Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ 3++ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ 3++ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сеферян Екатерина Сергеевна

Проводится анализ нормативных документов Минобрнауки и Минтруда, лежащих в основе разработки основной образовательной программы по новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования 3++ (ФГОС ВО) по направлению 20.05.01. Рассмотрены типы профессиональной деятельности по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Очерчен круг задач при внедрении института независимой оценки квалификации в систему подготовки кадров в стране. Определён принцип, при несоблюдении которого будет разбалансировка программы специалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сеферян Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO THE HIGHER EDUCATION FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERATION 3 ++ IN SPECIALTY “FIRE SAFETY”

Abstract PURPOSE. The article analyzes the normative documents of the Ministry of Education and Science and the Ministry of Labor, which underlie the development of the basic educational curriculum for the new Federal State Educational Standard 3 ++ majoring in 20.05.01 “Fire safety”. The types of professional activity in the specified specialty are considered, the range of tasks is outlined when introducing an independent assessment of qualifications into the institute system of specialists training. The principle has been determined, which, if not observed, will result in the unbalancing of specialist program. METHODS. Theoretical level methods were used within the framework of the research, in particular, analysis, as well as methods of the empirical level -description, comparison and testing. FINDINGS. The research resulted in the development of a scheme for a two-stage education system in the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++, and the direction of specialization for a specialist program has been determined as well. RESEARCH APPLICATION FIELD. The results obtained will help to further develop the main professional educational curricula of a specialist program in two areas, in which graduates will be equally in demand. CONCLUSIONS. Taking into account the above said, the study will progress in developing a separate specialist program, aimed at the needs of the labor market in the field of fire safety (engineering, preventive and managerial personnel of the services providing fire safety in an organization).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ 3++ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

УДК 004 DOI 10.25257/FE.2021.4.82-86

СЕФЕРЯН Екатерина Сергеевна

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: savkina.katya.98@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ 3++ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Проводится анализ нормативных документов Минобрнауки и Минтруда, лежащих в основе разработки основной образовательной программы по новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования 3++ (ФГОС ВО) по направлению 20.05.01. Рассмотрены типы профессиональной деятельности по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Очерчен круг задач при внедрении института независимой оценки квалификации в систему подготовки кадров в стране. Определён принцип, при несоблюдении которого будет разбалансировка программы специалитета.

Ключевые слова: независимая оценка квалификации, образовательный стандарт, компетенции, специалитет.

В нашей стране осуществляется переход к независимой оценке квалификаций, который подразумевает разработку профессиональных стандартов и осуществление подтверждения уровня подготовленности специалиста данным требованиям. Введение данной системы в первую очередь будет осуществлено в сфере безопасности, одной из составляющих которых является пожарная безопасность [1].

Становится понятно, что в ближайшем будущем пройти оценку квалификации на соответствие занимаемой должности можно будет по каждому утверждённому профессиональному стандарту.

До настоящего времени подготовка специалистов в сфере пожарной безопасности осуществлялась только с учётом квалификационных требований. Поэтому на современном этапе актуальным становится адаптация системы высшего образования в области пожарной безопасности с учётом положений профессиональных стандартов, как составляющей системы независимой оценки квалификации.

Наряду с этим, потребности рынка труда в сфере обеспечения пожарной безопасности имеют несколько направлений, часть из которых ориентирована на потребности государственных органов в обеспечении пожарной безопасности на уровне государства, часть - на обеспечение пожарной безопасности организаций (объектов защиты), а часть - на осуществление деятельности в сфере пожарного сервиса (проектирования, монтажа и эксплуатации систем противопожарной защиты). Обобщение данных потребностей позволяет говорить о необходимости в специализации обучающихся по указанным направлениям путём реализации соответствующих образовательных программ [2].

При реализации ранних ФГОС ВО имелась общая особенность. Она заключалась в трёхступенчатой системе: из ФГОС ВО образовывалась Примерная основная образовательная программа (далее ПООП), а из ПООП разрабатывалась Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП). По направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитет) имелся недочёт - образовательные организации с пожарно-техническим профилем разрабатывали ОПОП на основании положений ФГОС ВО так как ПООП в реестре разработано не было.

Основной особенностью нового ФГОС ВО поколения 3++ является его увязка с профстан-дартам, с целью приблизить высшее образование к требованиям работодателей в той или иной профессии, нацелить обучение в вузе на формирование определённых компетенций по конкретной специальности [3-4].

Как известно, каждый профессиональный стандарт описывает вид и цель профессиональной деятельности, включает ряд обобщённых трудовых функций, характеризующие профессию определёнными трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, полученными благодаря обучению по основным образовательным программам и дополненными практическим опытом работы. Следовательно, положительная оценка квалификации соискателя на определённую должность напрямую зависит от имеющихся у него необходимых умений и знаний, а также способности выполнять соответствующие трудовые действия [5].

Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой, формируются образовательной организацией самостоятельно на основе

82

© Сеферян Е. С., 2021

профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Федеральным учебно-методическим отделом (ФУМО) был разработан примерный учебный план по направлению, использование которого носило рекомендательный характер [6]. Проведённый анализ учебных планов вузов пожарно-технического профиля показал, что они существенно отличаются как от примерного предлагаемого учебного плана, так и между собой. ФГОС ВО поколения 3+ требовал формирования всех представленных в нём компетенций по всем видам деятельности. Когда стало понятно, что это невозможно сделать, появился ФГОС ВО поколения 3++, который позволял вузам для обучения выбрать один или несколько видов деятельности и формировать компетенции, относящиеся только к этому виду.

Новые ФГОС ВО поколения 3++ способствуют увеличению уровня взаимодействия между образовательными организациями и рынком труда, преодолению локальному разрыву «работодатель -образовательная организация», позволяя актуализировать содержание подготовки выпускников и обеспечить такой уровень их подготовки, который бы позволил снизить время адаптации на рабочем месте.

Внедрение современных технологий требует привлечения новых высококвалифицированных рабочих и специалистов. Национальная система квалификаций призвана решить задачу обеспечения экономики необходимыми кадрами, в том числе путём системной подготовки и переподготовки кадров, которая строится на основе профессиональных стандартов и подтверждения наличия у работников необходимых профессиональных знаний и умений в рамках независимой оценки квалификации, что в полной мере относится к образованию в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Внедрение в систему подготовки кадров в стране института независимой оценки квалификаций наряду с образовательными стандартами поколения 3++ требует при построении образовательных программ безусловного соответствия содержания обязательным для реализации компетенциям.

1. Набор обязательных компетенций утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25 мая 2020 г. № 679 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (с изменениями и дополнениями) формируется суммой 11 универсальных (УК), 11 общепрофессиональных (ОПК), установленных пп. 3.2 и 3.3 ФГОС, и перечня профессиональных (ПК) компетенций, состоящего из 19 компетенций, определяемых квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого мы находимся - МЧС России [7].

Кроме того, во ФГОС ВО 3++ вместо общекультурных компетенций появились универсальные, а общепрофессиональные остались неизменными [8].

Новые ФГОС ВО поколения 3++ способствуют увеличению уровня взаимодействия между образовательными организациями и рынком труда, преодолению локального разрыва «работодатель - образовательная организация», позволяя актуализировать содержание подготовки выпускников и обеспечить такой уровень их подготовки, который бы позволил снизить время адаптации на рабочем месте.

Внедрение современных технологий требует привлечения новых высококвалифицированных рабочих и специалистов. Национальная система квалификаций призвана решить задачу обеспечения экономики необходимыми кадрами, в том числе путём системной подготовки и переподготовки кадров, основанную на профессиональных стандартах и подтверждении наличия у работников необходимых профессиональных знаний и умений в рамках независимой оценки квалификации, что в полной мере относится к образованию в сфере обеспечения пожарной безопасности [9].

Анализ ФГОС ВО 3++ в области изменений в структуре и содержании ОПОП, новых требований к результатам её освоения, показал возрастающую роль работодателей, принимающих участие непосредственно в разработке ОПОП [10]. Отсутствие перечня формируемых профессиональных компетенций определяет необходимость непрерывного мониторинга потребностей регионального рынка труда, а также консультирования с работодателями по вопросам формирования профессиональных компетенций будущих выпускников.

Утвержденный Минобрнауки 25 мая 2020 г. стандарт поколения 3++ по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» предусматривает при разработке программы специалитета, реализуемого в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в соответствии со статьей 81 ФЗ-273 «Об образовании», формирование профильным федеральным органом исполнительной власти (в частности - МЧС России) квалификационных требований [11].

Стандартом установлено, что квалификационные требования формируют набор профессиональных компетенций [12]. Квалификационные требования к выпускникам образовательных организаций пожарно-технического профиля в настоящее время разработаны Департаментом образования и науки МЧС России с учётом сформированных специализированных профессиональных компетенций.

Квалификационные требования, формируемые федеральными органами исполнительной власти, профессиональные стандарты, соответствующие спросу рынка труда, учебные планы, за которые отвечает образовательная организация, формирующая ОПОП, и объём программы, пройденный за определённый срок, формируют ту модель

обучения, которая даёт результат [13]. В идеале одну компетенцию должна формировать одна дисциплина, но по ряду нескольких причин такой баланс не наблюдался.

Совокупность предписанных стандартом универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также набора профессиональных компетенций, определённых квалификационными требованиями, позволит приступить к сформированию ПООП поколения 3++, ориентированную на систему независимой оценки квалификаций [14].

Изначально ПООП был создан для того, чтобы выдерживать общие рамки программы. На данном этапе было принято решение убрать ПООП, как элемент в трёхступенчатой системе, и перенаправить внимание на независимую оценку квалификации, то есть достаточно будет соответствовать профессиональным стандартам. Регулятором будет не ФУМО, единственным регулятором становится ведомство для своих подведомственных вузов, а остальное образовательная организация переделывает под своих выпускников, не внося диктующую составляющую, а убирая её.

Изменяется система образования, не будет классической схемы, которая реализовывалась при ранних ФГОС ВО, а будет двухступенчатая система образования, которая представлена на рисунке.

Двухступенчатая система образования при реализации ФГОС ВО 3++ будет делиться по двум направлениям. Проведя анализ, можно сказать, что стандартом предусматривается установление направленности (профиля) программы специалитета, которая соответствует специальности в целом или конкретизирует содержание программы специалитета в рамках специальности. Предполагается разделение на две категории:

1. Курсанты и слушатели, направленные на обучение из территориальных органов с группой предназначения пригодной к выполнению работ, непосредственно связанных с тушением пожара.

Двухступенчатая система образования при реализации ФГОС 3++ Two-stage education system in the implementation of Federal State Educational Standard 3 ++

2. Студенты, имеющие ограничения к выполнению работ, непосредственно связанных с тушением пожара.

Следовательно, программы у данных категорий должны быть адаптированы к тем видам деятельности, которыми сможет овладеть обучающийся. Адаптацию программ к возможностям обучающихся следует осуществить введением специализации по категориям обучающихся:

- для 1 категории - «пожарная безопасность государства»;

- для 2 категории - «пожарная безопасность организации».

Подготовка специалистов данных категорий может быть достигнута с помощью разработки для каждой из них отдельной ОПОП.

Группы должностей в территориальных органах, которые следует комплектовать выпускниками уровня специалитета по специальности «Пожарная безопасность»:

1. Руководящий состав пожарно-спасатель-ных частей ФПС; Сотрудники служб пожаротушения.

2. Сотрудники службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ специальных подразделений и специализированных пожарно-спасательных частей.

3. Сотрудники судебно-экспертных учреждений территориальных органов МЧС России.

4. Дознаватели и старшие инспекторы отделов надзорной деятельности территориальных органов МЧС России.

5. Инженерно-инспекторский состав отрядов и органов управления, отвечающих за организацию тушения пожаров.

6. Инженерно-инспекторский состав подразделений реагирующего звена территориальных органов МЧС России.

Специализация «пожарная безопасность государства» будет осуществляться через квалификационные требования, формируемые МЧС России, как органом государственной власти, в компетенции которого входят вопросы обеспечения пожарной безопасности, а подготовка по специализации «пожарная безопасность организации» - на имеющиеся профессиональные стандарты и рамку квалификаций профессий системы обеспечения пожарной безопасности.

Анализ программы специалитета для студентов, предназначенной для бюджетного набора вузов структуры МЧС России, показывает, что большая часть преподаваемого материала не востребуется при обеспечении пожарной безопасности организации.

В целях привлечения студентов для программы специалитета, целесообразным представляется разработать отдельную программу специалитета, которая будет направлена к нуждам рынка труда в сфере обеспечения пожарной безопасности (инженерный, профилактический и руководящий состав служб обеспечения пожарной безопасности организации).

Её значительными отличиями будет направленность практик на обеспечение пожарной безопасности организации (в том числе тех, где возможна работа по выпуску) и перепрофилирование дисциплин, формирующих итоговые компетенции для пожарной безопасности государства (УНК организации надзорной деятельности, УНК пожаротушения, УНК пожарной и аварийно-спасательной техники, УНК систем обеспечения пожарной безопасности) к нуждам обеспечения пожарной безопасности организации:

- осуществление ведомственного пожарного надзора;

- взаимодействие с надзорными органами в сфере пожарной безопасности;

- пожарно-профилактическая работа в организации;

- основы тушения пожаров и действия организации при возникновении возможных пожаров;

- система противопожарной защиты и первичные средства тушения пожаров;

- система и экономика обеспечения пожарной безопасности организации.

С учётом вышесказанного продолжением деятельности будет разработка учебного плана для студентов с профилем «пожарная безопасность организации». Также формирование набора умений и компетенций, которые будут обеспечивать эффективное выполнение профессиональной деятельности будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овсяник А. И. Проблемы развития пожарно-техническо-го образования в России» // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2012. № 4. С. 4-8.

2. Топольский Н. Г. Алгоритмы поддержки управления практико-ориентированной моделью образования профильного обучения [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2020. № 1 (87). С. 67-82. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=42754774 (дата обращения 02.10.2021). 001: 10.25257/ТТБ.2020.1.87.67-82

3. Семиков В. Л., Бородин К. А, Пушкарёва Л. В. Управления научно-техническим потенциалом вузов пожарно-технического профиля // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2009. № 2. С. 128-132

4. Бутузов С. Ю, Нго Вань Ань Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Техносферная безопасность»: анализ и перспективы // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1 (4). С. 175-179.

5. Егошина Л. А. Независимая оценка квалификации работников и лиц, ищущих работу: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 158-167. 001: 10.12737/^1.2019.12.13

6. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Глобус: психология и педагогика. 2020. С. 18-31.

7. Титова Ю. Ф. Задачи и проблемы организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных

технологий // Академия профессионального образования. 2015. № 6. С. 59-69.

8. Пискунова Е. В., Синицына А. И. Оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности как актуальная проблема развития высшего образования // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2012. № 3. С. 36-42.

9. Узун О. Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 48 с.

10. Шохин А. В. Национальная система квалификаций: ретроспектива и перспектива // Образовательная политика. 2015. № 2. С. 15-21.

11. Одарич И. Н. Принципы актуализации основных образовательных программ с учётом требований ФГОС 3++ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 176-179.

12. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. C. 3-14.

13. Захарова И. В., Дудаков С.М., Язенин А. В., Солдатен-ко И. С. О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3. C. 330-354.

Материал поступил в редакцию 22 ноября 2021 года.

Ekaterina SEFERYAN

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: savkina.katya.98@mail.ru

BASIC APPROACHES TO THE HIGHER EDUCATION FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERATION 3 ++ IN SPECIALTY "FIRE SAFETY"

ABSTRACT

Purpose. The article analyzes the normative documents of the Ministry of Education and Science and the Ministry of Labor, which underlie the development of the basic educational curriculum for the new Federal State Educational Standard 3 ++ majoring in 20.05.01 "Fire safety". The types of professional activity in the specified specialty are considered, the range of tasks is outlined when introducing an independent assessment of qualifications into the institute system of specialists training. The principle has been determined, which, if not observed, will result in the unbalancing of specialist program.

Methods. Theoretical level methods were used within the framework of the research, in particular, analysis, as well as methods of the empirical level -description, comparison and testing.

Findings. The research resulted in the development of a scheme for a two-stage education system in

the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++, and the direction of specialization for a specialist program has been determined as well.

Research application field. The results obtained will help to further develop the main professional educational curricula of a specialist program in two areas, in which graduates will be equally in demand.

Conclusions. Taking into account the above said, the study will progress in developing a separate specialist program, aimed at the needs of the labor market in the field of fire safety (engineering, preventive and managerial personnel of the services providing fire safety in an organization).

Key words: independent assessment of qualifications, educational standard, competencies, specialist program.

REFERENCES

1. Ovsyanik A.I. The problems of fire-technical education in Russia. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2012, no. 4, pp. 4-8. (in Russ.).

2. Topolsky N.G., Shaposhnik D.S., Ryzhenko A.A. Management support algorithms for a practically oriented model for education of profile training. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2020, iss. 1 (87), pp. 67-82 (in Russ.) DOI:10.25257/TTS.2020.1.87.67-82

3. Semikov V., Borodin K., Pushkareva L. Management in scientific and technical potential of high schools of a fire-technical profile. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2009, no. 2, pp. 128-132 (in Russ.).

4. Butuzov S.Yu., Ngo Van An Federal State educational standard in the direction of 'Technosphere safety": analysis and prospects. Pozharnaia bezopasnost:problemy iperspektivy (Fire safety: problems and prospects). 2013, no. 1 (4), pp. 175-179 (in Russ.).

5. Egoshina L.A. Independent merit rating of employers and employment seekers. Zhurnal rossiiskogo prava (Journal of Russian Law). 2019, no. 12, pp. 158-167 (in Russ.). D0I:10.12737/jrl.2019.12.13

6. Konyakhina I.V. Competence approach in higher professional education (theoretical-methodological aspects). Globus: psikhologiia i pedagogika (Globus: psychology and pedagogy). 2020, no. 2 (37), pp. 18-34 (in Russ.).

7. Titova Y.F. The challenges of e-learning and application of distance learning technologies. Akademiia professionalnogo

obrazovaniia (Academy of professional education). 2015, no. 6, pp. 59-69 (in Russ.).

8. Piskunova E.V., Sinitsyna A.I. Assessment of graduates' readiness for professional activity as an actual problem of higher education development. UNIVERSUM: Vestnik Gertsenovskogo universiteta (UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University). 2012, no. 3, pp. 36-42 (in Russ.).

9. Uzun O.L. Sistema nauchnogo obespecheniia professionalnoi podgotovki spetsialistov MChS Rossii k deiatelnosti v chrezvychainykh situatsiiakh [The system of scientific support of professional training of specialists of EMERCOM of Russia to work in emergency situations. Abstract. PhD in Pedagogical Sci. diss.]. SPb., 2011. 48 p.

10. Shokhin A.V. National qualifications system: retrospective and perspective. Obrazovatelnaia politika (Educational policy). 2015, no. 2, pp. 15-21 (in Russ.).

11. Odarich I.N. Principles of actualization of major educational programs taking into account the requirements of the FSES 3++. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia (Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology). 2019. Vol. 8, no 2 (27). Pp. 176-179 (in Russ.). D0I:10.26140/anip-2019-0802-0039

12. Novikov A.M. Culture as a ground for content of education. Pedagogika (Pedagogy). 2011, no. 6, pp. 3-14 (in Russ.).

13. Zakharova I.V., Dudakov S.M., Iazenin A.V., Soldatenko I.S. On methodological aspects of the development of exemplary educational programs of higher education. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo (Educational technologies and society). 2015, vol. 18, no. 3. Pp. 330-354 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86

© Seferyan E., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.