Научная статья на тему 'Реформирование ведомственных вузов: критический анализ'

Реформирование ведомственных вузов: критический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ СИЛОВОГО БЛОКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ / КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ / REFORMING HIGHER EDUCATION / DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE POWER BLOCK / ENSURING THE SECURITY OF THE COUNTRY / CRITICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Оценки процесса реформирования российского высшего образования, широко обсуждаемые в среде педагогического и экспертного сообщества, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Особое значение они имеют в отношении ведомственных вузов силового блока, которые обеспечивают реализацию функций безопасности страны. Представлены особенности организации образовательного процесса в образовательных организациях системы МЧС России, начиная с этапа вступительных испытаний и заканчивая трудоустройством выпускников. Особенности деятельности ведомственных образовательных организаций силового блока, решаемые задачи и выполняемые функции, связанные с подготовкой специалистов в области обеспечения безопасности страны, требуют взвешенного подхода к реализации мероприятий, направленных на максимальную интеграцию системы высшего образования в глобальную систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the Departmental Higher Education Institutions: A Critical Analysis

The results of the reform of Russian higher education widely discussed among the pedagogical and expert community are characterized by the ambiguity and inconsistency of assessments. Special attention should be given to the need and results of the reforming in relation to the departmental universities of the power block which ensure the implementation of the country's security functions. The features of the organization of the educational process in the departmental higher educational institutions of the power block are presented on the example of educational organizations of the EMERCOM of Russia system, starting from the entrance examinations stage and ending with the employment of graduates. The article considers the main directions of reforming the Russian higher education institutions and presents a critical analysis of their implementation in relation to departmental educational organizations of higher education of the power bloc. The peculiarities of the activities of departmental educational organizations of the power block, the tasks to be solved and the functions performed related to the training of specialists in the field of ensuring the security of a country require a balanced approach from the government education authorities when implementing measures aimed at the maximum integration of the higher education system into the global education system.

Текст научной работы на тему «Реформирование ведомственных вузов: критический анализ»

Реформирование ведомственных вузов: критический анализ

Булгаков Владислав Васильевич - канд. техн. наук, доцент. E-mail: vbulgakov@rambler.ru Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Иваново, Россия Адрес: 153040, г. Иваново, Проспект Строителей, 33

Аннотация. Оценки процесса реформирования российского высшего образования, широко обсуждаемые в среде педагогического и экспертного сообщества, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Особое значение они имеют в отношении ведомственных вузов силового блока, которые обеспечивают реализацию функций безопасности страны. Представлены особенности организации образовательного процесса в образовательных организациях системы МЧС России, начиная с этапа вступительных испытаний и заканчивая трудоустройством выпускников. Особенности деятельности ведомственных образовательных организаций силового блока, решаемые задачи и выполняемые функции, связанные с подготовкой специалистов в области обеспечения безопасности страны, требуют взвешенного подхода к реализации мероприятий, направленных на максимальную интеграцию системы высшего образования в глобальную систему образования.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, ведомственные вузы силового блока, обеспечение безопасности страны, критический анализ реализации реформ

Для цитирования: Булгаков В.В. Реформирование ведомственных вузов: критический анализ // Высшее образование в России. 2018. Т. 28. № 8-9. С. 100-109. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-100-109

Введение

В стратегии модернизации особое внимание следует уделять сохранению традиционных ценностей российского образования, имеющего известные достижения [1-3]. Между тем в основе идеологии реформирования лежит Болонский процесс, изначально направленный на формирование единого европейского пространства высшего образования. Однако многочисленный контингент учёных и экспертов считают Болонский процесс чуждым, разрушающим систему образования, заложенную в советский период и показавшую свою фундаментальность и результативность [4-8], в том числе в ведомственном образовании силового блока [9; 10]. Сторонники модернизации, поддерживая проводимые Правительством РФ реформы, ссылаются на объективные процес-

сы глобализации и конкуренции в области науки и образования, которые необходимо принимать во внимание для развития конкурентоспособности страны и лидерства в мировом образовательном пространстве [11-14]. Наиболее взвешенной позицией по отношению к реализуемым реформам является, на наш взгляд, осознание их позитивных и негативных сторон, а также корректировка стратегии при самом широком участии вузов и научно-педагогического сообщества [15; 16]. С этой точки зрения поиск путей решения проблем реформирования должен осуществляться с учётом накопленного опыта национальных традиций образования, ориентированных на внутренние потребности страны [17-19]. Приоритетной задачей становится построение российского образования на традиционно консервативной ос-

нове как альтернативе в значительной мере идеологически исчерпавшей себя либераль-но-вестернизаторской модели [20].

В современном мире глобальных угроз, инициируемых посредством политических, экономических, информационных и военных инструментов, требуется создание эффективных систем защиты, основой которых являются подготовленные кадры, способные определять потенциальные опасности, выявлять и ликвидировать угрозы. Их подготовка в образовательных организациях Министерства обороны РФ, министерств и ведомств силового блока должна вестись с учётом особого характера выполняемых ими функций. В статье предлагается рассмотреть вопрос об обоснованности применения положений Болонской декларации в образовательных организациях высшего образования министерств и ведомств силового блока. Научная гипотеза состоит в том, что предъявляемые свыше требования вступают в противоречие со стоящими перед ними задачами и выполняемыми функциями. Для обоснования и подтверждения выдвинутой гипотезы рассмотрены особенности функционирования данных организаций высшего образования и проведён критический анализ реализации положений Болонской декларации в ведомственных вузах.

Особенности функционирования ведомственных организаций высшего образования

В образовательных организациях высшего образования, относящихся к министерствам и ведомствам силового блока, уже реализуются мероприятия, связанные с внедрением двухуровневой системы подготовки: приём абитуриентов осуществляется с учётом результатов ЕГЭ, в соответствии с ФГОС в образовательный процесс внедряется компетентностный подход. Научно-исследовательская деятельность НПР оценивается количеством научных статей и показателями их цитирования, количе-

ством международных патентов и доходов от инновационной деятельности. Реформы затронули и структуру ведомственного образования. Например, в военных вузах Министерства обороны имелась практика дублирования подготовки офицеров по родственным военным специальностям в учебных заведениях различной подчинённости. Для подготовки специалистов одинакового профиля применялись различные методики обучения, что увеличивало стоимость подготовки [10, с. 98]. Проведённые реформы позволили оптимизировать количество ведомственных образовательных организаций вооружённых сил, в том числе за счёт объединения и укрупнения, реинвестировать в оптимизированные вузы финансовые средства, полученных от реализации невостребованной учебно-материальной базы сокращённых учебных заведений. Вместе с тем реформы военного образования в 20082012 гг. имели негативные последствия, а именно, падение у офицерского состава патриотических мотиваций к службе и ухудшение морально-психологического состояния курсантов [10, с. 99].

Система государственного регулирования и надзора за образовательной деятельностью, включающая лицензирование и аккредитацию образовательных программ, распространяется на все образовательные организации вне зависимости от их ведомственной принадлежности, устанавливая одинаковые критерии и требования к организации образовательного процесса и оценке его качества. Рассмотрим некоторые характерные черты и различия в организации приёма, обучения, выпуска и трудоустройства выпускников ведомственных образовательных организаций силового блока на примере опыта функционирования Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Вступительные испытания. Порядок вступительных испытаний в образовательные организации силовых ведомств значительно отличается от гражданских

вузов. Дополнительно к результатам ЕГЭ абитуриенту требуется пройти медицинскую комиссию и психологический отбор. Обязательными являются дополнительные вступительные испытания в зависимости от реализуемых направлений подготовки и направления деятельности ведомства, к которому относится вуз. Например, согласно Федеральному закону от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для поступления в образовательные организации высшего образования системы МЧС России абитуриент проходит отбор в комплектующих органах, к которым относятся Главные управления МЧС России по субъектам РФ и специальные управления МЧС России, в которых формируется личное дело абитуриента и принимается решение о направлении гражданина для поступления на обучение по очной форме (ст. 19 п. 4.4). Кроме того, абитуриент сдаёт дополнительные испытания по математике и физической подготовке. С учётом комплекса вступительных испытаний и годности по здоровью отбираются лучшие абитуриенты для обучения. Таким образом, поступление абитуриентов в вузы МЧС России носит осознанный характер, оно требует усилий для формирования перечня документов и личной подготовленности к дополнительным вступительным испытаниям.

После прохождения вступительных испытаний и зачисления в образовательную организацию курсанту присваивается звание рядового внутренней службы, и с ним заключается контракт на период обучения с обязательством заключения последующего контракта на период не менее пяти лет по окончании учёбы (ст. 23 п. 3.3а).

Курсант приводится к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы в торжественной обстановке перед Государственным флагом Российской Федерации.

Как сотрудник внутренней службы курсант подлежит ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с прохождением федеральной государственной службы. На курсанта как на сотрудника внутренней службы могут налагаться дисциплинарные взыскания или меры поощрения (ст. 49 п. 2, ст. 47 п. 3).

Регламент учебного времени.. Обучение в образовательных организациях происходит в соответствии с регламентом учебного и внеучебного времени, устанавливаемым распорядком дня. Курсанты привлекаются для несения службы во внутренних нарядах, предназначенных для воспитания воинской дисциплины и привития навыков, необходимых в практических подразделениях силовых ведомств. Распорядок дня устанавливает время учебных занятий и самоподготовки, регламентирует время утренней зарядки, утреннего и вечернего туалета, проведения разводов на учебные занятия и построения личного состава на различные мероприятия, время приёма пищи, а также иных мероприятий, связанных с учебно-воспитательным и служебно-боевым процессами. Регламент распорядка дня распространяется на выходные и праздничные дни, которые включают проведение парково-хозяйственных работ, спортивных мероприятий, праздников и соревнований, мероприятий воспитательного характера и увольнений. Курсантам ежегодно предоставляется зимний каникулярный отпуск продолжительностью четырнадцать календарных дней и летний каникулярный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней, включая время проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Привлечение курсантов к решению профессиональных задач. Наиболее значимой особенностью образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях системы МЧС России является привлечение курсантов в рамках их профессиональной подготовки к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и выполнение ими других обязанностей, возложенных на федеральную противопожарную службу (ст. 77 п. 3). Участие курсантов в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является важной государственной задачей, которая выполняется в составе аэромобильных группировок, созданных в каждой образовательной организации1. Ежегодно аэромобильные группировки привлекаются для ликвидации последствий техногенных и природных пожаров, наводнений, обрушения жилых, социально-бытовых и производственных объектов. Например, курсанты Ивановской пожарно-спасательной академии в составе аэромобильной группировки принимали участие в ликвидации последствий катастрофических наводнений, которые произошли в г. Крымск Краснодарского края в 2012 г. и в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в 2013 г. [21]. По результатам работы в зоне чрезвычайной ситуации г. Крымска и проявленные профессионализм, отвагу и самоотверженность 139 курсантов были награждены ведомственными наградами МЧС России. За отвагу и самоотверженность, проявленные в условиях риска для жизни, предотвратив прорыв Мылкинской дамбы и угрозу затопления г. Комсомольска-на-Амуре, 114 курсантов были награждены медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Несомненным достоинством привлечения курсантов к выполнению профессиональных практических задач является реализация активной формы обучения на основе контекстной технологии [23].

Воспитательная работа. Образовательный процесс в ведомственных образовательных организациях силового блока направлен на подготовку офицера, гражданина и компетентного специалиста в своей профессио-

1 Приказ МЧС России от 20 октября 2017 N 448 "Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России".

нальной области. Важность воспитательной работы заключается в подготовке будущих руководителей пожарно-спасательных подразделений, от морально-деловых и профессиональных качеств которых зависят жизнь и здоровье подчинённого личного состава, спасение граждан, оказавшихся в чрезвычайной ситуации. Процесс воспитания распространяется и на постоянный офицерский состав образовательных организаций, который должен быть для курсантов образцом в профессиональной и культурно-нравственной области. С целью формирования квалифицированного, целостного и сплочённого коллектива, передающего свои знания и опыт курсантам, на постоянной основе организуется служебно-боевая, воспитательная и профессиональная подготовка профессорско-преподавательского, командно-строевого и руководящего состава.

Воспитательная работа является многоплановой непрерывной деятельностью, осуществляемой как на учебных занятиях, так и в свободное от учёбы время. Для её проведения используются различные психолого-педагогические методы. В образовательных организациях системы МЧС России реализуется принцип единства процесса обучения и воспитания, в основе которого лежит личный пример поведения офицеров из числа постоянного состава в профессиональной деятельности, в службе, в быту, в обществе. Воспитательная работа включает государственно-патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, воинское и физическое направления. Неотъемлемой частью воспитательной работы является культурно-досуговая работа, направленная на творческое и патриотическое воспитание курсантов, которая включает участие курсантских коллективов в праздничных концертах, в музыкальных и танцевальных конкурсах, играх КВН и многих других мероприятиях. В ведомственных образовательных организациях особое внимание уделяется развитию у курсантов физических и спортивных качеств как в процессе учебных занятий, так и

путём привлечения их в спортивные секции, в том числе профессионально-прикладного характера.

Трудоустройство выпускников. В ведомственных образовательных организациях силового блока ведётся подготовка курсантов к первичной офицерской должности [23], в отличие от гражданских учебных заведений, где специалист с высшим образованием готовится без учёта конкретной должности. Например, выпускники образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России по окончании вуза получают диплом, офицерское звание и в соответствии с планом распределения убывают к месту службы в конкретной должности в практические подразделения. К основной должности, которые занимают выпускники в пожарно-спаса-тельных подразделениях, относится должность начальника караула. В подразделения государственного надзора выпускники распределяются на должность инспектора. Статистика трудоустройства выпускников вузов МЧС России составляет около 100%, подавляющее большинство продолжают службу в системе МЧС России в течение последующих пяти лет. В целом можно сказать, что система распределения выпускников позволяет проводить эффективную кадровую политику по подготовке и замещению должностей в Государственной противопожарной службе МЧС России, что обеспечивает востребованность выпускников образовательных организаций МЧС России и формирование их профессиональной траектории на среднесрочный и долгосрочный период службы.

Критический анализ реализации реформ в ведомственных вузах

Для формирования конкурентоспособности российских вузов в системе мирового высшего образования сформулированы основные направления развития, реализация которых позволит повысить уровень научно-образовательного процесса и количество

российских университетов в международных рейтингах2.

Ограничения в интернационализации деятельности. Ведомственные образовательные организации в силу специфики своей деятельности, связанной с решением задач подготовки сотрудников для обеспечения безопасности страны, ограничены в реализации процессов интернационализации образовательной деятельности, в том числе связанной с привлечением учёных, преподавателей, управленцев и студентов из зарубежных стран. Обмен управленцами и преподавателями осуществляется в рамках института ротации кадров на ведомственном уровне, а взаимный обмен курсантами между вузами организуется для получения ими дополнительных профессиональных компетенций на имеющейся в том или ином образовательном учреждении учебно-полигонной базе.

Ограничения в научной деятельности. Кадровый состав кафедр в ведомственных образовательных организациях, как правило, сравнительно небольшой по количеству, обеспечивает проведение учебных занятий и привлекается в рамках служебно-боевой подготовки к различным мероприятиям. Дополнительная нагрузка на профессорско-преподавательский состав, связанная с особенностями функционирования ведомственных образовательных организаций, объективно сужает поле научно-исследовательской деятельности, формируя целевую профессионально-прикладную область ведомственных научных исследований. Производство интеллектуальных продуктов мирового уровня, наличие прорывных исследований и привлечение мировых учёных в ведомственной образовательной организации ограничено направлением научной деятельности, которое решает специализированные служебно-прикладные проблемы. Участие курсантов в научной деятельности регла-

2 Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5100». URL: https://5top100.ru/about/more-about/

ментируется распорядком дня, в котором, как правило, отсутствует достаточное время для научно-исследовательской работы, в отличие от гражданских вузов, где студенты активно вовлекаются в научно-исследовательские проекты и научные мероприятия.

Ограничения в области самостоятельного формирования образовательных программ или применения зарубежных программ подготовки. Большинство ФГОС по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в ведомственных образовательных организациях, не учитывают особенности подготовки курсантов, заключающиеся в необходимости делать упор на профессиональные дисциплины, формирующие профессиональные знания, практические умения и навыки. Реализация компетент-ностного подхода тоже вызывает значительную критику у специалистов ведомственных образовательных организаций в области профессиональной подготовки [24; 25]. Более того, существующая практика подготовки, например, по программам бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Технос-ферная безопасность, осуществляемая в неспециализированных образовательных организациях, которые не имеют собственной учебно-лабораторной и полигонной базы, приводит к выпуску специалистов, имеющих слабый уровень подготовки.

Ограничения в области взаимодействия с вневедомственными и зарубежными образовательными организациями, промышленностью и бизнесом. Установление взаимодействия между университетами, промышленностью и бизнесом в большей мере относится к гражданским образовательным организациям, которые выпускают специалистов для экономики и промышленного производства. Ведомственные образовательные организации силового блока готовят кадры для правоохранительных органов. В нашей системе организовано тесное взаимодействие между образовательными организациями по всем направлениям деятельности с целью обмена передовым опытом

подготовки кадров и повышения качества подготовки выпускников.

Ограничения в области экспорта образовательных услуг. Экспорт образовательных услуг подразумевает конкуренцию на рынке высшего образования за привлечение иностранных студентов, которые по окончании обучения смогут применить полученные компетенции в своей профессиональной деятельности, реализуемой в условиях своей страны. Например, обучение зарубежных студентов в образовательных организациях системы МЧС России имеет смысл при наличии схожих систем организации государственных чрезвычайных ведомств, что объективно ограничивает привлечение иностранных студентов и снижает конкурентоспособность в области экспорта образовательных услуг.

Заключение

Исходя из рассмотренного в статье опыта функционирования ведомственных образовательных организаций силового блока, можно сделать вывод о наличии существенных противоречий между необходимостью реализации реформ в системе высшего образования для повышения конкурентоспособности российских вузов и соблюдением государственных интересов в области безопасности. Ведомственные образовательные организации силового блока принципиально не могут конкурировать с гражданскими вузами нашей страны ввиду особенностей их организационной культуры, начиная с приёма абитуриентов и заканчивая порядком распределения выпускников на службу, тем более конкурировать на мировом рынке высшего образования. Ведомственные образовательные организации в основном ведут подготовку по ограниченному количеству образовательных программ, что определяет небольшое количество обучаемых. Курсанты несут в процессе обучения дополнительную нагрузку, связанную со статусом сотрудника, решают профессиональные задачи, связанные с ликвидацией последствий чрезвычай-

ных ситуаций в составе аэромобильных группировок, привлекаются к службе в нарядах и выполнению парково-хозяйственных работ. Ведомственное образование - это не сфера услуг, это система воспитания защитника Отечества в широком смысле этого слова, это система трансляции и развития военной культуры и культуры безопасности [24, с. 141].

Указанные обстоятельства требуют со стороны органов государственного управления образованием детального анализа и существенной корректировки мероприятий, направленных на максимальную интеграцию системы высшего образования в глобальную систему образования в отношении ведомственных вузов силового блока.

Литература

1. Макарова Г.Ю. Конкурентоспособность системы высшего образования в свете его реформирования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 9. С. 71-75.

2. Бортник Б.И, Стожко Н.Ю, Судакова Н.П. Проблемные аспекты реформирования высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 20-24.

3. Эльконин Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 5-32. URL: https:// vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208184743/1.pdf

4. Сенашенко В.С. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования нуждается в реконструкции (комментарий к статье С.В. Коршунова) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 48-56.

5. Арефьев А.Л. Инженерно-техническое образование в России в исторической перспективе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 107-115. DOI: https://doi. org/10.20339/AM.02-19.107

6. Гречкина Е.Н., Богатырева О.В. Реформирование российского образования сквозь призму глобализации: философское осмысление // Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 41-44. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhumala/fik/2016/5/ philosophy/grechkina-bogatyreva.pdf

7. Яркова Е.Н. Реформа российского высшего образования: поиск ответов на вызовы

глобализации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 3. С. 19-28. DOI: 10.21684/24117897-2016-2-3-19-28

8. Копенкина Ю.В. Современные системы образования Запада и России: сравнительный анализ // Aspectus. 2016. № 1. С. 71-82.

9. Геращенко А.С. Военное образование в России в конце XX - начале XXI веков // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 2 (9). С. 68-73.

10. Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание военных кадров России // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 1 (6). С. 97-101.

11. Кузьминов Я.И, Семенов Д.С., Фру/мин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.

12. Камынина Н.Р, Грудзинский А.О. Россия в Болонском процессе: цель - повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 22-31.

13. Кельчевская Н.Р., Шир>инкина Е.В. Оценка процесса реформирования высшего образования в России // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 20-24.

14. Тахохов Б.А. Современный этап реформирования высшей школы Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. С. 246-254.

15. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращён-ные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87-97.

16. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8/9. С. 9-23.

17. Кочергин А.Н. Образование как фактор национальной безопасности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 21-23. DOI: 10.20339/AM.09-18.021

18. Яшина Н.К. Содержание российского высшего образования в свете зарубежного опыта // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3. С. 6-9. DOI: https://doi.org/10.20339/ AM.03-18.006

19. Ероохин А.К, Власенко А.А, Царева Н.А. Организационная структура современной россий-

ской системы высшего образования: проблемы и тенденции развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 241-245.

20. Богуславский М.В, Неборский Е.В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2 (3). С. 7-20.

21. Малый И.А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы: научно-методическое издание. Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2014. 109 с.

22. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с. Принята к публикации 10.07.19

Reforming the Departmental Higher Education Institutions: A Critical Analysis

Vladislav V. Bulgakov - Cand. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., e-mail: vbulgakov@rambler.ru Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Address: 33, Stroiteley prospekt, Ivanovo, 153040, Russian Federation

Abstract. The results of the reform of Russian higher education widely discussed among the pedagogical and expert community are characterized by the ambiguity and inconsistency of assessments. Special attention should be given to the need and results of the reforming in relation to the departmental universities of the power block which ensure the implementation of the country's security functions. The features of the organization of the educational process in the departmental higher educational institutions of the power block are presented on the example of educational organizations of the EMERCOM of Russia system, starting from the entrance examinations stage and ending with the employment of graduates. The article considers the main directions of reforming the Russian higher education institutions and presents a critical analysis of their implementation in relation to departmental educational organizations of higher education of the power bloc. The peculiarities of the activities of departmental educational organizations of the power block, the tasks to be solved and the functions performed related to the training of specialists in the field of ensuring the security of a country require a balanced approach from the government education authorities when implementing measures aimed at the maximum integration of the higher education system into the global education system.

Keywords: reforming higher education, departmental universities of the power block, ensuring the security of the country, critical analysis

Cite as: Bulgakov, V.V. (2019). Reforming the Departmental Higher Education Institutions: A Critical Analysis. Vysshee obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 8-9, pp. 100-109. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-100-109

23. Фролова Л.В. Военное и гражданское образование: общее и особенное // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-5. С. 81-86.

24. Данильченко С.А. Проблема приоритетов при организации военного образования в современной России // Национальные приоритеты России. Серия 1: Наука и военная безопасность. 2015. № 2 (2). С. 137-143.

25. Кудаков О.Р., Матушанский Г.У., Завада Г.В. Куда движется российское образование: о некоторых проблемах и тенденциях // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2016. № 4 (32). С. 106-126.

Статья поступила в редакцию 23.10.19 После доработки 17.03.19

References

1. Makarova, G.Yu. (2016). The Competitiveness of the Higher Education System in the Light of Its Reforming. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and Business: Theory and Practice. No. 9, pp. 71-75. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Bortnik, B.I., Stozhko, N.Yu., Sudakova, N.P. (2017). The Challenges of Higher School Reforming. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psik-hologiya = Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. No. 2 (29), pp. 20-24. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Elkonin, D.B. (2008). [Reflections on the Restructuring of the Soviet Education System]. Voprosy obrazovaniya = Education Studies Moscow. No. 2, pp. 5-32. Available at: https://vo.hse.ru/ data/2010/12/31/1208184743/1.pdf (In Russ.)

4. Senashenko, V.S. (2018). Legal Framework of Higher Education in Russia Needs Reconfiguration. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 4, pp. 48-56. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Aref'ev, A.L. (2019). Engineering and Technical Education in Russia in a Historical Perspective. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) = Alma Mater (Higher School Herald). No. 2, pp. 107115. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.02-19.107 (In Russ., abstract in Eng.)

6. Grechkina, E.N., Bogatyreva, O.V. (2016). Reformation of Russian Education in the Context of Globalization: Philosophical Conceptualization. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura = Society: Philosophy, History, Culture. No. 5, pp. 41-44. Available at: http://dom-hors.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/5/philosophy/grechkina-bogatyreva.pdf (In Russ., abstract in Eng.)

7. Yarkova, E.N. (2016). Reform of the Russian Higher Education: Finding Answers to the Challenges of Globalization. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-eko-nomicheskiye i pravovyye issledovaniya = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. Vol. 2, no. 3, pp. 19-28. DOI: 10.21684/2411-7897-2016-2-3-19-28 (In Russ., abstract in Eng.)

8. Kopenkina, Yu.V. (2016). Modern Education Systems of the West and Russia: A Comparative Analysis. Aspectus. No. 1, pp. 71-82. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Gerashchenko, A.S. (2016). [Military Education in Russia at the End of the 20th - Beginning of the 21st Centuries]. Prioritetnyye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya = Priority Directions of Science and Education Development. No. 2 (9), pp. 68-73. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Razgonov, V.L., Lopukha, T.L. (2016). Professional Training of the Military Personnel of Russia. Gumanitarnyye problemy voyennogo dela = Humanitarian Problems of Military Affairs. No. 1 (6), pp. 97-101. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Kuzminov, Ya.I., Semenov, D.S., Frumin, I.D. (2013). University Network Structure: From the Soviet to the Russian «Master Plan». Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 4, pp. 8-63. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Kamynina, N.R., Grudzinsky, A.O. (2017). Russia in the Bologna Process: Goal is to Enhance the Competitiveness of Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9, pp. 22-31. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Kelchevskaya, N.R., Shirinkina, E.V. (2016). [Evaluation of the Reform Process of Higher Education in Russia]. Ekonomika, sotsiologiya ipravo [Economics, Sociology and Law]. No. 10, pp. 20-24. (In Russ.)

14. Takhokhov, B.A. (2017). [The Modern Stage of Reforming the Higher School of the Russian Federation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education. No. 57-11, pp. 246-254. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Tkhagapsoev, Kh.G., Sapunov, M.B. (2016). Russian Educational Reality and Its Converted Forms. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 87-97. (In Russ., abstract in Eng.)

16. Ivakhnenko, E.N. (2018). Domestic Education as a System and Object of Management. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 8-9, pp. 9-23 (In Russ., abstract in Eng.)

17. Kochergin, A.N. (2018). Education as a Factor of National Security. Alma Mater (Vestnik vy-sshei shkoly) = Alma Mater (Higher School Herald). No. 9, pp. 21-23. DOI: 10.20339/AM.09-18.021 (In Russ., abstract in Eng.)

18. Yashina, N.K. (2018). Content of Russian Higher Education in the Light of Foreign Experience. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) = Alma Mater (Higher School Herald). No. 3, pp. 6-9. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.03-18.006 (In Russ., abstract in Eng.)

19. Erokhin, A.K., Vlasenko, A.A., Tsareva, N.A. (2018). Organizational Structure of Russia's Modern Higher Education System: Issues and Trends of Development. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. Vol. 7, no. 1 (22), pp. 241-245. (In Russ., abstract in Eng.)

20. Boguslavsky, M.V., Neborsky, E.V. (2017). Strategic Tendencies of the Development of Higher Education in the Russian Federation. Gumanitarnyye issledovaniya Tsentral'noy Rossii = Humanities researches of the Central Russia. No. 2 (3), pp. 7-20 (In Russ., abstract in Eng.)

21. Malyy, I.A. (2014). Opyt uchastiya lichnogo sostava Ivanovskogo instituta GPS MCHS Rossii v likvidatsii krupmomasshtabnykh chrezvychaynykh situatsiy, proizoshedshikh na territorii Rossiyskoy Federatsii v period s 2010 po 2013 gody: nauchno-metodicheskoye izdaniye [Experience of Participation of the Personnel of the Ivanovo Institute ofthe State Emergency Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Elimination of Large-Scale Emergencies that Occurred in the Territory of the Russian Federation from 2010 to 2013: Scientific and Methodical Publication]. Ivanovo: Ivanovo Institute of the State Fire Service of the Emergencies Ministry of Russia Publ., 109 p. (In Russ.)

22. Verbitsky, A.A. (1999). Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoye obucheniye [New Educational Paradigm and Contextual Learning]. Moscow: Research Center for Problems of the Quality of Specialist Training, 75 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Frolova, L.V. (2015). [Military and Civic Education: General and Special]. Sovremennyye ten-dentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology]. No. 7-5, pp. 81-86. (In Russ.)

24. Danilchenko, S.A. (2015). The Problems of Priorities in the Organization of Military Education in Modern Russia. Natsional'nyye prioritety Rossii. Seriya 1: Nauka i voyennaya bezopasnost' [National Priorities of Russia. Series 1: Science and Military Security]. No. 2 (2), pp. 137-143. (In Russ., abstract in Eng.)

25. Kudakov, O.R., Matushansky, G.U., Zavada, G.V. (2016). [Where Russian Education is Heading: On Some Problems and Trends]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo uni-versiteta [Bulletin of Kazan State Energy University]. No. 4 (32), pp. 106-126. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 23.10.18 Received after reworking 17.03.19 Accepted for publication 10.07.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.