Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Педько М. А., Уварина Н. В.

Введение. В современных условиях возрастает необходимость повышения социальной ответственности личности курсанта военного вуза как основы для регуляции поведения, сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением служебного и воинского долга. Это интегративное качество личности, которое определяет сознательную установку на успешное осуществление военно-профессиональной деятельности в соответствии с нравственными ценностями; на выполнение военного долга и общественных норм, проявляя готовность отвечать за результаты и прогнозируя последствия. Авторами разработана модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. Материалы и методы. При разработке модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов мы опирались на положения системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов. При разработке модели учтена теория педагогического моделирования (П. Ю. Аксенов, В. П. Бердеханова, Н. А. Давыдов, В. А. Штофф, В. А. Ясвин и др.). Результаты. Модель разрабатывалась на основе положений методологии, теории военного высшего образования, историографического анализа проблемы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, анализа современных научных исследований, посвященных данной проблематике. Были выделены следующие содержательные компоненты модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов: мотивационно-ценностный (направлен на определение целей, задач и содержательного наполнения модели и формирование ценностно-смыслового отношения к социальной ответственности); содержательный (предполагает получение курсантами целостной и структурной совокупности знаний в области социально ответственного поведения, о нормах и правилах выполнения служебной деятельности); деятельностный (направлен на закрепление знаний и умений, связанных с социальной ответственностью в ходе практической военно-профессиональной деятельности и выполнение служебных обязанностей, предполагает постепенное формирование сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением воинского и служебного долга, настойчивости и решительности) и рефлексивно-результативный (предполагает оценку результативности функционирования модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов). Обсуждение. Модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов состоит из мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и рефлексивно-результативного компонентов, характеризуется их нелинейностью, практикоориентированностью и устойчивостью. Модель разработана на основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов. Заключение. Разработанная авторами модель направлена на рациональное управление процессом формирования социальной ответственности курсантов военных вузов при заданных условиях образовательной практики. Значимость проблемы формирования социальной ответственности для высшего военного образования, обусловлена тем, что будущие офицеры - это члены общества, стоящие на защите национальных интересов и призванные обеспечить безопасность общества. Основные положения: - дано определение социальной ответственности и модели социальной ответственности; - описаны компоненты модели социальной ответственности курсантов военных вузов и их значение для ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Педько М. А., Уварина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR FORMING SOCIAL RESPONSIBILITY OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions aimed at improving the effectiveness of the system of training future teachers for educational activities. Materials and methods . When developing a model for the formation of social responsi-bility among cadets of military universities, the authors applied various approaches, including systemic, axiological and per-sonality-oriented approaches. The theory of pedagogical model-ing by P. Yu. Aksenov, V. P. Berdekhanova, N. A. Davydov, V. A. Shtoff, V. A. Yasvin and others was used in the development of a model for the formation of social responsibility of cadets of military universities. Results. The model was developed on the basis of the provisions of the methodology, theory of military higher education, historiographic analysis of the problem of the formation of social responsibility of cadets of military universities, analysis of modern scientific research devoted to this issue. The following substantive components of the model for the formation of social responsibility of cadets of military universities were identified: motivational-value (aimed at defining the goals, objectives and content of the model and the formation of value-semantic attitude to social responsibility); meaningful (assumes that cadets receive an integral and structural body of knowledge in the field of socially responsible behavior, on the norms and rules for performing official activities); activity-oriented (aimed at consolidating knowledge and skills related to social responsibility in the course of practical military-professional activities and the performance of official duties, involves the gradual formation of complex moral and intellectual feelings associated with the performance of military and official duties, perseverance and determination) and reflexively productive (assumes an assessment of the effectiveness of the functioning of the model of the formation of social responsibility of cadets of military universities). Discussion. The model of the formation of social responsibility of cadets of military universities consists of motivational-value, content, activity and reflexive-productive components, characterized by their nonlinearity, practice-orientedness and stability. The model is developed on the basis of a systematic, axiological and personality-oriented approach. Conclusion. The model developed by the author is aimed at rational management of the process of formation of social responsibility of cadets of military universities under the given conditions of educational practice. The importance of the problem of the formation of social responsibility for higher military education is due to the fact that future officers are members of society who stand up for the protection of national interests and are called upon to ensure the security of society. Highlights: The definition of social responsibility and the model of social responsibility are given; Describes the components of the model of social responsibility of cadets of military universities and their importance for its formation.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.009

УДК 378.18 ББК 74.00

М. А. Педько1, Н. В. Уварина2

^RCID № 0000-0001-9305-1509 Аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

2ORCID № 0000-0002-1490-3302 Доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация

Введение. В современных условиях возрастает необходимость повышения социальной ответственности личности курсанта военного вуза как основы для регуляции поведения, сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением служебного и воинского долга. Это интегративное качество личности, которое определяет сознательную установку на успешное осуществление военно-профессиональной деятельности в соответствии с нравственными ценностями; на выполнение военного долга

а

§ и общественных норм, проявляя готовность отвечать за результаты ^ и прогнозируя последствия. Авторами разработана модель форми-^ рования социальной ответственности курсантов военных вузов.

Материалы и методы. При разработке модели формирова-

сз ния социальной ответственности курсантов военных вузов мы опирались на положения системного, аксиологического и личностно-

ориентированного подходов. При разработке модели учтена теория педагогического моделирования (П. Ю. Аксенов, В. П. Бердехано-ва, Н. А. Давыдов, В. А. Штофф, В. А. Ясвин и др.).

Результаты. Модель разрабатывалась на основе положений методологии, теории военного высшего образования, историографического анализа проблемы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, анализа современных научных исследований, посвященных данной проблематике. Были выделены следующие содержательные компоненты модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов: мотивационно-ценностный (направлен на определение целей, задач и содержательного наполнения модели и формирование ценностно-смыслового отношения к социальной ответственности); содержательный (предполагает получение курсантами целостной и №

о

структурной совокупности знаний в области социально ответ-

3

о

№ а

ж 5

о

и умений, связанных с социальной ответственностью в ходе прак- .§

ь

о* ж о Й о

ственного поведения, о нормах и правилах выполнения служебной деятельности); деятельностный (направлен на закрепление знаний

тической военно-профессиональной деятельности и выполнение служебных обязанностей, предполагает постепенное формирование сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением воинского и служебного долга, настойчивости и решительности) и рефлексивно-результативный (предполагает оценку результативности функционирования модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов).

Обсуждение. Модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов состоит из мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и рефлексивно-результативного компонентов, характеризуется их нелинейностью,

о д

№ е н

н о

с

з з

с

а н

3 о

№ о

е н н

'-д о

практикоориентированностью и устойчивостью. Модель разработана на основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов.

Заключение. Разработанная авторами модель направлена на рациональное управление процессом формирования социальной ответственности курсантов военных вузов при заданных условиях образовательной практики. Значимость проблемы формирования социальной ответственности для высшего военного образования, обусловлена тем, что будущие офицеры — это члены общества, стоящие на защите национальных интересов и призванные обеспечить безопасность общества.

Ключевые слова: социальная ответственность; курсанты военных вузов; модель формирования социальной ответственности; компоненты модели социальной ответственности. Основные положения:

- дано определение социальной ответственности и модели социальной ответственности;

- описаны компоненты модели социальной ответственности курсантов военных вузов и их значение для ее формирования.

1 Введение (Introduction)

В современных условиях общей неопределенности возрастает количество ситуаций, когда в деятельности человека нет иного контроля, кроме собственной совести, социальных и нравственных ^ ценностей и установок. В данных условиях возрастает необходи-

а £

и; §

•о

-"О

3

мость повышения роли социальной ответственности личности как основы для регуляции поведения, сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением служебного и воинского долга. Под термином «социальная ответственность курсантов военных вузов» мы понимаем интегративное качество личности,

определяющее сознательную установку на успешное выполнение военно-профессиональной деятельности на основе социальных и нравственных ценностей и установок, военного долга и общественных норм, проявляя готовность отвечать за ее результаты и прогнозируя последствия.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

При разработке модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов авторы применили различные подходы, среди них системный, аксиологический и личностно-ориентированный подходы. При разработке модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов применена теория педагогического моделирования П. Ю. Аксенова, В. П. Бер-дехановой, Н. А. Давыдова, В. А. Штоффа, В. А. Ясвина и др.

3 Результаты (Results)

о д

о

Под термином «модель» мы будем понимать «мысленно р

представленную и материально реализованную систему, которая отображая и воспроизводя существующий и проектируемый объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает новую информацию об объекте исследования» [1, 88].

Разработка авторской модели будет связана с описанием ее структурных блоков, теоретических параметров, описанием связей

и отношений между ними, определяя тем самым направленность §

ж ж о о

о

в а

ж и

So

с о

ц и

ьь

о*

н о

й о

рационального управления процесса формирования социальной ответственности курсантов военных вузов при заданных условиях образовательной практики [2; 3].

Разрабатываемая структурно-функциональная модель обладает рядом определяющих свойств:

- ее внутренняя и внешняя целостность, интерпретируемость компонентов и связей, взаимосвязь компонентов модели; б

непротиворечивость основным тенденциям, сложившимся в военном образовании;

- непротиворечивость методов, форм и средств профессионального воспитания и обучения, составляющих содержательное наполнение модели [2].

Модель разрабатывается на основе положений методологии, теории военного высшего образования, историографического анализа проблемы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, анализа современных научных исследований, посвященных данной проблематике [3].

Разрабатывая модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, мы учитывали опыт исследований, по сходной проблематике, представленный в работах: Т. В. Некрасовой [4], Д. А. Картамышевой [5], Д. В. Суслова [6], О. В. Григорьев, И. В. Панченко [7], С. Н. Васильева [8] и др.

Авторами были выделены следующие содержательные компоненты модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов: мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и рефлексивно-результативный компоненты. Опишем значение каждого из данных компонентов подробнее.

Мотивационно-ценностный компонент. Данный компонент является определяющим для построения модели, он посвящен определению целей, задач и содержательного наполнения модели.

а

§ Данный компонент в первую очередь направлен на формирование

с?

л мотивационно-ценностного компонента социальной ответственно

сц

^ сти, так как именно данный компонент является основой для по-

§

•о

д е

^ зации модели — это формирование социальной ответственности ^ как интегративного качества личности будущего офицера, обеспе-

строения данного интегративного качества личности. Цель реали-

чивающее успешность его будущей военно-профессиональной деятельности. Задачи реализации модели:

- выявление ресурсов образовательного процесса военных вузов для формирования социальной ответственности курсантов;

- создание системы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов с использованием потенциала дисциплин, практик, учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, социально-полезной деятельности;

- организация ценностного наполнения образовательного процесса военного вуза.

Содержательный компонент. Данный компонент предполагает получение курсантами целостной и структурной совокупности знаний в области социально ответственного поведения, о нормах и правилах выполнения служебной деятельности. В рамках содержательного компонента был выбран ряд дисциплин, направленных на формирование социальной ответственности курсантов военных вузов: «военная история», «работа с личным составом в ВС РФ», «общевоенная подготовка», «физическая подготовка». В рамках данных дисциплин был реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование знаний и умений в области социальной ответственности и социально ответственного поведения. В ходе освоения данных дисциплин, а также внеучебного и служебного взаимодействия с преподавателями и офицерским составом происходит информирование курсантов о служебных обязанностях, социальных и моральных последствий их невыполнения. Немаловажную роль в формировании социальной ответственности на данном этапе играет учебная и внеучебная воспитательная работа.

В ходе реализации содержательного компонента у курсантов формируется понятие о сущности социальной ответственности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о д

1

р

о

№ а

ж и

о о

ц

и §

о*

ж о

Й о

е ж

ж о

о

Р р

о

а ж

о

№ о

е ж ж

'-д о

они соотносят знания о своих личных качествах с позицией военно-профессиональной деятельности, что дает им возможность определить свое место в системе служебных отношений, что, несомненно, положительно скажется на формировании у них социально ответственного поведения. Мотивационно-ценностный и содержательный компоненты модели представлены на рисунке 1.

а

н

и

ира Ува

сц

,ко

ь

д е

П

^

3

Первый этап (подготовительный)

Стратегические пути реализации исследования

Мотивационно-ценностный компонент Функции: целеполагания, мотивационная, ценностно-ориентационная

Содержательный компонент Функции: информационная, интерпретационная, развивающая

Компоненты социальной ответственности курсантов военных вузов

Мотивационно-ценностный: 1) иерархия мотивов социально ответственного поведения; иерархия мотивов социально ответственного поведения; 2) социальные и нравственные ценности и установки; 3) наличие идеалов и интересов к военно-профессиональной деятельности

Когнитивный компонент: 1) совокупность знаний в области социально ответственного поведения; 2) осознание служебных обязанностей, социальных и моральных последствий их невыполнения; 3) сформированность убеждений

Социальный заказ Методологические подходы

общества и вооруженных сил (системный, аксиологический, ФГОС ВО Квалификационные требования

на социально ответственного курсанта личностно-ориентированный) к военному специалисту

Цель: формирование социальной ответственности как интегративного качества личности будущего офицера, обеспечивающее успешность его будущей военно-профессиональной деятельности

Рисунок 1 — Подготовительный этап формирования социальной ответственности курсантов военных вузов Figure 1 — The preparatory stage of the formation of social responsibility of cadets of military universities

Деятельностный компонент. Данный компонент, в первую очередь, направлен на закрепление знаний и умений, связанных с социальной ответственностью в ходе практической военно-профессиональной деятельности и выполнение служебных обязанностей. Реализация деятельностного компонента предполагает постепенное формирование сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением воинского и служебного долга, настойчивости и решительности. Курсанты осознают чувство долга, у них развивается способность к саморегуляции и управлению собственным эмоциональным состоянием.

Прохождение воинской стажировки и штурманской практики позволяет курсантам овладеть способностями в области критической оценки своей военно-профессиональной деятельности, прогнозирования ее результатов и последствий. Таким образом, деятель-ностный компонент, в первую очередь, предполагает формирование эмоционального и рефлексивно-деятельностного компонентов социальной ответственности курсантов военных вузов.

Результатом реализации деятельностного компонента должна стать система знаний, связанных с формами и методами проявления социальной ответственности, способность проявлять ответственность при выполнении военно-профессиональных обязанностей, умение осуществлять нравственный анализ собственных и чужих поступков, принятие решения с позиции социальных и нравствен-

а

а ных установок офицера.

^ Рефлексивно-результативный компонент. Направлен на

сц

^ оценку результативности функционирования модели формирования

5з социальной ответственности курсантов военных вузов. Реализация

ед

данного компонента предполагает диагностику результатов, анализ

^ полученных данных, интерпретация полученных результатов, в слу-

чае необходимости также может быть произведена коррекция содержания других компонентов разрабатываемой модели.

Реализация рефлексивно-результативного компонента предполагает разработку критериев сформированности социальной ответственности курсантов военных вузов. Методами диагностики будут выступать наблюдение, экспертная оценка, тестирование, самоотчет, анкетирование.

Рефлексивно-результативный компонент позволяет осуществить контроль степени сформированности компонентов социальной ответственности курсантов военных вузов на основе выделенных нами критериев, уровней и показателей. Деятельностный и рефлексивно-результативный компоненты модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов курсантов военных вузов представлены на рисунке 2.

о д

1

0

№ а

ж

1

о

0

1

§

о* ж о Й о

№ ж

ж о

о

о

а ж

о

№ о

№ ж

ж

О*

'-д

о

Деятельностный компонент Функции: технологическая, регламентационно-обучающая, рефлексивно-нравственная Второй этап (основной) Накопление опыта социально ответственного поведения

Эмоциональный компонент: 1) эмоциональная устойчи вость и гибкость, сложные моральные и интеллектуальные чувства, связанные с воинским долгом; 2) способность к регуляции эмоционального состояния; 3) социальная активность

Рефлексивно-результативный компонент Функции: диагностическая, контрольная, аналитическая Рефлексивно-деятельностный компонент: 1) способности в области критической оценки собственной военно-профессиональной деятельности; 2) необходимые ограничения в нормах и правилах поведения

Критерии сформированности социальной ответственности курсантов военных вузов: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, рефлексивно-деятельностный

Уровни сформированности социальной ответственности курсантов военных вузов: низкий, достаточный, высокий

Рисунок 2 — Основной этап формирования социальной ответственности курсантов военных вузов Figure 2 — The main stage of the formation of social responsibility of Cadets of Military Universities

4 Обсуждение (Discussion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов нами была разработана структурно-функциональная педагогическая модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. Данная модель построена с учетом требований ФГОС высшего военного образования, социального заказа общества, она состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и рефлексивно-результативного).

5 Заключение (Conclusion)

1. Социальная ответственность курсантов военных вузов рассматривается нами как интегративное качество личности, определяющее сознательную установку на успешное выполнение военно-профессиональной деятельности на основе социальных и нрав- i

§

ственных ценностей и установок, военного долга и общественных

норм, проявляя готовность отвечать за ее результаты и прогнозируя §

а

последствия. |

о

2. Разработка авторской модели будет связана с описанием U

ее структурных блоков, теоретических параметров, описанием свя- а

о

зей и отношений между ними, определяя тем самым направлен- § ность рационального управления процесса формирования социальной ответственности курсантов военных вузов при заданных s

а а о о

условиях образовательной практики.

3. Содержательными компонентами модели формирования

мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и рефлексивно-результативный.

4. Значимость проблемы формирования социальной ответственности для высшего военного образования обусловлена тем,

о д

о

социальной ответственности курсантов военных вузов являются В

а

0

1 №

0

s а

а

о*

1

Is

о

что будущие офицеры — это члены общества, стоящие на защите национальных интересов и призванные обеспечить безопасность общества.

Библиографический список

1. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. М.: Инфра-М, 2002. - 576 с.

2. Верещагина Л. С., Орехова С. С., Шумакова О. А. Организация педагогического эксперимента // Экономика и социум. Саратов, 2018. 8 (51). С. 235-237.

3. Горбатовская Н. Н. Доминанты в структуре социально-профессиональной ответственности при использовании информационных ресурсов в процессе обучения // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 71-76.

4. Некрасова Т. В., Радченко М. А. Особенности реализации образовательного процесса личностной направленности в военном вузе на современном этапе развития профессионального образования // Наука и военная безопасность. 2017. № 3 (10). С. 112-117.

5. Картамышев Д. А. Использование потенциала социальной ответственности в профилактике противоправного поведения курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 33-35.

6. Суслов Д. В., Лопуха Т. Л., Страбыкин А. Г. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 111-118.

7. Григорьев О. В., Панченко И. В. Формирование воинской дисциплины

у курсантов в период обучения в военных вузах войск национальной гвардии

Российской Федерации // Заметки ученого. 2019. № 6 (40). С. 30-33.

а 8. Васильев С. Н. Формирование социальной ответственности курсантов

к

^ военного вуза : дис. ...канд. пед. наук по специальности — 13.00.08 «Теория и

£

методика профессионального образования». Кострома, 2006. - 214 с.

о- М. А. Ped'ko1, N. V. Шагта2

чз 1ORCID N0. 0000-0001-9305-1509

йн

Postgraduate at the Department of Professional Education Teachers Training and Subject Methods,

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Cheliabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

2ORCID No. 0000-0002-1490-3302

Doctor of Pedagogic Sciences,

Professor at the Department of Professional Education Teachers Training and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Cheliabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

MODEL FOR FORMING SOCIAL

RESPONSIBILITY OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES

Abstract

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions aimed at improving the effectiveness of the system of training future teachers for educational activities.

Materials and methods. When developing a model for the formation of social responsi-bility among cadets of military universities, the authors applied various approaches, including systemic, axiological and per-sonality-oriented approaches. The the- g' ory of pedagogical model-ing by P. Yu. Aksenov, V. P.

visions of the methodology, theory of military higher education, historiographic analysis of the problem of the formation of social responsibility of cadets of military universities, analysis of modern scientific research devoted to this issue. The following substantive components of the model for the formation of social responsibility of cadets of military universities were identified:

o

de

<—1 r

o

Berdekhanova, N. A. Davydov, V. A. Shtoff, V. A. Yasvin and ^

§

others was used in the development of a model for the formation § of social responsibility of cadets of military universities. ^

Results. The model was developed on the basis of the pro- ^

§

2

ry

i

ver r

motivational-value (aimed at defining the goals, objectives and content of the model and the formation of value-semantic attitude to social responsibility); meaningful (assumes that cadets receive an integral and structural body of knowledge in the field of socially responsible behavior, on the norms and rules for performing official activities); activity-oriented (aimed at consolidating knowledge and skills related to social responsibility in the course of practical military-professional activities and the performance of official duties, involves the gradual formation of complex moral and intellectual feelings associated with the performance of military and official duties, perseverance and determination) and reflexively productive (assumes an assessment of the effectiveness of the functioning of the model of the formation of social responsibility of cadets of military universities).

Discussion. The model of the formation of social responsibility of cadets of military universities consists of motivational -value, content, activity and reflexive-productive components, characterized by their nonlinearity, practice-orientedness and stability. The model is developed on the basis of a systematic, axio-logical and personality-oriented approach.

Conclusion. The model developed by the author is aimed at rational management of the process of formation of social responsibility of cadets of military universities under the given

| conditions of educational practice. The importance of the prob-

c

a

¿ lem of the formation of social responsibility for higher military

£

^ society who stand up for the protection of national interests and

ta

^ are called upon to ensure the security of society.

Keywords: Social responsibility; Cadets of military universities; A model of the formation of social responsibility; Components of the model of social responsibility. Highlights:

The definition of social responsibility and the model of social responsibility are given;

Describes the components of the model of social responsibility of cadets of military universities and their importance for its formation.

References

1. Gubskij E.F., Korableva G.V. (2002), Filosofskij enciklope-dicheskij slovar' /pod red. E.F. Gubskogo. [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Infra-M, Moscow, 576 p. (In Russian).

2. Vereshchagina L.S., Orekhova S.S. & Shumakova O.A. (2018), Organizaciya pedagogicheskogo eksperimenta [Organization of a pedagogi- ^ cal experiment]. Ekonomika i socium, 8 (51), 235-237. (In Russian). e

3. Gorbatovskaya N.N. (2017), Dominanty v strukture social'no- r

professional'noj otvetstvennosti pri ispol'zovanii informacionnyh resursov v r

§

processe obucheniya [Dominants in the structure of social and professional g'

responsibility when using information resources in the learning process]. Ka- cC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

zanskij pedagogicheskij zhurnal. № 6 (125), 71-76. (In Russian).

S

4. Nekrasova T.V. & Radchenko M.A. (2017), Osobennosti realizacii

n

obrazovatel'nogo processa lichnostnoj napravlennosti v voennom vuze na 2

sovremennom etape razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Features of the implementation of the educational process of a personal orientation in a 0

military university at the present stage of development of professional educa- §

2

tion]. Nauka i voennaya bezopasnost', 3 (10), 112-117. (In Russian). §

<0

5. Kartamyshev D.A. (2019), Ispol'zovanie potenciala social'noj ot- M vetstvennosti v profilaktike protivopravnogo povedeniya kursantov vuzov Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii [Using the potential of social re- ^ sponsibility in the prevention of unlawful behavior of cadets of universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. Global'nyj nauchnyj potencial, 12 (105), 33-35. (In Russian).

6. Suslov D.V., Lopuha T.L. & Strabykin A.G. (2017), Razvitie pro-fessional'noj otvetstvennosti kursantov mladshih kursov voennogo vuza [Development of professional responsibility of junior cadets of a military university]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 1 (25), 111— 118. (In Russian).

7. Grigor'ev O.V. & Panchenko I.V. (2019), Formirovanie voinskoj discipliny u kursantov v period obucheniya v voennyh vuzah vojsk nacion-al'noj gvardii Rossijskoj Federacii [Formation of military discipline among cadets during training in military universities of the troops of the National Guard of the Russian Federation]. Zametki uchenogo, 6 (40), 30-33. (In Russian).

8. Vasiliev S.N. (2006), Formirovaniye sotsial'noy otvetstvennosti kursantov voyennogo vuza (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kan-didata pedagogicheskikh nauk — 13.00.08 "Teoriya i metodika profession-al'nogo obrazovaniya") [Formation of social responsibility of cadets of a military university (dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences — 13.00.08 "Theory and methods of vocational education")]. Kost -roma, 214 p. (In Russian).

a in ir a

S £

£

e P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.