Научная статья на тему 'Модель организации и проведения спартакиады с личным составом в образовательных организациях МЧС России на основе средового подхода'

Модель организации и проведения спартакиады с личным составом в образовательных организациях МЧС России на основе средового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODEL / SPORTS CONTEST / PERSONNEL / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EMERCOM OF RUSSIA / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ENVIRONMENTAL APPROACH / PROFESSIONAL AND APPLIED LIFESTYLE / LEARNERS / INTERNAL EDUCATIONAL AREA / GAS AND SMOKE PROTECTION SPECIALIST / SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОДЕЛЬ / СПАРТАКИАДА / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЧС РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВНУТРЕННЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИК / СПОРТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринич Евгений Евгеньевич, Шипилов Роман Михайлович, Шарабанова Ирина Юрьевна, Ишухина Елена Витальевна

Статья посвящена актуальной проблеме поиску новых форм, средств и методов качественной подготовки будущих специалистов ФПС ГПС средствами профессионально-ориентированной спортивно-образовательной среды в форме спартакиады, которая позволит сформировать у обучающегося профессионально-значимые компетенции. Цель. Целью работы является актуализация педагогического потенциала спортивно-образовательной среды, теоретическое и прикладное обоснование модели организации и проведения спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода. Метод проведения работы. Основу исследования составляет: анализ литературных источников, нормативных документов, анализ библиографических каталогов и реферативных изданий, а так же методы наблюдения, сравнения и моделирования. Результаты. Автор разработал и обосновал в ходе опытно-поисковой работы модель организации и проведения «Спартакиады» с личным составом в образовательных организациях МЧС России на основе средового подхода. Модель состоит из 4-х блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативного, каждый из которых имеет свою содержательную характеристику. В модели отражены основные компоненты, потенциальные условия и возможности каждого взаимосвязанных друг с другом направления для формирования профессионально-прикладного физического стиля жизни курсантов. Главное достоинство модели организации и проведения «Спартакиады» с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода образовательный, спортивный, профессионально-прикладной, включающий традиционные и инновационные элементы профессионального становления и саморазвития личности. Область применения. Учебно-тренировочный процесс в системе образовательных организаций МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маринич Евгений Евгеньевич, Шипилов Роман Михайлович, Шарабанова Ирина Юрьевна, Ишухина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT MODEL OF SPORTS CONTESTS AMONG THE PERSONNEL AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA BASED ON ENVIRONMENTAL APPROACH

The article is devoted to the actual problem the search for new forms, means and methods of quality training of future specialists of the federal fire service of state fire service by means of professionally-oriented sports and educational environment in the form of a sports contest, which will allow the student to form professionally significant competencies. Purpose. The purpose of this work is the actualization of pedagogical potential of sports and educational environment, theoretical and applicative reason of organization and management model of sports contests among the personnel at educational institutions of EMERCOM of Russia based on environmental approach. Method of work. The basis of the research is the analysis of literary sources, normative documents, analysis of bibliographic catalogues and abstracts, as well as methods of observation, comparison and modeling. Results. The author developed and justified in the course of research work the model of organization and holding of the «Spartakiad» with the personnel in the educational organizations of EMERCOM of Russia on the basis of environmental approach. The model consists of 4 blocks: target, meaningful, procedural, effective, each of which has its own substantive characteristics. The model reflects the main components, potential conditions and opportunities of each interrelated direction for the formation of professional and applied physical lifestyle of students. The main advantage of the model of organization and holding of the «Spartakiad» with the staff of educational organizations of EMERCOM of Russia on the basis of environmental approach-educational, sports, professional and applied, including traditional and innovative elements of professional development and self-development. Application. Training process in the system of educational organizations of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Модель организации и проведения спартакиады с личным составом в образовательных организациях МЧС России на основе средового подхода»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-141-156 УДК 796.088

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПАРТАКИАДЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

Маринич Е.Е., Шипилов Р.М., Шарабанова И.Ю., Ишухина Е.В.

Статья посвящена актуальной проблеме - поиску новых форм, средств и методов качественной подготовки будущих специалистов ФПС ГПС средствами профессионально-ориентированной спортивно-образовательной среды в форме спартакиады, которая позволит сформировать у обучающегося профессионально-значимые компетенции.

Цель. Целью работы является актуализация педагогического потенциала спортивно-образовательной среды, теоретическое и прикладное обоснование модели организации и проведения спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода.

Метод проведения работы. Основу исследования составляет: анализ литературных источников, нормативных документов, анализ библиографических каталогов и реферативных изданий, а так же методы наблюдения, сравнения и моделирования.

Результаты. Автор разработал и обосновал в ходе опытно-по-исковойработы модель организации и проведения «Спартакиады» с личным составом в образовательных организациях МЧС России на основе средового подхода. Модель состоит из 4-х блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативного, каждый из которых имеет свою содержательную характеристику. В модели отражены основные компоненты, потенциальные условия и возможности каждого взаимосвязанных друг с другом направления

для формирования профессионально-прикладного физического стиля жизни курсантов. Главное достоинство модели организации и проведения «Спартакиады» с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода - образовательный, спортивный, профессионально-прикладной, включающий традиционные и инновационные элементы профессионального становления и саморазвития личности.

Область применения. Учебно-тренировочный процесс в системе образовательных организаций МЧС России.

Ключевые слова: модель; спартакиада; личный состав; образовательные организации МЧС России; физическая культура и спорт; средовый подход; профессионально-прикладной стиль жизни; обучающиеся; внутреннее образовательное пространство; газоды-мозащитник; спортивно-образовательная среда.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT MODEL OF SPORTS CONTESTS AMONG THE PERSONNEL AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA BASED ON ENVIRONMENTAL APPROACH

Marinich E.E., Shipilov R.M., Sharabanova I. Yu., Ishuhina E.V.

The article is devoted to the actual problem - the search for new forms, means and methods of quality training of future specialists of the federal fire service of state fire service by means of professionally-oriented sports and educational environment in the form of a sports contest, which will allow the student to form professionally significant competencies.

Purpose. The purpose of this work is the actualization ofpedagogical potential of sports and educational environment, theoretical and applicative reason of organization and management model of sports contests among the personnel at educational institutions of EMERCOM of Russia based on environmental approach.

Method of work. The basis of the research is the analysis of literary sources, normative documents, analysis of bibliographic catalogues and abstracts, as well as methods of observation, comparison and modeling.

Results. The author developed andjustified in the course of research work the model of organization and holding of the «Spartakiad» with the personnel in the educational organizations of EMERCOM of Russia on the basis of environmental approach. The model consists of 4 blocks: target, meaningful, procedural, effective, each of which has its own substantive characteristics. The model reflects the main components, potential conditions and opportunities of each interrelated direction for the formation ofprofessional and applied physical lifestyle of students. The main advantage of the model of organization and holding of the «Spartakiad» with the staff of educational organizations of EMERCOM of Russia on the basis of environmental approach-educational, sports, professional and applied, including traditional and innovative elements of professional development and self-development.

Application. Training process in the system of educational organizations of EMERCOM of Russia.

Keywords: model; sports contest; personnel; educational institutions; EMERCOM of Russia; physical culture and sport; environmental approach; professional and applied lifestyle; learners; internal educational area; gas and smoke protection specialist; sports and educational environment.

Введение

На современном этапе преобразования системы образования и науки (перемены в законодательном поле, преобразования многих вузов, введение двухступенчатой подготовки), привели к необходимости поиска новых, форм, средств и методов качественной подготовки специалистов, в том числе и специалистов в области пожаротушения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Специфика профессиональной деятельности газодымозащитни-ка, делает его востребованным в современном обществе как специалиста-практика. В этом аспекте газодымозащитник должен быть высококвалифицированным, компетентным, умеющим принимать опе-

ративно-тактические и прогностические решения и самостоятельно решать профессиональные задачи [7]. В связи с этим в современной науке стоит вопрос об организации на базе образовательных организациях МЧС России таких условий, которые позволили бы сформировать у обучающегося профессиональные компетенции, помогающие ему ориентироваться в новых задачах и эффективно решать старые (Крылова Н.Б., 2001; Ясвин В.А., 2001; Асмолов А.Г., 2002; Дрофа В.М., 2003).

Во внутреннем образовательном пространстве образовательных организациях МЧС России, в настоящее время обучающиеся посредством изучения спецдисциплин и дисциплин общеобразовательного цикла с междисциплинарными связями, относительно самостоятельно создают для себя образовательную среду (профессионально-прикладную и физкультурно-спортивную).

Изучая образовательную среду, как самостоятельно-созданную область самовоспитания и самообучения, выявили ряд проблем:

- профессионально-прикладная и физкультурно-спортивная среды во внутреннем образовательном пространстве существуют отдельно друг от друга;

- самостоятельно созданные среды образуются в условиях получения обучающимися «неудовлетворительной» оценки.

Таким образом, существующая проблема определила вектор нашего исследования. Он заключается в поиске эффективных средств и методов, направленных на формирование профессионально-прикладного физического стиля жизни обучающихся. Успешное становление профессионально-прикладного физического стиля жизни обучающихся, на наш взгляд, возможно в спортивно-образовательной среде. Спортивно-образовательная среда формируется из интеграции создаваемых условий в профессионально-прикладном физическом воспитании и саморазвитии личности.

Профессионально-прикладной физический стиль жизни обучающихся образовательных организаций МЧС России - устойчивая характеристика иерархий психофизических образований в процессе профессионально-прикладной физической подготовки включающая механизмы (сознательное и бессознательное) адаптации курсантов

к практической профессиональной деятельности в сочетании с занятиями спортом и участием их в спортивных соревнованиях в образовательном пространстве вуза.

Педагогический потенциал спортивно-образовательной среды -интегральное понятие, определяющееся спортивно-образовательными ценностями и комплексом присутствующих в данной среде возможностей и условий для целостного профессионального становления и саморазвития личности.

Целью работы является актуализация педагогического потенциала спортивно-образовательной среды, теоретическое и прикладное обоснование модели организации и проведения спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода.

Исходя из цели исследования сформированы следующие задачи:

- провести теоретический анализ современного состояния проблемы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся образовательных организаций МЧС России;

- разработать и обосновать модель организации и проведения спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода.

Согласно эко-психологическому анализу Duncan O.D., Schnore L.F. (1969), Ясвина В.А. (2001) в структуре спортивно-образовательной среды, мы выделяем комплекс взаимосвязанных и взаимовлияю-щих компонентов:

- субъект-объектный (где субъект - педагог, а объект - обучающийся);

- пространственно-предметный (спортивное сооружение, профессиональное оборудование, инвентарь и др.);

- содержательно-образовательный (программы, средства, методы, формы работы и др.);

- социальный (традиции, нормы, взаимоотношения, кадры и др.).

Каждый компонент в зависимости от активности обучающихся,

по разному влияет на процесс его профессионально-прикладного физического развития.

Материалы и методы

При рассмотрении выше указанной проблемы в методологическом плане, мы опирались на следующие идеи, теории и положения:

- идея экологической психологии (Willems E.P., 1973; Barker R.G., 1978). Исследователи считали, что окружающая среда - активна и формы поведения в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями образуют самоподдерживающиеся поведенческие паттерны, которые формируются при изучении внешних условий [5, 6];

- теория возможностей (Gibson I., 1988). Автор в своей работе «Экологический подход к зрительному восприятию» отмечает, что созданные условия среды представляют собой особое взаимодействие и как следствие единство свойств среды и активности субъекта, являясь в равной мере как фактором среды, так и поведенческим фактором субъекта [1];

- положение взаимодействия (Рубцов В.В., 1996). Автор предполагает, что человек для другого человека может выступать как один из элементов окружающей среды, оказывая тем самым влияние на него своим отношением и действием [4].

Опираясь на вышеизложенные положения ученых, средовый подход (Манжелей И.В., 2005), дает современное понимание целостности «включения» жизнедеятельности обучающихся в природную и профессионально-образовательную среду. Образовательный потенциал среды как совокупность возможностей и условий для развития личности, позволяет при кластерном изучении (профессионально-спортивные потребности и традиции, особенности территориального ландшафта образовательной организации МЧС России и ресурсов спортивной базы и профессионального оборудования и инвентаря) определить благоприятное взаимодействие субъект-объектного, пространственно-предметного, социального и содержательно-образовательного компонентов спортивно-образовательной среды каждой конкретной образовательной организации МЧС России.

Спортивно-образовательная среда формируется из различных физкультурно-спортивных мероприятий. Физкультурно-спортив-ные мероприятия это, достаточно большая база по формированию не только здорового образа жизни, но и профессионально-важных качеств, необходимых в профессиональной деятельности [8]. Одной из составляющих физкультурно-спортивных мероприятий являются «Спартакиады». Спартакиады включают в себя достаточно большой спектр различной направленности: физкультурно-оздоровительный, образовательный, спортивный, профессионально-прикладной и т.д. Именно поэтому спартакиада может стать неотъемлемой частью образовательного процесса образовательных организаций МЧС России.

Анализ научных источников (Смирнов П.Г., 2002; Аронов Г.З., 2004; Литвиненко С.Н., 2006; Кузьменко Г.М., 2008) и обобщение собственного опыта позволили нам разработать и обосновать в ходе опытно-поисковой работы модель организации и проведения «Спартакиады» с личным составом (рис. 1). Данная модель была экспериментально внедрена в образовательный процесс ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, прошла апробацию с положительным результатом.

Организация и проведение спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода должна основываться на следующих принципах:

- включения и взаимодействия естественно-природной и социокультурной среды;

- научной обоснованности;

- сбалансирования и взаимодополнения содержания компонентов спортивно-образовательной среды, в соответствии с решением комплекса оздоровительных, воспитательных, образовательных, формирующих, развивающих задач;

- целостного взаимодействия субъектов;

- вариативности просветительских, профессионально-прикладных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и досуговых технологий и программ.

Содержательная модель в качестве целостного педагогического процесса базируется на методологических подходах (системном, деятельностном, практико-ориентированным, компетентностным, средовым) и принципах (открытости и взаимосвязанности, прогно-стичности и опережающего развития, комплексности и разнородности, взаимообогащения, профессиональной направленности). Она включает в себя следующие взаимосвязанные блоки - целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

Целевой блок выражается объемом приобретенных компетенций, а также набором личностных качеств выпускника. Стержневой характеристикой газодымозащитника является профессионально-прикладной физический стиль жизни. Он выступает как динамичный, профессионально-прикладной, здоровьесозидающий и эмоциональный способ личностного самовыражения в жизнедеятельности средствами профессионально-прикладной направленности, в том числе и физической культуры и спорта.

Содержательный блок. Структура организации проведения спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России предусматривает поэтапную ее подготовку. Под контролем и координацией руководства образовательной организаций МЧС России в содержательном блоке центральное место занимает ответственное структурное подразделение за организацию и проведения спартакиады с личным составом.

Ответственное структурное подразделение проводит:

- планирование спартакиады, т.е. определяет сроки проведения, виды упражнений, количество участников, разрабатывает план и структуру проведения, схему - передвижения, применение спортивных сооружений и площадок, расположение как спортивного инвентаря, так и профессионального (пожарные рукава, штурмовая лестница, гидрант, пожарный автомобиль и др.);

- координацию, т.е. взаимодействие с руководством и профессорско-преподавательским составом (III 1С) структурных подразделений для совместных, согласованных и встречных действий, обусловленных функциональными особенностями подразделений;

Рис. 1. Модель организации и проведения «Спартакиады» с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода

- организацию проведение спартакиады, т.е. поэтапная подготовка проведения спартакиады с личным составом (подготовка спортивных сооружений, профессионального оборудования, инвентарь, расположение учебных точек и готовность ППС);

- мониторинг организации и проведения спартакиады, т.е. контроль за осуществлением организацией проведения спартакиады с личным составом (последовательное прохождение каждой группы учебных точек, выполнение контрольных нормативов и т.д.).

Процессуальный блок включает организационную деятельность и методическое обеспечение качества поэтапной профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся образовательных организаций МЧС России. Данный блок определен в модели содержанием спортивно-образовательной средой во внутреннем образовательном пространстве образовательной организации МЧС России. В ней происходит сопровождение и поддержание процессов формирования профессионально-прикладного физического стиля жизни газодымозащитников.

Благодаря компонентам внутреннего образовательного пространства образовательной организации МЧС России (социальный, субъект-объектный, содержательно-образовательный, пространственно-предметный) происходит взаимодействие сред между собой образуя целостность спортивно-образовательной среды. Спортивно-образовательная среда образовательных организаций МЧС России представляет собой структуру, в которой взаимосвязаны и соотносятся между собой отдельные среды - профессиональная, физкультурно-оздоровительная, социальная и консультативная. Все это можно рассматривать как организационные формы формирования профессионально-прикладного физического стиля жизни обучающихся.

Организация спартакиады с личным составом в спортивно-образовательной среде должна проходить в четырех основных направлениях: тренирующее, формирующее, развивающее, совершенствующее. Повышение уровня адаптационных возможностей организма обучающихся и становление их профессионально-прикладных физических качеств в процессе спартакиады создаются в «тренирующемся» на— 150 —

правлении спортивно-образовательной среды. Созданные условия в «формирующемся» направлении ориентированы на формирование у обучающихся знаний в профессионально-прикладной физической подготовке, здоровьесбережении, профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, соответствующих нормативным требованиям профессионально-прикладной физической подготовки. В спортивно-образовательной среде «развивающее» направление спартакиады представляет комплекс возможностей для целостного профессионально-прикладного физического развития и саморазвития обучающихся. Это проявляется как в плане развития и удовлетворения обучающимися своих профессионально-прикладных физических потребностей, так и в плане социальных ценностей и частной трансформации их в свои внутренние ценности. Совершенствующее направление в спортивно-образовательной среде проявляется в спектре возможностей для профессионально-прикладного физического совершенствования обучающихся. Данное совершенствование будет проявляться в удовлетворении комплекса профессионально-прикладных физических потребностей обучающихся через интеграцию содержания и форм учебных и внеучебных занятий по культивируемым дисциплинам в образовательных организаций МЧС России.

Каждое направление взаимосвязано друг с другом. Они способствуют развитию у обучающихся 1-го года обучения, определенных представлений о видах деятельности газодымозащитника, а также направлены на выявление уровня развития их физических качеств. Для курсантов 2-го и 3-го годов обучения направлено на развитие компетенций, изучаемых как на спецдисциплинах, так и дисциплинах общеобразовательного цикла. Для 4-х и 5-х курсов - совершенствование той базы навыков, которые были получены в течение прохождения профильных дисциплин на 1-3 курсах.

На основе использования средового подхода во внутреннем образовательном пространстве образовательных организаций МЧС России по формированию профессионально-прикладного физического стиля жизни обучающихся, происходит двухстороннее взаимодействие: субъект-объектное, субъект-субъектное, объект-объектное, что подчеркивает его формирующий характер.

Результативный блок модели выражается в сформированное™ профессионально-прикладного физического стиля жизни обучающихся образовательных организаций МЧС России.

Заключение

Таким образом, организация и проведение спартакиады с личным составом образовательных организаций МЧС России на основе средового подхода - сложный и многоаспектный процесс, включающий традиционные и инновационные элементы.

Представленная модель спартакиады была органично внедрена с 2016 года в образовательный процесс вуза и на всём протяжении образовательного маршрута обучающихся прошла апробацию с положительным результатом. Спартакиада способствовала формированию у личного состава профессионально-прикладного физического стиля жизни. Это в свою очередь обеспечило существенное повышение показателей развития профессионально важных физических качеств, физического развития, функционального уровня и психического состояния обучающихся. Также спартакиада позволила создать условия дополнительных занятий, что способствовало качественному выполнению нормативных заданий по прикладным видам упражнений.

Использование спартакиады в образовательном процессе вуза значительно позволит повысить интерес обучающихся к занятиям профессионально-прикладными физическими упражнениями и увеличит двигательную активность, что в свою очередь создаст условия для профессиональной готовности будущих пожарных и спасателей.

Список литературы

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С. 23-89.

2. Иванова С.В., Манжелей, И.В. Физкультурно-спортивная работа с населением: средовый подход. Монография. Тюмень. 2015. 244 с.

3. Манжелей И.В. Средовый подход к физическому воспитанию студенческой молодежи [Электронный ресурс]. 2005. С. 75-79. URL: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/2274/1/28.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

4. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии // Институт практической психологии. 1996. 384 с.

5. Шипилов Р.М. Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций / Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, О.Г. Зейнетдинова, А.К. Кокурин // В мире научных открытий. 2017. Т. 9. № 1. С. 78-89.

6. Barker, Roger G. Stream of individual behavior. In habitats, environments, and human behavior: studies in ecolocal psycology and eco-behavioral science from the midwest psycological field station, 1947-1972 // Handbook of Environmental Psychology. San Francisco: Jossey-Bass. 1978, pp. 34-48.

7. Kulagin A.V. The history of the development training «Crossfit» / Ku-lagin A.V., Vedjaskin Y.A., Shipilov R.M., Marinich E.E. // International research journal 2016. № 12-4 (54), pp. 54-56.

8. Willems E.P. Behavioral Ecology and Experimental Jialysis: Courtship Is Not Enough // J.R. Nesselroade & H.W. Reese (Eds.), Lifespan developmental psychologe. New York: Academic Press, 1973, pp. 195-217.

References

1. Hibson Dzh. Ekologicheskii podkhod k zritel'nomu vospriyatiyu [Ecological approach to visual perception]. M., 1988, pp. 23-89.

2. Ivanova S.V. Manzhelei I.V Fiskul 'turno-sportivnaya rabota s nasele-niem: sredovyi podhod [Sports work with the population: an environmental approach]. Tyumen', 2015. 244 p.

3. Manzhelei I.V. Sredovyi podhod kfizicheskomu vospitanieu studencheskoi molodezhi [Environmental approach to physical education of students]. 2005, pp.75-79. https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/2274/1/28.pdf

4. Rubtsov V.V. Osnovy sotsial'no-geneticheskoipsihologii [Fundamentals of social and genetic psychology]. M.: Institut prakticheskoi psihologii, 1996.384 p.

5. Shipilov R.M., Sharabanova I.Yu., Zeinetdiniva O.G., Kokurin A.K. Os-obennosri adaptastii kursantov obrazovatel'nykh organizastii vysshego obrazovaniya k deistviyam v usloviyakh chrezvychainykh situastiyakh [Features of adaptation of cadets of educational institutions of higher education to actions in emergency situations]. Vmire nauchnykh otkrytii. 2017. V. 9. №1, pp. 78-89.

6. Barker, Roger G. Stream of individual behavior. In habitats, environments, and human behavior: studies in ecolocal psycology and eco-behavioral science from the midwest psycological field station, 1947-1972. Handbook of Environmental Psychology. San Francisco: Jossey-Bass, (1978): 34-48.

7. Kulagin A.V. The history of the development training «Crossfit». International research journal, № 12-4 (54) (2016): 54-56.

8. Willems E.P. Behavioral ecology and experimental jialysis: courtship is not enough. Lifespan developmentalpsychologe. New York: Academic Press, (1973): 195-217.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Маринич Евгений Евгеньевич, преподаватель кафедры «Пожар-но-строевой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»), кандидат педагогических наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-ций последствий стихийных бедствий» пр. Строителей, 33, г. Иваново, Ивановская область, 153040, Российская Федерация [email protected]

Шипилов Роман Михайлович, доцент кафедры «Пожарно-стро-евой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»), кандидат педагогических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-ций последствий стихийных бедствий»

пр. Строителей, 33, г. Иваново, Ивановская область, 153040, Российская Федерация rim-sgpu@rambler. ru

Шарабанова Ирина Юрьевна, заместитель начальника академии по научной работе, кандидат медицинских наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-ций последствий стихийных бедствий» пр. Строителей, 33, г. Иваново, Ивановская область, 153040, Российская Федерация [email protected]

Ишухина Елена Витальевна, доцент кафедры «Пожарно-строе-вой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»), кандидат педагогических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-ций последствий стихийных бедствий» пр. Строителей, 33, г. Иваново, Ивановская область, 153040, Российская Федерация [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHORS

Marinich Evgeniy Evgenevich, Lecturer of the Department of Fire, Physical Training and Gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex), PhD

Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters 33, pr. Stroiteley, Ivanovo, Ivanovo region, 153040, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-2786-3020

Shipilov Roman Mikhaylovich, Associate Professor of the Department of Fire, Physical Training and Gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex), PhD, Associate Professor

Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters 33, pr. Stroiteley, Ivanovo, Ivanovo region, 153040, Russian Federation rim-sgpu@rambler. ru ORCID: 0000-0002-0228-2473

Sharabanova Irina Yurevna, Deputy Chief of the Academy for Scientific Work, PhD, Associate Professor

Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters 33, pr. Stroiteley, Ivanovo, Ivanovo region, 153040, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0048-1097

Ishuhina Elena Vitalyevna, Associate Professor of the Department of Fire, Physical Training and Gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex), PhD, Associate Professor

Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters 33, pr. Stroiteley, Ivanovo, Ivanovo region, 153040, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.