Научная статья на тему 'О формировании готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками'

О формировании готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТА / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮРИСТА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПНИКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблин Дмитрий Александрович

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками; предлагаются возможные варианты эффективных способов совершенствования исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саблин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками»

Саблин Д.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ПРЕСТУПНИКАМИ

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками; предлагаются возможные варианты эффективных способов совершенствования исследуемого процесса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка юриста, готовность, профессиональная готовность, воспитательная работа юриста, несовершеннолетний преступник, воспитательная работа с несовершеннолетними преступниками.

Правонарушения и преступность несовершеннолетних в настоящее время относятся к наиболее масштабным и социально значимым проблемам российского общества. Характер криминологической ситуации в стране во многом предопределен уровнем и структурой подростковой преступности, которая существенно определяет состояние преступности в целом, является едва ли не главным источником ее са-мовоспроизводства, поэтому в зависимости от результатов борьбы с ней определяется ситуация с порядком и законностью в России. Следовательно, перед институтами гражданского общества, общественными организациями, правоохранительными учреждениями и системой высшего юридического образования стоит весьма сложная задача профилактики преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних в нашей стране в последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре преступности в зависимости от различных видов преступлений, их территориального происхождения. Можно утверждать, что несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения [1].

Сложившаяся ситуация требует от высшей юридической школы совершенствования подготовки будущих юристов, педагогизации учебновоспитательного процесса, его содержания, поскольку педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоох-

ранительных органов [2]. Значительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности. Особенно это касается работы юридических служб с несовершеннолетними, им приходится использовать чисто педагогические приемы, убеждать, разъяснять, перевоспитывать. Как правило, эту деятельность в правоохранительных органах выполняют лица, которые имеют педагогическое образование и мало знакомы с юриспруденцией. Видимо, необходимо особое построение учебно-воспитательного процесса на юридических факультетах вузов, которое позволило бы будущим юристам успешно справляться с этими профессиональными задачами, быть готовыми к выполнению тех функций, которые определяются педагогической по природе деятельностью юриста.

В настоящее время в науке накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов юридического профиля в вузе. Значительный вклад в осмысление теоретических основ профес-сиографического исследования личности юриста внесли А.А. Абдурахманов, А.А. Александров, И.А. Базанов, А.Э. Жалинский, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, Ю.А. Макаров, Т.Ф. Фомин. Различные аспекты воспитательной работы в вузах и подразделениях органов внутренних дел России рассмотрены в исследованиях Л.И. Лубаше-ва, Л.Т Бородавко, Г.З. Цыбульской.

Исследования проблемы теории и методики юридического образования опираются на теоретические положения, концепции, разработанные в общей теории и методике профессиональ-

ного образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.В. Мухамедзянова, А.М. Новиков, Г.М. Роман-цев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко) [3; 4; 5].

В работах современных исследователей по проблеме формирования готовности юристов к профессиональной деятельности хотя и не исследуется конкретно готовность к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, но так или иначе эти исследования связаны с данным вопросом, поскольку в них рассматриваются различные аспекты, имеющие отношение к профессиональной готовности юристов. Так, можно отметить работу М.И. Черепановой, раскрывающую процесс формирования нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности [6]. Исследование М.Н. Курочкиной, посвященное проблеме формирования профессиональной готовности будущих юристов к работе в учреждениях социальной защиты населения [7].

Анализ психологической литературы показал, что на сегодняшний день в науке существует множество определений понятий «готовность», «готовность к деятельности». Проблема готовности человека к любой деятельности вообще широко освещается в современной психологической литературе (А.К. Абульханова-Славская, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.П. Ильин, В.В. Кузнецов, А.В. Петровский и др.).

Изучение результатов различных исследований по данной проблеме показало, что наполнение категории «готовность» конкретным содержанием предопределяется тем видом деятельности, овладение которым выступает целью профессиональной подготовки [8].

В.В. Кузнецов, рассматривая готовность будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности в качестве сложного психологического образования, а также как мобилизованность сил педагога для выполнения поставленной задачи, описывает в своем исследовании структурные компоненты профессиональной готовности, выделенные М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [9; 10]: мотивационный; ориентационный; операциональный; волевой; оценочный [11]. Для нашего исследования важность этой позиции заключается в том, что готовность рассматривается как качество личности, содержащее в себе компоненты, необходимые для осуществления деятельности. В рам-

ках нашего исследования - это готовность к осуществлению воспитательной работы.

Процесс воспитания и перевоспитания несовершеннолетних преступников — это те объекты профессиональной деятельности, которые в настоящее время появляются все чаще и чаще в работе юристов. Взаимодействие работников правоохранительных органов в их профессиональной деятельности с «трудными» подростками (несовершеннолетними преступниками) представляет, как подтверждает ряд исследователей [2; 12], особую трудность.

Одним из первых, кто начал исследовать вопросы воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, был А.С. Макаренко. Изучение его работ позволяет констатировать, что особую роль в воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками играет деятельность, направленная на перевоспитание - «перевоспитание через коллектив» [13,14].

Как показывает практический опыт работы и анализ исследований, посвященных проблемам воспитания и перевоспитания несовершеннолетних преступников, у будущих юристов практически отсутствует готовность к выполнению воспитательной работы после окончания университета, поэтому речь ведется не о развитии готовности, а о ее формировании. Формирование - это приобретение личностью совокупности устойчивых свойств и качеств.

Несовершеннолетний преступник - это особая личность, и работа с этой категорией лиц специфическая. Поэтому не всегда в осуществлении воспитательной работы с ними достаточно только лишь традиционных форм и методов воспитательной работы. На основании проведенного исследования, а также изучения психо-лого-педагогической [15], юридической литературы [16; 17], составлен психологический портрет несовершеннолетнего преступника. Несовершеннолетний преступник - это личность, не достигшая восемнадцатилетнего возраста, характеризующаяся поведением, отклоняющимся от принятых в обществе норм и наносящим вред его жителям; нарушающая социальные нормы, формально зафиксированные в Конституции, Уголовном праве и других юридических законах; результатом такого рода поведения выступают сложные криминогенные ситуации, а иногда и такие случаи, которые связаны с гибелью людей. Удельный вес лиц мужского пола среди не-

совершеннолетних преступников всегда выше (90-95%) по сравнению с долей девушек-подро-стков, совершающих преступления (5-10%).

Изучением исправительно-воспитательного процесса в органах, исполняющих наказания, занимается исправительная (пенитенциарная) педагогика. Сущностью этого процесса считается исправление осужденных, понимаемое как процесс самодвижения, саморазвития и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого осужденного, то есть как процесс перевоспитания [18].

Для создания реальной картины исследуемого процесса был проведен констатирующий педагогический эксперимент на юридическом факультете ОГУ, цель которого состояла в изучении процесса формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками и выявлении необходимых организационно-педагогических условий эффективной организации этого процесса. Обратимся к проведенным нами эмпирическим исследованиям. Для проведения констатирующего педагогического эксперимента был разработан исследовательский инструментарий - анкета для будущих юристов и анкета для преподавателей юридического факультета. В анкетирование принимали участие 156 студентов 2, 3 и 4 курсов и 25 преподавателей юридического факультета ОГУ. Эксперимент проводился с 2009 по 2010 год.

Студентам была предложена анкета из 14 вопросов открытого и закрытого характера. Обработка полученных анкетных данных позволила сделать следующие выводы. Так, ответы на вопрос «Часто ли работникам правоохранительных органов приходится осуществлять воспитательную работу?» были следующие: «да, часто, поскольку воспитательная работа является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов» - 15,5%; «да, часто» - 65,7%; «нет, не часто, хотя профессиональная деятельность юриста предусматривает осуществление воспитательных мер» - 10,5%; «не всегда, часто происходит так, что уровень профессионализма не позволяет выпускнику вуза грамотно осуществлять воспитательную работу» - 10,5%.

Вопрос анкеты «Какие мероприятия осуществляются в рамках воспитательной работы специалистов правоохранительных органов?» позволил констатировать, что практически все

респонденты (94,5%) понимают, в чем заключается содержание воспитательной работы юриста, среди перечисленных мероприятий назывались следующие: разъяснительные беседы, в которых дается юридическая (правовая) оценка определенным действиям либо бездействиям; воспитательные беседы, проводимые с целью информирования об ответственности, которая наступает при нарушении закона; разъяснительная работа с несовершеннолетними (семинары, собрания и др.); воспитательные лекции; собеседование с учащимися школ, просмотр видеофильмов на воспитательную тематику.

Респонденты характеризовали воспитательную работу юриста так: «целенаправленная деятельность, результатом которой является формирование правового поведения», «осуществление мероприятий, оказывающих решающее влияние на поведение лиц, находящихся в криминализированной обстановке»; «это деятельность, заключающаяся в проведении мероприятий, целью которых является доведение до лиц, нарушивших закон (а также других лиц), информации о необходимом поведении, а также с целью призыва к соблюдению закона и содействию предупреждению преступлений».

Студенты указывали в анкетах следующие дисциплины, в рамках которых освещаются вопросы специфики воспитательной работы юристов: юридическая психология (3 курс), социология (2 курс), психология и педагогика (3 курс), гражданское право, конституционное право. Также в анкетах было уточнено, что это в основном дисциплины, которые изучаются с 1 по 3 курс.

Следующий вопрос анкеты касался специфики воспитательной работы юристов с несовершеннолетними преступниками. По мнению студентов, несовершеннолетний преступник -это личность со следующими характеристиками: психическим и (или) психологическим нездоровьем; с неустойчивой психикой (в силу возраста либо иных причин); отсутствием или недостаточно адекватным восприятием окружающей действительности; отсутствием правосознания; агрессивностью; подверженностью чужому влиянию; завистью к более успешным и обеспеченным сверстникам; с асоциальным поведением и др.

На вопрос анкеты «Готовы ли Вы выполнять воспитательную работу в рамках полученной в университете специальности?» опрошен-

ные студенты ответили следующее: «нет, так как не обладаю достаточными знаниями для осуществления этой деятельности, и не было практического опыта работы в этой сфере» - 40%; «нет, поскольку мне будет сложно работать с лицами, которые являются преступниками, т. к. в университете нет предмета, связанного с психологическим воздействием и умением общаться с подобного рода лицами» - 18%; «нет, для осуществления данной работы необходим практический опыт» - 22,5%; «нет, так как я студент 2 курса, и мы не изучали дисциплины, затрагивающие содержание воспитательной деятельности юриста» - 9,5%. Необходимо отметить, что 10% опрошенных студентов затруднились как-либо ответить на данный вопрос анкеты.

Преподавателям юридического факультета Оренбургского государственного университета была предложена анкета из 13 вопросов открытого и закрытого характера. Отметим, что в анкетировании принимали участие преподаватели таких дисциплин, как теория государства и права, арбитражный процесс, муниципальное право, проблемы теории государства и права, семейное право, трудовое право и др. Обработка полученных анкетных данных позволила сделать соответствующие выводы.

Все опрошенные преподаватели юридического факультета (100%) отметили, что все работники правоохранительных органов должны уметь осуществлять воспитательную работу. Отвечая на вопрос «В чем специфика воспитательной работы юриста?», все преподаватели отметили, что воспитательная работа юриста носит правовой характер.

Вопрос анкеты «Готовы ли будущие юристы выполнять воспитательную работу в рамках полученной в университете специальности?» позволил констатировать, что большинство студентов, по мнению преподавателей факультета, не готовы к осуществлению этой деятельности, поскольку у них нет достаточных знаний и опыта в этой сфере.

Преподаватели факультета предложили мероприятия, которые бы позволили значительно улучшить процесс формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками: дополнительная подготовка в рамках специальных дисциплин; практические занятия, тренинги, игры; прохождение соответствующей практики; практичес-

кие занятия с «выходом» в правоохранительные и другие государственные органы и учреждения.

Описанные результаты констатирующего педагогического эксперимента позволяют сделать определенные выводы:

1. Проблема формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками имеет актуальность и значимость, что обуславливает необходимость ее практического решения. Сложившаяся ситуация требует от высшей юридической школы совершенствования подготовки будущих юристов, педагогизации учебно-воспитательного процесса, его содержания, поскольку педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов.

2. Наибольшее затруднение у будущих юристов вызвали вопросы, связанные со спецификой воспитательной работы юристов, а также с определением готовности к осуществлению данного вида работы. Многие из студентов, понимая необходимость формирования готовности юристов к воспитательной работе, указывают на тот факт, что они не готовы к осуществлению воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками и приводят соответствующие аргументы. Основную причину этого студенты видят в отсутствии необходимой дисциплины, которая бы более глубоко раскрывала содержание и сущность данного вида работы, а также в отсутствии практического опыта этой деятельности.

3. Большинство преподавателей, указывая на необходимость формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, отмечает, что далеко не все юристы после окончания университета способны к выполнению этой деятельности, поскольку эта работа требует должной особой подготовки в рамках, например, таких спецкурсов, как «ювенальная юстиция» и др., а также в рамках специальных практик.

4. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, наиболее эффективному формированию у будущих юристов готовности к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками способствуют следующие педагогические условия: организация и проведение работы с преподавателями юридического факультета по повышению уровня их

педагогической культуры; расширение и углубление представлений будущих юристов о цели, содержании, условиях и особенностях предстоящей воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, о ее специфике, о характерных трудностях, о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, осуществляющим дан-

ную деятельность; разработка и реализация на юридическом факультете концепции воспитательной работы; осуществление систематической специфической работы кураторов групп, носящей профессиональную направленность; вовлечение студентов в работу с несовершеннолетними преступниками.

27.10.2011

Список литературы:

1. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 1995. - №2. - С. 146-166.

2. Баимбетов, А.А. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. -М.: Издательство института социологии РАН, 1998. - 106 с.

3. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / A.M. Новиков. - М.: «Эгвес», 2000.

4. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальный портрет современного учащегося системы НПО: итоги всероссийского социологического исследования / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко // Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования): [науч.-метод. сб.] / Ин-т развития проф. образования. - М., 2003.

5. Романцев Г.М., Федоров В.А., Жученко А.А., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

6. Черепанова, М.И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - Барнаул, 2002. - 25 с.

7. Курочкина, М.Н. Формирование профессиональной готовности будущего юриста к работе в учреждениях социальной защиты населения: Дис.... канд. пед. наук / М.Н. Курочкина. - М., 2006. - 227 с.

8. Комаров В.П., Губарева Т.А. Готовность студента вуза к толерантному общению / В.П. Комаров, Т.А. Губарева // Вестник ОГУ. - 2006. - №10. - Приложение. - С. 4-10.

9. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г. Гурова // Педагогика. — 2000. - №10.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн., 1976.

11. Кузнецов В.В., Тухватуллин М.К. Самообразование студенческой молодежи как условие повышения качества профессионального образования (Инновации в профессиональном и профильном педагогическом образовании). - М., 2002. -С. 16-18.

12. Никитина, Л.Е. Технология социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьника. - 2000. -№10.

13. Макаренко, А.С. Сочинения / А.С. Макаренко // Собр. соч.: в 7т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

14. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1936.

15. Абдуллина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1998. - №3. -С. 35-39.

16. Самыгин, П.С Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.

17. Беляева, С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №1.

18. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 37-43.

Сведения об авторе:

Саблин Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, тел. (З5З2) 912165, e-mail: [email protected]

UDС 34

Sablin D.A.

Orenburg state university

E-mail: [email protected]

ABOUT FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE LAWYERS TO EDUCATIONAL WORK WITH MINOR CRIMINALS

This article reflects results of skilled-experimental work on readiness formation of the future lawyers for the educational work with minor criminals; possible variants of effective ways of perfection of investigated process are offered.

Key words: professional training of the lawyer, readiness, professional readiness, educational work of the lawyer, the minor criminal, educational work with minor criminals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.