8. Fisyuk, T.T. Molodezhnaya auditoriya kak subjhekt kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti // Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v obrazovateljnom prostranstve. - Kemerovo, 2007.
Статья поступила в редакцию 22.01.14
УДК 378.2
Guzuyeva E.R., Vezirov T.G. MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN BACHELOR PROGRAMS WITH THE USE OF EDUCATIONAL INTERNET PORTALS. In the paper the structure of the model of formation of professional competence of future bachelor students with the use of educational Internet portals is described. Key words: professional competence, future bachelor, model, educational Internet portal.
Э.Р. Гузуева, ассистент, Чеченский гос. университет, г. Грозный, E-mail: [email protected];
Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Мхачкала, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ
В работе описана структура модели формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий бакалавр, модель, образовательный интернет-портал.
Высокий уровень профессиональной компетентности является важнейшим качеством для выпускников высших учебных заведений, обеспечивающим успешную профессиональную деятельность.
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социокультурной подготовкой, без сформированной базы профессиональной компетентности, становится все труднее найти себя в современном информационно-мобществе, где важное место занимают образовательные интернет-порталы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях новой информационно-образовательной среды, где основными составляющими являются образовательные интернет-порталы, слабо раскрыта. Об этом свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы среды студентов бакалавриата Чеченского государственного университета, которые показали низкий уровень готовности их к использованию образовательных интернет-порталов в учебной, а также будущей профессиональной деятельности.
Для решения указанных проблем необходимы соответствующие педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров. Одним из таких условий является модель формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов.
При создании модели формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов мы руководствовались определением понятия «модель» применительно к педагогическим исследованиям Е.В. Романова. Согласно данному определению: «педагогическая модель - это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования [1].
Моделирование - это процесс разработки, обобщенного, абстрактно-логического образа в форме, удобной исследователю для его изучения.
При моделировании процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов мы исходили из того, что модель должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки; наличие психолого-педагогической основы (научный подход или набор отдельных положений); основные идеи исследований по проблеме оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности; организацию целенаправленного, целостного педагогического процесса формирования профессиональ-
ной компетентности; основные критерии и показатели уровней качества процесса формирования профессиональной компетентности.
Учитывая выше перечисленные требования, мы построили модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов (рис. 1).
Рассмотрим компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущего бакалавра с использованием образовательных интернет-порталов: мотивационноценностный, когнитивный, организационно-деятельностный, личностный.
Мотивационно-ценностный компонент - уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной образовательной среде, где основными составляющими являются образовательные интернет-порталы. Данный компонент характеризует целенаправленный и сознательный характер действий, куда входят: мотивация учебной деятельности, стремление к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности, потребность в достижении цели.
Следующим компонентом педагогической направленности является когнитивный, который представляет собой следствие познавательной деятельности будущего специалиста - бакалавра.
Содержание когнитивной сферы открывает для студента свободный и вариативный выбор системы новых, необходимых теоретических, педагогических, технологических знаний, сфор-мированность которых отражает теоретическую готовность студента к профессиональной деятельности. Будущий специалист-бакалавр должен владеть не отдельными разрозненными знаниями в области педагогики, а их системой, которая целостно отражает структуру работы и организуется на основе современных научных теорий, идей, принципов.
Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, необходимых студенту бакалавриата в процессе профессионального саморазвития. Данный компонент содержит: знание теоретических основ профессионального становления, развитое критическое и логическое мышление.
Когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности связан с познанием и может рассматриваться как процесс и как результат.
Данный компонент позволяет удовлетворить и развить потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации будущего бакалавра на использование образовательных интернет-порталов в профессиональной деятельности. При разработке данного компонента мы исходили из того, что современный педагог не может успешно решать стоящие перед ним задачи по продуктивному использованию образовательных интернет-порталов в профессиональной деятельности, не владея необходимыми для этого знаниями.
Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием интернет-порталов
Субъект познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками.
Организационно-деятельностныйкомпонент определяет уровень практических умений, готовность к творческому решению управленческих задач.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса характеризуется двумя уровнями организации - управления взаимодействием его субъектов. На первом уровне - это управление воспитательной деятельностью педагога. Можно это назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности. На втором уровне -это организация непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемого. Здесь проявляется организующая роль педагогов как профессиональных воспитателей, вооруженных знанием принципа учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами использования образовательных интернет-порталов.
Личностный компонент включает интерес к профессии, педагогическое признание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии педагога, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Важное место в технологии формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов занимают средства: авторская дисциплина по выбору «Портальные технологии в образовании», адреса образовательных интернет-порталов и электронное портфолио.
Нами разработана программа по дисциплине по курсу «Портальная технология в образовании», которая апробируется в учебном процессе Чеченского государственного университета [2].
Практическая реализация предлагаемой модели показала намику сформированной уровня профессиональной компетент-
её эффективность, о чем свидетельствуют результаты педаго- ности будущих бакалавров с использованием образовательных
гического эксперимента, которые показали положительную ди- интернет-порталов.
Библиографический список
1. Романов, Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: монография. - Магнитогорск, 2001.
2. Гузуева, Э.Р Программа курса по выбору «Портальные технологии в образовании». - Грозный, 2013.
Bibliography
1. Romanov, E.V. Teoriya i praktika professionaljnoyj podgotovki uchitelya tekhnologii i predprinimateljstva: monografiya. - Magnitogorsk, 2001.
2. Guzueva, Eh.R. Programma kursa po vihboru «Portaljnihe tekhnologii v obrazovanii». - Groznihyj, 2013.
Статья поступила в редакцию 30.01.14
УДК 378.1
Ivasyuk O.A. PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF A PERSONALITY OF A STUDENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION INFLUENCED BY THE NEW FSES. This paper considers professionally significant qualities of an educational psychologist within the new federal state educational standards for the higher professional education in the specialization of «psycho-pedagogical education». The variative classification of professionally-significant qualities of educational psychologist is offered. The author performs a comparative analysis of opinions of students, whose major is psycho-pedagogical education, about the set of professionally significant qualities of a personality of an educational psychologist and about the self-rating of their growth level.
Key words: federal state educational standards of general education (FSUS GE), federal state educational standards of higher professional education (FSUS HPE), competence, professional competence, personal qualities, professionally significant personal qualities (PSPQ).
О.А. Ивасюк, аспирант Югорского гос. университета, г. Ханты-Мансийск,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФГОС
В статье рассмотрены вопросы профессионально-значимых качеств педагога-психолога, их классификации в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в направлении «Психолого-педагогическое образование». Предложена вариативная классификация профессионально-значимых качеств педагога-психолога и проведен сравнительный анализ мнений студентов психолого-педагогического образования о наборе профессионально-значимых качеств личности педагога-психолога и самооценки их уровня развития.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), компетенции, профессиональная компетентность, личностные качества, профессионально-значимые личностные качества (ПЗЛК).
Стремительное развитие современного общества и, как следствие, необходимость непрерывного образования человека в течение жизни, обуславливают актуальность модернизации всей системы образования в России, которая в настоящее время направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности обладающей целостной картиной мира. Приоритеты современного образования смещаются с получаемых в процессе обучения знаний, на саму личность, которая получает знания, на ее формирование, становление и развитие, что законодательно закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) главными целевыми установками (результатом образования) становятся компетенции (способность применять знания, умения, навыки и личностные качества), полученные учащимися в ходе обучения, для того, что бы студент не только воспроизводил информацию, но и мог применять ее в реальных профессиональных ситуациях.
Сегодня, когда приоритетным направлением новых государственных стандартов общего образования (ФГОС ОО) является обеспечение развития у учащихся универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), представляющих собой собственно психологическую составляющую ядра образования, именно профессионально компетентный в психологии и педагогике специалист становится
необходимым для организации и сопровождения образовательного процесса общего образования.
Таким образом, в совершенствовании общего образования в настоящее время особые требования выдвигаются именно к результату профессионального психолого-педагогического образования - к профессиональной компетентности настоящих и будущих педагогов-психологов.
По мнению Э.Р. Хакимова основным показателем уровня компетентности является качество нахождения решения отдельной профессиональной проблемы или целого класса проблем [1]. Однако известно, что при решении психолого-педагогичес-ких проблем важную роль играет личность педагога-психолога. Сталкиваясь с одной и той же проблемой и используя одинаковые профессиональные психолого-педагогические знания, умения, навыки специалисты вырабатывают разные по качеству решения. Это может быть связано, как с особенностью самой проблемы, так и с личностными качествами специалиста.
По мнению С.А. Дружилова, компетентный - обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой либо области; сведущий [2]. Профессионально компетентный педагог-психолог, согласно новым ФГОС, - это специалист, обладающий основательными психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, а так же профессионально-значимыми личностными качествами (ПЗЛК) необходимыми для осуществления успешной психолого-педагогической деятельности в об-