СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО ЛИЧНОСТНОГО СВОЙСТВА
Т.М. Беспалова
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия 390000
В статье представлены результаты исследования ответственности курсантов военного вуза, рассмотрена выраженность ее содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также проанализирована корреляционная структура.
Ключевые слова: личность, военнослужащие, курсанты военного вуза, ответственность.
Современная социальная ситуация, отличающаяся глобальными политическими, экономическими, общественными преобразованиями, диктует требования к формированию личности, способной к динамичному реагированию на новые условия и ответственному сохранению сбалансированности внутреннего и внешнего потенциала личности, государства и всего человечества. Ответственность как личностное свойство становится, таким образом, системообразующей составляющей всех сфер жизни и деятельности человека.
В работах многих авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Ан-цыферова, А.А. Бодалев, З.И. Васильева, Л.И. Грядунова, А.А. Деркач, В.А. Иван-ников, А.И. Крупнов, И.А. Куренков, Б.Ф. Ломов, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Т. Панова, В.П. Прядеин, А.Э. Пятинин, Е.Н. Резников, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Эйдман и др.) показано, что сформированная ответственность, рассматриваемая и как общепрофессиональное (отвечающее за успешность любой предметной и коммуникативной деятельности), и как важнейшее инструментальное свойство личности, являясь показателем социальной и психологической зрелости, существенно влияет на особенности становления личности в целом, увеличивает роль внутренних, собственных условий ее активности, способствующих плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования, выступает важнейшим регулятором организации жизнедеятельности, жизненных выборов, общечеловеческих и нравственных ценностей, обеспечивая становление субъекта ответственного поведения.
Возрастающий уровень требований к личностным и профессионально важным качествам человека, выдвигаемый современным обществом, нацеливает на формирование ответственности как волевого и морально-нравственного свойства у всех слоев и социальных групп населения. Но особое внимание предъявляется к сформированности волевой сферы в целом и ответственности, в частности,
у военнослужащих, стоящих на страже интересов нашего государства как у себя на родине, так и за ее пределами. Это профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза, будущих офицеров и сержантов, складывается в юношеском возрасте, в период формирования самосознания личности, включающего и отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Именно во время обучения в военном вузе закладывается фундамент важнейших профессиональных качеств, среди которых одним из основных является ответственность.
Военная среда и условия воинской службы оказывают достаточно жесткое влияние на личность будущих офицеров и сержантов: их жизнедеятельность осуществляется в неординарных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья, которые постоянно ставят их в ситуацию выбора, испытывая на прочность духовных и физических сил. Поэтому для них, готовых посвятить свою жизнь военному делу, жизнедеятельность в этой среде становится этапом внутренней мобилизации психических ресурсов для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных, трудных условиях существования. Поэтому военная служба, относящаяся к экстремальным условиям деятельности, безусловно, наиболее ярко способна отразить проявления подлинной ответственности как самодетерминации.
Все вышесказанное и определяет актуальность исследования особенностей ответственности военнослужащих.
В психологических исследованиях ответственности личности авторы опираются преимущественно на поведенческие, мотивационные, когнитивные, ре-гуляторно-волевые и эмоциональные характеристики субъекта. Однако указанные составляющие ответственности, как правило, изучаются обособленно, что не дает возможности увидеть их целостную структуру. В последних работах показано преимущество системного изучения ответственности (Л.А. Барановская, Е.Д. Дорофеев, И.Ю. Коробейникова, А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Куренков, Е.И. Михайлова, В.П. Прядеин, Т.Н. Сидорова, В.А. Тимофейчева, Фалах Расми Абдул-Рахим Моххамед, Д.И. Фельдштейн, О.А. Шушерина и др.) по сравнению с ее аналитическим рассмотрением.
Нами ответственность рассматривалась в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова как система устойчивых содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъекта брать на себя обязательства и качественно выполнять их [1].
В статье представлены результаты исследования ответственности как профессионально важного личностного свойства военнослужащих. Исследование проводилось на базе Высшего военного воздушно-десантного командного училища (Военного учебно-научного центра Сухопутных войск) им. В.Ф. Маргелова. В исследовании приняли участие 118 курсантов 2-го курса факультета среднего профессионального образования; 178 курсантов 2-го курса факультета высшего профессионального образования, среди которых 39 — девушки.
Результаты исследования позволили выявить специфические особенности в структуре ответственности военнослужащих (табл. 1).
Беспалова Т.М. Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих...
Таблица 1
Особенности ответственности военнослужащих
Блок Компонент ответственности Переменные Средние значения Г-критерий Уровень значимости
Содержательно-смысловой Установочно-це-левой компонент Общественно значимые цели 30,92 0,198 0,843
Личностно значимые цели 30,7
Мотивационный компонент Социоцентричность 28,05 -4,06 0,000
Эгоцентричность 31,71
Когнитивный компонент Осмысленность 22,27 -8,156 0,000
Осведомленность 33,59
Продуктивный компонент Предметность 30,62 -3,059 0,002
Субъектность 33,29
Инструментально-стилевой Динамический компонент Эргичность 27,01 15,25 0,000
Аэргичность 14,77
Эмоциональный компонент Стеничность 29,01 13,996 0,000
Астеничность 16,77
Регуляторный компонент Интернальность 32,09 15,519 0,000
Экстернальность 18,43
Рефлексивно-оценочный компонент Личностные трудности 15,26 3,212 0,001
Операциональные трудности 12,6
Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия.
Анализ содержательно-смыслового блока показал отсутствие значимых различий в выраженности переменных установочно-целевого компонента. Это значит, что у 44% курсантов, показавших высокий и повышенный уровни ориентировки на общественные ценности, проявляется стремление к достижению общественно значимых целей, установок и намерений по реализации ответственности, реализации инициативных дел, достижению успехов в деятельности; а у трети военнослужащих (32%), имеющих пониженный и низкий уровни, это стремление выражено слабо.
Достижение личностно значимых целей является приоритетной стратегией для 42% военнослужащих, имеющих высокий и повышенный уровни выраженности этой переменной, что предполагает активизацию их внутреннего потенциала для решения личных проблем.
Анализ выраженности мотивационного компонента показал, что ответственное поведение курсантов обусловлено преимущественно их эгоцентрическими мотивами. Для 37% курсантов, имеющих высокий и повышенный уровни выраженности эгоцентричности, эгоистические мотивы проявляются в стремлении избежать сложностей, оградить себя от возможных разочарований, получить поощрение командного состава. Военнослужащим, имеющим высокий уровень выраженности социоцентричности (17%), свойственно доминирование побуждений, связанных со стремлением реализовать намерения близких людей, желанием поддержать их, заслужить уважение в группе, коллективе, помочь окружающим.
Развитию когнитивного компонента препятствует большая выраженность простой осведомленности и недостаточная сформированность осмысленности ответственности. Большая часть курсантов, имеющих высокий (8%) и средний (70%) уровни выраженности осведомленности, руководствуется общими пред-
ставлениями об ответственности как свойстве личности и о сущности ответственного поведения. Курсанты с высоким уровнем выраженности осмысленности (22%) осознают необходимость и важность ответственного отношения к действительности, которое проявляется как адекватное отражение и правильный выбор оптимального варианта, обеспечивающего ответственное действие.
В продуктивном компоненте превалирование субъектности свидетельствует об излишнем сосредоточении курсантов на стремлении к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию, в полном объеме выраженном у 43% опрошенных, демонстрирующих высокий и повышенный уровни этого показателя. Высокий уровень выраженности предметности, обнаруженный у 15% будущих офицеров и сержантов, свидетельствует о добросовестном выполнении ими ответственных поручений в учебно-профессиональной деятельности, решении коллективных задач, укреплении межличностных отношений, а также о стремлении служить Родине, преследуя благородные цели и отстаивая интересы своего государства.
Анализ инструментально-стилевого блока показал значительно большую выраженность гармонических переменных динамического, эмоционального, регу-ляторного и рефлексивно-оценочного компонентов.
Так, курсантам свойственна эргичность ответственности, проявляющаяся в реализации ответственного поведения. Будущая профессия защитника Отечества обязывает к быстрому и повсеместному поиску оптимальных вариантов поведения в сложных ситуациях, прогнозированию исхода непредсказуемых событий, поэтому вполне естественно, что 32% военнослужащих, имеющих высокий и повышенный уровни выраженности эргичности, склонны к самостоятельному, без дополнительного контроля, тщательному и ответственному выполнению трудных заданий. При этом всего лишь 17% курсантов с высоким уровнем аэргичности свойственно проявление нерешительности, необязательности, отказ от реализации трудного для них выбора.
Курсанты с высоким и повышенным уровнями стеничности (36%) поручение ответственных дел расценивают как проявление доверительного отношения, это вызывает положительные эмоции, которые усиливают поощрение, похвала начальства, уважение товарищей. В то же время для 17% военнослужащих, имеющих высокий уровень выраженности астеничности, реализация ответственной деятельности часто имеет эмоционально негативную окраску с преобладанием переживаний тревоги, страха, неудовлетворения.
37% будущих офицеров и сержантов с высоким и повышенным уровнями выраженности интернальной регуляции отличает самостоятельность, склонность к самоанализу, объективная оценка сложившейся ситуации.
Наименее выраженным в структуре ответственности курсантов является рефлексивно-оценочный компонент. Военнослужащие с высоким и повышенным уровнями выраженности операциональных трудностей (25%) плохо владеют навыками организации ответственной деятельности, не умеют планировать и рационально распределять время. Среди курсантов есть и те, кто, показывая высокий
Беспалова Т.М. Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих.
уровень выраженности личностных трудностей (17%), проявляют тревожность, влекущую за собой некоторую неуверенность в правильности реализации ответственного поведения, причиной которой может, в том числе, являться недостаточная сформированность волевых привычек и навыков.
Таким образом, доминирование гармонических переменных инструментально-стилевого блока указывает на довольно частое проявление ответственности военнослужащими, сопровождаемое переживанием положительных эмоций, способностью брать ответственность на себя, отвечать за результаты своего поведения и деятельности, т.е. активное регулирование ответственного поведения.
С помощью корреляционного анализа удалось выявить корреляционные ядра в структуре ответственности курсантов военного вуза: наибольшее количество связей имеют общественно и личностно значимые цели, эгоцентричность и ин-тернальность.
Так, эгоцентричность, имеющая пять положительных связей, с одной стороны, поддерживается развитием простой осведомленности и стремлением достичь личных целей в процессе осуществления ответственной деятельности, с другой — здоровый эгоцентризм обеспечивает формирование самостоятельности, уверенности в себе, стремление, не опасаясь брать ответственность на себя в сложных ситуациях, которые, в свою очередь, приводят к желанию ставить перед собой высокие общественно значимые цели.
Цели, направленные на решение личных проблем, могут быть обусловлены эгоцентрической направленностью мотивации, невниканием в суть понятия «ответственное поведение», но в то же время они могут стимулировать развитие интернальности и постановку целей для достижения общественно-значимого результата.
Корреляции переменной общественно-значимых целей свидетельствуют о том, что развитие ценностей, важных для общества, обусловлено сформированной способностью нести ответственность за совершенные действия, а также подкреплено долей эгоцентризма и стремлением найти средства для решения личных проблем, общими представлениями об ответственности.
В целом, анализ структуры ответственности курсантов военного вуза свидетельствует о том, что смысловая сфера военнослужащих, выражающая направленность личности, развита агармонично вследствие недостаточного осмысления сути ответственности: доминирование личностно ориентированных ценностей блокирует развитие общественно значимых приоритетов; выраженность характеристик, способствующих развитию инструментально-стилевых составляющих, указывает на важность для военнослужащих систематического, частого проявления ответственности, подкрепленного положительными эмоциями и активной регуляцией, поэтому усиление смысловой содержательности ответственного поведения будет способствовать гармонизации этого профессионально-важного личностного свойства военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств //
Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.
Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 3
SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF RESPONSIBILITY AS PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONALITY TRAIT IN MILITARY PERSONNEL
T.M. Bespalova
Chair of Personality Psychology, Special Psychology and Corrective Pedagogy Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000
The article presents the results of the research of expressiveness of the content-meaning and instrumental-style characteristics, analyses the correlations between the variables of the structure of military college students' responsibility.
Key words: personality, military personnel, military college students, responsibility.