Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ'

О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешков Михаил Владимирович, Брушлинский Николай Николаевич, Власов Александр Геннадьевич, Меркушкина Татьяна Григорьевна, Григорьева Маргарита Петровна

В статье рассматривается история подготовки кадров высшей квалификации в Академии ГПС МЧС России. Проведен анализ эффективности деятельности диссертационных советов и подготовки научно-педагогических кадров в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешков Михаил Владимирович, Брушлинский Николай Николаевич, Власов Александр Геннадьевич, Меркушкина Татьяна Григорьевна, Григорьева Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING AT STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

PURPOSE. The article studies the history of highly qualified personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Effectiveness of the dissertational councils activity and scientific and pedagogical personnel training as a whole has been analyzed. The authors of the given article set a goal to identify and determine effectiveness of scientific and pedagogical personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia through the whole history of its existence. When working at the article, the authors set the following tasks: to analyze training of the specialists with academic degrees at State Fire Academy of EMERCOM of Russia; to monitor the Academy Dissertation Councils activities, to analyze the modern postgraduate course performance. The research object was scientific and pedagogical personnel training process within State Fire Academy of EMERCOM of Russia, while the subject of the research was the defense of candidate and doctoral theses on fire problems, which served as the basis for domestic scientific trends and schools development. METHODS. Methods of mathematical statistics, descriptions and generalizations formed the foundation for theoretical research. Archive recordings related to establishment and performance of dissertational councils, as well as those of post-graduate students recruitment and graduation served as information basis. FINDINGS. The data obtained in the course of writing the article made it possible to find out the total number of highly qualified specialists, who had been trained, to follow the history of dissertational councils establishment for defending theses and much more. RESEARCH APPLICATION FIELD. The given article was the first to provide a detailed study of the process of scientific and pedagogical staff training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia though the whole history of its existence. The materials outlined in the article may be used in further work of scientific and pedagogical personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. CONCLUSIONS. The article gives a detailed research of the scientific and pedagogical staff training process at State Fire Academy of EMERCOM of Russia through the whole history of its existence. The analysis of the effectiveness of the process under study allowed revealing not only positive moments of the process but the problematic issues as well, and the solution of these problems, in the authors’ opinion, will make it possible to achieve new successes.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ»

УДК 06.055.1 DOI 10.25257/FE.2018.2.6-11

АЛЕШКОВ Михаил Владимирович

Доктор технических наук, профессор Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: aleshkov.m@mail.ru

БРУШЛИНСКИЙ Николай Николаевич Доктор технических наук, профессор Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: nbrus1934@yandex.ru

ВЛАСОВ Александр Геннадьевич Кандидат технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

МЕРКУШКИНА Татьяна Григорьевна

Кандидат технических наук

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E-mail: tmerkushkina@yandex.ru

ГРИГОРЬЕВА Маргарита Петровна

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

МАТВЕЕВА Надежда Петровна

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: nadezhda-matveeva23@rambler.ru

О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ

В статье рассматривается история подготовки кадров высшей квалификации в Академии ГПС МЧС России. Проведен анализ эффективности деятельности диссертационных советов и подготовки научно-педагогических кадров в целом.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, диссертационные советы, образовательная организация, защита диссертаций, эффективность деятельности.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первого сентября 2018 года Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - Академия) исполняется 85 лет. За эти годы Академия стала первоклассной образовательной организацией высшего образования, из стен которой вышли сотни высококвалифицированных специалистов в области пожарной безопасности, которые успешно работали в республиках бывшего СССР и продолжают работать в России и странах СНГ, а также в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Чехии, Словакии, Польше, на Кубе, в Афганистане, Гвинее, Никарагуа и других странах.

История развития учебного заведения насчитывает много славных страниц, которые заслуживают детального изучения и описания. Здесь и создание учебных планов и курсов, кафедр, научных направлений и школ и т. д. В настоящей статье авторы кратко восстановили историю подготовки научно-педагогических кадров, которые и позволили создать такую образовательную организацию.

За 85 лет вузе подготовлено около 500 специалистов с учёными степенями: защищено примерно 450 кандидатских и 50 докторских диссертаций. При этом необходимо учитывать, что около 25 диссертаций (как кандидатских, так и докторских) защищены в советах других организаций.

Первую диссертацию по пожарной проблематике в 1946 году защитил в Ленинграде выпускник

факультета инженеров противопожарной обороны ЛИСИ (сейчас Академия) М. Я. Ройтман на тему «Методика испытания огнестойкости строительных материалов неорганического происхождения».

Этому выдающемуся специалисту принадлежит честь создания отечественного научного направления и научной школы по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. На созданной им кафедре под его руководством были защищены 28 кандидатских диссертаций.

Безусловно, М. Я. Ройтман внёс огромный вклад в становление и развитие Академии, где он работал много десятилетий (до 1979 г.).

В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию Н. Ф. Бубырь, в 1965 году - В. Ф. Кудаленкин, в 1967 году - М. П. Башкирцев. Однако первые защиты кандидатских диссертаций выпускниками ФИПТиБ ВШ МВД СССР (сейчас Академия) проходили в других вузах, т. к. в Академии ещё не было собственного диссертационного совета.

ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

В 1970 году был создан диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Охрана труда и пожарная безопасность». Председателем совета был начальник ФИПТиБ ВШ МВД СССР А. Н. Смуров, учёным секрётарем - А. Г. Исправникова (к.т.н.). Первые диссертации в этом совете защитили Я. С. Повзик

6

© Алешков М. В., Брушлинский Н. Н., Власов А. Г., Меркушкина Т. Г., Григорьева М. П., Матвеева Н. П., 2018

на тему «Исследование метода снижения температуры и плотности дыма в лестничных клетках во время пожара в зданиях повышенной этажности» и А. А. Качалов на тему «Гидравлические сопротивления при движении воздушно-механической пены по трубопроводам и пенные струи».

70 -|

3

го со о ш

Ез

Первая докторская диссертация (когда совет получил право принимать к защите докторские диссертации) была защищена в 1990 году сотрудником ВНИИПО МВД СССР В. И. Присадковым на тему «Разработка методов выбора рациональных вариантов систем противопожарной защиты промышленных зданий». При этом количество докторских диссертаций, защищённых в совете в разные годы, менялось: так, в 1995 году была рекордная цифра - пять докторских, были годы, когда докторских диссертаций было значительно меньше.

С 1990 по 1995 годы в диссертационном совете было защищено 11 диссертаций на стыке специальностей «Пожарная безопасность» и «Управление в социальных и экономических системах», выполненных под руководством двух докторов технических наук, профессоров - Н. Н. Брушлинского и Е. А. Мешалкина.

В 1994 году по специальному разрешению Высшей аттестационной комиссии России (ВАК) был создан разовый докторский диссертационный совет по двум специальностям: «Управление в социальных и экономических системах» и «Социология» для защиты докторской диссертации В. В. Кафидова.

Пройдя непростой путь в ВАК по созданию разового совета, учитывая 11 уже защищённых диссертаций на стыке специальностей и реальные перспективы по подготовке новых работ по управлению в социальных и экономических системах, по инициативе Н. Н. Брушлинского и Т. Г. Меркушкиной

После этого начался плановый процесс защиты кандидатских диссертаций в вузе, динамика которого (по пятилеткам) представлена на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что начиная с 1980 года ежегодно защищалось в среднем по 10 и более диссертаций (до этого в среднем по 5 диссертаций в год).

60

был подготовлен пакет документов по открытию нового диссертационного совета. Однако в ВАК предложили усилить ходатайство, добавив вторую специальность - автоматизированные системы управления (АСУ). Это было обосновано и тем, что к тому времени в МИПБ МВД России учебно-научный комплекс автоматизированных систем и информационных технологий возглавлял специалист в этой области Н. Г. Топольский (д.т.н., профессор). Анализ показал, что в организациях МВД нет ни одного диссертационного совета по АСУ. Сотрудниками Академии была проделана большая работа, и в результате в 1996 году по решению ВАК в вузе был открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по двум специальностям: 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» и 05.13.06 «Автоматизированные системы управления». Более 20 лет этим советом руководит Н. Г. Топольский.

Первую докторскую диссертацию успешно защитил в этом совете А. А. Таранцев на тему «Основы высокоинформативного контроля работоспособности технических средств автоматизированных систем при комплексном воздействии дестабилизирующих факторов», первая кандидатская диссертация защищена А. А. Порошиным на тему «Разработка методов организационно-экономического управления в области пожарной безопасности». На рисунке 2 представлена динамика защит докторских диссертаций в Академии.

1970-1974 1975-1979 1980-1984 1985-1989 1990-1994 1995-1999 2000-2004 2005-2009 2010-2014 2015-2017

Пятилетки

Рисунок 1. Защита диссертаций в Академии (1970-2017 гг.)

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0

: 5-

.4-

£0 2-

* 0

0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0000000000ииииии 0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0000000000000000 НННгНгНгНгННННПС^ЛПСЧИППСЧС^ПСЧС^ППСЧ

50

40

Я 30

20

а 10

40

30

20

10

Год

Вьетнам Болгария Польша Куба Чехосло- Венгрия Германия

вакия

Рисунок 2. Динамика защиты докторских диссертаций в Академии (1990-2017 гг.)

Рисунок 3. Статистика по защите диссертаций в Академии иностранными гражданами

0

0

Научными руководителями диссертаций в Академии выступали многие специалисты. Больше всего адъюнктов и докторантов (не менее 30 человек каждый) подготовили: И. М. Абдурагимов, М. Д. Без-бородько, Н. Н. Брушлинский, Ю. А. Кошмаров, Н. Г. Топольский.

Особое место в Академии в подготовке научно-педагогических кадров занимают иностранные специалисты (рис. 3). Всего в советах Академии защитили диссертации 76 иностранных граждан (это 15 % всех защит в Академии). Первую кандидатскую диссертацию в 1975 году защитил болгарин Атанас Апостолов на тему «Исследование тепло-физических и упруго-прочностных свойств силикатных бетонов в условиях пожара».

Большинство из защитивших диссертацию специалистов в своих странах стали руководителями пожарной охраны, институтов, кафедр, многие стали генералами пожарной охраны.

ПРЕДСЕДАТЕЛИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ФИПТИБ ВШ МВД СССР, ВИПТШ МВД СССР, МИПБ МВД СССР, МИПБ МВД РОССИИ, АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ:

1. Смуров Анатолий Николаевич

2. Кудаленкин ВикЕнтий Фомич

3. Салютин Виктор Афанасьевич

4. Брушлинский Николай Николаевич

5. Кирюханцев Евгений Ефимович

6. топольский Николай Григорьевич

7. Мешалкин Евгений Александрович

8. Грашичев Николай Кириллович

9. Глуховенко Юрий Михайлович

10. тетерин иван Михайлович

11. Назаров Владимир Петрович

12. Серков Борис Борисович

13. Алешков Михаил Владимирович

В настоящее время над диссертациями работают адъюнкты и докторанты на факультете подготовки научно-педагогических кадров и на специальном факультете, где учатся иностранцы.

Защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата технических наук проходят в двух диссертационных советах по трём специальностям: 05.26.03 «Пожарная и промышленная безопасность», 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» и 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами».

Процесс подготовки и защиты диссертаций в настоящее время в Академии достаточно хорошо отлажен и проходит вполне эффективно и динамично. Например, за первое полугодие 2018 года было проведено защит: 12 кандидатских диссертаций и 2 докторских работ.

По результатам деятельности диссертационных советов Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году составлен рейтинг советов по соответствию критериям оценки результативности научной деятельности -в группе специальностей 05.26.00 Академия заняла второе место.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ

Деятельность современного института аспирантуры (или адъюнктуры) есть не что иное, как процесс «производства» научных и научно-педагогических кадров. Критерием эффективности аспирантуры является доля аспирантов, защищающих диссертации в установленный срок [2]. Так, при государственной аккредитации вузов применяется показатель: процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены показатели деятельности и критерии государственной аккредитации высших учебных заведений, для академий процент аспирантов, своевременно защитивших диссертации, должен быть не менее 25 %.

Для оценки эффективности подготовки научно-педагогического потенциала в Академии и её

изменения в течение времени были исследованы три временных среза-года: 1 - 1974, 2 - 2005, 3 - 2017.

В 1974 году согласно приказу ВИПТШ МВД СССР от 8 октября 1974 г. №58 л/с в очную адъюнктуру с 1 октября зачислили 9 человек со сроком подготовки 3 года. В заочную адъюнктуру в этом же году зачислили одного человека со сроком подготовки диссертации 4 года. Затем авторами настоящей статьи были исследованы архивные материалы о защитах диссертаций этих адъюнктов.

Из 10 человек только двое (Г. X. Харисов и В. П. Сучков) в срок подготовили и защитили кандидатские диссертации (оба впоследствии стали докторами наук). Через 4 года после окончания адъюнктуры защитил диссертацию К. Н. Степанов (впоследствии стал начальником кафедры пожарной техники ВИПТШ МВД СССР), через 14 лет защитил диссертацию Б. В. Косарев. Не защитили свои диссертации 6 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сказать, что эффективность подготовки научно-педагогических кадров в ВИПТШ МВД СССР из адъюнктов набора 1974 года составляла 20 %.

В 2005 году в адъюнктуру Академии были зачислены: на очную форму обучения 28 человек, на заочную форму обучения 11 человек. Набор в адъюнктуру составил 39 человек, это почти в 4 раза больше, чем в 1974 году. Необходимо отметить, что с 1 и 2 курсов очной формы обучения были отчислены 10 адъюнктов и 4 переведены на заочную форму обучения.

Таким образом, 14 адъюнктов очной формы обучения и 15 адъюнктов заочной формы обучения составили выпуск 2008 года. Из этого набора защитили диссертации 9 человек, т. е. 23 %. Следовательно, и через 30 лет эффективность подготовки научно-педагогических кадров почти не изменилась.

В работах [3-5] авторы отмечают, что эффективность деятельности аспирантур в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, остаётся невысокой. Доля окончивших аспирантуру составляет в среднем 70 % от приёма, а доля защитившихся в срок аспирантов - 20 %. Ещё примерно столько же выпускников аспирантуры защищаются в течение нескольких лет после выпуска. Таким образом, кандидатом наук становится только каждый третий от числа поступивших на обучение в аспирантуру.

В 2017 году на факультете подготовки научно-педагогических кадров Академии состоялся первый выпуск адъюнктов (очная форма обучения - 16 человек, заочная форма обучения - 1 человек), обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Адъюнкты сдали государственный экзамен и защитили научный доклад по выполненной научно-квалификационной работе (диссертации). Этим выпускникам (набора 2014 г.) были вручены дипломы «Исследователь.

Преподаватель-исследователь», из них 9 человек в сентябре 2017 года успешно прошли на кафедрах предварительную экспертизу выполненных диссертационных работ, которые были рекомендованы к защите в диссертационных советах Академии. К первому кварталу 2018 года защитили свои кандидатские работы 6 выпускников 2018 года, и одна работа представлена в совет Академии. Таким образом, эффективность подготовки научно-педагогических кадров по очной адъюнктуре в 2018 году составила (по предварительным данным) 43,7 %. Это свидетельствует о сформировавшейся и хорошо функционирующей системе подготовки кадров высшей квалификации (рис. 4).

Базой этой системы является среда молодых учёных, состоящая из обучающихся в Академии слушателей, курсантов и студентов. В результате работы совета молодых учёных, научных кружков на кафедрах и учебно-научных комплексов из этой среды подбираются наиболее способные к проведению научных исследований молодые люди, которые приходят в научные школы и по рекомендациям кафедр поступают в адъюнктуру.

В современной системе подготовки научно-педагогического потенциала важное место занимает существующее в образовательной организации информационное поле. Оно должно создавать условия для реализации публикационной составляющей научных исследований соискателей.

В 2015-2016 гг. Министерство образования и науки сформировало новый перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в который вошли журналы, издаваемые в Академии, которые поддерживают наукометрические показатели Академии:

- научный журнал «Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация»;

- научный интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности»;

- научно-технический сборник Академии Государственной противопожарной службы (для публикаций с грифом секретности).

Основу сегмента аттестации соискателей составляют диссертационные советы. Сейчас в Академии работают два диссертационных совета, которые признаны эффективными и после оптимизации вошли в перечень ВАК как действующие.

43,7

ы

20

23

Рисунок 4. Показатель эффективности адъюнктуры Академии ГПС МЧС России: ■ - 1974; 2005; -2017

В настоящей статье авторы, анализируя документы, выявили как положительные моменты, связанные с процессом подготовки научно-педагогических кадров Академии за всю историю её существования, используя архивные материалы, так и проблемы, связанные с эффективностью изучаемого процесса,

которые касались отбора кандидатов в адъюнктуру, качества научного руководства и многих других факторов.

Анализ и решение этих проблем позволит Академии добиться новых успехов в подготовке научно-педагогических кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пожарная безопасность. Энциклопедия. 3-е изд., испр. и доп. М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2013. 564 с.

2. Бедный Б. И., Серова Т. В. Оценка эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре. Электронное учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. 136 с.

3. Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования в 2012 году (аспирантура

и докторантура в системе Минобрнауки России). СПб.: Политехнический университет, 2013. 34 с.

4. Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования в 2013 году (аспирантура и докторантура в системе Минобрнауки России). СПб.: Политехнический университет, 2014. 34 с.

5. Гуртов В. А, Щеголева Л. В. Нужны ли публикации кандидату наук? // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 25-33.

Материал поступил в редакцию 23 марта 2018 года.

Mikhail ALESHKOV

Grand Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: aleshkov.m@mail.ru

Nikolai BRUSHLINSKY

Grand Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: nbrus1934@yandex.ru

Aleksander VLASOV

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Tatiyana MERKUSHKINA

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail: tmerkushkina@yandex.ru

Margarita GRIGORIEVA

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Nadezhda MATVEEVA

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: nadezhda-matveeva23@rambler.ru

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING AT STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

ABSTRACT

Purpose. The article studies the history of highly qualified personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Effectiveness of the dissertational councils activity and scientific and pedagogical personnel training as a whole has been analyzed. The authors of the given article set a goal to identify and determine effectiveness of scientific and pedagogical personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia through the whole history of its existence. When working at the article, the authors set the following tasks: to analyze training of the specialists with academic degrees at State Fire Academy of EMERCOM of Russia; to monitor the Academy Dissertation Councils activities, to analyze the modern postgraduate course performance. The research object was scientific and pedagogical personnel training process within State Fire Academy of EMERCOM of Russia, while the subject of the research was the defense of candidate and doctoral theses on fire problems, which served as the basis for domestic scientific trends and schools development.

Methods. Methods of mathematical statistics, descriptions and generalizations formed the foundation for theoretical research. Archive recordings related to establishment and performance of dissertational councils, as well as those of post-graduate students recruitment and graduation served as information basis.

Findings. The data obtained in the course of writing the article made it possible to find out the total number of highly qualified specialists, who had been trained, to follow the history of dissertational councils establishment for defending theses and much more.

Research application field. The given article was the first to provide a detailed study of the process of scientific and pedagogical staff training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia though the whole history of its existence. The materials outlined in the article may be used in further work of scientific and pedagogical personnel training at State Fire Academy of EMERCOM of Russia.

Conclusions. The article gives a detailed research of the scientific and pedagogical staff training process at State Fire Academy of EMERCOM of Russia through the whole history of its existence. The analysis of the effectiveness of the process under study allowed revealing not only positive moments of the process but the problematic issues as well, and the solution of these problems, in the authors' opinion, will make it possible to achieve new successes.

Key words: scientific and pedagogical staff, dissertational councils, educational organization, defense of theses, performance effectiveness.

REFERENCES

1. Pozharnaya bezopasnost, 3-e izd., ispr. i dop. [Fire safety, 3rd ed., rev. and enl. ed.]. Moscow, AH-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2013. 564 p.

2. Bednyj B.I., Serova T.V. Ocenka effektivnosti podgotovki nauchnyh kadrov v aspiranture [Evaluation of the effectiveness of training of scientific personnel in graduate school]. Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ., 2012. 136 p.

3. Statisticheskij sbornik o rabote v sfere poslevuzovskogo professionalnogo obrazovaniya v 2012 godu (aspirantura i doktorantura v sisteme Minobrnauki Rossii) [Statistical compilation of work in the field of postgraduate professional education in 2013 (postgraduate and doctoral studies in the system of the Ministry

of Education and Science of Russia)]. Saint Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., 2013. 34 p.

4. Statisticheskij sbornik o rabote v sfere poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya v 2013 godu (aspirantura i doktorantura v sisteme Minobrnauki Rossii) [Statistical compilation of work in the field of postgraduate professional education in 2013 (postgraduate and doctoral studies in the system of the Ministry of Education and Science of Russia)]. Saint Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., 2014. 34 p.

5. Gurtov V.A., Shchegoleva L.V. Does candidate of sciences need to publish articles? Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 4, pp. 25-33. (in Russ.).

© Aleshkov M., Brushlinsky N., Vlasov A., Merkushkina T., Grigorieva M., Matveeva N., 2018

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.