Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеев Дмитрий Владимирович

Целью научного исследования является практическая реализация функциональной модели эффективного формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов. Эта модель построена на основе совокупности системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Основными структурными компонентами разработанной функциональной модели являются информационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Овладение курсантами навыками ведения делового общения осуществляется в несколько этапов (когнитивный, мотивационный, деятельностный, практико-ориентированный), что способствует формированию у них мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению. Курсанты также получают коммуникативные знания и способности определения коммуникативной проблемы. Они имеют опыт анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций и проявляют личные качества в общении. Задача научного исследования: формирование культуры делового общения и актуализация самого процесса ее формирования у курсантов военных вузов. Для решения поставленной задачи научного исследования применялись теоретические методы: анализ диссертационных исследований, сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями государственного заказа и социума к личности офицера и его коммуникативной компетентности. В профессиональной деятельности военнослужащих культура делового общения является неотъемлемой частью. Анализ состояния подготовки курсантов в военном вузе свидетельствует о том, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания. Потребность в изучении этой научной проблемы приобретает актуальную научно-практическую значимость для поиска решений ее реализации в учебных заведениях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF A FUNCTIONAL MODEL FOR THE EFFECTIVE FORMING A BUSINESS COMMUNICATION CULTURE AMONG STUDENTS OF MILITARY UNIVERSITIES

The purpose of scientific research is the practical implementation of a functional model for the effective forming a business communication culture among students of military universities. This model was based on some approaches, namely, systemic, activity-based, axiological, and cultural. The main structural components of the functional model are information-value, cognitive, activity-based and reflexive-evaluation. Students of military universities are acquired a business communication skills in several stage such as cognitive, motivational, activity-based and practice-tentative, this advantage to the forming a motivational-value attitude to professional communication among students. Military students also receive communicative knowledge and the ability to determine communicative problem. They gain an experience in analyzing and solving communicative problem-situations and show personal qualities in professional communication. The practical task of the research was to form a business communication culture and to actualize the process of its formation among students of military universities. To solve the task, theoretical methods were used such as analysis of thesis research; comparative analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature; and study and generalization of advanced pedagogical experience. The relevance of the research topic related to the high requirements of the state order and society for the personality of the officer and his communicative competence. The business communication culture is an inalienable aspect of the professional activity of military personnel. The analysis of the training military students shows that insufficient attention is given to this problem. The need to study this problem is acquiring scientific-practical and topicality importance to find solutions for its implementation in educational institutions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

11. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii kak osnova FGOS // Infourok. Obrazovatel'nyj portal, available at: http://infourok.ru/kompetentnostniy-podhod-v-obrazovanii-1776079.html (accessed: 18.04.2019). (In Russian)

12. Tupikin E. I. Situacionnye zadachi kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti obrazovatel'nogo processa v VPO pri distancionnom obuchenii [Situational tasks as a means of increasing the efficiency of the educational process in HPE in distance learning], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no 4-1, pp. 266-267, available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11374 (accessed: 23.04.2019). (In Russian)

13. Najdenysheva I. Ju. Situacionnye zadachi kak sredstvo ocenivanija v sovremennoj shkole, available at: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/06/04/situatsion-nye-zadachi-kak-sredstvo (accessed: 01.03.2021). (In Russian)

14. Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj jetiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: [prikaz MVD Rossii ot 24.12.2008 № 1138]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884/ (accessed: 02.03.2021). (In Russian)

Булдашов Вадим Александрович, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат исторических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: vadim_buldashov@mail.ru

Buldashov Vadim Aleksandrovich, Associate Professor of the Department of Professional Training and Management in the Law Enforcement Sphere of the Law Institute "South Ural State University (SRU)", Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: vadim_buldashov@mail.ru

Сведения для цитирования: Ерофеев, Д. В. Практическая реализация модели формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов / Д. В. Ерофеев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 35-44.

УДК 378 ББК 74.58

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Д. В. Ерофеев

Целью научного исследования является практическая реализация функциональной модели эффективного формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов. Эта модель построена на основе совокупности системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Основными структурными компонентами разработанной функциональной модели являются информационно-ценностный, когнитивный, деятельност-ный, рефлексивно-оценочный.

Овладение курсантами навыками ведения делового общения осуществляется в несколько этапов (когнитивный, мотивационный, деятельностный, практико-ориентированный), что способствует формированию у них мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению. Курсанты также получают коммуникативные знания и способности определения коммуникативной проблемы. Они имеют опыт анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций и проявляют личные качества в общении.

Задача научного исследования: формирование культуры делового общения и актуализация самого процесса ее формирования у курсантов военных вузов.

Для решения поставленной задачи научного исследования применялись теоретические методы: анализ диссертационных исследований, сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями государственного заказа и социума к личности офицера и его коммуникативной компетентности. В профессиональной деятельности военнослужащих культура делового общения является неотъемлемой частью. Анализ состояния подготовки курсантов в военном вузе свидетельствует о том, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания. Потребность в изучении этой научной проблемы приобретает актуальную научно-практическую значимость для поиска решений ее реализации в учебных заведениях Российской Федерации.

Ключевые слова: культура делового общения, коммуникативные умения, модель формирования культуры делового общения, методологические подходы, принципы.

Введение. Культура делового общения курсантов военных вузов — характеристика личности, которая представляет собой систему научно-теоретических коммуникативных знаний в профессиональной сфере, а также специальных знаний в области теории культуры общения; умение осуществлять коммуникативную деятельность с преподавателями, военнослужащими и гражданским персоналом военного вуза, гражданским населением социально-культурной среды во всем разнообразии форм делового общения.

Выпускник военного вуза должен применять современные коммуникативные технологии при решении задач профессиональной деятельности следующих типов: эксплуатационно-технологический, организационно-управленческий, научно-исследовательский, учебно-тренировочный и методический [1]. В связи с этим требуется новый подход к формированию высокого уровня готовности к ведению делового общения выпускников военного вуза.

Экспериментальная часть. И. А. Алехин, анализируя особенности типов профессиональной деятельности, констатировал тот факт, что в перспективе возрастет потребность армии и социума в военных специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки, владеющих коммуникативной технологией и методологией [2]. Для овладения культурой делового общения курсанту необходимы определенные личные качества, проявляющиеся в профессиональном общении.

Исследуя проблему формирования культуры делового общения курсантов военных вузов, следует отметить, что в рамках обучения в вузе требуется целенаправленная деятельность по формированию и развитию коммуникативной культуры, мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению, способностей к определению коммуникативной проблемы, опыта анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций, в результате которой курсанты становятся конкурентоспособной и компетентной личностью.

В требованиях к результатам освоения программы специалитета ФГОС ВО отмечается, что у выпускника военного вуза должны быть сформированы следующие компетенции.

Универсальные компетенции (УК):

- системное и критическое мышление (способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, УК-1);

- командная работа и лидерство (способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели, УК-3);

- коммуникация (способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия, УК-4).

Профессиональные компетенции:

- правовая профессиональная культура (способен использовать в профессиональной деятельности необходимые методические, регламентирующие и справочные документы, нормативно-правовые акты, ОПК-3);

- социально-экономическая культура (способен анализировать и оценивать современную военно-политическую обстановку, общественно-политические явления и социальные процессы в стране и Вооруженных силах России с использованием теоретико-методологического аппарата и методов социально-экономических и гуманитарных наук, ОПК-4) [1].

Реализация системы мониторинга сформи-рованности коммуникативной культуры курсантов, создание социально-культурной образовательной среды в военном вузе, внедрение в образовательный процесс элементов коммуникативного тренинга создает в образовательном пространстве военного вуза благоприятные условия для развития готовности к ведению делового общения, воспитания конкурентоспособной, коммуникативной личности офицера.

По мнению Р. А. Алексюка, проводившего исследования вопросов подготовки военных специалистов, можно сделать вывод, что

современное общество и концепции развития Вооруженных сил России предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования [3]. С. В. Захаренко считает, что особенность культуры делового общения военнослужащих заключается в связи уставных требований и норм воинского этикета: уставы предписывают регламент процесса общения, который заключается в подчинении процесса общения между военнослужащими установленным правилам и ограничениям [4].

Анализ научной литературы, диссертационных исследований, процесса формирования культуры делового общения при подготовке специалистов гражданских и военных вузов, а также состояния подготовки будущих офицеров в военном вузе убеждает нас в том, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания [3-7].

Следовательно, организация процесса формирования культуры делового общения у курсантов в военном вузе является актуальной. Актуальность исследования данной проблемы обуславливается:

- возрастающими требованиями государственного заказа к личности офицера и его коммуникативной компетентности;

- необходимостью разработки модели, направленной на формирование у курсантов культуры делового общения, коммуникативных умений и способностей как основы компетентного принятия решения.

При исследовании проблемы формирования культуры делового общения нами разработана структурно-функциональная модель формирования культуры делового общения курсантов военных вузов. Разработанная модель представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, включающий в себя три блока: методологически-целевой, содержательно-процессуальный, технологический.

В качестве теоретико-методологической основы построения модели мы использовали совокупность системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов.

При разработке педагогической модели формирования культуры делового общения у курсантов военного вуза мы опирались на следующие системные принципы.

1. Общие социально-культурные принципы:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения социально-культурных ценностей;

- принцип всеобщего массового культурот-ворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического, национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

- принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельностью, обеспечение децентрализации и суверенности деятельности военнослужащих в со-циально-досуговой сфере.

2. Специфические принципы, присущие системе военного образования:

- принцип иерархичности (согласно этому принципу, разработанная нами система формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов является частью большой, более сложной системы, выступающей в роли целостной системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров; данный принцип отражает характер отношений между субъектами этих двух систем, их соподчинение и управление ими);

- принцип соответствия содержания и организации обучения в вузе потребностям профессиональной деятельности офицера в условиях мирного и военного времени;

- принцип сознательности, активности и самостоятельности обучения;

- принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями;

- принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения;

- принцип обучения на высоком уровне трудности;

- принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении.

Реализация системного и деятельностно-го подходов в исследовании нашей проблемы определяется следующими положениями.

Идея системного подхода позволяет разделить проблему компонентного состава педагогической системы и проблему, цель и содержание педагогического процесса по формированию культуры делового общения у курсантов военных вузов.

Применение деятельностного подхода в формировании культуры делового общения, по мнению О. В. Бескровной, позволяет достичь результата педагогической деятельности, характеризующего степень достижения поставленной цели [8]. Итогом такого результата может выступать технология, педагогический проект,

сформированность культуры делового общения у курсантов, развитие воинского коллектива, развитие учебного процесса в военных вузах.

Применение аксиологического подхода в контексте развития личности и индивидуальных коммуникативных качеств курсанта военного вуза предполагает овладение им общей и профессиональной культурой делового общения; интеграцию всех систем ценностей; активное освоение фундаментальных знаний и коммуникативных технологий.

Для успешного ведения военнослужащими делового общения во всех видах деятельности большое значение имеют коммуникативные способности и умения.

Проведя анализ понятий, мы приходим к выводу, что культура делового общения представляет собой высокий уровень способности ведения диалога в деловом мире, сфере профессиональной деятельности [9]. В своем исследовании мы выделяем три группы необходимых компетенций.

1. Ключевые (определяющие) компетенции являются универсальными по характеру и степени применения, востребованы всеми военно-учетными специальностями и являются мета-профессиональными. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций военных специалистов и опираются на систему макро-, миди- и мини-умений, необходимых для практической деятельности военнослужащих и предполагают:

- знание материальных и духовных ценностей профессионального сообщества;

- умение сбора, отбора, анализа, обобщения, синтеза, сохранения и передачи информации;

- владение формами и методами общения при организации профессиональной деятельности.

2. Общекультурные компетенции — базовая (обязательная) часть профессиональных компетенций, необходимых для осуществления основных видов профессиональной деятельности военного специалиста. Содержание и освоение компетенций проектируется в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников военных вузов и предполагает:

- знание адекватных способов общения и умение реализовывать их в процессе взаимодействия, а также знание методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- умение вести дискуссию и полемику, осуществлять просветительскую и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни;

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору решений.

3. Профессиональные компетенции, вариативная часть которых способствует получению углубленных знаний и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура), включающие:

- знание приемов построения отношений с военнослужащими в духе терпимости и взаимного уважения;

- умение вести организационно-управленческую деятельность;

- владение способами организации деятельности воинского коллектива, навыками выбора и реализации управленческого решения.

Профессионально-специализированные компетенции, актуальные только для определенной военно-учетной специальности и специфичные для конкретного вида или рода Вооруженных сил Российской Федерации, предполагают:

- знание регламента взаимоотношений между военнослужащими;

- умение организовывать коммуникативную деятельность в рамках правил, регламентирующих уставами и инструкциями соблюдение всеми категориями военнослужащих основных принципов единоначалия;

- владение методами самоконтроля и самокоррекции поведения в различных ситуациях общения.

Следует отметить, что для курсантов культура делового общения является способом организации и оптимизации всех видов деятельности при обучении в военном вузе. Культура делового общения курсантов представляет собой особую форму взаимодействия курсантов в процессе определенного вида деятельности. По мнению А. А. Дроздовой, она должна базироваться на основных принципах морали и нравственности, положениях военной присяги и уставов, воинских традициях и ритуалах [10].

Процесс организации формирования культуры делового общения у курсантов как подсистема военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе включает в себя следующие компоненты, которые носят сквозной характер: информационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента.

Информационно-ценностный компонент (профессионально-личностная заинтересованность

курсантов в использовании делового общения в своей военно-профессиональной деятельности) формирует комплекс материальных и духовных ценностей, мировоззренческих и социальных установок участников общения (место в воинском коллективе, ценности, роли).

Информационно-ценностный компонент способствует формированию у курсантов позитивного отношения к ведению делового общения, мотива к освоению коммуникативных умений и компетенций [11], качеств личности, характеризующих ее как офицера нового облика Вооруженных сил; развитию ценностного отношения к будущей профессии, определению индивидуальных целевых ориентиров, установке на социально-культурную деятельность.

С этой целью используются методы и средства обучения, стимулирующие курсантов к коммуникативной деятельности. Среди них можно выделить такие, как: пример, разъяснение особенностей и задач делового общения, обращение к исторически сложившимся ценностным ориентациям, характеристика перспектив (участие в конкурсах среди вузов Министерства обороны Российской Федерации и других учебных заведений), организация общения с руководящим составом вуза, ветеранами, героями СССР и России, деятелями культуры, искусства спорта и т. д. Такое коммуникативное взаимодействие способствует развитию у курсантов способностей в области взаимоотношений с людьми, их общей культуры и мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению.

Когнитивный компонент формирует комплекс знаний теории и ситуативных особенностей культуры общения. Основной функцией когнитивного компонента является знание методов, форм и средств ведения делового общения при организации военно-профессиональной (служебной) деятельности.

Когнитивный компонент включает целенаправленное формирование коммуникативных знаний как основы компетентного принятия решения в процессе деятельности в рамках обучения в военном вузе; реализацию возможностей сочетания активных методов и форм обучения, различных форм аудиторной, внеаудиторной деятельности и работы в полевых условиях, а также создание в военном вузе социально-культурной среды. О. В. Сильчук утверждает, что данный компонент описывает систему знаний о сущности культуры делового общения и является фундаментом для успешной профессиональной деятельности будущего выпускника [12], предполагает передачу и усвоение знаний, умений

и навыков ведения делового общения, которые являются основой профессионализма и формирования начального уровня культуры делового общения. В рамках изучения курсантами гуманитарного, социально-экономического, лингвистического циклов и профессионально-практической подготовки происходит овладение ими основами коммуникативного взаимодействия, теоретическими и практическими основами его организации, сформировывается система коммуникативных умений, развивается культура делового общения.

Учебный материал подбирается и структурируется в соответствии с целью учебной дисциплины и основывается на коммуникативных возможностях содержания военного образования. Уровни сформированности обуславливают использование тех или иных видов заданий, имитационных и диалоговых методов изучения делового общения, требующих проявления культуры делового общения, в том числе: 1) игра (интеллектуальная, деловая, ролевая, развлекательная); 2) дискуссия (прямой диалог, диспут, подиумная дискуссия); 3) тренинг (сен-зитивный, личностного роста, коммуникативный); 4) кейс (комплексный, изложение, иллюстрация, вопрос) и др.

Погружение курсантов в среду коллективной коммуникативной деятельности (имитационное моделирование, деловые игры, дискуссии, конференции) способствует формированию у них готовности к ведению делового общения.

Как показала практика профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, существенным потенциалом для развития коммуникативных умений является соотношение видов знаний (законы, теории, прикладные методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и показателями сформи-рованности культуры делового общения.

Деятельностный компонент обеспечивает решение военно-профессиональных задач способами делового общения. И. Ф. Шиляева основной функцией деятельностного компонента считает решение поведенческих задач и способность обосновать свой выбор [13].

Деятельностный компонент включает в себя систему методов, форм и средств обучения, способствующих формированию коммуникативных умений, которые являются основой для осуществления профессиональной деятельности. Следовательно, данный компонент влияет на эффективность общения будущих офицеров при выполнении обязанностей военной службы. Характеризуется способностями к определению

коммуникативной проблемы, потенциалом собственного опыта анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций, способствующих совершенствованию процесса.

Выбор методов, форм и средств, используемых в этом компоненте, определяется: 1) уровнем сформированности знаний, умений; 2) личностными характеристиками, позволяющими курсанту вести себя в соответствии с нормами и регламентом руководящих документов военной службы; 3) способностью адекватно себя позиционировать, проявляться личностно.

В процессе овладения навыками коммуникативной деятельности можно выделить несколько этапов:

1) когнитивный этап (формы и методы: пример, воздействие, влияние через беседы, инструктаж, дискуссии, решение кейс-задач, обобщение передового опыта, межвузовские круглые столы и конференции);

2) мотивационный этап (закрепление в тренингах, играх: обсуждение ситуаций, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы, подбор примеров и их анализ, деловые споры, инсценирование и др.);

3) деятельностный, практико-ориентиро-вочный этап (закрепление в тренингах, играх: обсуждение ситуаций при решении практических профессионально ориентированных задач, подбор примеров и их анализ, варианты решения деловых споров, изучение процессов взаимодействия воинских подразделений и др.).

Рефлексивно-оценочный компонент формирует у курсантов способность к самооценке и самоанализу своей готовности к ведению делового общения и самостоятельной деятельности при принятии решений в условиях многокритери-альности. Этот компонент направлен на определение готовности курсантов к ведению делового общения, установление уровня сформированно-сти коммуникативных умений, их оценки и коррекции при принятии решений о выполнении задач профессиональной и коммуникативной деятельности.

Основу рефлексивного компонента культуры делового общения составляет педагогическая диагностика (предварительная, промежуточная, итоговая), позволяющая своевременно оценить степень развития коммуникативных умений и способностей ведения делового общения. Процесс формирования коммуникативных умений и организации коммуникативной деятельности педагогическая диагностика определяет как переход личностных достижений курсантов с одного этапа на другой. В этом процессе

осуществляется рефлексия личной коммуникативной деятельности, связанной с предметной. Происходит выявление возникших трудностей коммуникации на уровне проблемы, определяются пути решения. Е. Б. Быстрай считает, что данные проблемы могут быть связаны с недостаточностью знаний, несформированностью умений в осуществлении делового общения в профессиональной деятельности [14].

Критериями на этапах диагностики могут выступать:

- когнитивный этап: наличие у курсантов специальных знаний о культуре делового общения;

- мотивационный этап: мотивированная потребность в формировании культуры общения курсантов средствами поиска индивидуальных путей реализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- действенный этап: положительные изменения в организации своей служебной деятельности и поведении курсантов в различных видах деятельности и в социальной сфере на основе требований культуры делового общения средствами применения умений ведения делового общения.

Данные педагогической диагностики используются для определения и организации коррекционных мероприятий. Мероприятия по коррекции выявленных недостатков проводятся с применением следующих методов: инструктаж, индивидуальные или групповые консультации, методическое сопровождение преподавателя, показные занятия, тренинги (тренажи).

Соглашаясь с мнением Н. В. Увариной, считаем, что создание мониторинговой системы отслеживания качества образовательной деятельности является одним из основных направлений в развитии профессиональной деятельности управленческих кадров образовательных организаций. Мониторинг формируется как многоуровневая система повторяющихся процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели достижений обучающихся [15].

Мероприятия по коррекции необходимо применять с использованием индивидуального подхода к каждому курсанту с учетом его психологических особенностей, при этом поддерживая познавательный интерес, сохраняя высокую мотивацию к коммуникативной деятельности.

Проведенный анализ диссертационных исследований в области военного образования позволил сформулировать следующие педагогические условия повышения эффективности

процесса формирования готовности курсантов военного вуза к ведению делового общения:

- реализация системы мониторинга сфор-мированности коммуникативной культуры курсантов;

- создание социально-культурной образовательной среды в военном вузе;

- внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов коммуникативного тренинга.

Вышеуказанные компоненты модели формирования культуры делового общения у курсантов военного вуза структурно взаимосвязаны между собой, образуют целостную систему, влияют на показатели сформированности компетенций в сфере профессионального общения.

Построение модели формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов осуществлялось с учетом совокупности основных принципов: принципа военно-профессиональной направленности, принципа персонификации профессиональных ценностей.

Вышеперечисленные компоненты культуры делового общения проявляются на трех уровнях — высоком, достаточном и низком.

В процессе применения модели формирования культуры делового общения курсанты становятся носителями культуры делового общения, приобретают необходимое соотношение личных качеств, знаний и мотивов, которые в том числе способствуют адаптации в социальной сфере и в будущей профессии.

Следовательно, эффективность функционирования и развития разработанной модели формирования культуры делового общения у курсантов достигается путем связи и взаимодействия ее структурно-функциональных компонентов.

Таким образом, практическая реализация рассмотренных этапов способствует качественному изменению готовности курсантов военных вузов к ведению делового общения.

Обсуждение результатов. В нашем исследовании мы определили последовательность

этапов практической реализации модели формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов.

Следует выделить, что формирование готовности к ведению делового общения предваряется последовательно этапами, которые характеризуются, в основном, деятельност-ным и рефлексивно-оценочным компонентами (т. е. решение коммуникативных задач-ситуаций и способность обосновывать свой выбор, самооценка и самоанализ умений в осуществлении делового общения в профессиональной деятельности).

Проведенный нами выше анализ практической реализации модели формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов в образовательный процесс военных вузов решает следующие задачи:

- развитие мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению;

- развитие коммуникативных знаний как основы компетентного принятия решения;

- формирование способностей к определению коммуникативной проблемы;

- накопление собственного профессионального опыта анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций;

- активизация личных качеств курсанта, проявляющихся в профессиональном общении.

Вывод. Мы можем сделать следующий вывод: эффективность процесса формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов обеспечивается практической реализацией модели формирования культуры делового общения, которая разработана нами в рамках данного исследования и определяется выбранной методологией исследования и особенностями изучаемого феномена, культуры делового общения курсантов военных вузов.

Реализация модели формирования культуры делового общения в системе военного образования позволит формировать культуру делового общения у будущих офицеров.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов : приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1083 // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362818/ (дата обращения: 28.02.2021).

2. Алехин, И. А. Перспективы военного образования в России / И. А. Алехин, Т. С. Сли-вин // Мир образования — образование в мире. — 2013. — № 2 (50). — С. 32-36.

3. Алексюк, Р. А. Психолого-педагогические механизмы формирования ценностно-смыслового отношения у курсантов военных вузов к воинским традициям / Р. А. Алексюк // Армия и общество. — 2014. — № 2 (39). — С. 88-93.

4. Захаренко, С. В. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук / С. В. Захаренко. — Москва, 2011. — 222 с.

5. Бельский, А. Н. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов вузов : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Бельский. — Москва, 2010. — 269 с.

6. Дудулин, В. В. Проблемы профессионального роста современного военного специалиста / В. В. Дудулин, М. А. Низиков // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 3. — С. 123-127.

7. Бескровная, О. В. Моделирование процесса формирования культуры делового общения будущих менеджеров / О. В. Бескровная // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2018. — Т. 17. — № 1. — С. 14-18.

8. Бескровная, О. В. Специфика делового общения в рамках профессий типа «человек — человек» / О. В. Бескровная // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 20-25.

9. Мележик, О. В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура» / О. В. Мележик // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 23. — № 4 (174). — С. 108-115.

10. Дроздова, А. А. Мотивационный компонент в формировании коммуникативных умений в условиях адаптационного периода в Крыму / А. А. Дроздова // Крымский научный вестник. — 2015. — № 5. — С. 53-62.

11. Лопатина, Н. И. Проблемность развития учебной мотивации студентов вуза / Н. И. Лопатина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16. — № 2. — С. 95-99.

12. Сильчук, О. В. Культура делового общения будущих инженеров-исследователей аграрного профиля: структурно-функциональный анализ / О. В. Сильчук // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11-9. — С. 1924-1928.

13. Шиляева, И. Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития / И. Ф. Шиляева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2011. — № 3 (6). — С. 337-340.

14. Быстрай, Е. Б. Рефлексивно-оценочный компонент как составная часть системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров / Е. Б. Быстрай, О. В. Мухаметшина // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2013. — № 26. — С. 124-128.

15. Уварина, Н. В. Тенденции развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования / Н. В. Уварина //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2013. — Т. 5. — № 1. — С. 43-48.

For citation: Erofeev, D. V. Practical implementation of a functional model for the effective forming a business communication culture among students of military universities / D. V. Erofeev // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 35-44.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF A FUNCTIONAL MODEL FOR THE EFFECTIVE FORMING A BUSINESS COMMUNICATION CULTURE AMONG STUDENTS OF MILITARY UNIVERSITIES

D. V. Erofeev

The purpose of scientific research is the practical implementation of a functional model for the effective forming a business communication culture among students of military universities. This model was based on some approaches, namely, systemic, activity-based, axiological, and cultural. The main structural components of the functional model are information-value, cognitive, activity-based and reflexive-evaluation. Students of military universities are acquired a business communication skills in several stage such as cognitive, motivational, activity-based and practice-tentative, this advantage to the forming a motivational-value attitude to professional communication among students. Military students also receive communicative knowledge and the ability to determine communicative problem. They gain an experience in analyzing and solving communicative problem-situations and show personal qualities in professional communication.

The practical task of the research was to form a business communication culture and to actualize the process of its formation among students of military universities.

To solve the task, theoretical methods were used such as analysis of thesis research; comparative analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature; and study and generalization of advanced pedagogical experience.

The relevance of the research topic related to the high requirements of the state order and society for the personality of the officer and his communicative competence. The business communication culture is an inalienable aspect of the professional activity of military personnel. The analysis of the training military students shows that insufficient attention is given to this problem. The need to study this problem is acquiring scientific-practical and topicality importance to find solutions for its implementation in educational institutions of the Russian Federation.

Key words: business communication culture, communicative skills, model for the forming a business communication culture, methodological approaches, principles.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija — specia-litet po special'nosti 25.05.04 Ljotnaja jekspluatacija i primenenie aviacionnyh kompleksov : [prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.08.2020 № 1083]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_362818/ (accessed: 28.02.2021). (In Russian)

2. Alehin I. A., Slivin T. S. Perspektivy voennogo obrazovanija v Rossii [Prospects of military education in Russia], Mir obrazovanija — obrazovanie v mire [World of education — education in the world], 2013, no. 2 (50), pp. 32-36. (In Russian)

3. Aleksjuk R. A. Psihologo-pedagogicheskie mehanizmy formirovanija cennostno-smyslovogo otnoshenija u kursantov voennyh vuzov k voinskim tradicijam [Psychological and pedagogical mechanisms of formation of value-semantic attitude among cadets of military universities to military traditions], Armija i obshhestvo [Army and society], 2014, no. 2 (39), pp. 88-93. (In Russian)

4. Zaharenko S. V. Vospitanie kul'tury sluzhebnyh otnoshenij u kursantov voennyh vuzov [Education of the culture of service relations among cadets of military universities]. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2011, 222 p. (In Russian)

5. Bel'skij A. N. Povyshenie jeffektivnosti voenno-professional'noj podgotovki kursantov vuzov [Improving the effectiveness of military professional training of cadets of universities]. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2010, 269 p. (In Russian)

6. Dudulin V. V. Nizikov M. A. Problemy professional'nogo rosta sovremennogo voennogo spe-cialista [Problems of professional growth of a modern military specialist], Mir obrazovanija — obra-zovanie v mire [World of education — education in the world], 2009, no. 3, pp. 123-127. (In Russian)

7. Beskrovnaja O. V. Modelirovanie processa formirovanija kul'tury delovogo obshhenija budu-shhih menedzherov [Modeling the process of forming a culture of business communication of future managers], Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal Gaudeamus], 2018, vol. 17, no. 1, pp. 14-18. (In Russian)

8. Beskrovnaja O. V. Specifika delovogo obshhenija v ramkah professij tipa «chelovek — che-lovek» [Specificity of business communication in the framework of professions such as "man — man"], Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal Gaudeamus], 2017, vol. 16, no. 4, pp. 20-25. (In Russian)

9. Melezhik O. V. Osnovnye podhody otechestvennyh i zarubezhnyh uchjonyh k opredeleniju ponjatija "kommunikativnaja kul'tura" [The main approaches of domestic and foreign scientists to the definition of the concept of "communicative culture"], Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2018, vol. 23, no. 4 (174), pp. 108-115. (In Russian)

10. Drozdova A. A. Motivacionnyj komponent v formirovanii kommunikativnyh umenij v uslovijah adaptacionnogo perioda v Krymu [Motivational component in the formation of communication skills in the conditions of the adaptation period in the Crimea], Krymskij nauchnyj vestnik [Crimean scientific bulletin], 2015, no. 5, pp. 53-62. (In Russian)

11. Lopatina N. I. Problemnost' razvitija uchebnoj motivacii studentov vuza [The problem of the development of educational motivation of university students], Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal Gaudeamus], 2017, vol. 16, no. 2, pp. 95-99. (In Russian)

12. Sil'chuk O. V. Kul'tura delovogo obshhenija budushhih inzhenerov-issledovatelej agrarnogo profilja: strukturno-funkcional'nyj analiz [Culture of business communication of future agricultural engineers-researchers: structural and functional analysis], Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research], 2013, no. 11-9, pp. 1924-1928. (In Russian)

13. Shiljaeva I. F. Kul'tura obshhenija sovremennoj lichnosti: determinanty i faktory razvitija [The culture of communication of a modern personality: determinants and factors of development],

Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija [Science vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2011, no. 3 (6), pp. 337-340. (In Russian)

14. Bystrai E. B., Mukhametshina O. V. Refleksivno-ocenochnyj komponent kak sostavnaja chast' sistemy formirovanija kommunikativno-refleksivnoj kompetencii budushhih menedzherov [Reflexive-evaluative component as an integral part of the system of formation of communicative-reflexive competence of future managers], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2013, no. 26, pp. 124-128. (In Russian)

15. Uvarina N. V. Tendencii razvitija, professional'noj dejatel'nosti upravlencheskih kadrov uchrezhdenij obshhego obrazovanija [Tendencies of development, professional activity of administrative personnel of institutions of general education], Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2013, vol. 5, no. 1, pp. 43-48. (In Russian)

Ерофеев Дмитрий Владимирович, аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; преподаватель кафедры самолетовождения ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"» (филиал, г. Челябинск), Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: erofe_ev@mail.ru

Erofeev Dmitry Vladimirovich, postgraduate student of South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Lecturer of the Department of Aeronautics of Military educational and scientific center of the Air Force «Military educational and scientific center of the Air Force "Air Force Academy named after Professors N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin"» (branch, Chelyabinsk), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: erofe_ev@mail.ru

Сведения для цитирования: Липс, Н. И. Коучинг как эффективный инструмент управления учебной деятельностью студентов профессионального образования / Н. И. Липс // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 44-49.

УДК 377 ББК 74.57

КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. И. Липс

В данной статье предложен анализ проблем среднего профессионального образования, связанных с реализацией современных инновационных подходов к организации образовательного процесса. Поднимается вопрос об изменении характера учебной деятельности студентов по содержанию и технологии обучения. Основное внимание автор акцентирует на механизме управления учебной деятельностью студентов по технологии «коучинг». Раскрывает сущность, особенности коучинга как одного из ресурсных аспектов в педагогической деятельности, позволяющего установить взаимоотношения между субъектами образования на новый уровень межличностного взаимодействия в формате «субъект-субъектные отношения равновесного значения». Приходит к выводу, что технология коучинга является одной из эффективных технологий педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного, профессионального развития будущих специалистов.

Ключевые слова: коучинг, коллаборативная среда, субъектный опыт, взаимодействие субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.