Научная статья на тему 'Подход к организации и оценке результатов практического обучения при реализации требований образовательных стандартов высшего образования поколения «3++»'

Подход к организации и оценке результатов практического обучения при реализации требований образовательных стандартов высшего образования поколения «3++» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / производственная практика / профессиональный стандарт / обучающийся / результаты обучения / competence approach / occupational practice / professional standards / student / learning outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Юрий Александрович, Трояк Александр Юрьевич, Клюй Валерий Владимирович

Статья посвящена практическим вопросам учета профессиональных стандартов при формировании основных профессиональных образовательных программ в части организации и методического обеспечения практического обучения с учетом требований федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Юрий Александрович, Трояк Александр Юрьевич, Клюй Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EVALUATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERATION «3 ++»

The article is devoted to practical issues of professional standards in the formation of the basic professional educational programs in terms of organization and methodological support of practical training with the requirements of the federal state educational standard of higher education.

Текст научной работы на тему «Подход к организации и оценке результатов практического обучения при реализации требований образовательных стандартов высшего образования поколения «3++»»

ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ «3++»

Ю.А. Андреев, доктор технических наук;

A.Ю. Трояк.

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.

B.В. Клюй, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Статья посвящена практическим вопросам учета профессиональных стандартов при формировании основных профессиональных образовательных программ в части организации и методического обеспечения практического обучения с учетом требований федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, производственная практика, профессиональный стандарт, обучающийся, результаты обучения

THE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EVALUATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERATION «3 ++»

Yu.A. Andreev; A.Yu. Troyac.

Siberian fire rescue academy of State fire service of EMERCOM of Russia.

V.V. Cluy. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article is devoted to practical issues of professional standards in the formation of the basic professional educational programs in terms of organization and methodological support of practical training with the requirements of the federal state educational standard of higher education.

Keywords: competence approach, occupational practice, professional standards, student, learning outcomes

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста осуществляется в ходе освоения теоретического материала, а также в результате получения соответствующих практико-ориентированных умений и опыта профессиональной деятельности. Все этапы формирования компетенций отражаются в основной профессиональной образовательной программе. Исходя из положений [1] основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) представляется в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов и иных компонентов по усмотрению образовательной организации.

Программа практики как обязательная составляющая ОПОП, кроме прочего, должна включать в себя перечень планируемых результатов практического обучения и их соотнесение с планируемыми результатами освоения образовательной программы [1] -компетенциями.

Перечень планируемых результатов обучения формируется исходя из видов (вида) профессиональной деятельности, указанных в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) [1], на которые ориентируется образовательная организация при разработке и реализации ОПОП.

В рамках реализации Указа Президента [3] принято Постановление Правительства Российской Федерации [4] и внесены изменения [5] в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании» [6] в части разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. На основании указанных изменений при формировании ФГОС профессионального образования должны учитываться положения соответствующих профессиональных стандартов. Также, согласно положениям [4], профессиональные стандарты должны применяться образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ. Перечень профессиональных стандартов, которые должны учитывать образовательные организации при проектировании и реализации ОПОП, приводится в соответствующем ФГОС. Но до момента внесения во ФГОС перечней профессиональных стандартов, на которые должны ориентироваться образовательные организации, необходимые стандарты могут быть выбраны организацией самостоятельно [7].

Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Положения профессиональных стандартов должны учитываться при разработке модулей, дисциплин, программ, входящих в состав ОПОП и обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности [4].

В процессе сопоставления результатов освоения ОПОП и квалификационных требований профессиональных стандартов возникает необходимость учитывать различия в соответствующих формулировках. Так в профессиональных стандартах для описания деятельности работников используются термины: «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия». В ОПОП используется термин «компетенция» как результат освоения данной программы. В высшем образовании, в зависимости от уровня программы, - это общекультурные или универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции и (или) профессионально-специализированные компетенции.

При корректировке ОПОП в связи с вступлением в силу ФГОС ВО 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета) [8] в ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России разработана программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должностях надзорной деятельности МЧС России). Был получен опыт по учету требований имеющихся профессиональных стандартов [9] и результатов прохождения производственной практики как этапа освоения ОПОП.

Кроме различий в терминологии стандартов (образовательных и профессиональных), возникли дополнительные сложности:

1. ОПОП образовательных организаций МЧС России исторически формировались, исходя из условий подготовки выпускников для системы МЧС (МВД) России -в дальнейшем они проходили специальную службу [10]. В современных условиях образовательные организации МЧС России готовят выпускников как по заказу МЧС России, так и на основе договоров с другими юридическими и физическими лицами. И поэтому одним выпускникам в будущей профессиональной деятельности предстоит реализовывать государственную функцию по осуществлению надзорной деятельности (обучающиеся по заданию МЧС России), а профессиональная деятельность других выпускников будет связана с соблюдением и разработкой требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности (когда заказчиками образовательной услуги выступают иные организации и физические лица).

2. В соответствии с ОПОП по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» такой вид профессиональной деятельности, как «экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность» подразумевает приобретение обучающимися опыта деятельности по реализации полномочий в должностях инспекторского состава государственного пожарного надзора и в тоже время выполнение трудовых функций профессионального стандарта [9]. Первый подразумевает аудит, контроль и пресечение нарушений требований пожарной безопасности, трудовые функции профессионального стандарта направлены на создание и обеспечение функционирования системы обеспечения пожарной безопасности.

Выпускник, выполнивший учебный план и прошедший итоговую аттестацию в соответствии с ОПОП по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» должен обладать компетенциями, в том числе по реализации полномочий в должностях инспекторского состава государственного пожарного надзора (ПК - 52, 55, 57 и др.), и способностью выполнять трудовые функции по должностям профессионального стандарта (планирование пожарно-профилактической работы на объекте, обеспечение противопожарных мероприятий, предусмотренных правилами, нормами и стандартами, организация работы по содействию пожарной охране при тушении пожаров и др.).

3. Отсутствие профессиональных стандартов по должностям работников и сотрудников МЧС России.

Сопоставление требований ФГОС по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», трудовых функций профессионального стандарта [9], результатов обучения при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности реализовано в программе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должностях надзорного органа МЧС России) ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. Пример данной работы приведен в табл. 1.

Указанный подход позволяет соотнести требования ФГОС, положения профессионального стандарта и результаты прохождения производственной практики для адаптации процесса практического обучения под современные требования работодателей и заказчиков обучения.

Порядок оценивания результатов прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности описан в фонде оценочных средств, являющихся составной частью программы соответствующей практики (модуля).

Для того чтобы одновременно оценить готовность обучающегося к выполнению трудовых функций и степень достижения результатов производственной практики, предлагается следующий алгоритм.

Руководителем практики от подразделения осуществляется контроль выполнения программы производственной практики, выражающийся в проверке присутствия обучающихся, выполнения ими индивидуального плана прохождения производственной практики и проведении оценочных мероприятий. По окончанию прохождения практики руководителем практики от подразделения выставляется оценка, которая отражается в отчете за практику. Оценка руководителя практики от подразделения зависит от количества набранных обучающимся баллов в период прохождения практики. Шкала оценки уровня сформированности компетенций для набора обучающимися баллов определяется программой производственной практики. Пример данной шкалы приведен в табл. 2.

Формой контроля и заключительным этапом прохождения производственной практики является дифференцированный зачет, проводимый в образовательной организации.

Оценка за дифференцированный зачет определяется количеством набранных за весь период прохождения производственной практики обучающимися баллов. На основании набранной суммы баллов определяется уровень сформированности компетенций (пороговый, достаточный, повышенный). Исходя из устных ответов обучающихся на уточняющие или наиболее значимые вопросы по прохождению практики и проверки

отчетных документов, руководителем практики от образовательной организации могут быть скорректированы баллы, набранные в период прохождения производственной практики. Пример соотнесения количества набранных баллов, уровня сформированности компетенций и оценки за дифференцированный зачет приведен в табл. 3.

Кроме того, в фонде оценочных средств программы производственной практики предусматривается перечень обязательных действий, подразумевающих получение опыта профессиональной деятельности (ОД). Выполнение обязательных действий обеспечивает набор количества баллов, достаточных для достижения порогового уровня сформированности компетенций.

Представленный подход позволяет увязать требования ФГОС и профессиональных стандартов к выпускнику, сформулировать и конкретизировать действия, осуществляемые обучающимися при прохождении производственной практики, а также повысить объективность оценивания результатов обучения.

Таблица 1. Перечень планируемых результатов прохождения производственной практики

Комп. Содержание компетенций Вид профессиональной деятельности Профессиональные задачи ФГОС 20.05.01 Результаты обучения по производственной практике Трудовые функции профессионального стандарта Код освоения

ПК-34 Способность осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности Организационно-управленческая деятельность Осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности; Осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической, производственной, пожарной, промышленной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях Умение применять нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности Взаимодействие с государственными органами по вопросам пожарной безопасности У 5

Опыт деятельности по планированию и проведению совместных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС), гражданской обороны (ГО), ведению деловой переписки с федеральными органами исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности ОД 4

ПК-52 Способность проводить проверки выполнения органами власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность Осуществление государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания; Проведение проверок выполнения требований пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами Опыт деятельности по проведению плановых, внеплановых и документарных проверок выполнения требований пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО Руководство решением структурными подразделениями вопросов пожарной безопасности ОД 5

ПК-53 Способность оценивать соответствие объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с адресными системами Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность Проведение проверок выполнения требований пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами; Осуществление государственного пожарного надзора за объектами с адресными системами обеспечения пожарной безопасности малого и среднего предпринимательства, объектами муниципальной собственности и объектами, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска Умение применять нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности к проверяемым объектам защиты Руководство решением структурными подразделениями вопросов пожарной безопасности У6

Опыт деятельности по проведению плановых, внеплановых проверок выполнения требований пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО ОД5

ПК-54 Способность анализировать и оценивать деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность Проведение проверок выполнения требований пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами Опыт деятельности по составлению анализа пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, исполнение первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления ОД6

Примечание: У - умение; ОД - опыт деятельности

Таблица 2. Соответствие бальной оценки и уровня сформированности профессиональных компетенций

№ п\п Комп. ЗУН, ОД Шкала оценки уровня сформированности компетенции

Разбирается в структуре Умеет применять документы, Умеет применять документы, регламентирующие взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности

документов, регламентирующие

регламентирующих взаимодействие взаимодействие с федеральными органами

с федеральными органами исполнительной исполнительной власти с органами

У5 власти с органами исполнительной власти

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Допускает ошибки и неточности

0-2 3-4 5

1. ПК-34 Требуется помощь в организации планирования и проведения совместных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО, ведению деловой переписки с федеральными органами исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности Способен к ведению деловой переписки с федеральными органами Способен к ведению деловой переписки с федеральными органами

исполнительной власти с органами исполнительной власти исполнительной власти с органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, органами

ОД4 местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Способен участвовать в планировании местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Способен

и проведении совместных мероприятий. Допускает самостоятельно планировать

неточности и проводить совместные мероприятия

0-5 6-15 16-20

Способен выстроить принципиальные схемы Способен применять требования нормативных документов при

проведения плановых, внеплановых и документарных проверок выполнения требований пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО. Требуется помощь в составлении документов, связанных с проведением проверки Способен применять требования нормативных

2. ПК-52 ОД5 документов при проведении проверок. Способен выстроить порядок проведения проверки проведении проверок. Способен выстроить порядок проведения проверки. Самостоятельно оформляет все документы по проверке

0-5 6-15 16-20

3. ПК-53 У6 Разбирается в общих принципах применения Умеет применять нормативные правовые Умеет применять нормативные правовые

№ п\п Комп. ЗУН, ОД Шкала оценки уровня сформированности компетенции

нормативных документов, устанавливающих требования пожарной безопасности акты, устанавливающие требования пожарной безопасности к проверяемым объектам защиты. Допускает незначительные ошибки акты, устанавливающие требования пожарной безопасности к проверяемым объектам защиты

0-2 3-4 5

ОД5 Способен выстроить принципиальные схемы проведения плановых, внеплановых и документарных проверок выполнения требований пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО. Требуется помощь в составлении документов, связанных с проведением проверки Способен применять требования нормативных документов при проведении проверок. Способен выстроить порядок проведения проверки Способен применять требования нормативных документов при проведении проверок. Способен выстроить порядок проведения проверки. Самостоятельно оформляет все документы по проверке

0-5 6-15 16-20

4. ПК-54 ОД6 Разбирается в общих принципах составления анализа пожаров и их последствий на обслуживаемой территории Способен с посторонней помощью составить анализ пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, анализ исполнения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления Способен составить анализ пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, анализ исполнения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления

0-5 6-15 16-20

Таблица 3. Уровни сформированности компетенции

№ п\п Количество баллов Уровень сформированности компетенций Оценка

1. От 150 до 229 Пороговый Удовлетворительно

2. От 230 до 289 Достаточный Хорошо

3. От 290 и более Повышенный Отлично

Литература

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 5 апр. 2017 г. № 301. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования: Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 27 нояб. 2015 г. № 1 383. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 янв. 2013 г. № 23. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федер. закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

7. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов: Письмо Минобрнауки России от 22 янв. 2015 г. № ДЛ-1/05вн. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета): Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 авг. 2015 г. № 851 . Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

9. Специалист по противопожарной профилактике: Профессиональный стандарт (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 28 окт. 2014 г. № 814н). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

10. Карелин Е.Н., Трояк А.Ю., Ширинкин П.В. Некоторые вопросы исторического становления и современные особенности практического обучения специалистов в образовательных организациях пожарно-технического профиля // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2017. № 5. C. 93-97.

References

1. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 5 apr. 2017 g. № 301. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

2. Ob utverzhdenii polozheniya o praktike obuchayushchihsya, osvaivayushchih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 27 noyab. 2015 g. № 1 383. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

3. O meropriyatiyah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 7 maya 2012 g. № 597. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

4. O Pravilah razrabotki i utverzhdeniya professional'nyh standartov: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22 yanv. 2013 g. № 23. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

5. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: Feder. zakon ot 2 maya 2015 g. № 122-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29 dek. 2012 № 273-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

7. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchetom sootvetstvuyushchih professional'nyh standartov: Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 22 yanv. 2015 g. № DL-1/05vn. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost' (uroven' specialiteta): Prikaz

Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 avg. 2015 g. № 851. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

9. Specialist po protivopozharnoj profilaktike: Professional'nyj standart (utv. Prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Ros. Federacii ot 28 okt. 2014 g. № 814n). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

10. Karelin E.N., Troyak A.Yu., SHirinkin P.V. Nekotorye voprosy istoricheskogo stanovleniya i sovremennye osobennosti prakticheskogo obucheniya specialistov v obrazovatel'nyh organizaciyah pozharno-tekhnicheskogo profilya // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. 2017. № 5. C. 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.