Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СТРУКТУРЫ ОСОБОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СТРУКТУРЫ ОСОБОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРЕССИЯ / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агарзаев С.К.

В статье исследуются актуальные вопросы института особого правового режима военного положения. Проводится анализ современного состояния и новых военных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Автором предпринята попытка осмысления режима военного положения как многоуровневой структуры. Предложены пути развития и совершенствования института военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL STRUCTURE OF THE SPECIAL LEGAL REGIME OF MARTIAL LAW

The article examines topical issues of the institution of a special legal regime of martial law. The analysis of the current state and new military threats to the national security of the Russian Federation is carried out. The author attempts to comprehend the martial law regime as a multilevel structure. The ways of development and improvement of the institution of martial law are proposed.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СТРУКТУРЫ ОСОБОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_121 УДК 342.951

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СТРУКТУРЫ ОСОБОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ MULTILEVEL STRUCTURE OF THE SPECIAL LEGAL REGIME OF MARTIAL LAW

АГАРЗАЕВ Селди Короглуевич,

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: agarzaev024@gmail.com;

Agarzaev Seldi Korogluevich,

Post-graduate student of the Department of Management internal affairs bodies in special conditions Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8. E-mail: agarzaev024@gmail.com

Краткая аннотация: В статье исследуются актуальные вопросы института особого правового режима военного положения. Проводится анализ современного состояния и новых военных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Автором предпринята попытка осмысления режима военного положения как многоуровневой структуры. Предложены пути развития и совершенствования института военного положения.

Abstract: the article examines topical issues of the institution of a special legal regime of martial law. The analysis of the current state and new military threats to the national security of the Russian Federation is carried out. The author attempts to comprehend the martial law regime as a multilevel structure. The ways of development and improvement of the institution of martial law are proposed.

Ключевые слова: национальная безопасность, агрессия, особый правовой режим, военное положение, военные угрозы.

Keywords: national security, aggression, special legal regime, martial law, military threats.

Для цитирования: Агарзаев С.К. Многоуровневость структуры особого правового режима военного положения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 121-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_121.

For citation: Agarzaev S.K. Multilevel structure of the special legal regime of martial law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 121-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_121.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются защита человека, общества и государства. Провозглашенные высшей ценностью Конституцией Российской Федерации права и свободы человека охраняются и защищаются государством. Для их защиты государство применяет различные инструменты, в том числе, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Основу такого правового инструментария государственного управления составляют правовые режимы [1, с. 243].

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и призванный упорядочить социальные процессы [6, с. 17-20]. В зависимости от средств, методов и способов осуществления правовые режимы подразделяют на обычные и особые. Под обычными правовыми режимами понимаются широко распространенные в повседневной жизни режимы, призванные упорядочить общественные отношения и деятельность различных субъектов права, такие как: режим труда, паспортный режим, режим въезда и выезда за границу и другие. Особые правовые режимы связаны с наступлением экстраординарных условий и чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) угрожающих безопасности граждан, общества и государства, для разрешения которых требуется специальная форма государственного управления [5, с. 30]. К ним относят режимы чрезвычайного и военного положения.

В настоящее время, в виду осложнённой военно-политической обстановки в мире, особенно актуален особый правовой режим военного положения. Правовую основу института военного положения в России составляют Конституция Российской Федерации (далее -Конституция РФ) и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее - ФКЗ №1). Предусмотренный статьей 87 Конституции РФ особый правовой режим военного положения может быть введен на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии1.

Под агрессией против Российской Федерации понимается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств) указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации2.

В условиях глобализации все больше угроз, в том числе и в военной сфере, носит скрытый, латентный характер. Новым вызовом государственной безопасности явилась комбинация открытых и тайных военных действий, которые носят «гибридный» характер [3, с. 248]. Попытки подрыва безопасности страны осуществляются посредством экономических, экологических, демографических, идеологических и информационных инструментов. Таким образом, в настоящее время безопасность личности, общества и государства в целом находится под

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.01.2022).

2 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ «О военном положении» // СПС КонсультантПлюс.

постоянной угрозой [3, с. 254]. Проявление скрытой угрозы агрессии может выражаться в наращивании военной мощи другим государством или группой государств и постепенном стягивании вооружения к границам РФ. Ввиду чего, расширение сфер военного влияния иностранного государства или группы государств, может рассматриваться в качестве скрытой угрозы агрессии против РФ.

О наличии скрытой угрозы агрессии против РФ не раз отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию 21.02.2023 в очередной раз было обращено внимание на то, что США и НАТО ускоренно разворачивали у границ нашей страны свои армейские базы, в ходе манёвров осваивали театр будущих военных действий, готовили подвластный им киевский режим, порабощённую ими Украину к большой войне1.

Незаконное свержение власти в 2014 г. и последующие национализация и милитаризация Украины зеркально повторили события 30-х гг. прошлого века, а именно приход к власти Гитлера и превращение Германии в оплот фашизма. Украина «назначается» Западом в качестве военного противника для России. Весь ход развития событий и анализ информации показывал, что столкновение России с националистическими силами на Украине были неизбежны. В этой связи становится понятным решение Президента Российской Федерации В. В. Путина о проведении специальной военной операции по денационализации и демилитаризации Украины [4, с. 107].

В период проведения специальной военной операции жители Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей вышли с предложением о проведении референдумов за вхождение данных субъектов в состав Российской Федерации. Результаты волеизъявления жителей указанных регионов были поддержаны Российской Федерацией, после чего, 30 сентября 2022 года Донецкая Народная Республика2, Луганская Народная Республика3, Запорожская область4 и Херсонская область5 вошли в состав Российской Федерации.

В последующем, в связи с применением вооруженной силы иностранных государств против территориальной целостности Российской Федерации Указом Президента РФ № 756 (далее - Указ № 756) с 20 октября 2022 года на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение6. Данное обстоятельство ознаменовало переход из статического состояния режимного военного инструментария РФ в состояние динамики, не осуществлявшегося на протяжении последних 76 лет. Ранее военное положение вводилось 22 июня 1941 года на территории 26 регионов Советского Союза7.

Однако, создавшаяся обстановка, которая характеризуется как прокси-война НАТО против России, потребовала принятия и иных мер защиты национальной безопасности, которые были реализованы Указом Президента РФ от 19.10.2022 года № 757 (далее - Указ № 757). Данным указом на ряде территорий РФ введены режимы (уровни реагирования): максимальный уровень реагирования, средний уровень реагирования, уровень повышенной готовности, уровень базовой готовности8.

Градация введенных режимов по четырем уровням является новым, что предполагает более углубленное их исследование. Всесторонне рассмотреть все аспекты обозначенных режимов реагирования при военных угрозах в отдельной статье не представляется возможным. В этой связи, автор стремится обозначить только основные направления по совершенствованию правовых основ новых подходов к реализации введенного в отдельных местностях РФ режимах реагирования и готовности в развитии института военного положения.

Во-первых, на территории четырех субъектов РФ (Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей) введен максимальный уровень реагирования. В рамках данного режима высшие должностные лица субъектов наделены полномочиями по реализации всего комплекса мер, предусмотренных ФКЗ №1. Реализация мер, применяемых на территории на которой введено военное положение, ограничивающих конституционные права человека, связана с ведением на указанных территориях активных боевых действий и является необходимым условием для отражения агрессии против России. Юридическими основаниями являются Конституция РФ, ФКЗ №1, Указы Президента РФ № 756 и № 757.

Во-вторых, на территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя введен средний уровень реагирования. Расширение полномочий органов исполнительной власти данных субъектов РФ приграничных с Украиной представляет исследовательский интерес. Приближенность к линии активных боевых действий, указанных восьми субъектов РФ, предполагает необходимость повышения эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по минимизации угроз национальной безопасности государства. В виду этого, полномочия высших должностных лиц (органов исполнительной власти) указанных субъектов РФ были расширены возможностью реализации ряда дополнительных мер:

а) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС КонсультантПлюс.

2 Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6930.

3 Федеральный конституционный закон от 04 октября 2022 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6931.

4 Федеральный конституционный закон от 04 октября 2022 года № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6932.

5 Федеральный конституционный закон от 04 октября 2022 года № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6933.

6 Указ Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).

7 Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» // СПС КонсультантПлюс.

8 Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).

б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

в) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

г) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

д) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

е) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны1.

Законодательная регламентация вышеуказанных мер содержится в п. 2 ст. 7 ФКЗ №1. Однако, сравнительный анализ данных

мер показывает, что в Указе № 757 они были конкретизированы. Так, пп. «г» п. 3 Указа № 757 отличается от пп. 4 п. 2 ст. 7 ФКЗ № 1 тем, что в Указе № 757 данная мера изложена без словосочетания: «на которой введено военное положение». Это связанно с тем, что указанные меры относятся к перечню тех, которые могут применяться только на территории, на которой введено военное положение. Следовательно, юридическим основанием расширения полномочий высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов РФ приграничных с Украиной, является Указ Президента РФ № 757. В этой связи, ряд авторов2 выразили обеспокоенность тем, что режим среднего уровня реагирования, являясь новеллой российского законодательства, расширяет ряд полномочий высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов РФ, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционных. В тоже время отмечается, что режим среднего уровня реагирования характеризуется охранительной функциональной направленностью и относится к федеральным экстраординарным административно-правовым режимам [2, с. 92].

В-третьих, на территориях Центрального и Южного федеральных округов, за исключением вышеперечисленных субъектов РФ, введен уровень повышенной готовности. Не смотря на терминологическую схожесть с режимом повышенной готовности регламентированным Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68), их нельзя считать тождественными. Основным отличительным критерием выступает целевое назначение этих режимов. Так, целевым назначением режима повышенной готовности, регламентированным ФЗ №68, является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Целевое назначение режима (уровень повышенной готовности) связано с введением режима военного положения и направлено на создание условий для отражения и предотвращения агрессии против РФ.

В-четвёртых, на территории остальных субъектов РФ, не упомянутых выше, введен уровень базовой готовности. В рамках данного режима высшие должностные лица субъектов РФ реализуют меры по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охране военных, важных государственных и иных объектов, а также введению особого режима работы ряда объектов, в том числе представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. Подобные меры могут применяться на территории РФ в рамках уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, регламентированную ФЗ № 68, и раскрываемую как состояние готовности органов управления и органов государственной власти РФ по принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации. Однако установленный Указом № 757 базовый уровень готовности ранее не упоминался в российском законодательстве и характеризуется лишь через основные компетенции [7, с. 16].

О реализации вышеуказанных дополнительных мер, в настоящее время, можно судить лишь по указам высших должностных лиц субъектов РФ3. Так, в каждом субъекте РФ образован оперативный штаб и определены меры по ликвидации угроз национальной безопасности государства в рамках введенных на их территориях особых режимов реагирования. Однако, оценка их эффективности, в настоящее время, затруднительна. Возможности такого анализа ограниченны продолжением специальной военной операции, в связи с чем данный вопрос будет исследоваться в последующем.

Таким образом, можно отметить, что проявление скрытой угрозы агрессии может выражаться в наращивании военной мощи другим государством или группой государств и постепенном стягивании вооружения к границам РФ. Переход особого правового режима военного положения из состояния статики в динамику, связанный с его введением на ряде территорий РФ, ознаменован с одновременным его развитием. Градация режима военного положения по уровням явилась новеллой российского законодательства не известной ранее. Очевидно, что наличие неточностей, в действующих нормативных правовых актах, требуют их дальнейшего осмысления и совершенствования законодательства РФ в области обеспечения военной безопасности. Вероятно, в обозримом будущем, институт военного положения законодательно закрепит многоуровневую режимную структуру, введение которого будет обусловлено рядом критериев.

1 Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757. - С. 3.

2 Демченко, М. С. Проблемы обеспечения прав личности в условиях военного положения и «режима реагирования» / М. С. Демченко // Права человека: история, теория, практика: десятая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей, Курск, 15 ноября 2022 года / Юго-Западный государственный университет. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2022. - С. 123. Советов, И. К. Правовой режим военного положения в системе обеспечения национальной безопасности России / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. - 2022. - № 3(93). - С. 15.

3 Указ Главы Республики Дагестан от 21.10.2022 № 192 «О мерах по реализации в Республике Дагестан Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023); Распоряжение Губернатора Красноярского края от 20.10.2022 № 657-рг «О создании оперативного штаба по вопросам реализации мер, связанных с введением на территории Красноярского края режима (уровня базовой готовности)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023), и др.

Библиогра фия:

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.

2. Артамонов, А. Н. Режим среднего уровня реагирования и его видовые характеристики / А. Н. Артамонов // Экономика. Социология. Право. -2022. - № 4(28). - С. 88-93.

3. Грищенко, Л. Л. Гибридный характер современных войн и военных конфликтов / Л. Л. Грищенко // Государство. Право. Война (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): Материалы международной научной конференции. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2020 года / Под редакцией Н.С. Нижник. Том Часть 1. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 246-255.

4. Грищенко, Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции / Л. Л. Грищенко // Академическая мысль. - 2022. - № 2(19). - С. 106-111.

5. Зиборов, О. В. Административно-правовые режимы как объект научного осмысления / О. В. Зиборов // Актуальные вопросы применения норм административного права: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, Москва, 15 ноября 2018 года. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. - С. 227-230.

6. Матузов, Н. И. Правовые режимы: Вопросы теории и практики / Н. И. Матузов, А. В. Малько // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1996. - № 1(212). - С. 16-29.

7. Советов, И. К. Правовой режим военного положения в системе обеспечения национальной безопасности России / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. - 2022. - № 3(93). - С. 8-17.

References:

1. Alekseev S.S. Theory of law. M.: BEK Publishing House, 1995. - 320 p.

2. Artamonov, A. N. The regime of the average level of response and its specific characteristics / A. N. Artamonov // Economy. Sociology. The right. - 2022. - № 4(28).

- Pp. 88-93.

3. Grishchenko, L. L. Hybrid nature of modern wars and military conflicts / L. L. Grishchenko // State. Right. War (to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War): Materials of the international scientific conference. In 2 parts, St. Petersburg, April 28-29, 2020 / Edited by N.S. Nizhnik. Volume Part 1. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. - pp. 246-255.

4. Grishchenko, L. L. Features of the activity of internal affairs bodies in the conditions of a special military operation / L. L. Grishchenko // Academic thought. - 2022. -№ 2(19). - Pp. 106-111.

5. Ziborov, O. V. Administrative and legal regimes as an object of scientific understanding / O. V. Ziborov // Actual issues of application of administrative law norms: collection of scientific papers of the II International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 15, 2018. - Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, 2018. - pp. 227-230.

6. Matuzov, N. I. Legal regimes: Questions of theory and practice / N. I. Matuzov, A.V. Malko // News of higher educational institutions. Jurisprudence. - 1996. - № 1(212). - Pp. 16-29.

7. Sovetov, I. K. The legal regime of martial law in the system of ensuring national security of Russia / I. K. Sovetov // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. - 2022. -№ 3(93). - Pp. 8-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.