Научная статья на тему 'Формы взаимодействия с судебно-экспертными учреждениями при подготовке специалистов в области пожарной безопасности'

Формы взаимодействия с судебно-экспертными учреждениями при подготовке специалистов в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопова Мария Владиевна, Воронцова Анна Анатольевна, Калашников Дмитрий Владимирович, Липский Алексей Александрович

Введение федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения предусматривает формирование у спецалистов в области пожарной безопасности ряда компетенции в сфере экспертной деятельности. В этой связи важное значение имеет практическое закрепление сформированных компетенций. Положительный опыт взаимодействия судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области (ИПЛ) и Ивановского государственного политехнического университета показал целесообразность проведения практических занятий для студентов специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» на базе ИПЛ с применением современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопова Мария Владиевна, Воронцова Анна Анатольевна, Калашников Дмитрий Владимирович, Липский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF COOPERATION WITH FORENSIC INSTITUTIONS IN PREPARING SPECIALISTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

The introduction of the Federal state educational standard of the third generation involves the formation of professionals in the field of fire safety of a number of competences in the field of expert activities. In this regard, the importance of a practical realization of the formed competencies. Positive experience of the forensic expert institution of Federal fire service «Test fire laboratory» across the Ivanovo region (IPL) and Ivanovo state Polytechnic University showed the feasibility of practical training for students of specialty 20.05.01 «Fire safety» on the basis of IPL with the use of modern educational technologies.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия с судебно-экспертными учреждениями при подготовке специалистов в области пожарной безопасности»

УДК 371.38

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

М.В. Торопова, А.А. Воронцова, Д.В. Калашников, А.А. Липский

Введение федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения предусматривает формирование у спецалистов в области пожарной безопасности ряда компетенции в сфере экспертной деятельности. В этой связи важное значение имеет практическое закрепление сформированных компетенций. Положительный опыт взаимодействия судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области (ИПЛ) и Ивановского государственного политехнического университета показал целесообразность проведения практических занятий для студентов специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» на базе ИПЛ с применением современных образовательных технологий.

Ключевые слова: пожарная безопасность, экспертная деятельность, испытательная пожарная лаборатория.

Подготовка специалистов в области пожарной безопасности представляет собой постоянно развивающийся процесс, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Так, внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта в процесс обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» [1] направлено на формирование у обучающихся теоретических и практических навыков в сфере планирования, организации проведения экспертной деятельности с использованием передовых методов научных

исследований. К таким компетенциям следует отнести:

• способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

• способность организовывать деятельность судебно-экспертных учреждений МЧС России;

• способность участвовать в качестве эксперта, специалиста в следственных и иных процессуальных действиях.

Рис. 1. Схема координации совместной деятельности образовательной организации и специалистов МЧС РФ

Степень сформированности компетенций обусловлена не только уровнем приобретенных теоритеческих знаний, но и, несомненно, практическими умениями и навыками осуществления профессиональной деятельности. В этой связи, по мнению авторов, одним из

приоритетных направлений развития

практической составляющей при подготовке специалистов в области пожарной безопасности является организация тесного и всестороннего взаимодействия со структурными

подразделениями МЧС России. Поэтому в

качестве «пилотного» проекта была предложена следующая схема координации совместной деятельности образовательной организации и специалистов МЧС РФ.

Представленная на рис. 1 схема взаимодействия была реализована ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной

противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области» с участием преподавателей и студентов ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», сотрудниками Отделения дознания и административной практики г.о. Иваново.

Студенты в ходе практических занятий на базе испытательной пожарной лаборатории познакомились с такими установками, как ОВТ для испытания воспламеняемости тканей, ПМП-1 для испытания качества огнезащитной обработки деревянных конструкций, ОТП для определения температуры воспламенения твердых веществ. Были отработаны методики проведения огневых испытаний, а также исследована зависимость огнезащитной эффективности деревянных материалов и тканей от химического состава специальных пропиток. Полученные результаты были оформлены согласно нормативной литературе в виде протоколов и представлены для отчетности руководителю практики. Студенты получили положительные отзывы о проделанной работе и изъявили желание и следующие виды практик проводить на базе испытательной пожарной лаборатории [2].

Особенностью организации практики по профилю специальности стало выполнение индивидуальных заданий, отражающих специфику деятельности ИПЛ, и оснащенность современным оборудованием. Для закрепления теоритических основ по дисциплинам «Технология расследования пожаров», «Экспертиза пожаров» сотрудниками испытательной лаборатории были организованы мастер-классы, которые позволили достигнуть следующих результатов:

• наглядно продемонстрировать процесс организации и проведения осмотра места пожара;

• освоить алгоритм составления протоколов места осмотра пожара;

• научиться применять специальные полевые приборы и оборудование на месте происшествия;

• оценить уровень сформированности компетенций с помощью средств контроля учебных достижений студентов [3];

• изучить деловые, профессиональные, морально-волевые и личностные качества обучающихся с целью определения наиболее целесообразного использования их на службе в соответствующих должностях.

Хочется отметить, что наша инициатива нашла поддержку и понимание со стороны

руководителей СЭУ ФПС страны и выразилась в распоряжении главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Кириллова Геннадия Николаевича, чьи слова из выступления на Всероссийском сборе по вопросам совершенствования деятельности судебно-экспертных учреждений федеральной

противопожарной службы, состоявшегося 19.03.2013-20.03.2013 в г. Подольске, приводим дословно:

«С целью повышения эффективности подготовки и решения вопроса комплектования начальникам СЭУ ФПС необходимо:

- резервировать рабочие места под конкретных курсантов хотя бы за год до выпуска;

- через руководство Главных управлений выходить с ходатайством перед учебным заведением о переводе курсантов на индивидуальный план обучения в соответствии с конкретно намечаемой, необходимой конкретной ИПЛ, специализацией. В рамках выбранной специализации планировать выполнение дипломной работы и прохождение преддипломной практики.

Это, как минимум, на год-два ускорит подготовку эксперта к конкретной работе, его профессиональную адаптацию и аттестацию».

Обращает на себя внимание и то новшество, которое было впервые реализовано при проведении плановых практических занятий по дисциплине «Расследование пожаров». При взаимодействии с отделом дознания и административной практики ГУ МЧС России по Ивановской области практические занятия по осмотру мест происшествий были организованы на местах реальных пожаров, произошедших в г. Иваново. Дознаватели ОДиАП находили такие пожарища, выясняли факт отсутствия претензий со стороны собственников сгоревшего имущества по поводу проведения в их домовладениях учебных занятий и сообщали об этом преподавателям. Студенты получили возможность осмотра настоящего места пожара.

В заключении отметим, что при подготовке кадров в области пожарной безопасности сотрудники СЭУ ФПС ИПЛ по Ивановской области традиционно на высоком

профессиональном уровне проводят практические занятия с обучающимися высших учебных заведений города Иваново. Особый интерес представляет координация и совершенствование взаимодействия структур МЧС России с образовательными организациями. Внедрение современных методов экспертизы пожаров и форм организации научной работы с учетом богатого опыта сотрудников «Испытательной пожарной лаборатории» будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов в области пожарной безопасности.

Библиография

1. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2015 N 38916).

2. Воронцова А.А., Торопова М.В., Путятин В.Э. Из опыта научно-исследовательской работы при подготовке специалистов пожарной безопасности / А.А. Воронцова А.А., М.В. Торопова, В.Э. Путятин // Материалы двадцать пятой международной научно-технической конференции «Системы безопасности - 2016». - М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. - С. 532 - 534.

3. Торопова М.В., Чеснокова Т.В., Лосева М.В. Критерии выбора преподавателем средств оценки учебных достижений студентов по естественно-научным дисциплинам / М.В. Торопова, Т.В. Чеснокова, М.В. Лосева // Новая наука: проблемы и перспективы. - №6. - 2016. - С. 113 - 116.

References

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.08.2015 № 851 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost' (uroven' specialiteta)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.09.2015 N 38916).

2. Voroncova A.A., Toropova M.V., Putyatin V.EH. Iz opyta nauchno-issledovatel'skoj raboty pri podgotovke specialistov pozharnoj bezopasnosti / A.A. Voroncova A.A., M.V. Toropova, V.EH. Putyatin // Materialy dvadcat' pyatoj mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «Sistemy bezopasnosti - 2016». - M.: Akademiya GPS MCHS Rossii, 2016. - S. 532 - 534.

3. Toropova M.V., CHesnokova T.V., Loseva M.V. Kriterii vybora prepodavatelem sredstv ocenki uchebnyh dostizhenij studentov po estestvenno-nauchnym disciplinam / M.V. Toropova, T.V. CHesnokova, M.V. Loseva //Novaya nauka: problemy i perspektivy. - №6. - 2016. - S. 113 - 116.

FORMS OF COOPERATION WITH FORENSIC INSTITUTIONS IN PREPARING SPECIALISTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

The introduction of the Federal state educational standard of the third generation involves the formation of professionals in the field offire safety of a number of competences in the field of expert activities. In this regard, the importance of a practical realization of the formed competencies. Positive experience of the forensic expert institution of Federal fire service «Test fire laboratory» across the Ivanovo region (IPL) and Ivanovo state Polytechnic University showed the feasibility of practical training for students of specialty 20.05.01 «Fire safety» on the basis of IPL with the use of modern educational technologies.

Keywords: fire safety, expert practice, testing fire laboratory.

Торопова Мария Владиевна,

доцент кафедры «Техносферная безопасность», к.т.н.,

Ивановский государственный политехнический университет, Россия, г. Иваново, e-mail: mators@mail.ru, Toropova M. V.,

docent of the Department «Technosphere safety», cand. of tech. sci.,

Ivanovo state Polytechnic University, Russia, Ivanovo.

Воронцова Анна Анатольевна,

старший эксперт сектора судебных экспертиз,

СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области»,

Россия, г. Иваново,

e-mail: vorontsova_a_a@mail. ru.

Vorontsova A.A.,

Senior expert of the sector ofjudicial expertises,

Judicial-expert institution of The State Fire Service «Test Fire Laboratory of The Ivanovo

Region»,

Russia, Ivanovo.

Калашников Дмитрий Владимирович,

начальник сектора судебных экспертиз,

СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области», Россия, г. Иваново, e-mail: ipl37@mail.ru. Kalashnikov D. V.,

head of the sector ofjudicial expertises,

Judicial-expert institution of The State Fire Service «Test Fire Laboratory of The Ivanovo

Region»,

Russia, Ivanovo.

Липский Алексей Александрович,

начальник сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности,

СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Ивановской области», Россия, г. Иваново, e-mail: ipl37@mail.ru. Lipsky A.A.,

head of sector research and experimental works in the field offire safety, Judicial-expert institution of The State Fire Service «Test Fire Laboratory of The Ivanovo Region», Russia, Ivanovo.

© ТороповаМ.В., ВоронцоваА.А., Калашников Д.В., Липский А.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.