Научная статья на тему 'Модель формирования базы знаний при подготовке специалистов пожарно-технического профиля'

Модель формирования базы знаний при подготовке специалистов пожарно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевая форма / образовательная программа / образовательные организации высшего образования / МЧС России / ООВО / network form / educational program / higher educational institutions / EMERCOM of Russia / Educational Organization of Higher Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Ольга Николаевна, Колесников Владимир Владимирович, Рахматулин Руслан Сайярович

Тема. В статье рассмотрен и проанализирован алгоритм и методика по оценке качества формирования функций (компетенций) обучающимися образовательных организаций высшего образования МЧС России (далее ООВО) на базе ранее разработанных систем [1 ]. Методы. Анализ формирования функций (компетенций) будущего специалиста направлен на одну из наиболее приоритетных задач при реализации программ высшего образования в ООВО. Профессиональные компетенции у специалиста, в реальных условиях работы (службы), проявляются в умении и готовности решать поставленные задачи в рамках профессиональной деятельности. Признаками качества формирования функций (компетенций) является непрерывное теоретическое и практическое освоение знаний, умений и навыков, а также их полноценное использование в трудовой деятельности. Кроме того, следует отметить, что от грамотного формирования функций (компетенций) в зависимости от направления подготовки, зависит качественный профессиональный уровень будущего специалиста, что является целевой задачей любой социально-экономической системы. Результаты. На данный момент для подготовки высоко-квалифицированных специалистов в образовательной системе МЧС России, в качестве рекомендации предлагаем использовать динамическую модель при реализации сетевой формы образовательной программы в ООВО. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в ООВО, которые в большей мере обеспечиваются потенциалом профессорско-преподавательского состава и средствами материально-технической базы организаций, что позволяет достичь высоких показателей профессионализма будущих работников (сотрудников). Выводы. Научные результаты авторы предлагают использовать в организационном проектировании системы управления ООВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Ольга Николаевна, Колесников Владимир Владимирович, Рахматулин Руслан Сайярович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for forming knowledge base in training fire service-technical specialists

Purpose. The article discusses and analyzes the algorithm and methodology for assessing quality of forming functions (competencies) of students in higher educational institutions of the EMERCOM of Russia (hereinafter referred to as EOHE – Educational Organization of Higher Education) on the basis of previously developed systems. Methods. The analysis of forming functions (competencies) of a future specialist is aimed at one of the highest priority tasks in the implementation of higher education programs in EOHE. Professional competencies of a specialist in real life work (service) conditions are manifested in the ability and readiness to solve assigned tasks within the framework of professional activities. Quality indications of forming functions (competencies) are the ongoing theoretical and practical development of knowledge, skills and habits, as well as their full use in work activities. It should be noted that the quality professional level of a future specialist which is the target objective of any socioeconomic system depends on the competent formation of functions (competencies), determined by the direction of training. Findings. At the moment, in order to train highly qualified specialists in the educational system of the EMERCOM of Russia, it is recommended to use a dynamic model when implementing a network form of the educational program in EOHE, which will allow optimizing system of managing educational process in higher educational institutions of the EMERCOM of Russia. Research application field. The results of the study can be used in educational institutions of EOHE, which are largely provided by the potential of the teaching staff and the logistics of organizations, which will allow achieving high levels of professionalism of future workers (employees). Conclusions. The authors propose to use the results in the organizational design of EOHE management system. The network form of implementing educational program makes it possible to train a highly qualified specialist with a wide range of knowledge in the field of fire safety, as well as in-depth knowledge within the framework of furher service.

Текст научной работы на тему «Модель формирования базы знаний при подготовке специалистов пожарно-технического профиля»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.146

DOI 10.25257/FE.2024.1.93-99

© О. Н. ОРЛОВА1, В. В. КОЛЕСНИКОВ1, Р. С. РАХМАТУЛИН1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Модель формирования базы знаний при подготовке специалистов пожарно-технического профиля

АННОТАЦИЯ

Тема. В статье рассмотрен и проанализирован алгоритм и методика по оценке качества формирования функций (компетенций) обучающимися образовательных организаций высшего образования МЧС России (далее ООВО) на базе ранее разработанных систем [1 ].

Методы. Анализ формирования функций (компетенций) будущего специалиста направлен на одну из наиболее приоритетных задач при реализации программ высшего образования в ООВО. Профессиональные компетенции у специалиста, в реальных условиях работы (службы), проявляются в умении и готовности решать поставленные задачи в рамках профессиональной деятельности. Признаками качества формирования функций (компетенций) является непрерывное теоретическое и практическое освоение знаний, умений и навыков, а также их полноценное использование в трудовой деятельности.

Кроме того, следует отметить, что от грамотного формирования функций (компетенций) в зависимости от направления подготовки, зависит качественный профессиональный уровень будущего специалиста, что является целевой задачей любой социально-экономической системы.

Результаты. На данный момент для подготовки высококвалифицированных специалистов в образовательной системе МЧС России, в качестве рекомендации предлагаем использовать динамическую модель при реализации сетевой формы образовательной программы в ООВО.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в ООВО, которые в большей мере обеспечиваются потенциалом профессорско-преподавательского состава и средствами материально-технической базы организаций, что позволяет достичь высоких показателей профессионализма будущих работников (сотрудников).

Выводы. Научные результаты авторы предлагают использовать в организационном проектировании системы управления ООВО.

Ключевые слова: сетевая форма, образовательная программа, образовательные организации высшего образования, МЧС России, ООВО

© O.N. ORLOVA1, V.V. KOLESNIKOV1, R.S. RAKHMATULIN1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Model for forming knowledge base in training fire service-technical specialists

ABSTRACT

Purpose. The article discusses and analyzes the algorithm and methodology for assessing quality of forming functions (competencies) of students in higher educational institutions of the EMERCOM of Russia (hereinafter referred to as EOHE -Educational Organization of Higher Education) on the basis of previously developed systems.

Methods. The analysis of forming functions (competencies) of a future specialist is aimed at one of the highest priority tasks in the implementation of higher education programs in EOHE. Professional competencies of a specialist in real life work (service) conditions are manifested in the ability and readiness to solve assigned tasks within the framework of professional activities. Quality indications of forming functions (competencies) are the ongoing theoretical and practical development of knowledge, skills and habits, as well as their full use in work activities.

It should be noted that the quality professional level of a future specialist which is the target objective of any socioeconomic system depends on the competent formation of functions (competencies), determined by the direction of training.

Findings. At the moment, in order to train highly qualified specialists in the educational system of the EMERCOM of Russia,

it is recommended to use a dynamic model when implementing a network form of the educational program in EOHE, which will allow optimizing system of managing educational process in higher educational institutions of the EMERCOM of Russia.

Research application field. The results of the study can be used in educational institutions of EOHE, which are largely provided by the potential of the teaching staff and the logistics of organizations, which will allow achieving high levels of professionalism of future workers (employees).

Conclusions. The authors propose to use the results in the organizational design of EOHE management system. The network form of implementing educational program makes it possible to train a highly qualified specialist with a wide range of knowledge in the field of fire safety, as well as in-depth knowledge within the framework of furher service.

Key words: network form, educational program, higher educational institutions, EMERCOM of Russia, Educational Organization of Higher Education

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная система в МЧС России, как и любая система, реагирует на внешние факторы. На сегодняшний день одной из доминирующих тенденций развития человечества в 21 веке является глобализация образовательной системы [1].

Стремительное развитие системы высшего образования в России не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования, и модернизация российской системы высшего образования, в том числе в ООВО, стала одним из приоритетных направлений деятельности государства [2, 3].

В своём послании Совету Федерации РФ Президент России В. В. Путин озвучил следующее: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий...».

В связи с этим обозначим цель, которая заключается в улучшении системы управления образовательным процессом в ООВО, что подразумевает под собой качественное формирование функций (компетенций) у будущих специалистов путём реализации сетевых образовательных программ в ООВО [4, 5].

В рамках исследования были проанализированы учебные планы ООВО, материально-техническая база, обеспечивающая учебный процесс, потенциал профессорско-преподавательского состава, в том числе коллективы научных школ, а также нормативные документы Минобрнауки России [2, 6].

Методом корреляционного анализа было определено, что в системе образования МЧС России для более качественного формирования профессиональных компетенций необходимо объединение работы ООВО в подготовке кадров высшего образования МЧС России [7].

Работу в этом направлении проводил Департамент образовательной и научно-технической деятельности МЧС России. Был сформирован типовой учебный план, но в связи со спецификой ООВО он не вводился в полном объёме.

Чтобы определить, в каком из ООВО будет полнее сформирована та или иная дисциплина (курс, предмет), необходимо сравнить уровни формирования функций (компетенций) во всех ООВО, предварительно их проанализировав.

Факторы, влияющие на формирование профессиональных компетенций, могут быть как субъективными, так и объективными. Авторы предлагают использовать только субъективные факторы, касающиеся непосредственно ООВО, а имен-

но потребности личности в профессиональном становлении и развитии.

Предложенная для расчёта методика является многофакторной, но основана она на важнейших ресурсах ООВО, как представлено в формуле:

пср м ч

(1)

тах

где ^ - уровень формирования функций (компетенций); 5ПЗ - система проверки формирования функций (компетенций) или блока функций (компетенций) (1 - если независимая проверка, промежуточная или итоговая аттестация, которую проводит лектор по дисциплине (модулю), 0,8 -промежуточная или итоговая аттестация, которую проводит ведущий преподаватель); - среднее фактическое значение оценки формирования функций (компетенций); Отах - максимальное значение оценки формирования функции (компетенции) (например, 5, 100); Мб - уровень материально-технического оснащения учебной базы (от 0,5 до 1).

Вышесказанное обосновывает необходимость разработки для системы высшего образования МЧС России примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета) (далее ОПОП), с возможностью распределения дисциплин и формирования определённых функций (компетенций) в соответствующих ООВО с помощью сетевой формы реализации образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ формирует для ООВО МЧС России те функции (компетенции) которые наиболее востребованы обучающимися в ходе образовательного процесса.

Цель нашего исследования заключается в разработке модели и алгоритма автоматизированной оценки формирования профессиональных компетенций обучающихся ООВО.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи [5]:

- проанализировать существующие методы и методики системы формирования функций (компетенций) в ООВО;

- провести анализ действующей системы реализации ОПОП и учебных планов ООВО, а также уровень сформированности компетенций у выпускников;

- разработать критерии оценки формирования функций (компетенций) обучающихся в системе высшего образования МЧС России;

- разработать модель и алгоритм автоматизированной оценки формирования функций (компетенций) обучающихся ООВО.

Объектом исследования выступает процесс реализации высшего образования в ООВО в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Предмет исследования - динамическая модель формирования функций у специалиста образовательных организаций высшего образования МЧС России при реализации ОПОП.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Эффективность профессиональной подготовки обучающегося определяется уровнем освоения функций (компетенций). Существуют различные подходы к определению не столько уровня полученных знаний, сколько уровня готовности обучающегося, освоившего ОПОП, к выполнению профессиональных задач.

Уровень формирования функций (компетенций) обучающихся является мерой эффективности работы ООВО, его структурных подразделений, а также ресурсов ООВО (профессорско-преподавательского состава и средств материально-технической базы и т. д.).

Анализ уровня освоения функций (компетенций) в основном необходим для внутреннего и внешнего мониторинга и корректировки учебно-методического процесса одной образовательной организации. В данной статье мы рассмотрим ООВО МЧС России (Академия ГПС МЧС России; Уральский институт ГПС МЧС России; Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России; Сибирская пожарно-спасательная академия МЧС России) на предмет возможности создания в них типовой ОПОП в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. Интегральные оценки качества образования служат основой современного управления вузом и его образовательной средой [2].

Факторами, влияющими на качество образования, специалисты называют качество управления учебным заведением, уровень профессионально значимых качеств персонала, качество учебных программ, учебно-методического процесса, инфраструктуры, учебной среды, набора учащихся и т. д. [2, 4, 7-10]. Однако в большей степени специалисты оценивают комплексные показатели, значимые при проведении процедур лицензирования учебного заведения и аккредитации программ.

Таким образом, не менее значимой научной проблемой является обоснование и разработка

методов «внутреннего аудита» для определения слабых мест в системе подготовки, выявления и устранения недостатков, перераспределения ресурсов учебного времени, квалифицированных педагогических кадров, оптимизации использования оборудования и т. д. То есть прежде чем представлять вуз для внешней оценки, необходимо провести внутреннее маркетинговое исследование, которое позволит получить необходимые данные для анализа и дальнейшего развития вуза. Детализация образовательных процессов даёт возможность выделить факторы, влияющие на качество [11-15].

Возникает очевидность и важность задачи достоверного и информативного анализа степени влияния формирующих факторов на конечный результат обучения [16, 17].

В соответствии с целью и задачами, обозначенными выше, и с учётом анализа результатов трудов таких учёных, как Снегур А. С., Мизен-цев В. П., Беспалько В. П. и др., была апробирована схема автоматизированной проверки знаний обучающегося, основанная, в том числе, на работе существующих систем для контроля знаний обучающихся [2, 4, 7, 17-19]. Элементы схемы представлены на рисунке 1.

Вышесказанное дало авторам предпосылки для разработки динамической модели формирования функций типовой ОПОП в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Предлагаем к рассмотрению модель освоения функций (компетенций) обучающимся ООВО МЧС России. Данная модель представлена в виде треугольника, в вершинах которого обозначены следующие компоненты «Профессорско-преподавательский состав», «Средства материально-технической базы» и «Обучающийся», основанием треугольника выступает «Образовательная организация высшего образования МЧС России» (рис. 2).

Эта модель объединяет наибольшие группы, которые, в свою очередь, объединены освоением функций (компетенций) обучающимся, что в нашем случае является оптимальным критерием.

Критериев, влияющих на освоение функций (компетенций) обучающимся, существует гораздо больше, но для нашего исследования это необходимое достаточное условие.

Если предыдущую модель можно было представить в двухмерном пространстве, то динамическую модель нужно понимать как трёхмерную фигуру в виде пирамиды (количество сторон основания зависит от количества ООВО, участвующих в данной модели) с вершиной «обучающийся».

l-----------------1

I СТРУКТУРИЗАЦИЯ I

I ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ I

Обучающийся

Граф УО

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Обучающийся

- Знания I ..

I Нормативно- Умения V правовые -Опыт I ограничения

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ООВО

РЕЗУЛЬТАТ

(оценка по 4-балльной или 100-балльной шкале)

I

Формализация результата

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННЫХ ФУНКЦИЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ)

Результат

Рисунок 1. Схема системы формирования функций (компетенций) обучающегося ООВО Figure 1. Scheme of the system for forming functions (competencies) of a student of EOHE of EMERCOM of Russia

ООВО МЧС РОССИИ

Рисунок 2. Модель освоения функций (компетенций) обучающимся ООВО МЧС России

Figure 2. Model for mastering functions (competencies) by students of EOHE of the EMERCOM of Russia

При этом сложность сетевой формы обучения состоит в учёте большого количества факторов, влияющих как на качество обучения, так и на его длительность, что во многом усложняет процесс формирования образовательных программ.

На основании данной модели возникает возможность сформировать динамическую модель формирования функций (компетенций) обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России (с учётом формулы (1)) (рис. 3).

Таким образом, динамическая модель «Управления формированием функций (компетенций) обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России» предоставляет возможность формировать образовательную программу для реализации сетевой формы [20].

Авторы рекомендуют использовать динамическую модель при реализации сетевой формы образовательной программы в ООВО. Предлагается использовать в образовательном процессе теоретическую область, представленную динамической моделью «Управления формированием функций (компетенций) обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России», тем самым упорядочить образовательный процесс.

А1

ВЫВОДЫ

ктуальность статьи заключается в том, что рассматриваемая модель может применяться при реализации сетевой формы образовательной программы в ООВО в ходе формирования функций (компетенций) у обучающихся.

Полученные научные результаты, отражённые в статье, могут быть использованы при составлении учебных планов, что отражает практическую

Профессорско-преподавательский состав

Средства МТБ

Средства МТБ

Профессорско-преподавательский

Средства МТБ

Профессорско-преподавательский состав

Рисунок 3. Динамическая модель управления формированием функций (компетенций) обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России Figure 3. Dynamic model for managing the formation of functions (competencies) of students of EOHE

of the EMERCOM of Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значимость и применение результатов при подготовке специалистов высокой квалификации.

Известно, что на современном этапе развития многие методисты достаточно активно изучают возможность реализации сетевой формы образовательной программы, отмечая удобство и гибкость такой формы подготовки специалистов. С этим нельзя не согласиться, так как реализация сетевой формы образовательной программы позволяет качественно использовать ресурсы профессорско-преподавательского состава и материально-технической базы для подготовки высококвалифицированных кадров [18].

Как показывает практика, реализация сетевой формы образовательной программы в мире и в нашей стране достаточно популярна и востребована, причём весьма позитивно она воспринимается не только обучающимися, но и педагогами. Во многом это связано с тем, что динамичный характер освоения функций (компетенций) расширяет контакты, у обучающегося появляется возможность сравнивать уровни подготовки и брать

на вооружение лучшее в обучении, а профессорско-преподавательский состав будет готовить специалистов на высшем уровне с осознанием мысли, что в другом ООВО будут опираться на те знания, которые дали в предыдущей организации. Появятся взаимосвязи преподавателей, так как им необходимо знать, как формировали функции (компетенции) в предыдущем ООВО.

Опыт образовательных организаций высшего образования, уже использующих такой вид образования, доказывает, что реализация сетевой формы образовательной программы позволяет отказаться от многих стереотипов, стимулирует творческий инновационный подход к образованию.

Вместе с тем возникает множество задач, как локального, так и комплексного характера. Так, если локальные задачи вполне можно разрешить посредством привлечения соответствующих специалистов, то для решения глобальных задач объективной необходимостью являются координированные действия всех образовательных организаций высшего образования МЧС России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России: Приказ МЧС России от 22.12.2020 № 983.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3.

4. Орлова О. Н. Совершенствование системы управления профессиональным обучением, повышения квалифика-

ции и переподготовки руководящих кадров МЧС России // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 4-1. С. 348-356. 001:10.34670/АН.2021.14.55.038

5. Колесов В. И., Орлова О. Н. Методики подготовки и программы обучения для сотрудников центров управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (по различным категориям) с учетом специфики региональных рисков // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2016. № 2. С. 122-128.

6. Орлова О. Н. Развитие системы дополнительного образования МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 152 с.

7. Макаров С. И. Моделирование оценки качества формирования профессиональных компетенций обучающихся // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 4. С. 307-311. D01:10.17816/snv202094307

8. Двуличанская Н. Н, Березина С. Л., Пясецкий В. Б. Проектная деятельность студентов вуза как средство достижения результатов обучения // Aima mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. C. 22-27. D0I:10.20339/AM.11-22.022

9. Ганеев А. Р., Булаева Н. А, Рубан И. А. Дистанционное обучение в высшей школе: условия, качество, сложности, по мнению студентов и преподавателей // Aima Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 30-36. D0I:10.20339/AM.06-22.030

10. Гордиенко Т. П., Безусова Т. А. Организация обратной связи при дистанционном обучении // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2(59). С. 264-268. D0I:10.25683/V0LBI.2022.59.240

11. Волкова Л. В. Институт кураторства в системе воспитательной работы //Аккредитация в образовании. 2022. № 8(140). С. 68-69.

12. Гельман В. Я. Формирование профессиональной культуры у студентов вуза //Aima mater (Вестник высшей школы). 2022. № 9. С. 37-42. D0I:10.20339/AM.09-22.037

13. Блинов В. И. [и др.] Профессиональная педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Под ред. В. И. Блинова. М.: Юрайт, 2024. 691 с.

14. Рындак В. Г., Щуркова Н. Е., Аллагуев А. М. Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.

15. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024. 401 с.

16. Орлова О. Н. Педагогический эксперимент эмпирического подтверждения положительной динамики при использовании научных подходов в обучении для каждого направления специальности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6-1. С. 84-97. Э01:10.34670^.2022.89.47.081

17. Орлова О. Н, Еремин А. В., Яковко Т. В. Разработка алгоритма автоматизированной оценки качества дистанционного обучения // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 219-222. 001:10.24412/2587-8328-2023-4-219-222

18. Роберт И. В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 106-114.

19. Соловьев И. В., Филатов С. В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 2 (75). С. 14-19. Э01:10.15507/1п1еа.075.018.201402.014

20. Орлова О. Н, Колесников В. В. Сравнительный анализ учебных планов образовательных организаций высшего образования МЧС России по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета) // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: сборник материалов 7-го научного семинара. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 302-307.

REFERENCES

1. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniia [Modern information technologies in education: didactic problems, prospects for use]. Moscow, IIO RAO Publ., 2010. 140 p. (in Russ.).

2. On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in the main professional educational programs implemented in the interests of defense and security of the state in educational institutions of Higher Education under the Jurisdiction of EMERCOM of Russia: Order of EMERCOM of Russia dated 12/22/2020 No. 983 (in Russ.).

3. On Education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation dated 12/29/2012 No. 273-Federal Law (in Russ.).

4. Orlova O.N. Improving the management system of professional training, advanced training and retraining of senior personnel of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Pedagogicheskii zhurnal - Pedagogical journal. 2021, Vol. 11, No. 4-1. pp. 348-356. DOI:10.34670/AR.2021.14.55.038

5. Kolesov V.I., Orlova O.N. Training methods and programmes for the staff of the crisis situations management centre of the head office of EMERCOM of Russia on the subjects of the Russian Federation (for different categories) taking into account specific regional risks. Nauchno-analiticheskii zhurnal «Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii» - Scientific and analytical journal "Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia". 2016, no. 2, pp. 122-128 (in Russ.).

6. Orlova O. N. Razvitie sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniia MChS Rossii [Development of the system of additional education of EMERCOM of Russia]. Moscow, Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 152 p. (in Russ.).

7. Makarov S.I. Modeling the assessment of the quality of students' professional competencies development. Samarskii nauchnyi vestnik - Samara Journal of Science. 2020, vol. 9, iss. 4, pp. 307-311 (in Russ.). DOI:10.17816/snv202094307

8. Dvulichanskaya N.N., Berezina S.L., Piasetsky V.B. Project activities of university students as a means of achieving learning outcomes. Alma Mater (Vestnik Vysshei Shkoly) - Alma Mater (Bulletin of the Higher School). 2022, no. 11, pp. 22-27 (in Russ.). DOI:10.20339/AM.11-22.022

9. Ganeev A.R., Bulaeva N.A., Ruban I.A. Distance education in a higher school: difficulties according to the opinion of the

students and teachers. Alma Mater (Vestnik Vysshei Shkoly) -Alma Mater (Bulletin of the Higher School). 2022, no. 6, pp. 30-36 (in Russ.). D0l:10.20339/AM.06-22.030

10. Gordienko T.P., Bezusova T.A. Organization of feedback in distance learning Biznes. Obrazovanie. Pravo. - Business. Education. Right. 2022, no. 2(59), pp. 264-268 (in Russ.). D0I:10.25683/V0LBI.2022.59.240

11. Volkova L.V. Institute of curatorship in the system of educational work. Akkreditatsiia v obrazovanii - Accreditation in education. 2022, no. 8(140), pp. 68-69 (in Russ.).

12. Gelman V.Ya. Formation of professional culture of university students. Alma Mater (Vestnik Vysshei Shkoly) - Alma Mater (Bulletin of the Higher School). 2022, no. 9, pp. 37-42 (in Russ.). D0I:10.20339/AM.09-22.037

13. Blinov V.I. [et al.] Professional'naiapedagogika: uchebnik dlia srednego professional'nogo obrazovaniia [Professional pedagogy: textbook for secondary vocational education] Moscow, Yurait Publ., 2024. 691 p. (in Russ.).

14. Ryndak V.G., Shchurkova N.E., Alaguev A.M. Pedagogika. Uchebnik [Pedagogy. Textbook]. Moscow, Yurait Publ., 2017. 428 p. (in Russ.).

15. Savenkov A.I. Pedagogika. Issledovatel'skii podkhod [Pedagogy. Research approach]. Moscow, Yurait Publ., 2024. 401 p. (in Russ.).

16. Orlova O.N. Pedagogical experiment of empirical confirmation of positive dynamics when using scientific approaches in teaching for each specialty area. Pedagogicheskii Zhurnal -Pedagogical Journal. 2022, vol. 12, no. 6-1, pp. 84-97 (in Russ.). D0I:10.34670/AR.2022.89.47.081

17. 0rlova 0. N., Eremin A.V., Yakovenko T. V. Development of an algorithm for automated assessment of the quality of distance learning // Modern pedagogical education. 2023, no. 4, pp. 219-222. D0I:10.24412/2587-8328-2023-4-219-222

18. Robert I.V. The main directions of informatization of education in the national school. Vestnik MGPU. Seriia: Informatika i informatizatsiia obrazovaniia - Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Computer Science and Informatization of education. 2005, no. 5, pp. 106-114 (in Russ.).

19. Solovyoev I.V., Filatov S.V. Integral assessments of education quality. Integratsiia Obrazovaniia - Integration of Education. 2014, vol. 18, no. 2(75), pp. 14-19 (in Russ.). D0I:10.15507/Inted.075.018.201402.014

20. Orlova O.N., Kolesnikov V.V. Comparative analysis of curricula of educational organizations of higher education of EMERCOM of Russia in the specialty 20.05.01 Fire safety (specialist level).

In: Sotsiafno-ekonomicheskie aspekty priniatiia upravlencheskikh

reshenii: sbornik materialov 7-go nauchnogo seminara [Socioeconomic aspects of managerial decision-making: collection of materials of the 7th scientific seminar]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023. Pp. 302-307 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Ольга Николаевна ОРЛОВА Н

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации деятельности пожарной охраны, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 3385-1029

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-0108-9011 Н olga_on.omsk@yandex.ru

Владимир Владимирович КОЛЕСНИКОВ

Слушатель институт подготовки руководящих кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 4373-4095

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-7895 vvk48911@mail.ru

Руслан Сайярович РАХМАТУЛИН

Слушатель институт подготовки руководящих кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 2541-0159

ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2808-934X northcity@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.09.2023 Принята к публикации 13.02.2024

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Olga N. ORLOVA H

PhD in Pedagogical, Associate Professor,

Associate Professor of the Departments of organization

of fire protection activities,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-rafl: 3385-1029

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-0108-9011 H olga_on.omsk@yandex.ru

Vladimir V. KOLESNIKOV

Student is the Institute of Leadership Training,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-rafl: 4373-4095

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-7895 vvk48911@mail.ru

Ruslan S. RAKHMATULIN

Student is the Institute of Leadership Training,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-rafl: 2541-0159

ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2808-934X northcity@yandex.ru

Received 23.09.2023 Accepted 13.02.2024

Для цитирования:

Орлова О. Н, Колесников В. В., Рахматулин Р. С. Модель формирования базы знаний при подготовке специалистов пожарно-технического профиля // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2024. № 1. С. 93-99. 001:10.25257/РЕ.2024.1.93-99

For citation:

Orlova O.N., Kolesnikov V.V., Rakhmatulln R.S. Model for forming knowledge base in training fire service-technical specialists. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and emergencies: prevention, elimination. 2024, no. 1, pp. 93-99. (in Russ.). DO1:10.25257/FE.2024.1.93-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.