Следует констатировать факт наличия сложившегося противоречия между объективной потребностью применения образовательных программ, обеспечивающих непрерывную подготовку специалистов в сокращенные сроки и удовлетворяющих условию преемственности по профильной специальной компоненте и по политехнической, с одной стороны, и отсутствием постановки проблемы обоснования таких программ в исследованиях непрерывного образования — с другой.
Таким образом, проблема развития теории непрерывного образования во многом заключается в наличии в педагогике диалектических предпосылок и постановке проблемы разработки образовательных программ, обеспечивающих непрерывную подготовку специалистов по агроинженерии в сокращенные сроки и удовлетворяющих условию преемственности их образования, как по профильной специальной компоненте подготовки, так и по политехнической.
Анализ теории непрерывного образования показал наличие диалектических предпосылок постановки проблемы ее развития по техническим направлениям и специальностям. К таким предпосылкам следует отнести следующие.
1. В теории раскрыта социальная потребность в образовательных программах по агроинженерии, обеспечивающих непрерывную подготовку специа-
листов и удовлетворяющих условию преемственности их образования, как по профильной специальной компоненте подготовки, так и по политехнической.
2. Теория подготовки специалистов в сокращенные сроки не имеет в своей системе элемента, предписывающего разработку образовательных программ по агроинженерии, обеспечивающих непрерывную подготовку специалистов и удовлетворяющих условию преемственности их образования, как по профильной специальной компоненте подготовки, так и по политехнической.
3. Имеется педагогический опыт (во многом уже обобщенный) непрерывной подготовки по агроинженерии, организованной с учетом различного предыдущего профессионального образования.
4. Проблема не сконцентрирована в понятной, лаконичной и емкой формулировке.
Следовательно, постановка проблемы развития теории непрерывного профессионального образования, в целом, и технического образования в аспекте разработки образовательных программ по агроинженерии для подготовки специалистов в сокращенные сроки, обеспечивающих непрерывную подготовку и удовлетворяющих условию преемственности их образования, как по профильной специальной компоненте подготовки, так и по политехнической, — в частности, являются актуальными, своевременными и обоснованными.
УДК 378.796.011.3
В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор И.И. Корнишин, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
модель формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов
Повышение качества подготовки специалистов возможно путем активного использования научного и учебного потенциалов вузов не только путем применения новых педагогических технологий, но и при помощи формирования современных педагогических моделей и технологий на основе традиционных образовательных средств. Совершенствование преподавания по данным моделям и технологиям и внедрение их в процесс обучения позволят студентам играть активную роль в процессе собственного образования, включая физическую подготовку, для будущей профессиональной деятельности, а преподавателям — иметь обратную связь. Именно такой подход, связанный с построением обратной связи на занятиях по физической культуре,
представляет широкие возможности для формирования у студентов таких профессионально важных качеств, как рефлексивные и рефлексивно-оценочные умения, рефлексивная компетенция.
Основным результатом проведенного авторами исследования стали научное обоснование и экспериментальная апробация модели формирования рефлексивных умений студентов аграрных вузов средствами профессионально-прикладной физической подготовки, а также комплекса организационнопедагогических условий, способствующих эффективной реализации данной модели.
Перед началом построения модели формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подго-
товки студентов аграрных вузов необходимо было учесть объективные характеристики современной ситуации, выступающие рамочными условиями моделирования, в той или иной степени определяющими построение всех компонентов модели.
К первому из таких условий относится существенное ухудшение качества физической подготовленности студентов агроинженерного вуза уже на этапе поступления в вуз.
В последние годы в Российской Федерации повсеместно наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности детей, подростков и студенческой молодежи. Во многих вузах (ввиду хронического недофинансирования высшей школы) существенно снижается качество физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; уменьшается количество студентов, занимающихся в спортивных секциях; закрываются спортивные клубы и сокращается штат преподавателей и тренеров. Многие опытные преподаватели физического воспитания вузов и тренеры по видам спорта уходят из сферы физической культуры и спорта в коммерческие организации и структуры. Это отрицательно сказывается на физическом воспитании студенческой молодежи, на подготовке высококвалифицированных специалистов.
По многим показателям физического развития и физической подготовленности современная молодежь, обучающаяся в вузах, уступает своим сверстникам предыдущих лет. По данным наблюдений, более 2/3 студентов первого курса МГАУ имени В.П. Горячкина не могут сдать контрольные нормативы по физической подготовке (в беге на 100 м, подтягивании, прыжках в длину с места, беге на 2000, 3000 м). Это свидетельствует о слабой физической и функциональной подготовленности студентов первого курса, поступивших для обучения в вуз.
Это обусловлено не только недооценкой обществом и личностью оздоровительных, воспитательных и образовательных возможностей занятий физической культурой и спортом, но и слабой постановкой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. У большинства студентов первого курса не сформирована положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями. По данным анкетирования и устного опроса выяснилось, что более 60 % выпускников общеобразовательных школ, поступивших на первый курс МГАУ, никогда систематически (!) не занимались физическими упражнениями, не посещали спортивные секции, имели вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков). Это объясняется тем, что учителя физической культуры общеобразовательных школ не смогли сформировать у этих школьников положительное
отношение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Отсутствие должной мотивации студентов к здоровому образу жизни и осознанной потребности в освоении ценностного потенциала физической культуры и спорта не позволяет использовать в полной мере средства физического воспитания для развития профессиональных качеств, способностей и укрепления их здоровья.
Такая ситуация не может не сказываться в дальнейшем, т. е. в процессе осуществления профессиональной деятельности специалистов сельского хозяйства. Результаты исследований по вопросам особенностей и состояния физического развития работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства, выявили, что изменения социальноэкономических условий вносят соответствующие изменения в показатели интенсивности труда, которые как следствие влияют на соответствующие показатели выполнения профессиональной деятельности [1].
В физическом воспитании студентов до настоящего времени слабо внедряются личностно ориентированные педагогические технологии обучения, вариативные программы по физической культуре с оздоровительным направлением. Крайне редко используются новые формы и виды занятий физическими упражнениями (атлетическая гимнастика, аэробика, ушу, ритмическая гимнастика, каратэ), пользующиеся большой популярностью среди молодежи.
Образовательные задачи физического воспитания решаются, как правило, недостаточно эффективно. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но студенты не получают его в достаточном объеме. В результате они оказываются не подготовленными своими преподавателями к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного сознания и нравственного поведения. «Физическая культура» как учебная дисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространства средних и высших учебных заведений [2].
Процесс физического воспитания в вузе построен так, чтобы сориентировать студентов на обучение различным двигательным действиям, их правильное выполнение для управления физическим развитием. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях физической культурой, не умеют использовать и развивать свои двигательные и познавательные возможности, на которые их ориентирует преподаватель. Отсутствие стремления к активному овладению двигательными действиями, повышению психофизических кондиций может быть связано с преобладанием на сегодняшний день тех-
19
нократического или предметно-ориентированного обучения.
В предметно-ориентированном обучении в физическом воспитании слабо учитывается (в основном декларируется) личностное развитие, стремление студента к успешности, творчеству, самостоятельности и инициативности выполнения задания на занятиях.
Дидактические поиски в русле технократического подхода исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности; преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно-нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный фон, но вместе с тем личностно-нейтральный характер включения студента и преподавателя в учебный процесс; ставят преподавателя в позицию «преподавателя-оператора». В предметно-ориентированном обучении упор делается на формировании внешнепредметных умений, на обучаемости и на упражняемости через многократные повторения двигательных действий.
Более широкими социальными факторами, осложняющими процесс физического воспитания студентов, выступают также:
• отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;
• необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;
• резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду недостающей учебноспортивной базы;
• недостаточное учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой. Особенности современного образовательного
процесса в вузе характеризуются постоянным увеличением информационного потока, необходимого для усвоения студентами, компьютеризацией образовательной, трудовой и бытовой сфер, повышением ответственности за принимаемые решения. Все это естественным образом приводит к росту интенсивности учебного процесса и качества подготовки будущих высококвалифицированных специалистов — студентов различных вузов. Отмеченные особенности предопределяют постоянное повышение загруженности образовательного процесса, что далеко не самым благоприятным образом сказывается на физическом здоровье и развитии обучаемых. Прежде всего это связано со здоровьем абитуриентов, негативными последствиями неритмичности учебного процесса и образа жизни студентов [3].
20
Сложившаяся ситуация заставляет кафедры физического воспитания вести активные поиски решений резко обострившейся проблемы здоровья студентов. Стратегических путей здесь всего три. Это — использование традиционных методов и технологий; разработка инновационных; комплексный вариант, сочетающий первые два. В отличие от первого два других пути требуют серьезных материально-финансовых вложений, что в нынешних социально-экономических условиях делает эти пути не совсем реальными. Наиболее перспективным представляется первый путь, основанный на использовании уже хорошо освоенного методического арсенала, направленного на сохранение и повышение здоровья участников образовательного процесса. Эффективность применения данного арсенала в современных условиях несколько не соответствует запросам нынешнего времени. Повышение отдачи от него — в более полном раскрытии его ресурсов через изменения в технологиях использования средств, методов и приемов.
Возможные технологические изменения, осуществляемые в рамках совершенствования системы образования, должны опираться на понимание четкого, конкретного места кафедры физического воспитания в структуре вуза и его учебно-воспитательного процесса, так как современные технологии преподавания физической культуры должны обеспечивать требуемые существующими и перспективными (развивающимися) производственными, экономическими и социальными условиями уровни профессионально-прикладной физической и психофизической подготовки. Преподавание по новым технологиям и внедрение их в учебный процесс дают возможность студентам активнее участвовать в процессе образования, а преподавателям — иметь более обширную обратную связь, что будет способствовать повышению эффективности этого процесса, а главное — более полному удовлетворению современных социальноэкономических потребностей общества в высококвалифицированных специалистах [1].
Таким образом, преподавание физической культуры должно осуществляться на основе современных инновационных, (педагогических, информационных, адаптивных и мотивационных) технологий.
С учетом этого разработана модель поэтапного формирования рефлексивных умений средствами профессионально-прикладной физической подготовки, включающая этапы (ориентирующий, формирующий, становления деятельности, личностно-преобразующий) и компоненты — целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный (см. таблицу).
Ориентирующий этап (допрофессиональ-ный — 1 курс). Освоение теоретических основ и закономерностей деятельности функциональных си-
Общие проблемы профессионального образования Модель поэтапного формирования рефлексивных умений
Основные компоненты модели Этапы
I (допрофессиональ-ный — 1 курс) Ориентирующий II (2-3 курсы) Формирующий III (3-4 курс) Становления деятельности IV (4-5 курс) Личностно-преобразующий
Целе- вой Знакомство с основами и закономерностями функционирования организма человека, определяющих его психофизическую активность Формирование отдельных рефлексивных действий Становление рефлексивных умений как интегрированных образований, выполненных с опорой на внешнее руководство Самостоятельное, творческое выполнение рефлексивных действий
Клю- чевые ком- петен- ции Устойчивая осознанная мотивация Сравнение вариантов и выбор правильного решения Рефлексия, принятие решения Уверенное решение с принятием на себя ответственности, обобщение личного опыта
ПЗКЛ Ценностное отношение к физической деятельности и др. Выработка индивидуального стиля и др. Направленность, исполнительность, дисциплинированность и др. Эмоциональность, реакция на действия студентов
Содер- жатель- ный Про- филь- ные дис- цип- лины Физическая культура Физическая культура Физическая культура Отделение спортивного совершенствования
Анатомия, биология, ОБЖ, НВП, история Педагогика и психология, экология, учебная практика (виды) Спортивное совершенствование по видам спорта, виды производственной практики Спортивное совершенствование по видам спорта, производственная практика (виды)
Операционно- деятельностный Освоение естественнонаучных дисциплин и основ физической культуры в общеобразовательной школе. Творческое задание Занятия по общефизической и специальной подготовке по программе вуза. Выполнение контрольных работ и рефератов по отдельным аспектам физич. воспитания Игры и соревнования, с сочетанием повторяющихся и неповторяющихся элементов. Реферативное исследование проблем физического воспитания Гигиеническая гимнастика; тренировочные занятия. Предметнорефлексивный анализ игр и занятий физической культурой
Оценочно- результативный Мониторинг формирования рефлексивных умений на основе показателей (проявление отдельных умений; самооценка умений; развитие выдержки и самообладания) и индикаторов уровней сфор-мированности (умение анализировать собственную деятельность, умение осуществлять самоконтроль своих действий, умение производить личностную самооценку, умение соотносить новые знания с имеющимся опытом, умение критически оценивать информацию)
Анкетирование понимания сущности и необходимости занятия физической культурой; самооценка Анкетирование отношения студентов к ФК, понимание ее роли в жизнедеятельности; педагогическое наблюдение Педагогическая диагностика, экспертная оценка и самооценка рефлексивных умений Экспертная оценка и самооценка рефлексивных умений
стем организма человека, определяющих его психофизическую активность.
Формирующий этап (2-3 курсы). Формирование элементов рефлексивных умений (действий и операций).
Этап становления деятельности (3-4 курсы). Становление интегрированных образований — базовых функциональных единиц рефлексивной деятельности, выполняемых с опорой на внешнее руководство.
Личностно-преобразующий этап (4-5 курс и последипломное образование). Самостоятельное,
творческое осуществление рефлексивных действий, составляющих основу рефлексивных умений.
Каждому этапу присущи свои задачи, содержание, формы работы и средства физического воспитания, которые системно объединяются с ориентацией на общую цель — формирование рефлексивных умений.
Целевой компонент обеспечивает создание условий для формирования рефлексивных умений средствами профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов, включая задачи: а) физического развития через восприятие,
осознание, осмысление и управление собой; б) совершенствование физической, психофизиологической, психологической подготовленности будущего специалиста; в) повышение уровня физической подготовленности на основе построение индивидуальной программы самокоррекции, с учетом оценки собственных потребностей и возможностей, специальными дидактическими средствами учебной деятельности.
Содержательный компонент определяет содержание ППФП будущего специалиста сельскохозяйственного производства на основе: а) учета специфики труда (вида, условий и характера, режима, особенностей динамики работоспособности, профессионального утомления и заболеваемости специалистов); б) актуализации в содержании ППФП будущего специалиста сельскохозяйственного производства специально-профилированных упражнений по видам спорта.
Операционно-деятельностный компонент предусматривает организацию проведения занятий на основе преимущественно игрового и соревновательного методов, а также спортивных игр. Особенностями спортивных игр (баскетбол, волейбол), определяющими их возможности в формировании и развитие рефлексивных умений, являются:
• разнообразие тактических приемов, сочетание повторяющихся и неповторяющихся элементов игры, которые создают оптимальные условия для осмысления, оценки и воспроизведения действий;
• высокая динамика спортивных игр, которая способствует не только формированию рефлексивных умений, но и готовности быстро применить их в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, где требуется быстрота реакции при принятии решения;
• командный характер спортивных игр создает широкие возможности для групповой рефлексии, что служит предварительным этапом для формирования внутренней рефлексии как психической функции;
• доступный для каждого студента набор основных приемов игры позволяет осуществить последующую рефлексию (обсуждение и оценку) предметной, внятной и продуктивной. Оценочно-результативный компонент включает основные показатели сформированности рефлексивных умений студентов на занятиях по физическому воспитанию: 1) проявление отдельных рефлексивных умений; 2) самооценка рефлексивных умений; 3) развитие выдержки и самообладания; 4) коррекция (самостоятельное изменение плана и программы деятельности). Выделены три уровня сформированности рефлексивных умений: низкий, средний, высокий.
22
Отмечено, что достаточно высоких результатов при формировании психофизических качеств можно достичь с помощью совокупности разнообразных средств ППФП. При этом наиболее эффективными являются прикладные физические упражнения (бег, ходьба, плавание, бег на лыжах, прыжки, метания, силовые упражнения и др.), игровые упражнения (ведение, передача, ловля, подача и прием мяча и др.) в сочетании с игровым и соревновательным методами и спортивными играми. Игры способствуют формированию у студентов ориентировочной основы рефлексивных умений: знаний стратегии и тактики игры (когда и как направлять мяч или лучше передать его партнеру, находящемуся в более удобной позиции); умение сконцентрировать внимание на цели; способность определять и контролировать направление полета мяча и др.
В качестве ведущих игровых профессионально направленных средств физического воспитания студентов, рекомендованных для образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, являются баскетбол и волейбол.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол (ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча и др.) и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования рефлексивных умений.
Специфическими особенностями, определяющими потенциальные возможности в развитии рефлексивных умений студентов, характеризуется также волейбол. Студент в процессе игры в волейбол должен предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести оценку и анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие в игровой ситуации.
Для эффективной реализации модели и средств формирования рефлексивных умений выявлены следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели в учебном процессе по физическому воспитанию в аграрном вузе: мотивация учебной деятельности, материальная база, научно-методическое обеспечение, кадровый потенциал, экономическая поддержка.
Список литературы
1. Косырев, В.П. Непрерывная методическая подготовка педагогов профессионального обучения: монография / В.П. Косырев. — М.: Изд-во АНО «СПО», 2006. — 348 с.
2. Подольский, А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения / А.И. Подольский // Вопросы психологии. — 1985. — № 5. — С. 29-36.
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2000. — № 2.