УДК 378.796.011.3
И.И. Корнишин, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Повышение качества подготовки специалистов возможно путем активного использования научного и учебного потенциалов вузов, не только применяя новые педагогические технологии, но и формируя современные педагогические модели и технологии на основе традиционных образовательных средств. Совершенствование преподавания по данным моделям и технологиям и внедрение их в процесс обучения позволят студентам играть активную роль в процессе собственного образования, включая физическую подготовку, в профессиональной деятельности, а преподавателям — иметь обратную связь. Именно такой подход, связанный с построением обратной связи на занятиях по физической культуре, представляет широкие возможности для формирования у студентов таких профессионально важных качеств, как рефлексивные и рефлексивно-оценочные умения, рефлексивная компетенция. Данный подход автор использовал как основу исследования.
Основным результатом проведенного исследования стали научное обоснование и экспериментальная апробация модели профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на формирование рефлексивных умений студентов аграрных вузов в процессе обучения, а также комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективной реализации данной модели.
Перед началом построения модели формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов необходимо учесть объективные характеристики современной ситуации, выступающие рамочными условиями моделирования и в той или иной степени определяющими построение всех компонентов модели.
К первому из таких условий относится существенное ухудшение качества физической подготовленности студентов агроинженерного вуза уже на этапе поступления в вуз.
В последние годы в Российской Федерации повсеместно наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности детей, подростков и студенческой молодежи. Во многих вузах, ввиду хронического недофинансирования высшей школы, существенно снижается качество физкультурно-оздоровительной
116
и спортивно-массовой работы, уменьшается количество студентов, занимающихся в спортивных секциях, закрываются спортивные клубы и сокращается штат преподавателей и тренеров. Многие опытные преподаватели физического воспитания вузов и тренеры по разным видам спорта уходят из сферы физической культуры и спорта в коммерческие организации и структуры. Это отрицательно сказывается на физическом воспитании студенческой молодежи, на подготовке высококвалифицированных специалистов.
По многим показателям физического развития и физической подготовленности современная молодежь, обучающаяся в вузах, уступает своим сверстникам предыдущих лет: более 2/3 студентов первого курса МГАУ не могут сдать контрольные нормативы по физической подготовке (в беге на 100 м, в подтягивании, в прыжках в длину с места, в беге на 2000, 3000 м). Это свидетельствует о слабой физической и функциональной подготовленности студентов первого курса, поступивших для обучения в вуз.
Ухудшение физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи обусловлено не только недооценкой обществом и личностью оздоровительных, воспитательных и образовательных возможностей занятий физической культурой и спортом, но и слабой постановкой физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. У большинства студентов первого курса не сформирована положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями. По данным анкетирования и устного опроса выяснилось, что более 60 % выпускников общеобразовательных школ, поступивших на первый курс МГАУ, никогда систематически (!) не занимались физическими упражнениями, не посещали спортивные секции, имели вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков). Это объясняется тем, что учителя физической культуры общеобразовательных школ не смогли формировать у этих школьников положительное отношение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Отсутствие должной мотивации у студентов к здоровому образу жизни и осознанной потребности в освоении ценностного потенциала физической культуры и спорта не позволяет использовать
в полной мере средства физического воспитания для развития профессиональных качеств, способностей и укрепления их здоровья.
Такая ситуация не может не сказываться в дальнейшем, в процессе осуществления профессиональной деятельности специалистов сельского хозяйства. Результаты исследований по вопросам особенностей и состояния физического развития работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства, выявили, что изменения социально-экономических условий вносят соответствующие изменения в показатели интенсивности труда, которые как следствие влияют на соответствующие показатели выполнения профессиональной деятельности.
В физическом воспитании студентов до настоящего времени слабо внедряются личностноориентированные педагогические технологии обучения, вариативные программы по физической культуре с оздоровительным направлением. Крайне редко используются новые формы и виды занятий физическими упражнениями (атлетическая гимнастика, аэробика, ушу, ритмическая гимнастика, каратэ), пользующиеся большой популярностью среди молодежи.
Образовательные задачи физического воспитания, связанные с получением знаний, обучением методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узкоутилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию как средству физической подготовки молодежи. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, являлся основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но студенты не получают его в достаточном объеме. В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, са-моформирования нравственного сознания и нравственного поведения. «Физическая культура» как учебная дисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространства средних и высших учебных заведений.
Процесс физического воспитания в вузе построен так, чтобы сориентировать студентов на обучение различным двигательным действиям, их правильное выполнение для управления физическим развитием. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях физической культурой, не умеют использовать и развивать свои двигательные и познавательные возможности, на которые их ориентирует преподаватель. Отсутствие стремления к активному овладению двигательными действиями, повышению психофизических кондиций может быть
связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно-ориентированного обучения.
В предметно-ориентированном обучении в физическом воспитании слабо учитывается (в основном декларируется) личностное развитие, стремление студента к успешности, творчеству, самостоятельности и инициативности выполнения задания на занятиях.
Дидактические поиски в русле технократического подхода исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности; преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно-нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный фон, но вместе с тем личностно-нейтральный характер включения студента и преподавателя в учебный процесс; ставят преподавателя в позицию преподавателя-оператора. В предметно-ориентированном обучении упор делается на формирование внешнепредметных умений, на обучаемости и на упражняемо-сти через многократные повторения двигательных действий.
Более широкими социальными факторами, осложняющими процесс физического воспитания учащейся молодежи, выступают также:
• отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;
• необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;
• резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду недостающей учебноспортивной базы;
• недостаточное учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой. Особенности современного образовательного
процесса в вузе характеризуются постоянным увеличением информационного потока, необходимого для усвоения студентами, компьютеризацией образовательной, трудовой и бытовой сфер, повышением ответственности за принимаемые решения. Все это естественным образом приводит к росту интенсивности учебного процесса и качества подготовки будущих высококвалифицированных специалистов — студентов различных вузов. Отмеченные особенности предопределяют постоянное повышение загруженности образовательного процесса, что далеко не самым благоприятным образом сказывается на физическом здоровье и развитии обучаемых. Прежде всего это связано со здоровьем абитуриен-
117
тов, негативными последствиями неритмичности учебного процесса и образа жизни студентов.
Сложившаяся ситуация заставляет предпринимать активнейшие попытки кафедр физического воспитания в решении резко обострившейся проблемы здоровья студента. Стратегических путей здесь всего три. Это использование: традиционных методов и технологий; разработка инновационных; комплексный вариант, сочетающий первые два. В отличие от первого два других пути требуют серьезных материально-финансовых вложений, что в нынешних социально-экономических условиях делает эти пути не совсем реальными. Наиболее перспективным представляется первый путь, основанный на использовании уже хорошо освоенного методического арсенала, направленного на сохранение и повышение здоровья участников образовательного процесса. Эффективность применения данного арсенала в современных условиях не совсем соответствует запросам нынешнего времени. Повышение отдачи от этого арсенала автор видит в более полном раскрытии его ресурсов через изменения в технологиях использования средств, методов и приемов данного арсенала.
Возможные технологические изменения, осуществляемые в рамках совершенствования системы образования, должны опираться на понимание четкого, конкретного места кафедры физвоспитания в структуре вуза и его учебно-воспитательного процесса, так как современные технологии преподавания физической культуры должны обеспечивать требуемые существующими и перспективными (развивающимися) производственными, экономическими и социальными условиями уровни профессиональноприкладной физической и психофизической подготовки. Преподавание по новым технологиям и внедрение их в учебный процесс дают возможность студентам активнее участвовать в процессе образования, а преподавателям — иметь более обширную обратную связь, что будет способствовать повышению эффективности этого процесса, а главное — более полному удовлетворению современных социальноэкономических потребностей общества в высококвалифицированных специалистах.
Таким образом, в настоящее время преподавание физической культуры должно осуществляться на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, а также эргономических, офтальмоэргономических, адаптивных и мотивационных технологий.
В разработанной автором модели (рисунок) ведущими средствами формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов выступают игровые и соревновательные технологии.
Целевой компонент модели представляет собой иерархию целей формирования рефлексивных уме-
118
ний в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов, включая мотивирующую цель — физического развития гармонично развитого человека (соответствующая задача преподавателя — помочь каждому студенту в максимально творческом его осмыслении через осознание, восприятие; управление собой); общую прагматическую цель — разностороннюю профессиональную подготовленность специалиста агроин-женерного профиля: физическую, психофизиологическую, психологическую (соответствующая задача преподавателя — создание организационно-педагогических условий для успешного формирования рефлексивных умений); индивидуализированную коррекционную цель — повышение уровня физической подготовленности, необходимое для возможности успешной реализации целей более высокого уровня (соответствующая задача преподавателя — помочь студенту в оценке собственного уровня, возможностей, объективных и субъективных потребностей и на основе этого построении индивидуальной программы самокоррекции средствами физической культуры и спорта).
Содержательный компонент модели включает совокупность основных факторов, определяющих содержание ППФП будущего специалиста агроин-женерного профиля с учетом поставленных целей: формы (виды) труда специалистов данного профиля; условия и характер труда; режим труда и отдыха; особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости; актуализацию в содержании ППФП специальных упражнений по видам спорта.
Операционно-деятельностный компонент модели. В качестве ведущего средства формирования рефлексивных умений в рамках создаваемой автором модели были выбраны игровые и соревновательные технологии (спортивные игры — баскетбол и волейбол).
• Особенностями спортивных игр (баскетбола, волейбола), определяющими их возможности в формировании и развития рефлексивных умений являются:
• разнообразие тактических приемов, сочетание повторяющихся и неповторяющихся элементов игры, создают оптимальные условия для осмысления, оценки и воспроизведения действий;
• высокая динамика спортивных игр способствует не только формированию рефлексивных умений, но и готовности быстро применить их в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, где также требуется быстрота реакции;
• командный характер спортивных игр создает широкие возможности для групповой рефлексии, что служит предварительным этапом для
Модель формирование рефлексивных умений в процессе ППФП
формирования внутренней рефлексии как психической функции;
• доступный для каждого студента набор основных приемов игры позволяет осуществить последующую рефлексию (обсуждение и оценку) предметной, внятной и продуктивной. Оценочно-результативный компонент модели. Определен (с учетом специфики модели) набор
основных показателей сформированности рефлексивных умений студентов на занятиях по физическому воспитанию: проявление отдельных рефлексивных умений на занятиях по физическому воспитанию; самооценка рефлексивных умений; развитие выдержки и самообладания; коррекция (самостоятельное изменение плана и программы деятельности).
УДК 371.13
Е.А. Горнева, ассистент
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Отличительными чертами профессиональной деятельности в современных условиях является не только наличие насыщенного информационного пространства, но и необходимость владения спе-
циалистом совокупностью программных средств, которые помогут ему там ориентироваться. Этими средствами становятся электронные ресурсы, функционирующие на базе новых информационных тех--------------------------------------------119