Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / МЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА / БАКАЛАВРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович

Введение. Развитие физической культуры и спорта в нашей стране является одной из приоритетных задач, решение которой обеспечивает здоровье населения. Обеспечение развития спорта требует подготовки квалифицированных специалистов, способных решать разнообразные задачи, в том числе связанные с реализацией методики спортивного отбора. Целью исследовательской работы является разработка и оценка эффективности модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. Материалы и методы. В исследовании был проведен анализ новейших публикаций по проблеме исследования, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной педагогической модели. Результаты исследования, обсуждения. На основе анализа современных публикаций были определены основные требования к формированию готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора, на основе которых была построена педагогическая модель. Была проведена апробация сформулированной педагогической модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. На основе проведенного сравнения результатов, характеризующих уровень развития когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности бакалавров к реализации методики спортивного отбора, были сделаны выводы об эффективности методики спортивного отбора. Заключение. В процессе подготовки бакалавров по направлению «физическая культура» в настоящее время не уделяется должного внимания формированию у них готовности к реализации методики спортивного отбора. В связи с этим была разработана педагогическая модель, реализация которой предполагает охват различных форм учебной деятельности (как аудиторных, так и внеаудиторных). Данная модель доказала свою эффективность в ходе проведения педагогического эксперимента и может быть рекомендована к внедрению в учреждениях высшего образования, ведущих подготовку бакалавров по направлению «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF READINESS FORMATION OF BACHELORS OF THE DIRECTION OF “PHYSICAL CULTURE” TO IMPLEMENT THE SPORTS SELECTION METHODOLOGY

Introduction. The development of physical culture and sports in our country is one of the priority tasks, the solution of which ensures the health of the population. Ensuring the development of sports requires the training of qualified specialists capable of solving a variety of tasks, including those related to the implementation of the sports selection methodology. The purpose of the research work is to develop and evaluate the effectiveness of the model of readiness formation of bachelors of the direction of “Physical culture” to implement the methodology of sports selection. Materials and methods. In the conducted research, the analysis of the latest publications on the research problem was carried out, pedagogical modeling and pedagogical experiment were conducted to assess the effectiveness of the developed pedagogical model. Research results, discussions. Based on the analysis of modern publications, the main requirements for the formation of readiness of bachelors of the direction of “Physical culture” for the implementation of sports selection methods were determined, on the basis of which a pedagogical model was built. Approbation of the formulated pedagogical model of readiness formation of bachelors of the direction of “Physical culture” for the implementation of the methodology of sports selection was carried out. Based on the comparison of the results characterizing the level of development of cognitive, motivational, activity and reflexive components of bachelors’ readiness to implement the sports selection methodology, conclusions were drawn about the effectiveness of the sports selection methodology. Conclusion. The author concluded that in the process of preparing bachelors of the direction of “Physical culture”, due attention is currently not paid to the formation of their readiness to implement the methodology of sports selection. In this regard, a pedagogical model has been developed, the implementation of which involves the coverage of various forms of educational activities (both classroom and extracurricular). This model has proven its effectiveness during the pedagogical experiment and can be recommended for implementation in higher education institutions that train bachelors in the direction of “Physical culture”.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА»

УДК 378.14:796

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-4-467-473

Модель формирования готовности бакалавров по направлению

«физическая культура» к реализации методики спортивного отбора

Г. М. Николаев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Развитие физической культуры и спорта в нашей стране является одной из приоритетных задач, решение которой обеспечивает здоровье населения. Обеспечение развития спорта требует подготовки квалифицированных специалистов, способных решать разнообразные задачи, в том числе связанные с реализацией методики спортивного отбора. Целью исследовательской работы является разработка и оценка эффективности модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. Материалы и методы. В исследовании был проведен анализ новейших публикаций по проблеме исследования, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной педагогической модели. Результаты исследования, обсуждения. На основе анализа современных публикаций были определены основные требования к формированию готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора, на основе которых была построена педагогическая модель. Была проведена апробация сформулированной педагогической модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. На основе проведенного сравнения результатов, характеризующих уровень развития когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности бакалавров к реализации методики спортивного отбора, были сделаны выводы об эффективности методики спортивного отбора. Заключение. В процессе подготовки бакалавров по направлению «физическая культура» в настоящее время не уделяется должного внимания формированию у них готовности к реализации методики спортивного отбора. В связи с этим была разработана педагогическая модель, реализация которой предполагает охват различных форм учебной деятельности (как аудиторных, так и внеаудиторных). Данная модель доказала свою эффективность в ходе проведения педагогического эксперимента и может быть рекомендована к внедрению в учреждениях высшего образования, ведущих подготовку бакалавров по направлению «физическая культура».

Ключевые слова: спортивный отбор, методика спортивного отбора, бакалавры по направлению «физическая культура», профессиональная подготовка, педагогическая модель, готовность к реализации методики спортивного отбора

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Николаев Г. М. Модель формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 467-473. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-467-473

Model of readiness formation of bachelors of the direction of "Physical culture" to implement the sports selection methodology

G. M. Nikolaev

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The development of physical culture and sports in our country is one of the priority tasks, the solution of which ensures the health of the population. Ensuring the development of sports requires the training of qualified specialists capable of solving a variety of tasks, including those related to the implementation of the sports selection methodology. The purpose of the research work is to develop and evaluate the effectiveness of the model of readiness formation of bachelors of the direction of "Physical culture" to implement the methodology of sports selection. Materials and methods. In the conducted research, the analysis of the latest publications on the research problem was carried out, pedagogical modeling and pedagogical experiment were conducted to assess the effectiveness of the developed pedagogical model.

Research results, discussions. Based on the analysis of modern publications, the main requirements for the formation of readiness of bachelors of the direction of "Physical culture" for the implementation of sports selection methods were determined, on the basis of which a pedagogical model was built. Approbation of the formulated pedagogical model of readiness formation of bachelors of the direction of "Physical culture" for the implementation of the methodology of sports selection was carried out. Based on the comparison of the results characterizing the level of development of cognitive, motivational, activity and reflexive components of bachelors' readiness to implement the sports selection methodology, conclusions were drawn about the effectiveness of the sports selection methodology. Conclusion. The author concluded that in the process of preparing bachelors of the direction of "Physical culture", due attention is currently not paid to the formation of their readiness to implement the methodology of sports selection. In this regard, a pedagogical model has been developed, the implementation of which involves the coverage of various forms of educational activities (both classroom and extracurricular). This model has proven its effectiveness during the pedagogical experiment and can be recommended for implementation in higher education institutions that train bachelors in the direction of "Physical culture".

Keywords: sports selection, sports selection methodology, bachelors of the direction of "Physical culture", professional training, pedagogical model, readiness to implement the sports selection methodology

The author declares no conflict of interest.

For citation: Nikolaev G. M. Model of readiness formation of bachelors of the direction of "Physical culture" to implement the sports selection methodology. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 4, pp. 467-473. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-467-473

Введение

В современной России проблема физкультуры и спорта стоит достаточно остро: снижение уровня здоровья населения, конкурентоспособности отечественных спортсменов на международной спортивной арене, интереса подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом - все это требует решения [5]. Работа, на наш взгляд, должна начинаться с подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «физическая культура», способных осуществлять педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта, одним из важнейших направлений которой является спортивный отбор. Несмотря на то, что теоретико-методологические вопросы проведения спортивного отбора в нашей стране начали глубоко и всесторонне исследоваться более полувека назад (с 1965 года), многие ученые сходятся во мнении, что единого подхода к содержанию данного понятия не сформировалось. Мы в своем исследовании опираемся на определение, данное В. М. Волковым и В. П. Филиным, которые рассматривают спортивный отбор в качестве системы организационно-методических мероприятий, ориентированных на выявление способностей детей, подростков и юношей для конкретной спортивной специализации [3].

Большинство специалистов в области теории и методики физического воспитания и спорта соглашаются во мнении о том, что проведение спортивного отбора является первым и основным условием спортивной деятельности [1]. На этой основе разрабатываются различные подходы к проведению спортивного отбора [1; 2; 9 и др.]. Тем не менее, как показывает практика, при всей важности проведения процедуры спортивного отбора в настоящее время не существует единой, унифицированной методики его проведения, в силу большого разнообразия спортивных дисциплин [4; 6; 7]. Безусловно, сами требования к возрасту спортсменов, их физическим и личностным качествам заметно различаются в игровых видах спорта и спортивных единоборствах, в гимнастике и лыжном спорте, в акробатике и тяжелой атлетике и пр. [4; 8], поэтому возникает противоречие между необходимостью подготовки специалистов, обладающих готовностью к методически грамотному, качественному и эффективному проведению спортивного отбора, и сложностью методики спортивного отбора в силу больших различий между видами спортивных дисциплин [10]. Вероятно, сложность и многогранность проявлений методики спортивного отбора в различных спортивных дисциплинах, обусловила тот факт, что в большинстве российских вузов, ведущих подготовку

бакалавров по направлению «физическая культура», отсутствует отдельная учебная дисциплина по методике спортивного отбора, как и единый подход к формированию готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации спортивного отбора. На этой основе нами была поставлена цель исследования - разработать и апробировать педагогическую модель формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведения исследования была разработана педагогическая модель формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. При разработке данной модели мы учитывали тот факт, что понятие готовности к реализации методики спортивного отбора является сложным личностным образованием, предполагающим развитие у студентов-бакалавров всего комплекса основных компонентов готовности - когнитивного, мотивационного, дея-тельностного и рефлексивного, позволяющих сформировать у студентов в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «физическая культура» стремление к проведению спортивного отбора, знание его теоретических основ, способность действовать необходимым образом в рамках проведения методики спортивного отбора, а также понимать и анализировать ход и результаты методики спортивного отбора.

Разработанная педагогическая модель (рисунок) последовательно описывает процесс формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора.

Как можно увидеть на рисунке, разработанная модель представляет собой совокупность функционально-целевого, содержательно-технологического и оценочно-результативного блоков, каждый из которых имеет свое содержание (см. рис.). Апробация данной педагогической модели проводилась на базе факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета в период с 2017 по 2022 год с участием 300 студентов (200 человек -экспериментальная группа и 100 человек - контрольная). Апробация педагогической модели

формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора была проведена в виде педагогического эксперимента. В результате проведения эксперимента при помощи выполнения студентами контрольных тестов для оценки теоретических знаний в области методики спортивного отбора, анкетирования, праксиметриче-ского метода были получены эмпирически обоснованные данные о том, что в начале педагогического эксперимента и в экспериментальной, и в контрольной группах не были сформированы основные компоненты готовности к реализации методики спортивного отбора.

В результате апробации разработанной педагогической модели, в ходе формирования моти-вационного компонента готовности к реализации методики спортивного отбора, были получены данные о том, что был зафиксирован рост стремления студентов к самостоятельному поиску информации и приобретению опыта в области методики спортивного отбора. В частности, стремление к чтению соответствующей литературы повысилось на 60 %, к получению информации и опыта в области методики спортивного отбора за счет общения с опытными тренерами повысилось на 54 % и к самостоятельному поиску информации в области методики спортивного отбора, используя иные источники, - на 39 %, в то время как в контрольной группе рост мотивационной готовности оказался незначительным (рост по отдельным показателям составил не более 5 %).

По показателю когнитивного компонента готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора на основе проведения контрольного тестирования были получены данные о том, что полностью сформирован данный компонент готовности в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе оказался у 80 % студентов-бакалавров, а в контрольной группе - у 10 %.

Оценка формирования деятельностного и рефлексивного компонентов готовности бакалавров по направлению «физическая культура» в процессе педагогического эксперимента проводилась при помощи праксиметрического метода. Результаты сформированности данных компонентов у студентов из экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице.

Рис. Модель подготовки бакалавров по направлению «физическая культура» с использованием методики спортивного отбора / Fig. Model of preparation of bachelors of the direction of "Physical culture" using the method of sports selection

Таблица / Table

Результаты сформированности деятельностной и рефлексивной готовности студентов-бакалавров направления подготовки «физическая культура» из экспериментальной и контрольной групп к применению методики спортивного отбора, полученные на контрольном этапе педагогического эксперимента / The results of the formation of activity and reflexive readiness of bachelor students in the field of training "Physical culture" from the experimental and control groups to apply the methods of sports selection, obtained at the control stage of the pedagogical experiment

Группа / Group Деятельностный компонент / Activity component Рефлексивный компонент / Reflexive component

Экспериментальная 100 % (200 чел.) 98 % (196 чел.)

Контрольная 36 % (36 чел.) 24 % (24 чел.)

Как показано в таблице, по результатам оценки деятельного и рефлексивного компонентов готовности бакалавров к реализации методики спортивного отбора в экспериментальной группе были получены более высокие показатели.

То есть в результате апробации разработанной модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора были получены данные о росте всех компонентов готовности к реализации методики спортивного отбора в экспериментальной группе. Мы объясняем данный факт тем, что:

- формирование готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора проводилось в течение всего периода обучения;

- для формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора использовались различные организационные формы обучения и виды заданий;

- помимо традиционных форм и методов обучения, использовались и инновационные - интерактивные, дистанционные формы.

Заключение

Как показал обзор теоретических источников по проблеме спортивного отбора, несмотря на высокую значимость проведения спортивного отбора в рамках подготовки квалифицированных спортсменов и формирования у подрастающего поколения интереса и мотивации к занятиям спортом, в силу большого разнообразия видов

спортивных дисциплин, не существует единого, унифицированного подхода к методике спортивного отбора. Вероятно, в силу этого в большинстве вузов отсутствует специальный учебный курс, посвященный формированию готовности студентов - бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. Мы пытаемся преодолеть данный пробел в физкультурном образовании, путем разработки целостной модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора. Данная модель предусматривает формирование у бакалавров мотивационной, дея-тельностной, когнитивной и рефлексивной готовности к реализации методики спортивного отбора. Формирование готовности к реализации методики спортивного отбора происходит в процессе всего обучения, затрагивая все формы учебной деятельности бакалавров. Как показал педагогический эксперимент по апробации разработанной модели формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора, данная модель доказала свою эффективность в развитии всех структурных компонентов готовности к реализации методики спортивного отбора. Данный факт позволяет рекомендовать разработанную модель формирования готовности бакалавров по направлению «физическая культура» к реализации методики спортивного отбора в различных высших учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта.

1. Банку Т. А., Якимович Е. П., Лукьянчикова М. Д., Раевская В. С., Коноплев В. В. Реализация комплексной методики спортивного отбора в детско-юношеские спортивные школы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 21-24. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p21-24

2. Витун Е. В, Витун В. Г. Анализ предрасположенности к определенному виду спорта у студентов на основе спортивной генетики // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 472-476. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.456

3. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. М. : Физкультура и спорт, 2003. 176 с.

4. Закамский А. В., Макин С. М., Дьякова А. С. Особенности спортивного отбора и спортивной ориентации спортсменов // Физическая культура, спорт и здоровье. 2015. № 25. С. 17-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25969195 (дата обращения: 11.07.2022).

5. Караков С. Б., Байдосова Д. К., Шепетюк М. Н., Шевлякова Д. А., Шепетюк Н. М. Современные подходы к подготовке одаренных в спорте детей (на примере республиканской специализированной школы-интернат-колледжа олимпийского резерва имени Каркена Ахметова) // Теория и методика физической культуры. 2020. № 3 (61). С. 39^5. DOI: https://doi.org/10.48114/2306-5540_2020_3_39

6. Курмашин Ю. Ф., Двейрина О. А., Терехин В. С. Оценка спортивной одаренности детей на основе индивидуально-типологического подхода // Теория и практика физической культуры. 2022. № 4. С. 3-5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-sportivnoy-odarennosti-detey-na-osnove-individualno-tipologicheskogo-podhoda (дата обращения: 12.07.2022).

7. Николаев Г. М., Федорова С. Н. Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 306-311. DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311

8. Пойдунов А. А., Никифоров Ю. Б., Творонович Т. В. К вопросу о первичном отборе в боксе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 139-145. OI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-139-145

9. Ржанов А. А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2021. № 1 (55). С. 133-143. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-265

10. Уголькова Е. Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 426^30. DOI: https://doi.org/ 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p426-430

Статья поступила в редакцию 05.09.2022 г.; одобрена после рецензирования 29.09.2022 г.; принята к публикации 24.10.2022 г.

Об авторе

Николаев Геннадий Михайлович

старший преподаватель кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3385-5852, Nikolaevv12@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Banku T. A., Yakimovich E. P., Lukyanchikova M. D., Raevskaya V. S., Konoplev V. V. Realizatsiya kompleksnoi metodiki sportivnogo otbora v detsko-yunosheskie sportivnye shkoly [Implementation of the comprehensive methodology for sports selection in children and youth sports schools]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the Lesgaft University, 2020, no. 2 (180), pp. 21-24. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p21-24

2. Vitun E. V., Vitun V. G. Analiz predraspolozhennosti k opredelennomu vidu sporta u studentov na osnove sportivnoi genetiki [Analysis of students' predisposition to a certain sport based on sports genetics]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. = Business. Education. Law, 2020, no. 4 (53), pp. 472-476. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.456

3. Volkov V. M., Filin V. P. Sportivnyi otbor [Sports selection]. M., Physical culture and sport Publ., 2003, 176 p.

4. Zakamsky A. V., Makin S. M., Dyakova A. S. Osobennosti sportivnogo otbora i sportivnoi orientatsii sportsmenov [Features of sports selection and sports orientation of sportsmen]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov 'e = Physical Culture, Sports and Health, 2015, no. 25, pp. 17-19. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25969195 (accessed 11.07.2022). (In Russ.).

5. Karakov S. B., Baidosova D., Shepetyuk M., Shevlyakova D., Shepetyuk N. Sovremennye podkhody k podgotovke odarennykh v sporte detei (na primere respublikanskoi spetsializirovannoi shkoly-internat-kolledzha olimpiiskogo rezerva imeni Karkena Akhmetova) [Modern approaches to the training of gifted children in sports (on the example of the Republican specialized boarding school-college of the Karken Akhmetov Olympic reserve)]. Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury = Theory and Methodology of Physical Culture, 2020, no. 3 (61), pp. 39-45. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.48114/2306-5540_2020_3_39

6. Kurmashin Yu. F., Dveirina O. A., Terekhin V. S. Otsenka sportivnoi odarennosti detei na osnove individual'no-tipologicheskogo podkhoda [Assessment of sports talented children based on individual typological approach]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture, 2022, no. 4, pp. 3-5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sportivnoy-odarennosti-detey-na-osnove-individualno-tipologicheskogo-podhoda (accessed 12.07.2022). (In Russ.).

7. Nikolaev G. M., Fedorova S. N. Metodiki sportivnogo otbora na osnove kompleksnoi otsenki perspektivnosti yunykh sportsmenov [Methods of sports selection based on a comprehensive assessment of the prospects of young athletes]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14, no. 3, pp. 306-311. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311

8. Poydunov A. A., Nikiforov Yu. B., Tvoronovich T. V. K voprosu o pervichnom otbore v bokse [To the question of primary selection in the boxing]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 139-145. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-139-145

9. Rzhanov A. A. Metodika sportivnogo otbora podrostkov s uchetom ikh sposobnosti k resheniyu dvigatel'nykh zadach [Methodology for sports-oriented selection of adolescents taking into account their ability to solve motor tasks]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva = Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, 2021, no. 1 (55), pp. 133-143. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-265

10. Ugolkova E. R. Sportivnyi otbor I ego teoreticheskie aspekty, sportivnyi otbor na etape uglublennoi spetsializatsii [Sport selection and its theoretical aspects, sports selection at the stage of advanced specialization]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the Lesgaft University, 2020, no. 2 (180), pp. 426-430. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p426-430

The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 29.09.2022; accepted for publication 24.10.2022.

About the author Gennady M. Nikolaev

Senior Lecturer of the Department of Physical Culture and Life Safety, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3385-5852, Nikolaevv12@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.