Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в вузах пожарно-технического профиля с учётом гендерных особенностей'

Формирование профессиональных компетенций в вузах пожарно-технического профиля с учётом гендерных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система подготовки специалистов / пожарная безопасность / компетентностный подход / управление кадрами / гендерные особенности / женщины-специалисты / specialist training system / fire safety / competency-based approach / personnel management / gender features / female specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк Елена Васильевна, Сибиряков Максим Владимирович

Тема. Статья посвящена анализу процесса обучения девушек в Академии ГПС МЧС России на предмет дальнейшей профессиональной реализации в структурах МЧС и созданию на его основе методики оценки профессиональной подготовки. Целью авторов является совершенствование процесса подготовки квалифицированных кадров для системы МЧС России. К задачам авторов относятся анализ нормативно-правовых актов, регулирующих предметную область, статистики трудоустройства, должностных инструкций, учебных планов по различным направлениям подготовки, реализуемым в Академии ГПС МЧС России, тематических планов дисциплин и формируемых компетенций, разработка методики анализа эффективности обучения. Методы. Статистический анализ, синтез, классификация, описание, сравнение, экспертный опрос. Результаты. Разработана методика оценки соответствия освоенных в процессе обучения по различным направлениям подготовки компетенций занимаемым должностям. Определены направления развития системы подготовки девушек-специалистов с учётом гендерных особенностей. Область применения результатов. Разработанный подход может быть применён при оценке соответствия формируемых в процессе обучения компетенций профессиональной деятельности выпускников, как в образовательных организациях МЧС России, так и в других образовательных организациях. Выводы. Основной целью деятельности образовательной организации является подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям будущей профессии. Самореализация выпускниц вузов МЧС России затруднена спецификой профессий в чрезвычайном ведомстве. Следствием этого может быть угнетённое психофизическое состояние, а иногда и уход из профессии, что снижает эффективность расходования бюджетных средств. Важно определить критерии и методики оценки эффективности подготовки специалистов с точки зрения наличия у выпускника профессионально значимых качеств. Разработанный подход позволит скорректировать систему подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романюк Елена Васильевна, Сибиряков Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competencies in higher education institutions of fire-technical profile, taking into account gender characteristics

Purpose. The article is devoted to the analysis of training female cadets at State Fire Academy of EMERCOM of Russia for their further professional fulfillment within the structures of EMERCOM and creation of a methodology for assessing professional training on its basis. The authors’ goal is to improve the process of qualified personnel training for EMERCOM. The authors’ tasks include analysis of regulations governing the subject area, employment statistics, job descriptions, curricula in various areas of training implemented at State Fire Academy of EMERCOM of Russia, syllabus of disciplines and competencies being formed, development of methods for analyzing training effectiveness. Methods. Statistical analysis, synthesis, classification, description, comparison, expert survey were used. Findings. A methodology has been developed for assessing the compliance of the competencies acquired during the training process in various areas of training with the positions held. The directions for female specialists training system development have been determined with consideration of gender features. Research application field. The developed approach can be applied in assessing the compliance of the competencies of graduates’ professional activities formed during educational process, both in educational organizations under the auspices of EMERCOM of Russia and in other educational organizations. Conclusions. The main objective of an educational organization is training highly qualified personnel who meet their future occupation requirements. Self-realization of the graduates of educational institutions of EMERCOM of Russia is complicated by the specifics of professions in the emergency sector. This may result in a depressed psychophysical state, and sometimes giving up the profession, which reduces the efficiency of spending budget funds. It is important to define the criteria and methods for assessing specialist training effectiveness from the point of view of professionally significant qualities availability in a graduate. The developed approach will make it possible to introduce changes into the training system.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в вузах пожарно-технического профиля с учётом гендерных особенностей»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 331.108.2

DOI 10.25257/FE.2024.1.100-108

® E. В. РОМАНЮК1, M. В. СИБИРЯКОВ1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Формирование профессиональных компетенций в вузах пожарно-технического профиля с учётом гендерных особенностей

АННОТАЦИЯ

Тема. Статья посвящена анализу процесса обучения девушек в Академии ГПС МЧС России на предмет дальнейшей профессиональной реализации в структурах МЧС и созданию на его основе методики оценки профессиональной подготовки. Целью авторов является совершенствование процесса подготовки квалифицированных кадров для системы МЧС России. К задачам авторов относятся анализ нормативно-правовых актов, регулирующих предметную область, статистики трудоустройства, должностных инструкций, учебных планов по различным направлениям подготовки, реализуемым в Академии ГПС МЧС России, тематических планов дисциплин и формируемых компетенций, разработка методики анализа эффективности обучения.

Методы. Статистический анализ, синтез, классификация, описание, сравнение, экспертный опрос.

Результаты. Разработана методика оценки соответствия освоенных в процессе обучения по различным направлениям подготовки компетенций занимаемым должностям. Определены направления развития системы подготовки девушек-специалистов с учётом гендерных особенностей.

Область применения результатов. Разработанный подход может быть применён при оценке соответствия форми-

руемых в процессе обучения компетенций профессиональной деятельности выпускников, как в образовательных организациях МЧС России, так и в других образовательных организациях.

Выводы. Основной целью деятельности образовательной организации является подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям будущей профессии. Самореализация выпускниц вузов МЧС России затруднена спецификой профессий в чрезвычайном ведомстве. Следствием этого может быть угнетённое психофизическое состояние, а иногда и уход из профессии, что снижает эффективность расходования бюджетных средств. Важно определить критерии и методики оценки эффективности подготовки специалистов с точки зрения наличия у выпускника профессионально значимых качеств. Разработанный подход позволит скорректировать систему подготовки.

Ключевые слова: система подготовки специалистов, пожарная безопасность, компетентностный подход, управление кадрами, гендерные особенности, женщины-специалисты

© E.V. ROMANYUK1, M.V. SIBIRYAKOV1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Formation of professional competencies in higher education institutions of fire-technical profile, taking into account gender characteristics

ABSTRACT

Purpose. The article is devoted to the analysis of training female cadets at State Fire Academy of EMERCOM of Russia for their further professional fulfillment within the structures of EMERCOM and creation of a methodology for assessing professional training on its basis. The authors' goal is to improve the process of qualified personnel training for EMERCOM. The authors' tasks include analysis of regulations governing the subject area, employment statistics, job descriptions, curricula in various areas of training implemented at State Fire Academy of EMERCOM of Russia, syllabus of disciplines and competencies being formed, development of methods for analyzing training effectiveness.

Methods. Statistical analysis, synthesis, classification, description, comparison, expert survey were used.

Findings. A methodology has been developed for assessing the compliance of the competencies acquired during the training process in various areas of training with the positions

held. The directions for female specialists training system development have been determined with consideration of gender features.

Research application field. The developed approach can be applied in assessing the compliance of the competencies of graduates' professional activities formed during educational process, both in educational organizations under the auspices of EMERCOM of Russia and in other educational organizations.

Conclusions. The main objective of an educational organization is training highly qualified personnel who meet their future occupation requirements. Self-realization of the graduates of educational institutions of EMERCOM of Russia is complicated by the specifics of professions in the emergency sector. This may result in a depressed psychophysical state, and sometimes giving up the profession, which reduces the efficiency of spending budget funds. It is important to define the criteria and methods for assessing specialist training effectiveness from

the point of view of professionally significant qualities availability Key words: specialist training system, fire safety,

in a graduate. The developed approach will make it possible to competency-based approach, personnel management, gender introduce changes into the training system. features, female specialists

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно Академия ГПС МЧС России (далее Академия) выпускает порядка 200 специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, обучающихся по целевому договору. Заказчиком выступает федеральный государственный орган в лице МЧС России. По окончании вуза большинство обучающихся направляются для дальнейшего прохождения службы в территориальные подразделения МЧС России, в подразделения центрального аппарата МЧС России, а также остаются для прохождения службы на различных должностях в Академии. Учитывая важность реализуемой ими деятельности актуальным является повышение эффективности профессиональной подготовки.

Сегодня Академия выпускает существенное количество специалистов-женщин для дальнейшей службы в рядах МЧС России (рис. 1). С развитием техники и технологий неуклонно уменьшается список профессий, недоступных для женской профессиональной самореализации, но есть часть функций, которые останутся недоступными для них в силу физиологических и психологических особенностей женского организма, а также в силу отношения государства к женщине (прежде всего как к матери), проявляющегося в виде законодательных запретов различного уровня. С учётом вышесказанного возникла проблема формирования соответствия реализуемых программ подготовки девушек-курсантов должностям, ими замещаемым. Сформировался вопрос о целесообразности и совершенствовании обучения по направлению «Пожарная безопасность» и возможной перео-

Годы

Рисунок 1. Гендерная структура выпускников Figure 1. Gender structure of graduates

риентации на другие направления, в том числе реализуемые в Академии. С этой целью были изучены особенности обучения и реализации компетенций выпускниц Академии [1, 2]. При изучении определялись вероятности реализации компетенций для направлений подготовки: 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (далее ИСИТ), 20.03.01 «Техносферная безопасность. Пожарная безопасность» (далее ТБ), 20.05.01 «Пожарная безопасность. Пожарная безопасность государства» (далее ПБ), 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление. Управление пожарной безопасностью» (далее ГМУ).

Н

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

а начало 2023 года Академия готовила специалистов-девушек по всем указанным направлениям кроме направления «Информационные системы и технологии». Однако с учётом занимаемых должностей данная специальность была включена в анализ.

Сегодня актуальным остается вопрос о достаточности компетенций, освоенных в период обучения для выполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям, и методе обоснования и расчёта данной «достаточности». Для ответа на этот вопрос проводилось исследование на основании данных о трудоустройстве девушек-выпускниц Академии за период с 2019 по 2022 год. Результаты исследования представлены в таблице 1. Был составлен перечень должностей, замещаемых ими в подразделениях МЧС России, и определён весовой коэффициент каждой должности в общем количестве.

В таблице 1 весовой коэффициент рассчитывается как среднее арифметическое процентов выпускниц, занявших определённую должность в анализируемом году:

(1)

где К. - процент выпускниц, занявших определённую должность в рассматриваемом году. Например, процент выпускниц, занявших должность инспектора (дознавателя, инженера) отдела надзорной деятельности и профилактической работы в 2019 г. будет К1 = 29/(29 + 7 + 2 + 2 + 2)-100 % = 69 %.

250

200

50

2020

2022

Таблица 1 (Table 1)

Должности, занимаемые после завершения обучения, и их весовые коэффициенты Positions held after completion of training and their indicators

Должность Количество выпускниц Si чел. Весовой

2019 i = 1 2020 i = 2 2021 i = 3 2022 i = 4 коэффициент У

Инспектор (дознаватель, инженер) отдела надзорной деятельности и профилактической работы 29 11 8 19 63,5

Диспетчер (инженер, инспектор) ЦУКС 7 1 - - 5,4

Специалист финансово-экономического отдела 2 - - - 1,2

Специалист организации службы и подготовки управления пожаротушения 2 - - - 1,2

Инспектор отдела кадров (воспитательная работа) 2 3 - 3 7,45

Инженер центрального пункта пожарной связи - - - 1 0,85

Инженер материально-технического (тылового) обеспечения - 1 - 2 2,88

Инспектор отдела лицензированного контроля - 1 - - 1,5

Инспектор отдела организационно-аналитического обеспечения - 1 - - 1,5

Преподаватель - 1 - 1 2

Командир взвода - 3 - 1 4,5

Начальник канцелярии - - 1 - 2,1

Эксперт сектора судебных экспертиз - - 1 - 2,1

Инспектор специального отдела - - 2 1 4,9

ВСЕГО 42 22 12 28 -

Однако весовой коэффициент при этом не измеряется в процентах - он является средним арифметическим весовых коэффициентов по всем анализируемым годам (Кр К2, К3, К4).

Согласно таблице наибольший весовой коэффициент за исследуемый период имеют должности инспектора (дознаватель, инженер) отдела надзорной деятельности и профилактической работы (63,5 %), инспектора отдела кадров (7,45 %) и диспетчера (инженер, инспектор) центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) (5,4 %). Именно эти должности занимают выпускницы чаще всего.

Исследование должностных инструкций (регламентов) по данным должностям позволило выявить компетенции, освоенные в процессе обучения, которые не реализуются в процессе профессио-

нальной деятельности. Так, компетенции направления подготовки «Техносферная безопасность» реализуются на 59 % для инспекторов (дознавателей, инженеров) отдела надзорной деятельности и профилактической работы, и не реализуются для инспекторов одела кадров или воспитательного отдела (табл. 2) [3, 4].

Освоение каждой компетенции, предусмотренной направлением подготовки, занимает определённое учебное время, которое может быть перераспределено в пользу необходимых в профессиональной деятельности знаний и навыков. Это позволит повысить качество подготовки необходимых системе МЧС России специалистов [1, 2]. Тем более что учебный план по каждому направлению подготовки разрабатывается и утверждается накануне набора [3, 4]. Неполная реализация

Таблица 2 (Table 2)

Реализация компетенций Competencies implementation

Должность Реализация компетенций для специальностей и направлений В, %

ТБ ГМУ ПБ ИСиТ

Инспектор (дознаватель, инженер) отдела надзорной деятельности и профилактической работы 94 60 63 0

Инспектор отдела кадров (воспитательная работа) 0 20 4,5 0

Диспетчера (инженер, инспектор) ЦУКС 59 20 35 100

освоенных компетенций говорит о необходимости смены или корректировки программы подготовки, подразумевающей переоценку тематических планов, что может быть реализовано на основе, например, метода педагогического эксперимента [5, 6]. Такой подход позволит убрать лишнюю учебную нагрузку и дополнить её необходимыми компетенциями. В таблице 3 выделены дисциплины, а также их вклад в объём учебной нагрузки, которые не могут быть реализованы девушками по ряду причин. Одной из таких дисциплин является, например, пожарно-прикладная подготовка, имеющая достаточно весомый вклад в общий объём часов подготовки по специальности. Данные часы следует учесть как процент реализации программы в профессиональной деятельности [7-10].

В данной таблице доля программы, реализуемой в профессиональной деятельности, рассчитывается как

Ки =

(А-АН)

АН

(2)

Выбор и успешность в профессии напрямую зависит от психологических и физиологических характеристик человека, и бессмысленно отрицать, что отличия мужчин и женщин играют важнейшую роль. Существующая разница отношения к видам выполняемых работ и реализуемых функций женщин и мужчин [9-17] однозначно сказывается на реализации должностных обязанностей и успешности освоения тех или иных рабочих учебных программ. Данное отношение может быть проанализировано с помощью характеристик труда и определено численно с помощью их оценок (табл. 4) [11-17].

При этом характеристика труда оценивается по 10-балльной шкале, а оценка характеристики труда является отношением балльной оценки к максимально возможному баллу 10 - РдГ Оценка формируется по отношению к каждой из характеристик, приведённых в таблице.

Формируемый таким образом психофизиологический коэффициент Рд. может быть использован для сравнения разных категорий (мужчины и женщины, различные возрастные категории или различные социальные группы) обучаемых или работающих.

Далее проводится оценка указанных характеристик труда для обучения по рассматриваемым специальностям (направлениям) Р. также в баллах от 1 до 10 по тем же характеристикам труда, приведённым в таблице 4. Результаты оценки представлены в таблице 5.

/=1

[1, если Pg¡ > Pp¡ [0,5, если Pgi<Ppi '

Р,=

(3)

где Рд1 - оценки характеристик групп (в нашем случае мужчин и женщин); Р' - оценка указанных характеристик труда для обучения по рассматриваемым специальностям (направлениям).

Результаты расчёта психофизиологического коэффициента Р5 для женщин составляют: ТБ -0,125; ПБ - 0,0625; ИСИТ - 0,125; ГМУ - 0,0625.

Российским законодательством также налагается ряд запретов в трудовой деятельности женщин. Для них Приказ Минтруда России

Таблица 3 (Table 3)

Процент программы, реализуемый в профессиональной деятельности Percentage of the program implemented in professional activities

Направление подготовки/ профиль Уровень обучения, (Б/С*) Общее количество аудиторной нагрузки А, ч Дисциплины Количество часов АН, ч Доля программы, реализуемой в профессиональной деятельности К

Пожарная безопасность/ пожарная безопасность государства С 5 558 Пожарно-прикладная подготовка 320 0,94

Техносферная безопасность/ пожарная безопасность Б 4 236 Подготовка газодымо-защитника 118 0,97

Государственное и муниципальное управление Б 4 114 - - 1

Информационные системы и технологии Б 4 618 - - 1

Примечание: *Б - бакалавриат, С - специалитет . Note: *B - bachelor's degree, C - specialist's degree.

Таблица 4 (Table 4)

Психофизиологический коэффициент различных специальностей (направлений) P Characteristics and assessments of work P„.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика труда

Женщины Мужчины

Решение новых двигательных и интеллектуальных задач 5/10 9/10

Выполнение «рывковых» нагрузок, связанных с интенсивным выполнением задач за ограниченный короткий период 3/10 9/10

Реализация директивного управления 2/10 9/10

Внимание к верификации и оценке идей 9/10 3/10

Чувствительность и адаптация к обучению 9/10 2/10

Эмоциональное и интуитивное отношение к труду 8/10 4/10

Точность и выверенность труда 8/10 8/10

Выполнение монотонных и инертных операций 10/10 5/10

Отношение к периферийному положению в трудовой иерархии 10/10 1/10

Способность к работе в группе 8/10 6/10

Таблица 5 (Table 5)

Психофизиологический коэффициент различных специальностей (направлений) Ppi Psychophysiological coefficient of various specialties (directions) P

Специальность Оценка (балл/максимальный балл (=10)) по характеристикам труда Ppl

Техносферная безопасность (ТБ) 6/10, 3/10, 6/10, 9/10, 8/10, 5/10, 10/10, 7/10, 8/10, 6/10

Пожарная безопасность (ПБ) 4/10, 10/10, 9/10, 3/10, 6/10, 7/10, 10/10, 10/10, 10/10, 10/10

Информационные системы и технологии (ИСИТ) 7/10, 3/10, 3/10, 8/10, 7/10, 2/10, 10/10, 8/10, 7/10, 4/10

Государственное и муниципальное управление. Управление пожарной безопасностью (ГМУ) 8/10, 5/10, 10/10, 6/10, 9/10, 3/10, 4/10, 6/10, 6/10, 9/10

Таблица 6 (Table 6)

Влияние психологических особенностей на реализацию компетенций

Influence of psychological characteristics on competencies implementation

Масса подымаемой тяжести, кг Масса защитного

Пол Разовый подъём При чередовании с другой работой Постоянно в течение рабочей смены обмундирования пожарного, кг

Мужчины Менее 50 Менее 30 Менее 15 30

Женщины Менее 15 Менее 10 Менее 7

от 17.09.2014 № 642н ограничивает массу поднятия тяжестей (табл. 6).

Такие ограничения противоречат необходимым профессиональным навыкам, которые должны освоить обучаемые в Академии, так как экипировка пожарного имеет массу 30 кг.

К тому же пункт XXI «Производства и работы прочих видов экономической деятельности» Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.07.2019 № 512н ограничивает применение труда женщин на ряде работ, в том числе в отношении работ по непосредственному тушению пожаров. Для подготовки

пожарного это имеет большое значение, однако не следует «ставить крест» на женщинах-пожарных, ведь они лучше мужчин умеют работать в команде, у них развита интуиция, поэтому следует серьёзно и научно обоснованно подойти к оценке роли женщины при тушении пожара [18-24]. Тем не менее, для оценки существующих ограничений введём коэффициент законодательных запретов

Кз = (ПЦПК0\ (4)

где Кз - коэффициент законодательных запретов; ПКз - количество компетенций, нереализуемых

ввиду существования законодательных запретов; ПКо - общее количество профессиональных компетенций.

С учётом формул (1)-(4) примем общую формулу для определения показателя принятия управленческого решения по реализации учебной программы в профессиональной деятельности:

На основании таблиц 1—5 и формулы (5) рассчитаем показатель принятия управленческого решения по реализации учебной программы в профессиональной деятельности для диспетчера (инженера ЦУКС):

М ТБ = 0,59 - 0,97 - 0,125 - 0,258 - 0,054 = 0,001,

д-ТБ 111 1 1 11

M = В P К К V ,

s u з s

(5)

M^ = 0,2 • 1 • 0,0625 • 0,2 • 0,054 = 0,00014,

где В - вероятность реализации компетенций для специальностей и направлений; Р5 - психофизиологический коэффициент; Кз - коэффициент законодательных запретов; Ки - доля программы, реализуемой в профессиональной деятельности; У5 - весовой коэффициент занимаемой должности.

На основании таблиц 1—5 и формулы (5) рассчитаем показатель принятия управленческого решения по реализации учебной программы в профессиональной деятельности для инспектора (дознавателя, инженера) отдела надзорной деятельности и профилактической работы:

M пи = 0,35 • 0,94 • 0,0625 • 0,22 • 0,054 = 0,0002,

д-ПБ

М ИСИТ = 1 - 1 - 0,125 - 1 - 0,054 = 0,006.

д-ИСИ1 1 1 1

На основании таблиц 1—5 и формулы (5) рассчитаем показатель принятия управленческого решения по реализации учебной программы |в профессиональной деятельности для инспектора отдела кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения:

М TR = 0,

и-TB '

M TD = 0,94 • 0,97 • 0,125 • 0,258 • 0,64 = 0,019,

MK_]m = 0,2 • 1 • 0,0625 • 0,2 • 0,075 = 0,0002,

MK_]m = 0,6 • 1 • 0,0625 • 0,2 • 0,64 = 0,0048,

M ПБ = 0,65 • 0,94 • 0,0625 • 0,22 • 0,64 = 0,0054,

и-ПБ i i i il il

M ПБ = 0,045 • 0,94 • 0,0625 • 0,22 • 0,075 =

и-ПБ

= 0,00002,

^и-ИСИТ

^и-ИСИТ

Рисунок 2. Схема расчёта показателя Figure 2. Scheme for calculating the indicator

Согласно проведённому анализу, наиболее полно на службе в МЧС России могут быть реализованы специалисты, обучаемые по направлениям «Техносферная безопасность» (М = 0,019) и «Информационные технологии в техносферной безопасности» (М = 0,006), что связано с работой в надзорных органах МЧС и диспетчерских центрах, а также работой с компьютерными технологиями, которые используются в делопроизводстве и бухгалтерии.

С учётом проведённых исследований и расчётов можно предложить общую методику оценки профессиональной реализации программ обучения (рис. 2):

1. Сбор следующей информации: программы обучения, должности, замещаемые после выпуска, должностные инструкции.

2. Анализ должностных инструкций и оценка реализации профессиональных компетенций.

3. Расчёт вероятностей реализации компетенций.

4. Составление особенностей психофизиологической оценки профессионала.

5. Экспертный опрос на предмет совместимости компетенций с психофизиологическими особенностями.

6. Расчёт психофизиологического коэффициента.

7. Анализ законодательства и оценка коэффициента законодательных запретов.

8. Расчёт коэффициента реализации учебного плана.

9. Определение показателя принятия управленческого решения по реализации учебной программы в профессиональной деятельности.

Выбранная методика позволяет оценить степень реализации компетенций в трудовой деятельности, соответствие направления обучения дальнейшей трудовой деятельности, а также оптимизировать рабочие программы и тематические планы для более эффективного управления обучением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Фурсов А. В., Кузьмина ОА, Ломаева Т. А. К вопросу о применении кадрового аудита для диагностики кадровых процессов в подразделениях МЧС России // Материалы международной научно-технической конференции «Системы безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. № 28. С. 344-348.

2. Фурсов А. И., Ломаева Т. А, Ломаев Е. Н, Сивань А. И., Гаврилов А. А. Исследование условий и факторов кадровых процессов в организациях МЧС России // Материалы международной научно-технической конференции «Системы безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. № 23. С. 396-398.

3. Швец Л. Г., Рюмцев А. И. Современное состояние и основные концептуальные направления реализации кадровой политики в МЧС России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, 2015. № 3-4. C. 292-299.

4. Балобанов А. А. Модель и алгоритм оценки кандидатов на вакантную должность в кадровой системе МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, 2021. № 2. С. 177-186.

5. Максименко М. В. Педагогический эксперимент как основа инновационной педагогической деятельности // Решение. 2018. С. 46-48.

6. Авилкин А. М., Алексеенко А. В. Теоретические аспекты организации и проведения педагогического эксперимента // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 2. С. 23-28. DOI:10.5281/zenodo.3741740

7. Марьин М. И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие. М.: ВНИИПО МВД России, 1998. 114 с.

8. Крупина О. С., Цветков М. Ю, Пустовалова И. Н. Кадровые технологии в системе МЧС России // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 4-4. С. 656-657.

9. Налчаджян А. А. Социально-политическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван. Изд-во АН АрмССР. 1988, 263 с.

10. Маклаков А. Г. The personal adaptive potential: its mobilization and prognostication in extreme conditions // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 23-24.

11. Osipov A. V. Professionally important qualities of employees of fire and rescue formations at different stages of professional development. Rostov-on-Don, 2009. 452 p.

12. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. M.: Юнити-Дана, 2002. 607 p.

13. Ziman R.L. Women in the Workforce: An In-Depth Analysis of Gender Roles and Compensation Inequity in the Modern Workplace, 2013. 31 с.

14. Parcheta N., Belal A. Kaifi, Nile M. Khanfar Gender Inequality of Women in the Workforce: A Human Resource Management Quandary // Journal of Business Studies Quarterly 2013, Volume 4, № 3. pp. 240-248.

15. Kubu C. S. Who does she think she is? Women, leadership and the 'B'(ias) word // The Clinical Neuropsychologist, 2017. № 32(2). pp. 235-251.

16. Turner-Moffatt C. The power of mentorship: Strengthening women in professional leadership roles // Professional Safety, 2019. № 64(8). pp. 17-19.

17. Zwiech Р. Discrimination Against Women in Professional Life in Chosen Pro-Feminist Theories // Economics & Sociology, 2009. Vol. 2. № 1. Р. 96-104.

18. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. М.: ВНИИПО, 2003. 148 с.

19. Панарин В. М., Повзик Я. С. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара. М.: Строй-издат, 1988. 113 c.

20. Теребнев В. В., Шадрин К. В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-профилактическая подготовка. М.: Центр Пропаганды, 2008. 240 с.

21. Кернякевич Е. С., Кокарев Я. А, Чугин М. А. Физические возможности мужского и женского организма // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/ 2021/article/2018024649 (дата обращения: 06.04.2023)

22. Ахутина Т. В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2016. Т. 7. № 2. 128 c.

23. Кашина М. А, Настасюк Н. П. Женщины на службе в МЧС России: мотивация к поступлению и особенности

карьеры // Управленческое консультирование, 2021. № 8(152). С. 71-86. 001:10.22394/1726-1139-2021-8-71-86

24. Уткина В. В., Гаспарян С. А. Ограничения при приеме на государственную гражданскую службу в РФ для моло-

дых женщин (на основе эксперимента) // Мониторинг. 2019. № 6(154). C. 259-279. D01:10.14515/monitoring.2019.6.13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Fursov A.I., Kuzmina O.A., Lomayeva T.A. On the use of personnel audit for diagnostics of personnel processes in departments of the ministry of emergency situations of Russia. In: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii "Sistemy bezopasnost!' [Proceedings of international scientific and technical conference "Security Systems"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019, no. 28, pp. 344-348 (in Russ.).

2. Yurasov A.I., Lomaeva T.A., Lomaev E.N., Savin A.I., Gavrilov A.A. Investigation of conditions and factors of personnel processes in organizations of the Ministry of Emergency Situations of Russia. In: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii "Sistemy bezopasnosti" [Proceedings of international scientific and technical conference "Security Systems"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014, no. 23, pp. 396-398 (in Russ.).

3. Shvets L.G., Ryumtsev A.I. Current State And Main Trends Concept Implementation Of Personnel Policy Russian Emergency Situations Ministry. Jelektronnyj vestnik Rostovskogo social'no-jekonomicheskogo instituta - Electronic Bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute. 2015, no. 3-4, pp. 292-299 (in Russ.).

4. Balobanov A.A. The model and algorithm for evaluating candidates for a vacant position in the human resources of the EMERCOM of Russia. Nauchno-analiticheskij zhurnal Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii - Bulletin of the Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia. 2021, no. 2, pp. 177-186 (in Russ.).

5. Maksimenko M.V. Pedagogical experiment as the basis of innovative pedagogical activity. Reshenie - Decision. 2018. pp. 46-48 (in Russ.).

6. Avilkin A.M., Alekseenko A.V. Theoretical aspects of organization and holding pedagogical experiment. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik - Humanitarian Scientific Bulletin. 2020, no. 2, pp. 23-28 (in Russ.).

7. Marin M.I. Professiografija osnovnyh vidov dejatel'nosti sotrudnikov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MVD Rossii [Professionography of the main activities of employees of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, All-Russian Scientific Research Institute of Fire Protection of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 1998. 114 p. (in Russ.).

8. Krupina O.S., Tsvetkov M.Yu., Pustovalova I.N. Personnel technologies in the system of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik - International Student Scientific Bulletin. 2015, no. 4-4, pp. 656-657 (in Russ.).

9. Nalchadjyan A.A. Socialno-politicheskaja adaptacija lichnosti: formy, mehanizmy i strategii [Socio-psychological adaptation of personality: forms, mechanisms and strategies]. Yerevan, 2009. 263 p. (in Russ.).

10. Maklakov A.G. The personal adaptive potential: its mobilization and prognostication in extreme conditions. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological Journal. 2001, vol. 22, no. 1, pp. 23-24. (in Russ.).

11. Osipov A.V. Professionally important qualities of employees of fire and rescue formations at different stages of professional development. Rostov-on-Don, 2009. 452 p.

12. Stolyarenko A.M. Ekstremal'naia psikhopedagogika [Extreme psychopedagogy]. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2002. 607 p. (in Russ.).

13. Ziman R.L. Women in the Workforce: An In-Depth Analysis of Gender Roles and Compensation Inequity in the Modern Workplace, 2013. 31 p.

14. Parcheta N., Belal A. Kaifi, Nile M. Khanfar Gender Inequality of Women in the Workforce: A Human Resource Management Quandary // Journal of Business Studies Quarterly 2013, vol. 4, no. 3. pp. 240-248.

15. Kubu C. S. Who does she think she is? Women, leadership and the 'B'(ias) word // The Clinical Neuropsychologist, 2017. № 32(2). pp. 235-251.

16. Turner-Moffatt C. The power of mentorship: Strengthening women in professional leadership roles // Professional Safety, 2019. no. 64(8). pp. 17-19.

17. Zwiech P. Discrimination Against Women in Professional Life in Chosen Pro-Feminist Theories // Economics & Sociology, 2009, vol. 2, no. 1, pp. 96-104.

18. Psihologicheskij otbor kandidatov na sluzhbu v GPS MCHS Rossii: Metodicheskie rekomendacii [Psychological selection of candidates for service in the Ministry of EMERCOMof Russia: methodological recommendations]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2003. 148 p. (in Russ.).

19. Panarin V.M., Povzik Ya.S. Takticheskaia i psikhologicheskaia podgotovka rukovoditelia tusheniia pozhara [Tactical and psychological training of the fire extinguishing manager]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1988. 113 p. (in Russ.).

20. Terebnev V.V., Shadrin K.V. Podgotovka spasatelei-pozharnykh. Pozharno-profilakticheskaia podgotovka [Training of rescue firefighters. Fire prevention training]. Moscow: Propaganda Center Publ., 2008. 240 p. (in Russ.).

21. Kernyakevich E.S., Kokarev Ya.A., Chugin M.A. Physical capabilities of the male and female body. In: Materialy XIII Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii "Studencheskii nauchnyi forum' [Materials of the XIIIth International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum"]. Available at: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024649 (accessed April 06, 2023) (in Russ.).

22. Akhutina T.V. Health-saving learning technologies: an innovation-oriented approach. Shkola zdoroviay - School of Health. 2016, vol. 7, no. 2, 128 p.

23. Kashina M.A., Nastasyuk N.P. Women in the Russian Service for Emergencies: Motivation for Enter the Service and Career Features. Upravlencheskoe konsul'tirovanie -Management consulting. 2021, no. 8(152), pp. 71-86. DOI:10.22394/1726-1139-2021-8-71-86

24. Utkina V.V., Gasparyan S.A. Restrictions for young women to enter the civil service in the Russian Federation (based on an experiment). Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 259—279. DOI:10.14515/monitoring.2019.6.13

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Елена Васильевна РОМАНЮКи

Доктор технических наук, доцент, доцент кафедры пожарной безопасности технологических процессов,

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Elena V. ROMANYUK e

Grand Doctor in Engineering, Associate Professor, Associate Professor of the Department of fire safety in technological processes,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 3845-1523

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7382-7602 Н scercso@mail.ru

Максим Владимирович СИБИРЯКОВ

Кандидат технических наук

начальник учебно-научного комплекса систем обеспечения пожарной безопасности,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 9001-8247

M.Sibiryakov@academygps.ru

Поступила в редакцию 20.10.2023 Принята к публикации 13.02.2024

Для цитирования:

Романюк Е. В., Сибиряков М. В. Формирование профессиональных компетенций в вузах пожарно-технического профиля с учётом гендерных особенностей // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2024. № 1. С. 100-108. 001:10.25257/РЕ.2024.1.100-108

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 3845-1523

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7382-7602 H scercso@mail.ru

Maksim V. SIBIRYAKOV

PhD in Engineering,

Head of the Educational-Research Complex of Fire Safety Systems, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9001-8247 M.Sibiryakov@academygps.ru

Received 20.10.2023 Accepted 13.02.2024

For citation:

Romanyuk E.V., Slblryakov M.V. Formation of professional competencies

In higher education institutions of fire-technical profile,

taking into account gender characteristics. Pozhary i chrezvychaynyye

situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya - Fire and emergencies:

prevention, elimination. 2024, no. 1, pp. 100-108. (in Russ.).

D01:10.25257/FE.2024.1.100-I08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.