Саблин Д.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПНИКАМИ
В данной статье описывается опыт работы по проектированию модели формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками; предлагаются возможные варианты эффективных способов совершенствования исследуемого процесса.
Ключевые слова: профессиональная подготовка юриста, готовность, профессиональная готовность, воспитательная работа юриста, несовершеннолетний преступник, воспитательная работа с несовершеннолетними преступниками, модель формирования готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками.
В соответствии с переходом российского юридического образования на компетентност-ную юридическую программу среди важнейших юридических задач формирование готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками является наиболее актуальной.
В последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре преступности в зависимости от различных видов преступлений, их территориального происхождения. Можно утверждать, что несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами ее роста - в среднем на 14-17% каждые пять лет. Рост преступности несовершеннолетних происходит на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой возрастной группы [1].
По мнению А.М. Столяренко, сложившаяся ситуация требует от высшей юридической школы совершенствования подготовки будущих юристов, педагогизации учебно-воспитательного процесса, его содержания, поскольку педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов [2]. Видимо необходимо осо-
бое построение юридического образования, которое позволило бы будущим юристам успешно решать профессиональные задачи, быть готовыми к выполнению тех функций, которые определяются педагогической по природе деятельностью юриста.
Изучение процесса формирования готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками показало актуальность и сложность данного процесса. Анализ исследований в области юридического образования (Ю.А. Макаров, И.Д. Мариновская,
А.Н. Тесленко и др.) показывает, что проблеме формирования готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками в настоящее время практически не уделяется должного внимания, имеется лишь несколько работ, в которых делаются попытки изучить эту проблему (А. М. Столяренко, В. М. Бехтерев, Л. М. Беляева и др.).
В рамках нашего исследования мы предположили, что образовательный процесс можно изменить, переконструировать, спроектировав модель юридического образования, ориентированную на воспитательную работу с несовершеннолетними преступниками.
Проектирование модели основывается на методе моделирования, которое является одним из важнейших этапов педагогического исследования. Создание модели позволит более детально исследовать структурные компоненты профессиональной готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками в их логической взаимосвязи и зависимости, предвидеть и диагностиро-
вать результаты новообразований при создании определенных педагогических условий.
Методологическим основанием модели, нацеленной на формирование готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками являются аксиологический и компетентностный подходы.
Обоснованием выбора аксиологического подхода в качестве одного из ведущих в нашем исследовании является тот факт, что к работникам правоохранительных органов в обществе предъявляются повышенные этические требования - это, прежде всего, связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, поскольку юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Любая правовая норма, не будучи подтвержденной соответствующими юридической этике профессионально значимыми качествами правоприменителя, не может гарантировать защиту законных прав и интересов личности. Наличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, ценностных установок и морально-волевых качеств являются одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.
Аксиологический подход в юридическом образовании, как следует из анализа исследований (А.А. Абдурахманов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин, Н.Д. Никандров и др.), повышает качество подготовки современных специалистов в системе высшего образования, которое определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям.
В связи с этим подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Проблема формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками может быть рассмотрена, ориентируясь на философские теоретические положения (раздел аксиология).
Обоснованием выбора компетентностного подхода (И.Д. Белоновская, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Кузнецов, Н.С. Сахарова, В.В. Се-
риков и др. ) в качестве одного из ведущих в нашем исследовании является то, что он позволяет рассматривать готовность студентов - будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками как сложное интегративное качество личности, способствующее решению профессиональных задач и выступающее основой формирования профессиональной, общекультурной и социально-личностной компетентности специалиста.
Разрабатываемая нами на основе аксиологического и компетентностного подходов модель формирования готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками представлена совокупностью блоков. Остановимся подробно на содержании основных блоков модели.
Методологическим основанием модели, нацеленной на формирование готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками являются аксиологический и антропологический подходы.
Целью юридического образования выступает формирование готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками. Достижение цели юридического образования обеспечивается за счет реализации содержания образования, форм, методов и средств, способствующих достижению результата. Система юридического образования в России построена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность [2].
По мнению ученых (А. М. Столяренко,
В. М. Бехтерев, Л. М. Беляева и др.) содержание юридического образования, согласно действующему Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, может обеспечиваться посредством:
1. Профессионально-ориентированного изучения как общих гуманитарных, так и социально-экономических и общеюридических дисциплин подготовки будущих юристов, в частности, блока психолого-педагогических дисциплин. Определенным дополнительным потенциалом в данном отношении обладают и специальные дисциплины, если в их преподавании будет осуществляться ориентация не только на специфические юридические проблемы, но и на целостное представление о воспитательной работе юриста, о ее методах, организационных
формах и средствах, о роли воспитательной работы в деятельности юристов различных специальностей;
2. Организации спецкурсов, более подробно раскрывающих специфику воспитательной работы юриста с несовершеннолетними преступниками; спецкурсов, направленных на формирование профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков, лежащих в основе воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками. Такими спецкурсами являются «Основы превентивной педагогики», «Основы исправительной (пенитенциарной) педагогики», «Личность юриста - инструмент перевоспитания несовершеннолетних преступников».
Так, в частности, разработанный нами элективный курс «Основы воспитательной работы юриста с несовершеннолетними преступниками» поможет будущим юристам успешно сформировать готовность к воспитательной работе с данной категорией лиц. Важным для формирования исследуемого интегративного качества личности будущего юриста является возможность задействовать потенциал самых разнообразных форм учебной и воспитательной работы в рамках разработанного курса, полноценно использовать преимущества различных методов обучения и воспитания.
В рамках разработанного элективного курса возможна эффективная реализация идей формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе, основ профессиональной культуры будущего юриста, работающего с несовершеннолетними преступниками. Так, студенты могут проводить самодиагностику личностных и профессиональных особенностей, обучаются саморегуляции своего профессионального поведения.
К сожалению, на практике недостаточно учитывается специфика различных индивидуально-типологических и характерологических особенностей студентов, в связи с чем, применение методов самопознания и самоопределения носит поверхностный характер и глубоко не затрагивает сущность личности; отсутствует системное и целенаправленное обучение методам профессионально-личностной саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций юриста.
Исключительно важным компонентом профессиональной подготовки будущего юри-
ста выступает формирование у него готовности и способности работать с людьми, а тем более с несовершеннолетними преступниками. Будущий юрист, имеющий предрасположенность к работе с несовершеннолетними преступниками, по мере повышения своей профессиональной компетенции и овладения навыками профессиональной деятельности укрепляет готовность и способность работать с ними, а также у него формируются основы культуры общения и поведения.
Необходимо повышать уровень педагогической культуры будущего юриста, поскольку по справедливому замечанию К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен быть сам воспитан»; «Повлиять на другую личность может только личность» [6].
Для того чтобы успешно формировать у будущих юристов готовность к воспитательной работе, преподаватели юридического факультета должны сами обладать высокой педагогической культурой [3,4].
В рамках элективного курса с целью повышения уровня готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками можно использовать активные методы коммуникативной подготовки, например, социально-психологический тренинг.
Тренинг, по мнению профессора В.В. Кузнецова, занимает ведущее место среди активных методов и форм корпоративного образования. Особенно тренинг стал популярен в том случае, если обучение проходило на рабочем месте, в виде наставничества. Тренинг - это такой вид обучения, в котором часть содержания учебного материала минимизирована; особое внимание уделяется отработке практических умений и навыков, компетенций. В тренинге моделируются и реализуются специально заданные ситуации. Различные виды тренинга (социально-психологический, личностного роста, управленческий, коммуникации, влияния и т.п.) в основном проводились профессиональными психологами-трене-рами, которые приобрели специальную подготовку для работы с учебной группой количеством от 10 до 15-16 человек [3]. Одной из важнейших задач выступает необходимость перестройки деятельности самого педагога. Для юридических факультетов очень важно найти (обучить) педа-гогов-тренеров, способных проводить различные виды тренингов.
Как отмечает В.В. Кузнецов, основной целью тренинга выступает приобретение личностью более компетентного способа поведения при выполнении тех или иных социальных ролей. Это отказ от привычных и менее эффективных способов поведения, которые исполняются людьми по привычке. Цель тренинга -активизация личности, вывод ее на более высокие уровни социальной активности и мотивированного поведения. Во многом достижение целей тренинга обеспечивается за счет грамотной, квалифицированной работы педаго-га-тренера, проводящего тренинг. Его основная функция - настроить процесс внутригрупповой коммуникации в тренинговой группе, но самому активно не вмешиваться, а лишь дирижировать в нужные моменты и направлять процесс обсуждения или дискуссии в нужное для целей тренинга русло. Особую роль играет фаза лабилизации, позволяющая вырабатывать те личностные характеристики юриста, среди базовых качеств которых выступают педагогические [3].
Для будущего юриста, чья профессиональная деятельность предполагает воспитательную работу с несовершеннолетними преступниками, важно формирование высокой культуры психолого-педагогического мышления. С целью ее формирования можно в рамках спецкурса использовать программу игротехнической и методической подготовки специалистов, разработанную Н.Р. Битяновой [5, с. 69-70].
Суть данной программы заключается в том, что с помощью лекций, организационно-коммуникативных игр, тренингов осуществляется обучение будущих работников правоохранительных органов умению убедительно излагать собственную точку зрения, способам понимания позиций собеседника, пониманию особенностей психологии подростка, приемам критики, организации эффективного способа взаимодействия, моделированию взаимодействий.
Приобщение будущих юристов к профессиональным возможностям рефлексии предусматривает Программа спецкурса «Педагогика рефлексии» (разработанная Б.З. Вульфовым). Изучение данного спецкурса позволяет научить студентов управлять рефлексией несовершеннолетних преступников, стимулировать личностное и профессиональное самовоспитание будущих юристов.
В рамках модели также осуществляется программа спецкурса по формированию у будущих юристов готовности к взаимодействию, взаимопониманию и сопереживанию с подростками. В данном случае можно использовать спецкурс, разработанный Н.Г. Осуховой [5], поскольку в нем интегрируется теоретический цикл с реальным включением студентов в общение с подростками, при этом предусмотрено регулярное оценивание будущим юристом своей готовности к воспитательной работе на каждом этапе обучения, в период прохождения различных видов практик. Как теоретические, так и лабораторно-практические занятия спецкурса предусматривают вопросы: творческого самочувствия и техники саморегулирования состояний; развития внимания и наблюдательности; совершенствование техники речи (дыхания, голоса, интонации, дикции) и культуры речи; мастерства мимической и пантомимической выразительности; владение приемами убеждения и внушения в процессе воспитательной работы с несовершеннолетним преступником.
Осуществление работы по формированию готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, на наш взгляд, необходимо проводить как исходя из сущности и структуры изучаемого качества, раскрытых в предыдущем параграфе, так и учитывать особенности личности студенческого возраста, что и должно найти совокупное отражение в системе педагогических условий. Анализ литературы и опыт педагогической деятельности на юридическом факультете университета позволил нам выделить следующие организационно-педагогические условия формирования готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками:
- организация и проведение работы с преподавателями юридического факультета по повышению уровня их педагогической культуры;
- расширение и углубление представлений будущих юристов о цели, содержании, условиях и особенностях предстоящей воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, о ее специфике, о характерных трудностях, о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, осуществляющим данную деятельность;
- разработка и реализация на юридическом факультете концепции воспитательной работы;
- осуществление систематической специфической работы кураторов групп, носящей профессиональную направленность;
- вовлечение студентов в работу с несовершеннолетними преступниками.
Представим основания выбора каждого из обозначенных нами педагогических условий:
1. Организация и проведение работы с преподавателями юридического факультета по повышению уровня их педагогической культуры.
Основанием для выделения первого педагогического условия послужило справедливое замечание К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен быть сам воспитан»; «Повлиять на другую личность может только личность». Для того чтобы успешно формировать у будущих юристов готовность к воспитательной работе, преподаватели юридического факультета должны сами обладать высокой педагогической культурой.
По мнению ряда исследователей (Е.П.Бе-лозерцева, И.А.Колесниковой, В.А. Сластени-на, В.В.Серикова), реализация новых концептуальных подходов к воспитанию возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности самого педагога.
Исследуя структуру и содержание педагогической культуры преподавателя юридического вуза, профессор А.М. Столяренко в числе ее базовых компонентов считает: профессионально-педагогическую направленность личности; педагогические способности; специальную подготовленность по преподаваемым учебным дисциплинам, педагогическое мастерство, культуру преподавательского труда [206].
2. Расширение и углубление представлений будущих юристов о цели, содержании, условиях и особенностях предстоящей воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, о ее специфике, о характерных трудностях, о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, осуществляющим данную деятельность.
Выделенное организационно-педагогическое условие, обеспечивающее наиболее эффективное формирование готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, способствует расширению и углублению представлений будущих юристов о цели, составе, условиях, особенностях предстоящей профессиональной деятельности, о наиболее характерных трудностях
в воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, о требованиях, предъявляемых профессией к личности специалиста.
3. Разработка и реализация на юридическом факультете концепции воспитательнойработы.
Основанием для выделения следующего педагогического условия послужила необходимость разработки ведущей идеи (или замысла, концепции), обеспечивающей комплексную реализацию задач исследуемого процесса.
Концепция воспитательной работы на юридическом факультете ОГУ разработана на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства по вопросам высшего профессионального образования, требований Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, Устава факультета, а также иных его организационно-нормативных актов.
В концепции определяются основные направления, формы и методы воспитательной работы в процессе подготовки юристов новой формации с учётом современных достижений педагогики и психологии высшей школы, юридической акмеологии, социальной психологии, социологии, практической кадровой работы.
Актуальность создания Концепции воспитательной работы определяется усложнением и возрастанием объёма задач, решаемых в современных условиях специалистами в области юриспруденции, совершенствованием и развитием демократических и правовых основ нашего государства.
4. Осуществление систематической специфической работы кураторов групп, носящей профессионально-воспитательную направленность.
Выделенное организационно-педагогическое условие обеспечивает усиление и систематизацию работы кураторов студенческих групп.
5. Вовлечение студентов в работу с несовершеннолетними преступниками.
Организация таких практик позволит будущим юристам глубже познакомиться с особенностями и спецификой воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, приобрести навыки индивидуальной работы с осужденными, а также познакомиться с правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний.
Таким образом, реализация модели юридического образования, ориентированной на воспитательную работу с несовершеннолетними преступниками, позволит обеспечить достижение ее результата - готовность будущего юриста к работе с несовершеннолетними преступниками.
16.01.2012
Список литературы:
1. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков /Л.С.Алексеева // Семья в России. - 1995. - №2. - С. 146 - 166.
2. Баимбетов, А.А. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. -М. : Издательство института социологии РАН. - 1998. - 106 с.
3. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / A.M. Новиков. - М. : «Эгвес», 2000.
4. Кузнецов, В.В., Тухватуллин М.К. Самообразование студенческой молодежи как условие повышения качества профессионального образования. (Инновации в профессиональном и профильном педагогическом образовании). - М., 2002. -С. 16-18.
5. Курочкина, М.Н. Формирование профессиональной готовности будущего юриста к работе в учреждениях социальной защиты населения. Дис. ...канд. пед. наук / М.Н. Курочкина. —М., 2006.-227 с.
6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1988.
7. Горлинский, И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М., 1999.
8. Черепанова, М.И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2002. - 25 с.
9. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г. Гурова // Педагогика. — 2000. - №10. - С. 24-25.
10. Ольшанская, Н.А. Психологическое сопровождение учебно -воспитательной работы в коррекционных группах УНПО // Профессиональное образование. - М., 2003. - № 9. - С. 32.
11. Никитина, Л.Е. Технология социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьника. - 2000. - № 10.
12. Горбатова, М.К. Высшее юридическое образование в России: теоретико-правовые аспекты развития. Автореф....канд. юрид. Наук / М.К. Горбатова. - Нижний Новгород, 2007. - 28 с.
13. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. - М., 2002.
14. Самыгин, П.С Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 440 с.
Сведения об авторе: Саблин Д.А., соискатель, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, тел. (3532)912165, [email protected]
UDK 34 Sablin D. A.
Orenburg state university, [email protected]
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE LAWYER TO EDUCATIONAL WORK WITH MINOR CRIMINALS
In given article experience on designing of model of formation of readiness of the future lawyers to educational work with minor criminals is described; possible variants of effective ways of perfection of investigated process are offered.
Keywords: vocational training of the lawyer, readiness, professional readiness, educational work of the lawyer the minor criminal, educational work with minor criminals, model of formation of readiness of the future lawyer to educational work with minor criminals.
Таким образом, реализация в образовательном процессе совокупности педагогических условий способствует формированию готовности будущего юриста к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками. Данный процесс осуществляется этапно.