Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / MILITARY SPECIALISTS / RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / PROFESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Монахов Олег Николаевич

Статья посвящена проблеме изучения профессиональной ответственности будущего военного специалиста в современных условиях. В работе приведен анализ понятия «профессиональная ответственность», обозначены существующие подходы к его изучению с позиций современных исследований в психологии и педагогике. На этой основе с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности дано авторское определение профессиональной ответственности будущего военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST’S PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article deals with the problem of studying the future military specialist’s professional responsibility in modern conditions. The paper provides an analysis of the “professional responsibility” concept, outlines the existing approaches to its study from the perspective of modern research in psychology and pedagogy. On this basis, taking into account the peculiarities of military professional activity, the author defines professional responsibility of the future military specialist.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-14 УДК 378.14

Монахов Олег Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (Ярославль, Россия) E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения профессиональной ответственности будущего военного специалиста в современных условиях. В работе приведен анализ понятия «профессиональная ответственность», обозначены существующие подходы к его изучению с позиций современных исследований в психологии и педагогике. На этой основе с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности дано авторское определение профессиональной ответственности будущего военного специалиста.

Ключевые слова: военные специалисты, ответственность, профессиональная ответственность, профессия

© Монахов О. Н., 2020

Monakhov Oleg Nikolaevich

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense (Yaroslavl, Russia) E-mail: [email protected]

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST'S PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

Abstract. The article deals with the problem of studying the future military specialist's professional responsibility in modern conditions. The paper provides an analysis of the "professional responsibility" concept, outlines the existing approaches to its study from the perspective of modern research in psychology and pedagogy. On this basis, taking into account the peculiarities of military professional activity, the author defines professional responsibility of the future military specialist.

Keywords: military specialists, responsibility, professional responsibility, profession

Введение

Актуальность исследования ответственности в различных областях профессиональной деятельности обусловлена глобальными процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни. В постоянно меняющемся мире требуются специалисты, способные к ответственному поведению в различных профессиональных и жизненных ситуациях, характеризующихся неопределенностью и эклектичностью социальной практики. Обострившиеся в современных социокультурных условиях противоречия между возросшими требованиями к военным специалистам для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и готовностью и уровнем отношения таких служащих к своей профессиональной деятельности требуют более точного понимания категории «профессиональная ответственность военного специалиста».

Для этого необходимо рассмотреть взаимодействие двух феноменов: «ответственность» и «профессия».

Основная часть

В повседневной жизни человек часто употребляет словосочетания «нести ответственность», «быть ответственным» и т. д. Если речь идет о том, что некто должен проявить указанное качество, то предполагается активность действия, осуществляемого согласно логике событий, а субъект понимает и осознает характер собственных действий.

Анализ подходов к определению ответственности в различных областях науки позволил А. В. Рукавишникову и Г. Я. Асакаеву определить семь групп точек зрения (подходов) на понимание этого феномена1: ответственность как обязанность; как форма (стратегия) социальной активности (поведения) личности; как форма саморегуляции личности; как нравственно-ценностное образование (качество) личности; как интегративное (системное) личностное (социальное) качество личности; как элемент (условие) социального взаимодействия; как отношение к кому-либо или чему-либо.

В современных условиях меняется (становится шире) содержание понятия «ответственность»; оно раскрывает в себе новое социокультурное значение, которое наполняется ценностно-смысловым контентом, концепт ответственности приобретает экзистенциальный характер.

Философские основания данного понятия указывают на его императивность. Вследствие этого ответственность представляется необходимым компонентом стабильных общественных отношений и основой для оптимальных социальных интеракций. Она актуализируется среди качеств индивида и проявляется в осознании многогранности и сложности действительности, в свободном мышлении, в поиске новых ценностных ориентаций.

Для личности становится первостепенным вопрос о ее ответственности и свободе в определении содержания и формы своего ответа на проблемы и вызовы реальности. Ответственная личность адаптируется к окружающей социальной действительности, осмысливает трудности и самостоятельно определяет оптимальный способ их преодоления. Таким образом, осознание человеком личностного смысла и объективного значения осуществленных жизненных дел и профессиональных занятий является существенным показателем ответственности. Отсутствие значимых для личности смыслов целей и результатов ее деятельности, наоборот, снижает уровень ответственности.

Ученые указывают на то, что ответственность является многогранным понятием, которое позволяет характеризовать человека с точки зрения выполнения им социальных, нравственных и профессиональных требований. Исследователями проведена работа по систематизации подходов к сущности ответственности, к пониманию ее природы и анализу феноменологии данного понятия. В связи с этим особого внима-

1 Рукавишников А. В., Асакаев Г. Я. Социальная ответственность будущего офицера как отношенческая категория педагогической науки // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. -№ 4А. - С. 52-63.

ния заслуживает работа Е. И. Алферовой, в которой рассматриваются следующие психологические подходы к изучению ответственности1:

- когнитивный, с позиций которого ответственность - способность личности ассимилировать и реализовывать требования общественных норм и правил морали;

- перцептивно-когнитивный, поясняющий принятие субъектом решения при оценке того, в какой степени ответственны за возникновение интернальные события, а не средовые силы; как следствие, принятию субъектом ответственности на себя способствует понимание необходимости вмешательства;

- перцептивно-аффективный, раскрывающий зависимость пробуждения чувства ответственности от осознания индивидом своего влияния на судьбу другого человека;

- когнитивно-аффективный, определяющий ответственность как способность индивида отвечать за свои действия, желания, фантазии, выбирать определенную линию поведения, оценивать моральные требования с точки зрения соответствия их переживаемым убеждениям;

- интегративный, объединяющий научные представления об ответственности как обязанности, связанной с социальной ролью, за которую субъекту предстоит отчитываться соответственно принятым нормам и предписаниям; как способности предвидеть результаты действий или собственных поступков; как осознании необходимости отвечать за выполнение порученного дела; как способности соотносить внешние требования и собственные возможности; как устойчивом качестве личности, обусловленном ее ориентацией на общественные цели и моральные ценности;

- системно-функциональный, характеризующий ответственность как внутреннее условие организации жизнедеятельности человека, регулятор жизненных занятий, дел, целей.

Психологические аспекты ответственности в военно-профессиональном ключе нашли отражение в работах Т. М. Беспаловой, А. В. Грунина, Н. Г. Комаровой, А. В. Немчининова, С. Н. Семененко и других психологов. Авторы выделяют субъ-ектно-объектную, нравственно-этическую, волевую и деятельностную природу профессиональной ответственности, понимают ее как профессионально важное качество и в зависимости от предмета исследования раскрывают ее характеристики применительно к личности военнослужащего.

Собственно профессиональная ответственность личности рассматривается в работах Т. В. Белых, В. А. Бодрова, Л. И. Дементий, А. Г. Луценко, М. В. Мукониной и др. Психологи подчеркивают тесную связь профессиональной ответственности с интегральными свойствами личности, обусловливающими способность субъекта труда обеспечить выполнение профессиональных требований и готовность предоставить отчет о полученных результатах. В то же время само понятие профессиональной ответственности, в основном использующееся как описательный термин,

1 Алферова Е. И. Ответственность как метапрофессиональное качество личности учителя в процессе профессионального становления: дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. - 250 с.

считается недостаточно разработанным в психологии1. Вышесказанное позволяет утверждать о чрезвычайной многогранности смыслового содержания феномена профессиональной ответственности. В связи с этим характеристика психологического аспекта профессиональной ответственности привлекает все большее внимание исследователей.

Анализ психологических подходов к ответственности в зарубежной и отечественной психологии указывает на неоднозначность этого понятия. В зарубежной психологии при изучении ответственности внимание ученых сосредоточивается на когнитивных или моральных основах, ответственность раскрывается через индивидуальные способности: когнитивные, перцептивные, личностные диспозиции - ло-кус контроля, способности к саморегуляции. В работах отечественных психологов подчеркивается деятельностная природа развития личности и определяются подходы к дальнейшему изучению и пониманию личностных характеристик.

В контексте психологических теорий особое значение имеет экзистенциальное направление. В. Франкл утверждал, что ответственность является основой существования человека. Анализируя свободу и ответственность, он выделяет последнюю, которая служит «основой основ человеческого существования»2. Назовем главные для нас аспекты в понимании ответственности у В. Франкла: во-первых, ответственное решение - это всегда решение свободного человека; во-вторых, любой ответственный поступок, безусловно, несет в себе личный смысл, что напрямую связывает ответственность с личными целями.

Таким образом, экзистенциальная психология подчеркивает значение ответственности и свободы для благополучия человека. Личность в основе своей - ответственное явление. В ответственности содержится цель человеческой свободы - то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение. Принципиальное значение имеет то, что личность стоит перед экзистенциальным выбором: воспользоваться правом авторства в плане выстраивания жизненного пути или придерживаться некоего курса, предлагаемого социумом. Личностный выбор базируется на свободе, ответственности и духовности, являющихся качествами личности и регуляторами ее поведения3. Данные качества формируются в течение всей жизни человека, что позволяет подойти к личному выбору, процессу детерминации.

Следовательно, в психологии ответственность раскрывается как одно из личностных качеств, входящих в структуру направленности, которая и обусловливает ее активность и избирательность по отношению к действительности, определяет поведение личности относительно меняющихся условий. К этому же следует добавить утверждение Л. И. Дементий о том, что ответственность «вооружает» человека для разрешения противоречий и тем самым обеспечивает его конструктивное поведение в подобающих ответственности сферах и ситуациях жизнедеятельности4. Ответ-

1 Емельянова Т. П., Белых Т. В. Социальные представления студентов-энергетиков о профессиональной ответственности // Ученые записки ИМЭИ. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 95-102.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла. - Москва: Прогресс, 1990. - С 157.

3 Быкова С. С. Становление профессиональной ответственности будущего педагога: теоретико-методологические предпосылки. - Киров: ВятГУ, 2018. - 121 с.

4 Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Москва: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2005. - 45 с.

ственная личность адаптируется к окружающей действительности, осмысливает трудности и самостоятельно определяет оптимальный способ их преодоления. Таким образом, осознание человеком личностного смысла и объективного значения осуществленных жизненных дел и профессиональных занятий является существенным показателем ответственности.

Психолого-педагогический анализ, проведенный Л. А. Барановской, раскрывает ответственность как качественную характеристику личности. Ее основанием служит выбор, детерминируемый либо внутренними, либо внешними обстоятельствами1.

Многие ученые рассматривают социальную ответственность как высший уровень ответственности, включающий в себя все другие ее виды, взаимодействующие между собой. Вследствие этого данной ответственности уделено особое внимание в педагогических исследованиях. Актуальность изучения социальной ответственности в педагогике обусловлена ее связью с основными аспектами жизнедеятельности российского общества, а формирование происходит в соответствии с реальным состоянием и перспективами его развития. Так, социальная ответственность военнослужащего связывается с готовностью выполнять военно-профессиональные функции согласно существующим в государстве и обществе социальным, правовым и нравственным нормам2.

Изучение термина «ответственность» («социальная ответственность») конкретизирует представление о профессиональной ответственности и способах ее формирования.

Понятие «профессиональная ответственность специалиста» является предметом исследования в различных сферах профессиональной деятельности. В научных работах затрагивались вопросы профессиональной ответственности педагогов (Т. К. Волкова, Т. А. Манцурова), руководителей (М. С. Солодкая, О. Н. Шалдыби-на), предпринимателей (А. В. Бояринцева, В. М. Зворыкин, М. С. Савина, И. В. Те-теревкова), инженеров (А. А. Попова), врачей (О. В. Сысоева), юристов (А. Г. Пер-лин), курсантов и военнослужащих (Д. В. Шепетко, С. В. Шевцова), авиатехников (Т. Ф. Рымарева), будущих инженеров (Л. Р. Толстых), анализировались проблемы формирования профессиональной ответственности студентов вуза (С. С. Быкова, Ю. В. Клюева, О. П. Цыбуленко).

Такой интерес продиктован новыми условиями общественного развития. Как утверждают С. Я. Батышев и А. М. Новиков, с наступлением постиндустриальной эпохи понятие «квалификация» уступило свое место понятию «компетентность», означающему совокупность способностей, позволяющих сознательно и наилучшим образом реализовать деятельность, воплощаемую в конечном результате, используя ключевые компетенции: способность эффективно взаимодействовать в социально разнородных группах, действовать автономно (самостоятельно разрешать нестан-

1 Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чита: Редакционно-издательский центр СибГТУ, 2012. - 41 с.

2 Пирогланов Ш. Ш. Педагогические условия формирования социальной ответственности военнослужащих: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Махачкала: Переплетофф, 2017. - 21 с.

дартные ситуации) и профессионально (проявляя ответственность, совершенствуя навыки и алгоритмы)1.

Следует заключить, что ответственность как качество личности будущего специалиста демонстрируется в рамках профессиональной деятельности. О. О. Гофман утверждает, что именно в результатах деятельности, ее качестве, надежности, самостоятельности проявляется профессиональная ответственность во внешнем мире2.

В контексте нашего исследования данный факт играет ключевую роль, поскольку подобная характеристика профессиональной ответственности соотносится с оптимальной организацией профессиональной деятельности.

В этом случае ответственность становится первостепенным принципом исполнения профессиональной роли, требующим не только компетентности и осведомленности относительно деятельности, но и принятия профессии, реализации в ней, формирования собственного профессионального стиля.

Термин «профессия» относится к категории общенаучных и имеет богатую историю осмысления. Профессию следует рассматривать не только как вид деятельности, но и как систему подготовки кадров, профессиональное сообщество специалистов разного профиля и квалификации.

Н. Е. Скрипова систематизирует различные интерпретации данного понятия, согласно которым профессия - это:

а) вид трудовой деятельности, имеющий общественно-значимый контекст и обусловленный разделением труда;

б) сформированность у человека специальных качеств;

в) отнесенность человека к профессиональной группе3.

Таким образом, профессия обладает социальной значимостью, имеет ценностный характер и предполагает наличие у человека профессионально важных качеств. Феномен профессиональной ответственности обязан своим возникновением, существованием и функционированием профессии как виду деятельности субъекта. Профессиональная деятельность понимается как основная форма социального бытия, самовыражения и развития личности. В связи с этим Н. М. Романенко выделяет компонентно-критериальный ряд составляющих профессиональной ответственности журналиста-международника, включающий следующие компетенции и качества личности: сформированность гражданской позиции, наличие нравственной установки и профессиональное упорство4. Основываясь на вышесказанном, ученый делает акцент на углублении нравственного компонента профессиональной подготовки выпускников.

1 Профессиональная педагогика / под редакцией С. Я. Батышева, А. М. Новикова. -Москва: ЭГВЕС, 2009. - С. 376.

2 Гофман О. О. Ценностно-смысловые и ситуационные детерминанты профессиональной ответственности (на примере строительных профессий): дис. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург: Университетские телекоммуникации, 2017. - 182 с.

3 Скрипова Н. Е. Теория и практика ориентации школьников на рабочие профессии: дис. ... д-ра пед. наук. - Махачкала: [б. и.], 2017. - 459 с.

4 Романенко Н. М. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей» // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 2 (95). - С. 247-264.

Исходя из обзора педагогических исследований, И. Ю. Спасская на основе выделения общего смыслового поля изучаемого понятия выявляет универсальные элементы профессиональной ответственности: соблюдение норм и правил профессиональной деятельности, способность предвидеть результаты и возможные последствия трудовых действий, проявление самоконтроля, осознанную потребность качественного исполнения профессиональных обязанностей1.

Анализ исследований рассматриваемой проблемы приводит к дискуссии, которая позволяет выделить следующие аспекты в определении профессиональной ответственности:

- это профессионально значимое качество, проявляющееся в ответственном отношении личности к обязанностям и результатам своего труда;

- это интегративное образование, основанное на ценностном отношении к профессиональной деятельности;

- это интегральное понятие, включающее профессиональные и этико-моральные качества личности, реализуемые в профессиональной деятельности.

Профессиональная ответственность военного специалиста демонстрируется в условиях военно-профессиональной деятельности. А. С. Калюжный определяет ее как «активность военнослужащего, проявляемую во взаимодействии со специфической (военной) средой, в которой он достигает сознательно поставленных целей, возникших в результате появления у него определенных военно-профессиональных потребностей»2.

Специфичность этой деятельности отмечается в особых условиях, заключающихся, во-первых, в ее осуществлении в трудно прогнозируемых и экстремальных ситуациях с повышенным риском для жизни, здоровья и применением насилия; во-вторых, в тесной связи профессиональной и личной жизни военнослужащего; в-третьих, в жесткой регламентации поведения военного специалиста нормами профессиональной этики. В связи с этим от военнослужащего требуются как высокий уровень профессионализма, так и ответственное отношение к военной службе.

Результаты исследований, посвященных особенностям воинского труда, позволяют заключить, что в качестве одного из квалификационных требований к офицеру выступает сформированная система ценностей, определяющая доверие к нему со стороны общества, его уверенность в том, что он качественно и эффективно выполнит порученные ему профессиональные задачи. Согласно С. В. Лужецкому, офицерская профессия - это внутренняя сущность человека, с которой он соотносит свои действия и идентифицирует себя в соответствии с профессиональными нравственно -эстетическими ценностями, регулирующими его поведение в профессиональной де-ятельности3.

1 Спасская И. Ю. Формирование профессиональной ответственности рабочего в дуальном обучении: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург: [б. и.], 2018. - 205 с.

2 Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - С. 26.

3 Лужецкий С. В. Формирование нравственно-эстетического отношения курсантов военных вузов к офицерской профессии: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Москва: Типография

Военного университета, 2017. - С. 8-9.

С учетом вышеизложенного мы полагаем, что характер и направленность военно-профессиональной деятельности требуют от военного специалиста наличия и внутреннего принятия определенной иерархической системы ценностно-смысловых ори-ентаций. Осознание будущими военными специалистами приоритетных ценностей военно-профессиональной деятельности и трансформация их в ценностный потенциал будущего офицера оказывает влияние на эффективность процесса становления их профессиональной ответственности. Так, И. А. Алехин и С. В. Шевцова рассматривают профессиональную ответственность будущих офицеров в аксиологическом контексте как совокупность профессиональных ценностей, проявляющихся в осознаваемой личностью обязанности предвидеть последствия принимаемых решений, направленных на выполнение служебных задач1.

Однако в профессиональной ответственности военного специалиста присутствуют не только ценностные детерминанты. Ряд авторов объединяют в данном понятии контекстный интеллект, волю, личностные, профессиональные и этико-моральные качества личности, демонстрируемые ею в учебно-служебной деятельности в период обучения в вузе2. Другая группа исследователей, подчеркивая интегративный характер профессиональной ответственности курсанта военного вуза, утверждает, что она базируется на закрепленных в процессе воспитания моральных нормах, на таких личностных качествах, как самостоятельность, способность и готовность прогнозировать последствия своих действий и отвечать за них. При условии свободы выбора профессиональная ответственность выполняет регулятивную функцию во всех сферах военно-профессиональной деятельности курсантов3.

Включение свободы выбора в содержание понятия «профессиональная ответственность» актуализирует ее рассмотрение в контексте экзистенциального подхода. Данный подход как методологическая основа становления профессиональной ответственности целесообразен в условиях влияния идей постмодернизма, стремящегося к множественности, деконструкции и неопределенности внешних объективных критериев, на которые можно было бы опереться как на ценностную систему координат. Обращение к экзистенциальному подходу, по мнению Ю. В. Аннушкина, позволит личности создать собственную внутреннюю аксиологическую структуру и принять ответственность за мотивы своего поведения, формирование собственных ценностных критериев в отсутствие каких-либо объективных внешних оснований для этого4. С точки зрения рассматриваемого подхода в качестве направлений педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса выступают личностные смыслы и понимания, регулятивами которых можно назвать экзистенциалы выбора, сво-

1 Алехин И. А., Шевцова С. В. Методология формирования профессиональной ответственности у курсантов современных военных вузов // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 2 (66). - С. 40.

2 Кошелева А. О., Шепетько Д. В., Пекин Л. В. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5 (71). - С. 20-27.

3 Разгонов В. Л., Страбыкин А. Г. Профессиональная ответственность курсанта военного вуза // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 7. - С. 190-197.

4 Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 164-171.

боды, ответственности, являющиеся основой для непрерывного развития личности. М. И. Рожков и Л. В. Байбородова формулируют главную идею экзистенциального подхода к воспитанию - формирование человека, умеющего прожить жизнь с опорой на сделанный им экзистенциальный выбор, осознающего смысл жизни и реализующего себя в соответствии с этим выбором1. В результате осознания факта осуществления выбора человек принимает на себя экзистенциальную ответственность.

Между тем особенности военно-профессиональной деятельности, связанные со сложностью предвидения и отдаленностью ее результатов, создают трудности в определении профессиональной ответственности, которые обусловлены тем, что при выполнении военным специалистом профессиональных обязанностей от него требуется принятие решения в ситуации неполного знания или «незнания» о возможных последствиях своего выбора. Как показывает опыт прошедших войн, от того, насколько профессионально и ответственно военнослужащий выполняет свои профессиональные обязанности, целиком и полностью зависит успех в военно-профессиональной деятельности. Целенаправленное изучение военной практики уже сейчас позволяет заключить, что сочетание легитимно установленных норм военной службы и ненормативных форм военной организации затрудняет адаптацию выпускников военных вузов, создает для них ситуации неопределенности в военно -профессиональной деятельности.

Возникает необходимость включить в содержание понятия «профессиональная ответственность» не только профессиональные ценности. Занимаясь любым видом деятельности, человек стремится спрогнозировать ее результаты и предугадать ход событий. Следовательно, все большее значение приобретает временная перспектива профессиональной ответственности, возлагающая на военного специалиста задачу рассчитать возможные последствия своих действий и поступков. Поскольку цели и задачи, стоящие перед военнослужащими, могут быть достигнуты разными методами и средствами, то становление их профессиональной ответственности следует связывать с формированием универсальных и профессиональных компетенций, которые обеспечивают ответственное отношение к военно-профессиональной деятельности. Ответственное поведение обусловлено не только профессиональными знаниями, но и смыслами, проецируемыми субъектом профессиональной ответственности на обстоятельства в рамках той или иной ситуации. Следовательно, становление профессиональной ответственности будущего военного специалиста базируется на развитии прогностических качеств личности; моделировании познавательной прогностической деятельности в разнообразных учебных, профессиональных ситуациях, условиях постоянно меняющейся внешней среды; исследовании факторов, оказывающих наибольшее воздействие на проявление профессиональной ответственности.

На основании вышесказанного сам феномен «профессиональная ответственность военного специалиста» мы определили как личностную характеристику военнослужащего, обусловленную совокупностью факторов, закономерностей и тенденций эволюции военного дела, проявляющуюся в понимании значения военно-

1 Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. - Москва: Юрайт, 2018. - 330 с.

профессиональной деятельности для общественных и государственных целей, отражающую знания и умения оптимально использовать предметы и средства этой деятельности, прогнозируя ее результаты и возможные последствия.

Применительно к проблеме исследования под «профессиональной ответственностью будущего военного специалиста» будет пониматься личностно-профессиональ-ное новообразование в системе качеств курсанта военного вуза, обеспечивающее развитие личности от уровня объекта ответственности, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям военной среды и усваивающего военно-профессиональные нормы и правила, до уровня субъекта ответственности, способного к сознательному выбору в преодолении возникающих противоречий в образовательной и военно-профессиональной деятельности и прогнозировании последствий принимаемых решений, с учетом собственных профессиональных ценностей и желания дальнейшего профессионального развития.

Выводы

Таким образом, многообразие на первый взгляд противоречащих друг другу результатов исследования профессиональной ответственности приводит к интегральному переосмыслению этого феномена. Профессиональная ответственность представляет собой реальное средство управления деятельностью и жизнью личности. При этом на первый план выступает способность к анализу, прогнозированию последствий и осуществлению на этой основе осознанного выбора. Профессионально ответственным человек может быть только за то, на что распространяются его права и обязанности. Ответственность включает способность и возможность личности выступать полноправным субъектом собственной деятельности, тем самым осмысленно и без принуждения соблюдать этические и правовые императивы и решать возникающие задачи. Следовательно, границы профессиональной ответственности военного специалиста определяются правами, обязанностями и полномочиями, которыми он наделен, и они имеют временную перспективу. Будущий военный специалист является субъектом ответственности, активная позиция которого проявляется в его отношении к предметной области воинского труда. Он прежде всего несет персональную ответственность перед государством и обществом. В этом случае профессиональная ответственность представляет собой универсальное личностно важное качество, реализуемое в сфере профессиональной деятельности.

Литература

Алехин И. А., Шевцова С. В. Методология формирования профессиональной ответственности у курсантов современных военных вузов // Мир образования - образование в мире. -2017. - № 2 (66). - С. 39-47.

Алферова Е. И. Ответственность как метапрофессиональное качество личности учителя в процессе профессионального становления: дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. - 250 с.

Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 164-171.

Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чита: Редакционно-издательский центр СибГТУ, 2012. - 41 с.

Быкова С. С. Становление профессиональной ответственности будущего педагога: теоретико-методологические предпосылки. - Киров: ВятГУ, 2018. - 121 с.

Гофман О. О. Ценностно-смысловые и ситуационные детерминанты профессиональной ответственности (на примере строительных профессий): дис. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург: Университетские телекоммуникации, 2017. - 182 с.

Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Москва: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2005. - 45 с.

Емельянова Т. П., Белых Т. В. Социальные представления студентов-энергетиков о профессиональной ответственности // Ученые записки ИМЭИ. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 95-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калюжный A. C. Общее содержание воспитания военнослужащих. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 38 с.

Кошелева А. О., Шепетько Д. В., Пекин Л. В. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5 (71). - С. 20-27.

Лужецкий С. В. Формирование нравственно-эстетического отношения курсантов военных вузов к офицерской профессии: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Москва: Типография Военного университета, 2017. - 24 с.

Пирогланов Ш. Ш. Педагогические условия формирования социальной ответственности военнослужащих: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Махачкала: Переплетофф, 2017. - 21 с.

Профессиональная педагогика / под редакцией С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - Москва: ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

Разгонов В. Л., Страбыкин А. Г. Профессиональная ответственность курсанта военного вуза // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 7. - С. 190-197.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. - Москва: Юрайт, 2018. - 330 с.

Романенко Н. М. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей» // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 2 (95). - С. 247-264.

Рукавишников А. В., Асакаев Г. Я. Социальная ответственность будущего офицера как отношенческая категория педагогической науки // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. -№ 4А. - С. 52-63.

Скрипова Н. Е. Теория и практика ориентации школьников на рабочие профессии: дис. ... д-ра пед. наук. - Махачкала: [б. и.], 2017. - 459 с.

Спасская И. Ю. Формирование профессиональной ответственности рабочего в дуальном обучении: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург: [б. и.], 2018. - 205 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с.

References

Alekhin I. A., Shevtsova S. V. Metodologiia formirovaniia professional'noi otvetstvennosti u kursantov sovremennykh voennykh vuzov [Methodology for forming military students' professional responsibility in modern military institutions]. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire [World of education - education in the world], 2017, no. 2 (66), pp. 39-47.

Alferova E. I. Otvetstvennost' kak metaprofessional'noe kachestvo lichnosti uchitelia v protsesse professional'nogo stanovleniia [Responsibility as a teacher's metaprofessional personality quality in the professional development: PhD thesis in Psychology]. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2010. 250 p.

Annushkin Iu.V. Ekzistentsial'nyi podkhod v obrazovanii [An existential approach to education]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat State University], 2016, no. 4, pp. 164-171.

Baranovskaia L. A. Formirovanie sotsial'noi otvetstvennosti studenta v sotsiokul'turnom obra-zovatel'nom prostranstve [Forming student's social responsibility in a social and cultural educational environment: abstract Dr. thesis in Pedagogy]. Chita: Redaktsionno-izdatel'skii tsentr SibGTU, 2012. 41 p.

Bykova S. S. Stanovlenie professional'noi otvetstvennosti budushchego pedagoga: teoretiko-metodologicheskie predposylki [Forming future teacher's professional responsibility: theoretical and methodological assumptions]. Kirov: ViatGU, 2018. 121 p.

Gofman O. O. Tsennostno-smyslovye i situatsionnye determinanty professional'noi otvetstvennosti (na primere stroitel'nykh professii) [Axiological and situational determinants of professional responsibility (by the example of building work): PhD thesis in Psychology]. St Petersburg: Univer-sitetskie telekommunikatsii, 2017. 182 p.

Dementii L. I. Otvetstvennost' lichnosti kak svoistvo sub"ekta zhiznedeiatel'nosti [Individual's responsibility as a subject quality of life-sustaining activity: abstract Dr. thesis in Psychology]. Moscow: REA im. G. V. Plekhanova, 2005. 45 p.

Emel'ianova T. P., Belykh T. V. Sotsial'nye predstavleniia studentov-energetikov o professional'noi otvetstvennosti [Power engineering students' social understanding of professional responsibility]. Uchenye zapiski IMEI [Scientific notes of Institute of the World Economy and Informatization], 2012, vol. 2, no. 2, pp. 95-102.

Kaliuzhnyi A. C. Obshchee soderzhanie vospitaniia voennosluzhashchikh [General content of education for military personnel]. Nizhnii Novgorod: NGTU, 2004. 38 p.

Kosheleva A. O., Shepet'ko D. V., Pekin L. V. Sovremennye nauchnye podkhody k probleme stanovleniia professional'noi otvetstvennosti lichnosti v usloviiakh obucheniia v vysshei shkole [Modern scientific approaches to problems of personality professional responsibility formation in learning conditions of the high school]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2009, no. 5 (71), pp. 20-27.

Luzhetskii S. V. Formirovanie nravstvenno-esteticheskogo otnosheniia kursantov voennykh vuzov k ofitserskoi professii [Forming moral and aesthetic attitudes of military students in military institutions towards officer profession: abstract PhD thesis in Pedagogy]. Moscow: Tipografiia Vo-ennogo universiteta, 2017. 24 p.

Piroglanov Sh. Sh. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia sotsial'noi otvetstvennosti voennoslu-zhashchikh [Pedagogical conditions for forming social responsibility of military personnel: abstract PhD thesis in Pedagogy]. Makhachkala: Perepletoff, 2017. 21 p.

Professional'naia pedagogika [Professional training; ed. by S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov]. Moscow: EGVES, 2009. 456 p.

Razgonov V. L., Strabykin A. G. Professional'naia otvetstvennost' kursanta voennogo vuza [Professional responsibility of a student in a military institution]. Uspekhi sovremennoi nauki i obra-zovaniia [Success of modern science and education], 2017, no. 7, pp. 190-197.

Rozhkov M. I., Baiborodova L. V. Teoriia i metodika vospitaniia [Theory and methodology of education]. Moscow: Iurait, 2018. 330 p.

Romanenko N. M. Psikhologo-pedagogicheskie usloviia formirovaniia professional'noi otvetstvennosti u zhurnalista-mezhdunarodnika v nerasprostranenii "feikovykh novostei" [Psychological and pedagogical conditions for building professional responsibility of an international journalist in non-dissemination of fake news]. Integratsiia obrazovaniia [Integration of education], 2019, vol. 23, no. 2 (95), pp. 247-264.

Rukavishnikov A. V., Asakaev G. Ia. Sotsial'naia otvetstvennost' budushchego ofitsera kak otnoshencheskaia kategoriia pedagogicheskoi nauki [Social responsibility of the future officer as a relational category of pedagogical science]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical journal], 2019, vol. 9, no. 4A, pp. 52-63.

Skripova N. E. Teoriia i praktika orientatsii shkol'nikov na rabochie professii [Theory and practice of service job guidance to schoolchildren: Dr. thesis in Pedagogy]. Makhachkala, 2017. 459 p.

Spasskaia I. Iu. Formirovanie professional'noi otvetstvennosti rabochego v dual'nom obuchenii [Forming professional responsibility of a worker in dual education: PhD thesis in Pedagogy]. Orenburg, 2018. 205 p.

Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's search for meaning]. Moscow: Progress, 1990. 368 p.

Для цитирования: Монахов О. Н. Теоретико-методологические аспекты профессиональной ответственности будущего военного специалиста в контексте психолого-педагогического анализа // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 5 (98). -С. 176-188. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-14

For citation: Monakhov O. N. Theoretical and methodological aspects of the future military specialist's professional responsibility in the context of psychological and pedagogical analysis. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 176-188. DOI: 10.23859/1994-06372020-5-98-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.