Научная статья на тему 'Саморазвитие сотрудников ГПС и курсантов вузов МЧС России как фактор становления в профессии'

Саморазвитие сотрудников ГПС и курсантов вузов МЧС России как фактор становления в профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / EXPERT / SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY / PROFESSIONAL CULTURE / FIRE SAFETY / COMPETENCE / TRAINING / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елфимова Марина Владимировна, Домаев Евгений Владимирович, Елфимов Николай Владимирович

Данная статья представляет практический опыт координирования саморазвития курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии-филиала Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России в г. Железногорске Красноярского края, обеспечивающего повышение эффективности формирования профессиональных компетенций специалиста ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елфимова Марина Владимировна, Домаев Евгений Владимирович, Елфимов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF STATE FIRE SERVICE STAFF AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA AS A FACTOR OF DEVELOPMENT IN THE PROFESSION

The present paper describes the practical experience in the students’ scientific activity coordination at the different Departments of the Siberian Branch in Zheleznogorsk of the Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM) Saint-Petersburg University of State Fire Service, which provides for raising efficiency of the formation of professional competences in the expert of State Fire Service of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие сотрудников ГПС и курсантов вузов МЧС России как фактор становления в профессии»

УДК 37.015.3 ББК 88.40 Е 55

М.В. Елфимова

Кандидат технических наук, заместитель начальника филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по учебной работе; E-mail: elfimar@mail.ru М.В. Домаев

Кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактики и аварийно-спасательных работ Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России; E-mail: domaevev2012@mail. ru H.B. Елфимов

Преподаватель кафедры тактики и аварийно-спасательных работ Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России; E-mail: nikolayelfimov@mail.ru

САМОРАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ ГПС И КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИИ

(Рецензирована )

Аннотация. Данная статья представляет практический опыт координирования саморазвития курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии-филиала Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России в г. Железногорске Красноярского края, обеспечивающего повышение эффективности формирования профессиональных компетенций специалиста ГПС МЧС России.

Ключевые слова: специалист, саморазвитие, личность, профессиональная культура, пожарная безопасность, компетентность, обучение, профессионализм.

M.Y. Elfimova

Candidate of Technical Sciences, Deputy Chief for Study of Branch of the St. Petersburg University of State Fire Security Service of EMERCOM of Russia; E-mail: elfimar@mail.ru M.Y. Domaev

Candidate of Pedagogical Sciences, Chief of Department of Tactics and Wrecking-Rescue Works of the Siberian Fire Fighting Academy - Branch of the St. Petersburg University of State Fire Security Service of EMERCOM of Russia; E-mail: domaevev2012@mail.ru N.Y. Elfimov

Lecturer of Department of Tactics and Wrecking - Rescue Works of the Siberian Fire Fighting Academy - Branch of the St. Petersburg University of State Fire Security Service of EMERCOM of Russia; E-mail: nikolayelfimov@mail.ru

SELF-DEVELOPMENT OF STATE FIRE SERVICE STAFF AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA AS A FACTOR OF DEVELOPMENT IN THE PROFESSION

- 186 -

Abstract. The present paper describes the practical experience in the students' scientific activity coordination at the different Departments of the Siberian Branch in Zheleznogorsk of the Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM) Saint-Petersburg University of State Fire Service, which provides for raising efficiency of the formation of professional competences in the expert of State Fire Service of EMERCOM of Russia.

Keywords: expert, self-development, personality, professional culture, fire safety, competence, training, professionalism.

В современном мире значительно выросла потребность в специалистах, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастер -ства и обладающих высокой адаптационной способностью. В связи с этим в обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их качественную реализацию.

Сущность саморазвития можно сформулировать как определение данного понятия: саморазвитие -это планомерная, систематическая работа сознания сотрудника ГПС МЧС России, направленная на совершенствование методов познания посредством разрешения возникающих в процессе профессиональной деятельности противоречий в форме проблем.

В режиме саморазвития сотрудник ГПС МЧС России выходит за рамки традиционной культуры, формирует новые знания, новые приемы и методы познания, превращается в самодвижущуюся систему. Применительно к профессиональной деятельности данное свойство человека будет характеризоваться, прежде всего, способностью человека выходить за рамки круга основных профессиональных обязанностей, привнося в них новое, творческое, прогрессивное. Такая способность сотрудника ГПС МЧС России является одной из главных слагаемых его профессионализма.

Наиболее весомым фактором респонденты определили профессиональную компетентность к эффективному выполнению своих обязанностей.

Понятие «компетентный» в Словаре русского языка С.И. Ожегова определено как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области специалист. В энциклопедическом словаре указывается, что слово «компетентный» происходит от латинского «competo» - добиваюсь, подхожу и означает знания и опыт в той или иной области.

Следует отметить, что проблема профессиональной компетентности в настоящее время является одной из малоисследованных, но в последнее время к ней все чаще обращаются ученые, работающие в сфере педагогики.

Объективное содержание профессиональной компетентности раскрывается с использованием системного подхода к анализу, в основе которого лежит понимание сути профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.

Разделение труда выступает закономерностью процесса общественного развития. Отражение этого явления в профессиональной деятельности проявляется в становлении профессиональной структуры общества.

Исследование сущности феномена профессий через анализ генезиса становления этого явления позволяет выделить признаки профессий и их взаимосвязь с категорией «профессиональная компетентность»:

1) любая профессия проявляется обычно в результате действия объективных закономерностей, из чего следует, что и уровень профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России задается объективными факторами;

- 187 -

2) профессия всегда персонифицирована, следовательно, и профессиональная компетентность сотрудника ГПС МЧС России имеет форму личного выражения;

3) профессия выступает как форма личностного самовыражения и как продукт общественной потребности в конкретном виде профессиональной деятельности;

4) профессия приобретается двумя путями: путем профессионального обучения и в результате длительной практической деятельности, то есть приобретения профессионального опыта. Путь профессионального обучения является предпочтительнее, так как предлагает наиболее эффективный способ усвоения сути профессиональной деятельности. Поэтому закономерна эволюция процесса стихийного приобретения профессиональной компетентности в сторону ее сознательного, организованного формирования.

Под профессиональной культурой принято понимать часть общей культуры, она определяет и составляет основное содержание последней. В свою очередь, профессиональная культура личности включает профессиональный опыт (знания, навыки, умения), а также духовный компонент, представленный личностными качествами, приобретенными индивидом в процессе профессиональной деятельности.

Личностно-деятельностная сущность феномена профессиональной культуры означает умение работать творчески, с максимальной отдачей, настойчиво, с минимальными затратами энергии.

Профессиональная культура находит свое выражение в профессиональном мастерстве. Последнее, в свою очередь, является персонифицированной характеристикой уровня усвоения профессиональной культуры.

В современных исследованиях профессиональное мастерство рассма-

тривается в широком смысле этого слова как обладание профессиональным опытом в какой-либо области профессиональной деятельности, а в узком смысле означает высшую ступень квалификации специалиста, граничащую с искусством.

Основными чертами профессионального мастерства являются высокий уровень профессиональных умений, отличное владение знаниями, приемами и навыками, обеспечивающими высокую эффективность труда; индивидуальный почерк и в этом смысле - исключительность, незаменимость специалиста; совокупность ценностных характеристик мастерства, ее социальная и нравственная значимость.

Таким образом, если феномен профессиональной культуры охватывает все стороны профессиональной деятельности, то профессиональное мастерство содержит те стороны профессиональной культуры, которые обеспечивают наивысшую результативность труда по конкретной специальности. В структуре мастерства доминирующее положение занимают знания, навыки и умения, приобретенные в практической деятельности, а также профессиональный опыт.

Развитие и совершенствование сферы профессиональной деятельности проявляется в расширении количества профессий и специальностей, характеризующихся как творческие, высокосложные, то есть такие, которые выходят за границу накопленного опыта, предполагают высокую профессиональную культуру. Следствием этого является профессионализм, профессиональная компетентность. Качества профессиональной компетентности присущи сложным видам деятельности, к которым, несомненно, следует отнести деятельность сотрудника ГПС МЧС России. Наличие этих качеств является показателем степени усвоения сотрудником ГПС МЧС России профессиональной культуры.

- 188 -

В чем же сущность профессиональной компетентности? Ответ на данный вопрос можно найти при условии определения сущности категории «профессионализм». Чаще всего в них осуществляется произвольное толкование этих категорий, подмена одного другим, что, условно, приводит к представлению о них как синонимах. Если и есть некоторые попытки исследования этих явлений, то эти попытки предпринимались только на уровне изучения личностных качеств.

В зарубежных исследованиях феномен компетентности и профессионализма также не имеет строгих научных определений и представляется просто как характеристика личности специалиста. Так в разработанной социальной наукой модели «компетентного работника», получающей все большее внимание в мире, комментируется та часть спектра индивидуально-психологических качеств, в которые входит самостоятельность, стремление к саморазвитию.

В словарях, справочной литературе понятие «профессионализм» не раскрывается. Следовательно, под профессионализмом целесообразнее понимать интегративное качество специалиста, указывающее на обладание им необходимыми для успешного выполнения трудовых функций в конкретном виде деятельности знаниями, навыками, умениями и другими личностно-психологическими свойствами.

Профессиональная компетентность - это качественная характеристика степени овладения специалиста своей профессиональной деятельностью. Как видим, принципиальных различий в понимании рассматриваемых явлений нет, ведь качественная характеристика может ограничиваться наличием необходимых компонентов, позволяющих специалисту успешно справляться с кругом обязанностей, обусловленных его профессией.

Компетентность специалиста, по его мнению, предполагает включение в большей степени духовного компонента профессиональной культуры, так как от специалиста очень часто требуется выход за рамки профессионального стереотипа, служебной рутины как в экстремальных условиях тушения пожара, спасения людей, так и в мирное время.

Среди характеристик компетентного человека они называют следующие:

1) способность принимать решения относительно самого себя;

2) способность подавлять собственную неуверенность;

3) представление наиболее эффективных способов достижения цели;

4) способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе имеющихся знаний и опыта;

5) способность к анализу собственной деятельности.

Аспекты саморегулирования и самоанализа личности сотрудника ГПС МЧС России являются неотъемлемыми в суждениях относительно служебно-профессиональной компетентности.

Рассмотрение проблемы, как правило, начинают со следствия общих способностей - с обучаемости. Обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучающегося: познавательные возможности, особенности личности, качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость и т.д.).

С динамической стороны обучаемость характеризуют: темп продвижения, уровень достижений, устойчивость и возможность переноса (использование усвоенного приема для решения других задач). В этом контексте компетентность можно понимать как «обучен нос ть», в то время как способности — это «обучаемость».

- 189 -

Рассмотрим некоторые определения для разграничения понятий «компетентность» и «способность». Говоря о компетентности, мы подразумеваем характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированное™ соответствующих навыков и умений, степень владения профессиональной деятельностью сотрудника ГПС МЧС России.

Говоря о коммуникативной компетентности, авторы отмечают, что в литературе она раскрывается как степень удовлетворительного овладения определенными нормами общения и поведения, как результат обучения.

Из вышеизложенных рассуждений для нас весьма важно зафиксировать выводы авторов о том, что компетентность - это степень овладения (или уровень овладения) профессиональной деятельностью, результат обучения.

Понимая ком петентность как обученность, мы видим способность сотрудников ГПС МЧС России к переносу приобретенных знаний, навыков, умений в другую сферу деятельности (к качественному и более эффективному выполнению профессиональных действий в экстремальных условиях), отличающуюся от основной профессиональной деятельности специалиста. Для сотрудника ГПС МЧС России данное свойство весьма актуально. Причин тому несколько.

Во-первых — это крайне быстрая сменяемость образцов пожарной и аварийно-спасательной техники и имущества, для эксплуатации которых требуются новые знания. При этом следует добавить и то обстоятельство, что, как правило, каждое последующее поколение пожарной и аварийно-спасательной техники основывается на совершенно новых, принципиально отличных научных принципах и для того, чтобы решать задачу персональной подготовки специалиста для эксплуатации очередных новых типов пожарной

и аварийно-спасательной техники, не хватит ни сил, ни средств.

Во-вторых, специфика деятельности пожарно-спасательных частей состоит в том, что набор специалистов происходит иногда без учета его специализации. Это обусловлено и дефицитом специалистов и недостатками в работе кадровых органов.

О специалисте ГПС МЧС России, который не смог освоить свою новую должность, не справился с изменившимся кругом функциональных обязанностей, как правило, говорят: «Он оказался некомпетентным». Под этим понимается неспособность специалиста применить свои знания, навыки, умения в новых условиях профессиональной деятельности.

Исходя из данных рассуждений, зафиксируем еще одну характеристику категории «компетентность» - способность переноса знаний, навыков умений и опыта в другую сферу деятельности, другими словами, способность выхода за рамки освоенных профессиональных обязанностей.

Рано или поздно человек оказывается в условиях, которые требуют адаптации к новым видам профессиональной деятельности. Кто-то пытается найти себя в этих изменившихся условиях, но оказывается, что они, как правило, требуют от человека совсем иных качеств, чем те, которыми он обладает. Кто-то успешно находит оптимальные пути решения задач в новой системе профессиональной деятельности, но отнюдь не всегда росту компетентности здесь соответствует личностный рост. При этом следует помнить, что тушение пожаров, спасение людей, требует от сотрудника ГПС МЧС России проявления личностных качеств в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Для установления предпосылок успешной деятельности в своей профессиональной сфере сотрудник ГПС

- 190 -

МЧС России должен иметь не только соответствующие интеллектуальные и психологические характеристики, но и представлять собой целостную личностную систему, комплекс подсистем, при взаимодействии которых формируется феномен профессиональной компетентности.

Итак, профессиональная компетентность сотрудника ГПС МЧС России - новое, актуальное явление профессиональной культуры, значительно расширяющее, дополняющее и конкретизирующее ее смысл.

Под «профессиональной компетентностью сотрудника ГПС МЧС России» следует понимать инте -гративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности в экстремальных условиях на основе сформированных способностей к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в быстро меняющейся обстановке, а также решению задач, выходящих за пределы основного вида профессиональной деятельности.

Для сотрудников ГПС МЧС России проблема профессиональной компетентности имеет первостепенное значение, так как она определяет основную цель деятельности пожарно-спасательных частей - создание педагогических условий для профессиональной подготовки специалиста ГПС МЧС России, способного самостоятельно определять параметры своего развития и эффективно выполнять профессиональные действия в экстремальных условиях.

Исследование, проведенное в ряде пожарно-спасательных частей Красноярского края, позволило выявить основные причины такого положения дел, в числе которых:

1) отсутствие должной мотивации у сотрудников ГПС МЧС России к освоению новых профессиональных действий;

2) несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориента-ций у преобладающего числа вновь

набранных сотрудников ГПС МЧС России;

3) формирование знаний, навыков и умений без достаточного потенциала к саморазвитию;

4) декларирование формирования профессионально важных личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления и отсутствие технологий их формирования в учебном процессе пожарно-спасательной части;

5) отсутствие эффективных методов моделирования профессиональной деятельности в экстремальных условиях тушения пожаров, спасения людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о значимой роли личностных психологических качеств сотрудника ГПС МЧС России в структуре его профессионализма. К основным из них следует отнести такие, как смелость; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; уверенность в себе; способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысле -ние; способность объективно оце -нивать свои силы и возможности; способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач; уравновешенность, самообладание при конфликтах; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; склонность к риску.

Таким образом, указанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач сотрудниками ГПС МЧС России и

- 191 -

определяют успешность их профессиональной деятельности. Наивысший уровень развития личностных качеств позволяет сотруднику ГПС

МЧС России эффективно выполнять свои профессиональные действия в условиях тушения пожаров и спасении людей.

Примечания:

1. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография. СПб.: Изд-во ВИФК, 2008. 198 с.

2. Зайцев А.Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации: III Межведомственная науч.-практ. конф., 17 апреля 2009 г. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. Ч. 1. С. 147-150.

3. Симанович В.К., Трошунин А.В. Опыт формирования у курсантов объективных представлений об опасностях во время обучения на кафедре гражданской защиты // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации: III Межведомственная науч.-практ. конф., 17 апреля 2009 г. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. Ч. 2. С. 94-98.

4. Соловьева Е.П. Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов в вузах ГПС МСЧ России // Подготовка кадров в системе предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПб ГПС МЧС России, 2007. С. 85-87.

5. Niva Т.А. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry // IROSS. 1998. № 3.

References:

1. Endaltsev B.V. Physical culture, health and efficiency of a person in extreme ecological conditions: a monograph. SPb.: VIFK publishing house, 2008. 198 pp.

2. Zaytsev A.N. Methods of assessment of readiness of the employee of the Ministry of Emergency Situations for actions in emergency situations // Actual problems of safety in the Russian Federation: The III Interdepartmental scient. and pract. conf., April 17, 2009. Yekaterinburg: UrI MES of Russia, 2009. Part 1. P. 147-150.

3. Simanovich V. K., Troshunin A.V. Experience of formation of cadets* objective ideas of dangers in the course of training at the department of civil protection // Actual problems of safety in the Russian Federation: The III Interdepartmental scient. and pract. conf., April 17, 2009. Yekaterinburg: UrI MES of Russia, 2009. Part 2. P. 94-98.

4. Solovyova E.P. Problems of improvement of quality of specialists' training at higher schools of GPS MES of Russia // Personell training in the system of prevention of consequences of emergency situations: materials of the VI international scient. and pract. conf. SPb.: Publishing house of SPb GPS MES of Russia, 2007. P. 85-87.

5. Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry // IROSS. 1998. No. 3.

- 192 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.