Научная статья на тему 'Мода в условиях социализма'

Мода в условиях социализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3017
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виниченко И. В.

Мода неразрывно связана с политикой, идеологией и экономикой государства. В Советском Союзе велись поиски собственного советского стиля в одежде, не связанного с мировыми тенденциями моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fashion is inseparably linked with politics, ideology and economics of the state. In Soviet Union a proper soviet mode of dress unrelated to world fashion trends was developed.

Текст научной работы на тему «Мода в условиях социализма»

ных клиентел. К ним исследователь относит личные «команды» отдельных политических лидеров, большинство политических партий, органы власти, предприятия и т. д. Все они в условиях постсоветских реалий функционируют на основе неформально-личных связей по принципу «патрон-клиент» [3]. Как указывает ученый: «Реальными структурными единицами, образующими ткань властвующей элиты, являются клиен-телы или, как сегодня принято говорить, «команды», положение которых всецело зависит от влиятельности и популярности их лидеров. В условиях маргинализации, быстрой смены привычных ролей и статусов отношения личной зависимости и покровительства остаются устойчивой матрицей социального поведения, карьерных кульбитов и поразительных личных метаморфоз» [4].

H. М. Афанасьев указывает, что «в условиях статусной, материальной, правовой необеспеченности большинства граждан частные патронаты - вырастающие из ячеек номенклатуры, либо маргинального происхождения - выполняют роль частных союзов защиты и покровительства. Поскольку официальные власти не обеспечивают общественного порядка и личной безопасности граждан, происходит их замещение в этой роли клиентарными и частно-корпоративными структурами.

Резюмируя, можно сделать два заключения. Во-первых, коренная причина неудач многих реформаторских начинаний в современной России кроется в устойчивых, спонтанно воспроизводимых неформальных политических группах. Во-вторых, осмысление характера и результатов функционирования новых политических институтов, поиск путей их совершенствования требуют исследования неформальных групп в российской политике.

Литература

I. Перегудов С. П. Политическое представительство интересов: опыт запада и проблемы России // Полис. - 1993. - № 4. - С. 121.

2. Перегудов С. П. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис. - 1994. - № 5. -С. 73.

3. Афанасьев М. Н. Клиентела в России вчера и сегодня // Полис. - 1994. - № 1. - С. 122.

4. Афанасьев М. Н. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит // Полис. - 1994. - № 6. - С. 59.

МОДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА

Виниченко И.В., канд. истор. наук, доцент Омский государственный институт сервиса г. Омск, Россия

Мода неразрывно связана с политикой, идеологией и экономикой государства. В Советском Союзе велись поиски собственного советского стиля в одежде, не связанного с мировыми тенденциями моды.

Fashion is inseparably linked with politics, ideology and economics of the state. In Soviet Union a proper soviet mode of dress unrelated to world fashion trends was developed.

Каждая эпоха характеризуется определённым состоянием культуры, получающим своё образное выражение в костюме. Его изменения, всевозможные модные проявления зачастую являются отражением глубоких экономических, социально-психологических и политических перемен, происходящих в обществе. И сегодня не-168

редко возникают дискуссии на тему моды. Одни отстаивают своё право носить тот костюм, который соответствует их вкусам, другие, требуют соблюдения определённых норм, причём у разных групп населения они отличны. Эти взгляды формировались не одно десятилетие. Поэтому неслучайно в последнее время растёт интерес историков к советскому образу жизни, составной частью которого являлся костюм.

Мода и социализм на первый взгляд несовместимые понятия. Начиная с конца 1990-х годов российские и зарубежные историки и искусствоведы доказывают сам факт существования советской моды. Мы предлагаем рассмотреть основные этапы становления моды в Советском Союзе.

С самого начала отношения социализма к моде отличались враждебностью, считая её «эстетическим пережитком» прошлого. Поэтому после революции начались поиски собственного советского стиля одежды, о чём свидетельствует широкое обсуждение этой темы на страницах не только журналов мод, но и в таких изданиях, как «Работница», «Рабочая газета», даже на страницах центральной партийной печати. Интерес к подобной проблематике неуклонно рос. Круг вопросов расширялся: как должна выглядеть одежда советского человека, какой должна быть идеологически выдержанная мода новой эпохи? В 1928 году в качестве приложения к журналу «Красная панорама» начало выходить издание «Искусство одеваться». В 1933 году в «Комсомольской правде» появилась постоянная рубрика под названием «Мы хотим хорошо одевать-ся!»[1, с. 220].

Обсуждение подобных тем показывает, что в СССР не существовало «запрета на моду». В Советском Союзе одежда и костюм выступали как знаки принадлежности или непринадлежности к «своим». Таким образом, специфический советский стиль одежды служил идеологическим средством, во-первых, отделить мир советский от мира западного, а во-вторых, на территории советского мира отличать добро от зла, честного гражданина от вредителя или классового врага [2, с. 166].

Требования к новой советской моде были самые общие: скромная, изящная, приспособленная к трудовому быту, гигиеничная, красивая, но самое главное - сделанная хорошими руками советских мастеров. Первым и главным шагом на пути к решению этой задачи считалось освобождение от западной моды. Перед модными журналами ставилась задача наглядно продемонстрировать преимущества советской моды: её простоту и целесообразность - в противоположность «причудливым» и «нелепым» образцам западной моды.

Главным итогом 1920-1930-х годов стала реанимация основных символов традиционной моды, а также представлений о моде как норме жизни советского человека. Начиная с 1930-х годов, опустившийся на границах «железный занавес» надолго отрезал СССР от мировых центров моды. Страна «варилась в собственном соку», лишь изредка приобщаясь к модным веяниям извне. Поэтому стилевое развитие костюма советского периода представляет собой культурологический феномен, ставящий под сомнение все научные теории и модели, в СССР сложился стиль, который никак не был связан с европейской модой того периода. Советский стиль выражался не только в способе ношения одежды, но и в особом отношении к костюму и поведению в обществе.

Но основные попытки создания в СССР специфической советской моды относятся к послевоенному периоду. Чтобы советские люди после войны вспомнили о «правильном» каноне красоты, в 1944 году было принято решение о возобновлении издания журнала мод. И сразу после победы, в июне 1945 года, выходит в свет первый номер. В то же время был разработан проект, который предполагал ужесточение «железного занавеса», чтобы оградить СССР от влияния западных модных тенденций, а также перенести в мирные условия военно-директивные методы управления лёгкой

промышленностью. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в СССР единой централизованной системы моделирования одежды. Для решения данной задачи в 1944-1948 годах создавались региональные дома моделей, первоначально в крупных городах: Ленинграде, Киеве, Минске и Риге. К началу 1949 года было организовано 12 республиканских и областных домов моделей. Во второй половине 1950-х годов их уже 16. В 1948-1949 годах произошло объединение всех домов моделей в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей (ОДМ), созданным на базе Московского Дома моделей (МДМ) [3, с. 109]. В начале 1950-х годов ОДМ выступал главным проводником правильного «советского стиля».

Наиболее интересным направлением деятельности МДМ и ОДМ в середине 1940-середине 1950-х годов явилась теоретическая разработка и начало практической реализации концепции советской моды, под влиянием которой находилось моделирование в СССР и в последующие годы. Работа модельеров в направлении создания советской моды рассматривалась как важное средство пропаганды и воспитания у советских граждан хорошего вкуса. В отчёте МДМ за 1945 год предельно точно говорилось о «задаче научить различные слои населения искусству одеваться» [4, с. 189]. Такое упрощённое представление о возможностях «формирования» моды «сверху» было весьма характерным для всего советского периода.

В начале 1950-х годов западные тенденции моды считались пагубными для советских людей. В журнале «Огонёк» Илья Окунев, отвечая на вопросы читателей, писал: «У советских людей нет стремления во что бы то ни стало менять свой гардероб, чтобы быть одетыми "модно". Не считается у нас зазорным и сходство в одежде, потому что в условиях социалистического общества одежда не служит признаком принадлежности к разным классам. Мы хотим, чтобы люди разного общественного положения, горожане и сельские жители одевались в СССР одинаково хорошо» [5, с. 47].

Смена идеологических вех произошла с утверждением у власти Н. С. Хрущёва. Хрущёвский период был особенно плодотворен для принятия политических решений, касающихся сферы производства одежды, из-за заявленной программы реформ, которая была направлена на улучшение материального благосостояния советских граждан. С одной стороны, в это время смягчилось официальное отношение к западной моде, с другой, сформулирована концепция советской моды, «подходящей к условиям советской жизни и отражающей стиль соцреализма» [6, с. 57]. Для советской моды не были характерны сенсационность и экстравагантность, зато ей свойственны удобство, практичность, функциональность и гигиеничность. Меняясь из года в год, мода должна отражать успехи советской промышленности.

Период оттепели был важен для советской моды, поскольку десятилетие, когда костюм должен был следовать «правилам приличия», подошло к концу. К этому периоду новинки западной моды уже просачивались на страницы советских модных изданий. Но это ещё не означало, что предприятия по выпуску одежды начали производить модные вещи или что выбор в магазинах стал разнообразнее. Но под влиянием теневой экономики, а также молодёжной музыки и некоторого смягчения правил выезда за рубеж неофициальные стили в одежде начали приобретать всё большее значение, информация о модных направлениях, как и сами вещи, становилась всё более доступной. Мода выступала одним из проявлений параллельного общества, распространяя в обществе вкусы современной жизни западного образца [7, с. 48].

И всё же 1960-е годы по-прежнему сопровождались попытками создать собственную «советскую моду». В 1964 году в журнале «Декоративное искусство СССР» развернулась дискуссия о моде и стиле. Обозреватели советской моды наивно обсуждали возможность освобождения от «власти западной моды», выступали против «бессмысленных ежесезонных смен мод». К производству рекомендовались «простые» и 170

универсальные вещи без всяких «ультрамодных» элементов, так как социалистическая экономика, основанная на плановом хозяйствовании, не позволяла менять производственные стандарты и следовать за модой [8, с. 21].

В результате поиска собственной советской моды действительно был создан советский стиль, который не связан с мировыми тенденциями моды, но до сих пор узнаваем. Официальный советский костюм с его представлением о скромности, умеренности и изяществе заблокировал развитие моды в СССР на десятилетие. Этому же способствовали зависимость от свойственного плановой экономике способа принятия решений и пренебрежение запросам рынка. Вместе с тем не будь официального социалистического костюма и связанных с ним представлений о хорошем вкусе, не возникло бы и феномена неофициальной социалистической моды.

Таким образом, учитывая исторический опыт внедрения «искусственных» модных тенденций, необходимо помнить, что мы живём в век современных коммуникаций и информация о мировых тенденциях в моде доступна для всех. А так как мода является только своеобразным отражением общества, воздействовать на неё возможно только через модернизацию экономической, социально-психологической и политической жизни нашего общества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2012 годы, государственный контракт № 14.740.11.0569.

Литература

1. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. СПб.: «Летний сад», 1999. 320 с.

2. Уиддис Э. Костюм, предопределенный ролью // Теория моды. 2007. № 3. С. 163-186.

3. Журавлёв С., Гронов Ю. Власть моды и Советская власть: История противостояния // Историк и художник. 2006. № 3 (9). С. 100-113.

4. Бартлет Д. Давайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма // Теория моды. 2007. № 3. С. 183-232.

5. Окунев И. Как одеваются советские женщины // Огонёк. 1953. № 19. С. 47.

6. Захарова Л. Советская мода 1950-60-х годов: политика, экономика, повседневность // Теория моды. 2007. № 3. С. 55-80.

7. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М.: Лёгкая индустрия, 1966. 59 с.

8. Крамаренко Л. Об искусстве одежды // Декоративное искусство СССР. 1964. № 5. С. 16-21.

СТРУКТУРНЫЕ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСТСОВЕТСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Гареева Н.Э., аспирант Уфимский государственный нефтяной технический университет г. Уфа, Россия

В данной статье анализируются структурные и процедурные подходы, объясняющие содержание и факторы демократизации протекающих на территории стран бывшего СССР, а также подчеркивается их недостаточная эффективность при изучении постсоветских переходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.