Научная статья на тему 'Советская мода периода «Оттепели»: концепция и пути реализации'

Советская мода периода «Оттепели»: концепция и пути реализации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2647
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕТСКОЙ МОДЫ / СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ / ДОМ МОДЕЛЕЙ / SOVIET FASHION CONCEPT / SOVIET STYLE / FASHION HOUSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виниченко Ирина Владимировна

«буржуазной» эстетикой. В процессе практической реализации концепции советской моды в период «оттепели» складывается система, основанная на плановом хозяйстве и крупном фабричном производстве. Но она не справляется с задачей удовлетворения спроса населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet fashion at "thaw" period: the conception and Ihe ways of implementation

In the USSR Of postwar period the concept of the soviet fashion was developed, as well as the source of creativity, which is not linked with the "aesthetics of the bourgeois" During the "thawing" period, in the process of the practical realization of this concept the system is established on the basis of the planned economics and large-scale manufacturing. However, :t fails to satisfy the consumer demands.

Текст научной работы на тему «Советская мода периода «Оттепели»: концепция и пути реализации»

Омский государственный институт сервиса

СОВЕТСКАЯ МОДА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»: КОНЦЕПЦИЯ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ*______________________________________

В СССР разрабатывается концепция советской моды, ведется поиск собственного творческого источника, не связанного с «буржуазной» эстетикой. В процессе практической реализации концепции советской моды в период «оттепели» складывается система, основанная на плановом хозяйстве и крупном фабричном производстве. Но она не справляется с задачей удовлетворения спроса населения.

Ключевые слова: концепция советской моды, советский стиль. Дом моделей.

Начиная с конца 1990-х годов российские и зарубежные историки и искусствоведы доказывают сам факт существования советской моды. Анализу подвергаются как работы дизайнеров, так и образцы одежды, распространенные среди различных групп населения СССР. В настоящей статье предлагается рассмотреть пути внедрения концепции советской моды в государственную систему производства одежды в период «оттепели» и определить место региональных домов моделей в ее реализации.

Поиски собственного «советского стиля» одежды начинаются уже после революции, но основные попытки создания в СССР специфической советской моды относятся к послевоенному периоду. В 1944 году на базе существовавших до войны учреждений моды был создан Московский Дом моделей (МДМ).

Партийно-государственный аппарат предпринимает попытки регламентировать повседневность через моду. С 1948 года МДМ был переведен на государственное финансирование. При этом государство получило возможность контролировать, во что одевается население, формировать через одежду вкус, а также регулировать модные тенденции собственной советской моды — прогнозируемой, политически корректной, годной для советских граждан. Для этого разрабатывается концепция советской моды, подходящей к условиям советской жизни и отражающей стиль соцреализма |1, с. 57). Предполагалось, что для советской моды не характерны сенсационность и экстравагантность, зато ей свойственны удобство, практичность, функциональность и гигиеничность. Меняясь из года в год мода должна была отражать успехи советской промышленности. Таким образом, концепция моды являлась способом регламентации внешности, так как одежда подвергалась четкой классификации по социальнопрофессиональным признакам и по видам деятельности при ее создании и публикации моделей в журналах.

В 1944 — 1948 годах создаются региональные дома моделей, первоначально в республиканских и областных центрах. В 1948- 1949 годах произошло их объединение в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей (ОДМ), созданным на базе МДМ [2, с. 109]. В начале 1950-х годов ОДМ выступал главным проводником правильного «советского стиля». В Сибири и на Дальнем Востоке подобную функцию выполнял Новосибирский Дом моделей, созданный в 1948 году на базе спецателье. Позже к нему добавились Алтайский и Кемеровский Дома моделей.

С 1950 года на ОДМ была возложена функция контроля и оказания содействия как швейным фабрикам, так и ателье индпошива в деле постоянного обновления ассортимента в соответствии с тенденциями моды. В связи с этим в домах моделей распространилась система курсов переподготовки модельеров с периферии, «прикрепления» модельеров и «кураторства» над конкретными предприятиями.

Чтобы найти собс твенный творческий источник, несвязанный с «буржуазной» эстетикой, в Домах моделей обращаются к народному творчеству. Эта тенденция зародилась еще в послереволюционный период и культивировалась в Советском Союзе почти до времён перестройки. Повсеместное использование фольклорных мотивов в своем творчестве существовало и в конце сталинского периода. Например, в 1950 году в ОДМ М.Д. Плотникова создала платье-рубашку с отделкой вышивкой по мотивам мордовской национальной одежды, выходное шерстяное платье-рубашку с завязкой на поясе и с вышивкой в чувашском народном стиле. Другой модельер, А.А. Жарнова, создала в том же сезоне платье в форме русской народной поддевки. В полном отсутствии сексапильности этих моделей чувствуется откровенное неприятие европейских тенденций моды [3, с. 300).

Модели в фольклорном стиле разрабатывались во всех домах моделей СССР и всегда присутствовали на страницах журналов мод. Это подтверждают в своих воспоминаниях сотрудники Новосибирского Дома моделей тех лет: «В 1950-е годы у нас не было абсолютно никакой заграничной информации и тогда расцвел фольклорный стиль. <...> Тогда все моделирование строилось на фольклорном стиле»1.

Руководящие органы всех уровней по-своему поддерживали эту тенденцию. Например, постановление Совета народного хозяйства Западно-Сибирского экономического района содержит рекомендации: «разрабатывая конструкции, учитывать климатические условия Сибири, использовать народный орнамент»2. Привнесение фольклорных элементов в вербальное или материальное выражение модной тенденции должно было окончательно убедит!» общественность в том, что советская мода отлична от западной |1, с. 611. Большинство таких моделей в народном стиле не нашло широкого распространения. Народные формы одежды и приемы декорирования уже не соответствовали сов-

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта « Женский костюм в советской повседневности периода “оттепели"» №09-01-67103а/Т

ременному образу жизни. Механический перенос в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного косгюма приводили к его декоративной перегрузке, который напоминал здания тех времен с характерной помпезностью и украшательством |4, с. 47].

Успешно русский стиль разрабатывали Е. Иванова и Г. Гагарина. Популярным направлением считалась связь традиций и современности. Ярче других этот стиль в своей коллекции « Русская серия» (1965 — 1968 гг.) воплотил В. Зайцев. Талантливая переработка действительно богатого исторического наследия народного костюма многонационального государства делало «советский стиль» интересным. Среди сибирских модельеров можно отметить модель Ильиной «Серебряный снег», получившую третью премию на конгрессе моды в 1958 году3.

Важное значение при создании советской моды играло ансамблевое моделирование. Ансамбль костюма характеризуется строгой взаимоподчинён-ностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой — интерьером и экстерьером [5, с. 12]. Дома моделей регулярно подчеркивали в отчетах

о своей работе, что модели разработаны в виде ансамбля. Швейным фабрикам также рекомендовалось при разработке новых моделей швейных изделий руководствоваться «основными направлениями моды в ансамбле»*.

В процессе практической реализации концепции советской моды работа модельеров рассматривалась как важное средство пропаганды и воспитания у советских граждан хорошего вкуса. Перед ними ставилась «задача научить различные слои населения искусству одеваться» [6, с. 189].

Так, например, управление швейной промышленности Западно-Сибирского экономического района рекомендовало Новосибирскому Дому моделей «систематически выезжать в городи на предприятия экономического района с докладами о направлении в моделировании с демонстрацией моделей»5. В отчетах дома моделей о деятельности в области пропаганды моды есть данные о количестве проведенных показов коллекций в клубах, институтах, школах, магазинах, кинотеатрах, домах культуры. Проводились выездные показы мод в других городах региона: Барнауле, Омске, Алма-Ате, Томске, Иркутске, Кемерове, Чулыме, Искитиме, Бердске, Академгородке и других®. Проводились и еженедельные показы мод в демонстрационном зале дома моделей. Помимо показов читались лекции о новом в моде и об искусстве одеваться. С распространением телевидения показы моделей и беседы о моде стай появляться и на телевизионных экранах7.

Такое упрощенное представление о возможностях «формирования» моды «сверху» было весьма характерным для всего советского периода. А следование нормам «советского стиля» в повседневной практике расценивалось как обладание хорошим вкусом. В идеале предполагалось — женщина со вкусом одевается модно в любой обстановке. Эти правила распространялись на все сферы жизни и все возможные ситуации, будь то работа, дом, путешествия, танцы, театр, партсобрания и т. п. Так, характерной приметой того времени были создававшиеся всеми домами моделей специальные сельские и рабочие коллекции — одежда для доярок, птичниц, штукатуров и т. д. Проводились специальные «рабочие показы». Разработку специальной одежды вели и модельеры Новосибирского Дома моделей.

Модели рабочей одежды они представляли в июне 1962 года на Всесоюзной выставке одежды, обуви и трикотажа в г. Москве*. Проводились показы рабочей одежды на промышленных предприятиях.

Приход Н.С. Хрущева к власти вызвал быстрые изменения в стране. СССР открыл для себя мир: международные обмены и контакты, поездки делегаций за рубеж и визиты в страну. Но самое существенное — иной становилась жизнь внутри страны. На волне общественного подъема рождались новая литература, живопись, театр, мода. В конце 1950-х смягчилось официальное отношение к западной моде, ее трактовка вернулась к консервативным образцам швейного мастерства и практикам традиционной женственности [6, с. 189].

В этот период в Новосибирский Дом моделей начинают периодически поступать зарубежные журналы мод, по которым творческий коллектив знакомился с модой зарубежных стран*. По журналам разрабатывались модели1®. Конструкторы прорабатывали материалы по конструированию мужской, женской и детской одежды Венгрии, ГДР, Чехословакии и Польши11. Модели, разработанные в Новосибирском Доме моделей, представлялись на международных выставках и конкурсах в Лейпциге, Будапеште, Брюсселе, Варшаве; принимали участие в показах моделей в Японии, Индии, Эфиопии. На VII Международном конкурсе одежды в Варшаве в числе пяти лучших манекенщиц Домов моделей страны Сибирь представляла девятнадцатилетняя манекенщица Новосибирского Дома моделей Галина Решетникова [7]. Для возможности общения с зарубежными коллегами во время поездок в Новосибирском Доме моделей преподается английский язык.

В результате зарубежных командировок советских инженеров, технологов, модельеров и конструкторов одежды происходил перенос западных технических приемов и модных тенденций в советскую промышленность. Однако речь шла не о слепой имитации. Сами модельеры характеризовали свой подход к западной моде как творческий: они заимствовали только те идеи, которые можно было применить в советских условиях [ I, с. 61 ]. При этом советскую моду по-прежнему должны были отличать общедоступность, массовость и бессословность.

В целом, период «оттепели» был важен для советской моды, поскольку десятилетие, когда костюм должен был следовать «правилам приличия», подошло к концу. К этому периоду новинки западной моды уже начали просачиваться на страницы советских модных изданий. Но это еще не означало, что предприятия по выпуску одежды начали производить модные вещи или что выбор в магазинах стал разнообразнее.

Большие проблемы возникли в процессе внедрения моды в производство. В хрущевский период была заявлена программа реформ, которая была направлена на улучшение материального благосостояния советских граждан. При решении проблемы неудовлетворённого спроса населения основные силы «были брошены» на развитие крупного фабричного производства. Но предприятия стремились прежде всего выпускать ту продукцию, которая была выгодна для выполнения плана и слабо ориентировались на многообразные запросы потребителей. В магазины в большом количестве поступала продукция низкого качества и не пользовавшаяся спросом покупателей. Хотя партия и правительство постоянно пытались эффективно скоординировать действия различных звеньев производства и распределения одежды,

ассортимент товаров в советских магазинах не удовлетворял спрос потребителей в течение всего изучаемого периода.

Дизайнеры советского периода утверждают, что они не стремились создавать «простенькие и серенькие» модели, но существовал пресловутый план. Министерство спускало технологические заявки, где было все ирописано вплоть до количества швов и фурнитуры, не говоря уже об ассортименте, и «...ничего изменить уже было нельзя»12. А оценка работы художников-модельеров теперь осуществлялась не столько в соответствии с количеством и качеством разработанных ими оригинальных моделей, сколько по факту их внедрения в производство. Художественный совет, состоявший преимущественно из представителей трестов, швейных предприятий и торговли, выбирал модели, которые было удобно производить без особой перестройки производства. Подобная практика получила распространение и в дальнейшем, о чем свидетельствуют более поздние публикации в прессе: «...подобная система не только не способствует развитию художественного творчества в создании одежды, а, наоборот, глушит его, утилизирует саму идею поиска. 80 процентов своего времени художник обязан работать «на конвейер», который явно не успевает за модой» [8].

Кроме этого, необходимо отметить, что важное значение в процессе модернизации лёгкой промышленности и сферы услуг играло обеспечение их квалифицированными кадрами. В рассматриваемый период уровень образования на предприятиях легкой промышленности и бытового обслуживания был низким, особенно региональных. Так, укомплектование должностных категорий на предприятиях управления швейной промышленности Западно-Сибирского экономического района выглядит следующим образом. Директора предприятий — всего 26 человек, из них: 4 человека имели высшее образование, 2 — средне-техническое, 20 — практиков. Главные инженеры - 26 человек: 24 человека со среднетехническим образованием и 2 практика. Главные технологи и конструкторы — 14 человек: 2 - человека с высшим образованием, 5 — со средне-техническим и 7 — практиков13.

Подобная ситуация складывается и в Новосибирском Доме моделей. Так, на 1 января 1964 года дом моделей не имел ни одного модельера с высшим образованием14. Низкая обеспеченность кадрами отражалась на качестве. Например, в осенне-зимнем сезоне 1963— 1964 года Новосибирским Домом моделей было внедрено в производство 515 конструкций, внедрение составило 80 %. В весенне^етнем сезоне 1964 года было заказано фабриками 4Т/ конструкций, что составило 76 %15. Имелись замечания фабрик в адрес конструкторов. Например, за 1960 год поступило 27 претензий1®. За 1962 год от швейных фабрик поступило шесть писем с претензиями на некачественно выполненные лекала и техническую документацию17. В 1963 году поступили замечания со швейных фабрик г. Биробиджана и г. Благовещенска; фабрики «Большевичка» г. Омска; фабрики №4 г, Барнаула; фабрики N9 2 г. Бийска; фабрик N8 3, N5 8 и им. ЦК профсоюзов швейников г. Новосибирска1*.

Улучшению качества моделей и конструкций должен был служи ть метод моделирования одежды на одной конструктивной основе, который широко внедрялся в этот период и отражался в отчетной документации. Так, в 1961 году Новосибирским Домом моделей на одной конструктивной основе были разработаны 44 модели19.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР все дома моделей должны были в первом полугодии 1962 года перейти на разработку конструкций по полнотным группам, что потребовало большой подготовительной работы20.

Модельеры и конструкторы домов моделей проходили обучение и стажировки в ОДМ. Всем домам моделей рекомендовалось «совершенствовать шкалу типоразмеров и типовых методов конструирования одежды, разрабатывать и внедрять базовые конструкции, универсальные стандартизированные детали»21.

Таким образом, в результате внедрения концепции советской моды в систему государственного производства одежды была сделана ставка на крупное фабричное производс тво, а для оценки деятельности предприятий руководящими органами всех уровней стали количественные показатели. Сложившаяся система, основанная на плановом хозяйстве, не позволяла менять производственные стандарты, что способствовало рекомендации к производству «простых» и универсальных вещей без всяких «ультро-модных» элементов. Хотя политика открытости периода «оттепели» способствовала проникновению западных тенденций в СССР, официальный дискурс так и не отказался от своих требований к костюму и продолжал пропагандировать эту эстетику. «Советский костюм» с его представлением о скромности, умеренности и изяществе заблокировал развитие моды в СССР на десятилетия. Общие тенденции развития модной индустрии были одинаковы по всей стране. Региональные дома моделей были включены в общую систему производства одежды, перед которыми ставилась задача по пропаганде советской моды и воспитания вкуса у потребителей.

Примечания

1 Интервью с Грицюк В. Э. 11 ноября 2009 г. г. Новосибирск.

2 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 23. А. 22.

3 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1. Д. 58. Л. 14.

4 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 23. Л. 23.

4 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 23. Л. 23.

6 ГАНО. Ф.Р-1655. Оп. 1.Д. 19. Л. 67; Д. 39. А. 73, Ф. Р-1660. Он. 1.Д 155. Л. 23; Д. 194. Л. 12; Д. 25. Л. 14; Д. 15. Л. 5; Д. 58. А. 13; Д 101. А. 9.

7 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 15. Л. 5; Д. 58. Л. 13; Д. 101.Л. 9.

п ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 25. Л. 13.

* ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1 Д. 25. Л. 15.

10 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 155. А.23.

11 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 101. Л. 9-10.

12 Интервью с Грицюк В. Э. и Тотмениной М. И. 11 ноября 2009 г. г. Новосибирск.

13 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 2. Л. 34.

14 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1.Д 19. Л. 66.

15 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 19. Л. 68.

16 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 155. Л. 18.

17 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1. Д. 25. Л. 16.

18 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1.Д. 19. Л. 68.

19 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д. 194.Л.6.

20 ГАНО. Ф. Р-1660. Оп. 1.Д.25.Л. 15.

21 ГАНО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д 23. Л. 22.

Библиографический список

1. Захарова. А Советская мода 1950 — 1960-х годов: политика, экопомика, повседневность/Л. Захарова//Теория моды. - 2007. - N0 3. - С. 55 - 80.

2. Журавлев, С. Власть моды и Советская власть: История противостояния / С. Журавлев, Ю. Тронов // Историк и художник. - 2006. - №3(9). - С. 100-113.

3. Васильев. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях / А. Васильев. - М.. 2004. — 448 с.

4. Випиченко, И. В. Попытки использования народных традиций при создании советского костюма 1950-х годов / Вини ченко И. В. // Сохранение и развитие русской культуры и православной духовносги : материалы Омской научно-практической конференции / отв. ред. И. В. Волохина, Г. Г. Волощенко, Н. А. Томилов. — Омск. 2007. — С. 46 — 47.

5. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. — М.. 1985. - 264 с.

6. Бартлег. Д. /кивайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма / Д. Бартлет // Теория моды. - 2007. - №3. - С. 187 — 232.

7. На Международном конкурсе одежды // Советская Сибирь. — 1956. — 2 июня.

8. Тотменина. М. Не ремесленник, а творец / М. Тотьменина // Социалистическая индустрия. - 1970. - 30 мая.

ВИНИЧЕНКО Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «Конструирование швейных изделий».

Адрес для переписки: e-mail: irvin61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2009 г.

© И. В. Виниченко

Информация

Совместная программа «Михаил Ломоносов» Министерства образования и науки РФ и DAAD: научно-исследовательские стипендии и научные стажировки (Michail-Lomonosov-Forschungsstipendien und -aufenthalte)

Сроки стажировки:

— с 01.10.2011 no31.03.2012 (научно-исследовательские стипендии для целевой группы «А»);

— с 15.09.2011 по 15.12.2011 (научные стажировки для целевой группы «В»).

Целевые группы:

«А»: Аспиранты и молодые ученые технических и естественных дисциплин, которым на 01.10.2011 еще не исполнится 35 лет, имеющие диплом специалиста или магистра.

«В»: Преподаватели и ученые технических и естественных дисциплин, которым на 15.09.2011 еще не исполнится 45 лет, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук.

Соискатели должны быть сотрудниками одного из государственных вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ (МОН1. В связи с тем что система МОН постоянно реформируется, перед началом оформления документов рекомендуем Вам уточнить подведомственность Вашего вуза непосредственно в МОН. Контактные телефоны МОН находятся на официальном сайте по адресу: http://

Заявки от лиц, местом работы которых являются научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, не принимаются.

Совместная стипендиальная программа DAAD и Министерства образования и науки РФ предоставляет российским аспирантам и преподавателям технических и естественных наук возможность работы над диссертацией и научных исследований в университетах и внеуниверситетских научных центрах Германии и расширения контактов с немецкими коллегами.

Если соискатели уже находятся в Германии, то на момент открытия стипендии DAAD, т.е. 15 сентября или 1 ок тября 2011 г., срок их пребывания в Германии не должен превышать двух лет.

Языковые знания и их оценка:

Соискатели должны хорошо владе ть немецким или английским языками в объеме, достаточном для общения с немецкими коллегами по научной тематику Для соискателей группы «А» требуется подтверждение знаний немецкого или английского языка (см. обш^Гё положения).

Пакет документов включает в себя обязательные:

1. формуляры Министерства образования и науки РФ

2. бланк заявки DAAD.

Формуляры А, В и С Минобрнауки РФ можно распечатать из Интернета: (http://www.daad.ru/ ЕшпДВШ10£)-

Бланк DAAD заполняется Online, распечатывается в формате PDF и прикладывается к пакету документов (см. http;//www.daari.ni/online.html. Лишь в исключительных случаях, по согласованию с координатором программы, допустимо заполнение старого бланка заявки (см. Antrag auf ein Forschungs-/Studienstipendium)

Необходимо представить три комплекта документов (два последующих экземпляра можно скопировать с

1 -го комплекта-оригинала).

Все документы, кроме русскоязычных формуляров А, В и С Минобразования и науки РФ, подаются на немецком или английском языке.

Три комплекта документов (включая формуляры А, В, С для Министерства РФ) с пометкой на почтовом конверте «Программа "Михаил Ломоносов"» должны быть отправлены в Московское представительство DAAD. Конкурс открыт с 15 мая.

Более подробная информация доступна на сайте www.daad.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.