Научная статья на тему 'Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства'

Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрная сфера / кадровый потенциал / модель взаимодействия / Нижегородская область / региональный вуз / сельские территории / Нижегородский государственный инженерно-экономический университет / система подготовки кадров / социальное партнерство / человеческий капитал / agricultural sector / human resources potential / Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics / interaction model / Nizhny Novgorod region / regional university / rural areas / personnel training system / social partnership / human capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касимова Ж. В., Проваленова Н. В., Шамин А. Е.

Введение. В настоящее время в условиях активного развития аграрной сферы на первый план выходит проблема её обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Ежегодное увеличение числа вакантных рабочих мест в отраслях сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства свидетельствует о необходимости совершенствования системы подготовки кадров для АПК. В связи с этим актуальной становится разработка модели формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства, учитывающего интересы работодателей и вузов. Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий АПК должно осуществляться не только в части модернизации образовательных программ, но и реализации практикоориентированного подхода в образовании, создании системы непрерывного повышения профессионального мастерства как научно-педагогических работников, так и работников АПК с учетом современных требований производства. В настоящее время в большинстве своем наблюдается формальное взаимодействие работодателей и системы среднего профессионального и высшего образования, ограничивающееся согласованием основных образовательных программ, предоставлением мест практик и привлечением специалистов АПК к государственной итоговой аттестации выпускников. В статье представлен опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического университета по формированию человеческого капитала в аграрной сфере. Материалы и методы. Материалами для исследования послужили данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения кадрами АПК. Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием абстрактно-логического метода, сравнительного сопоставления, анализа и синтеза и других методов. Результаты. Разработана модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства, учитывающая положительный опыт регионального вуза. Обсуждение. Представленная модель позволяет сформировать эффективную систему подготовки кадров для аграрной сферы региона, включающую непрерывную систему образования, раннюю профориентацию школьников, содействие трудоустройству выпускников. Заключение. Сложившаяся в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете система подготовки кадров для отраслей сельской экономики определяет его как одного из основных социальных партнеров по формированию и развитию человеческого капитала аграрной сферы Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of human capital formation in the agricultural sector based on social partnership

Introduction. Currently, in the context of the active development of the agricultural sector, the problem of its provision with highly qualified personnel comes to the fore. The annual increase in the number of vacant jobs in the agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming sectors indicates the need to improve the personnel training system for the agro-industrial complex. In this regard, it becomes relevant to develop a model for the formation of human capital in the agricultural sector on the basis of social partnership, taking into account the interests of employers and universities. The interaction of higher educational institutions and agricultural enterprises should be carried out not only in terms of modernizing educational programs, but also implementing a practice-oriented approach in education, creating a system of continuous professional development of both scientific and pedagogical workers and agricultural workers, taking into account modern production requirements. Currently, for the most part, there is formal interaction between employers and the system of secondary vocational and higher education, limited to the coordination of basic educational programs, the provision of internships and the involvement of agricultural specialists in the state final certification of graduates. The article presents the experience of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University in the formation of human capital in the agricultural sector. Materials and methods. The materials for the study were data from the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Nizhny Novgorod Region, the results of research by domestic and foreign scientists in the field of staffing the agro-industrial complex. The validity and reliability of the results obtained is confirmed by the use of the abstract-logical method, comparative comparison, analysis and synthesis and other methods. Results. A model for the formation of human capital in the agricultural sector based on social partnership has been developed, taking into account the positive experience of a regional university. Discussion. The presented model makes it possible to form an effective system of personnel training for the agricultural sector of the region, including a continuous education system, early career guidance for schoolchildren, and assistance in the employment of graduates. Conclusion. The system of personnel training for sectors of the rural economy that has developed at the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics defines it as one of the main social partners in the formation and development of human capital in the agricultural sector of the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства»

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Научная статья УДК 331

Б01: 10.24412/2227-9407-2023-12-90-103

Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства

Жанна Владимировна Касимова18, Наталья Владимировна Проваленова2, Анатолий Евгеньевич Шамин3

12 3 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

1 [email protected]

2 provalenova@list. т

3 ngiei-126@mail. т

Аннотация

Введение. В настоящее время в условиях активного развития аграрной сферы на первый план выходит проблема её обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Ежегодное увеличение числа вакантных рабочих мест в отраслях сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства свидетельствует о необходимости совершенствования системы подготовки кадров для АПК. В связи с этим актуальной становится разработка модели формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства, учитывающего интересы работодателей и вузов. Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий АПК должно осуществляться не только в части модернизации образовательных программ, но и реализации практикоориентированного подхода в образовании, создании системы непрерывного повышения профессионального мастерства как научно-педагогических работников, так и работников АПК с учетом современных требований производства. В настоящее время в большинстве своем наблюдается формальное взаимодействие работодателей и системы среднего профессионального и высшего образования, ограничивающееся согласованием основных образовательных программ, предоставлением мест практик и привлечением специалистов АПК к государственной итоговой аттестации выпускников. В статье представлен опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического университета по формированию человеческого капитала в аграрной сфере.

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения кадрами АПК. Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием абстрактно-логического метода, сравнительного сопоставления, анализа и синтеза и других методов.

Результаты. Разработана модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства, учитывающая положительный опыт регионального вуза.

Обсуждение. Представленная модель позволяет сформировать эффективную систему подготовки кадров для аграрной сферы региона, включающую непрерывную систему образования, раннюю профориентацию школьников, содействие трудоустройству выпускников.

Заключение. Сложившаяся в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете система подготовки кадров для отраслей сельской экономики определяет его как одного из основных социальных партнеров по формированию и развитию человеческого капитала аграрной сферы Нижегородской области.

© Касимова Ж. В., Проваленова Н. В., Шамин А. Е., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2023. № 12 (151). C. 90-103. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 12 (151). P. 90-103. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Ключевые слова: аграрная сфера, кадровый потенциал, модель взаимодействия, Нижегородская область, региональный вуз, сельские территории, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, система подготовки кадров, социальное партнерство, человеческий капитал

Для цитирования: Касимова Ж. В., Проваленова Н. В., Шамин А. Е. Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере на основе социального партнерства // Вестник НГИЭИ. 2023. № 12 (151). С. 90-103. DOI: 10.24412/2227-9407-2023-12-107-103

Model of human capital formation in the agricultural sector based on social partnership

Zhanna V. KasimovaNatalia V. Provalenova2, Anatoly E. Shamin3

123 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

1 [email protected]

2 provalenova@list. ru

3 [email protected]

Abstract

Introduction. Currently, in the context of the active development of the agricultural sector, the problem of its provision with highly qualified personnel comes to the fore. The annual increase in the number of vacant jobs in the agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming sectors indicates the need to improve the personnel training system for the agro-industrial complex. In this regard, it becomes relevant to develop a model for the formation of human capital in the agricultural sector on the basis of social partnership, taking into account the interests of employers and universities. The interaction of higher educational institutions and agricultural enterprises should be carried out not only in terms of modernizing educational programs, but also implementing a practice-oriented approach in education, creating a system of continuous professional development of both scientific and pedagogical workers and agricultural workers, taking into account modern production requirements. Currently, for the most part, there is formal interaction between employers and the system of secondary vocational and higher education, limited to the coordination of basic educational programs, the provision of internships and the involvement of agricultural specialists in the state final certification of graduates. The article presents the experience of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University in the formation of human capital in the agricultural sector.

Materials and methods. The materials for the study were data from the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Nizhny Novgorod Region, the results of research by domestic and foreign scientists in the field of staffing the agro-industrial complex. The validity and reliability of the results obtained is confirmed by the use of the abstract-logical method, comparative comparison, analysis and synthesis and other methods.

Results. A model for the formation of human capital in the agricultural sector based on social partnership has been developed, taking into account the positive experience of a regional university.

Discussion. The presented model makes it possible to form an effective system of personnel training for the agricultural sector of the region, including a continuous education system, early career guidance for schoolchildren, and assistance in the employment of graduates.

Conclusion. The system of personnel training for sectors of the rural economy that has developed at the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics defines it as one of the main social partners in the formation and development of human capital in the agricultural sector of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: agricultural sector, human resources potential, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, interaction model, Nizhny Novgorod region, regional university, rural areas, personnel training system, social partnership, human capital

For citation: Kasimova Zh. V., Provalenova N. V., Shamin A. E. Model of human capital formation in the agricultural sector based on social partnership // Bulletin NGIEI. 2023. № 12 (151). P. 90-103. DOI: 10.24412/2227-9407-202312-107-103

^^WWW^^WW пгппы л i л мп сггтппл т сглилмггг

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Введение

Основой развития любой сферы деятельности является человеческий капитал, поэтому необходимо уделять особое внимание вопросам его формирования и развития, особенно в аграрной сфере, которая играет ведущую роль в продовольственной независимости страны. В настоящее время в условиях активного её развития, увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения экономической эффективности и продуктивности сельского хозяйства ключевой проблемой становится дефицит квалифицированных кадров, о чем свидетельствуют не только исследования в области кадрового потенциала в аграрной сфере [1; 2; 3], но и официальные данные Федеральной службы государственной статистики. Так, по состоянию на 31 октября 2022 года потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест в отраслях сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составила 56,9 тысяч человек, увеличившись за последние пять лет практически в два раза1. При этом, по данным Министерства сельского хозяйства России, нехватка кадров оценивается в 200 тысяч че-ловек2. В то же время в большинстве программ социально-экономического развития РФ отсутствуют требования и алгоритмы решения проблемы кадрового обеспечения аграрной сферы [4]. Из-за низкого уровня заработной платы по сравнению с другими секторами экономики аграрная сфера является непривлекательной для молодежи, что влечет старение профессиональных кадров, данная ситуация характерна не только для РФ, но и ряда развивающихся стран [5].

Основным источником человеческого капитала для аграрной сферы являются сельские террито-

рии, так как большая часть аграрного производства размещена именно на данных территориях. Вместе с тем на сельских территориях в настоящее время сложилась негативная демографическая ситуация, обусловленная в основном естественной убылью сельского населения и его миграционным оттоком. В свою очередь, миграционный отток сельского населения обусловлен значительным отставанием сельских территорий в социально-экономическом развитии [6].

В результате наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности сельского населения РФ. Так за последние десять лет данная категория населения уменьшилась на 11,5 %, в результате в 2022 году его доля составила 25 %, что на 1 % ниже уровня 2013 года. По нашим прогнозам, при сохранении текущих тенденций движения сельского населения его численность к 2030 году снизится более чем на 10 %.

По мнению Е. В. Авдеева, сложившаяся тенденция снижения численности сельского населения в трудоспособном возрасте отрицательно влияет на текущий уровень конкуренции на рынке труда сельских территорий, соответственно, в ближайшей перспективе он не может выступать драйвером развития аграрной экономики [7].

Материалы и методы

Аналогичная ситуация сложилась и в Нижегородской области. Так, в 2022 году сельское население составило 20 % от общей численности населения региона, снизившись за последнее десятилетие на один процент. При этом Нижегородская область входит в десятку регионов РФ с низким значением данного показателя.

9500

9000 9160

8500

8000

7500 7720

7000

6500 6120 6295 6667

6000

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Динамика естественной убыли сельского населения Нижегородской области, чел. Fig. 1. Dynamics of natural decline in the rural population of the Nizhny Novgorod region, people Источник: составлен по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области3

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'

Основной причиной снижения численности сельского населения, как и в целом по РФ, является его естественная убыль (рис. 1). Необходимо отметить, что наибольшая доля летальных исходов приходится на городское население, составляя среди сельского населения не более 30 %.

Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения (53,6 %), в то время

как на внешние факторы приходится 6 % смертей. Резкое увеличение летальных исходов в 2020 и 2021 году связано с коронавирусной инфекцией, вызванной СОУГО-19.

На снижение численности сельского населения региона также оказывает влияние и миграционный отток, составив в 2022 году 706 человек (рис. 2).

1000

500 824

0 -500 -1000 -1500

2018 -236 2020 2021 -1280 2022 -706

-2000 -1905

Рис. 2. Миграционный прирост (- отток) сельского населения Нижегородской области, чел. Fig. 2. Migration increase (- outflow) of the rural population of the Nizhny Novgorod region, people Источник: составлен по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области4

Следует отметить, что за последние три года миграционный отток с сельских территорий региона снизился на 63 %.

В результате естественного и пространственного движения сельского населения изменяется его возрастная структура. В настоящее время наблюда-

ется старение сельских жителей региона, так ежегодно увеличивается численность населения старше трудоспособного возраста, доля которого составила в 2021 году 30,9 %, при этом население в трудоспособном возрасте сокращается (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика сельского населения Нижегородской области по возрасту, % Table 1. Characteristics of the rural population of the Nizhny Novgorod region by age, %

Наименование показателя / Indicator name 2013 2021 Темп роста, % / Growth rate, %

Доля населения моложе трудоспособного возраста, % /

Proportion of population under working age, % 15,0 15,5 103,3

Доля населения трудоспособного возраста, % /

Proportion of working age population, % 56,0 53,6 95,7

Доля населения старше трудоспособного возраста, % /

Proportion of population over working age, % 29,0 30,9 106,5

Доля населения 65 лет и старше, % /

Proportion of population 65 years and older, % 17,8 20,3 114,0

Средний возраст населения, лет / Average age of the population, years 42,86 44,1 102,9

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста, на 1000 жителей трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных лиц / старше трудоспособного возраста / Demographic load on the working age population, per 1000 working age residents there are disabled persons / over working age

Источник: составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области5

785/517 842/555 107,2/107,3

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

Также увеличивается средний возраст сельского населения, что влечет снижение качества человеческого капитала аграрной сферы, так как более старшее поколение не склонно к распространению технологических инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность сельского хозяйства.

На изменение численности сельского населения влияет и реформирование муниципально-территориального устройства субъектов РФ. Так, за последние десять лет за счет преобразования городских населенных пунктов в сельские численность сельского населения Нижегородской области увеличилась на 5,5 тысяч человек. При этом обратного процесса не наблюдалось.

Таким образом, сложившаяся на сельских территориях региона демографическая ситуация оказывает негативное влияние на расширенное воспроизводство человеческого капитала в аграрной сфере. Кроме того, низкий уровень заработной платы не способствует привлечению квалифицированных специалистов в данную сферу. Несмотря на то, что размер среднемесячной заработной платы в аграрной сфере увеличивается, её отношение к аналогичному показателю в целом по всем видам экономической деятельности в Нижегородской области составляет 57 % (табл. 2), что негативно влияет на решение кадровой проблемы сельхозтоваропроизводителей.

Табл. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отраслях сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства Нижегородской области, руб.

Table 2. Average monthly nominal accrued wages in the sectors of agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming in the Nizhny Novgorod region, rub.

Года / Years

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство / Agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming

Отношение к средней по региону / Relative to regional average

2018

2019

2020 2021 2022

19889 21374 22068 26668 26646

60,4 59,8 59,0 64,2 57,2

Источник: составлен по данным Федеральной службы государственной статистики6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях привлечения и закрепления молодых специалистов и работников в сельскохозяйственном производстве Правительство Нижегородской области установило соответствующие меры государственной поддержки, действующие с 2018 года (табл. 3).

Несмотря на предпринимаемые меры, наблюдается ежегодное снижение доли занятых в аграрной сфере при увеличении потребности в кадрах. Так, в 2022 году число вакантных мест в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве Нижегородской области составило 692 человека, что на 33 % больше, чем в 2018 году. По мнению ряда исследователей, кроме низкого уровня заработной платы «усугубляют ситуацию сложные условия работы, низкий уровень механизации и автоматизации труда, отсутствие перспектив карьерного роста» [8, с. 83], а также сложившееся мнение у молодежи о непрестижности труда в аграрной сфере. Кроме того, сельские территории из-за ин-

фраструктурной необустроенности непривлекательны для молодых специалистов в качестве места проживания [9].

Основным источником получения высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, в том числе и для аграрной сферы, являются высшие учебные заведения. При этом, по мнению О. В. Перфильевой, «своей деятельностью и реализацией социальных функций вузы способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом» [10, с. 12]. Кроме того, вузы способствуют не только формированию человеческого капитала и социокультурному развитию территории, но и приносят значительные финансовые выгоды для её экономики в виде налоговых отчислений в местный бюджет, расходов на проживание студентов и др. [11].

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'

Таблица 3. Меры по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области

Table 3. Measures to develop human resources in agricultural production in the Nizhny Novgorod region

Мера государственной поддержки / State support measure Аграрная стипендия / Agrarian scholarship

Выплата молодым специалистам / Payment to young professionals

Выплата молодым работникам / Payment to young workers

Пособие молодым специалистам / Allowance for young professionals

Единовременная выплата молодому специалисту на улучшение жилищных условий / One-time payment to a young specialist to improve living conditions

Круг лиц, имеющих право на государственную поддержку / Circle of persons entitled to state support Студенты очной формы обучения, заключившие соглашение о трудоустройстве с сельхозтоваропроизводителями / Full-time students who have entered into employment agreements with agricultural producers

Граждане РФ в возрасте до 35 лет, получившие аграрное образование и заключившие трудовой договор с сельхозтоваропроизводителями на срок не менее 5 лет / Citizens of the Russian Federation under the age of 35 who have received an agricultural education and have entered into an employment contract with agricultural producers for a period of at least 5 years

Граждане РФ в возрасте до 35 лет, заключившие трудовой договор с сельхозтоваропроизводителями на осуществление определенных видов профессиональной деятельности / Citizens of the Russian Federation under the age of 35 who have entered into an employment contract with agricultural producers to carry out certain types of professional activities Граждане РФ в возрасте до 35 лет, получившие аграрное образование и заключившие трудовой договор с сельхозтоваропроизводителями на срок не менее 5 лет, по истечении 1 года работы по данному договору / Citizens of the Russian Federation under the age of 35 who have received an agricultural education and have entered into an employment contract with agricultural producers for a period of at least 5 years, after 1 year of work under this agreement Граждане РФ в возрасте до 35 лет, получившие аграрное образование и заключившие трудовой договор с сельхозтоваропроизводителями на срок не менее 5 лет, не воспользовавшиеся пособием / Citizens of the Russian Federation under the age of 35 who have received an agricultural education and have entered into an employment contract with agricultural producers for a period of at least 5 years, who have not taken advantage of the benefit

Срок действия / Validity

В период обучения, ежемесячно / During the training period, monthly

2 года, ежемесячно / 2 years, monthly

3 года, ежегодно / 3 years, annually

Размер государственной поддержки / Amount of

government support Высшее образование -4000 руб. / Higher education - 4000 rubles. Среднее профессиональное образование -3000 руб. / Secondary vocational education -3000 rubles

С высшим образованием - 8000 руб. / With higher education - 8000 rubles.

Со средним профессиональным образованием - 6000 руб. / With secondary vocational education - 6000 rubles 4000 руб. / 4000 rubles

2 года, ежемесячно / 2 years, monthly

С высшим образованием - 300000 руб. / With higher education -300000 rubles. Со средним профессиональным образованием

- 210000 руб. / With secondary vocational education - 210000 rubles

С высшим образованием - 500000 руб. / With higher education -500000 rubles. Со средним профессиональным образованием

- 400000 руб. / With secondary vocational education - 400000 rubles

Источник: составлено по данным

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

При этом особая роль отводится региональным вузам, которые, выступая социально ответственными партнерами территории, способствуют её экономическому росту и социальному развитию [12]. В настоящее время доля таких вузов, учредителем которых являются муниципалитеты и субъекты РФ, составляет 4 %.

По мнению Н. А. Тоичкина, региональные вузы должны быть «не только центром притяжения научной, культурной и спортивной жизни, но и являться опорной базой для формирования передовых стратегий развития региона в различных сферах общественной жизни» [13, с. 148-149].

Вместе с тем в целях решения проблемы обеспечения аграрной сферы квалифицированными кадрами в систему образования должны быть включены не только образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, но и работодатели, их профессиональные союзы [8], которые из-за отсутствия экономических стимулов слабо вовлечены в сферу профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников [14]. В связи с этим работодатели если и взаимодействуют с вузами, то формально. В результате, по укрупненной группе специальности «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» только 56 % выпускников трудоустраиваются на работу, связанную с полученной профессией, среди квалифицированных работников сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства данный показатель составляет 26,9 %8.

Одной из актуальных задач в рамках перехода агропромышленного комплекса к 4.0 становится сопряжение университетов, науки и агробизнеса как совместных исследовательских пространств в виде университетских исследовательских парков, крупных научных центров [15, с. 165]. Необходима подготовка ГГ-специалистов, обладающих компетенциями в сфере цифрового сельского хозяйства, что обеспечит организацию высокотехнологичного и наукоемкого сельскохозяйственного производства [16].

В то же время, по мнению ряда ученых, закреплению молодых специалистов в АПК и на сельских территориях способствует создание эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений, агробизнеса и государства, формирование многоуровневой образовательной среды в аграрной сфере [17]. При этом она должна обеспечивать непрерывную подготовку и переподготовку кадров, соответствующих современным требованиям сельскохозяйственного производства.

Результаты

Примером такой модели выступает Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (далее - Княгининский университет), который является одним из драйверов развития сельских территорий Нижегородской области и фактором формирования человеческого капитала в аграрной сфере региона. Стратегической целью университета является обеспечение научно-методического, кадрового и технологического прорыва в развитии АПК и сельских территорий на принципах цифровой экономики.

Само месторасположение Княгининского университета способствует тому, чтобы он стал не только ключевым социальным партнером развития сельских территорий, но и образовательно-производственным и научным центром агропромышленного комплекса Нижегородской области, обеспечивающим приток в аграрную сферу молодых высококвалифицированных специалистов. Располагаясь в границах трех муниципальных образований, два из которых относятся к сельским территориям, университет имеет возможность оказывать положительное влияние не только на все их системы жизнеобеспечения, но и близлежащих территорий. Основная часть головного вуза находится в моногороде Княгинино Княгининского муниципального округа с численностью населения 6559 человек. По данным Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, Княгининский муниципальный округ по уровню социально-экономического развития территорий в 2022 году занял 20 место из 52, а с численностью населения менее 12 тысяч человек - 1 место. Необходимо отметить, что в округе за последние три года наблюдается миграционный прирост населения, доля граждан трудоспособного возраста составляет 55,3 %, а моложе трудоспособного - 16,5 %.

На Княгининской площадке университета получают образование более 3000 обучающихся по всем формам обучения. А на всех территориях университета учятся около 5 тысяч человек, из которых 25 % по образовательным программам сельскохозяйственного профиля. Несмотря на то, что только четверть обучающихся получают аграрное образование, университет обеспечивает кадрами различные отрасли сельской экономики, развитие которых способствует формированию человеческого капитала в аграрной сфере. Так, для привлечения в данную сферу кадров с высоким образовательно-интеллектуальным потенциалом необходимо обес-

VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛЬНАЯ И 01 РАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

печить развитие на сельских территориях сервисной экономики [18], которая, в свою очередь, также испытывает дефицит кадров.

Княгининский университет, обеспечивая получение среднего, высшего, дополнительного образования, а также рабочих профессий детьми из муниципальных районов региона в непосредственной близости от места проживания, в привычной для них социальной среде, препятствует неконтролируемой миграции сельской молодёжи. По данным ежегодных опросов выпускников за десятилетний период и данным мониторинга, проводимого Мино-брнауки РФ, уровень общей занятости выпускников составляет 94 %, после завершения обучения 96 % выпускников возвращаются к себе на малую родину (более 88 % - по полученной специальности).

При формировании номенклатуры образовательных услуг приоритетными направлениями для университета являются, прежде всего, потребность в кадрах сельских территорий Нижегородской области, а также заявки органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в аграрной сфере на целевой приём или целевое обучение.

За время существования университета (института) подготовлено около 10 тысяч дипломированных специалистов, бакалавров и магистров и более 7 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием.

Основными формами взаимодействия университета и работодателей аграрной сферы являются:

- разработка основных образовательных программ с учетом квалификационных требований, предъявляемых работодателями к специалистам аграрной сферы, с дальнейшим привлечением организаций-партнеров к оценке сформированных у студентов компетенций в рамках конкурсов профессионального мастерства и государственной итоговой аттестации;

- осуществление целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по заказу предприятий АПК;

- проведение ведущими специалистами аграрной сферы аудиторных занятий по профильным дисциплинам, мастер-классов;

- включение представителей АПК региона в коллегиальные органы, содействующие реализации программ развития университета и привлечения дополнительного финансирования приоритетных направлений деятельности;

- проведение производственных практик студентов и стажировка научно-педагогических работников университета на базе ведущих предприятий агропромышленного комплекса региона;

- организация в университете по согласованным с работодателями программам курсов переподготовки и повышения квалификации работников АПК;

- реализация совместных проектов, в том числе внедрение результатов научно-исследовательской деятельности научных работников университета в сельскохозяйственное производство;

- привлечение хозяйствующих субъектов в аграрной сфере к участию в массовых мероприятиях, проводимых университетом (дни открытых дверей, ярмарки вакансий; научно-практические конференции);

- участие организаций-партнеров в открытых дискуссионных площадках, на которых обсуждаются проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий региона.

На базе университета функционирует Нижегородская региональная ассоциация аграрных и промышленных работодателей и образовательных организаций «Агропромкадры», способствующая решению задачи по обеспечению сельскохозяйственной отрасли квалифицированными специалистами и рабочими кадрами. Ассоциация регулярно проводит свои заседания на базе ведущих сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий региона с привлечением представителей Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, депутатов Законодательного собрания региона.

В 2022 году университет стал участником федерального проекта «Профессионалитет», основная цель которого возвратить престиж рабочим профессиям и максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка. Важным результатом участия в данном проекте является создание на базе университета образовательно-производственного центра (кластера) сельского хозяйства Нижегородской области, объединившего хозяйствующие субъекты аграрной сферы (ООО Управляющая компания «Русское поле», ООО Группа компаний «Агат», АО «Княгининское молоко», ООО Агрофирма «Весна», ООО Мета-Ком Аг-ро, ООО «Новый век», КФХ Свистунов А. И.) и аграрные техникумы региона (Сергачский агропромышленный техникум, Пильнинский агропромыш-

^^WWW^^WW птпыл i л ып сггтлил / сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

ленный техникум, Шатковский агротехнический техникум, Сеченовский агротехнический техникум, Спасский агропромышленный техникум, Ардатов-ский аграрный техникум, Работкинский аграрный колледж, Большеболдинский сельскохозяйственный техникум), что позволило привлечь в образовательный процесс ведущие предприятия АПК региона, модернизировать материально-техническую базу центра, приобрести оборудование, необходимое для реализации основных образовательных программ, реализовать практико-ориентированную модель подготовки кадров для сельского хозяйства. В настоящее время в рамках данного проекта обучается 194 студента, уровень образования которых будет приближен к потребностям рынка труда агропрома, а, соответственно, большинство из них через 3-4 года будут трудоустроены в аграрной сфере региона.

С целью оказания поддержки малому и среднему предпринимательству сельскохозяйственной направленности на платформе ФП «Профессиона-литет» был создан региональный инжиниринговый центр цифрового сельского хозяйства. В числе основных направлений деятельности центра - консультирование по вопросам организации малого агробизнеса, поиск инновационных технологий и их апробация в сельскохозяйственном производстве.

Кроме того, на базе университета в р.п. Воро-тынец были открыты мастерские по направлению «Обслуживание транспорта и логистика», что дало студентам уникальную возможность изучать сельскохозяйственную технику на новой инженерной площадке, оборудованной по современным стандартам.

У студентов университета есть возможность оценить свой уровень умений и навыков по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» на соответствие международным стандартам WorldSkills Russia. В настоящее время движение WorldSkills Russia стало ведущим драйвером развития системы профессионального образования [19]. Стандарты WorldSkills повышают качество образовательного процесса и качество подготовки рабочих кадров для новой экономики [20, с. 165]. В ходе демонстрационного экзамена моделируются реальные производственные условия, в которых студенты показывают свои компетенции по подготовке сельскохозяйственной техники и оборудования к работе, выполняют монтаж и сборку, осуществляют регулировку узлов и механизмов. Ряд научно-педагогических работников университета имеют статус экспертов с

правом оценки демонстрационного экзамена по указанной специальности.

Кроме того, при вузе функционируют базовые кафедры «Организация и технологии сельскохозяйственного производства», «Управление организацией», созданные на ведущих предприятиях АПК региона, где студенты осваивают профессию с учетом реальных производственных требований и условий, соответственно, организация-партнер получает готового сотрудника, а способный выпускник обретает рабочее место. По мнению ряда ученых, «именно базовая кафедра становится основой не просто для организации практик и трудоустройства студентов или знакомства их с основами профессии, но и для внедрения в учебный процесс передовых и зачастую инновационных практических достижений, которые необходимы системе высшего образования, но недостижимы в случае использования возможностей лишь самого вуза» [21, с. 124].

В 2019 году в рамках реализации национального проекта «Образование» в университете был создан центр цифрового образования детей «1Т-КУБ». В 2022 году аналогичный центр был открыт на базе университета в Воротынском городском округе. Центры объединяют компании-лидеры ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 6 до 18 лет. Центры ежегодно обучают более 1000 человек по 17 образовательным программам в рамках десяти направлений, а также проводят различные массовые мероприятия, привлекая ежегодно свыше 3 тыс. сельских детей с юго-востока Нижегородской области. Следовательно, у сельской молодежи есть возможность не только получить необходимые в современных условиях цифровые навыки, но и комплексную предпрофессио-нальную подготовку по интернет-технологиям, которые в дальнейшем они могут развивать, обучаясь в университете по программам среднего профессионального и высшего образования, в том числе и аграрного профиля.

В целях трудоустройства своих выпускников университет сотрудничает с Корпоративным университетом Правительства Нижегородской области, на базе которого функционирует Областное кадровое агентство, помогающее работодателю и соискателю найти друг друга. Вместе с тем университет готовит кадры для предприятий АПК региона по договорам о целевом обучении, в которых одним из существенных условий является обязательство заказчика по трудоустройству выпускника. Кроме того, в рамках таких договоров работодатели осу-

VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

ществляют выплату обучающемуся ежемесячной стипендии до 4000 рублей, на время практики закрепляют за ним наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов.

Университет развивает свои лидирующие позиции и в научных исследованиях и разработках. Княгининский университет является участником Научно-образовательного центра Нижегородской области, в соответствии с направлениями деятельности которого университетом реализуется проект «Исследование и совершенствование технологий и средств в производстве продукции животноводства». Результаты реализации проекта заключаются в разработке и адаптации технологических, технических и энергетических решений машинных технологий приготовления кормов. Научные разработки ученых университета внедрены в производственный процесс сельскохозяйственных организаций региона.

В университете сформировались научные школы в области аграрной экономики в условиях цифровизации, формирования эффективных инновационных подходов к устойчивости развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, совершенствования технологий и технических средств производства сельскохозяйственной продукции.

С 2010 года в университете действовал диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по экономике АПК. За время работы совета было подготовлено 68 специалистов, из которых 29 человек пополнили кадры высшей квалификации университета.

В 2020 году на базе Института экономики и управления начал функционировать Центр поддержки устойчивого развития сельских территорий, основной целью которого является научно -методическое сопровождение процессов устойчивого развития сельских территорий Нижегородской области. Используя научный потенциал университета, Центр разрабатывает стратегии социально-экономического развития сельских территорий региона, организует стратегические сессии по вопросам повышения качества и уровня жизни сельского населения, научно-практические конференции, посвященные устойчивому развитию сельской экономики.

Научно-педагогические работники университета включены в состав рабочей группы комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию для разработки мероприятий по комплексному развитию сельских территорий. Результаты работы Княгининского университета рассматривались на встрече Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с тружениками социальной сферы села, где опыт вуза был признан положительным. По результатам встречи одним из поручений Министерству сельского хозяйства Российской Федерации стала совместная с Министерством науки и высшего образования и органами власти субъектов РФ проработка вопроса о разработке модели региональных ВУЗов развития сельских территорий на примере опыта Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.

Обсуждение

Результаты деятельности и сильные стороны Княгининского университета позволяют ему развиваться в качестве уникального для Российской Федерации университетского кампуса - научно-производственного кластера, центра подготовки кадров для отраслей сельской экономики, что определяет его одним из основных социальных партнеров по формированию и развитию человеческого капитала аграрной сферы Нижегородской области (рис. 3).

Заключение

Таким образом, Княгининский университет играет важную роль в развитии кадрового потенциала и формировании эффективной системы подготовки кадров для аграрной сферы региона, в котором сформирована система непрерывного образования, включающая раннюю профориентацию школьников, получение среднего профессионального и высшего образования, переподготовку кадров и повышение квалификации, а также трудоустройство выпускников. Сложившаяся в университете модель формирования и развития человеческого капитала в аграрной сфере способствует закреплению молодых специалистов на сельских территориях, повышает их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивает цифровую трансформацию сельскохозяйственного производства региона.

[ REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

Рис. 3. Модель формирования человеческого капитала в аграрной сфере региона на базе Княгининского университета Fig. 3. Model of human capital formation in the agricultural sector of the region on the basis of Knyagin University

Источник: разработано авторами

Примечания:

1 О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2022 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13266 (дата обращения 03.10.2023 г.).

2 В Минсельхозе оценили дефицит кадров в сельскохозяйственной отрасли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/19227395_(дата обращения 03.10.2023 г.).

3 Нижегородская область: статистический ежегодник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/pubИcatюn_coПectюn/document/41619 (дата обращения 04.10.2023 г.).

4 Миграция населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/folder/33271 (дата обращения 04.10.2023 г.).

5 Сельское хозяйство, охота и лесоводство Нижегородской области: статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2022. 153 с.

6 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике с 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57824 (дата обращения 10.10.2023 г.).

7 Закон Нижегородской области «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области» №158-З от 20.12.2018 г. (с изменениями и дополнениями).

8 Анализ различных аспектов трудоустройства выпускников - 2021 : статистический бюллетень / Е. М. Бронникова, Е. С. Васютина, М. В. Виноградова, Н. А. Горюнова, Е. А. Единак, С. Г. Ерохин, В. Е. Капчиц, А. А. Конов, Н. А. Ко-ролькова, Е. М. Крюкова, О. С. Кулямина, Л. В. Матраева, Е. Л. Петровская, О. И. Рыскина, П. В. Солодуха; под науч. ред. К. Э. Лайкам, З. Ж. Зайнуллина, А. В. Зотова, М. П. Элефтерова, А. О. Моисеева. Российский государственный социальный университет, 2022. 179 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гусева А. Н., Цуканова З. Р. Кадровый потенциал АПК как основа инновационного развития сельскохозяйственной отрасли // Селекция и сорторазведение садовых культур. 2022. Т. 9. № 1. С. 40-46.

2. Полушкина Т. М. Агропродовольственная система и сельские территории: институциональные рамки для согласования инклюзивного устойчивого развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12. С. 151-158.

VWWWWW рргипнл пкнля u птрл гtifra я чкпнпмnie л VWWWWW ¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, peí ИипАл ID ПАЯ И о i ГАСЛЕРАЯ жипимпкА

3. Семин А. Н. Особенности воспроизводства квалифицированных кадров агропродовольственного сектора экономики и механизмы их адаптации на сельских территориях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2023. № 8. С. 61-66.

4. Тимошенко С. А. К вопросу о трудоустройстве выпускников аграрных вузов в условиях цифровиза-ции // Вестник аграрной науки. 2022. № 6 (99). С. 167-174.

5. Inegbedion G., Md Mofakkarul I. Youth motivations to study agriculture in tertiary institutions // The Journal of Agricultural Education and Extension. 2020. V. 26. P. 1-16.

6. Новикова И. И., Богуцкий В. С. Человеческий капитал сельских территорий: концептуальные направления по воспроизводству, использованию и развитию // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 6. С. 117-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Авдеев Е. В. Анализ конкурентоспособности человеческого капитала аграрной сферы региона // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2022. Т. 15. № 4 (75). С. 161-168.

8. Волков В. И., Набоков В. И., Юлдашев Н. К. Обеспечение квалифицированными кадрами предприятий аграрной сферы агропромышленного комплекса региона // Аграрный вестник Урала. 2020. № 6 (197). С.81-88.

9. Семин А. Н. Проблемы закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6 (60). С. 4-6.

10. Перфильева О. В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций. 2010. № 3 (29). С. 11-20.

11. Борисова Л. В., Лешуков О. В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве // Высшее образование сегодня. 2014. № 12. С. 34-40.

12. Голубев С. В., Новикова Т. Г., Светенко Т. В. Университет как социально ответственный партнер территории. М.: Фонд «Новая Евразия», 2011 г. 92 с.

13. Тоичкин Н. А. Современные тенденции подготовки кадров для цифровой экономики в системе образования Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1. С. 146-150.

14. Пыткин А. Н., Волков В. И. Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2015. № 4 (27). С.113-122.

15. Озерова М. Г. АПК 4.0: новые требования функционирования // Парадигма устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях современных реалий. Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 163-165.

16. Бураева Е. В. Система подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства: основные перспективы и ограничения // Вестник аграрной науки. 2023. № 4 (103). С. 132-139.

17. Гаязова Л. А., Мелентьева О. С. Организация многоуровневого сотрудничества между аграрными высшими учебными заведениями и предприятиями АПК. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. 52 с.

18. Закшевский В. Г., Гаврилова З. В. Возможности и перспективы развития сельских территорий после пандемии // Научные труды ВЭО России. 2020. Т. 223. С. 496-501.

19. Горбачев А. А. WorldSkills как инструмент реализации государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров // Вестник экспертного совета. 2018. № 4 (15). С. 67-73.

20. Королев В. В. Роль и место движения Worldskills Russia в подготовке ИТ-специалистов на уровне среднего профессионального образования // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 162-168.

21. Зайцева И. Г., Попова Е. М. Опыт организации и деятельности базовой кафедры в рамках сотрудничества вуза с бизнес-сообществом // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8-2. С. 123-129.

Дата поступления статьи в редакцию 03.10.2023; одобрена после рецензирования 07.11.2023;

принята к публикации 10.11.2023.

Вестник НГИЭИ. 2023. № 12 (151). C. 90-103. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 12 (151). P. 90-103. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMlLà_

Информация об авторах: Ж. В. Касимова - старший преподаватель, Spin-код: 5169-6521; Н. В. Проваленова - д.э.н., доцент, Spin-код: 6111-7685; А. Е. Шамин - д.э.н., профессор, Spin-код: 4772-3987.

Заявленный вклад авторов: Касимова Ж. В. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста статьи. Проваленова Н. В. - формулирование основных направлений и выводов. Шамин А. Е. - научное руководство, формулирование основной концепции исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Guseva A. N., Tsukanova Z. R. Kadrovyy potentsial APK kak osnova innovatsionnogo razvitiya sel'skokho-zyaystvennoy otrasli [Personnel potential of the agro-industrial complex as the basis for innovative development of the agricultural industry], Selektsiya i sortorazvedeniye sadovykh kul'tur [Selection and variety breeding of horticultural crops], 2022, Vol. 9, No. 1, рр. 40-46.

2. Polushkina T. M. Agroprodovol'stvennaya sistema i sel'skiye territorii: institutsional'nyye ramki dlya soglasovaniya inklyuzivnogo ustoychivogo razvitiya [Agri-food system and rural areas: institutional framework for coordinating inclusive sustainable development], Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2021, No. 12, рр. 151-158.

3. Semin A. N. Osobennosti vosproizvodstva kvalifitsirovannykh kadrov agroprodovol'stvenno-go sektora ekonomiki i mekhanizmy ikh adaptatsii na sel'skikh territoriyakh [Features of the reproduction of qualified personnel in the agri-food sector of the economy and mechanisms for their adaptation in rural areas], Ekonomika sel'skokhozyay-stvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2023, No. 8, рр.61-66.

4. Timoshenko S. A. K voprosu o trudoustroystve vypusknikov agrarnykh vuzov v usloviyakh tsifro-vizatsii [On the issue of employment of graduates of agricultural universities in the conditions of digitalization], Vestnik agrarnoy nauki [Bulletin of Agrarian Science], 2022, No. 6 (99), рр. 167-174.

5. Inegbedion Gr., Mofakkarul I. Motivatsiya molodezhi izuchat' sel'skoye khozyaystvo v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Youth motivations to study agriculture in tertiary institutions], Zhurnal sel'skokhozyaystvennogo obra-zovaniya i rasprostraneniya znaniy [The Journal of Agricultural Education and Extension], 2020, Vol. 26, рр. 1-16.

6. Novikova I. I., Bogutskiy V. S. Chelovecheskiy kapital sel'skikh territoriy: kontseptual'nyye napravleniya po vosproizvodstvu, ispol'zovaniyu i razvitiyu [Human capital of rural areas: conceptual directions for reproduction, use and development], Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki [Regional problems of economic transformation], 2021, No. 6, рр. 117-126.

7. Avdeyev Ye. V. Analiz konkurentosposobnosti chelovecheskogo kapitala agrarnoy sfery regiona [Analysis of the competitiveness of human capital in the agricultural sector of the region], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Agrarian University], 2022, Vol. 15. No. 4 (75), рр. 161-168.

8. Volkov V. I., Nabokov V. I., Yuldashev N. K. Obespecheniye kvalifitsirovannymi kadrami pred-priyatiy agrarnoy sfery agropromyshlennogo kompleksa regiona [Providing qualified personnel for enterprises in the agricultural sector of the agro-industrial complex of the region], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2020, No. 6 (197), рр. 81-88.

9. Semin A. N. Problemy zakreplyayemosti molodykh spetsialistov v sel'skokhozyaystvennykh orga-nizatsiyakh [Problems of employment of young specialists in agricultural organizations], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2009, No. 6 (60), рр. 4-6.

10. Perfil'yeva O. V. Rol' vuzov v regional'nom razvitii. Metodologiya otsenki sotsial'no-ekonomicheskikh effektov realizatsii proyekta po sozdaniyu federal'nykh universitetov v interesakh regionov, otrasley, sistemy obra-zovaniya [The role of universities in regional development. Methodology for assessing the socio-economic effects of implementing a project to create federal universities in the interests of regions, industries, and education systems], Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [Bulletin of international organizations], 2010, No. 3 (29), рр. 11-20.

VWWWWW рргипнл пкнля и птрдгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 ИипАЛРПАЯ И УМГЛСЛЕВАП ЭКипиМИКА

11. Borisova L. V., Leshukov O. V. Vysshiye uchebnyye zavedeniya v sotsial'no-ekonomicheskom pro-stranstve [Higher educational institutions in the socio-economic space], Vyssheye obrazovaniye segodnya [Higher education today], 2014, No. 12, рр. 34-40.

12. Golubev S. V., Novikova T. G., Svetenko T. V. Universitet kak sotsial'no otvetstvennyy partner territorii [The university as a socially responsible partner of the territory], Moscow: New Eurasia Foundation, 2011, 92 р.

13. Toichkin N. A. Sovremennyye tendentsii podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki v sisteme obra-zovaniya Rossiyskoy Federatsii [Modern trends in training personnel for the digital economy in the education system of the Russian Federation], Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2019, No. 12-1, рр. 146-150.

14. Pytkin A. N., Volkov V. I. Issledovaniye faktorov vliyaniya na protsess vzaimodeystviya obrazo-vatel'nykh organizatsiy i rabotodateley [Study of factors influencing the process of interaction between educational organizations and employers], Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika [Bulletin of Perm University. Ser. Economy], 2015, No. 4 (27), рр. 113-122.

15. Ozerova M. G. APK 4.0: novyye trebovaniya funktsionirovaniya [AIC 4.0: new requirements for functioning], Paradigma ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa v usloviyakh sovremennykh realiy [Paradigm of sustainable development of the agro-industrial complex in the conditions of modern realities], Krasnoyarsk: Kras-noyarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2022, рр. 163-165.

16. Burayeva Ye. V. Sistema podgotovki kadrov dlya tsifrovogo sel'skogo khozyaystva: osnovnyye per-spektivy i ogranicheniya [Personnel training system for digital agriculture: main prospects and limitations], Vestnik agrarnoy nauki [Bulletin of Agrarian Science], 2023, No. 4 (103), рр. 132-139.

17. Gayazova L. A., Melent'yeva O. S. Organizatsiya mnogourovnevogo sotrudnichestva mezhdu agrarnymi vysshimi uchebnymi zavedeniyami i predpriyatiyami APK [Organization of multi-level cooperation between agricultural higher educational institutions and agricultural enterprises], Moscow: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2016, 52 р.

18. Zakshevskiy V. G., Gavrilova Z. V. Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya sel'skikh territoriy posle pan-demii [Opportunities and prospects for the development of rural areas after the pandemic], Nauchnyye trudy VEO Ros-sii [Scientific works of the VEO of Russia], 2020, Vol. 223, рр. 496-501.

19. Gorbachev A. A. WorldSkills kak instrument realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere pod-gotovki rabo-chikh kadrov [WorldSkills as a tool for implementing state policy in the field of training workers], Vestnik ek-spertnogo soveta [Bulletin of the Expert Council], 2018, No. 4 (15), рр. 67-73.

20. Korolev V. V. Rol' i mesto dvizheniya Worldskills Russia v podgotovke IT-spetsialistov na urovne sredne-go professional'nogo obrazovaniya [The role and place of the Worldskills Russia movement in the training of IT specialists at the level of secondary vocational education], Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Humanitarian and social sciences], 2022, Vol. 92, No. 3, рр. 162-168.

21. Zaytseva I. G., Popova Ye. M. Opyt organizatsii i deyatel'nosti bazovoy kafedry v ramkakh sotrudnichestva vuza s biznes-soobshchestvom [Experience in organizing and operating a basic department within the framework of cooperation between a university and the business community], Uchenyye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo institute [Scientific notes of the International Banking Institute], 2014, No. 8-2, рр. 123-129.

The article was submitted 03.10.2023; approved after reviewing 07.11.2023; accepted for publication 10.11.2023.

Information about the authors: Zh. V. Kasimova - senior lecturer, Spin-code: 5169-6521; N. V. Provalenova - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 6111-7685; A. E. Shamin - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 4772-3987.

^ntribution of the authors: Kasimova Zh. V. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the article. Provalenova N. V. - formulation of the main directions and conclusions. Shamin A. E. - scientific guidance, formulation of the main research concept.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.