходимостью предполагает раскрытие компонентного состава системы и взаимосвязей отдельных компонентов, образующих данную систему, что дает представление о структуре системы, о ее внутренней организации» [S, с. 9].

Раскрывая суть системного подхода, B.C. Леднев пишет, что «... построение теоретической модели объекта, т.е. создание теории любой системы, включает в себя две неразрывно взаимосвязанные плоскости информационного моделирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) структурную плоскость моделирования:

- определение места системы-объекта, его функций и связей в метасистеме, т.е. в системе более высокого иерархического уровня;

- определение оптимальной структуры и свойств компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование системы и ее развитие;

- установление связей ме^ду этими компонентами;

б) плоскость динамики:

- взаимодействие системы с окружающим миром, частью которого она является;

- ее изменение во времени - возникновение, или авто-номизация (из среды и в среде), эволюционирование, порождение себе подобных систем и исчезновение - растворение в среде» [9, с. 9].

В результате изучения системного объекта была определена структура теоретической модели формирования творческой личности учащегося (рис. 1).

В качестве основных системообразующих элементов разработанной модели приняты три взаимосвязанные между собой сферы: Социум, Природа и Культура.

Сфера Социум включает две микросферы: образование и социальное окружение. Для учащегося эти две микросферы условно представлены как школа и семья. В основе сферы Природа изначально заложены природные задатки, которыми располагает при рождении практически любой индивид. Основой сферы Культура являются ценности, под которыми понимаются мотивы, потребности,

Рис. 1. Теоретическая модель формирования творческой личности

смысл жизни, целевые установки и другое, т.е. все то, что заставляет формирующуюся личность действовать.

Формирование личности происходит под воздействием этих трех основополагающих сфер, которые теснейшим образом взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие друг друга.

Сфера образования, ограниченная для учащегося средней общеобразовательной школой, состоит из следующих основных компонентов:

1. Цели образования. Различают четыре вида целей образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интенсивная - предоставление учащимся как можно большего объема теоретических знаний, практических навыков и умений;

- экстенсивная - предоставление учащимся наиболее полного объема знаний по дисциплинам учебного плана;

- продуктивная - предоставление учащимся тех знаний, которые им будут необходимы в будущем;

- творческая - предоставление учащимся не только необходимого уровня знаний, но и навыков самообразования.

Образование и воспитание должны являться неразрывными компонентами в процессе формирования личности в условиях школьной среды.

Целью воспитания личности является полное раскрытие ее потенциальных возможностей, развитие положительных свойств и качеств каждого индивида, его умственное, физическое, нравственное и эстетическое совершенствование.

2. Задачи образования и воспитания. Основными задачами образования и воспитания в процессе формирования творческой личности являются:

- обеспечение высокого уровня общих знании, умений, навыков (ЗУН) посредством раскрытия природных задатков учащихся, развития в них творческой активности, привития навыков самообразования;

- обеспечение в процессе обучения и воспитания единства социально-нравственного и общекультурного развития личности;

- формирование у обучающихся целостного представления о мире, об общечеловеческих, национальных, духовных и материальных ценностях.

3. Принципы образования. В ходе построения теоретической модели определены следующие основные психо-лого-педагогические принципы:

- демократизация - учет гармонии интересов, запросов и целевых установок учащихся с целью обеспечения мотивации в процессе обучения;

- гуманизация - создание максимально благоприятных условий обучения для раскрытия индивидуальных особенностей и развития каждого учащегося посредством реализации его интеллектуально-творческого потенциала;

- дифференциация - учет в процессе обучения различий в уровне знаний, достигнутом учащимися;

- индивидуализация - максимальный учет в процессе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучения и воспитания способностей, возможностей и потребностей учащихся;

- самообразование - саморегулируемая самодеятельная познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение личных или общественно значимых целей;

- практическая направленность - совершенствование теоретических знаний с одновременным развитием практических навыков и умений, а также профессиональная ориентация учащихся;

- кулътуросообразностъ - приобщение учащихся к культурному наследию, национальным традициям народов, проживающих на территории региона; воспитание толерантности, уважения к культуре, языкам, обычаям других народов.

4. Функции образования. В ходе проектирования модели с учетом того, что деятельность всех субъектов системы реализует указанные выше цели и имеет целенаправленный характер, для управления их совместными действиями и взаимодействия используется поэтапный процесс, включающий планирование, организацию, координацию, контроль, коррекцию, анализ результатов. Вследствие этого были выделены следующие основные функции:

• Обучающая: формирование теоретических знаний, практических умений и навыков.

• Воспитывающая: воспитание целостной личности, способной к анализу, логическому мышлению, проявлению инициативы, целенаправленной деятельности.

• Ориентирующая: проведение комплексной работы для развития мотивационной сферы личности, системы ценностей, профессиональной направленности, целостного самосознания.

• Развивающая:

- активизация образного и пространственного мышления;

- инициирование активности в процессе обучения и воспитания;

- самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль;

- формирование опыта творческой деятельности;

- саморазвитие и самообразование.

• Социальная: подготовка мобильных людей, способных успешно адаптироваться к любым условиям внешней среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Диагностическая:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

- мониторинг качества применяемых содержания, форм и методов учебного процесса.

• Прогностическая: учет и обогащение образовательных потребностей, интересов и запросов личности.

• Мобилизирующая:

- побуждение учащихся к постоянному повышению уровня своих знаний;

- поиск общей мотивации к совместной деятельности различных субъектов образовательного процесса;

- разработка психолого-педагогических подходов к обес-

печению мотивации учащегося и последующей активной творческой деятельности;

- побуждение личности к самосовершенствованию.

• Контролирующая: создание системы мониторинга качества обучения.

• Информационная:

- предоставление учащимся информации об имеющихся образовательных услугах;

- профессиональная ориентация учащихся.

• Корректирующая: анализ результатов деятельности субъектов, оценка сформированное™ жизненного самоопределения, самооценка личностью результатов собственной деятельности, коррекция способов достижения целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Методы обучения. Для формирования творческой личности должны применяться следующие методы обучения и их различные комбинации: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский, опережающий, развивающий.

6. Формы организации обучения при формировании творческой личности не должны ограничиваться одними уроками и выполнением домашних заданий. Творческая личность может быть воспитана только при условии проведения дополнительных внеучебных занятий, активного участия в кружках, предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, т.е. посредством индивидуальной работы как под руководством учителя, так и самостоятельно.

7. Средства обучения. Максимальное использование всех возможных средств обучения, включая наглядные материалы, модели, компьютерные технологии.

Сфера ближайшего окружения, для учащегося - сфера семьи, состоит из следующих основных компонентов:

1. Цели. Различают четыре вида целей семейного воспитания:

- образовательная - предоставление детям качественного образования;

- духовная - воспитание в детях высоких моральных устоев;

- культурологическая - воспитание высокообразованной, нравственной, культурной личности;

- социальная - воспитание достойного гражданина страны.

2. Задачи семейного воспитания. Основными задачами семейного воспитания в процессе формирования творческой личности являются:

- полное раскрытие природных задатков детей, развитие в них творческой активности, привитие самостоятельности;

- обеспечение единства социально-нравственного и общекультурного развития детей;

- формирование у детей целостного представления о мире, об общечеловеческих, национальных, духовных и материальных ценностях.

3. Принципы семейного воспитания:

- демократизация - свободное развитие детей, уважение их собственного достоинства, учет их интересов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гуманизация - создание условий для полного раскрытия природных задатков детей, развития их способностей;

- самообразование - саморегулируемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение личных или общественно значимых целей;

- практическая направленность - приобщение детей к общественно полезному труду, привитие начальных трудовых навыков, профессиональная ориентация детей;

- культуросообразность - приобщение детей к культурному наследию, национальным традициям своего народа, воспитание толерантности, уважения к культуре, языкам, обычаям других народов.

4. Функции семьи:

Образовательная: устройство детей в классы, соответствующие их склонностям, способностям и возможностям.

Обучающая: передача образовательного, социального, культурологического и иного опыта членов семьи.

Воспитательная: воспитание высокообразованной, нравственной личности, имеющей конкретные ценности и цели в жизни.

Социальная: воспитание патриота, ответственного за будущее страны.

Психотерапевтическая: создание условий для свободного развития ребенка, исключающего возникновение стрессовых ситуаций.

Хозяйственно-экономическая: создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.

5. Методы воспитания. Для формирования творческой личности должны применяться следующие методы воспитания в семье: положительный пример родителей, беседа, разъяснение, совет, намек, поощрение, упрек, благодарность, уговор, запрет.

6. Формы воспитания. Под формами воспитания мы подразумеваем направления воспитательного процесса, которые должны культивироваться в семье. Для формирования творческой личности наибольшее внимание необходимо уделять следующим формам воспитания: духовное, нравственное, умственное, трудовое, физическое, художественное, эстетическое.

7. Средства воспитания. В качестве средств воспитания в семье могут выступать: труд, игра, общение, учение на основе собственного опыта, коллективное чтение, совместные просмотры занимательных телепередач, компьютер.

Таким образом, сфера Социум, в которую мы включили школьную и семейную среды, должна обеспечить формирование высокообразованной, нравственной, духовной личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование творческой личности возможно только при постоянном развитии природных задатков, заложенных в каждом человеке при рождении.

Сфера Природа ответственна за развитие природных

задатков индивида. Она включает в себя 5 основных компонентов , отражающих качества или свойства каждой личности: ум (интеллект), творчество, деятельность, характер, чувства. Рассмотрим подробно каждый из данных компонентов.

1. Ум, интеллект. Для творческой личности должны быть характерны следующие свойствами ума: активность, быстрота, ясность, любознательность, критичность, открытость, глубина, гибкость, находчивость, сообразительность, независимость, оригинальность, мобильность, кругозор, выносливость, память, убежденность, креативность.

Различают следующие виды мышления: логическое, рекурсивное, репродуктивное, дивергентное (идущее в разных направлениях), аналитическое, продуктивное, образное, ассоциативное, критическое, абстрактное, интуитивное. Творческая личность должна обладать всеми перечисленными видами мышления, т.к. в совокупности они составляют творческое мышление.

2. Творчество включает в себя следующие качества личности: воображение, вдохновение, интуиция, инициатива, новаторство, необычность, увлеченность, наблюдательность.

3. Деятельность является, как мы выяснили, обязательным условием формирования личности. При этом деятельность должна иметь цель, мотив, способы достижения цели, условия и результат. Деятельность творческой личности характеризуется следующими качествами: целеустремленностью, активностью, организованностью, упорством, верой в свои возможности.

4. Характер. Творческая личность должна обладать следующимичертамихарактера: трудолюбие, любозна -тельность, обучаемость, воспитуемость, индивидуальность, восприимчивость, внимательность, настойчивость, воля, уверенность, независимость, ответственность, практичность, отзывчивость, доброта, общительность.

5. Чувства. В эмоционально-чувственной сфере творческой личности должны преобладать такие чувства, как оптимизм, удовлетворенность, жизнерадостность.

Сфера Культура состоит из 5 компонентов, включающих основные ценности, свойственные для творческой личности: образовательные, духовные, культурные, гражданские, физическое совершенство. Материальные ценности нами в данный список не включены, т.к. мы полагаем, что для творческой личности материальный достаток является следствием, плодами его активной деятельности, а не движущей силой. Рассмотрим подробно каждый из выделенных нами компонентов.

1. Образовательные ценности включают в себя качественные знания, практические умения и навыки, способность к самообразованию.

2. Духовные ценности творческой личности содержат такие формы общественного сознания, как гуманность и нравственность. Под гуманностью мы понимаем человеч-

ность, человеколюбие, уважение к людям. Нравственность включает следующие личностные качества: доброту, справедливость, искренность, порядочность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Главной духовной ценностью формирующейся творческой личности является свобода, под которой мы понимаем право выбора целей и способов достижения этих целей. При этом истинная свобода, основанная на принципах честности, справедливости, доступности, равенства, не должна выходить за рамки установленных нравственных ценностей.

3. Эстетические ценности. Под эстетическими ценностями мы понимаем специфическое проявление ценностного отношения индивида к миру искусства, включающего литературу, поэзию, живопись, национальную культуру и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гражданские ценности включают в себя патриотизм, чувство долга, толерантность, коммуникабельность.

5. Физическое совершенство нами выделено также в качестве одного из основных компонентов, включающих здоровье, здоровый образ жизни, спорт. Критерием физического совершенства должна стать высокая работоспособность.

Разработанная нами теоретическая модель дает, на наш взгляд, общие представления о том, какими путями возможно формирование творческой личности учащегося. Все представленные выкладки, естественно, могут быть дополнены, уточнены, более детально проработаны с учетом конкретных ситуаций и целевых установок.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

3. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 911 с.

4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: (Концепция, технологии): Монография. Н. Новгород, 1999. 255 с.

5. Виленский М.Я., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования // Науч. тр. МШУ. Сер.: Психол.-пед. науки. М.: Прометей, 2001. С. 120-129.

6. Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Автореф. дис. ... докт. пед. наук / РГПУ имени А.И. Герцена. СПб., 1999. 45 с.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.

8. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

9. ЛедневВ.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2001. 120 с.

A.A. Daramaeva

A model of creative personality

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

One of the main tasks the Russian society faces nowadays is a formation of an active personality who takes a responsibility for selfeducation under impact of various outer factors taking into account natural abilities and valuable orientaions for each individual. The author studies main requirements of creative personality formation process.

Key-words: personality, creative work, environment, socity, nature, culture, activity, education, upbringing, spirituality.

■ФФФ-

УДК 373.1.82:373.1.02 (571.56)

Л.И. Васильева

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМНОМ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.А. НЕКРАСОВА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются приемы использования на уроках литературы современных образовательных технологий для более успешного усвоения материала в якутской школе. Поставлены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, в частности, системного изучения творческого наследия Н.А. Некрасова в 5-10 классах. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение школьников.

Ключевые слова: лирика, образовательная технология, исследовательский метод, новые подходы, системность, краеведение, сопоставление, развитие, интерес.

Современные требования общества к системе образования диктуют проблему не только сохранения существующего уровня образовательного качества, но и достижения еще более высокого уровня. Стремительное развитие системы образования как важнейшего элемента социально-экономического преобразования страны нацелено, прежде всего, на повышение его качества как фактора конкурентоспособности в целом. При этом главной задачей является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Перемены в государственнополитическом устройстве и социально-экономической жизни страны делают образование одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Образовательная политика Республики Саха (Якутия) направлена на создание условий для получения обучающимися качественного образования.

Для общества и государства качество образования определяется уровнем социального развития, ответственности и профессиональной компетентности выпускников, их

ВАСИЛЬЕВА Людмила Ивановна - аспирант ЯГУ, учитель русского языка и литературы СОШ № 14, г. Якутск.

E-mail: unir@sitc.ru

способностью легко адаптироваться к современным социальным и экономическим реалиям, быстро включаться в практическую деятельность, а также способностью адекватно реагировать на изменения в обществе за счет продолжения образования в различных формах [1].

Ключевой фигурой обеспечения качества образования является учитель, его профессиональная компетентность. Педагогический труд имеет свои особенности, отличается характером и содержанием выполняемых работником функций и протекает в специфических условиях. От профессиональной и гражданской позиции учителя зависит воспитание и уровень образования учащихся. Учитель XXI века должен быть способен действовать в пространстве современной культуры, обладать умениями проективной деятельности, быть компетентным в оценке перспективных школьных технологий и иметь собственную авторскую позицию в педагогике.

Произошедшие за последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к субъекту обучения потребовали новых подходов к осмыслению учебного процесса. В настоящее время на уроке и во внеклассной работе учителями активно используются современные образовательные технологии: метод проектов, исследовательские методы обучения, интерактивные методы преподавания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.