УДК 378.14
ГРНТИ 14.35.01
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
О.Н. МОНАХОВ, кандидат педагогических наук, доцент
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (г. Ярославль)
С.А. ВОЛКОВ
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (г. Ярославль)
В статье обоснована актуальность становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов. На основе изучения специфики воинской деятельности и особенностей образовательного процесса в военном вузе выделены существенные характеристики профессиональной ответственности. Приведены результаты анализа связей мотивационного, когнитивного и результативного компонентов ответственности и личностных черт курсантов военного вуза. Сделан вывод о том, что влияние личностных свойств на становление профессиональной ответственности за время обучения в военном вузе существенно зависит от условий включенности будущих военных специалистов в образовательный процесс. На основе анализа результатов исследования даны рекомендации по становлению профессиональной ответственности будущих военных специалистов в военном вузе.
Ключевые слова: военные специалисты, компоненты ответственности, профессиональная ответственность, черты личности, «Пятифакторная модель личности».
THE INFLUENCE OF THE FUTURE MILITARY SPECIALISTS PERSONALITY
CHARACTERISTICS ON THE PROFESSIONAL RESPONSIBILITY FORMATION
O.N. MONAKHOV, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor
Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense (Yaroslavl)
S.A. VOLKOV
Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense (Yaroslavl)
In the article the future military specialist's professional responsibility formation relevance is justified. The essential characteristics of professional responsibility are identified on the basis of studying the specifics of military activity and the features of the educational process in a military university. The results of the analysis of the relations between the motivational, cognitive and effective components of responsibility and personal traits of military university cadets are presented. The conclusion that the influence of personal characteristics on the formation of professional responsibility during training at a military university significantly depends on the conditions for the involvement of future military specialists in the educational process is made. Recommendations on the future military specialist's professional responsibility formation in a military university are given based on the analysis of the study results.
Keywords: military specialists, components of responsibility, professional responsibility, personality traits, «Five-factor model of personality».
Введение. Актуальные и перспективные социальные, культурные, экономические и геополитические вызовы потребовали переосмысления требований к подготовке будущих специалистов в системе высшего образования. В современных условиях развитие государства и
общества связывается с качеством обучения и воспитания молодого поколения российских граждан, развитием у них нравственных, социальных и профессиональных качеств. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» нацеливают на формирование у молодежи патриотизма и независимого мышления, созидательного мировоззрения, профессиональных знаний, высокой культуры, ответственности и способности принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.
Современный этап строительства Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется динамичными изменениями военно-политической обстановки, которые обуславливают для военнослужащих необходимость постоянно доказывать свою профессиональную компетентность и проявлять профессиональную ответственность. Выделение профессиональной ответственности в структуре профессионально-важных качеств личности военного специалиста обусловлено характером и задачами военно-профессиональной деятельности. Исследования ответственности, проведённые В.П. Прядеиным, указывают на ее интегративный характер, проявляющийся в единстве операционального и содержательного блоков [1, с. 42]. Мотивационный (социоцентричность, эгоцентричность) компонент, когнитивный (осмысленность, осведомленность) компонент и результативный (предметность, субъектность) компонент содержательного блока в значительной мере зависят от социального окружения и подвержены изменениям, в связи с чем, представляют интерес для изучения ответственности в контексте профессиональной деятельности.
Исходя из характеристики военно-профессиональной деятельности можно предположить то, что вклад в становление профессиональной ответственности будущих военных специалистов могут вносить черты «Пятифакторной модели личности» (Big-Fivemodel) (П. Коста, Р. МакКрей, Л. Голдберг). Какие именно факторы этой модели связаны с профессиональной ответственностью - требует эмпирического исследования.
Актуальность. Личностное развитие будущего военного специалиста и становление его как субъекта профессиональной ответственности становятся первоочередной задачей в образовательном процессе современного военного вуза, поскольку в его рамках происходит самоопределение обучающегося в социальной действительности, формируются профессиональная и мировоззренческая позиции, в которых его ответственность перед социумом, государством, самим собой за результаты своей деятельности играет ведущую роль.
С нашей точки зрения, наиболее актуальным и практически значимым является выявление и анализ связей детерминант содержательного блока ответственности с факторами из модели «Пятифакторная модель личности» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). Специалисты подчеркивают возможности данной модели делать прогнозы и давать рекомендации для многих сфер жизни человека [2].
Цель статьи состоит в выявлении влияния личностных черт «Пятифакторной модели личности», характерных для будущих военных специалистов, на становление профессиональной ответственности.
Возможности для проявления профессиональной ответственности военным специалистом возникают в процессе воинской деятельности. Её определяют, как социальное действие, осуществляемое военнослужащими и представляющее собой активное воздействие на природу, социальную систему и индивида, которое имеет созидательный или разрушительный характер [3, с. 43]. В наличии разрушительной силы проявляется отличие военно-профессиональной деятельности от других видов человеческой активности, что, в свою очередь, определяет наивысшую ответственность личности, обладающей такой силой. Поэтому не случайно ответственность занимает важное место среди профессионально-важных качеств военного специалиста.
Применительно к проблеме исследования под «профессиональной ответственностью будущего военного специалиста» будет пониматься личностно-профессиональное
новообразование в системе качеств курсанта военного вуза, обеспечивающее развитие личности от уровня объекта ответственности, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям военной среды и усваивающим военно-профессиональные нормы и правила, к уровню субъекта ответственности, способного к сознательному выбору в преодолении возникающих противоречий в образовательной и военно-профессиональной деятельности и прогнозировании последствий принимаемых решений, обеспечивая свое профессиональное развитие, ориентируясь на профессиональные ценности [4, с. 185].
Анализ специфики воинской деятельности и особенностей образовательного процесса в военном вузе позволяет выделить существенные характеристики профессиональной ответственности как отправные критерии научной интерпретации ее связей с чертами из модели «Пятифакторная модель личности».
Прежде всего, профессиональная ответственность будущего военного специалиста характеризуется как отношенческая, поскольку военно-профессиональная деятельность представляет сферу проявления активности и выражения субъектности личности военнослужащего. При этом ответственность находит свое отражение в позиции личности, которая интегрирует доминирующие избирательные отношения человека в каком-либо существенном вопросе для него [5]. В рамках «Пятифакторной модели личности» шкала «экстраверсия» показывает общую тенденцию общительности, напористости, энергичности и оптимистичности в противоположность тенденции сдержанности, неторопливости и склонности к уединению.
Профессиональная ответственность военного специалиста характеризуется как экстремальная, что выражается в стремлении решить поставленные задачи в условиях, лежащих за пределами относительного оптимума. Например, в военно-профессиональной деятельности таковыми являются: ограниченность во времени; чрезмерные нагрузки на психические процессы и речевые функции; физические нагрузки; случаи девиантного поведения сослуживцев, требовательность начальства. Исполнение военнослужащими обязанностей по подготовке к вооруженной защите и охране рубежей Российской Федерации сопряжено с широким спектром опасностей и угроз, связанных с использованием в процессе военной службы оружия, боеприпасов, взрывных, химических и других представляющих опасность средств ведения вооруженной борьбы. В этих условиях актуальнейшей задачей становится обеспечение безопасности жизнедеятельности военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Культура безопасности включает как составную часть высокую степень профессиональной ответственности. В свою очередь шкала «нейротизм» «Пятифакторной модели личности» выявляет степень уравновешенного отношения к своей профессиональной деятельности, характеризует эмоциональную возбудимость и тревожность в противоположность эмоциональной стабильности и спокойствию.
Профессиональная ответственность носит персональный характер, но военно-профессиональная деятельность имеет общую задачу для всех военнослужащих - вооруженную защиту Отечества. А каждый специалист, «являясь членом профессиональной организации, обязан претворять в жизнь задачи этой организации» [6, с. 12]. Следовательно, профессиональная ответственность военного специалиста является коммуникативной в своей деятельностной основе. Военный специалист осуществляет свою военно-профессиональную деятельность в сложной системе отношений, в многозначности взаимодействий с различными категориями военнослужащих и членами общества. Культура общения в этой связи выходит на первый план профессионального облика военнослужащего. В этой связи интерес представляет шкала «согласие», характеризующая дружелюбность и корпоративность в противоположность холодности и склонности ориентироваться на свое мнение.
Опираясь на характеристики ответственности, выделенные Л.Р. Толстых [7], мы также считаем неотъемлемым признаком профессиональной ответственности будущего военного специалиста точность, пунктуальность, верность личности в выполнении обязанностей и ее
готовность отвечать за последствия своих действий. Эта характеристика обусловлена тем, что современная военно-профессиональная деятельность заключается в реализации военным специалистом конкретных профессиональных знаний, умений, навыков, должностных и специальных обязанностей, выполнении служебных распоряжений, рациональной организации своего служебного времени, должном поведении в интересах военной службы и отказе от каких-либо соматических стремлений или от удовлетворения потребностей, приносящих удовольствие «здесь и сейчас».
Профессиональная ответственность военного специалиста по своей сути является нормативной. В известном смысле, выражением военно-профессиональной деятельности является военная служба, цели и задачи которой обусловлены потребностями личности, общества и государства в безопасности и закреплены нормативно-правовыми актами. В условиях мирного времени она направлена на подготовку к вооруженной защите Отечества, а в военное время на ведение вооруженной борьбы. Экстремальный характер профессиональной деятельности военных специалистов, наличие в ней угроз и опасностей для жизни и здоровья обуславливают правовую, функциональную и временную регламентацию, ориентированную на реализацию нормативно-одобряемого способа военно-профессиональной деятельности. В этой связи значимым является понятие профессионального отношения, рассматриваемого М.В. Мукониной, как уровневое явление, содержащее степень осознания личностью профессиональных обязанностей, глубину их интернализации, активность личности в реализации профессиональных обязанностей [8]. Подобная характеристика профессиональной ответственности предполагает обращение к такой шкале «Пятифакторной модели личности» как добросовестность, предполагающей пунктуальность, умение контролировать свое поведение в сложных ситуациях деятельности в противоположность ситуативности и непоследовательности.
Профессиональная ответственность военного специалиста выделяется своей прагматичностью. Для нее нет места абстрактным схемам, она связана с конкретными и реалистичными способами действий, которые всегда направлены на достижение определенного результата. Благодаря профессиональной ответственности личность способна мысленно конструировать деятельность и прогнозировать ее последствия, выявлять пределы и уровень сложности действий. В свою очередь шкала «открытость опыту» способствует восприятию новых идей и использованию инновационных подходов в деятельности, либо использованию устоявшихся способов деятельности, проявлению традиционности в своих взглядах.
Эмпирическое исследование проведено в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, участие в нём приняли 90 курсантов второго курса разных факультетов. Создание выборки из курсантов второго курса обусловлено тем, что обучение на младших курсах военного вуза - это отдельный этап профессионального становления субъекта военно-профессиональной деятельности, характеризующийся особым профессиональным статусом, условиями обучения, воспитания и жизни, психологическими процессами [9].
Методический инструментарий исследования представлен пятифакторным личностным опросником, созданным Р. МакКреем и П. Коста, в нашем исследовании используется его русскоязычная адаптация данной методики, которую разработали С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова [10], методом многомерно-функциональной диагностики ответственности (0ТВ-110) В.П. Прядеина, осуществлялся корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты корреляционного анализа показаны в таблице 1, которая демонстрирует существование положительных корреляционных связей между экстраверсией и предметностью (г = 0,235), открытостью опыту и субъектностью (г = 0,231), а также отрицательных корреляционных связей между нейротизмом и социоцентричностью (г = - 0,240), нейротизмом и предметностью (г = 0,269), открытостью опыту и осмысленностью
(г = - 0,240), согласием и социоцентричностью (г = - 0,251), согласием и субъектностью (г = - 0,232). Выявленные корреляции значимы на уровне р < 0,05.
Таблица 1 - Коэффициенты корреляции компонентов содержательного блока ответственности и черт личности из
Компоненты Экстраверсия Нейротизм Открытость Согласие Добросовестность
содержательного блока опыту
ответственности
Социоцентричность - 0,022 - 0,240 0,126 - 0,251 - 0,080
Эгоцентричность - 0,129 0,037 0,043 0,131 - 0,062
Осмысленность - 0,069 - 0,070 - 0,240 - 0,110 - 0,079
Осведомленность - 0,078 - 0,028 0,013 0,057 0,101
Предметность 0,235 - 0,261 0,108 - 0,080 0,036
Субъектность - 0,060 - 0,130 0,231 - 0,232 0,061
Полученные результаты дают возможность наблюдать хотя и небольшие, но вполне объяснимые связи отдельных личностных черт с ответственностью будущего военного специалиста. Анализ положительной корреляции между экстраверсией и предметностью позволяет заключить, что более экстровертированная личность при выполнении ответственных дел проявляет продуктивность, самоотверженность и усердие. Соответственно, курсанты осознают значение своей будущей профессиональной деятельности, признают необходимость проявлять ответственность в подготовке к вооруженной защите Отечества.
Для открытости опыту была выявлена положительная корреляция с субъектностью, т.е. более открытая личность чаще проявляет свою ответственность в завершении дел, связанных с развитием личностных качеств. Будущие военные специалисты стремятся предвидеть ход событий, ориентируясь на перспективу и определяя направленность своих действий, результаты которых обусловлены личностным благополучием и самореализацией. А это предполагает раскрытие курсантами своих способностей и возможностей в образовательной и военно-профессиональной деятельности и, следовательно, открытость опыту и его принятие.
Наличие отрицательной корреляции между открытостью опыту и осмысленностью указывает на противоречие между приобретением новых знаний о будущей профессиональной деятельности и представлением курсантов о сущности и качестве ответственности. Суть этого противоречия состоит в том, что по мере накопления профессионального и жизненного опыта будущими военными специалистами возникают ситуации неопределённости, обусловленные дефицитом, противоречивостью и избыточностью информации. По мнению Е.Э. Кригер, ситуация неопределённости формирует две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой - необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах при невозможности найти необходимое решение [11]. В связи с этим, значительная часть курсантов в решении большинства служебных и учебных проблем полагается на случай, на везение, на товарищей. Важную роль в разрешении указанного противоречия играет добросовестность, для которой свойственны организованность, пунктуальность, настойчивость, усердие, но значимых корреляций этой личностной черты и компонентов содержательного блока ответственности не выявлено. Однако проявление добросовестности в условиях неопределенности и позитивный опыт преодоления проблем повышают устойчивость к трудным ситуациям.
Для нейротизма были получены значимые корреляции. Эта личностная черта отрицательно связана с социоцентричностью, т.е. более нейротичные обучающиеся в меньшей степени стремятся к проявлению ответственности для достижения общественно значимых
и
целей в образовательной и служебной сферах. Также для этой личностной черты получена отрицательная корреляция с предметностью. Следовательно, проявление у будущих офицеров выраженной пассивности, отрицательных эмоций, тревоги, апатии приводит к низким результатам при выполнении ответственных социально значимых дел, низкая самооценка и высокая тревожность ощущаются ими при проявлении ответственности.
Такая личностная черта как согласие имеет отрицательные связи с социоцентричностью и субъектностью. Иными словами, у будущих военных специалистов, более склонных к сотрудничеству и кооперации, отсутствует социально значимая мотивация к проявлению ответственности в решении коллективных проблем, так как для них является важным выполнение ответственных дел, результаты которых обусловлены личностным благополучием, развитием различных сторон и качеств личности.
В ходе исследования не выявлены корреляции между компонентами содержательного блока ответственности и такими личностными чертами как эгоцентричность и осведомленность.
Проведенный анализ показал, что, прежде всего, результативный компонент ответственности связан с экстраверсией, нейротизмом, открытостью опыту, согласием из пятифакторной модели личности. Связи мотивационного и когнитивного компонентов ответственности с нейротизмом, согласием и открытостью опыту менее тесные, но содержательно характеризуют становление профессиональной ответственности будущих военных специалистов.
Выводы. Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Выявленные связи между результативным компонентом ответственности с четырьмя личностными чертами указывают на значимость для будущих военных специалистов результатов их образовательной и военно-профессиональной деятельности, которые обусловлены развитием различных качеств личности и ее самореализацией. Однако, условия деятельности, с одной стороны, позволяют курсантам проявить свои способности и возможности, а, с другой стороны, характеризуются ситуативностью и противоречивостью, в результате чего выполнение коллективных заданий и поручений вызывает у них апатию, тревогу, переживания при проявлении ответственности. Отсутствие корреляций компонентов ответственности с добросовестностью подтверждает данный факт, так как эта личностная черта способствует активности в реализации ответственного поведения как для достижения высоких результатов в деятельности, так и для решения личных проблем.
Проведенное исследование показало то, что влияние личностных свойств «Пятифакторной модели личности» на становление профессиональной ответственности за время обучения в военном вузе существенно зависит от условий включенности будущих военных специалистов в образовательный процесс, что в свою очередь предполагает конструирование образовательной среды, в которой обучающиеся имеют возможности решать задачи образовательной и военно-профессиональной деятельности за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Для решения этой задачи необходимо выстраивание образовательной деятельности на основе принципа субъектности, предполагающего учет личностных черт обучающихся, и принципа рефлексивности, нацеливающего обучающихся на анализ и самооценку личностных и профессиональных достижений при проявлении ответственности за результаты решения личностно и профессионально значимых проблем.
Данные выводы имеют важное значение в свете проблем военно-профессионального образования, так как позволят совершенствовать профессиональную подготовку и воспитание будущих военных специалистов и осуществлять педагогическое управление их профессиональным становлением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: практикум / В.П. Прядеин. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 215 с.
2. Воронкова Я.Ю., Радюк О.М., Басинская И.В. «Большая пятёрка», или пятифакторная модель личности // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сб. науч. тр.; под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск. 2017. С. 39-45.
3. Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности // Вестник Военного университета. 2007. № 1 (9). С. 12-20.
4. Монахов О.Н. Теоретико-методологические аспекты профессиональной ответственности будущего военного специалиста в контексте психолого-педагогического анализа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). С. 176-188.
5. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проспект, 2000. 256 с.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
444 с.
7. Толстых Л.Р. Профессиональная ответственность личности будущего инженера: психолого-педагогический аспект // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 1 (80). С. 60-63.
8. Муконина М.В. Организационно-экономические регуляторы профессионального отношения: методология и результаты исследования // Сибирский психологический журнал. 2014. № 53. С. 148-166.
9. Суслов Д.В., Лопуха Т.Л., Страбыкин А.Г. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 111-118.
10. Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. Т. 2. М., 1997. C. 23-51.
11. Кригер Е.Э. Ситуации неопределенности и проблемные ситуации: общее и особенное // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12030 (дата обращения 21.12.2020).
REFERENCES
1. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologicheskie testy: praktikum / V.P. Pryadein. Surgut: Surgutskij gos. ped. un-t, 2014. 215 p.
2. Voronkova Ya.Yu., Radyuk O.M., Basinskaya I.V. «Bol'shaya pyaterka», ili pyatifaktornaya model' lichnosti // Smysl, funkcii i znachenie raznyh otraslej prakticheskoj psihologii v sovremennom obschestve: sb. nauch. tr.; pod red. E.N. Tkach. Habarovsk. 2017. pp. 39-45.
3. Muzyakov S.I. Cennostnye osnovaniya voinskoj deyatel'nosti // Vestnik Voennogo universiteta. 2007. № 1 (9). pp. 12-20.
4. Monahov O.N. Teoretiko-metodologicheskie aspekty professional'noj otvetstvennosti buduschego voennogo specialista v kontekste psihologo-pedagogicheskogo analiza // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 5 (98). pp. 176-188.
5. Adler A. Ponyat' prirodu cheloveka. SPb.: Akademicheskij prospekt, 2000. 256 p.
6. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Nauka, 1984. 444 p.
7. Tolstyh L.R. Professional'naya otvetstvennost' lichnosti buduschego inzhenera: psihologo-pedagogicheskij aspekt // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1 (80). pp. 60-63.
8. Mukonina M.V. Organizacionno-ekonomicheskie regulyatory professional'nogo otnosheniya: metodologiya i rezul'taty issledovaniya // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2014. № 53. pp. 148-166.
9. Suslov D.V., Lopuha T.L., Strabykin A.G. Razvitie professional'noj otvetstvennosti kursantov mladshih kursov voennogo vuza // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1 (25). pp. 111-118.
10. Biryukov S.D., Vasil'ev O.P. Psihogeneticheskoe issledovanie svojstv temperamenta i lichnostnyh harakteristik: analiz struktury izuchaemyh peremennyh // Trudy Instituta psihologii RAN. T. 2. M., 1997. pp. 23-51.
11. Kriger E.E. Situacii neopredelennosti i problemnye situacii: obschee i osobennoe // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 2. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12030 (data obrascheniya 21.12.2020).
© Монахов О.Н., Волков С.А., 2021
Монахов Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (г. Ярославль), Россия, 150001, г. Ярославль, Московский проспект, 28, [email protected].
Волков Сергей Анатольевич, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (г. Ярославль), Россия, 150001, г. Ярославль, Московский проспект, 28, [email protected].