Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки'

Педагогическая технология формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / ПРИКЛАДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могилевская Татьяна Евгеньевна, Гареев Дмитрий Ринатович

Изменения в системе образования требуют поиска новых подходов к подготовке специалистов. Это в большой мере затрагивает и ведомственные вузы МЧС России. Анализ будущей профессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России позволил выявить прикладные физические качества, необходимые для успешной адаптации обучающихся к экстремальным ситуациям в период стажировки и учебно-служебно-профессиональной деятельности. Предлагается модель формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России впервые заступающих на стажировку в подразделения гарнизона пожарной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могилевская Татьяна Евгеньевна, Гареев Дмитрий Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of formation of applied physical qualities of the studying at educational organizations of the higher education of EMERCOM of Russia during the training

Changes in the education system demand search of new approaches to training of the specialists. It to a great extent affects the departmental higher education institutions of Emercom of Russia. The analysis of future professional activity of the studying at the educational organizations of the higher education of Emercom of Russia allowed us to reveal the applied physical qualities necessary for successful adaptation of the students to extreme situations during the training, and educational office professional activity. The model of formation of the applied physical qualities of the studying at the educational organizations of the higher education of Emercom of Russia, for the first time taking up training in divisions of garrison of fire protection, is offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки»

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ В ПЕРИОД

СТАЖИРОВКИ

Татьяна Евгеньевна Могилевская, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Ринатович Гареев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, Екатеринбург (Уральский институт ГПС МЧС России), г. Екатеринбург

Аннотация

Изменения в системе образования требуют поиска новых подходов к подготовке специалистов. Это в большой мере затрагивает и ведомственные вузы МЧС России. Анализ будущей профессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России позволил выявить прикладные физические качества, необходимые для успешной адаптации обучающихся к экстремальным ситуациям в период стажировки и учебно-служебно-профессиональной деятельности. Предлагается модель формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России впервые заступающих на стажировку в подразделения гарнизона пожарной охраны.

Ключевые слова: педагогическая технология, модель формирования, прикладные физические качества, обучающиеся.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF APPLIED PHYSICAL QUALITIES OF THE STUDYING AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE HIGHER EDUCATION OF EMERCOM OF RUSSIA DURING THE TRAINING

Tatyana Evgenievna Mogilevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitriy Rinatovich Gareev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg

Annotation

Changes in the education system demand search of new approaches to training of the specialists. It to a great extent affects the departmental higher education institutions of Emercom of Russia. The analysis of future professional activity of the studying at the educational organizations of the higher education of Emercom of Russia allowed us to reveal the applied physical qualities necessary for successful adaptation of the students to extreme situations during the training, and educational office professional activity. The model of formation of the applied physical qualities of the studying at the educational organizations of the higher education of Emercom of Russia, for the first time taking up training in divisions of garrison of fire protection, is offered.

Keywords: pedagogical technology, formation model, applied physical qualities, trainees.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в России в целом происходят значительные преобразования. Это затрагивает также и высшее образование. Изменения федеральных государственных образовательных стандартов требуют пересмотра содержания программ дисциплин, новых подходов к подготовке будущих специалистов в вузах. В большей степени это актуально для образовательных организаций высшего образования МЧС России, осуществляющих подготовку обучающихся психологически и физически готовых к решению служебных задач по предназначению. Среди многочисленных направлений в педагогике одним из таких новых подходов, является педагогическая технология. Педагогическая технология представляет собой интенсивно развивающуюся область современной дидактики. Об этом свидетельствуют специальные периодические издания, научные работы, горячие споры вокруг этой проблемы [1, 4]. Педагогическая технология в образовательном процессе

представляет собой систему принципов, методов, форм организации, способов воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возможностей конкретного вуза. Проведенный анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день вопрос разработки педагогических технологий формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки недостаточно разработан и требует дальнейшего изучения. Ранее нами проводилось исследование по изучению влияния физической культуры и спорта на адаптационные возможности обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки. Мы отметили, что психофизическое состояние курсантов, впервые заступающих на стажировку в городскую пожарную часть сходно с состоянием спортсмена перед выступлением на соревнованиях, зависит от типа нервной системы и может проявляться как: предрабочая (предстартовая) лихорадка, предрабочая (предстартовая) апатия, состояние боевой готовности. Полученные нами данные показали, что организм спортсмена лучше, успешнее и стойко адаптируется к условиям службы, изменениям режима дня, увеличению физических нагрузок и др. Необходимо содействовать подбору конкретных средств и методов физической культуры, для обеспечения успешной адаптации курсантов в период стажировки, а также их полноценному социальному и профессиональному становлению. Вышесказанное обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования физической подготовки будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России и ее важнейшей в образовательных организациях высшего образования МЧС России составляющей - прикладной физической подготовки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В отечественной педагогике понятие «педагогическая технология» интерпретируется по-разному, но большинство исследователей сходятся в том, что педагогическая технология является проектом будущего учебного процесса и гарантирует конечный результат [3, 5]. При этом не важно, в каких масштабах реализуется технология, будь то урок или система уроков, или методическая система обучения [2]. Мы определили педагогическую технологию как совокупность принципов, методов, форм организации и средств, направленных на адаптацию обучающихся в период стажировки, содействие их социальному и профессиональному становлению и обеспечивающих гарантированность прогнозируемого результата. Немаловажную роль в успешности адаптации к условиям служебно-учеб-ной деятельности при обучении в вузе будущего специалиста и служебной деятельности в подразделениях играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида [6]. Проанализировав профессиональную деятельность будущего специалиста, мы получили характеристику основных физических качеств, определили прикладные физические качества, обеспечивающие содействие успешному прохождению стажировки и деятельности в чрезвычайных ситуациях будущего специалиста. С учетом вышесказанного, нами была разработана педагогическая технология формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки, представленная в виде модели на рисунке.

Блок мониторинга направлен на изучение первичных показателей, полученных в процессе педагогической деятельности. Он позволяет оперативно и своевременно прогнозировать изменения в подготовленности обучающихся, а также оценивать характер и динамику данных изменений. Составляющие педагогического мониторинга: функциональная и физическая подготовленность (общая и специальная выносливость, скоростно-силовые качества, быстрота); психическое состояние. Уровни данных параметров - высокий (соответствует оценке «отлично»), средний (соответствует оценке «хорошо»), низкий (соответствует оценке «удовлетворительно»). Периодичность тестирования - октябрь, июнь.

Целевой блок

Цель: адаптация обучающихся в период стажировки, содействие их социальному и профессиональному становлению

Л

н о ю й

Л «

и

я

2 «

и н о о к

и К

к й Я

о &

к Й н к

К

н

Й и

и

о &

13

и Л Л

о «

Блок мониторинга

Анализ профессиональной деятельности будущего специалиста

Параметры: психофизическая и функциональная подготовленность. Уровни: высокий, средний, низкий.

Этапы: индивидуальный, групповой, курсовой, вузовский, межвузовский.

Мониторинг педагогической деятельности

Содержательный блок

Занятия по физической подготовке

Спортивно-массовая работа в подразделении в период стажировки

Самостоятельная работа в период стажировки

Мероприятия профессионально-прикладной направленности

Анализ полученных результатов

I

Управленческий блок

Методический совет образовательной организации: рассматривает и утверждает нововведения в образовательной программе

Медико-психологическая служба: определяет уровень психического и функционального состояния

Профессорско-преподавательский состав: решает образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи

Руководство курса, факультета: осуществляет контроль самостоятельной, профессионально-прикладной работы обучающихся

Результативный блок Результат: прикладные физические качества на уровне, обеспечивающем успешную адаптацию обучающихся к экстремальным ситуациям в период стажировки и учебно-служебно-профессиональной деятельности

Рисунок - Модель формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки

Этапы исследований:

1. Индивидуальный - каждый обучающийся;

2. Групповой - группы 2 курса, впервые заступающие на стажировку в городские пожарные части;

3. Курсовой - по каждому курсу в отдельности;

4. Вузовский - в целом по образовательной организации высшего образования МЧС России;

5. Межвузовский - среди образовательных организаций высшего образования МЧС России.

Мониторинговые обследования и их результаты обсуждаются в образовательной организации на методическом совете и принимаются решения по корректировке педагогического процесса с планированием последующей работы.

Содержательный блок включает работу с обучающимися образовательных организаций высшего образования МЧС России и систематизирован как медико-психолого-педагогические воздействия повышения адаптации обучающихся к условиям служебной деятельности в период стажировки, содействие их социальному и профессиональному становлению. Выявленные проблемные вопросы, позволят рекомендовать необходимые мероприятия профессионально-прикладной направленности, которые будут способствовать повышению адаптации обучающихся к условиям несения службы в период стажировки и содействовать оптимизации выполнения служебных задач.

Содержание и методы обучения подбираются с учетом общей характеристики профессиональной деятельности будущих сотрудников МЧС, а также на основе полученных сведений блока мониторинга. Своевременное использование системы физической подготовки как эффективного средства воспитания прикладных физических качеств, на наш взгляд позволит предупредить появление дезадаптации будущих специалистов МЧС России.

Целью физической подготовки будущих специалистов МЧС России в период стажировки является формирование общекультурных и профессиональных компетенций путем овладения обучающимися специальными знаниями, практическими умениями и владениями, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, воспитание прикладных психофизических качеств, позволяющих успешно адаптироваться обучающимся к экстремальным ситуациям в период стажировки и учебно-профессиональной деятельности.

Управленческий блок представлен как иерархия взаимоотношений между методическим советом образовательной организации, медико-психологической службой, профессорско-преподавательским составом, руководством курса, факультета в рамках нашей технологии.

Результативный блок позволит сопоставить заданную цель с полученными результатами и сделать вывод об уровне ее эффективности.

Мы полагаем, что внедрение данной технологии будет содействовать профессиональному становлению, повышению конкурентоспособности, уверенности в своих силах, улучшению общей и специальной физической подготовленности у обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России, т.е. успешной профессиональной и социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грешных, A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России : монография / А.А. Грешных ; под ред. В. С. Артамонова ; Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России. - СПб. : [б.и.], 2004. - 208 с.

2. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2003. - № 5 (23). - С. 79-90.

3. Лихачев, А.А. Особенности физического развития, функции кровообращения и дыхания у студентов в условиях применения тренировочно-оздоровительных программ : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Лихачев А.А. - Челябинск, 2006. - 21 с.

4. Марчук, С.А. Особенности формирования общекультурных компетенций у будущих инженерных работников в рамках дисциплины "Физическая культура" / С.А. Марчук, А.В. Евсеев // Инновационный транспорт. - 2012. - № 5 (6). - С. 60-64.

5. Монахов, В. М. Введение в теорию педагогических технологий / В. М. Монахов. - Волгоград : Перемена, 2006. - 318 с.

6. Узун, О. Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях : автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Узун О. Л. - Санкт-Петербург, 2012. - 52 с.

REFERENCES

1. Greshnykh, A.A. (2004), Models of a control system of educational process in higher education institutions of Emercom of Russia: monograph, St. Petersburg institute of GPS Emercom of Russia, St. Petersburg.

2. Zeer, E.F. (2003), "Professional and educational space of the personality: synergetic approach", Science and education, No. 5 (23), pp 79-90.

3. Likhachev, A.A. (2006), Features of physical development, function of blood circulation and breath at students in the conditions of application of training and improving programs, dissertation, Chelyabinsk.

4. Marchuk, S.A. and Evseev, A.V. (2012), "Features of formation of common cultural competences at future engineering workers within discipline "Physical culture"»", Innovative transport, Vol 5 (6), pp 60-64.

5. Monakhov, V.M. (2006), Introduction to the theory of pedagogical technologies, Change, Volgograd.

6. Uzun, O.L. (2012), The system of scientific ensuring vocational training of specialists of Emercom of Russia to activity in emergency situations, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: tanya-land@list.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2018

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника

кафедры,

Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Умение реализовать в экстремальных условиях приобретенные в процессе жизнедеятельности и практических занятий по физической подготовке профессионально важные двигательные навыки сотрудниками ОВД, процесс неоднозначный, многоэтапный и зависящий от многих факторов. Множество специалистов в данной области продолжают свою работу в различных направлениях, каждая из которых приносит свои положительные результаты, ими предложено множество концепций реализации методик обучения к действиям в экстремальных ситуациях, большинство из которых кардинально отличаются друг от друга. Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что процесс формирования навыков эффективно действовать в экстремальных ситуациях сотрудниками полиции актуален и требует более тщательного изучения, а во многих направлениях только начинающим свое развитие.

Ключевые слова: экстремальные ситуации, формирование навыка, профессионально-прикладные двигательные качества сотрудников ОВД, физическая подготовка.

TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS DURING CLASSES OF PHYSICAL TRAINING

Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate ofpedagogical sciences, deputy chief of department,

Volgograd Academy of MIA of Russia

Annotation

The ability to implement in the extreme conditions the acquired in the process of life and practical physical training the professionally important motor skills of police officers is an ambiguous process, multi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.