Научная статья на тему 'Исследование условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки'

Исследование условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнишин И. И.

В современных социально-экономических условиях значение творческой инициативы и мыслительной активности специалистов как фактора повышения уровня мобильности и эффективности профессиональной деятельности значительно возросло, что повышает актуальность формирования у них соответствующих профессионально важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнишин И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CONDITIONS OF FORMATION OF REFLECTIVE ABILITIES OF STUDENTS IN THE COURSE OF IS PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION

Value of the creative initiative and cogitative activity of experts as factor of increase of level of mobility and efficiency of professional work has considerably increased in modern social and economic conditions, that raises an urgency of formation corresponding professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Исследование условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки»

деления особенностей непрерывного профессионального развития будущих специалистов [9].

На основе системного анализа структуры профессиональной деятельности автомеханика и техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта определена сущность их профессионального развития на всех уровнях непрерывного профессионального образования. При этом в понимании профессионального развития наиболее значимым является исследование концептуальных моделей деятельности, ориентировочных образов, образов-схем, когнитивных карт, образов-целей и т. д. Диапазон и содержание выделенных образов деятельности, умение осуществлять их выбор и оценку, системность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, открытость, комплексность и другие — существенные характеристики уровня профессионального развития учащихся. Можно выделить такие особенности профессионального развития специалистов автотранспортных предприятий, как комплексный характер профессиональных образов на основе единства технического, экологического, правового, пространственного и других типов мышления, профессиональные ценности и нормы, обусловленные сложностью профессиональных ситуаций [10].

Итак, в условиях под непрерывным профессиональным образованием будущих специалистов автотранспортных предприятий следует понимать процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, способами профессиональной деятельности и развития личностных качеств на всех уровнях профессионального образования

и в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Романцев, Г.М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» / Г.М. Романцев // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. — Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — С. 130-145.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., пе-рераб. и доп. / Б.С. Гершунский. — М.: Пед. общ-во России, 2002. — 512 с.

3. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславцев. — М.: Педагогика, 1978. — 236 с.

4. Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 22-27.

5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева [и др.]. — М.: Педагогика, 1980. — С. 36-54.

6. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.

7. Кубрушко, П.Ф. Организация учебного процесса в системе непрерывного агроинженерного образования: методическое пособие / П.Ф. Кубрушко [и др.]. — Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2006. — 176.

8. Новиков, А.М. Профессиональное образование в XXI веке / А.М. Новиков // Профессионально-техническое образование России: Итоги XX века и прогнозы М.: Высшая школа, 1999. — Т. 1-2.

9. Петров, Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. — Нижний Новгород: ВГИПИ, 1994. — 142 с.

10. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. — 1975. — № 3. — С. 26-28.

УДК 378:796.011.3

И.И. Корнишин, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

исследование условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе профессиональноприкладной физической подготовки

Зависимость профессиональной мобильности специалистов от степени сформированности у них универсальных (ключевых) компетенций в условиях внедрения новых машинных технологий в сельскохозяйственном производстве и управлении существенно увеличивается, поэтому возрастает актуальность формирования таких профессионально важных качеств, как рефлексивные умения — способность осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, критически оценивать информацию и др.

40

Формирование данных качеств будущих специалистов в процессе обучения в вузе обеспечивается всеми видами подготовки и циклами дисциплин, в том числе и средствами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) функции которой не ограничиваются физической подготовленностью студентов, а направлены на решение ряда психофизических, профессионально-творческих развивающих задач.

В советское время в процессе профессиональноприкладной физической подготовки рефлексивные умения преподаватели целенаправленно не формировали. Овладение рефлексией — одно из определяющих условий профессионального становления будущего специалиста, а формирование рефлексивных умений — основа его профессионализма, выраженного уровнями творческой активности в развитии профессиональной деятельности, являются актуальными.

Эффективность формирования рефлексивных умений в процессе ППФП студентов агроинженер-ных вузов связана с выявлением организационнопедагогических условий формирования рефлексивных умений студентов средствами физической подготовки.

В процессе исследования автор установил комплекс организационно-педагогических условий формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных вузов [1].

Первые четыре условия являются внешними (общими) для обеспечения задач ППФП, вторые два — внутренними (специфическими) для решения задач формирования рефлексивных умений студентов.

Первое условие — кадровое обеспечение учебного процесса. Основными причинами недостаточного обеспечения преподавательскими кадрами по физической культуре в системе высшей профессиональной подготовки выступают:

• ориентация обучения на подготовку кадров с узкой специализацией по видам спорта для обеспечения спортивного резерва сборным командам;

• недостаточность общего профессионального, общепедагогического и культурного уровня многих выпускников специальных учебных заведений, преподающих в вузе физическую культуру;

• низкая эффективность системы переподготовки и повышения квалификации специалистов (преподавателей) физической культуры и спорта. Второе условие — обеспечение доступности

нагрузок на основе учета уровня физической подготовленности студентов. Опытно-экспериментальная работа показала, что условие доступности может быть реализовано следующими путями:

• индивидуализацией и дифференциацией учебно-тренировочных заданий с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого студента;

• созданием благоприятной, личностно-ориентированной среды, способствующей развитию двигательных способностей и максимальной реализации индивидуальных возможностей студентов;

• использованием доступных физических нагрузок и предъявлением посильных требований с учетом индивидуальных особенностей студентов;

• формированием гуманной педагогической позиции и созданием личностно-ориентированной ситуации, способствующей повышению учебно-познавательной деятельности студентов;

• гуманизацией и демократизацией учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с учетом личностных качеств и индивидуальных способностей каждого студента;

• обеспечением постепенного нарастания трудностей выполняемых упражнений и повышением физической нагрузки.

Третье условие — сочетание различных режимов двигательной активности, используемых в практике физического воспитания студентов [2]. Автор использовал три основных режима:

1) упражнения циклического характера (бег, ходьба, плавание, бег на лыжах и т. п.);

2) упражнения ациклического характера (прыжки, метания, силовые упражнения и др.);

3) игровые упражнения (баскетбол, волейбол, футбол, подвижные игры и др.), включающие в различных сочетаниях первые два вида двигательной деятельности.

Четвертое условие — технология проведения занятий построена на основе преимущественного использования игрового и соревновательного методов в их сочетании [3].

Пятое условие — систематическое проведение на занятиях по физической культуре предметнорефлексивного анализа, суть которого заключается в осмыслении и личностной оценке отношения к учебной деятельности.

Это первое специфическое внутреннее условие, определяющее эффективность формирования рефлексивных умений. Проведение рефлексивного анализа позволяет осуществлять объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности. Предметнорефлексивный анализ, как показатель осознанного отношения к процессу обучения, является инструментом, посредством которого осуществляется формирование не только рефлексивных и оценочных умений, но и всей личности и ее способностей к саморазвитию, творчеству [4].

Второе специфическое внутреннее условие, определяющее эффективность формирования рефлексивных умений.

Шестое условие — организация и контроль ведения студентами рефлексивного дневника. Рефлексивный дневник выполняет различные функции: развитие рефлексивных умений; формирование опыта измерения, формализации, оценивания

41

качественных и количественных результатов; функция объекта педагогической экспертизы; функция самоконтроля тренировочного процесса и внутренней индивидуализации [5].

Для проведения опытно-экспериментальной работы было отобрано три группы студентов: по одной на энергетическом, инженерно-педагогическом

70

80

70

60

50

40

30

20

10

60

50

40

30

20

10

И

И

N71

£

и

О

о

3

со

з5

К

а

О

з5

*

К

X

з5

*

О

О

3

со

з5

К

а

О

*

со

К

5=

з5

5

*

О

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

со

з5

5

К

а

О

з5

5

*

л

5

5=

Проявление

отдельных

рефлексивных

умений

Самооценка

рефлексивных

умений

Развитие выдержки и самообладания

контрольные гр.

экспериментальные гр

и инженерно-экономическом факультетах. Студенты, входившие в состав трех контрольных групп, также учились на данных факультетах. Всего, таким образом, в исследовании участвовало шесть студенческих групп (148 чел.). В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры физического воспитания.

Основные эмпирические данные — апробация организационнопедагогических условий формирования рефлексивных умений у студентов агроинженерных вузов в процессе профессиональноприкладной физической подготовки — были получены в результате использования метода педагогической экспертизы. Кроме того, все студенты, участвовавшие в образовательном процессе экспериментальных групп, использовали предложенный автором метод самооценки.

Полученные данные были подвергнуты математической обработке. При этом показатель достоверности различий между результатами исследований до начала опытно-экспериментальной работы и на завершающем этапе определялся по формуле

з5

5

К

и

а

О

£

и

сп

К

X

Ведение

рефлексивного

дневника

Рис. 1. Показатели сформированности рефлексивных умений на начало опытно-экспериментальной работы (2004 г.)

74

62

19

54 53

-ЕЯ-

50п

40

_2_

32

21

18

59

30

19

17

19

71

11

^5

5

*

С

О

3

СС

^5

5

5 Ч

6 и

^5

5

*

л

5

55

5

*

С

О

3

СС

55

5

5 Ч

6 и

55

5

*

л

5

55

5

*

С

О

3

СС

55

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Ч

6 и

55

5

*

л

5

X

55

5

*

С

О

3

СС

55

5

5 Ч

6 и

55

5

*

л

5

X

Проявление

отдельных

рефлексивных

умений

Самооценка

рефлексивных

умений

Развитие выдержки и самообладания

Ведение

рефлексивного

дневника

контрольные гр.

экспериментальные гр.

Рис. 2. Показатели сформированности рефлексивных умений по окончании опытно-экспериментальной работы (2007 г.)

^2 _(к + Пэ )-(к Пк - Хэ Пэ )

Пк Пэ (к + Хэ + Уэ )

где пк — величина первой выборки; пэ — величина второй выборки; хк — количество проявлений признака в первой выборке; хэ — количество проявлений признака во второй выборке; ук = (пк - хк) — количество случаев отсутствия признака в первой выборке; уэ = (пэ - хэ) — количество случаев отсутствия признака во второй выборке.

По таблице Стьюдента определялось значение показателя достоверности различий Р. При выборке интервала 5 % погрешности (Р = 0,05) различия считались достоверными, если Р был меньше 0,05 (Р < 0,05).

Полученные данные до и после начала опытно-экспериментальной работы представлены на диаграммах (рис. 1-3).

Таким образом, наибольшая абсолютная педагогическая эффективность организационно-

0

8

7

0

0

80706050S? 403020100

4 7

62

54 V/

37 38

7/

О 0 2 5

Vy ///

"//

Проявление отдельных рефлексивных умений

Развитие выдержки и самообладание

контрольные гр.

экспериментальные гр.

Рис. 3. Разница показаний сформированности рефлексивных умений до начала и после завершения опытно-экспериментальной работы (по высшему уровню)

педагогических условий была достигнута по показателям: «Развитие выдержки и самообладания» (+36) и «Проявление отдельных рефлексивных умений на занятиях по физическому воспитанию» (+34).

Следует отметить достаточный прирост уровня сформированности рефлексивных умений по показателям: «Проявление отдельных рефлексивных умений и «Развитие выдержки и самообладания», которые по результатам опытно-экспериментальной работы автор признал основными критериями развития рефлексивных умений студентов.

Все это позволяет сделать следующий вывод: полученные результаты подтвердили предположение о том, что формирование рефлексивных умений студентов вуза осуществляется более эффективно при реализации комплекса перечисленных организационно-педагогических условий.

Список литературы

1. Диордица, П.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию / П.В. Диордица // Развитие личности на разных этапах онтогенеза. — Сургут, 2004. — Ч. 3. — С. 87-93.

2. Демидко, М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях / М.Н. Демидко // Метод. Рекомендации. — Минск: РИПО, 2001.

3. Беляев, П.М. Определение эффективности игрового и соревновательного метода на занятиях по физическому воспитанию в Воронежском государственном аграрном университете / П.М. Беляев, В.Н. Кийко // Организация и методика учебной, оздоровительной и спортивной работы в вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006. — С. 42-45.

4. Корнишин, И.И. Организационно-педагогические условия формирования и развития профессиональной компетентности студентов вуза / И.И. Корнишин // Молодые ученые — промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сб. научных докладов VII Международной научно-практической конференции. — М.: МГИУ, 2007. — С. 394-398.

5. Корнишин, И.И. Скоростная и скоростно-силовая подготовка начинающих баскетболистов: Учебно-методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» / И.И. Корнишин. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 34 с.

УДК 378; 37.03:81

О.А. Брумина, старший преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

мотивационный компонент структуры интегративного качества личности «инициативность»

Инициативность — актуально востребованное профессионально важное качество личности, имеющее многокомпонентную структуру. В рамках данной статьи рассмотрен один из компонентов данного интегративного качества, а именно, его мотивационная составляющая, а также затронуты некоторые факторы, способствующие повышению мотивации как компонента инициативности на предмете «иностранный язык».

Представление о мотивации возникает при попытке найти ответы на некоторые вопросы. А.Н. Леонтьев в своем конспекте лекций «Потребность, мотивы, эмоции» дает обобщенное определение мотивации, под которой понимает «.. .то, что

является единственным побудителем направленной деятельности...» [1]. Автор учебника «Деловая психология» А.В. Морозов отмечает, что термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий «систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления, цели), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне» [2]. С его точки зрения, любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Разделяя данное положение, поясним, что в первом случае имеются в виду «пси-

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.