Научная статья на тему 'Влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки'

Влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / адаптация / стажировка / курсант / physical education and sport / adaptation / training / cadet

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Могилевская Татьяна Евгеньевна, Гареев Дмитрий Ринатович

Адаптационные возможности курсантов служат не только признаком физического здоровья, но и внутренним фактором физической работоспособности. Изучено влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов ведомственных вузов МЧС России в период стажировки, которое позволяет избирательно подбирать средства и методы физической культуры для последующего полноценного профессионального и личностного роста обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Могилевская Татьяна Евгеньевна, Гареев Дмитрий Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT INFLUENCE ON THE CADETS’ ADAPTIVE CAPACITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE PRACTICAL TRAINING

Adaptive capacities of cadets are not only attributes of physical health, but also an internal factor of physical working capacity. Studying of physical culture and sport influence on cadets’ adaptive opportunities of the higher educational institutions of the EMERCOM of Russia during practical training will allow choosing selectively means and methods of physical education for the subsequent full-fledged professional and personal growth of cadets.

Текст научной работы на тему «Влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ В ПЕРИОД СТАЖИРОВКИ

Т.Е. Могилевская, кандидат педагогических наук; Д.Р. Гареев, кандидат педагогических наук. Уральский институт ГПС МЧС России

Адаптационные возможности курсантов служат не только признаком физического здоровья, но и внутренним фактором физической работоспособности. Изучено влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов ведомственных вузов МЧС России в период стажировки, которое позволяет избирательно подбирать средства и методы физической культуры для последующего полноценного профессионального и личностного роста обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, адаптация, стажировка, курсант

THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT INFLUENCE ON THE CADETS' ADAPTIVE CAPACITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE PRACTICAL TRAINING

T.E. Mogilevskaya; D.R. Gareev.

Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia

Adaptive capacities of cadets are not only attributes of physical health, but also an internal factor of physical working capacity. Studying of physical culture and sport influence on cadets' adaptive opportunities of the higher educational institutions of the EMERCOM of Russia during practical training will allow choosing selectively means and methods of physical education for the subsequent full-fledged professional and personal growth of cadets.

Keywords: physical education and sport, adaptation, training, cadet

Образовательные организации высшего образования МЧС России направлены на подготовку, формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся как будущих специалистов, готовых к выполнению служебных задач.

Руководством МЧС России в качестве фактора, содействующего повышению эффективности, обеспечения успешности служебной деятельности курсантов ведомственных вузов определено совершенствование профессиональной подготовки, реализуемой в период стажировки. Однако стажировка для обучающихся является своего рода первичной адаптацией к выполнению задач по предназначению [1-3]. В этот период происходит изменение поведения, знакомство с новыми людьми, установившимися обычаями и традициями в служебных коллективах [4-6]. Меняется режим дня и система питания, увеличивается физическая и психическая нагрузка, что требует от курсантов проявления морально-волевых качеств, а также высокого уровня физической подготовленности [7].

Таким образом, целью данного исследования явилось изучение влияния физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов ведомственных вузов МЧС России в период стажировки. Полученные данные могут содействовать подбору конкретных психофизических средств и методов для обеспечения успешной адаптации курсантов в период стажировки, а также их полноценному социальному и профессиональному становлению.

Научно-исследовательская работа была организована в Уральском институте Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России и Пожарной части федеральной противопожарной службы МЧС России № 1 Кировского района г. Екатеринбурга. Исследование проводилось по основным параметрам, отражающим психофизическое состояние курсантов. В исследовании приняли участие впервые заступающие на стажировку в пожарные части г. Екатеринбурга 53 курсанта (мужчины) второго курса очной формы обучения, из них 18 человек - это обучающиеся со средним уровнем физической подготовленности (1 группа), 19 человек - с высоким уровнем физической подготовленности (2 группа), 16 человек - спортсмены-разрядники, имеющие не ниже 1 взрослого разряда по массовым и прикладным видам спорта (3 группа).

Для достижения поставленной цели подобраны следующие методы исследования:

- теоретические - обзор и анализ литературы, изучение медицинских карт обучающихся;

- эмпирические - наблюдение; анкетирование; беседа; оценка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем (пульсометрия, метод Короткова, проба PWC170); тестирование физической подготовленности; методы, направленные на изучение психомоторных показателей; методы, определяющие статическую и динамическую координацию, констатирующий эксперимент;

- статистические - математическая статистика с использованием t-критерия Стьюдента.

При анализе литературных источников выявлено, что вопросы влияния физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов в период стажировки на сегодняшний день остаются малоизученными, в то же время достаточное внимание исследователей было сосредоточено на следующих направлениях: физическая культура в становлении общекультурной и профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России (В.В. Ипполитов, Б.В. Кузнецов, Н.Г. Сапожникова, В.М. Усков, С.Н. Шуткин и др.); исследования влияния спортивной специализации на развитие личностных качеств (С.М. Гордон, Е.П. Ильин, A.B. Чесноков и др.); концепция и технология развития физической культуры обучающихся вузов ГПС МЧС России и МВД России (С.С. Аганов, И.В. Горлинский, А.Т. Иваницкий, В.В. Карпов, М.И. Катханов и др.); научные знания об особенностях подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (В.С. Артамонов, Ю.Г. Баскин,

B.И. Дутов, О.Ю. Ефремов, В.Г. Зазыкин, О.Г. Зейнетдинова, А.К. Кокурин, Ц.П. Короленко, А.Г. Кузнецов, В.И. Лебедев, В.Ю. Рыбников, Н.Н. Силкин, В.В. Сысоев, Н.Ф. Феденко,

C.К. Шойгу, А.А. Шелепенькин, Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, В.А. Щеголев и др.); изучение социально-психологических факторов эффективности профессиональной деятельности пожарных (В.В. Гоголева, И.В. Иванихина, С.И. Ловчан, М.И. Марьин, Е.А. Мешалкин, H.A. Токарев и др.).

При определении результативности тестов на психомоторику и координацию использовалась уровневая система, при которой оценивалось выполнение задания обучающимся, переведенное в баллы (б) (табл. 1).

Таблица 1. Таблица перевода выполнения заданий в баллы

Тест Баллы

Статическая координация (проба Ромберга) 0 б->15 с 1 б-11-14 с 2 б-<10 с

Динамическая координация (во время прыжка выполнить максимальное вращение вокруг продольной оси тела) 0 б->420° 1 б-381°-419° 1,5 б-361°-380 ° 2 б-<360 °

Тест Баллы

Теппинг-тест 0 б - выпуклый тип 1 б - ровный тип 2 б - нисходящий тип 1,5 б - промежуточный тип 1,5 б - вогнутый тип

Примечание: 2 б - низкий (соответствует предрабочему состоянию «апатия»); 1 б - средний (соответствует предрабочему состоянию «лихорадка»); 0 б - высокий (соответствует предрабочему состоянию «боевая готовность»)

Результаты исследования и их обсуждение

Исследуя показатели физической подготовленности курсантов, выявили существенные отличия в показателях быстроты (бег 100 м), специальной выносливости (бег 1 000 м) и координации движений (челночный бег 10х10 м).

Данные различия в физической подготовленности послужили основой классификации курсантов на группы.

Для количественного межгруппового сравнения полученных результатов использовали формулу В.И. Усакова:

W=(V2-Vl)х100 % , 0,5х(У2+У1)

где W - разница показателей в %; У1 - меньший показатель; У2 - больший показатель.

Из данных табл. 2 видно, что у курсантов 1 группы показатели быстроты снижены на 20,16 %, координации движений - на 12,40 %, специальной выносливости на 17,20 % в сравнении с курсантами 3 группы.

Таблица 2. Средние показатели физической подготовленности курсантов

Физические качества/тест

Курсанты быстрота/ бег 100 м, (с) координация движений/ челночный бег 10х10 м, (с) специальная выносливость/ бег 1 000 м (мин, с)

1 группа (п=18) 14,2 ЧО 27,4 о 3,41 о г-)

2 группа(п=19) 13,3 о II 26,8 т 3,23 Г-- т

3 группа (п=16) 11,6 £ 24,2 £ 3,06 £

Примечание: достоверность отличий подтверждена статистическими расчетами (р<0,05); W - разница показателей в % между 1 и 3 группой курсантов

Для более полной характеристики физической подготовленности курсантов были исследованы их характеристики на координацию (статическую и динамическую), а также психомоторные показатели, которые отражают функцию опорно-двигательного аппарата и взаимосвязь нервных процессов в высших отделах центральной нервной системы (ЦНС) с периферией.

Исследование состояния ЦНС проводилось с использованием усложненной пробы Ромберга, динамическая координация (максимальное вращение вокруг продольной оси тела во время прыжка (В. Староста, 1985 г.), теппинг-тест.

Результаты исследования статической и динамической координации курсантов показывают, что курсанты 1 группы хуже выполнили задание (рис. 1). Сумма баллов тестирования у этой группы достоверно выше (р<0,05), что связано со значительным количеством ошибок, излишним мышечным напряжением или, напротив, снижением мышечного тонуса и концентрации внимания при выполнении заданий. Так перед стажировкой у курсантов 1 группы разница в показателях составила 0,56 б (28 %) в сравнении с курсантами 2 группы; между курсантами 2 и 3 групп разница баллов составила 0,75 б (37,5 %), между 1 и 3 группой разница составила 1,31 б, что составило 65,5 %. На стажировке у курсантов 1 группы разница в показателях составила 0,53 б (26,5 %) в сравнении с курсантами 2 группы; между курсантами 2 и 3 групп разница баллов составила 1,22 (61 %), между 1 и 3 группой разница составила 1,75 б (87,5 %). По окончании стажировки разница показателей составила 1,76 б (88 %) между курсантами 1 и 3 групп. Таким образом, можно заключить, что адаптивная реакция сопровождалась нестабильностью при выполнении двигательной задачи и, как следствие, выраженными психофизиологическими сдвигами показателей курсантов 1 группы, особенно ярко выражающихся на стажировке и по ее окончании, что говорит об отставленных восстановительных процессах.

курсанты

1 группа (п=18)

2 группа (п=19)

3 группа (п=16)

1 1,8

1,50

1 1.21

1,47

0 ,94

-10,12 10,25

2,00

кол-во баллов -1

0,5

1,5

2,5

0

1

2

□ перед стажировкой □ на стажировке □ после стажировки

Рис. 1. Изменение психомоторных показателей курсантов

Результаты теппинг-теста дополняют данные тестов на статическую и динамическую координацию и демонстрируют свойства нервной системы, проявляющиеся в выраженном замедлении психомоторных показателей у курсантов 1 группы.

Возможности кардиореспираторной системы курсантов и ее аэробные функции в целом определяли по результатам пробы PWC170 с помощью степ-теста. Было обнаружено, что в 1 группе большую часть (55,6 %) составляют курсанты со средним уровнем физической работоспособности и треть (33,3 %) - курсанты с низким уровнем, в то время как во 2 группе у 63,1 % курсантов зафиксирован средний уровень физической работоспособности, низкий уровень - 5,3 %, а высокий - 31,6 %. В 3 группе низкий уровень физической работоспособности не зафиксирован ни у одного курсанта, средний составил у 18,7% обучающихся, высокий - у 81,3% (табл. 3).

Показатели физической работоспособности тесно коррелируют с общей выносливостью (В.Л. Карпман и др., 1978 г.). Таким образом, включая в систему циклические физические упражнения, можно повысить не только аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы,

но и содействовать более быстрому восстановлению работоспособности и, как следствие, адаптационных возможностей организма обучающихся.

Таблица 3. Показатели уровня физической работоспособности курсантов

Группа Кол-во обследованных Уровень физической работоспособности

низкий средний высокий

Группа 1 18/100 6/33,3 р<0,05 10/55,6 р<0,05 2/11,1 р<0,05

Группа 2 19/100 1/5,3 12/63,1 6/31,6

Группа 3 16/100 - 3/18,7 13/81,3

Примечание: в числителе - количество курсантов, в знаменателе - процентное отношение к количеству обследованных

Исследуя средние показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое перед заступлением на стажировку, обнаружили, что в 3 группе курсантов наблюдается существенное снижение ЧСС, в сравнении с курсантами 1 группы, и некоторое снижение, в сравнении со 2 группой курсантов, а также в сравнении со средним показателем ЧСС для возраста 18-20 лет (по данным Всемирной организации здравоохранения). Данные показатели говорят о высокой экономизации работы сердца и его тренированности у исследуемых 3 группы (рис. 2).

Показатели пульса отличались и во время выезда на служебное задание. В 1 группе у 78 % испытуемых наблюдалась тахикардия. Отличия у 1 и 2 групп составили 40,6 уд/мин (31,2 %) , а 1 и 3 групп - 54,2 уд/мин (41,0 %). После стажировки тенденция динамики средних показателей ЧСС сохранилась. Отметили некоторую задержку адаптационных процессов курсантов 1 группы, но благоприятным считаем тот факт, что все показатели ЧСС по окончании стажировки соответствуют средним показателям ЧСС для данного возраста по данным Всемирной организации здравоохранения.

курсанты

1 группа

2 группа

3 группа

191.21

Г85ТТ"

~1 70,5 I

"148,6

"741

191,6

] 78

□ 132,2

кол-во ударов в минуту

20

40

60

80

100

120

140

□ перед стажировкой

□ на стажировке (во время выезда на задание)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ после стажировки

Рис. 2. Динамика показателей ЧСС

В теории и методике физической культуры и спорта исследователи выделяют ряд предстартовых состояний, характеризующих психофизическую сферу спортсмена (Ю.Я. Киселев, 1989 г.) (табл. 4).

9

0

Таблица 4. Характеристика психофизических состояний

Критерии состояния Психическое состояние

лихорадка апатия боевая готовность

Пульс тахикардия брадикардия высокий

Дыхание учащенное замедленное учащенное

Потоотделение усилено (подмышечные впадины, ладони) усилено (лоб, ладони) оптимальное

Артериальное давление повышенное пониженное повышенное

Тремор конечностей значительно усилен отсутствует отсутствует

Координация движений нарушена снижена оптимальна

Настроение неустойчивое угнетенное устойчивое, приподнятое

В данном исследовании подобранные методы позволили изучить влияние физической культуры и спорта на адаптационные возможности курсантов ведомственных вузов МЧС России в период стажировки. Отметили, что психофизическое состояние курсантов, впервые заступающих на стажировку в городскую пожарную часть, сходно с состоянием спортсмена перед выступлением на соревнованиях, зависит от типа нервной системы и может проявляться как: предрабочая (предстартовая) лихорадка, предрабочая (предстартовая) апатия, «боевая готовность».

Из вышеперечисленных состояний перед заступлением на службу лишь состояние боевой готовности является желательным, благоприятно действующим фактором на сотрудника. Данное состояние отметили у 26 % курсантов второй (5 чел.) и 100 % курсантов третьей (16 чел.) групп. У испытуемых первой группы, имеющих средний уровень физической подготовленности, предрабочее состояние варьировалось от «лихорадки» до «апатии».

В заключении отметим, что адаптационные возможности курсантов служат не только признаком физического здоровья, но и внутренним фактором физической работоспособности, следовательно, вполне обоснованно считаются гарантом последующего полноценного профессионального и личностного роста. Полученные данные показали, что организм спортсмена лучше, успешнее и стойко адаптируется к условиям службы, изменениям режима дня, увеличению физических нагрузок и др. Необходимо содействовать подбору конкретных средств и методов физической культуры для обеспечения успешной адаптации курсантов в период стажировки, а также их полноценному социальному и профессиональному становлению.

Литература

1. Баевский Р.М., Береснева А.П., Палеев Р.Н. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения // Экспресс-информация. М.: ВНИИМИ, 1987. 65 с.

2. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. 1989. № 8. С. 73-78.

3. Могилевская Т.Е., Башмаков Э.Ю. Изменение адаптационных возможностей будущих специалистов пожарной безопасности под влиянием занятий физической культурой // Техносферная безопасность. 2015. № 3 (8). С. 64-67.

4. Акулова Л.Н., Кузнецов Б.В. Професионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу вузов силовых ведомств России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 13-18.

5. Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций / Р.М. Шипилов [и др.] // В мире научных открытий. 2017. Т. 9. № 1. С. 78-89.

6. Starosta W. Coordinatione e simmetrizzazione dei movimenti // Scuola dello Sport-Riv. Cult. Sportiva.

7. Ильин А.Г., Агапова Л.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. № 5. С. 43-46.

Referencis

1. Baevskij R.M., Beresneva A.P., Paleev R.N. Ocenka adaptacionnogo potenciala sistemy krovoobrashcheniya pri massovyh profilakticheskih obsledovaniyah naseleniya // Ehkspress-informaciya. M.: VNIIMI, 1987. 65 s.

2. Baevskij R.M. Ocenka i klassifikaciya urovnej zdorov'ya s tochki zreniya teorii adaptacii // Vestn. AMN SSSR. 1989. № 8. S. 73-78.

3. Mogilevskaya T.E., Bashmakov Eh.Yu. Izmenenie adaptacionnyh vozmozhnostej budushchih specialistov pozharnoj bezopasnosti pod vliyaniem zanyatij fizicheskoj kul'turoj // Tekhnosfernaya bezopasnost'. 2015. № 3 (8). S. 64-67.

4. Akulova L.N., Kuznecov B.V. Profesional'no-adaptacionnaya fizicheskaya podgotovka kak osnova uspeshnoj adaptacii kursantov k obrazovatel'nomu processu vuzov silovyh vedomstv Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. № 5 (123). S. 13-18.

5. Osobennosti adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya k dejstviyam v usloviyah chrezvychajnyh situacij / R.M. Shipilov [i dr.] // V mire nauchnyh otkrytij. 2017. T. 9. № 1. S. 78-89.

6. Starosta W. Coordinatione e simmetrizzazione dei movimenti. Scuola dello Sport-Riv. Cult. Sportiva.

7. Il'in A.G., Agapova L.A. Funkcional'nye vozmozhnosti organizma i ih znachenie v ocenke sostoyaniya zdorov'ya podrostkov // Gigiena i sanitariya. 2000. № 5. S. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.