Научная статья на тему 'Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли'

Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кадровое обеспечение / отраслевое образование / сельское хозяйство / устойчивое развитие / staffing / sectorial education / agriculture / sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурашова Н. В., Маримакова О. Ю.

Введение. В современных условиях цифровая трансформация выступает не только приоритетом для технико-технологического преобразования производственных процессов и экономического развития, но и позволяет адаптивно применять динамичность трудовых ресурсов. В статье отмечены аспекты закрепления кадровых ресурсов и формирования кадрового потенциала сельского хозяйства в условиях нарастающей цифровой и технологической модернизации отрасли. Материалы и методы. Теоретической базой настоящей статьи являются научно-исследовательские изыскания отечественных и зарубежных экспертов, а также научно-практические наработки в области изучения социально-экономических систем в условиях цифровой трансформации. Методологическая основа данной статьи сформирована общенаучными принципами системного подхода; методами анализа – логического, факторного, сравнительного, стратегического; методами качественного исследования основных тенденций и направлений кадрового обеспечения сельского хозяйства в условиях цифровой и технологической модернизации. Результаты. В результате исследования авторами предложены приоритетные направления формирования кадровых ресурсов и кадрового потенциала сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации, такие как: мониторинг системы аграрного образования, стратегическое планирование потребности в кадрах, интеграция науки и образования, совершенствование образовательной подготовки, развитие технологий обучения, сопровождение цифровой и технологической модернизации отрасли. Обсуждение. Важным аспектом кадрового обеспечения сельского хозяйства является иерархичность и стройность образовательного процесса. В процессе исследования были выявлены направления кадрового обеспечения отрасли, повышения эффективности субъектов системы образования в соответствии с запросами цифровой трансформации. Заключение. В процессе исследования получены результаты, которые являются научной новизной, в частности, авторами уточнена схема взаимодействия субъектов системы по подготовке кадров для сельского хозяйства в условиях трансформации. Авторская схема взаимодействия, в отличие от существующих, позволяет оценить роль каждого из субъектов формирования кадров отрасли сельского хозяйства на всех этапах подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personnel training for agriculture in the conditions of digital transformation of the industry

Introduction. In modern conditions, digital transformation is not only a priority for the technical and technological transformation of production processes and economic development, but also allows adaptive application of the dynamism of labor resources. The article notes the aspects of securing human resources and the formation of human resources in agriculture in the context of increasing digital and technological modernization of the industry. Materials and Methods. The theoretical basis of this article is the research findings of domestic and foreign experts, as well as scientific and practical developments in the field of studying socio-economic systems in the context of digital transformation. The methodological basis of this article is formed by the general scientific principles of a systematic approach; methods of analysis – logical, factorial, comparative, strategic; methods of qualitative research of the main trends and areas of staffing for agriculture in the context of digital and technological modernization. Results. As a result of the study, the authors proposed priority areas for the formation of human resources and human resources in agriculture in the context of digital transformation, such as: monitoring the system of agricultural education, strategic planning of staffing needs, integration of science and education, improvement of educational training, development of learning technologies , support of digital and technological modernization of the industry. Discussion. An important aspect of the staffing of agriculture is the hierarchy and harmony of the educational process. In the course of the research, the directions of staffing the industry, improving the efficiency of the subjects of the education system in accordance with the demands of digital transformation were identified. Conclusion. In the course of the study, results were obtained that are scientific novelty, in particular, the authors clarified the scheme of interaction between the subjects of the system for training personnel for agriculture in the conditions of transformation. The author's scheme of interaction, unlike the existing ones, makes it possible to evaluate the role of each of the subjects of the formation of personnel in the agricultural sector at all stages of training.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли»

WW^WW^V рргмпнд пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

Б01: 10.24412/2227-9407-2023-2-84-93

Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли

Наталья Вячеславовна Мурашова113, Ольга Юрьевна Маримакова2

12Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, Нижний Новгород, Россия 1 пМа_(1тПпеуа@Ш1 ги3, ЪПр$://огс1й. о^/0000-0001 - 7124-9039 2marimakova.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7484-809X

Аннотация

Введение. В современных условиях цифровая трансформация выступает не только приоритетом для технико-технологического преобразования производственных процессов и экономического развития, но и позволяет адаптивно применять динамичность трудовых ресурсов. В статье отмечены аспекты закрепления кадровых ресурсов и формирования кадрового потенциала сельского хозяйства в условиях нарастающей цифровой и технологической модернизации отрасли.

Материалы и методы. Теоретической базой настоящей статьи являются научно-исследовательские изыскания отечественных и зарубежных экспертов, а также научно-практические наработки в области изучения социально-экономических систем в условиях цифровой трансформации. Методологическая основа данной статьи сформирована общенаучными принципами системного подхода; методами анализа - логического, факторного, сравнительного, стратегического; методами качественного исследования основных тенденций и направлений кадрового обеспечения сельского хозяйства в условиях цифровой и технологической модернизации. Результаты. В результате исследования авторами предложены приоритетные направления формирования кадровых ресурсов и кадрового потенциала сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации, такие как: мониторинг системы аграрного образования, стратегическое планирование потребности в кадрах, интеграция науки и образования, совершенствование образовательной подготовки, развитие технологий обучения, сопровождение цифровой и технологической модернизации отрасли.

Обсуждение. Важным аспектом кадрового обеспечения сельского хозяйства является иерархичность и стройность образовательного процесса. В процессе исследования были выявлены направления кадрового обеспечения отрасли, повышения эффективности субъектов системы образования в соответствии с запросами цифровой трансформации.

Заключение. В процессе исследования получены результаты, которые являются научной новизной, в частности, авторами уточнена схема взаимодействия субъектов системы по подготовке кадров для сельского хозяйства в условиях трансформации. Авторская схема взаимодействия, в отличие от существующих, позволяет оценить роль каждого из субъектов формирования кадров отрасли сельского хозяйства на всех этапах подготовки.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, отраслевое образование, сельское хозяйство, устойчивое развитие

Для цитирования: Мурашова Н. В., Маримакова О. Ю. Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли // Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). С. 84-93. Б01: 10.24412/2227-9407-2023-3-84-93

© Мурашова Н. В., Маримакова О. Ю., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). C. 84-93. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 84-93. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрдгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕРАЯ ЭКОПОМИКА

Features of personnel training for agriculture in the conditions of digital transformation of the industry

Natalia V. MurashovaOlga Yu. Marimakova2

12 Institute of Food Technology and Design - branch of Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Nizhny Novgorod, Russia

1 nata_dmitrieva@list.ruhttps://orcid.org/0000-0001 -7124-9039 2marimakova.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7484-809Х

Abstract

Introduction. In modern conditions, digital transformation is not only a priority for the technical and technological transformation of production processes and economic development, but also allows adaptive application of the dynamism of labor resources. The article notes the aspects of securing human resources and the formation of human resources in agriculture in the context of increasing digital and technological modernization of the industry. Materials and Methods. The theoretical basis of this article is the research findings of domestic and foreign experts, as well as scientific and practical developments in the field of studying socio-economic systems in the context of digital transformation. The methodological basis of this article is formed by the general scientific princ i-ples of a systematic approach; methods of analysis - logical, factorial, comparative, strategic; methods of qualitative research of the main trends and areas of staffing for agriculture in the context of digital and technological modernization.

Results. As a result of the study, the authors proposed priority areas for the formation of human resources and human resources in agriculture in the context of digital transformation, such as: monitoring the system of agricultural education, strategic planning of staffing needs, integration of science and education, improvement of educational training, development of learning technologies , support of digital and technological modernization of the industry. Discussion. An important aspect of the staffing of agriculture is the hierarchy and harmony of the educational process. In the course of the research, the directions of staffing the industry, improving the efficiency of the subjects of the education system in accordance with the demands of digital transformation were identified.

Conclusion. In the course of the study, results were obtained that are scientific novelty, in particular, the authors clarified the scheme of interaction between the subjects of the system for training personnel for agriculture in the conditions of transformation. The author's scheme of interaction, unlike the existing ones, makes it possible to evaluate the role of each of the subjects of the formation of personnel in the agricultural sector at all stages of training.

Key words: staffing, sectorial education, agriculture, sustainable development

For citation: Murashova N. V., Marimakova O. Yu. Features of personnel training for agriculture in the conditions of digital transformation of the industry // Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 84-93. DOI: 10.24412/2227-94072023-3-84-93

Введение

Цифровая трансформация неизбежно пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, становится стержнем социально-экономического развития мировых лидеров, определяет перспективные направления научно-технического прогресса и образовательные траектории [1, с. 158].

В решении задач цифровой стратегии развития сельского хозяйства возрастает практическая значимость разработки обновленных механизмов повышения эффективности кадрового потенциала. При этом решение задачи экономической конкурен-

тоспособности предприятий сельского хозяйства определяется системным подходом в выявлении ключевых факторов формирования и эффективности использования кадровых ресурсов и кадрового потенциала [2, с. 76].

В настоящее время кадровая политика сельских территорий и сельского хозяйства, в частности, претерпевает ряд изменений, вызванных внедрением стратегических программ: Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» (2017 год)1, Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

(2019 год)2, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (2019 год)3, Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2020 год)4.

Современные экономические и социальные вызовы требуют преобразования сельского хозяйства в высокотехнологичную отрасль, что, в свою очередь, определяет необходимость подготовки технико-технологической основы для внедрения инновационных разработок, нормативной основы для реализации передовых управленческих решений [3, с. 561].

По данным исследований, текущий уровень внедрения цифровых технологий и цифровизации управления аграрных предприятий достаточно низок [4, с. 10]. Основными факторами такого состояния являются: отсутствие практических навыков у топ-менеджмента организаций по внедрению инновационных технологий и платформ; недостаток информационных, вычислительных (аналитических) и технических средств, оторванность образовательных стандартов от реальных проблем отрасли и их направленность на теоретическую составляющую [5, с. 67]. Несомненно, что глобальной проблемой в процессе цифровой трансформации сельского хозяйства является профилирование и привлечение высококвалифицированных кадров и создание благоприятных условий для работы и проживания в сельской местности, что отражено в трудах ученых П. Б. Акмарова, Н. В. Горбушиной, О. П. Князевой, Е. С. Третьяковой [6, с. 220], Е. И. Ловчиковой, А. В. Алпатова [7, с. 192], С. А. Ярушевой, К. П. Санатиной [8, с. 17], О. А. Дуздяк [9, с. 100], Ж. В. Касимовой, А. А. Касимова [10, с. 120], Д. А. Чепик [11, с. 67], Е. И. Ерофеевой [12, с. 118] и других.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели авторы опирались на положения научных подходов (системный, комплексный), что позволило обобщить результаты ранее проведенных исследований и уточнить систему факторов, определяющих кадровую политику отрасли.

В качестве информационной базы в статье были использованы работы отечественных и зарубежных исследователей, ряд методических положений, апробируемых в исследованиях Высшей школы экономики5, обзорах Аналитического центра при Правительстве РФ6.

Обсуждение

Среди особенностей процесса формирования кадров отрасли сельского хозяйства можно выделить этапность, включающую:

- профориентацию;

- профессиональную подготовку;

- привлечение и закрепление кадров на рабочих местах;

- повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.

Данный процесс можно представить в виде схемы процесса подготовки кадров для сельского хозяйства, представленной на рисунке 1.

Предложенная авторами схема подготовки кадров для сельского хозяйства обеспечивает непрерывность образования и, следовательно, воспол-няемость кадровых ресурсов в отрасли. При этом каждый из этапов нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образовательного процесса.

1. Начальный этап (профориентация) должен ориентироваться не только под имеющиеся направления подготовки и специальности, но и включать знакомство с передовыми технологиями и цифровыми платформами. Активным инструментом на данном этапе становится событийная повестка учреждений сферы образования с предприятиями сельского хозяйства (экскурсии, конференции, форумы и пр.) [13, с. 7].

В рамках образовательных программ системы общего образования важна организация адаптированных программ, факультативных занятий с участием профильных учебных заведений, специалистов и руководителей предприятий отрасли [14, с. 84]. Для популяризации аграрных профессий важно знакомить обучающихся с имеющимися программами поддержки молодых специалистов, работающих на сельских территориях, а также с возрастающей ролью аграриев в обеспечении технологического прорыва страны [15, с. 69].

Так, в Нижегородской области с 2022 года в 26 школах из 17 муниципальных образований сформировались и успешно функционируют аг-роклассы. Пилотный проект реализуется при взаимодействии двух региональных министерств: Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и Министерства образования и науки. Партнёрами пилотного проекта выступают ведущие аграрные предприятия области, а также Нижегородская сельскохозяйственная академия .

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Рис. 1. Схема процесса подготовки кадров для сельского хозяйства Fig. 1. Scheme of the training process for agriculture Источник: составлено авторами

Программа обучения, разработанная научно-педагогическими работниками академии, адаптируется учебным заведением под конкретные запросы отрасли и муниципального образования. При этом предприятия отрасли выступают базой получения актуальных практических навыков.

2. На основном (образовательном) этапе (подготовка кадров) необходима комплексная диагностика качества образования обучающихся, актуализация и разработка учебных планов, адаптированных под современные вызовы и требования отрасли и экономики в целом, предоставление рабочих материалов, рекомендаций и мест для прохождения студентами практик.

При этом органы государственной власти как важнейшие субъекты сопровождения образовательного процесса и формирования квалифицированных кадров должны обеспечить комплексный процесс взаимодействия образовательных организаций и предприятий сельского хозяйства через разработку новых образовательных программ, сохранение научного потенциала системы образования, укрепление и внедрение новых инновационных процессов [16, с. 17].

Например, в 2022 году стартовал федеральный проект «Профессионалитет», основанный на создании образовательно-производственных кластеров. Данные кластеры построены на интеграции

организаций системы среднего профессионального образования и организаций реального сектора экономики. Ключевым субъектом реализации проекта выступает организация среднего профессионального образования, которая при непосредственном участии работодателей создает на своей базе учебно-производственный комплекс8. Также при участии работодателей-партнеров разрабатываются и реализуются новые сокращенные программы обучения, их содержание и структура.

На базе проекта введен новый механизм формирования и оценки общего объема региональных контрольных цифр приема, где предприятия, входящие в кластер, формируют их объем и структуру, управляя не только самим процессом обучения, но и формированием кадрового потенциала [17, с. 125].

В Нижегородской области кластер по направлению «Сельское хозяйство» сформирован на базе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. В него помимо университета входят семь колледжей-партнеров и семь предприятий отрасли сельского хозяйства. В рамках реализации федерального проекта «Профессионали-тет» осуществляется обучение по приоритетным направлениям подготовки: Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования; Агрономия; Информационные системы и программи-

^^WWW^^WW птпыл i л ып сггтлил / сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

рование; Мастер сельскохозяйственного производства; Экономика и бухгалтерский учет9.

3. На этапе профессионального закрепления (привлечение и закрепление кадров) необходимо усовершенствование действующих и введение новых мер поддержки молодых специалистов для восполнения кадрового дефицита отрасли сельского хозяйства по самым востребованным направлениям.

Среди основных мероприятий, способствующих закреплению кадров на рабочих местах, можно выделить следующие:

• развитие инфраструктуры сельской местности;

• внедрение новых мер социально-экономической поддержки специалистов отрасли сельского хозяйства со стороны государства и муниципальных образований;

• возрождение системы целевого обучения в соответствии с запросами сельхозтоваропроизводителей;

• улучшение условий труда путем проведения модернизации производства, технического переоснащения и автоматизации производственных процессов;

• усовершенствование системы оплаты труда, материального и морального стимулирования кадров.

На территории Нижегородской области в качестве меры государственной поддержки молодых специалистов действует Закон от 26.12.2018 № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области», согласно которому молодые специалисты отрасли могут получать аграрную стипендию; ежемесячная выплата молодым специалистам, пособия молодым специалистам, единовременная выплата молодым специалистам на улучшение жилищных условий, размер которых зависит от уровня получаемого образования10.

4. На этапе профессионального сопровождения (повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров) ключевую роль занимают организации дополнительного профессионального образования. Успешное освоение про-

грамм переподготовки позволит действующим специалистам отрасли сельского хозяйства овладеть современными подходами, приобрести практические навыки к процессам производства и управления [18, с. 75]. При этом повышение квалификации и переподготовка должны проводиться на регулярной основе [19, с. 160]. Отметим, что внедрение формата дистанционного обучения позволяет повышать квалификацию и осваивать программы переподготовки без отрыва от производства [20, с. 1].

В Нижегородской области функционирует ряд организаций дополнительного профессионального образования, в том числе на базе профильных учебных заведений, среди которых можно выделить «Нижегородский региональный институт управления и экономики агропромышленного комплекса» (НРИЭУ АПК). В НРИЭУ АПК реализуются более 10 программ профессиональной переподготовки и более 20 программ повышения квалификации. Отметим, что большинство курсов проводится в дистанционном формате, что позволяет осваивать программы большему числу специалистов11.

Таким образом, предлагаемые выше мероприятия, реализуемые в рамках этапности образовательного процесса и формирования кадрового обеспечения сельского хозяйства, будут способствовать интеграции субъектов системы подготовки кадров и повышению эффективности их деятельности в соответствии с запросами цифровой трансформации отрасли.

Заключение

Полученные результаты определяют перечень приоритетных направлений (рисунок 2), влияющих на формирование кадрового потенциала сельского хозяйства.

Таким образом, по результатам проведенного анализа действующих этапов подготовки кадров авторами был выделен ряд приоритетных направлений формирования кадрового потенциала сельского хозяйства, реализация которых на различных уровнях управления будет способствовать повышению конкурентоспособности сельского хозяйства путем получения высококвалифицированных кадров, обладающих практическими навыками.

Рис. 2. Приоритетные направления формирования кадровых ресурсов и кадрового потенциала сельского хозяйства Fig. 2. Priority areas for the formation of human resources and human resources in agriculture

Источник: составлено авторами

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Примечание:

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2023).

2. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.02.2023).

3. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.02.2023).

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2023).

5. Рынок труда: демографические вызовы и человеческий капитал - 2022: основные результаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/rlms/news/803285474 (дата обращения: 01.03.2023).

6. Индекс человеческого развития в России: региональные различия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_short.pdf (дата обращения: 02.03.2023).

7. Аграрные классы созданы в 26 школах Нижегородской области в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nnov.er.ru/activity/news/agramye-klassy-sozdany-v-26-shkolah-nizhegorodskoj-oblasti-v-2022-godu (дата обращения: 02.03.2023).

8. «Профессионалитет» - информационный ресурс и агрегатор учебных заведений на базе среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/ (дата обращения: 02.03.2023).

9. Федеральный проект «Профессионалитет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ngieu.ru/federal-project-professionalitet/ (дата обращения: 03.03.2023).

10. Закон Нижегородской области от 26.12.2018 № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.03.2023).

11. Образовательные программы. Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—7sbje4bhadbr.xn--p1acf/students/obrazovatelnye-programmy.php (дата обращения 27.02.2023).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Киселева Л. С., Семенова А. А. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. № 4 (34). С. 157-169.

2. Переходов В. А. Теоретические основы формирования и использования человеческого капитала в аграрной экономике // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. 2018. № 1. С. 76.

3. Борисов Е. А. Цифровое землеустройство как фундаментальное условие цифровой трансформации сельского хозяйства // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 5-7 (63). С. 561-563.

4. Вартанова М. Л. Цифровая трансформация российского сельского хозяйства в сегменте глобального агробизнеса // Островские чтения. 2022. № 1. С. 9-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Чеховских И. А. Проблемы организации труда в сельском хозяйстве в свете цифровой трансформации экономики // Актуальные проблемы ветеринарной медицины. Том 153. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, 2022. С. 66-68.

6. Акмаров П. Б., Горбушина Н. В., Князева О. П., Третьякова Е. С. Применение компьютерных технологий для обеспечения доступного и эффективного дополнительного образования в сельском хозяйстве // Совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса. Рязань, 14 декабря 2017 года. Том II. 2017. С. 220-223.

7. Ловчикова Е. И., Алпатов А. В. Диверсификация и специализация сельскохозяйственного производства в аспекте социально-трудовой занятости и развития цифровой экономики. Орел : Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина, 2020. 192 с.

8. Ярушева С. А., Санатина К. П. Современные направления развития человеческих ресурсов через повышение квалификации кадров // Управление будущим в контуре экономической и социальной реальности.

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'д VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И О1 ГАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Челябинск, 11 апреля 2019 года. Под редакцией Е. П. Велихова. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. С. 15-18.

9. Дудзяк О. А., Гуменюк И. И. Влияние агрохолдингов на развитие сельских территорий // Формирование рыночных отношений, 2019. № 2. С. 100-105.

10. Касимова Ж. В., Касимов А. А. Цифровая трансформация сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2020. № 8 (111). С. 117-126.

11. Чепик Д. А., Мухамедова Т. О. Проблемы привлечения и закрепления в сельском хозяйстве молодых специалистов // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 9. С. 65-69.

12. Ерофеева И. Е. Тенденции подготовки кадров для сельского хозяйства // Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях. Воронеж, 29-30 октября 2020 года. Том Часть II. 2020. С. 116-119.

13. Апатова Н. В., Буркальцева Д. Д., Королев О. Л. Формирование цифровых компетенций в виртуальной среде // Дистанционные образовательные технологии. Ялта, 20-22 сентября 2021 года. 2021. С. 7-9.

14. Исхаков Ю. Г., Нафиков С. Т., Комлацкий В. И. Значение формирования профессиональных навыков старшеклассников для будущего компетентностно-ориентированного обучения в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4. С. 156-160.

15. Мельник Л. Ю. Интеграция образования, науки и производства в экономике знаний аграрной сферы // Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК». 2017. № 11 (277). С. 67-73.

16. Быков В. В. Аграрное образование сегодня, проблемы развития и пути их решения // Теория и практика современной аграрной науки. Новосибирск, 28 февраля 2020 года. Том 4. 2020. С. 16-20.

17. Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся в среднем профессиональном образовании как фактор реализации инновационной программы «Профессионалитет» // Известия Российской академии образования. 2022. № 2 (58). С. 121-134

18. Никулина Н. Н. Совершенствование профессионального образования как условие успешного развития инновационных агропроектов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 4. С. 73-82.

19. Якушкин Н. М., Алексеев С. Л., Титов Н. Л., Низамутдинов М. М. Проблемы повышения профессионализма кадров аграрной сферы в реалиях цифровой экономики // Цифровые технологии в подготовке кадров апк как ключевой фактор повышения его эффективности. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности. Казань, 26 мая - 23 ноября. 2022 года. Том XVI. 2022. С. 155-170.

20. Бердюгина О. В. Аспекты применения дистанционных образовательных технологий в Аграрном Вузе // Аграрное образование и наука. 2018. № 2. С. 1.

Статья поступила в редакцию 21.12.2022; одобрена после рецензирования 23.01.2023;

принята к публикации 25.01.2023.

Информация об авторах:

Н. В. Мурашова - к.э.н., доцент кафедры сервиса, товароведения и управления качеством, Spin-код: 2238-8164;

О. Ю. Маримакова - заместитель директора по организационно-экономической деятельности, Spin-код: 4792-5715.

Заявленный вклад авторов:

Мурашова Н. В. - общее руководство проектом, формулирование основной концепции исследования, анализ и дополнение текста статьи.

Маримакова О. Ю. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMlLà_

REFERENCES

1. Kiseleva L. S., Semenova A. A. Cifrovaya transformaciya obshchestva: tendencii i perspektivy [Digital transformation of society: trends and prospects], Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnyh kollektivov [Problems of activity of a scientist and research teams], 2018, No. 4 (34), pp. 157-169.

2. Perekhodov V. A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya i ispol'zovaniya chelovecheskogo kapitala v agrar-noj ekonomike [Theoretical foundations of the formation and use of human capital in the agrarian economy], Za-konomernosti razvitiya regional'nyh agroprodovol'stvennyh sistem [Patterns of development of regional agro-food systems], 2018, No. 1, pp. 76.

3. Borisov E. A. Cifrovoe zemleustrojstvo kak fundamental'noe uslovie cifrovoj transformacii sel'skogo ho-zyajstva [Digital land management as a fundamental condition for the digital transformation of agriculture], Ev-razijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association], 2020, No. 5-7 (63), pp. 561-563.

4. Vartanova M. L. Cifrovaya transformaciya rossijskogo sel'skogo hozyajstva v segmente global'nogo agro-biznesa [Digital transformation of Russian agriculture in the segment of global agribusiness], Ostrovskie chteniya [Os-trovsky readings], 2022, No. 1, pp. 9-12.

5. Chekhovskih I. A. Problemy organizacii truda v sel'skom hozyajstve v svete cifrovoj transformacii ekonomiki [Problems of labor organization in agriculture in the light of the digital transformation of the economy], Aktual'nye problemy veterinarnoj mediciny [Actual problems of veterinary medicine], Volume 153. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Veterinary Medicine, 2022, pp. 66-68.

6. Akmarov P. B., Gorbushina N. V., Knyazeva O. P., Tret'yakova E. S. Primenenie komp'yuternyh tekhnologij dlya obespecheniya dostupnogo i effektivnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya v sel'skom hozyaj stve [The use of computer technologies to ensure affordable and effective additional education in agriculture], Sovershenstvovanie sistemy podgotovki i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa [Improving the system of training and additional professional education of personnel for the agro-industrial complex], Ryazan', December 14, 2017, Vol. II, 2017, pp. 220-223.

7. Lovchikova E. I., Alpatov A. V. Diversifikaciya i specializaciya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva v aspekte social'no-trudovoj zanyatosti i razvitiya cifrovoj ekonomiki [Diversification and specialization of agricultural production in the aspect of social and labor employment and the development of the digital economy], Orel : Oryol State Agrarian University named after N. V. Parakhin, 2020, 192 p.

8. Yarusheva S. A., Sanatina K. P. Sovremennye napravleniya razvitiya chelovecheskih resursov cherez pov-yshenie kvalifikacii kadrov [Modern trends in the development of human resources through the improvement of personnel qualifications], Upravlenie budushchim v konture ekonomicheskoj i social'noj real'nosti [Managing the future in the contour of economic and social reality], Chelyabinsk, April 11, 2019. Edited by E. P. Velikhov. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University, 2019, pp. 15-18.

9. Dudzyak O. A., Gumenyuk I. I. Vliyanie agroholdingov na razvitie sel'skih territorij [The influence of agricultural holdings on the development of rural areas], Formirovanie rynochnyh otnoshenij [Formation of market relations], 2019, No. 2, pp. 100-105.

10. Kasimova Zh. V., Kasimov A. A. Cifrovaya transformaciya sel'skih territorij [Digital transformation of rural territories], VestnikNGIEI [Bulletin NGIEI], 2020, No. 8 (111), pp. 117-126.

11. Chepik D. A., Muhamedova T. O. Problemy privlecheniya i zakrepleniya v sel'skom hozyajstve molodyh specialistov [Problems of attracting and securing young specialists in agriculture], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [The economy of agriculture in Russia], 2018, No. 9, pp. 65-69.

12. Erofeeva I. E. Tendencii podgotovki kadrov dlya sel'skogo hozyajstva [Trends in personnel training for agriculture], Upravlenie innovacionnym razvitiem agroprodovol'stvennyh sistem na nacional'nom i regional'nom urov-nyah [Management of innovative development of agro-food systems at the national and regional levels], Voronezh, October 29-30, 2020, Vol II, 2020, pp. 116-119.

13. Apatova N. V., Burkal'ceva D. D., Korolev O. L. Formirovanie cifrovyh kompetencij v virtual'noj srede [Formation of digital competencies in a virtual environment], Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii [Distance educational technologies], Yalta, September 20-22, 2021, pp. 7-9.

14. Iskhakov Yu. G., Nafikov S. T., Komlackij V. I. Znachenie formirovaniya professional'nyh navykov starsheklassnikov dlya budushchego kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v vuze [The importance of the

Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). C. 84-93. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 84-93. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнд пкнля и птрлг/ifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ1 ИОПАЛЬНАЯ И УМГЛСЛЕВАП ЭКипиМИКА

formation of professional skills of high school students for the future of competence-oriented education at the university], Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2022, No. 4, pp. 156-160.

15. Mel'nik L. Yu. Integraciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva v ekonomike znanij agrarnoj sfery [Integration of education, science and production in the knowledge economy of the agrarian sphere], Mezhdunarodnyj nauch-no-proizvodstvennyj zhurnal «Ekonomika APK» [International scientific and production journal «Economics of agriculture»], 2017, No. 11 (277), pp. 67-73.

16. Bykov V. V. Agrarnoe obrazovanie segodnya, problemy razvitiya i puti ih resheniya [Agrarian education today, development problems and ways to solve them], Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki [Theory and practice of modern agricultural science], Novosibirsk, February 28, 2020 goda, Vol. 4, 2020, pp. 16-20.

17. Zeer E. F. Personalizirovannaya uchebnaya deyatel'nost' obuchayushchihsya v srednem professional'nom obrazovanii kak faktor realizacii innovacionnoj programmy «Professionalitet» [Personalized educational activity of students in secondary vocational education as a factor in the implementation of the innovative program «Professionalism»], Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya [News of the Russian Academy of Education], 2022, No. 2 (58), pp.121-134

18. Nikulina N. N. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya kak uslovie uspeshnogo razvitiya in-novacionnyh agroproektov [Improvement of vocational education as a condition for the successful development of innovative agricultural projects], Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2018, Vol. 4, No. 4, pp. 73-82.

19. Yakushkin N. M., Alekseev S. L., Titov N. L., Nizamutdinov M. M. Problemy povysheniya professional-izma kadrov agrarnoj sfery v realiyah cifrovoj ekonomiki [Problems of increasing the professionalism of agricultural personnel in the realities of the digital economy.], Cifrovye tekhnologii v podgotovke kadrov apk kak klyuchevoj faktor povysheniya ego effektivnosti. Aktual'nye problemy protivodejstviya korrupcii v sisteme obespecheniya ekonomich-eskoj bezopasnosti [Digital technologies in the training of agricultural personnel as a key factor in increasing its effectiveness. Actual problems of combating corruption in the system of ensuring economic security], Kazan, May 26 -November 23. 2022, Vol. XVI, 2022, pp. 155-170.

20. Berdyugina O. V. Aspekty primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v Agrarnom Vuze [Aspects of the use of distance educational technologies in Agricultural education], Agrarnoe obrazovanie i nauka [Agrarian education and science], 2018, No. 2, pp. 1.

The article was submitted 21.12.2022; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

Information about the autors: N. V. Murashova - Ph. D. (Economy) associate professor, Spin-code: 4792-5715; O. Yu. Marimakova - deputy director for organizational and economic activities, Spin-code: 2238-8164.

Contributions of the autors:

Murashova N. V. - managed the research project, developed the theoretical framework, analyzing and supplementing the text.

Marimakova O. Yu. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.