Научная статья на тему 'Этические основания формирования правовой культуры личности несовершеннолетнего в современном российском обществе'

Этические основания формирования правовой культуры личности несовершеннолетнего в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Широ Станислав Викторович, Левковская Наталья Гойчияевна

Раскрываются взаимосвязь правовых и нравственных ценностей, роль правовой культуры в социализации молодых российских граждан. В качестве одного из основных принципов формирования правовой культуры личности обосновывается использование этико-правового подхода, а также вывод о том, что в процессе правового обучения необходимо отказаться от формально-информационного подхода и сделать акцент на личностно ориентированных педагогических концепциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические основания формирования правовой культуры личности несовершеннолетнего в современном российском обществе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

С. В. ШИРО, Н.Г. ЛЕВКОВСКАЯ (Волгоград)

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Раскрываются взаимосвязь правовых и нравственных ценностей, роль правовой культуры в социализации молодых российских граждан.

В качестве одного из основных принципов формирования правовой культуры личности обосновывается использование этико-правового подхода, а также вывод о том, что в процессе правового обучения необходимо отказаться от формально-информационного подхода и сделать акцент на личностно ориентированных педагогических концепциях.

Современное состояние правовой культуры российского общества не только не соответствует потребностям сегодняшнего дня, но и вызывает серьезную озабоченность и даже тревогу в силу ее низкого уровня. Отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении формирования правовой культуры населения снижает эффективность локально проводимых правовоспитательных мероприятий в образовательных учреждениях. В этих условиях формирование правовой культуры учащихся стало носить во многом формальный характер. Нередко этот процесс выступает лишь как «дань моде», способ подготовки молодых людей к поступлению в вузы, обеспечивающий получение юридической профессии, которая ассоциируется у несовершеннолетних с возможностями приобрести высокий социальный статус и решить свои материальные проблемы [1: 30].

Современные реалии общественной жизни настоятельно требуют внесения серьезных коррективов в соотношение воспитания и обучения в процессе школьного образования. К сожалению, в последние годы, прежде всего с учетом потребностей высшего образования, в школах особый

акцент делался именно на обучении, в то время как воспитательная составляющая образования, связанная с формированием определенных качеств личности, с повышением ее культурного уровня, отошла на второй план [2:16]. Недостаток подобного подхода стал вполне очевидным: сегодня все чаще можно встретить профессионально обученных, но не воспитанных, в том числе и в правовом отношении, молодых людей. Вот почему в процессе формирования правовой культуры важно обращать внимание не только на юридическую информированность, когнитивную составляющую правосознания, но и на такие качества, как убежденность в справедливости закона, готовность последовательно руководствоваться его предписаниями, умение защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан и государства [3: 61]. Кроме того, формирование правовой культуры необходимо выстраивать как многоуровневый и непрерывный процесс, который должен начинаться еще в дошкольных учреждениях и продолжаться в течение всей жизни. Вот почему для эффективного решения проблем формирования правовой культуры особенно важное значение приобретает методическое руководство правовым воспитанием как населения в целом, так и молодежи в частности.

В России правовая культура личности базируется на началах нравственного поведения, основы которого закладываются еще в детстве. Конечно, в процессе обучения они должны непрерывно расширяться в объеме и углубляться в содержании. Поэтому необходимо четко контролировать правильность формирования нравственно-правовых представлений школьника не только в процессе общевоспитательной работы, но и непосредственно на уроке, в самой учебной деятельности. Уроки правоведения дают больше возможностей в этом отношении, чем некоторые другие дисциплины школьного курса. Здесь особенно удобно от понимания нрав-

© Широ С.В., Левковская Н.Г., 2007

ственных основ нашей жизни постепенно подвести ребенка к пониманию правового долженствования. Ведь именно на уроке правоведения возможно раскрыть содержание нравственных представлений о должном, одобряемом всеми поведении, понимании добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства. От того, насколько нравственно одобрена правовая норма, будут зависеть мотивация учащегося к углублению знаний о праве, убежденность в полезности и необходимости права как регулятора общественных отношений, стремление получить юридические гарантии реального осуществления гражданских прав и обязанностей людей. Сама необходимость правовой нормы должна быть воспринята и усвоена учащимся на основе раскрытия ее социально-исторической справедливости. Справедливость в данном случае выступает одновременно категорией как нравственной, так и правовой.

Гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной деятельности создает оптимальные условия для успешного решения задач формирования правовой культуры школьника. В концепции лич-ностно ориентированного образования В.В. Серикова есть очень важное фундаментальное положение о том, что в образовательном процессе человек должен овладеть опытом «быть личностью», т.е. опытом выполнения специфических личностных функций. Думается, что именно коллектив (а не любая группа) представляет собой наиболее эффективное «поле» для овладения опытом «быть личностью». Данный компонент содержания образования определяется всей совокупностью отношений, возникающих в коллективной деятельности, которые создают особое рефлексивное пространство и рефлексивную организацию ситуации. Можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы формирование правовой культуры отвечало природе развития ребенка, оно должно осуществляться в сообществе, причем следует определить те условия, при которых сообщество играет конструктивную роль в развитии личности. «При отсутствии организованного сообщества, т. е. в спонтанном, стихийном взаимодействии людей в группе, успешно развиваются только индивиды, которые от природы имеют хорошие задатки (сильный тип ВНД, хорошую память, задатки лидера и др.), ко-

торые, так сказать, “пробьются”, но при этом могут прийти к асоциальным ценностям, потому что высокий уровень личностного развития еще не гарантирует гуманистическую направленность личности» [4: 7]. Если же педагог хочет, чтобы успешно развивались все дети, а не только отдельные представители, то он должен ориентироваться на развитие нравственных и правовых ценностей у воспитанников, их эмоциональную идентификацию, на создание в группе демократических отношений, что предполагает развитие самоуправления, т. е. он должен создать гуманное организованное сообщество, а это и есть коллектив.

Основная цель формирования правовой культуры учащегося конкретизируется в практических задачах, которые расшифровывают предполагаемый результат, указывают, какие качества личности должны быть сформированы у ребенка. Практические задачи формирования правовой культуры характеризуются изменчивостью и подвижностью. С учетом реальных возможностей личности они помогают привести научно обоснованный педагогический процесс в соответствие с целью, конкретным социальным заказом общества, достижениями теории и практики правового воспитания.

Достижение цели формирования высокой культуры личности растянуто во времени на долгие годы. Это многофакторный и очень сложный процесс, который подразумевает формирование гармонично развитой личности. Он осуществляется усилиями учителей, родителей, общественности и самой личности и состоит из множества самых разнообразных действий, предполагающих прямое или косвенное влияние на субъект. Естественно, что каждое такое действие решает конкретную задачу, которая должна быть продумана и четко сформулирована - на этом уровне задача повышения правовой культуры может быть названа оперативной.

Цель повышения правовой культуры учащегося определяет общее направление процесса, практические задачи конкретизируют содержание и этапы правовоспитательного воздействия, а оперативные задачи решаются в конкретной деятельности педагога. По нашему мнению, в современных условиях основные оперативные задачи формирования правовой

культуры личности должны быть генетически связаны с нравственными ценностями и могут быть сформулированы следующим образом:

1) дать учащимся определенную (в соответствии с возрастными особенностями и уровнем социализации) систему необходимых правовых и этических знаний;

2) сформировать правовые и нравственные представления, понятия, взгляды и убеждения;

3) воспитывать веру в справедливость юридических законов, их необходимость и целесообразность, веру в неотвратимость наказания за противоправные поступки;

4) сформировать привычку поступать в соответствии с требованиями права и морали;

5) воспитывать нетерпимое отношение к различным нарушениям норм морали и права;

6) формировать социально-правовую активность, готовность и стремление к участию в борьбе за укрепление законности и правопорядка в обществе.

В настоящее время правовое образование в целом слабо нацелено на формирование ценностных ориентаций, правовых умений и навыков современного человека в обществе, а центрировано главным образом на трансляции юридических знаний учащимися. В результате этого выпускник образовательного учреждения зачастую имеет некоторые правовые знания, но не готов полностью к успешной социализации в обществе, не вполне наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими как законоува-жение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. Недостаток данных качеств выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуации в обществе: растет количество правонарушений среди молодежи. Чаще встречаются случаи асоциального поведения среди детей. Поэтому сегодня важнейшая задача - формирование правовой культуры учащихся, начиная уже с начальных классов.

Важным компонентом повышения правовой культуры является правовое воспитание, под которым обычно понимают целенаправленное систематическое воздействие на личность для формирования правовой культуры, развития этических чувств, выработки навыков и привычек правомерного поведения, нетерпимого от-

ношения к правонарушениям. Правовое воспитание в образовательном учреждении - это целенаправленный управляемый процесс, безусловно, включающий в себя вооружение учащихся юридическими знаниями, которые затем можно активно использовать, превращая их в личные убеждения школьников, формировать на их основе ответственное отношение ребенка к своему поведению, развивать у него потребность следовать российским законам и нравственным правилам.

В современных условиях для более эффективного повышения уровня правовой культуры необходим комплексный подход, под которым следует понимать полное единство и взаимодействие всех направлений воспитательной работы, где правовое воспитание занимает особое и весьма значительное место. Формирование правовой культуры и правомерного поведения при комплексном подходе к воспитанию в общеметодическом плане необходимо рассматривать как взаимодействие всех целенаправленных позитивных процессов педагогической деятельности: идейно-политического, правового, этического, эстетического, трудового и т. д.

Практика школьной работы показывает, что в современных условиях успешное формирование как нравственных качеств, усиленных активностью правовой позиции, так и идейно-правовой убежденности школьников наблюдается там, где в педагогической деятельности большое внимание уделяется взаимосвязи нравственного и правового воспитания, которое определяется особенностями взаимосвязи морали и права, их единства и целостности в духовной жизни общества. Нравственное воспитание обеспечивает широкую и адекватную легитимным социальным нормам основу поведения. Правовое воспитание вооружает школьников более точными сведениями о нормах поведения, правах и обязанностях, вытекающих из российских законов, об ответственности за их нарушение. Нравственные требования шире правовых, они осуждают любые формы нечестности, лжи, тогда как правовые нормы пресекают лишь наиболее вредные их проявления в отношениях между людьми, между личностью и государством [5].

Следует также отметить, что занятия по праву и беседы на этические темы, имея нравственно-правовую направленность,

несут большой идейный заряд. При проведении учебно-воспитательных мероприятий на темы, связанные с правами и свободами человека в современной России, особенно успешно достигается это слияние нравственно-правовых и идейно-политических сторон воспитания. Достижение высокого уровня правовой культуры может изменить в лучшую сторону поступки всех учащихся, т. к. она будет способствовать большей определенности и четкости оценки своих действий в соответствии с осознанными ими требованиями гражданского долга перед обществом. Формирование у школьников четких представлений о высокой нравственности правовых норм, единстве содержания норм права и нравственности в современном российском обществе обеспечивает правильность и принципиальность оценки ими сложных юридических фактов окружающей жизни, способствует выработке правильной мотивации правового поведения.

Современные школьники часто путают нравственные и правовые оценки, подменяют правовые категории моральными [6: 23]. Хотя морализирование при правовом обучении играет далеко не последнюю роль, к нему нужно подходить крайне внимательно. В процессе формирования правовой культуры оно не является излишним, но непрерывные абстрактные рассуждения о высоких этических нормах без подкрепления их на практике могут быстро наскучить учащимся. Прежде всего это связано с тем, что о простых нормах нравственности они узнают достаточно полно и помимо школы: в семье или в кругу друзей. При осуществлении правового воспитания необходимо особое внимание уделять регулярному разъяснению юридических норм, которые оказываются порой весьма сложными для понимания детьми младшего школьного возраста, узнающими о них впервые зачастую только в учебном заведении.

Здесь также важно учитывать, что в нерасторжимом соединении права и морали содержится прочная основа воспитания вооруженного правовыми знаниями высоконравственного человека. Поэтому при обучении нормам права нужно активно вскрывать нравственную сторону того или иного юридического положения.

В процессе формирования правовой культуры ребенка следует учитывать одну особенность его мировосприятия. Часто

дети оценивают правовые категории не с позиции законности или незаконности, а скорее исходя из критериев добра и зла, долга и чести. Поэтому четких правовых акцентов они могут и не выделять. Например, преступное поведение иногда называют «несправедливым», «бесчестным», «плохим». Таким образом, в сознании школьников отсутствие таких акцентов может приводить к существенным искажениям ценностных ориентаций. Так, мелкие нарушения правовых норм (кража школьного имущества, драка и т.д.) зачастую не воспринимаются учащимися как правонарушения. Исследования соотношения нравственных и правовых представлений школьников показывают, что многие из них, оценивая противоправные поступки, склонны оправдывать их псевдо-моральными аргументами (отдал присвоенные вещи или деньги более нуждающимся, поступил так из дружеских побуждений или чтобы не выглядеть трусом и т. д.) [7: 122].

Одна из основных особенностей процесса формирования правовой культуры ребенка в школе заключается в постоянном, чрезвычайно тесном, нерасторжимом единстве методов формирования юридических знаний и убеждений, а также навыков правомерного поведения в правовой практике. Правовая практика является не только средством закрепления юридических знаний, их превращения в убеждения, но и сферой их дальнейшего обогащения и углубления, где, соприкасаясь в своей деятельности с юридическими фактами, подлежащими оценке с точки зрения закона, школьники совершенствуют умения связывать правовую теорию с социальной жизнью, конкретизируют и уточняют свои юридические представления.

На наш взгляд, в основу навыков и привычек правомерной деятельности, активного социально полезного правового поведения могут лечь лишь осознанные школьником в сопоставлении с требованиями правовых норм факты окружающей жизни и собственные действия. Поэтому методы формирования правовой культуры личности должны быть как бы постоянным «фоном» методов воспитания правомерного поведения. В связи с этим методы формирования правовой культуры должны быть составной частью всех дея-тельно-практических форм работы с уча-

щимися, а также использоваться в процессе осуществления вербальных способов правового воспитания.

Следует отметить, что наибольшую роль в повышении уровня правовой культуры младших школьников играет воспитание у них чувства ответственности и долга. В правовом воспитании особенно важно разъяснять ученикам начальных классов принцип личной ответственности каждого за свои поступки и конкретно показывать степень соответствия последних правилам для учащихся, юридическим и моральным нормам.

Необходимо также искоренять ложное понимание чувства товарищества, так называемую «круговую поруку», которая, с точки зрения правовой культуры, имеет отрицательное значение. Важно доступно объяснить ребенку, что, покрывая поступки своих друзей, он поступает неправильно и по отношению к своему другу, и к обществу в целом, поддерживает неумение бороться с собственными недостатками, честно держать ответ за свои действия, лживость, трусость и безответственность. А эти отрицательные черты в результате могут обусловить и противоправную мотивацию поведения.

В современном российском обществе в педагогической деятельности необходимо учитывать фундаментальные принципы жизнедеятельности личности, опираясь на цивилизованную иерархию духовных ценностей. Выявление закономерностей механизма формирования правовой культуры ребенка возможно, прежде всего, в русле ценностного подхода к праву.

Таким образом, в современных социокультурных условиях в качестве основной концепции формирования правовой культуры ребенка необходимо использовать этико-правовой подход. В образовательном учреждении необходимо выстраивать целостную систему повышения правовой культуры личности, основанную на гуманистической этике, принципах естественного права и высоконравственных традициях отечественной педагогики. Отношение к учащемуся как к субъекту образовательного процесса требует отказаться от формально-информационного подхода в обучении без учета его личностных возможностей и реальных потребностей. Правовая информация должна предоставляться

ребенку только после формирования у него соответствующих нравственных установок.

Литература

1. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и право. 2005. № 4.

2. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме / Н.К. Сергеев // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград: Перемена. 1997. Вып.4.

3. Хайкин, Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем / Я.З. Хайкин. М., 1972.

4. Гриценко, Л.И. Реализация личностного подхода в коллективе / Л.И. Гриценко // Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательных учреждениях интернатного типа в контексте национального подхода (Ежегодные Макаренковские педагогические чтения): материалы регион, науч,-практ. конф. Волгоград, 2004.

5. Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в школе / Н.И. Элиасберг. М., 1996.

6. Шегорцов, В.А. Социология правосознания / В. А. Шегорцов. М., 2001.

7. Ловничая, Т.Н. Формирование правосознания личности ребенка / Т.Н. Ловничая // Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне. Волгоград, 2001.

Л.М. ЛИСИНА (Волгоград)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Осуществлен сравнительный анализ подходов к определению понятия «самоопределение», выявлены основные направления исследования самоопределения, обоснована авторская позиция в исследовательском поле самоопределения.

Проблема культурного самоопределения младших подростков сегодня актуальна и востребована в педагогических исследованиях. Вместе с тем сам термин «куль-

© Лисина Л.М., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.