Научная статья на тему 'Цифровые компетенции работников сельскохозяйственного производства'

Цифровые компетенции работников сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационное обеспечение / новая модель занятости / программа развития сельского хозяйства / сельское хозяйство / тенденции развития цифрового сельского хозяйства / цифровая экономика / цифровизация сельского хозяйства / цифровые компетенции / information support / agricultural development program / agriculture / digital agriculture development trends / digitalization of agriculture / digital competencies / new employment model / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимова О. Ю., Коваленко Е. Г., Завиваев Н. С.

Введение. Процесс цифровизации сельского хозяйства сталкивается с серьезной проблемой, касающейся получения работниками новых цифровых компетенций. Недооценка трудовых навыков работников приводит к замедлению развития агропромышленного комплекса. При определении перспектив развития модели занятости в сельском хозяйстве необходим учет факторов, влияющих на нее, включая гендерную, образовательно-территориальную и профессионально-квалификационную структуры таких ключевых тенденций, как информатизация и роботизация производства, внедрение новых селекционных и генетических технологий. Материалы и методы. В процессе проведения исследования был проведен опрос работников сельского хозяйства Нижегородской области и Республики Мордовия относительно их отношения к новой модели занятости в аграрной сфере и получения работниками новых компетенций. В процессе проведения опроса были использованы: рассылка анкет по электронной почте и телефонный опрос, а также был проведен контент-анализ сайта HeadHunter и портал Трудвсем. Результаты. В процессе исследования была выявлена готовность аграрных рабочих к смене модели занятости, определена «проблемная» компонента, связанная с готовностью учиться и получать новую профессию, а также выявлена возможность повышения заинтересованности работников сельскохозяйственных предприятий к цифровой занятости, связанная с улучшением системы управления трудом и экономическим стимулированием. Обсуждение. Проведена оценка возможности и готовности сельскохозяйственных работников адаптироваться к условиям перехода к новой модели занятости в сельскохозяйственной сфере. Заключение. Реализация процесса цифровизации сельского хозяйства требует разработки комплексных мер по созданию соответствующей модели занятости работников. При формировании такой модели необходимо учитывать ряд тенденций: модернизацию системы подготовки сельскохозяйственных кадров, ее ориентацию на цифровые навыки и непрерывное образование; формирование новой модели управления на аграрных предприятиях; создание региональных центров компетенций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital competencies of agricultural workers

Introduction. The process of digitalization of agriculture is facing a serious problem regarding the acquisition of new digital competencies by workers. Underestimation of the labor skills of workers leads to a slowdown in the development of the agro-industrial complex. When determining the prospects for the development of the employment model in agriculture, it is necessary to take into account the factors that affect it, including the gender, educational-territorial and professional qualification structures of such key trends as informatization and robotization of production, the introduction of new breeding and genetic technologies. Materials and methods. In the course of the study, a survey was conducted of workers in the economy of the Nizhny Novgorod region and the Republic of Mordovia, regarding their attitudes towards new models of employment in the agricultural sector and obtaining workers with new competencies. In the process of conducting the survey, the following were used: sending out a questionnaire by e-mail and a telephone survey, as well as a content analysis of the HeadHunter website and the Trudavsem portal. Discussion. An assessment was made of the possibility and readiness of agricultural workers to adapt to the conditions of transition to a new employment model in the agricultural sector. Results. In the course of the study, the readiness of agricultural workers to change the employment model was identified, the «problem» component associated with the willingness to learn and receive a new profession was identified, and the possibility of increasing the interest of agricultural workers in digital employment associated with improving systems of labor management and economic incentives. Conclusion. The implementation of the process of digitalization of agriculture requires the development of comprehensive measures to create an appropriate employment model for workers. When forming such a model, it is necessary to take into account a number of trends: modernization of the agricultural personnel training system, its focus on digital skills and continuous education; formation of a new management model at agricultural enterprises; creation of regional centers of competence, etc.

Текст научной работы на тему «Цифровые компетенции работников сельскохозяйственного производства»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332

Б01: 10.24412/2227-9407-2023-2-68-78

Цифровые компетенции работников сельскохозяйственного производства

Ольга Юрьевна Якимова113, Елена Георгиевна Коваленко2, Николай Сергеевич Завиваев3

12 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия 3 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

1 olyakimova@yandex.т3, https://orcid.org/0000-0001-5004-9978

2 kovelena13@mail. т, https://orcid.org/0000-0003-4688-6030

3 zavivaev_nik@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6654-6685

Аннотация

Введение. Процесс цифровизации сельского хозяйства сталкивается с серьезной проблемой, касающейся получения работниками новых цифровых компетенций. Недооценка трудовых навыков работников приводит к замедлению развития агропромышленного комплекса. При определении перспектив развития модели занятости в сельском хозяйстве необходим учет факторов, влияющих на нее, включая гендерную, образовательно-территориальную и профессионально-квалификационную структуры таких ключевых тенденций, как информатизация и роботизация производства, внедрение новых селекционных и генетических технологий. Материалы и методы. В процессе проведения исследования был проведен опрос работников сельского хозяйства Нижегородской области и Республики Мордовия относительно их отношения к новой модели занятости в аграрной сфере и получения работниками новых компетенций. В процессе проведения опроса были использованы: рассылка анкет по электронной почте и телефонный опрос, а также был проведен контент-анализ сайта HeadHunter и портал Трудвсем.

Результаты. В процессе исследования была выявлена готовность аграрных рабочих к смене модели занятости, определена «проблемная» компонента, связанная с готовностью учиться и получать новую профессию, а также выявлена возможность повышения заинтересованности работников сельскохозяйственных предприятий к цифровой занятости, связанная с улучшением системы управления трудом и экономическим стимулированием.

Обсуждение. Проведена оценка возможности и готовности сельскохозяйственных работников адаптироваться к условиям перехода к новой модели занятости в сельскохозяйственной сфере.

Заключение. Реализация процесса цифровизации сельского хозяйства требует разработки комплексных мер по созданию соответствующей модели занятости работников. При формировании такой модели необходимо учитывать ряд тенденций: модернизацию системы подготовки сельскохозяйственных кадров, ее ориентацию на цифровые навыки и непрерывное образование; формирование новой модели управления на аграрных предприятиях; создание региональных центров компетенций и др.

Ключевые слова: информационное обеспечение, новая модель занятости, программа развития сельского хозяйства, сельское хозяйство, тенденции развития цифрового сельского хозяйства, цифровая экономика, циф-ровизация сельского хозяйства, цифровые компетенции

Для цитирования: Якимова О. Ю., Коваленко Е. Г., Завиваев Н. С. Цифровые компетенции работников сельскохозяйственного производства // Вестник НГИЭИ. 2023. № 2 (141). С. 68-78. Б01: 10.24412/2227-9407-20232-68-78

© Якимова О. Ю., Коваленко Е. Г., Завиваев Н. С., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Digital competencies of agricultural workers

Olga Yu. YakimovaElena G. Kovalenko2, Nikolay S. Zavivaev3

12Mordovia State University named after N. P. Ogareva, Saransk, Russia 3 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia 1 olyakimova@yandex.ruhttps://orcid.org/0000-0001-5004-9978 2kovelena13@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4688-6030 3 zavivaev_nik@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6654-6685

Abstract

Introduction. The process of digitalization of agriculture is facing a serious problem regarding the acquisition of new digital competencies by workers. Underestimation of the labor skills of workers leads to a slowdown in the development of the agro-industrial complex. When determining the prospects for the development of the employment model in agriculture, it is necessary to take into account the factors that affect it, including the gender, educational-territorial and professional qualification structures of such key trends as informatization and robotization of production, the introduction of new breeding and genetic technologies.

Materials and methods. In the course of the study, a survey was conducted of workers in the economy of the Nizhny Novgorod region and the Republic of Mordovia, regarding their attitudes towards new models of employment in the agricultural sector and obtaining workers with new competencies. In the process of conducting the survey, the following were used: sending out a questionnaire by e-mail and a telephone survey, as well as a content analysis of the HeadHunter website and the Trudavsem portal.

Discussion. An assessment was made of the possibility and readiness of agricultural workers to adapt to the conditions of transition to a new employment model in the agricultural sector.

Results. In the course of the study, the readiness of agricultural workers to change the employment model was identified, the «problem» component associated with the willingness to learn and receive a new profession was identified, and the possibility of increasing the interest of agricultural workers in digital employment associated with improving systems of labor management and economic incentives.

Conclusion. The implementation of the process of digitalization of agriculture requires the development of comprehensive measures to create an appropriate employment model for workers. When forming such a model, it is necessary to take into account a number of trends: modernization of the agricultural personnel training system, its focus on digital skills and continuous education; formation of a new management model at agricultural enterprises; creation of regional centers of competence, etc.

Keywords: information support, agricultural development program, agriculture, digital agriculture development trends, digitalization of agriculture, digital competencies, new employment model, digital economy

For citation: Yakimova O. Yu., Kovalenko E. G., Zavivaev N. S. Digital competencies of agricultural workers // Bulletin NGIEI. 2023. № 2 (141). P. 68-78. DOI: 10.24412/2227-9407-2023-1-68-78

Введение

Являясь системной, проблема цифровизации как всей экономики страны, так и ее сельскохозяйственной отрасли предопределяет принятие эффективного решения. Разработка такого решения требует проведения скрупулёзной подготовительной работы, включающей предложения по формированию кадрового потенциала и его профессиональных компетенций, что позволит обосновать новые модели развития аграрного сектора [1; 2].

Изучая вопросы, касающиеся занятости в сельском хозяйстве, Анищенко А. Н. и Левина Е. В.

констатируют, что данная сфера является наиболее консервативной с точки зрения внутренних механизмов воспроизводства человеческих ресурсов и в то же время наиболее подверженной трансформационным процессам [3, а 235].

Рассматривая структуру и динамику занятости в аграрном секторе экономики, следует отметить как почти двукратное сокращение занятости в сельском хозяйстве с 2005 г. (на фоне роста или медленного снижения занятости в других видах деятельности), так и высокую межрегиональную дифференциацию показателя [4].

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

В 2020 г. доля занятых в сельском хозяйстве от общего числа занятых в экономике составила 6,4 %, в 2010 г. этот показатель равнялся 8,5 %. Таким образом, численность занятых в 2020 г. уменьшилась, по сравнению с 2010 г., на 1608,8 тыс. человек (в 2010 г. в сфере сельского хозяйства было занято 6049,0 тысяч работников, в 2020 г. -4440,2 тысячи)1. По Нижегородской области показатель численности занятых в сельском хозяйстве в 2020 г. составил 3,7 %, что заметно ниже средне-

российского показателя . В Республике Мордовия фиксировалось в том же году 19,3 %, что значительно выше показателя по России. Объясняется это тем, что один из основных секторов экономики Мордовии - аграрный. Однако, несмотря на достаточно высокое значение показателя численности занятых в сельском хозяйстве Республики Мордовия, по сравнению с 2010 г. уровень занятых в сельском хозяйстве снижается (в 2010 г. - 19,8 %) (табл. 1)3.

Таблица 1. Численность занятых в сельском хозяйстве от общего числа занятых в экономике (тыс. чел.) Table 1. The number of people employed in agriculture from the total number of people employed in the economy (thousand people)

Субъект Федерации / Subject of the federation

Год / Year

2010

2020

Российская Федерация / Russian Federation Приволжский федеральный округ / Volga Federal District Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region Республика Мордовия / The Republic of Mordovia Источник: составлено авторами на основании4

6 049,0 1 434.0

95.8

76.9

4 440,2 960,7 59,6 70,6

Несмотря на продолжающееся снижение занятости в агропромышленном комплексе России, в настоящее время нет проблемы, касающейся сохранения занятости высвобождаемых работников. Однако в условиях провозглашения цифровизации экономики, а следовательно, перехода отрасли на более производительные технологии возникает вопрос формирования кадров с цифровыми компетенциями разного уровня. При определении перспектив развития модели занятости в сельском хозяйстве необходим учет факторов, влияющих на нее, включая гендерную, образовательно-территориальную и профессионально-квалификационную структуры таких ключевых тенденций, как информатизация и роботизация производства, внедрение новых селекционных и генетических технологий. В свете провозглашенных правительством Российского государства направлений развития среди них, безусловно, будет преобладать информатизация и цифрови-зация. «Так новые тенденции и механизмы развития исследуемой отрасли нашли отражение в концепции ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», разработанного Минсельхозом России в рамках программы развития сегмента до 2024 года5. Проникновение «умного» сельского хозяйства постепенно меняет и модель найма и установки работников АПК» [2].

«Цифровизация и автоматизация производственного процесса в сельском хозяйстве создает

запрос на новый тип кадров АПК с новыми компетенциями (например, в области создания/использования программных продуктов, работы с робототехникой). Это, в свою очередь, предъявляет требования к системе образования и модели компетенций работника. В качестве цифровых инноваций, наиболее востребованных в сельском хозяйстве, можно выделить информационные системы управления растениеводством и животноводством, уделяя особое внимание функциям планирования, учета и прогнозирования» [2]. Как правило, речь идет об облачных и кастомизированных решениях. Популярны на сегодня системы контроля расхода топлива, датчики для комбайнов и спецтехники. Следующим важным направлением, связанным с нововведениями в сельскохозяйственной отрасли, вызывающим озабоченность, является несбалансированность рынка труда и системы образования, низкий уровень оплаты труда, высокий уровень ручного труда, низкая инновационная активность и производительность труда при существующей модели занятости. По данным Федеральной службы государственной статистики, из 41 тысячи трудоустроенных выпускников вузов по специальности «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» только 48 % работают по полученной специальности. Близкая ситуация характерна только для выпускников специальностей «Социология и социальная работа» и «Менеджмент в технических си-

VWWWWW рргмпнд пкнля u птрл г /ifra я ч кп нп м и к л VWWWWW ¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, ре! ИОПАЛ ID ПАЯ И о i РАСЛЕРАЯ жипимпкА

стемах». Стереотипы о низком уровне заработной платы в отрасли сильно влияют на желание молодежи получить образование по агропромышленным специальностям и работать в дальнейшем в этой сфере.

Определяя условия, способствующие цифровым преобразованиям в агропромышленном комплексе, можно выделить:

- необходимая инфраструктура;

- финансовая доступность;

- уровень образования (грамотность, информационно-коммуникационное образование);

- институциональная поддержка [10].

При изучении факторов и условий, влияющих на цифровую трансформацию занятости и формирование цифровых компетенций у работников аграрной сферы, в научной литературе можно выделить несколько подходов, исходящих из предпосылки, что информатизация и компьютеризация оказывают существенное влияние на весь рынок труда, занятость, степень безопасности рабочего места, а также на взаимосвязь между цифровизаци-ей, заработной платой и уровнем образования [11]. Еще один подход к проблеме цифровизации АПК-изучение и определение основных требований к работникам отрасли [12], а также степени влияния не только объективных, внешних, но и субъективных факторов, определяющих поведение работников в условиях необходимости овладения цифровыми компетенциями.

Материалы и методы

В процессе исследования использовались интернет-исследования с использованием электронной почты и телефонных опросов и контент-анализа сайта HeadHunter.

Целевая группа исследования - граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 60 лет, являющиеся работниками сельского хозяйства Нижегородской области и Республики Мордовия. Репрезентативная выборка для опроса составила 178 человек. Распределение по субъектам Федерации: Нижегородская область - 97 человек, Республика Мордовия - 81 человек.

Методы работы: контент-анализ, теоретический анализ, анализ документов, разработка исследования, инструменты проектирования и исследования, опрос по электронной почте и телефону [13; 14].

В выборке распределения занятости лиц с профессиональным образованием работники сельского хозяйства и сельскохозяйственной науки составляли: из Нижегородской области - 58 чел.

(60 %); из Республики Мордовия - 54 чел. (67,5 %). Квалифицированные работники сельского, лесного и рыбного хозяйства составили: из Нижегородской области - 33 чел. (34 %); из Республики Мордовия -23 чел. (28,5 %).

Результаты

Согласно исследованиям сельское хозяйство занимает четвертое место среди всех секторов экономики, экономящих на внедрении цифровых технологий. Многочисленные инновации, внедряемые в аграрный сектор, часто не связаны между собой, что замедляет внедрение модели занятости, основанной на цифровой трансформации отрасли [15].

Обеспеченность трудовыми ресурсами в агропромышленном комплексе России выше, чем в развитых странах, однако уровень квалификации работников заметно ниже, что создает ряд серьезных ограничений, являющихся факторами структурной безработицы в сельской местности. Производительность труда в сельском хозяйстве в последние пять лет росла в среднем на 4 % в год. Трансформация производственной модели в сельском хозяйстве, изменение спроса на продукты питания обуславливает необходимость еще большего роста производительности труда и урожайности, что, в свою очередь, создает запрос на широкое использование цифровых технологий и роботизации. В то же время обратной стороной реструктуризации занятости в аграрной сфере является проблема формирования новых цифровых компетенций, которые бы обеспечивали профессиональную мобильность и возможность трудоустройства высвобождаемых работников [16].

В связи с этим возникает необходимость оценки возможности и готовности сельскохозяйственных работников адаптироваться к условиям перехода к новой модели занятости в сельскохозяйственной сфере.

В современном мире развитие сельского хозяйства становится все более зависимым от новых цифровых технологий межотраслевого назначения (информационно-коммуникационные, аэрокосмические и биотехнологии, технологии урбанизированного сельского хозяйства (вертикальные фермы, роботизированные теплицы, точное земледелие и растениеводство и др.). Появление новых направлений, связанных с цифровой трансформацией сельского хозяйства, «заставляют» работников аграрной отрасли постоянно расширять свои знания, повышать квалификацию в своей профессии, а также

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

быстро адаптироваться к новым условиям хозяйственной деятельности с целью повышения ее эффективности [17].

Опираясь на исследования и методологические подходы ученых, были проведены социологические опросы работников сельского хозяйства и

специалистов различных уровней Нижегородской области и Республики Мордовия. В табл. 2 представлены некоторые ответы респондентов, касающиеся, по их мнению, последствий цифровизации отрасли, внедрения компьютерных технологий в профессиональную деятельность.

Таблица 2. Результаты опроса работников сельского хозяйства Нижегородской области и Республики Мордовия, касающиеся последствий цифровизации отрасли

Table 2. Results of a survey of agricultural workers in the Nizhny Novgorod region and the Republic of Mordovia regarding the consequences of industry digitalization

В процентах / In percents

Вопросы / Questions

Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

Республика Мордовия / The Republic of Mordovia

1. Ожидаете ли Вы новых навыков и требований от внедрения цифровых технологий в отрасль? / Do you expect new skills and requirements from the introduction of digital technologies

in the industry

2. Обеспокоены ли Вы возможной потерей работы? / Are you worried about the possible loss of your job?

3. Как Вы считаете, может ли исчезнуть Ваша профессия в связи

с цифровой трансформацией отрасли? / Do you think your profession may disappear due to the digital transformation of the industry?

4. Возможность смены места жительства ради рабочего места? / Possibility of changing the place of residence for the sake of a job?

5. Возможен ли вариант получения новой профессии, не связанной с аграрной сферой? / Is it possible to get a new profession

that is not related to the agricultural sector?

6. Возможен ли вариант работы предпринимателем/самозанятым? / Is it possible to work as an entrepreneur / self-employed?

7. Готовы ли Вы обучаться новым компетенциям за счет собственных средств? / Are you ready to learn new competencies at your own expense?

Источник: составлено авторами на основании собственных расчетов

68,2 49,5

15,0 39,3

29,0 59,0

15,2

41,7 39,1

14,0

31.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.1 56,4

11,6

Кроме этого, рассуждая о формировании новой компетентностной модели работников сельского хозяйства, необходимо рассмотреть и вопрос, касающийся компетенций, требуемых руководителями предприятий аграрной сферы при поиске сотрудников. Для этой цели был проведен семантический контент-анализ открытых вакансий отрасли в Российской Федерации (по базе HeadHunter).

В таблице 3 представлен неполный перечень запросов на высококвалифицированные навыки ра-

ботников в сельскохозяйственной отрасли в Нижегородской области и Республике Мордовия. Необходимо отметить, что в настоящее время российскими работодателями в сельскохозяйственной отрасли в большей степени запрашиваются навыки высокой квалификации (свыше 80 тыс. запросов). Доля данной группы навыков составляет порядка 70 % от общего количества запросов на навыки работников в сельском хозяйстве [18].

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Таблица 3. Количество запросов на высококвалифицированные навыки работников в сельскохозяйственной отрасли в Нижегородской области и Республике Мордовия Table 3. The number of requests for highly qualified skills of workers in the agricultural sector in the Nizhny Novgorod region and the Republic of Mordovia

Навык / Skill Запросы на высококвалифицированные навыки работников (октябрь, 2022, Нижегородская область) / Requests for highly qualified skills of workers (October, 2022, Nizhny Novgorod region) Запросы на высококвалифицированные навыки работников (октябрь, 2022, Республика Мордовия) / Requests for highly qualified skills of workers (October, 2022, Republic of Mordovia)

Ед. / Unit % Ед. / Unit %

Знание ПК / PC knowledge 639 11,3 257 13,6

Контроль соблюдения агротехнологий /

Monitoring compliance with agricultural technologies 471 8,4 231 10,7

Знание 1С / Knowledge of 1C 384 7,3 265 11,4

Знание MS Office / Knowledge MS Office 196 3,1 108 5,1

Определение качества продукции /

Determination of product quality 98 1,8 87 4,6

Управление деятельностью фермы / Farm management 107 1,9 56 3,7

Повышение мотивации персонала / Increasing staff

motivation 77 1,1 47 3,3

Знание программ Solid Works, KISSsoft, КОМПАС /

Knowledge of Solid Works, KISSsoft, KOMPAS programs 64 0,9 32 3,0

Анализ продаж, рынка, конкурентов в с.-х. сфере /

Analysis of sales, market, competitors

in the agricultural sector 61 0,9 29 2,7

Управление сельхозпредприятиями / Farm Management 58 0,8 44 3,3

Анализ технологии предприятий холдинга /

Analysis of the technology of holding enterprises 57 0,8 21 1,6

Консультирование сельхозпроизводителей /

Consulting for agricultural producers 49 0,6 36 3,1

Мониторинг полей / Field monitoring 39 0,7 26 1,7

Знание программы UNIGRAPHICS /

Knowledge of UNIGRAPHICS software 35 0,6 19 1,2

Источник: составлено авторами на основании собственных расчетов

Обсуждение

Проведенный опрос позволил идентифицировать ситуацию с цифровизацией сельского хозяйства с точки зрения самих работников. Из таблицы 2 видно, однако, что работники сельскохозяйственной отрасли Нижегородской области более активны по отношению к инновационным процессам, касающимся агросферы по сравнению с работниками сельского хозяйства Республики Мордовия. Объясняется это тем, что размеры и промышленный потенциал нижегородцев гораздо выше и возможность

у аграриев области «вписаться» в новые условия значительно шире.

Причем необходимо отметить, что имеются значительные различия во взглядах на ситуацию с формированием новой компетентностной модели в отрасли у работников среднего звена и специалистов. Так, процент специалистов аграрной сферы, ожидающих появления новых навыков и требований от внедрения цифровых технологий в отрасль, доходит до 80 % в обоих исследуемых субъектах. Специалисты, получившие специальное образова-

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

ние (сельскохозяйственное), практически исключают возможность исчезновения своей профессии и значительного сокращения рабочих мест. В то же время среди них значительный процент тех, кто рассматривают возможность смены сферы своей работы (в Нижегородской области - 34,4, в Республике Мордовия - 28,1 %). Отличия наблюдаются и в направлении смены места жительства ради работы по специальности (Нижегородская область - 50,4, Республика Мордовия - 52,3 %). Причем порядка 35,0 % специалистов-аграриев до 35 лет предположили, что могут рассмотреть вопрос о получении новой профессии с другим профилем профессионального образования. Эта установка позволяет расширить возможности профессиональной мобильности в условиях цифровой трансформации аграрного сектора экономики и уменьшает риски потери рабочих мест из-за роста производительности труда, внедрения инноваций в процесс сельскохозяйственного производства.

Еще одним интересным результатом опроса является минимальная готовность к обучению за счет собственных средств (от 11,6 % - в Республике Мордовия до 15,2 % - в Нижегородской области). В то же время показатель готовности к обучению за счет государства или работодателя (в среднем до 45 %) вполне сопоставимы с другими сферами экономики.

Таким образом, цифровизация сельского хозяйства требует ужесточения подходов к высокопрофессиональным компетенциям работников сельскохозяйственной отрасли экономики. Формирование и развитие цифровой аграрной среды заставляет ученых и специалистов формулировать конкретные компетенции, показывающие уровень профессиональной подготовки работников сельского хозяйства в условиях внедрения в отрасль инновационных технологий. Современные условия развития сельскохозяйственной сферы заявляют о необходимости перехода на дистанционные технологии управления производственными процессами («Умная ферма», «Умная теплица» и т. п.), используя для этого создаваемые информационные порталы, платформы и другие ресурсы [19].

Исследования показывают, что ключевыми факторами, ограничивающими цифровизацию сельского хозяйства сегодня, являются характеристики сельских образований, такие как качество инженерной и социальной инфраструктуры; уровень организации труда; технология управления; степень автоматизации системы управления; профессиональные

личностные качества сотрудников; мотивация персонала [20]. Эти факторы приводят к фрагментарному характеру внедрения цифровых технологий, что, в свою очередь, не создает стимулы для большинства работников этой сферы к быстрому освоению цифровых технологических компетенций, обучению, изменению формата занятости.

Заключение

Таким образом, наметившиеся тенденции изменения модели трудового поведения и трудоустройства в условиях цифровизации аграрной отрасли охватывают профессионально-квалификационные, образовательные, отраслевые и другие аспекты. Осуществляемая подготовка специалистов в области сельского хозяйства проводится в достаточном объеме, но настораживающим фактором является низкий уровень занятости по специальности выпускников вуза в новом перспективно возникающем запросе на рынке труда на специалистов с развитыми цифровыми навыками, способными справиться с возникающими проблемами в цифровую эпоху.

Проанализировав готовность и возможность работников сельского хозяйства к смене профессии, трудовых функций, обучению и повышению квалификации, изменению формата занятости, внедрению новых компьютерных технологий, переезду на новое место работы и жительства, можно сделать вывод, что в агропромышленном комплексе (и в первую очередь, в сельском хозяйстве) формируется новая модель занятости. В результате проведенного исследования было выявлено, что наиболее «проблемным» компонентом является готовность к обучению и получению новой профессии. Это особо наглядно демонстрируют данные опроса, если сравнивать их с относительно высокими значениями готовности к предпринимательству и самозанятости. Таким образом, исследование выявило наличие определенных «модернизационных» трудностей российского аграрного сектора экономики, наличие которых подтверждается статистическими данными и выводами авторов.

На основании выявленных проблем был сделан вывод о необходимости развития целевой подготовки и переподготовки работников для получения новых компетенций, необходимых для развития агропромышленного комплекса России. Указанное развитие может осуществляться на основе совместных усилий федерального центра, региональных и местных органов власти и образовательных организаций. Цифровизация сельского хозяйства существенно изменит сам характер работы, а следова-

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'д VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

тельно, требования к работникам и их квалификации. В этом контексте наибольшую роль, по мнению авторов, должно играть государство, как основное «заинтересованное лицо» в процессе внедрения в отрасль новых технологий.

Стратегические цели развития сельского хозяйства в России и ее регионах отражены в национальных и региональных проектах. Одной из таких целей является цифровизация отрасли. Для ее реализации необходимы комплексные меры по формированию новой модели занятости с учетом таких тенденций цифровизации, как модернизация системы подготовки сельскохозяйственных кадров, ее

ориентация на цифровые навыки и непрерывное образование; формирование новой модели управления на аграрных предприятиях; создание региональных центров компетенций, способствующих внедрению цифровых технологий в сельскохозяйственное производство.

Формирование соответствующих цифровых компетенций у работников аграрной сферы позволит сократить кадровый голод в отрасли, поскольку может привлечь новых профессионалов, повысить прозрачность в области кадрового управления, а также усилить интерес к работе проживающей в сельской местности молодежи.

Примечания:

1 Россия в цифрах. 2021: Крат. стат. сб. / Росстат. Москва, 2021. 275 с.

2 Статистический ежегодник. Нижегородская область, 2021: Стат. сб. / Нижегородстат. Нижний Новгород, 2021.

290 с.

3 Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2021. 421 с.

4 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. Москва, 2021. 1112 с.

5 Цифровое сельское хозяйство: Ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/o-sozdanii-i-obespechenii-funktsionirovaniya-tsifrovyih-platformagropromyishlennogo-kompleksa.pdf

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Огнивцев С. Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2. С. 77-80.

2. Маслов Н. С., Завиваев Н. С., Проскура Н. В., Кондратьева Н. Н. Развитие телекоммуникационных услуг как базис для перехода к цифровой экономике // Вестник НГИЭИ. 2018. № 12 (91). С. 87-96.

3. Анищенко А. Н., Левина Е. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Том 10. № 3. С. 233-246. doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111143.

4. Zabelina O. V., Mirzabalaeva F. I., Sankova L. V. Readiness of agricultural workers to develop new competencies and change the employment model in the conditions of digitalization // E3S Web of Conferences. 176. 06003 (2020). IDSISA. 2020. https://doi.org/10.1051/e3sconf /202017606003.

5. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873-887.

6. Акмаров П. Б., Газетдинов М. Х., Князева О. П. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Казань. 2019. Том 14. № 1 (52). С. 107-112.

7. Ковалева И. В. Цифровизация сельского хозяйства как стратегический элемент управления отраслью // Экономика и бизнес: теория и практика. Новосибирск. 2019. № 3-1. С. 131-133.

8. Пантелеева Т. А. Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт // Продовольственная политика и безопасность. Москва. 2021. Т. 8. № 1. С. 63-84.

9. Санду И. С., Нечаев В. И., Рыженкова Н. Е. Предпосылки создания новых инновационных формирований в условиях цифровой экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Мытищи. 2020. № 4. С. 31-36.

10. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Международный опыт прогнозирования экономики в компетенциях и квалификациях // Эффективные методы прогнозирования кадровых требований рынка труда для формирования регионального заказа на подготовку кадров. Москва : Федеральный институт развития образования, 2016. С. 7-11.

Вестник НГИЭИ. 2023. № 2 (141). C. 68-78. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 2 (141). P. 68-78. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW вггтмл! лмп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_

11. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerization? // Technological Forecasting & Social Change. 2017. № 114. Р. 254-280.

12. Гуртов В. А. Прогнозирование экономики в квалифицированных кадрах. Обзор подходов и практик применения // Университетское управление. Практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 130-161.

13. Курекова Л. М., Беблави М., Тум-Тисен А. Использование онлайн-вакансий и веб-опросов для анализа рынка труда: методологическое исследование // Экономика труда. 2015. Том. 18. № 4.

14. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ. Навыки и технологии. На подъеме аграрных университетов // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 518-540.

15. Завиваев Н. С., Якимова О. Ю., Мансуров А. П. Кластерный анализ эффективности использования элементов точного сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2021. № 12 (127). С. 82-94.

16. Нечипоренко О. В., Мореханова М. Ю. Социальные риски и ограничения инновационно-ориентированного развития сельских территорий // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 2. Ч. 2. С. 570-571.

17. Чутчева Ю. В., Коротких Ю. С., Кирица А. А. Цифровые трансформации в сельском хозяйстве // Аг-роинженерия. 2021. № 5 (105). С. 53-58.

18. Завиваев Н. С. Информационное обеспечение сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики. Дисс. канд. эконом. наук. Саранск, 2021. 197 с.

19. Якимова О. Ю. Цифровизация сельского хозяйства: опыт Европейского союза и России // Контентус. 2020. № 1 (90). С. 18-25.

20. Лазько О. В., Семченкова С. В., Лукашева О. Л. Стратегические ориентиры управления процессами цифровой трансформации в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 507-518.

Статья поступила в редакцию 12.10.2022; одобрена после рецензирования 14.11.2022;

принята к публикации 16.11.2022.

Информация об авторах:

О. Ю. Якимова - д.э.н., профессор кафедры «Статистика и информационные технологии в экономике и управлении», Spin-код: 4842-2988;

Е. Г. Коваленко - д.э.н., профессор кафедры «Статистика и информационные технологии в экономике и управлении», Spin-код: 7018-2786;

Н. С. Завиваев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», Spin-код: 3010-8386.

Заявленный вклад авторов:

Якимова О. Ю. - общее руководство, сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Коваленко Е. Г. - проведение критического анализа материалов и формирование выводов. Завиваев Н. С. - анализ и дополнение текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Ognivcev S. B. Cifrovizaciya ekonomiki I ekonomika cifrovizacii [Digitization of the economy and the economy of digitalization], Mezhdunarodnii sel'skohozyaistvennij zhurnal [International Agricultural Journal], 2019. No. 2. pp. 77-80.

2. Maslov N. S., Zavivaev N. S., Proskura N. V., Kondrat'eva N. N. Razvitie telekommunikacionnyh uslug kak bazis dlja perehoda k cifrovoj ekonomike [The development of telecommunications services as a basis for the transition to a digital economy], VestnikNGIEI [Bulletin NGIEI], 2018, No. 12 (91), pp. 87-96.

VWWWWW рргипнд пкнля и птрлгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕВАП ЭКОНОМИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Anoschenko A. N., Levina E. V. Cifrovaja kompetentnoct" kak osnova konkurentosposobnosti rabotnika na rinke truda agropromishlennogo kompleksa v uslovijah kiberekonomiki [Digital Competence as a Basis for Competitiveness of an Employee in the Labor Market of the Agro-Industrial Complex in the Conditions of Cyber Economy], Ekonomika i socium: sovremennie modeli razvitija [Economy and society: modern models of development], 2020, Vol. 10, No. 3, pp. 233-246. doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111143.

4. Zabelina O. V., Mirzabalaeva F. I., Sankova L. V. Readiness of agricultural workers to develop new competencies and change the employment model in the conditions of digitalization, E3S Web of Conferences, Vol. 176, 06003 (2020), IDSISA, 2020, https://doi.org/10.1051/e3sconf /202017606003.

5. Korshunov I. A., Shirkova N. N., Zavivaev N. S. Vklad vysokokvalificirovannyh rabotnikov v razvitie eko-nomiki regionov [Contribution of highly qualified workers to the development of the regional economy], Ekonomika regiona [Economy of the region], 2021, Vol. 17, No 3, pp. 873-887.

6. Akmarov P. B., Gazetdinov M. H., Knyazeva O. P. Sostoyanie i osnovnye napravleniya razvitiya cifrovoj ekono-miki v sel'skom hozyajstve Rossii [The state and main directions of development of the digital economy in agriculture in Russia], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Kazan State Agrarian University], Kazan', 2019, Vol. 14, No. 1 (52), pp. 107-112.

7. Kovaleva I. V. Cifrovizaciya sel'skogo hozyajstva kak strategicheskij element upravleniya otrasl'yu [Digitalization of agriculture as a strategic element of industry management], Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: theory and practice], Novosibirsk, 2019, No. 3-1, pp. 131-133.

8. Panteleeva T. A. Problemy razvitiya cifrovyh biznes modelej predpriyatij APK: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt [Problems of development of digital business models of agricultural enterprises: foreign and domestic experience], Prodovol'stvennayapolitika i bezopasnost' [Foodpolicy and security], Moscow, 2021, Vol. 8, No. 1, pp. 63-84.

9. Sandu I. S. Nechaev V. I., Ryzhenkova N. E. Predposylki sozdaniya novyh innovacionnyh formirovanij v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Prerequisites for the creation of new innovative formations in the digital economy], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of economics], Mytishchi, 2020, No. 4, pp. 31-36.

10. Dudyrev F. F., Romanova O. A. Mezhdunarodnyj opyt prognozirovaniya ekonomiki v kompetenciyah i kvalifikaciyah [International experience in forecasting the economy in competencies and qualifications], Effektivnye metody prognozirovaniya kadrovyh trebovanij rynka truda dlya formirovaniya regional'nogo zakaza na podgotovku kadrov [Effective methods of forecasting personnel requirements of the labor market for the formation of a regional order for training], Moscow: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2016, pp. 7-11.

11. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerization? Technological Forecasting & Social Change, 2017, No. 114, pp. 254-280.

12. Gurtov V. A. Prognozirovanie ekonomiki v kvalificirovannyh kadrah. Obzor podhodov i praktik primeneni-ya [Forecasting the economy in qualified personnel. Overview of approaches and application practices], Universi-tetskoe upravlenie. Praktika i analiz [University administration. Practice and analysis], 2017, Vol. 21, No. 4, pp. 130161.

13. Kurekova L. M., Beblavi M., Tum-Tisen A. Ispol'zovanie onlajn-vakansij i veb-oprosov dlya analiza rynka truda: metodologicheskoe issledovanie [Using online vacancies and web surveys to analyze the labor market: a methodological study], Ekonomika truda [Labor economics], 2015, Vol. 18, No. 4, pp. 20

14. Korshunov I. A., Shirkova N. N., Miroshnikov M. S. Eksport dopolnitel'nyh professional'nyh obrazovatel'n-yh programm. Navyki i tekhnologii. Na pod"eme agrarnyh universitetov [Export of additional professional educational programs. Skills and technologies. On the rise of agricultural universities], Integraciya obrazovaniya [Integration of education], 2019, Vol. 23, No. 4, pp. 518-540.

15. Zavivaev N. S., Iakimova O. Yu., Mansurov A. P. Klasternij analiz effektivnosti ispol'zovanija elementov tochnogo sel'skogo hozjaistva [Cluster analysis of the effectiveness of the use of elements of precision agriculture], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2021, No. 12 (127), pp. 82-94.

16. Nechiporenko O. V., Morekhanova M. Yu. Social'nye riski i ogranicheniya innovacionno-orientirovannogo razvitiya sel'skih territorij [Social risks and limitations of innovation-oriented rural development], Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development], 2017, No. 2, Part 2, pp. 570-571.

17. Chutcheva Yu. V., Korotkih Yu. S., Kirica A. A. Cifrovye transformacii v sel'skom hozyajstve [Digital transformations in agriculture], Agroinzheneriya [Agroengineering], 2021, No. 5 (105), pp. 53-58.

77

Вестник НГИЭИ. 2023. N 2 (141). C. 6S-7S. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. N 2 (141). P. 6S-7S. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW пгппыл i л Ain сггтппл i рглдмм/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

REGlONAL AND SECT ORAL ECONOMlCS_

18. Zavivaev N. S. Informacionnoe obespechenie sel'skogo hozjaistva v uslovijah cifrovizacii ekonomiki [Information support of agriculture in the context of digitalization economy. Ph. D. (Economy) diss.], Saransk, 2021, 197 p.

19. Yakimova O. Yu. Cifrovizacija sel'skogo hozjaistva: opit Evropeiskogo souza i Rossii [Digitalization of agriculture: the experience of the European Union and Russia, Kontentus [Contentus], 2020, No. 1 (90). pp. 18-25.

20. Lazko O. V., Semchenkova S. V., Lukasheva О. L. Strategicheskie orientity upravlenija processamy cifrovoi transformacii v agropromishlennom komplexe [Strategic guidelines for managing digital transformation processes in the agro-industrial complex], Moskovskji ekonomicheskji zhurnal [Moscow Economic Journal], 2018, No. 4, pp.507-518.

The article was submitted 12.10.2022; approved after reviewing 14.11.2022; accepted for publication 16.11.2022.

Information about the authors: O. Yu. Yakimova - Dr. Sci. (Economy), Professor of the Department of Statistics and Information Technologies in Economics and Management, Spin-code: 4842-2988;

E. G. Kovalenko - Dr. Sci. (Economy), Professor of the Department of Statistics and Information Technologies in Economics and Management, Spin-code: 7018-2786;

N. S. Zavivaev - Ph. D. in Economics, Associate Professor «Economics and Automation of Business Processes», Spin-code: 3010-8386.

Contribution of the authors:

Yakimova O. Yu. - general guidance, collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

Kovalenko E. G. - conducting a critical analysis of materials and drawing conclusions. Zavivaev N. S. - analysis and addition of the text of the article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.